Рабочая учебная программа по дисциплине «методология и методы научных исследований» для опп «050100 Педагогическое образование. Магистерская программа «Экономическое образование»



Скачать 275.45 Kb.
Дата14.02.2016
Размер275.45 Kb.
ТипРабочая учебная программа

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Уральский государственный педагогический университет"

Экономический факультет

Кафедра экономики и методики преподавания экономическим дисциплинам


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

для ОПП «050100 – Педагогическое образование.

Магистерская программа «Экономическое образование»»

по циклу М 1 – Общенаучный цикл

(Базовая часть: М.1.Б.02)



Очная форма обучения

Курс – 5


Семестр – 10

Объем в часах, всего: 108

в т.ч. лекции – 16

практические занятия – 20

самостоятельная работа – 72

Зачет – 10 семестр



Заочная форма обучения

Курс – 5


Семестр – 10

Объем в часах, всего: 108

в т.ч. лекции – 6

практические занятия – 12

самостоятельная работа – 90

Зачет – 10 семестр



Екатеринбург 2011
Рабочая учебная программа по дисциплине

«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»


ФБГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет"

Екатеринбург, 2011, 26 с.


Составитель: Попова Нина Евгеньевна, к.п.н., доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин УрГПУ
Протокол от _______№________ г.

Зав. кафедрой _____________________________ Н.Е. Попова

Руководитель методической комиссии Т.О.Болтянская
Декан А.А.Лобут

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. Цели и задачи дисциплины.

Изучение курса обусловлено требованиями ФГОС ВПО и предполагает формирование навыков студентов по определению методологической основы и логики психолого-педагогического исследования с позиций гуманитарно-целостного подхода к изучению образовательного процесса.

ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. Сформировать у студентов целостное представление об образовательном процессе и умение реализовать знания в условиях образовательного учреждения.

  2. Выработать у студентов навыки теоретических и эмпирических методов исследования.

ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Развивать у студентов умение логично рассматривать теоретические и практические вопросы опытно-поисковой и экспериментальной работы и аргументированно отстаивать собственное моделирование проблемы.

  2. Вырабатывать у студентов умение характеризовать приемы выдвижения гипотезы, а также процесс возникновения идеи и замысла психолого-педагогического исследования.


1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.
1.3. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина изучается в цикле М 1 - «Общенаучный цикл», в его базовой части: М.1.Б.02.


1.4. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО.


Общекультурные компетенции студента (ОК):

- владеет культурой мышления, обобщает, анализирует, воспроизводит информацию, ставит цель и выбирает пути ее достижения (ОК -1);

- умеет анализировать экономические, мировоззренческие, социально значимые проблемы (ОК-2);

- использует знания о современной экономической картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применяет методы экономико-математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК- 4);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОК- 12);

- способен логически верно излагать устную и письменную речь (ОК-6);

- использует основные методы, способы, средства получения, хранения, переработки информации. Работает с компьютером как средством управления информацией (ОК- 8).
Профессиональные компетенции студента (ПК):

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК- 2);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК- 3);

- способен к подготовке и редактированию текстов экономического содержания (ОПК- 6).
Компетенции педагогической деятельности (ПК):

- способен реализовать учебные программы базовых и элективных курсов экономики в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности (ПК-7).


Требования по дисциплинам профессионального цикла (ОК, ОПК, ПК).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

- сущность и структуру образовательных процессов;

- тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

- методологию педагогических исследований проблем образования;

- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды, способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

- способы профессионального самопознания и саморазвития.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

- системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;

- использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

- участвовать в профессиональных дискуссиях, использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.


В результате изучения дисциплины студент должен владеть:

- способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

- способами проектной и инновационной деятельности;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды.


  1. Учебно-тематическое планирование

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п

Наименование темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Все-го

Лекций

Практических

1.

ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГО-ГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

12

4

2

2

8

2.

СООТНОШЕНИЕ МЕТОДОЛО-ГИЧЕСКОГО, ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ

12

4

2

2

8

3.

МЕДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

12

4

2

2

8

4.

КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

12

4

2

2

8

5.

ОБЩАЯ ЛОГИКА И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

18

6

2

4

12

6.


КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МЕТОДОВ



12

4

2

2

8

7.

НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

12

4

2

2

8

8.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАУЧНЫХ ДАННЫХ

18

6

2

4

12

Итого__108__36__16__20'>Итого

108

36

16

20

72


2.1. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п

Наименование темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Все-го

Лекций

Практических

1.

ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГО-ГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

12

2

-

2

10

2

СООТНОШЕНИЕ МЕТОДОЛО-ГИЧЕСКОГО, ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ

12

2

-

2

10

3.

МЕДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

12

2

2

-

10

4.

КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

12

2

-

2

10

5.

ОБЩАЯ ЛОГИКА И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

18

4

2

2

14

6.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МЕТОДОВ



12

2

-

2

10

7.

НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

12

2

-

2

10

8.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАУЧНЫХ ДАННЫХ

18

2

2

-

16




Итого

108

18

6

12

90



III. Содержание дисциплины

Тема 1. ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Гуманитарно-целостная стратегия в образовании. Роль стратегии в научном познании. Традиционная стратегия в образовании. Гуманистическая стратегия в образовании. Гуманитарная стратегия в образовании. Системно- целостный подход в образовании. Взаимосвязь целостности и гуманитарности в образовательных процессах.

Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин. Объект науки. Предмет науки. Категориальный аппарат науки. Методы исследования. Закономерности как предмет научного исследования. Назначение психолого-педагогических наук.

Педагогика и психология в системе наук о человеке. Связи психологии и педагогики с другими науками.

Роль педагогики и психологии в исследовании образования. Значение педагогики в системе научного знания. Психологическое знание в сфере образования.

Соотношение теории и практики образования. Влияние науки на практику образования. Знания как способ связи науки и практики. Разрыв между теорией и практикой образования.

Тема 2. СООТНОШЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО, ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ

Понятие «методология образования». Методология как теоретический ориентир в науках об образовании. Функции методологии в науке и практике образования.

Философский уровень методологии образования. Экзистенциализм. Философия прагматизма в образовании. Бихевиоризм в теории и практике образования. Диалектический материализм в образовательной сфере. Религиозная философия и образование. Наука, философия, религия в исследовании образования.

Общенаучный уровень методологии образования. Системно-структурный подход в образовании. Деятельностный подход в теории и практике образования.

Конкретно-научный и технологический уровни методологии образования.

Тема 3. МЕДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Научное исследование в образовании. Уровни научного исследования в образовании. Принципы научного исследования. Основные характеристики научного исследования. Субъектность в научной деятельности.

Виды научных исследований в образовании. Структура педагогической и психологической науки. Выбор научной специальности.

Методологическая культура исследования. Категория культуры. Специфика методологической культуры исследователя. Овладение методологической культурой.

Рефлексия в исследовании и практической деятельности педагога. Рефлексия и познание. Этические нормы в исследовательской деятельности. Правовые ограничения в исследовательской деятельности. Стереотипы в исследовательской деятельности.

Тема 4. КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Категории, термины и понятия в структуре психолого-педагогического знания. Категориальный аппарат как основа научного знания. Определение понятия. Становление категориального аппарата науки. Использование терминов.

Система научных понятий и образовательная концепция. Парадигма. Теория. Концепция. Современные категории и понятия наук об образовании.

Тема 5. ОБЩАЯ ЛОГИКА И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Логика организации психолого-педагогического исследования. Подготовительный этап. Планирование исследовательских действий. Сбор эмпирических данных. Анализ эмпирических данных. Формулировка выводов и заключения.

Моделирование в психолого-педагогическом исследовании. Понятие моделирования. Роль моделирования в исследовании. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании. Модель педагогических условий. Модель педагогической деятельности.

Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании. Роль проектирования в концептуализации исследовательской позиции.

Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования. Опыт и эксперимент в исследовательской работе. Экспериментальная работа образовательного учреждения. Исследования в образовательных учреждениях.

Тема 6. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы психолого-педагогического исследования. Понятие метода. Классификация методов исследования. Гуманитарная связь предмета и метода исследования.

Теоретические методы исследования. Интерпретация. Метод понимания. Анализ и синтез. Идеализация и моделирование. Индукция и дедукция. Сравнение. Обобщение. Ранжирование. Классификация. Монографический метод.

Эмпирические методы исследования. Требования к эмпирическим методам. Наблюдение. Контент-анализ. Изучение опыта. Диагностический эксперимент. Метод опроса. Диагностическая беседа. Интервью. Анкетирование. Социометрические методы исследования. Рейтинг. Шкалирование. Тесты. Контрольные работы в диагностике.

Тема 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МЕТОДОВ

Исследовательский процесс. Принципы и правила исследования. Содержательные аспекты исследования.

Специфика изучения различных аспектов образования. Дидактические исследования. Исследования в воспитании. Исследования в системе непрерывного образования.


Тема 8. НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Надежность методов исследования. Критерии и показатели в оценке методов исследования. Общие требования к методам исследования.

Валидность методов исследования. Виды валидности методик: теоретическая, эмпирическая, внутренняя, внешняя, конкурентная, прогностическая, инкрементная, дифференциальная, содержательная, коструктивная.
Тема 9. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАУЧНЫХ ДАННЫХ

Измерения в психолого-педагогическом исследовании. Понятие диагностической шкалы. Шкала: номинальная, порядковая, интервальная, шкала отношений. Специфика использования разных типов шкал.

Математическая и статистическая обработка данных. Использование статистики в исследовании. Основные этапы обработки результатов. Распределение данных. Меры центральной тенденции: мода, медиана, среднее арифметическое. Меры связи. Репрезентативность выборки. Дисперсия. Статистическая гипотеза.

Визуализация данных и выводов исследования: таблица, рисунок, схема, фотография, графа, диаграмма, график.

Особенности различных форм представления результатов исследования: тезисы, статья, доклад, монография, учебное пособие, диссертация, автореферат.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


6.1. Рекомендуемая литература
Основная

  1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.

  2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И.Загвязинский, Р.Атаханов – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.

  3. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И.Образцов. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.

Дополнительная

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований/ Ю.К.Бабанский. – М., 1982. – С.68-123.

  2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога/ Н.М.Борытко. – М., 2006. – С.20 -23.

  3. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований/ Г.Х.Валеев. – Стерлитамак, 2002.

  4. Глебов А.А. сущность и технология подготовки магистерской диссертации по педагогике: учеб. пособие/ А.А.Глебов, Е.И.Сахарчук. – Волгоград, 2001.

  5. Колесникова А.И. Педагогическая праксеология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.И.Колесникова, Е.В.Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. -256 с.

  6. Колесникова А.И. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. – 1995. - № 6.

  7. Краевский В.В. Методология педагогической науки: учеб. пособие / В.В.Краевский. – М.: , 2001.

  8. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г.Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

  9. Полонский В.М. Критерии актуальности педагогических исследований // Советская педагогика. – 1982. - № 5.

  10. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / под ред. М.А.Данилова, Н.И.Болдырева. – М., 1971.


VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. АТТЕСТАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Тест


1. Для каждого задания выберите наиболее верный вариант ответа.

1.1. Назначение науки в образовании состоит в том, чтобы…

а) определять нормы деятельности педагога;

б) выявлять существующие в образовании закономерности;

в) оптимизировать деятельность учителя.

1.2. Гуманитарность психолого-педагогического знания основана на...

а) признании ребенка субъектом собственного развития;

б) многоаспектности, многогранности образовательных процессов;

в) гуманистическом подходе к обучению и воспитанию.

1.3. Соотношение науки и практики образования состоит в том, что...

а) наука призвана обобщать передовой педагогический опыт;

б) наука помогает оптимизировать практику образования;

в) практика формирует запрос на актуальные исследования.
2.1. Что не входит в понимание методологии образования:

а) нормативное знание о способах организации научного иссле­дования;

б) системное изложение ведущих идей;

в) квалификационные требования к подготовке исследователя?

2.2. Какая система исходных идей относится к философскому уровню
методологии образования:

а) личностный подход;

б) диалектический материализм;

в) культурологический подход?

2.3. Назначение общенаучного уровня методологии образования за­ключается в необходимости...

а) определить фундаментальные особенности исследования;

б) оформить исследовательскую позицию ученого;

в) отобрать общие способы изучения образовательных феноменов.


3.1. Объект исследования — это...

а) область действительности;

б) область реальности;

в) сфера деятельности.

3.2. Гипотеза в психолого-педагогическом исследовании — это...

а) предположительный ответ на цель и задачи исследования;

б) проект предстоящих исследовательских действий;

в) описание решаемых в исследовании проблем.

3.3. Концепция конкретного психолого-педагогического исследова­ния — это...

а) система исходных философских идей;

б) система методов исследования;

в) система ценностно-целевых установок и соответствующих им принципов.


4.1. Понятийный аппарат науки предназначен не для того, чтобы...

а) определять специфику данной области знаний;

б) отличать теоретическое исследование от описания опыта;

в) устанавливать связи с другими науками.

4.2. В логике конкретизации (сужения значения) нужно расположить
следующие понятия:

а) категория — термин — понятие;

б) термин — понятие — категория;

в) категория — понятие — термин.

4.3. Парадигма — это...

а) определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений;

б) комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления;

в) модель постановки проблем и их решения.

5.1. Диагностика и сбор эмпирических данных не включены в...

а) подготовительный этап исследования;

б) этап предварительного изучения проблемы;

в) этап апробации экспериментальной модели.

5.2. Моделирование осуществляется...

а) в начале психолого-педагогического исследования;

б) в результате психолого-педагогического исследования;

в) в начале и конце психолого-педагогического исследования.

5.3. Проект в психолого-педагогическом исследовании — это...

а) замысел исследования;

б) план исследовательских действий;

в) рекомендации по внедрению в практику полученных выводов.


6.1. Метод исследования — это...

а) стиль исследовательской деятельности;

б) предписание, как действовать;

в) исследовательская позиция ученого.

6.2. Какой из перечисленных методов не относится к теоретическим:

а) контент-анализ;

б) интерпретация;

в) понимание?

6.3. Какие из перечисленных методов не относятся к эмпирическим:

а) методы диагностики;

б) методы проектирования;

в) методы эксперимента?


7.1. Принцип — это...

а) наиболее общее требование к проведению исследования;

б) основная идея исследования;

в) направленность исследования.

7.2. Специфика исследований в сфере обучения обусловлена...

а) субъективностью диагностических методик;

б) зависимостью результатов от свойств самого обучаемого;

в) частой сменой стандартов обучения.


7.3. Выбор ведущих методов психолого-педагогического исследования обусловлен в первую очередь...

а) методологическими установками исследователя;

б) концептуальными ориентирами исследователя;

в) характером, предметом и задачами исследования.
8.1. В понятие надежности не включается...

а) неизменность результатов при любых измерениях;

б) неизменность метода в процессе диагностики;

в) неизменность объекта диагностики при измерениях.

8.2. Понятие валидности относится прежде всего к...

а) применяемому диагностическому инструментарию;

б) критериям, по которым проводится диагностика;

в) компетентности самого исследователя.

8.3. Диагностический критерий — это...

а) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация диагностируемого свойства;

б) некоторая величина или качество переменной, которое может проявляться у диагностируемого объекта;

в) форма проявления диагностируемого свойства.


9.1. Измерения в психолого-педагогических исследованиях...

а) невозможны, так как нет эталона человека и способа сравнения


с ним реальной личности;

б) проводятся только как качественные сравнения;

в) сочетают количественные и качественные характеристики.

9.2. Какая из мер центральной тенденции предпочтительна в малой совокупности результатов с большим разбросом крайних значений:

а) мода;

б) медиана;

в) среднее арифметическое?

9.3. Какой тип диаграммы наиболее наглядно демонстрирует соотношение частей внутри целого:

а) столбчатая диаграмма;

б) ярусная диаграмма;

в) круговая диаграмма?

10.1. Какая из функций не относится к функциям науки:

а) объяснительная;

б) преобразовательная;

в) контрольно-оценочная?

10.2. Гуманитарный характер психолого-педагогического знания состоит в том, что...

а) оно зависит от точки зрения исследователя, т.е. не является
точным;

б) это знание о способах решения проблем человека;

в) знание гуманистично по своей природе.

10.3. Принципы как нормативное знание основаны на...

а) потребностях практики;

б) объективных закономерностях;

в) целевых установках руководителей образования.
11.1. Методология науки — это...

а) учение о принципах, методах и формах познавательной дея­тельности;

б) нормативное знание о способах организации научного исследо­вания;

в) системное изложение ведущих идей.

11.2. Какая система исходных идей не относится к философскому уров­ню методологии образования:

а) личностный подход;

б) экзистенциальный подход;

в) религиозная философия?

11.3. Конкретно-научный уровень методологии образования представ­ляет собой...

а) систему идей, специфичных для сферы образования;

б) систему исследовательских процедур, применяемых в образова­нии;

в) систему правил организации психолого-педагогического исследования.


12.1. Предмет исследования в образовании...

а) это часть объекта;

б) определяет аспект рассмотрения объекта;

в) определяется потребностями практики образования.

12.2. Гипотеза в психолого-педагогическом исследовании...

а) не является обязательной, так как сужает поле поиска;

б) отражает аспект рассмотрения исследовательской проблемы;

в) нужна как отправная точка в поиске нового знания.

12.3. В концепцию психолого-педагогического исследования включаются...

а) целевые установки исследователя;

б) этические правила и принципы исследования;

в) юридические нормы проведения исследования.


13.1. Понятийный аппарат науки предназначен не для того, чтобы...

а) теоретическое исследование отличалось от описания опыта;

б) определять специфику данной области знаний;

в) устанавливать связи с другими науками.

13.2. В логике конкретизации (сужения значения) нужно расположить...

а) термин — понятие — категория;

б) категория — понятие — термин;

в) категория — термин — понятие.

13.3. Теоретическая концепция — это...

а) модель постановки проблем и их решения;

б) определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений;

в) комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.


14.1. Основные характеристики исследования определяются...

а) на подготовительном этапе работы;

б) при планировании исследовательских действий;

в) при формулировании выводов.

14.2. Модель в психолого-педагогическом исследовании - это спо­соб...

а) представления внутри- и межличностных процессов;

б) исследования образовательных процессов;

в) представления результатов научного поиска.

14.3. Проектирование в психолого-педагогическом исследовании - это...

а) разработка методических рекомендаций;

б) способ прогнозирования образовательных явлений и процессов;

в) способ представления нормативного знания.


15.1. Метод исследования — это...

а) то же, что и принцип деятельности;

б) способ выполнения исследовательских процедур;

в) система действий по достижению общей цели.

15.2. Какой из перечисленных методов не относится к теоретическим:

а) идеализация;

б) рейтинг;

в) моделирование?

15.3. Какие из перечисленных методов не относятся к эмпирическим:

а) проектирование;

б) шкалирование;

в) метод полярных профилей?
16.1. Принцип исследования (найти ошибочное утверждение)...

а) обусловлен объективными закономерностями;

б) ограничивает исследовательские действия;

в) конкретизируется в системе правил.

16.2. Специфика исследований в сфере воспитания обусловлена...

а) отсутствием государственной идеологии воспитания;

б) неразработанностью стандарта воспитания;

в) нелинейностью причинно-следственных зависимостей.

16.3. Гуманитарная позиция исследователя обусловливает выбор ме­тодов, направленных на...

а) понимание внутреннего мира обучаемых, воспитанников и работающих с ними педагогов;

б) раскрытие потенциала саморазвития педагогических явлений и процессов;

в) выявление комфортных условий деятельности, поведения и об­щения.


17.1. Коэффициент надежности не связан с коэффициентом корреля­ции...

а) результатов, полученных по разным шкалам одного и того же теста;

б) результатов тестирования одного и того же контингента испытуемых вариантами одного и того же теста;

в) между результатами первого и повторного испытаний одним


тестом одной и той же выборки испытуемых.

17.2. Критерий валидности говорит о…

а) теоретической обоснованности применяемого метода;

б) степени соответствия метода своему назначению;

в) степени точности и устойчивости показателей диагностируемо­
го признака.

17.3. Диагностический показатель — это...

а) признак, на основании которого производится оценка, опреде­ление или классификация диагностируемого свойства;

б) некоторая величина или качество переменной, которое может проявляться у диагностируемого объекта;

в) форма проявления диагностируемого свойства.
18.1. Специфика использования разных шкал в психолого-педагоги­ческих измерениях...

а) объясняется трудностью в их разработке и применении соот­ветствующих методик;

б) связана с необходимостью определения качественных измене­ний диагностируемого свойства;

в) определяется необходимостью соблюдения системно-целостно­ го подхода.

18.2. Какая из мер центральной тенденции предпочтительна для данных, полученных с помощью номинальной шкалы:

а) мода;


б) медиана;

в) среднее арифметическое?


18.3. Как лучше проиллюстрировать причинно-следственную зависи­мость двух величин:

а) диаграммой;

б) схемой;

в) графиком?



2. Сравните свои ответы с ключом:

1 баб; 2 вбв; 3 аав; 4 бав; 5 авв; 6 баб; 7 абв; 8 бба; 9 вбв; 10 вбб; 11 ааб; 12 бва; 13 авб; 14 аав; 15 вба; 16 бвб; 17 абб; 18 бав.

Аттестационные измерительные материалы по предмету «Методология и методы научных исследований» составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО для студентов- магистрантов первого года обучения по направлению "050100 – Педагогическое образование», Магистерская программа «Экономическое образование».

Для проверки уровня усвоения каждого раздела дисциплины разработаны тесты.

Результаты теста оцениваются по дихометрической шкале: "освоил" - "не освоил". Подсчитывается количество правильных ответов и определяется процент правильно выполненных заданий. Отметки выставляются по шкале:




Отметка

Критерии

5

81-100%

4

61-80%

3

41-60%

2

до 40%



VIII. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ
Попова Нина Евгеньевна

кандидат педагогических наук

доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин

экономического факультета УрГПУ

рабочий телефон: 371 04 46


Рабочая учебная программа

по дисциплине «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

для ОПП «050100 – Педагогическое образование.

Магистерская программа «Экономическое образование»»

по циклу М 1 – Общенаучный цикл

(Базовая часть: М.1.Б.02)


Подписано в печать____________________ . Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл.печ.л. _____________

Тираж ________ экз. Заказ _________________.

Уральский государственный педагогический университет.

620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.




Каталог: images -> stories -> news -> docs
stories -> Вадим Зеланд Вершитель реальности
stories -> Сборник материалов V научно-практической конференции Екатеринбург 2012 issn 2303-9892
stories -> Морозова С,А. О некоторых особенностях формирования профессиональной компетентности музыканта в среднем профессиональном образовании
stories -> Программа вступительного экзамена в ординатуру по специальностям «Психиатрия»
docs -> Рабочая учебная программа по дисциплине " формирование экономической культуры" по направлению "050400 Социально-экономическое образование
docs -> Рабочая учебная программа по дисциплине " Социология труда" по направлению "050400 Социально-экономическое образование
news -> Публикации сразу, без главной страницы: А. В. Бородина
docs -> Рабочая учебная программа по дисциплине " Социология труда" по направлению "050400 Социально-экономическое образование


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница