Рабочая учебная программа по дисциплине «Экспериментальная психология» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»



Скачать 194.46 Kb.
Дата27.04.2016
Размер194.46 Kb.
ТипРабочая учебная программа




Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,


профессор Ярыгин Н.В.


__________________________

«___»________________2007г.




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «Экспериментальная психология»

для студентов дневного отделения факультета клинической психологии

для специальности 030302 «Клиническая психология».
Кафедра общей психологии

Курс 4 Семестр 7
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».

Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«____»______________ 2007г., протокол № ________

Зав. кафедрой, профессор ___________________________ Е.В. Орестова

Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 «Клиническая психология»

«____»_______________ 2007г., протокол № ________



Председатель комиссии:

профессор _________________________________________ Н.А. Сирота

Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ

«____»_______________ 2007г., протокол № ________



Председатель ЦМС:

Член-корр.РАМН, профессор _________________________ Э.В. Луцевич



  1. Цель и задачи дисциплины:

Целью дисциплины является освоение студентами общей методологии исследований в психологии, овладение нормативами гипотетико-дедуктивного вывода применительно к исследовательским целям, навыками анализа и построения психологических исследований, направленных на решение научных, прикладных и практических задач профессиональной деятельности клинического психолога, и отвечающих всем требованиям естественнонаучной исследовательской парадигмы.
2. Требования к уровню освоения дисциплины

а) Студент должен знать и уметь использовать

Теоретико-методологические основы планирования, осуществления, анализа и оформления эмпирических исследований с теоретическими, прикладными и практическими целями в психологии; принципы и методы проектирования и анализа валидных исследований.



б) Уровень компетентности

Обладание целостным представлением о естественнонаучном подходе к построению исследований для обеспечения теоретического фундамента подготовки клинического психолога и основы для формирования профессионального мышления



в) Коммуникативность

Уметь грамотно и свободно использовать полученные знания при общении с коллегами, представлять результаты собственных исследований на публичных мероприятиях (конференциях и т.п.), корректно проводить критическую оценку материалов, излагающих результаты эмпирических исследований



г) Студент должен иметь практические навыки

Анализа и рецензирования экспериментальных работ, проектирования собственных исследований.



д) Студент должен иметь представление о

Методологических основах и принципах экспериментальной психологии.


3. Объём дисциплины и виды учебной работы



Виды учебной работы

Всего часов

Семестры


Общая трудоёмкость дисциплины

150

I

Аудиторные занятия:

85

I

- лекции

20

I

- семинары и практические занятия

65

I

Самостоятельная работа:

22

I

- работа с учебной и учебно-методической литературой;

35

I

- выполнение домашних заданий.

30

I

Формы текущего контроля:







- защита домашних заданий

- контрольные работы









Вид итогового контроля (зачёт, экзамен)

экзамен

I


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


Названия тем и разделов

Всего часов
Аудиторная

работа

Самост. работа

Лекции

Семинары и практич.

I. Эмпирические исследования в психологии

1.

Введение




3

5




2.

Общие проблемы психологического исследования




3

12

13

3.

Неэкспериментальные методы психологического исследования




3

12

13

II. Эксперимент и квазиэксперимент

4.

Общеметодологические проблемы психологического эксперимента




4

12

13

5.

Экспериментальные и казиэкспериментальные планы




4

12

13

6.

Результаты психологического исследования




3

12

13

Итого:

150

20

65

65

85


4.2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел I. Эмпирические исследования в психологии
Тема 1. Введение
Использование термина "экспериментальная психология". Предмет экспериментальной психологии как отдельной дисциплины научно-психологического знания. Понятие "исследование". Исследования с практическими, прикладными, научными целями.

История возникновения и развития экспериментальной психологии. "Структура научных революций" Т. Куна. Понятие "парадигмы".

Естественнонаучная парадигма как основа современной науки. Критический рационализм К. Поппера. Специфика естественнонаучной парадигмы в социальных науках и психологии.

Проблема количественного и качественного анализа результатов исследования. Перекрестная верификация количественных данных качественными (Д. Кэмпбелл).

Экспериментальная психология как нормативная база профессионального психологического мышления.
Тема 2. Общие проблемы психологического исследования
Классификации методов психологического исследования: по уровню общности, по особенностям взаимодействия объекта и субъекта исследования, по целям исследования. Основные методы психологических исследований: наблюдение, беседа, измерение, анализ продуктов деятельности, эксперимент.

Общая структура психологического исследования и ее приложение к исследованиям с различными целями (теоретическим, прикладным, практическим). Проблема исследования и основные этапы ее порождения. Объект и предмет исследования. Цель и задачи исследования. Гипотезы исследования: теоретические, экспериментальные (исследовательские) и статистические гипотезы; проблемы переходов между уровнями гипотез. Методический аппарат исследования: планирование исследования в широком (составление программы) и узком (собственно план, или дизайн исследования) смысле; методы и методики в исследовании. Изложение, обработка, обсуждение и интерпретация результатов исследования; принятие решений относительно гипотез исследования. Выводы из исследования; проблема индуктивного распространения выводов.

Психология психологического эксперимента. Психология испытуемого: "истинная" и "ситуативная" мотивация (К. Левин), эффекты Хотторна и Зайонца; проблема принятия задачи; "реакция на ситуацию эксперимента": ситуации "клиента" и "экспертизы". Психология экспериментатора: влияние установок на результаты исследования, эффект Пигмалиона; "слепой" и "двойной слепой" методы исключения этого влияния. Психология экспериментального общения.
Тема 3. Неэкспериментальные методы психологического исследования1

Неэкспериментальные методы психологического исследования: наблюдение, беседа, измерение, анализ продуктов деятельности. Те же методы как составная часть экспериментальных исследований.

Наблюдение как исследовательский метод. Виды наблюдения. Техника наблюдения.

Беседа как исследовательский метод. Виды бесед. Интервью и "клиническая" беседа. Консультативная беседа.

Проблема измерения в психологии. Измерение как отдельный исследовательский метод.
Раздел 2. Эксперимент и квазиэксперимент
Тема 4. Общеметодологические проблемы психологического эксперимента
Понятие "эксперимент": широкая и узкая трактовка. Квазиэксперимент. Причинность в психологии. Экспериментальные переменные: понятия независимой, зависимой, внешних, побочных, дополнительных переменных. Понятие управления переменными и контроля переменных.

Проблема валидности психологического эксперимента. Идеальный эксперимент, как центральное понятие для анализа валидности. "Очищение" независимой переменной и выделение экспериментального эффекта. Виды валидности: внутренняя, внешняя, операциональная, конструктная. Понятие "здравого смысла" (Д. Кэмпбелл). Основные факторы, угрожающие валидности эксперимента.

Надежность и репрезентативность эксперимента. Экспериментальная выборка и ее репрезентативность. Основные "схемы сравнения" в экспериментальных исследованиях. Критерии и стратегии составления репрезентативных выборок.

Контроль экспериментальных переменных: независимой и внешних. Формы и общие приемы контроля.


Тема 5. Экспериментальные планы2

Доэкспериментальные планы.

Планы истинных экспериментов.

Квазиэкспериментальные планы. Обзор типы квазиэкспериментов: лонгитюд, формирование, пато- и нейропсихологическое исследование, "естественный" эксперимент, психогенетические исследования.

Корреляционное исследование.
Тема 6. Результаты психологического исследования

Статистический анализ результатов экспериментального исследования. Понятие значимости результатов. Основные понятия и методы статистического анализа применительно к планам экспериментальных исследований.

Соотношение количественного и качественного анализа результатов эксперимента и их интерпретации. Интерпретация как источник невалидности.

Экспериментальный вывод: проблема индуктивного распространения результатов. Проблема истинности научного знания.



Основные требования к представлению результатов исследования.
4.3. Тематический план лекций по семестрам.

I. Эмпирические исследования в психологии

1.

Введение

1.1

Экспериментальная психология: история, предмет, задачи.

1.2

Методология науки и специфика психологических исследований.

1.3

Проблема количественного и качественного анализа результатов исследования.

2.

Общие проблемы психологического исследования

2.1

Классификация методов психологического исследования.

2.2

Общая структура психологического исследования.

2.3

Психология психологического исследования.

3.

Неэкспериментальные методы психологического исследования

3.1

Наблюдение.

3.2

Беседа.

3.3

Измерение.

II. Эксперимент и квазиэксперимент

4.

Общеметодологические проблемы психологического эксперимента

4.1

Определение эксперимента. Экспериментальные переменные.

4.2

Проблема валидности психологического эксперимента.

4.3

Контроль экспериментальных переменных.

5.

Экспериментальные планы

5.1

Доэкспериментальные планы.

5.2

Планы истинных экспериментов.

5.3

Квазиэксперимент.

5.4

Корреляционное исследование.

6.

Результаты психологического исследования

6.1

Статистический анализ и распространение результатов.

6.2

Проблема интерпретации результатов.

6.3

Представление результатов исследования.



4.4. Тематический план семинаров и практических занятий

Семинар 1. Структура психологического исследования.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая структура психологического исследования и ее приложение к исследованиям с различными целями (теоретическим, прикладным, практическим).

  2. Методический аппарат исследования: программа и план.

  3. Проблема операционализации гипотез и интерпретации результатов.

Семинар 2. Психология психологического исследования (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Психология исследования: испытуемый.

  2. Психология исследования: исследователь.

  3. Психологические особенности экспериментальной ситуации и экспериментального общения.

Семинар 3. Неэкспериментальные методы психологического исследования.

Вопросы для обсуждения:

  1. Неэкспериментальные методы психологического исследования как составная часть экспериментальных исследований.

  2. Наблюдение как исследовательский метод.

  3. Беседа как исследовательский метод.

  4. Проблема измерения в психологии.


Семинар 4. Валидность психологического эксперимента.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема валидности психологического эксперимента. Виды валидности.

  2. Безупречный эксперимент и его компоненты: идеальный эксперимент, бесконечный эксперимент, эксперимент полного соответствия.

  3. Надежность и репрезентативность эксперимента. Репрезентативность экспериментальной выборки.

  4. Формы и общие приемы контроля экспериментальных переменных.


Семинар 5. Планы эмпирических исследований.

Вопросы для обсуждения:

  1. Обеспечение экспериментального вывода и контроль валидности как основная задача планирования.

  2. Основные планы истинных экспериментов: контроль валидности и особенности реализации.

  3. Квазиэкспериментальные планы: проблема обеспечения валидности в квазиэксперименте.

  4. Особенности планирования корреляционного исследования.


Семинар 6. Работа с результатами исследования.

Вопросы для обсуждения:

  1. Математическая обработка результатов эмпирического исследования в соответствии со статистическими гипотезами исследования.

  2. Интерпретация результатов исследования: формулирование выводов о гипотезах исследования и проблема распространения результатов.

  3. Теоретическая интерпретация результатов исследования и формулирование выводов исследования.

  4. Представление результатов исследования.


4.5. Самостоятельная работа студентов.

В соответствии с планом семинарских занятий.


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины

Анализ и построение схем эмпирических исследований с научными, прикладными и практическими целями в соответствии с нормативами экспериментальной психологии.


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература:

а) Основная:


  1. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. //Избр. психол. произведения. М., 1975.

  2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.

  3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2001.

  4. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М., 2001.

  5. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980 (СПб., 1996).


б) Дополнительная:

  1. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина. //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, 1987 №1.

  2. Корнилова Т.В. Психологический эксперимент в системе исследовательских методов в высшей школе. М., 1993.

  3. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

  4. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. //Ред. Корнилова Т.В. М., 1998.


8. Материально-техническое обеспечение

Кафедра имеет 3 учебных аудитории.


9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Раздел I. Эмпирические исследования в психологии

Тема 1. Введение

Данная тема, помимо ориентировки в структуре курса, в основных проблемах и терминах экспериментальной психологии, предполагает знакомство с историей возникновения и основными понятиями методологии современных естественно-научных дисциплин. Знакомство с концепцией методологии науки Т. Куна и К. Поппера определяет место экспериментального метода исследования в современной науке в целом и психологии – в частности. Для расширенного изучения этой темы можно порекомендовать помимо указанных с списке литературы основных источников познакомиться с основополагающей для этой темы работой Т. Куна «Структура научных революций» (М., 1977 или любое другое издание), а также с материалами научной психологической периодики по проблемам «идеалов научности», и в первую очередь с известной публикацией материалов дискуссии по проблемам научности (Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) //Вопросы философии 1993 №5).


Тема 2. Общие проблемы психологического исследования

Ключевой проблемой, обсуждаемой в данной теме является вопрос о структуре психологического исследования. По сути, все дальнейшее изложение материала курса так или иначе апеллирует к этому разделу. Особое внимание необходимо уделить проблеме приложения содержания этого вопроса к исследованиям, проводимым с различными (теоретическими, прикладными и практическими) целями, поскольку в прикладной и практической работе психолога эта структура и гипотетико-дедуктивный способ рассуждения в целом часто оказываются скрыты. Рефлексия этой схемы рассуждения, являющейся, по сути, одним из универсальных средств профессионально-психологического мышления и составляет основную задачу при изучении данного раздела.

Помимо указанного вопроса в данной теме изучаются основные классификации исследовательских методов в психологии, а также проблема психологии психологического эксперимента. Первый вопрос служит ориентировочной основой для дальнейшего использования в курсе многообразных и часто неоднозначно трактуемых терминов, обозначающих виды исследований. Здесь следует точно и четко определить круг методов, обозначаемых терминами «эмпирические методы», «экспериментальные методы», «квазиэксперимент», «эксперимент», «квазиэксперимент», «корреляционное исследование». Второй вопрос, обсуждаемый на семинарском занятии предлагает психологический анализ ситуации проведения эксперимента, те ошибки, которые можно допустить если не учитывать психологические особенности субъекта и объекта исследования. Этот вопрос во многом предназначен для описания тех нюансов, которые экспериментатору приходится учитывать при проведении психологического исследования.
Тема 3. Неэкспериментальные методы психологического исследования

Данная тема несколько нарушает общую логику курса, является «вставной». На ней обсуждаются и отрабатываются в ходе выполнения практических заданий навыки проведения наблюдения, беседы и измерения. Этот материал не нов для студентов, однако мы посчитали необходимым включить его в курс не только по формальным соображениям, но также исходя из того, что в ходе проведения практически любого психологического исследования психологу приходится выполнять эти три действия, которые оказываются необходимыми «кирпичиками» в комплексном умении проведения исследования.


Раздел II. Эксперимент и квазиэксперимент

Тема 4. Общеметодологические проблемы психологического эксперимента

Данная тема определяет основные термины и описывает основные проблемы экспериментально-психологического анализа и построения эмпирических исследований в психологии.

Целый ряд ключевых вопросов требуют от студентов напряженного внимания к специфической терминологии экспериментальной психологии, сложным теоретическим обобщениям и умению прилагать полученные знания к конкретным исследованиям при их анализе и построении.

После введения базовых терминов, обозначающих виды экспериментальных переменных, в теме обсуждается понятие валидности исследования как ключевого предмета экспериментально-психологического анализа. Вводится система видов валидности, общие факторы, угрожающие валидности. Кроме того анализируются смежные с валидностью проблемы надежности и репрезентативности эксперимента, схем экспериментального сравнения, контроля экспериментальных переменных.

Одной из наиболее существенных сложностей при изучении материала темы является сложность и многоуровневость терминологии. По сути, практически каждое следующее определение опирается на предыдущие, например:

1. «При проверке каузальной гипотезы фактор, рассматриваемый как причина называется независимой переменной, а фактор, рассматриваемый как следствие - зависимой переменной».

2. «Независимая и зависимая переменная являются базовыми переменными исследования»

3. «Идеальным экспериментом называется исследование, в котором существуют только базовые переменные»

4. «Внутренняя валидность исследования – степень его соответствия идеальному» – и т.д.

Таким образом, понимание каждого следующего определения возможно только в случае усвоения предыдущего. Для преодоления указанной трудности студентам предлагается строго и точно записывать предлагаемые определения и в ходе семинарского занятия выстраивать логическую схему понятий. Кроме того, каждое понятие требует иллюстрации примерами и отработки в ходе самостоятельного анализа исследований.

Последнее верно не только по отношению к терминологии: основное содержание темы отрабатывается в ходе семинарских и практических занятий, на которых студенты самостоятельно (в микрогруппах и индивидуально) анализируют структуру переменных исследования, используемые схемы сравнения и т.п. (см. далее ориентировочную схему анализа исследования).
Тема 5. Экспериментальные планы

Данная тема представляет подробный обзор наиболее распространенных экспериментальных и квазиэкспериментальных планов с разбором используемых схем сравнения и анализом валидности. Здесь же разбираются квазиэксперименты – корреляционные исследования и неклассические исследовательские методы.

Главной задачей темы является не столько заучивание возможных вариантов проведения исследования (использование готовых вариантов без вдумчивого приложения их к конкретным задачам всегда приводит к серьезным ошибкам), сколько обучение на их примерах и их основе анализу и конструированию валидных исследований. Знание идеальных (позитивных – как необходимо делать, и негативных – как делать нельзя) образцов исследовательских планов позволяет выделить в планировании исследования те существенные моменты, на которые необходимо обращать внимание в реальной исследовательской практике.

Особое внимание при изучении этой темы также необходимо уделить соотнесению возможностей и ограничения различных типов исследования – собственно экспериментальных, квазиэкспериментальных (встречающихся чаще) и корреляционных. Это важно в частности в силу того, что наиболее "слабые" в плане исследовательских возможностей корреляционные схемы благодаря большей простоте в организации и проведении как правило ложатся в основу курсовых и дипломных работ студентов. Точно знать особенности проведения этих исследований необходимо для корректного их построения и отношения к их результатам.


Тема 6. Результаты психологического исследования

Данная тема раскрывает этапы работы с результатами исследования - обработкой, интерпретацией, представлением. Как и в предыдущих темах одной из трудностей изучения материала является необходимость приложения общеметодологических положений экспериментальной психологии к реальной исследовательской практике, и как в теме 2 особо остро стоит вопрос о приложении обсуждаемых здесь вопросов к прикладным и практическим исследованиям. Последнее практически неизбежно выливается в обсуждение роли теоретического знания в практической работе психолога.

Ключевым для темы вопросом здесь является проблема интерпретации полученных результатов. Опыт работы со студенческими исследовательскими работами заставляет уделять этому особое внимание, поскольку часто полученные результаты полагаются самоценными, без попытки объяснить их суть с точки зрения той или иной теории, а также показать их реальное значение для практической работы.

Отдельно следует отметить, что данная тема содержит много операциональных моментов, которые должны быть тщательно зафиксированы. В первую очередь это касается общепринятых стандартов представления результатов исследовательской работы, норм оформления курсовых и дипломных работ, статей, тезисов.


Рабочая учебная программа по дисциплине Экспериментальная психология

Составлена Моховым В.А., канд. психол. н., ст. преподаватель

(Ф.И.О. , учёное звание, степень должность)

1 Данный раздел направлен не столько на теоретическое освещение методологических проблем рассматриваемых методов, сколько на практическую отработку соответствующих навыков.

2 Рассмотрение всех планов строится по единому образцу: излагается сам план, анализируется его структура, затем приводится (или осуществляется вместе со студентами в режиме дискуссии) подробный анализ контроля валидности.


Каталог: userdata -> manual -> doc -> rab i uch program
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Социальная психология» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Философия и история образования» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Психологическое консультирование и психотерапия посттравматического стрессового расстройства и кризисных состояний»
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по курсу «Культурология» для студентов факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология телесности» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Клиническая психология в экспертной практике» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Б иоэтика» для студентов факультета клинической психологии для специальности 030302 Клиническая психология
rab i uch program -> Рабочая программа по Психофизиологии (шифр-030302 ) для специальности: Клиническая психология
rab i uch program -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология аномального развития» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница