Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология и педагогика специальность 020400. 62 Биология профиль Экология



Скачать 354,22 Kb.
Дата28.02.2016
Размер354,22 Kb.
ТипРабочая учебная программа


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра философии и гуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

Профессор _________ А.Б. Ходжаян

«___»_______________ 20___ г.


Согласовано

Декан факультета гуманитарного

и медико-биологического образования

Проф. Н.А. Федько ________________

«_____»_____________________20___ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Специальность 020400.62 БИОЛОГИЯ

Профиль – Экология

Квалификация – бакалавр

Форма обучения – очная

Нормативный срок обучения 4 года
I. ЗЕТ 2. Всего часов 72

Из них:

1. Аудиторных занятий 36 часов

из них:

а) лекций – 12 часов

б) семинарских занятий - 24 часа

3. Самостоятельная работа – 36 часов
II. Форма контроля:

- зачет 4-й семестр

Ставрополь, 2012
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с:

- ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400.62 БИОЛОГИЯ, Утвержденным приказом Минобрнауки России от 27.05.2009 № 339;

- рабочим учебным планом по направлению подготовки 020400.62 БИОЛОГИЯ, Профиль – Экология, утвержденным Ученым советом академии от 31 августа 2011 г., протокол № 1.

Разработчик Учебной рабочей программы – к.п.н., ст. преподаватель О.И. Горбатько

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин «____» августа 20____года протокол №___

Зав. кафедрой, профессор Т.Б. Сергеева

Одобрена цикловой методической комиссией гуманитарных дисциплин

«___ » _______________20____года

Председатель ЦМК Н.К. Маяцкая



Согласовано

Учебно-методическое управление

«___ » _______________20____года

Начальник УМУ Н.П. Вышковский

Руководитель ЦУКО Ю.В. Первушин

1. Цели и задачи изучения дисциплины:

Целями освоения учебной дисциплины являются:

создание у студента психологического, этического, деонтологического мировоззрения как фундамента для изучения дисциплин профессионального цикла, и для последующей профессиональной деятельности.

Освоение студентами основ психологии для формирования у них адекватного представления о человеке как о высшей ценности и на этой основе развитие ценностного отношения к своим коллегам, личности любого другого человека.

Задачами освоения дисциплины являются:


  • последовательно раскрыть основы психологических знаний, в том числе в области общей, социальной, возрастной психологии и психологии личности;

  • введение студента в научное поле дисциплин психолого-педагогического характера, как базовых, для успешной социализации и профессионализации в специальностях, относящихся к категории «профессии служения людям»;

  • формирование у студента блока знаний о внутреннем мире и поведении человека;

  • обучение студента использованию этих знаний в профессиональной практике;

  • формирование у студента навыки делового и межличностного общения; обучить его приемам эффективного партнерского взаимодействия с коллегами;

  • обучение студента приемам и методам совершенствования собственной личностной и познавательной сферы, мотивировать к личностному и профессиональному росту.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология и педагогика» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

- специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;

- является необходимой для таких дисциплин, как: философия; право; социология; профессиональные дисциплины.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

- способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способности и готовности к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых психолого-педагогических проблем, основных педагогических категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

- способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5)

- способности и готовности использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7)

- способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- использовать отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • предмет, задачи, методы психологии и педагогики;

  • основные этапы развития современной психологической мысли (основные научные школы);

  • познавательные психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);

  • психологию личности (основные теории личности, темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности человека);

  • основы возрастной психологии и психологии развития;

  • основы психологии здоровья;

  • основы социальной психологии (социальное мышление, социальное влияние, социальные отношения).

Уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

  • формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам психологии и педагогики;

  • ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

  • использовать психолого-педагогические знания для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.


Владеть:

  • навыками психологического мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;

  • навыками публичной и научной речи, аргументации, приемами ведения дискуссии и полемики;

  • навыками восприятия и анализа текстов, имеющих психолого-педагогическое содержание.

– навыками ведения деловых переговоров и межличностных бесед;

Демонстрировать:



4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа)



Вид учебной работы

Всего часов /

зачетных единиц

Объем по семестрам

3

4

Аудиторные занятия (всего)

36

-

36

В том числе:




-




Лекции (Л)

12

-

12

Семинарские занятия (СЗ)

24

-

24

Самостоятельная работа (всего)

36

-

36

В том числе:




-




реферат

6

-

6

Изучение учебного материала, подготовка к занятиям

20

-

20

Подготовка к зачету

10

-

10

Общая трудоемкость часы

72

-

72

5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование

модуля (раздела)

Содержание раздела

1

2

3

1.

Модуль (раздел) 1. Введение в психологию.


Тема 1. Предмет, объект и методы современной психологии.

Особенности психологии как науки. Предмет и основные принципы психологии. Место психологии в системе наук. Структура современной психологической науки. Общая психология. Естественная и гуманитарная парадигмы в психологии. Поведение и деятельность. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния. Основные отрасли психологии. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии. Методы описательной (гуманитарной) психологии. Методы практической психологии.



Тема 2. История развития психологии и основные направления современной психологической теории и практики.

Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук. Этапы развития психологии. Античная психология (Гераклит, Демокрит, Анаксагор, Сократ, Платон, Аристотель). Психологическая мысль Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гоббс). Зарождение психологии как науки. Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины. Особенности понимания предмета психологии В.Вундтом, Брентано и М.Сеченовым. Учение З.Фрейда о бессознательном. Основные направления развития психологии в конце 19 первой половине 20 веков (функционализм, рефлексология, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология). Эволюция школ и направлений во второй половине 20 века. Отечественная психология в 30-е годы. Становление советской психологии (К.Н.Корнилов, Л.С.Выготский, М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Современное состояние психологической теории.


Тема 3. Становление психики человека. Учение о системной (мозговой) организации психических процессов. Соотношение сознания и бессознательного.


Возникновение психики в процессе эволюции. Эволюция психики в живой природе: методологическое значение принципа отражения; особенности отражения в живой и неживой природе. Основные этапы развития психики у животных; отличие психики человека от психики животных. Понятие психики и ее основные функции.

Структура психики. Психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека. Понятие и виды рецепторов. Понятие анализатора. Структура и основные поля коры головного мозга. Соотношение психических явлений с работой мозга. Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека. Генетические корни психологии и поведения: основные психологические свойства, передаваемые человеку генетическим путем. Влияние генотипа на темперамент, эмоциональность, речь и интеллект человека. Историческое развитие сознания у человека. Проблема антропогенеза.



Сознание как высшая форма психического отражения. Состояния сознания. Проблема генотипического и средового влияния на психологию и поведение человека. Происхождение сознания. Функции сознания. Активность и интенциональность сознания. Структура самосознания. Взаимодействие сознания и подсознания. Неосознаваемые механизмы и действия: автоматизмы, установки, сопровождения сознательных действий; неосознаваемые побудители сознательных действий по Фрейду (сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы); надсознательные процессы: интегральные продукты длительной сознательной деятельности. Теория бессознательного. Механизмы вытеснения и сопротивления. Сознание человека: характерные признаки сознания; возникновение и развитие сознания; «Проблема бессознательного в трансперсональной психологии». Нейрофизиологические механизмы психики. Развитие психики в онтогенезе. Проблема движущих сил психического развития. Понятие возраста. Психологический возраст и периодизация психического развития. Жизненный путь и стратегия жизни человека.

2.

Модуль (раздел) 2. Психология познавательных процессов.


Тема 4. Основные формы психической деятельности.

Психика и деятельность. Понятие психической деятельности, её специфика и структура. Основные формы психической деятельности. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Социальная обусловленность психической деятельности. Развитие личности в деятельности. Понятие психического нарушения. Психические болезни. Психодиагностика как разновидность диагностической деятельности. Психотерапия, её виды.


Виды и развитие личности в деятельности; эффективность деятельности и здоровье; деятельность и психические процессы (умения, навыки и привычки).

Тема 5. Ощущение и восприятие.

Виды ощущений. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Модальность ощущений. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Пороги ощущений. Сенсибилизация.

Виды восприятия. Физиологические механизмы восприятия. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность.

Тема 6. Внимание, память, воображение.

Физиологические механизмы внимания и ориентировочный рефлекс. Классификация теорий внимания по Н. Н. Ланге. Концепция установки Д. Н. Узнадзе и внимание. Распределения и объем внимания. Отвлекаемость.

Определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Теории памяти в психологии: ассоциативная, гаштальттеория памяти, смысловая концепция памяти, психоаналитическая, деятельностная концепция Выготского-Леонтьева. Двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая память. Кратковременная, долговременная, оперативная память.

Виды и функции воображения. Два вида творческой фантазии – конкретный и абстрактный. Сон и сновидения. Психика и биогенные ритмы организма.



Тема 7. Мышление и речь в психической деятельности.

Мышление как высший психический процесс. Природа и виды мышления. Теории мышления в психологии. Операции мыслительной деятельности. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация.



Индивидуальные стили мышления. Классификация типов мыслительной деятельности (по признакам экстраверсии-интроверсии; доминирования рационального или иррационального, эмоционального или логического).

Особенности творческого мышления. Трехмерная модель интеллекта по Дж. Гилфорду. Оценка интеллекта (уровень интеллектуальных возможностей индивида).

Расстройства мышления. Интеллект. Понятие интеллекта. Концепция развития детского интеллекта по Ж.Пиаже. Критерии интеллектуальной активности.

Речь как средство общения и инструмент мышления.

3.

Модуль (раздел) 3. Психология личности.


Тема 8. Структура личности в психологии. Основные компоненты личности.

Понятие личности в психологии. Психические свойства личности. Особенности социализации личности. Интеграция научных дефиниций личности.

Иерархическая структура личности по К. К. Платонову: биологические, конституциональные свойства; особенности познавательных процессов; опыт: умения, знания, навыки; направленности: убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы. Проблема личности в работах Б. Г. Ананьева. Комплексный подход Б. Ф. Ломова к исследованию личности.

Три типа теорий личности: психодинамические, социодинамические, интеракционистские. Теория черт личности.

История исследований личности: фрейдизм и неофрейдизм (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г. Салливан); вклад Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттела в разработку проблемы личности в психологии;

проблема личности в гуманистической психологии (К. Роджерс, Г. Олпорт, А. Маслоу); теория социального научения и вопрос об устойчивости личности; феноменологический подход. Концепция развития личности Э. Эриксона.



Структура личности. В. С. Мерлин, Т. Парсонс, С.Рубинштейн о компонентах личности. Взаимодействие личности и коллектива. Профессиональное взаимодействие. Сущность и структура трудового процесса. Психология совместного коллективного труда. Особенности профессионального взаимодействия и трудового коллектива.

Тема 9. Способности. Темперамент. Характер. Воля. Эмоции.

Эмоциональные процессы. Факторы, вызывающие эмоции. Эмоциональное обеспечение поведения. Эмоциональные особенности личности. Понятие о фрустрации. Механизмы интрапсихической защиты. Психология горя. Профилактика страха и тревожности. Классификация эмоциональных проявлений человека: собственно эмоции, аффекты, настроения, стресс, страсть, чувства. Теории эмоций в психологии. Стресс и фрустрация. Патофизиологические механизмы психосоматических заболеваний. Пограничные нервно-психические расстройства. Эмоции и мотивация. Вербализация эмоциональных состояний. Эмоциональные особенности личности. Страдание и горе. Функции горя. Синдром острого горя. Страх и тревожность. Субъективное переживание страха. Развитие и социализация страха. Взаимодействие страха с другими эмоциями. Терапия страха. Механизмы интрапсихической защиты.

Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности.


Мотивация поведения. Эффективность деятельности и здоровье.

Представление о мотиве. Теории мотивации. Мотивационная сфера личности. Осознанные и неосознанные мотивы. Мотивы и смысл. Мотивация и здоровье. Мотивация и болезнь. Психологический смысл болезни.

Потребности и отношения личности. Классификация потребностей. Эмоции и потребности.

Мотивационные черты личности: тревожность, агрессивность, устойчивость к фрустрации, уровень притязаний. Мотивы и успешность притязаний.



Психосоциотипы.

Жизненные сценарии в судьбе человека. Адаптивность человека и его инстинкты. Формирование жизненных целей. Личностный рост и комплекс неполноценности. «Локус контроля»: типы и поведения.

4.

Модуль (раздел) 4. Психология человеческих взаимоотношений.

Тема 11. Психология общения.


Понятие общения. Содержание, цели и средства общения. Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Виды общения: непосредственное, опосредованное; формальное и неформальное; по числу участников; по характеру используемых средств (вербальное, невербальное). Перцептивная сторона общения. Первое впечатление. Взаимопонимание. Установки. Предубеждения. Эффекты, наблюдаемые при восприятии людьми друг друга: ореола новизны, первичности, стереотипизации. Эмпатия.

Уровни общения: примитивный, «контакт масок», игровой, конвенциональный, деловой, духовный. Эмпатия и эмоциональная идентификация.

Коммуникация; структура коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры. Каналы коммуникации. Трансфер и контртрансфер.

Функции и структура общения. Самопонимание и саморегуляция в процессе общения. Трансактный анализ общения. Компоненты структуры общения и их значение для установления доверительных отношений. Профессиональное общение медика.

Механизмы восприятия людьми друг друга

Восприятие мира. Восприятие как процесс создания субъективного образа объективного мира. Подпороговое восприятие. Восприятие в лечебно-диагностическом процессе.



Внутренняя картина здоровья. Восприятие и деятельность. Свойства восприятия. Классификация восприятий. Восприятие как действие. Вербальная и невербальная коммуникации. Общение как восприятие людьми друг друга: перцепция, идентификация рефлексия, каузальная атрибуция. Закономерности и эффекты социальной перцепции. Интимные межличностные отношения: дружба, любовь, виды любви. Барьеры и конфликты в общении.

Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Хоманс, Дойч, Блау); теория символического интеракционизм; трансакционная теория (Э.Берн); психоаналитические теории.

Виды взаимодействия (кооперация, конкуренция, согласованное взаимодействие, помогающее общение). Компоненты структуры общения и их значение для установления доверительных отношений.

Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики общения. Механизмы восприятия людьми друг друга.

Синтоническая модель общения. Виды слушания.



Средства и методы психологического воздействия: вербальная и невербальная информации; вовлечение человека в специальную организованную деятельность; регуляция степени и уровня удовлетворения потребности.

Установки. Функции установок. Различия во внушаемости людей.

Правила «хорошего слушания» (психотехнические упражнения).


Тема 12. Психология человеческих взаимоотношений в группах и коллективах. Психология групп.


Структура группы и ее психологическое измерение. Понятие группы. Формирование групп. Классификация групп. Виды малых групп. Межличностные отношения в группах. Влияние группы на личность. Терапевтические группы. Взаимодействие в группе.

Взаимодействие людей в неорганизованных группах. Основные параметры малой группы. Групповые нормы. Социально-психологические явления в малых группах: психологический климат, социальные санкции.

Межличностные отношения в группах. Виды и характер взаимоотношений в группах-диадах и группах-триадах. Эффективность групповой деятельности: определение оптимальной величины группы; коллектив как малая группа.

Личность и группа: двойственность влияния группы на индивида; группа как носитель образцов для подражания; конформное поведение: причины конформизма, нонконформизм.

Руководство и лидерство в группах: типы лидерства; теории лидерства; стили управления, их классификация; особенности администраторских и лидерских качеств руководителя и его управленческий стиль.

Конфликты: типы и фазы протекания; переход из делового конфликта в межличностный; конфликтные личности и способы нейтрализации источников конфликта.

Семья как социально-культурная среда воспитания личности. Семья как малая группа.

5.

Модуль (раздел) 5. Основы педагогики

Тема 13. Педагогика как наука. Предмет педагогики. Система педагогических наук. Методы педагогического исследования.

История развития педагогики.



Виды, методы обучения и особенности традиционного обучения. Программированное обучение. Проблемное обучение и деловые игры. Производственно-профессиональное обучение. Инновационное обучение.

Тема 14. Педагогическое общение. Стили педагогического общения.

Воспитание и его закономерности. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности.



5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи




п/п

Наименование обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины,

необходимых для изучения

обеспечиваемых (последующих)

дисциплин

1

2

3

4

5



Философия

+

+







+



Социология







+

+

+



Биология

+

+







+



Физиология

+

+







+

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п


Наименование раздела дисциплины

Л

СЗ

СРС

Всего часов

1.

Введение в психологию.

4

-

4

8

2.

Психология познавательных процессов.

4

12

6

22

3.

Психология личности.

2

4

8

14

4.

Психология человеческих взаимоотношений.

-

2

10

12

5.

Основы педагогики.

2

2

2

6

6.

Эмоционально-волевые процессы

-

4

6

10

ВСЕГО:

12

24

36

72

6. Лабораторный практикум – лабораторные работы не предусмотрены.

7. Практические занятия – не предусмотрены

7.1. Лекции:

№№ п/п

Наименование Модуля (раздела)

Темы лекций

Трудоемкость

(час)

1.


Модуль (раздел) 1. Введение в психологию.


Лекция 1. Предмет, объект и методы современной психологии.

1. Особенности психологии как науки. Предмет и основные принципы психологии.

2. Место психологии в системе наук.

3. Основные отрасли психологии.

3. Методы современной


2

Лекция 2. Становление психики человека.

1. Возникновение психики в процессе эволюции.

2. Структура психики.

3. Сознание как высшая форма психического отражения.



2

2.

Модуль (раздел) 2. Психология познавательных процессов.

Лекция 3. Основные формы психической деятельности.

1. Психика и деятельность.

2. Развитие личности в деятельности.

3. Виды и развитие личности в деятельности


2

Лекция 4. Мышление и речь в психической деятельности.

1. Мышление как высший психический процесс. Природа и виды мышления. Операции мыслительной деятельности.

2. Теории мышления в психологии.

3. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение.

4. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности.


2

3.

Модуль (раздел) 3. Психология личности.

Лекция 5. Психологические характеристики личности.

1. Понятие личности в психологии.

2. Иерархическая структура личности по К. К. Платонову

3. Проблема личности в работах Б. Г. Ананьева.

4. Комплексный подход Б. Ф. Ломова к исследованию личности.


2


4.

Модуль (раздел) 5. Основы педагогики.

Лекция 6. Педагогика как наука

1. Предмет педагогики. Система педагогических наук.

2. Методы педагогического исследования.

3. История развития педагогики.

4. Педагогическое общение.


2


Всего:

12 часов

7.2. Семинарские занятия:



п/п

Наименование Модуля (раздела)


Тематика семинарских занятий

Основной метод проведения

Трудоемкость (час)

1.

Модуль (раздел) 1. Психология познавательных процессов.


Семинар 1. Психологическая характеристика ощущений.

1. Физиологическая основа ощущений.

2. Классификация видов ощущений. Свойства ощущений.

3. Закономерности ощущений.

4. Подходы к изучению ощущений.
Семинар 2. Психологическая характеристика восприятия.

1. Восприятие. Виды восприятия. Классификация видов восприятия. Основные свойства восприятия.

2. Сходство и отличие восприятия и ощущений.

3. Индивидуальные различия в восприятии.

4. Иллюзии.

5. Исследования восприятий.



Семинар 3. Психологическая характеристика представлений.

1. Свойства представлений.

2.Различия представлений и восприятия.

3. Функции представлений. Классификация видов представлений.

4. Индивидуальные особенности представлений.
Семинар 4. Психологическая характеристика памяти, внимания, воображения

1. Внимание. Распределения и объем внимания.

2. Свойства внимания.

3. Нарушения внимания.

4. Процессы памяти. Виды памяти. Законы памяти.

5. Классификация видов воображения. Функции воображения.


Семинар 5. Психологическая характеристика интеллекта.

1. Понятие интеллекта.

2. Структура интеллекта. Составляющие интеллекта.

3. Факторы интеллектуального развития. Уровни интеллекта.

5. Нарушения интеллекта. Исследования интеллекта.

Семинар 6. Потребностно-мотивационная сфера личности.


1. Мотивация поведения. Эффективность деятельности и здоровье.

2. Представление о мотиве. Теории мотивации. Мотивационная сфера личности.

3. Потребности и отношения личности. Классификация потребностей. Эмоции и потребности.

4. Мотивационные черты личности. Психосоциотипы.

5. Жизненные сценарии в судьбе человека. Адаптивность человека и его инстинкты.


Интерактивный

Интерактивный

Интерактивный

Интерактивный

Интерактивный

Интерактивный



2

2

2



2

2

2



2.

Модуль (раздел) 2. Эмоционально-волевые процессы.

Семинар 7. Психологическая характеристика эмоциональной сферы психики.

1. Эмоции и их роль в жизни человека. Теории эмоций.

2. Физиология эмоций. Функции эмоций. Классификация видов эмоций.

3. Классификация эмоциональных состояний разной интенсивности.

4. Виды фундаментальных эмоций.

5. Нарушения эмоциональной сферы.


Семинар 8. Психологическая характеристика волевой сферы.

1. Общее понятие воли.

2. Этапы волевого процесса. Волевые качества человека.

3. Нарушения волевой сферы.

4. Усиление волевой активности.


Интерактивный

Интерактивный




2

2


3.

Модуль (раздел) 3. Психология личности

Семинар 9. Темперамент.

1. Понятие о темпераменте. Основные виды темпераментов.

2. Роль темперамента в деятельности.

3. Понятие о характере. Формирование характера. Классификация черт характера.

4. Типы характера. Акцентуации характера.

Семинар 10. Способности.

1. Понятие способности.

2. Классификация способностей. Природа способностей.

3. Развитие способностей. Одаренность и талант.

4. Профессиональные способности и их развитие.


Интерактивный

Интерактивный




2

2


4.

Модуль (раздел) 4. Психология человеческих взаимоотношений.

Семинар 11. Психология общения.


1. Понятие и виды общения.

2. Роль общения в психическом развитии человека.

3. Коммуникация; структура коммуникативного процесса. Профессиональное общение.

4. Психология групп. Личность в группе.



Интерактивный


2


5.

Модуль (раздел) 5. Основы педагогики.

Семинар 12. Структура образовательного процесса.

1. Основные категории педагогики

2. Основные компоненты образовательного процесса.

3. Образование в современном мире.



4. Педагогический процесс

Интерактивный


2


Всего:

24 часа

7.3 Самостоятельное изучение тем:

п/п

раздела

дисциплины

Тематика самостоятельной работы

Трудоемкость

(час)

1.

1

Тема 1. Предмет, объект и методы современной психологии

2

2.

1

Тема 2. История развития психологии и основные направления современной психологической теории и практики

2

3.

1

Тема 3. Становление психики человека. Учение о системной (мозговой) организации психических процессов. Соотношение сознания и бессознательного.


2

4.

2

Тема 4. Основные формы психической деятельности.

2

5.

2

Тема 5. Ощущение и восприятие.

2

6.

2

Тема 6. Внимание, память, воображение.

2

7.

2

Тема 7. Мышление и речь в психической деятельности.

4

8.

3

Тема 8. Структура личности в психологии. Основные компоненты личности.

2

9.

3

Тема 9. Способности. Темперамент. Характер. Воля. Эмоции.

4

10.

3

Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности.


2

11.

4

Тема 11. Психология общения.


4

12.

4

Тема 12. Психология человеческих взаимоотношений в группах и коллективах. Психология групп.


4

13.

5

Структура образовательного процесса.

2

14.

5

Педагогический процесс

2

ИТОГО

36

8. Контрольные работы – не предусмотрены

9.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
9.1 Литература:

Основная литература

1. Л.Д. Столяренко. Педагогическая психология Л. Д. Столяренко. – Изд. 6-е, стер. – Ростов н/Д Феникс, 2009. – 541 с.

2. Самыгин П.С. Социальная психология / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, Е.П. Ларькова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 345 с.

3. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 250 с.



Дополнительная литература
1. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 806 с.

2. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 250 с.

3. Общая психология: учебно-методическое пособие / Под редакцией д.м.н. С.Б. Селезнева. – Астрахань – 2008. – 264 с.

4. Горбатько О.И. Словарь – справочник основных понятий по психологии и педагогике. Ставрополь, 2008 г. СтГМА.



9.2 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - Интернет ресурсы
1.Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3.Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/ и др.

4. Сайт СтГМА (учебно-методические пособия, методические указания, словари, тестовые задания


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

10.1. Учебные помещения

306 (лекционная) – 87,8 – 96 мест

307 – 52,5 кв.м – 36 мест

308 – 17,4 кв.м – кабинет

309 – 35,25 кв.м (методический кабинет)

310 – 34,95 кв.м – лаборантская и преподавательская

311 – 35,4 кв.м – 26 мест

312 – 35,5 кв.м – 26 мест

313 –16,2 кв.м - преподавательская

314 – 34,8 кв.м – 24 места

315 – 34,2 кв.м – 26 мест

317 – 48, 4 кв.м – 32 места

318 – 37,8 кв.м – 24 места

321 – 19,8 кв.м – кабинет зав. кафедрой философии

322 – 31,5 кв.м – 24 места

323 – 31,8 кв.м – 26 мест



10.2 Лекционные аудитории:

наклонный зал –220.9 кв. м

«Звездочка» - 300 кв.м.

Аудитория №1 –160 кв.м.


10.3 Мультимедийная техника

Компьютеры PIV- 4

Ноутбук ACER.-2

Принтеры «Canon LBP – 810»; «Canon LBP – 1120»

Сканеры HP SJ 2400; HP – 3500

Проектор BenQ.

Экран 198*264 Draper Luma

Ресивер PHILIPS FR 760/00

Моноблок SAMSUNG - видеодвойка

Телевизор SAMSUNG- + Видеомагнитофон TOCHIBA SD-26 VSR

DVD-плеер Vitek

Комплект DVD- и видеоматериалов

.Мультимедийные материалы к лекциям и семинарам (презентации) - 94 разработок

Учебные видеофильмы -15


11. Основные рекомендации по организации изучения дисциплины (утверждены на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин _____ августа 2011 г.)

11.1. Общие положения

Содержание учебной дисциплины «Психология и педагогика» представлено в виде совокупности учебных модулей (разделов) – логически завершенных элементов содержания дисциплины. Такое расположение помогает студенту составить представление о развитии психолого-педагогической мысли в мире и систематизировать свои знания и умения, сформировать представление о психологии как рациональном осмыслении исторических типов мировоззрения, структуры, форм и методов научного познания, типов общенаучного и медицинского мышления; показать неразрывную связь психолого-методологических, мировоззренческих, аксиологических проблем с содержательным развитием науки, биологии и медицины, раскрыть смысл медицины как уникального феномена культуры. В то же время это дает основание для определения вопросов, выносимых для контроля знаний (контрольные работы, собеседование, тестирование).
11.2 Организация учебного процесса по дисциплине. Обучение по дисциплине «Психология и педагогика» проводятся в форме лекционных, групповых и индивидуальных занятий, дополнительных занятий, консультаций, организации самостоятельной работы, выполнения контрольных и проектных работ. Обучение ведется в соответствии с примерными и рабочими программами, на основании календарного плана, в соответствии с учебными планами лекций и семинарских занятий. Самостоятельная работа студентов включает изучение основной и дополнительной литературы, методических пособий, материалов, представленных кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, работу в электронной библиотекой СтГМА, работу Интернете.
11.3 Рекомендации к проведению занятий. В основу обучения положены основные принципы современных технологий обучения: развивающее обучение, разноуровневое обучение, личностно- ориентированная деятельность студента, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, технология модульного и блочно-модульного обучения, технология развития «критического мышления», обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), технология использования игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр, уменьшение доли репродуктивной деятельности, решение проблемных задач, исследовательские методы, проектные методы, технология «дебаты».

Основными требованиями концепции обучения является компетентностный подход в образовании (готовность и способность применения знаний, умений, навыков обучаемыми), контекстное обучение (связь с будущей деятельностью, специальностью).

Дидактическими принципами при обучении является доступность, научность, наглядность, последовательность, прочность знаний, опора на практику, интерактивность,

В учебном процессе должны активно компьютерные обучающие и контролирующие технологи, которые способствуют формированию умений обучающихся использовать современные инновационные образовательные программы.

Перечисленные принципы, подходы и методы направлены на формирование у студентов стремлению к самообразованию, расширению научного мировоззрения, культуры общения, способности работать в команде, развитию критического мышления.

11.4 Организация контроля учебной деятельности студентов

Контроль за усвоением психологии и педагогики как учебной дисциплины осуществляется преподавателями при проверке умения анализировать психологические учения, научные теории, аргументировано отстаивать свою точку зрения; в ходе решения контрольных и тестовых заданий по актуальным проблемам медицины, биологии и биомедицины, ситуационных задач по психологии; при защите докладов и научных сообщений, проектных работ на семинарских занятиях. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей текущей и промежуточной аттестации создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Кроме создания банка текстовых заданий и ситуационных задач по дисциплине, реализуется балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов (текущее и промежуточное тестирование, итоговый контроль, оценка конспектов, рефератов, докладов, эссе, дополнительная работа: кружки, в том числе СНК, стенды, конференции, олимпиады).

Зачет проводится в 2 этапа:
1 этап - оценка уровня теоретической подготовки путем тестирования.

Зачетное тестирование проводится на последнем занятии либо в конце цикла обучения по дисциплине «Психология и педагогика». Количество тестовых заданий – 50. Результаты тестирования оцениваются по системе «зачтено» / «не зачтено». Отметка «зачтено» выставляется при получении не менее 71 % правильных ответов.



2 этап - собеседование по основным разделам изучаемой дисциплины
(оценка уровня компетенции с использованием теоретической базы).

К зачету не допускается студент, не сдавший контрольную работу. В этом случае решение о допуске студента к собеседованию решается после ликвидации образовавшейся задолженности. Решение о дополнительном задании или собеседовании принимается кафедрой.

Соблюдение этапов (контрольная работа, тестирование, собеседование) является обязательным и распространяется на студентов, сдающих зачет по индивидуальному графику.
Образцы контрольно- измерительных материалов

Тесты

1. Черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным – это:

а) аффилиация;

б) альтруизм;

в) ассоциация;

г) апатия.

Ответ: б
2. Автором трактата «О душе» является:

а) Платон

б) Демокрит

в) Аристотель

г) Эпикур

Ответ: в
3. Установите соответствие по этапам развития психологии:

а) психология как наука о душе;

б) психология как наука о сознании;

в) психология как наука о поведении;

г) психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики;

Ответ: 1 а) I этап, 2 б) II этап, 3 в) III этап, 4 г) IV этап
4. Установите соответствие:

а) информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией;

б) информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов;

в) память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения;

г) вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.

Ответ:

1 а) непроизвольная память;

2 б) произвольная память;

3 в) долговременная память;

4 г) оперативная память.
Вопросы к зачету по дисциплине «Психология и педагогика»
1. Методы общей психологии.

2. Бихевиоризм. Д.Уотсон и его концепция.

3. Развитие бихевиоризма в ХХ веке

4. Проблема бессознательного в психологии.

5. Этапы становления гештальтпсихологии.

6. Гуманистическая психология и ее основатели.

7. Примеры экспериментальных исследований в когнитивной психологии.

8. Деятельность как предмет психологии.

9. Соотношение категорий субъекта и личности.

10. Характер и темперамент.

11. Основные подходы к изучению способностей.

12. Компоненты образа «Я»: когнитивный, эмоциональный, волевой.

13. Потребности: определение, классификация, теории.

14. Разновидности эмоциональных явлений, их классификация.

15. Теории эмоций.

16. Происхождение и эволюция психики. Критерии психического.

17. Воля, ее основные признаки и функции.

18. Виды и формы познавательной психической деятельности.

19. Понятие образа. Виды образных явлений.

20. Виды и основные свойства внимания.

21. Общая характеристика видов и процессов памяти.

22. Эффект Б.Зейгарник.

23. Кривая забывания Г. Эббингаузера.

24. Факторы, определяющие эффективность запоминания и сохранения образов в памяти.

25. Долговременная, кратковременная, оперативная и иконистическая память.

26. Определение, виды и функции воображения.

27. Воображение и творчество.

28. Виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное, интуитивное и логическое, теоретическое и практическое).

29. Методы изучения мышления в психологии.

30. Соотношение научных и житейских понятий.

31. Стадии развития мышления в онтогенезе.

32. Стадии развития значения слова по Л.С. Выготскому.

33. Виды и функции речи.

34. Предмет, задачи и отрасли психологии.

35. Принцип единства сознания и деятельности в работах С.Л.Рубинштейна

36. Развитие высших психических функций в онтогенезе. Понятие интериоризации.

37. Понятия «субъект», «личность», «индивидуальность».

38. Соотношение понятий «интеллект», «креативность», «одаренность».

39. Выученная беспомощность и ее проявление в поведении и деятельности.

40. Соотношение понятий «мотив», «мотивация».



Эксперт – к.ф.н., ст. преподаватель Сказко А.С.
Каталог: userfiles -> depts -> philosophy
philosophy -> Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность 040400. 62 Социальная работа
philosophy -> Рабочая учебная программа по психологии разработана в соответствии с требованиями фгос -3 впо и Примерной учебной программы по психологии для специальности Экономика
philosophy -> Тема «История развития психологии»
philosophy -> Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология общения направление подготовки 080100. 62 Экономика
philosophy -> Рабочая учебная программа по психологии и педагогике разработана в соответствии с требованиями фгос -3 впо и Примерной учебной программы по психологии для специальности Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
philosophy -> Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология общения направление подготовки 080100. 62 Экономика
philosophy -> Краткое содержание темы: Вопрос Общая характеристика памяти. Теории памяти
philosophy -> Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Психология»
philosophy -> Вопросы к зачету по дисциплине «психология общения»
philosophy -> Тест философия февраль лф к какому направлению философского мировоззрения относится поиск первоматерии?


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница