Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология общения направление подготовки 080100. 62 Экономика



Скачать 310,72 Kb.
Дата15.02.2016
Размер310,72 Kb.
ТипРабочая учебная программа


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра философии и гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

Профессор _________ А.Б. Ходжаян

«___»_______________ 20___ г.


Согласовано

Декан факультета гуманитарного

и медико-биологического образования

Проф. Н.А. Федько ________________

«_____»_____________________20___ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Направление подготовки 080100.62 Экономика

Профиль – Экономика и управление в учреждениях здравоохранения

Квалификация – бакалавр

Форма обучения – заочная

Нормативный срок обучения 5 лет

I. ЗЕТ 2. Всего часов 72

Из них:

1. Зачет 4 часа

2. Аудиторных занятий 6 часов

из них:

а) лекций – 2 часа

б) семинарских занятий - 4 часа

3. Самостоятельная работа – 62 часа
II. Форма контроля:

- контрольная работа 1 (одна),

- зачет 8-й семестр 4 курс

Ставрополь, 2012

Рабочая учебная программа разработана в соответствии с:

- ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика, Утвержденным приказом Минобрнауки России от 27.05.2009 № 339;

- рабочим учебным планом по направлению подготовки 080100.62 Экономика, Профиль – Экономика и управление в учреждениях здравоохранения, утвержденным Ученым советом академии от 31 августа 2011 г., протокол № 1.



Разработчик Учебной рабочей программы – к.п.н., ст. преподаватель О.И. Горбатько

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин «___» _____________ 20____года протокол №___

Зав. кафедрой, профессор ____________________ Т.Б. Сергеева

Одобрена цикловой методической комиссией гуманитарных дисциплин

«___ » _______________20____года

Председатель ЦМК ________________ Н.К. Маяцкая



Согласовано

Учебно-методическое управление

«___ » _______________20____года

Начальник УМУ _________________ Н.П. Вышковский

Руководитель ЦУКО ____________________ Ю.В. Первушин

«_____»______________20____ года



1. Цели и задачи изучения дисциплины:

Целями освоения учебной дисциплины являются:

Создание у студента психологического, этического, деонтологического мировоззрения как фундамента для изучения дисциплин профессионального цикла, и для последующей профессиональной деятельности.

Формирование теоретических и практических знаний студентов процесса общения.
Освоение студентами основ психологии для формирования у них адекватного представления о человеке как о высшей ценности и на этой основе развитие ценностного отношения к своим коллегам, личности любого другого человека.
Задачами освоения дисциплины являются:

- последовательно раскрыть основные понятия, направления, аналитические модели изучения процесса общения;


- изучить функции, структуру общения, его виды, уровни;
- понять сущность основных сторон общения (перцептивной, коммуникативной и интерактивной);
- проанализировать причины возникающих трудностей и дефектов общения;
- освоить основные методы изучения общения;
- формирование у студента блока знаний о внутреннем мире и поведении человека;

- обучение студента использованию этих знаний в профессиональной практике;

- формирование у студента навыки делового и межличностного общения; обучить его приемам эффективного партнерского взаимодействия с коллегами;

- обучение студента приемам и методам совершенствования собственной личностной и познавательной сферы, мотивировать к личностному и профессиональному росту.



2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология общения» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

- специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;

- является необходимой для таких дисциплин, как: философия; право; социология; профессиональные дисциплины.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

- способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5)

- способности и готовности использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7)

- способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- использовать отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- знания и навыки, позволяющие им оптимизировать коммуникационные процессы;

- знания и умения, вырабатывающиеся в рамках данной дисциплины должны соответствовать ее задачам.

- предмет, задачи, методы психологии общения;


Уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

  • формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам психологии;

  • ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

  • использовать психологические знания для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.


Владеть:

  • навыками психологического мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;

  • навыками публичной и научной речи, аргументации, приемами ведения дискуссии и полемики;

  • навыками восприятия и анализа текстов, имеющих психологическое содержание.

– навыками ведения деловых переговоров и межличностных бесед;

Демонстрировать:

  • способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа)



Вид учебной работы

Всего часов /

зачетных единиц

Объем по семестрам

7

8

Аудиторные занятия (всего)

6

-

6

В том числе:




-




Лекции (Л)

2

-

2

Семинарские занятия (СЗ)

4

-

4

Зачет

4

-

4

Самостоятельная работа (всего)

62

-

62

В том числе:




-




Контрольная работа

12

-

12

Изучение учебного материала, подготовка к занятиям

40

-

40

Подготовка к зачету

10

-

10

Общая трудоемкость часы

72

-

72

5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование

модуля (раздела)

Содержание раздела

1

2

3

1.

Модуль (раздел) 1. Введение в психологию общения.


Тема 1.Понятие общения: сущность и содержание

Общение как феномен: передача информации, восприятие и взаимодействие

Определение общения. Общение как передача информации. Схема коммуникативной цепи: 1) источник сообщения; 2) отбор, фильтр информации; 3) кодировка и передача информации по каналам; 4) расшифровка сообщения; 5) понимание; 6) обратная связь.

Общение как восприятие. Эффект первого впечатления, эффект порядка, эффект ореола, эффект бумеранга.

Общение как взаимодействие. Трансактный анализ Э.Берна. Эго-состояния личности (Родитель, Взрослый, Дитя). Виды транскакций (дополнительные, скрытые).

Пространство взаимодействия: вертикальная составляющая (пристройки «сверху», «на равных», «снизу»); горизонтальная составляющая (интимное, личное, социальное, публичное расстояние).

Сценарии взаимодействия. Ролевое поведение в общении.

Определение делового общения. Виды делового общения: познавательное, убеждающее, экспрессивное, манипулятивное, ритуальное и др.

Факторы выбора стиля в общении. Стили де общения: ритуальный, манипулятивный, гуманистический; дружественный, заигрывающий, подавляющий, творческий, деловой.

Формы делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, спор (полемика, дискуссия), деловые совещания, публичное выступление, деловая переписка.




2.

Модуль (раздел) 2. Средства и стили общения.

Тема 2. Невербальные средства общения

Соотношение вербальных и невербальных средств общения. Феномен конгруэнтности. Ведущие репрезентативные системы: аудиальная, визуальная, кинестетическая.

Жестология (жесты иллюстраторы, регуляторы, демонстраторы, адаптеры, аффекторы). Мимика (динамика мышц лица): подвижность – неподвижность, своевременность – несвоевременность, адекватность – неадекватность.

Позы: открытые и закрытые.

Проксемика – организация пространства общения. Взаимное расположение партнеров в процессе общения.

Взгляд (деловой, светский, интимный): направление, выражение, продолжительность.

Паралингвистика (смех, шепот, вздохи, хмыканья, паузы, плач).

Экстралингвистика – высота голоса, тембр, темп, ритм, интонация.



Тема 3. Вербальные средства и процесс слушания

в деловой коммуникации

Человеческая речь как источник информации. Виды речевой деятельности: говорение и написание; слушание и чтение. Виды речевых текстов: сообщение, мнение, совет, замечание, комплимент, выводы, предложение, вопросы и т.д.

Речевые средства общения.

Психотехнические приемы воздействия на партнера: воображаемая диалогизация, вопросно-ответный ход, эмоциональные восклицания.

Стили деловой речи: официально-деловой (законодательный, дипломатический, административно-канцелярский), научный стиль, публицистический, разговорная речь. Неявный смысл речевого общения. Подтекст.

Коммуникативные барьеры: логический, стилистический, семантический, фонетический.

Умение «слушать» и «слышать». Составляющие навыки умения слушать. Преимущества слушания партнера. Стили слушания.

Трудности эффективного слушания: отключение внимания, высокая скорость умственной деятельности, избирательность внимания, потребность реплики.

Уровни слушания: слушание-сопереживание, формальное слушание, слушание с временным отключением.

Виды слушания: направленное критическое, эмпатическое, нерефлексивное, активное рефлексивное.

Виды обратной связи в процессе слушания: расспрашивание, перефразирование, отражение чувств, резюмирование.

Тема 4. Технологии различных форм делового общения

Деловая беседа. Виды деловой беседы в зависимости от уровня делового общения. Деловая беседа между сотрудниками разных организаций. Деловая беседа между сотрудниками внутри организации. Деловая беседа между руководителем и подчиненными.

Этапы деловой беседы между сотрудниками внутри организации с целью обсуждения и решения различных вопросов и проблем.

Основные виды деловой беседы, связанные с реализацией управленческих функций руководителя: постановкой целей, контролем и оценкой результатов деятельности. Этапы беседы о постановке цели. Этапы беседы о решении возникшей проблемы. Этапы беседы по результатам деятельности.

Особенности использования основных групп факторов влияния в процессе деловой беседы.

Переговоры. Метод “принципиального ведения переговоров”. Основные характеристики и правила ведения переговоров. Понятие “нижней границы” и наилучшей альтернативы предполагаемому соглашению. Психологические ошибки при разработке альтернатив. Наиболее распространенные приемы нечестного ведения переговоров.

Некоторые представления о конфликте. Причины затруднений при переходе от конфронтации к соглашению. Технология проведения "встречи". Виды "примирительных" жестов. Тактика посреднической деятельности в процессе ведения переговоров. "Деятельностный" характер соглашений.

Совещание. Совещание как форма общения. Кто есть кто на совещании. Алгоритм проведения совещания.

Основные стратегии проведения дискуссии. Этапы проведения дискуссии. Психологические трудности проведения дискуссии. Психологические ошибки участников дискуссии.

Пространственно-временная организация участников коммуникации (беседы, дискуссии); образно-эмоциональная подготовка; “сценарий” беседы, дискуссии (определение основных смысловых единиц, последовательности введения идей; определение смысловых переходов; создание проблемной ситуации; сопоставление цели и результата).



Тема 5. Общение в различных жизненных ситуациях.

Общение с трудными собеседниками. Формы, методы, рекомендации по созданию благоприятной атмосферы в ходе общения.

Манипуляции в общении противодействие им. Признаки, манипуляции собеседником. Формы и методы уклонения от манипуляций в ходе общения.

Рекомендации по повышению эффективности общения.



Общение на уровне «начальник» - «подчиненный», рекомендации по бесконфликтному общению. Формы и методы преодоления коммуникативных барьеров.

3.

Модуль (раздел) 3. Психология человеческих взаимоотношений.

Тема 6. Психология человеческих взаимоотношений в группах и коллективах. Психология групп.


Структура группы и ее психологическое измерение. Понятие группы. Формирование групп. Классификация групп. Виды малых групп. Межличностные отношения в группах. Влияние группы на личность. Терапевтические группы. Взаимодействие в группе.

Взаимодействие людей в неорганизованных группах. Основные параметры малой группы. Групповые нормы. Социально-психологические явления в малых группах: психологический климат, социальные санкции.

Межличностные отношения в группах. Виды и характер взаимоотношений в группах-диадах и группах-триадах. Эффективность групповой деятельности: определение оптимальной величины группы; коллектив как малая группа.

Личность и группа: двойственность влияния группы на индивида; группа как носитель образцов для подражания; конформное поведение: причины конформизма, нонконформизм.

Руководство и лидерство в группах: типы лидерства; теории лидерства; стили управления, их классификация; особенности администраторских и лидерских качеств руководителя и его управленческий стиль.

Конфликты: типы и фазы протекания; переход из делового конфликта в межличностный; конфликтные личности и способы нейтрализации источников конфликта.

Семья как социально-культурная среда воспитания личности. Семья как малая группа.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи




п/п

Наименование обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины,

необходимых для изучения

обеспечиваемых (последующих)

дисциплин

1

2

3

-



Философия

+

+




-



Социология







+

-



Экономика







+

-



Биология

+

+




-



Физиология

+

+




-

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование модуля

Л

СЗ

СРС

зачет

Всего часов

1

Введение в психологию общения.

2

-

9




11

2.

Средства и стили общения.


-

2

42




44

3

Психология человеческих взаимоотношений.

-

2

11




13




Зачет










4

4




Всего

2

4

62

4

72

6. Лабораторный практикум – лабораторные работы не предусмотрены.

7. Практические занятия – не предусмотрены

7.1. Лекции:

п/п

Наименование Модуля (раздела)

Тематика лекций

Трудоемкость

(час)

1.

1.

Тема 1.Понятие общения: сущность и содержание

1. Общение как феномен: передача информации, восприятие и взаимодействие

2. Определение общения. Общение как передача информации.

3. Схема коммуникативной цепи: 1) источник сообщения; 2) отбор, фильтр информации; 3) кодировка и передача информации по каналам; 4) расшифровка сообщения; 5) понимание; 6) обратная связь.

4. Общение как восприятие. Эффект первого впечатления, эффект порядка, эффект ореола, эффект бумеранга.


2




Итого:




2

7.2. Семинарские занятия:

п/п

Наименование Модуля (раздела)

Тематика семинарских занятий

Основной метод проведения

Трудоемкость

(час)

1.

2.


Тема 2. Вербальные и невербальные и средства общения.

1. Соотношение вербальных и невербальных средств общения.

2. Жестология. Мимика. Проксемика

3. Человеческая речь как источник информации. Виды речевой деятельности.

4. Коммуникативные барьеры: логический, стилистический, семантический, фонетический.

5. Умение «слушать» и «слышать». Составляющие навыки умения слушать. Преимущества слушания партнера. Стили слушания.



Интерактивный

2

2.

3.

Тема 2. Психология человеческих взаимоотношений в группах и коллективах.


1. Структура группы и ее психологическое измерение.

2. Взаимодействие людей в неорганизованных группах.

3. Личность и группа. Руководство и лидерство в группах:

4. Конфликты.



Интерактивный

2




Итого:







4

7.3 Самостоятельное изучение тем:

п/п

раздела

дисциплины

Тематика самостоятельной работы

Трудоемкость

(час)

1

1

Тема 1.Понятие общения: сущность и содержание.


9

2

2

Тема 2. Невербальные средства общения.


10

3

2

Тема 3. Вербальные средства и процесс слушания в деловой коммуникации.

10

4

2

Тема 4. Технологии различных форм делового общения.

11

5

2

Тема 5. Общение в различных жизненных ситуациях.

11

6

3

Тема 6. Психология человеческих взаимоотношений в группах и коллективах. Психология групп.


11







ИТОГО

62

8. Примерная тематика контрольных работ

1. Современные подходы к психологии общения.

2. Структура и основные нарушения процесса коммуникации в деловом общении.

3. Правила эффективной коммуникации в общении.

4. Основные принципы и техники построения партнерских отношений в деловом взаимодействии.

5. Приемы противостояния негативному психологическому влиянию в процессе делового общения.

6. Стереотипы в деловом общении.

7. Основные ошибки руководителя при проведении беседы с подчиненными.

8. Факторы успешности проведения беседы.

9. Правила выбора аргументации в процессе преодоления возражений в деловой беседе.

10. Средства повышения воздействия на аудиторию в процессе публичного выступления.

11. Особенности проведения различных типов совещаний.

12. Условия реализации делового общения.

13. Уровни делового общения.

14. Краткая характеристика форм реализации делового общения.

15. Виды психологического влияния в деловом общении.

16. Правила эффективной коммуникации в деловом общении.

17. Речевые конструкции, разрушающие доверие в процессе делового общения.

18. Речевые техники, помогающие понять собеседника и наладить с ним контакт.

19. Закономерности, эффекты и феномены межличностного взаимодействия в контексте делового общения.

20. Этапы беседы руководителя о постановке цели.

21. Этапы беседы о решении возникшей проблемы.

22. Этапы беседы руководителя по результатам деятельности подчиненного.

23. Технологии, помогающие противостоять уловкам партнёра, вести переговоры в конструктивном русле.

24. Основные способы воздействия на аудиторию в процессе выступления. Структура убедительного текста выступления.

25. Средства повышения воздействия на аудиторию в процессе выступления.

26. Предупреждение конфликтных ситуаций.

27. Проблема выявления ложной информации в процессе общения.

28. Социально-психологическая характеристика общения (структура процесса общения).

29. Общение как фактор формирования и развития личности.

30. Что управляет человеком: феномен сознания и бессознательного.

31. Характер и темперамент личности, их проявление в общении.

32. Механизмы психической защиты личности.

33. Стресс и антистрессовые методы.

34. Виды, функции и правила ролевого поведения личности.

35. Структура группы и проблема лидерства.

36. Психологический климат в коллективе и его роль в профессиональной деятельности.

37. Процессы групповой динамики, их роль в развитии и сплочении группы.

38. Психологические факторы профессиональной адаптации.

39. Психология карьеры.

40. Имидж делового человека.

41. Невербальное общение в сфере общения.

42. Конфликты и избежание и выход из них.

43. Этические принципы общения и механизмы их развития.

44. Деловой этикет.

45. Основные правила вербального этикета и культуры поведения.

46. Роль национальных и культурных традиций в общении.

47. Социально-психологические особенности проведения переговоров, деловых бесед, совещаний.

48. Культура ведения дискуссии, спора, полемики.

49. Искусство убеждения.



9.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
9.1 Литература:
Основная литература
1. Самыгин П.С. Социальная психология / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, Е.П. Ларькова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 345 с.

2. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 250 с.



Дополнительная литература
1. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 806 с.

2. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 250 с.

3. Общая психология: учебно-методическое пособие / Под редакцией д.м.н. С.Б. Селезнева. – Астрахань – 2008. – 264 с.

4. Горбатько О.И. Словарь – справочник основных понятий по психологии и педагогике. Ставрополь, 2008 г. СтГМА.


9.2 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - Интернет ресурсы
1.Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3.Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/ и др.

4. Сайт СтГМА (учебно-методические пособия, методические указания, словари, тестовые задания


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

10.1. Учебные помещения

306 (лекционная) – 87,8 – 96 мест

307 – 52,5 кв.м – 36 мест

308 – 17,4 кв.м – кабинет

309 – 35,25 кв.м (методический кабинет)

310 – 34,95 кв.м – лаборантская и преподавательская

311 – 35,4 кв.м – 26 мест

312 – 35,5 кв.м – 26 мест

313 –16,2 кв.м - преподавательская

314 – 34,8 кв.м – 24 места

315 – 34,2 кв.м – 26 мест

317 – 48, 4 кв.м – 32 места

318 – 37,8 кв.м – 24 места

321 – 19,8 кв.м – кабинет зав. кафедрой философии

322 – 31,5 кв.м – 24 места

323 – 31,8 кв.м – 26 мест



10.2 Лекционные аудитории:

наклонный зал –220.9 кв. м

«Звездочка» - 300 кв.м.

Аудитория №1 –160 кв.м.


10.3 Мультимедийная техника

Компьютеры PIV- 4

Ноутбук ACER.-2

Принтеры «Canon LBP – 810»; «Canon LBP – 1120»

Сканеры HP SJ 2400; HP – 3500

Проектор BenQ.

Экран 198*264 Draper Luma

Ресивер PHILIPS FR 760/00

Моноблок SAMSUNG - видеодвойка

Телевизор SAMSUNG- + Видеомагнитофон TOCHIBA SD-26 VSR

DVD-плеер Vitek

Комплект DVD- и видеоматериалов

.Мультимедийные материалы к лекциям и семинарам (презентации) - 94 разработок

Учебные видеофильмы -15


11. Основные рекомендации по организации изучения дисциплины (утверждены на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин _____ августа 2012 г.)

11.1. Общие положения

Содержание учебной дисциплины «Психология общения» представлено в виде совокупности учебных модулей (разделов) – логически завершенных элементов содержания дисциплины. Такое расположение помогает студенту составить представление о развитии психологической мысли в мире и систематизировать свои знания и умения, сформировать представление о психологии как рациональном осмыслении исторических типов мировоззрения, структуры, форм и методов научного познания, типов общенаучного и медицинского мышления; показать неразрывную связь психолого-методологических, мировоззренческих, аксиологических проблем с содержательным развитием науки, биологии и медицины, раскрыть смысл медицины как уникального феномена культуры. В то же время это дает основание для определения вопросов, выносимых для контроля знаний (контрольные работы, собеседование, тестирование).
11.2 Организация учебного процесса по дисциплине. Обучение по дисциплине «Психология общения» проводятся в форме лекционных, групповых и индивидуальных занятий, дополнительных занятий, консультаций, организации самостоятельной работы, выполнения контрольных и проектных работ. Обучение ведется в соответствии с примерными и рабочими программами, на основании календарного плана, в соответствии с учебными планами лекций и семинарских занятий. Самостоятельная работа студентов включает изучение основной и дополнительной литературы, методических пособий, материалов, представленных кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, работу в электронной библиотекой СтГМА, работу в Интернете.
11.3 Рекомендации к проведению занятий. В основу обучения положены основные принципы современных технологий обучения: развивающее обучение, разноуровневое обучение, личностно- ориентированная деятельность студента, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, технология модульного и блочно-модульного обучения, технология развития «критического мышления», обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), технология использования игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр, уменьшение доли репродуктивной деятельности, решение проблемных задач, исследовательские методы, проектные методы, технология «дебаты».

Основными требованиями концепции обучения является компетентностный подход в образовании (готовность и способность применения знаний, умений, навыков обучаемыми), контекстное обучение (связь с будущей деятельностью, специальностью).

Дидактическими принципами при обучении является доступность, научность, наглядность, последовательность, прочность знаний, опора на практику, интерактивность,

В учебном процессе должны активно компьютерные обучающие и контролирующие технологи, которые способствуют формированию умений обучающихся использовать современные инновационные образовательные программы.

Перечисленные принципы, подходы и методы направлены на формирование у студентов стремлению к самообразованию, расширению научного мировоззрения, культуры общения, способности работать в команде, развитию критического мышления.

11.4 Организация контроля учебной деятельности студентов

Контроль за усвоением психологии как учебной дисциплины осуществляется преподавателями при проверке умения анализировать психологические учения, научные теории, аргументировано отстаивать свою точку зрения; в ходе решения контрольных и тестовых заданий по актуальным проблемам медицины, биологии и биомедицины, ситуационных задач по психологии; при защите докладов и научных сообщений, проектных работ на семинарских занятиях. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей текущей и промежуточной аттестации создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Кроме создания банка текстовых заданий и ситуационных задач по дисциплине, реализуется балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов (текущее и промежуточное тестирование, итоговый контроль, оценка конспектов, рефератов, докладов, эссе, дополнительная работа: кружки, в том числе СНК, стенды, конференции, олимпиады).

Формой промежуточного контроля является контрольная работа.

К сессии допускается студент, выполнивший контрольную работу.

Зачет проводится в 2 этапа:
1 этап - оценка уровня теоретической подготовки путем тестирования.

Зачетное тестирование проводится на последнем занятии либо в конце цикла обучения по дисциплине «Психология общения». Количество тестовых заданий – 50. Результаты тестирования оцениваются по системе «зачтено» / «не зачтено». Отметка «зачтено» выставляется при получении не менее 71 % правильных ответов.



2 этап - собеседование по основным разделам изучаемой дисциплины
(оценка уровня компетенции с использованием теоретической базы).

К зачету не допускается студент, не сдавший контрольную работу. В этом случае решение о допуске студента к собеседованию решается после ликвидации образовавшейся задолженности. Решение о дополнительном задании или собеседовании принимается кафедрой.

Соблюдение этапов (контрольная работа, тестирование, собеседование) является обязательным и распространяется на студентов, сдающих зачет по индивидуальному графику.

Образцы контрольно- измерительных материалов

1. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о другом человеке составляет суть эффекта:

а) ореола;

б) последовательности;

в)инерционности;

г) стереотипизации.

Ответ: в
2. В том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у другого человека и другие свойства, гармонирующие с этим качеством, состоит эффект:

а) первичности;

б) ореола;

в) Пигмалиона;

г) социальной фасилитации.

Ответ: б
3. Неправильное отношение в процессе общения друг к другу относится к барьерам общения:

а) физическим;

б) социально-психологическим;

в) неправильной установки сознания;

г) организационно-психологическим.

Ответ: в
4. Другой человек рассматривается как равноправный партнер в общении, как коллега в современном поиске знаний при стиле деятельности:

а) демократическом;

б) авторитарном;

в) либеральном;

г) попустительском.

Ответ: а
5. Межличностные механизмы:

а) средство обеспечения интеграции индивидуальных действий в совместной групповой деятельности;

б) обслуживает взаимодействие с другими группами;

в) все ответы верны.



Ответ: а
6. Механизм социального восприятия членами группы друг друга — это:

а) социально-психологическая рефлексия;

б) каузальная атрибуция;

в) идентификация;

г) все ответы верны.

Ответ: г
7. Один из главных механизмов межличностного восприятия в общении, характеризующийся пониманием и интерпретацией другого человека путем отождествления себя с ним, трактуется как:

а) социально-психологическая рефлексия;

б) стереотипизация;

в) эмпатия;

г) идентификация.

Ответ: г

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ.

1. Общение как феномен: передача информации, восприятие и взаимодействие



2. Определение общения. Общение как передача информации.

3. Общение как восприятие. Эффект первого впечатления, эффект порядка, эффект ореола, эффект бумеранга.

4. Общение как взаимодействие. Трансактный анализ Э.Берна. Эго-состояния личности (Родитель, Взрослый, Дитя). Виды транскакций (дополнительные, скрытые).

5. Пространство взаимодействия: вертикальная составляющая (пристройки «сверху», «на равных», «снизу»); горизонтальная составляющая (интимное, личное, социальное, публичное расстояние).

6. Сценарии взаимодействия. Ролевое поведение в общении.

7. Виды делового общения: познавательное, убеждающее, экспрессивное, манипулятивное, ритуальное и др.

8. Факторы выбора стиля в общении. Стили общения: ритуальный, манипулятивный, гуманистический; дружественный, заигрывающий, подавляющий, творческий, деловой.

9. Формы общения: деловая беседа, деловые переговоры, спор (полемика, дискуссия), деловые совещания, публичное выступление, деловая переписка.



Невербальные средства общения

10. Соотношение вербальных и невербальных средств общения. Феномен конгруэнтности. Ведущие репрезентативные системы: аудиальная, визуальная, кинестетическая.

11. Жестология (жесты иллюстраторы, регуляторы, демонстраторы, адаптеры, аффекторы). Мимика (динамика мышц лица): подвижность – неподвижность, своевременность – несвоевременность, адекватность – неадекватность.

12. Позы: открытые и закрытые.

13. Проксемика – организация пространства общения. Взаимное расположение партнеров в процессе общения.

14. Взгляд (деловой, светский, интимный): направление, выражение, продолжительность.

15. Паралингвистика (смех, шепот, вздохи, хмыканья, паузы, плач).

16. Экстралингвистика – высота голоса, тембр, темп, ритм, интонация.

Вербальные средства и процесс слушания в деловой коммуникации

17. Человеческая речь как источник информации. Виды речевой деятельности: говорение и написание; слушание и чтение. Виды речевых текстов: сообщение, мнение, совет, замечание, комплимент, выводы, предложение, вопросы и т.д.

18. Речевые средства общения.

19. Психотехнические приемы воздействия на партнера: воображаемая диалогизация, вопросно-ответный ход, эмоциональные восклицания.

20. Стили речи: официально-деловой (законодательный, дипломатический, административно-канцелярский), научный стиль, публицистический, разговорная речь. Неявный смысл речевого общения. Подтекст.

21. Коммуникативные барьеры: логический, стилистический, семантический, фонетический.

22. Умение «слушать» и «слышать». Составляющие навыки умения слушать. Преимущества слушания партнера. Стили слушания.

23. Трудности эффективного слушания: отключение внимания, высокая скорость умственной деятельности, избирательность внимания, потребность реплики.

24. Уровни слушания: слушание-сопереживание, формальное слушание, слушание с временным отключением.

25. Виды слушания: направленное критическое, эмпатическое, нерефлексивное, активное рефлексивное.

26. Виды обратной связи в процессе слушания: расспрашивание, перефразирование, отражение чувств, резюмирование.

Технологии различных форм делового общения

27. Деловая беседа. Виды деловой беседы в зависимости от уровня делового общения. Деловая беседа между сотрудниками разных организаций. Деловая беседа между сотрудниками внутри организации. Деловая беседа между руководителем и подчиненными.

28. Этапы деловой беседы между сотрудниками внутри организации с целью обсуждения и решения различных вопросов и проблем.

29. Особенности использования основных групп факторов влияния в процессе деловой беседы.

30. Переговоры. Метод “принципиального ведения переговоров”. Основные характеристики и правила ведения переговоров. Понятие “нижней границы” и наилучшей альтернативы предполагаемому соглашению. Психологические ошибки при разработке альтернатив. Наиболее распространенные приемы нечестного ведения переговоров.

31. Некоторые представления о конфликте. Причины затруднений при переходе от конфронтации к соглашению. Технология проведения "встречи". Виды "примирительных" жестов. Тактика посреднической деятельности в процессе ведения переговоров. "Деятельностный" характер соглашений.

32. Совещание. Совещание как форма общения. Кто есть кто на совещании. Алгоритм проведения совещания.

33. Основные стратегии проведения дискуссии. Этапы проведения дискуссии. Психологические трудности проведения дискуссии. Психологические ошибки участников дискуссии.
Общение в различных жизненных ситуациях.
34. Общение с трудными собеседниками. Формы, методы, рекомендации по созданию благоприятной атмосферы в ходе общения.

35. Манипуляции в общении противодействие им. Признаки, манипуляции собеседником. Формы и методы уклонения от манипуляций в ходе общения.

36. Общение на уровне «начальник» - «подчиненный», рекомендации по бесконфликтному общению. Формы и методы преодоления коммуникативных барьеров.

Психология человеческих взаимоотношений в группах и коллективах. Психология групп.


37. Структура группы и ее психологическое измерение. Понятие группы. Формирование групп. Классификация групп. Виды малых групп. Межличностные отношения в группах. Влияние группы на личность. Терапевтические группы. Взаимодействие в группе.

38. Взаимодействие людей в неорганизованных группах. Основные параметры малой группы. Групповые нормы. Социально-психологические явления в малых группах: психологический климат, социальные санкции.

39. Межличностные отношения в группах. Виды и характер взаимоотношений в группах-диадах и группах-триадах. Эффективность групповой деятельности: определение оптимальной величины группы; коллектив как малая группа.

40. Личность и группа: двойственность влияния группы на индивида; группа как носитель образцов для подражания; конформное поведение: причины конформизма, нонконформизм.

41. Руководство и лидерство в группах: типы лидерства; теории лидерства; стили управления, их классификация; особенности администраторских и лидерских качеств руководителя и его управленческий стиль.

42. Конфликты: типы и фазы протекания; переход из делового конфликта в межличностный; конфликтные личности и способы нейтрализации источников конфликта.

Эксперт – к.ф.н., ст. преподаватель Сказко А.С.
Каталог: userfiles -> depts -> philosophy
philosophy -> Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность 040400. 62 Социальная работа
philosophy -> Рабочая учебная программа по психологии разработана в соответствии с требованиями фгос -3 впо и Примерной учебной программы по психологии для специальности Экономика
philosophy -> Тема «История развития психологии»
philosophy -> Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология общения направление подготовки 080100. 62 Экономика
philosophy -> Рабочая учебная программа по психологии и педагогике разработана в соответствии с требованиями фгос -3 впо и Примерной учебной программы по психологии для специальности Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
philosophy -> Краткое содержание темы: Вопрос Общая характеристика памяти. Теории памяти
philosophy -> Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Психология»
philosophy -> Вопросы к зачету по дисциплине «психология общения»
philosophy -> Тест философия февраль лф к какому направлению философского мировоззрения относится поиск первоматерии?
philosophy -> Примерная тематика контрольных работ по дисциплине «Психология» Направление подготовки 39. 03. 02 «Социальная работа»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница