Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения специальности «Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология»



Скачать 144.07 Kb.
Дата27.04.2016
Размер144.07 Kb.
ТипРабочая учебная программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Т. А. Глухих

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Учебно – методический комплекс

Рабочая учебная программа

для студентов очной формы обучения

специальности «Логопедия с дополнительной

специальностью Специальная психология»





Издательство


Тюменского государственного университета

2009

УДК: 616.821(075.8)

ББК: Ю948.5я73
Г: 554




Т.А. Глухих. Нейропсихология: Учебно – методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения специальности «Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009, 15 стр.

Учебно – методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, содержание лекционного курса, лабораторные работы с указаниями заданий, семинарские занятия с перечнем вопросов, а также темы контрольных работ и контрольные вопросы к экзамену.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Нейропсихология электронный ресурс /режим доступа:http: //www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной физиологии.

Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.





ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

РЕЦЕНЗЕНТЫ:




Н.Н. Гребнева, д.б.н., профессор

Н.М. Фатеева, д.б.н., проф., ТюмГУ

З.В. Поливара, к.п.н., доцент ТюмГУ

 ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нейропсихология рассматривает систематизированные знания о мозговой организации психической деятельности человека, о ее нарушениях при локальных поражениях мозга, принципах работы мозга как субстрата психических процессов, которые основаны на общепсихологических представлениях о психике человека.

Данный курс «Нейропсихология» разработан на основе исследований современных ученых.

Выписка из Государственного образовательного стандарта:

Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга. Локальные системы мозга. Первичные, вторичные, третичные зоны коры больших полушарий. Мозговая организация зрительного восприятия, оптико – гностические функции. Организация слухового восприятия. Акустико – гностические функции слуха, речевая память. Организация движений. Регуляция психической деятельности. Психические процессы и их мозговая организация.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса: обеспечить студентов знаниями в области нейропсихологии, сформулировать четкие представления о мозговой организации психической деятельности человека и различных нарушениях при локальных поражениях мозга.

Задачи: познакомить студентов с основными принципами структурно – функциональной организации мозга, нарушениями речи, сенсорными, гностическими и другими расстройствами при локальных поражениях мозга.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:



  • текущий контроль осуществляется в процессе занятий

  • промежуточный контроль подготовка сообщений по теме практических занятий, семинары;

- итоговый контроль - экзамен по дисциплине.

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс рассчитан на 42 час., аудиторных (28 час. лекции, 14 час. практические занятия); на самостоятельное овладение материалом - 46 час.

2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ






Наименование темы

Лекции (часов)



Практические занятия

(час)


Индив. и самостоят. работа (час)

ОДО




ОДО




ОДО





1

Функциональная организация мозга и психическая деятельность

2




1




4




2

Три основных функциональных блока мозга

2




1




6




3

Нарушение речи при локальных поражениях мозга

4




2




6




4

Нарушение памяти при локальных поражениях мозга

4




2




6




5

Нарушение внимания при локальных поражениях мозга

4




2




6




6

Нарушение мышления при локальных поражениях мозга

4




2




6




7

Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий

4




2




6




8

Нейропсихологические синдромы поражения глубоких подкорковых структур мозга

4




2




6






Всего на ОДО: 62 часа


28




14




46






3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
Тема 1. Функциональная организация мозга и психическая деятельность

Предмет, задачи и основные направления в нейропсихологии. Связь нейропсихологии с общей психологией. Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Теория динамической локализации высших психических функций. Методы клинических нейропсихологичесих исследований А.Р. Лурия.


Тема 2. Три основных функциональных блока мозга


Функциональные особенности первичных, вторичных и третичных полей коры. Основные структурно – функциональные блоки мозга и их значение в осуществлении высших психических функций. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие.

Тема 3. Нарушение речи при локальных поражениях мозга

Экспрессивная речь. Импрессивная речь. Речевые нарушения, связанные с выпадением афферентных звеньев речевой функциональной системы: сенсорная, акустико – мнестическая, афферентная моторная или кинестетическая, оптико – мнестическая, семантическая афазии. Речевые нарушения, связанные с нарушением эфферентных звеньев речевой системы.



Тема 4. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга

Основные характеристики памяти. Нарушения памяти. Модально – неспецифические нарушения памяти. Модально – специфические нарушения памяти.


Тема 5. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга

Модально – неспецифические нарушения внимания.

Модально – специфические нарушения памяти.

Тема 6. Нарушение мышления при локальных поражениях мозга

Этапы мыслительной деятельности. Нарушение мышления при поражении левой височной области. Поражение премоторных отделов левого полушария головного мозга. Нарушение мышления при поражении префронтальных и других отделов головного мозга.



Тема 7. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий

Корковые нейропсихологические синдромы. Синдромы, связанные с поражением задних отделов мозга. Синдромы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий.



Тема 8. Нейропсихологические синдромы поражения глубоких подкорковых структур мозга

Синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга. Синдромы поражения, связанные с поражением глубоких структур мозга.



ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Тема: «Функциональная организация мозга и психическая деятельность»

Вопросы для обсуждения:

1. Мозговая организация высших психических функций.

2. Современные представления о локализации ВПФ.

3. Основные положения Л.С. Выготского о локализации ВПФ.

4. Функциональные особенности первичных, вторичных и третичных полей коры.

5. Основные структурно – функциональные блоки мозга и их значение в осуществлении высших психических функций.


Занятие 2. Тема: «Психические процессы и их мозговая деятельность»

Вопросы для обсуждения:

              1. Нарушения памяти и внимания при локальных поражениях мозга. Модально – неспецифические и модально – специфические нарушения внимания.

2. Эмоционально – личностная сфера человека. Нарушения эмоционально – личностной сферы при локальных поражениях мозга.

3. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.


ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа 1. «Основные принципы структурно – функциональной организации мозга».

Цель работы: изучить основные структурно – функциональные блоки мозга, осуществляющих ведущую роль в реализации высших психических функций.

Задания: зарисовать основные структурно – функциональные блоки мозга и цитоархитектонические поля коры головного мозга.
Практическая работа 2. «Мозговая организация зрительного восприятия, оптико – гностические функции».

Цель работы: изучить работу зрительной системы и различные виды зрительных агнозий.

Задания: провести исследование зрительного и зрительно – пространственного гнозиса. Определить с помощью диагностического материала различные виды зрительных агнозий.
Практическая работа 3. «Акустико – гностические функции слуха, речевая память»

Цель работы: рассмотреть работу слуховой системы и ее расстройства.

Задания: провести и законспектировать исследование слухового гнозиса и слухомоторных координаций.
Практическая работа 4. «Нарушение произвольных движений и действий»

Цель работы: ознакомиться с концепцией Н.А.Бернштейна об уровневой организации в построении движений.

Задания: прочитать и законспектировать теоретический материал. Рассмотреть классификацию апраксий (А.Р.Лурия).
Практическая работа 5. «Нарушение произвольной регуляции высших психических функций».

Цель работы: изучить произвольную регуляцию двигательных функций.

Задания: провести и законспектировать нейропсихологическое исследование движений: праксис позы, пространственный праксис, пробы Хеда, реципрокная координация, предметные действия, конструктивный праксис и т. д.
Практическая работа 6. «Нарушение речи».

Цель работы: изучить классификацию афазий по А.Р. Лурия.

Задания: Зарисовать схему области коры левого полушария головного мозга, связанного с речевыми функциями. Провести нейропсихологическое исследование речи.
Практическая работа 7. «Нарушения памяти при локальных поражениях мозга».

Цель работы: ознакомиться с модально – специфическими формами памяти. Речевая память.

Задания: провести и законспектировать нейропсихологическое исследование памяти: запоминание цифр, повторение серии слов, заучивание серии слов, запоминание двух групп элементов, запоминание двух смысловых рядов, запоминание двух рассказов.
4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:

  1. Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Методы клинических нейропсихологичесих исследований А.Р. Лурия.

  2. Основные структурно–функциональные блоки мозга и их значение в осуществлении высших психических функций.

  3. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие.

  4. Сенсорные и гностические кожно–кинестетические расстройства.

  5. Речевые нарушения, связанные с расстройством кожно–кинестетической системы.

  6. Гностические слуховые расстройства: акустическая агнозия, аритмия, амузия, нарушение интонационной стороны речи.

  7. Виды речи и психологическая структура речи.

  8. Классификация апраксий (А.Р. Лурия): кинестетическая, пространственная, кинетическая, регуляторная.

  9. Нарушения произвольной регуляции двигательных функций. Нарушения речевой регуляции двигательных актов.

  10. Нарушения произвольной регуляции интеллектуальной деятельности.

  11. Память как высшая психическая функция.

  12. Нарушения памяти: амнезии, гипермнезии, гипомнезии, парамнезии. Внимание как высшая психическая функция.

  13. Формы внимания: сенсорное, двигательное, эмоциональное, интеллектуальное.

  14. Психологическая структура мышления.

  15. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга. Эмоционально – личностная сфера человека.

16.Нарушения эмоционально–личностной сферы при поражении лобных долей мозга и других мозговых структур.
5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Предмет, задачи и методологические основы нейропсихологии.

  2. Связь нейропсихологии с общей психологией.

  3. Понятийный аппарат нейропсихологии. Определение симптома, синдрома, фактора.

  4. Теория динамической локализации высших психических функций.

  5. Отделы головного мозга, выполняющие ведущую роль в реализации высших психических функций.

  6. Функциональные особенности первичных, вторичных и третичных полей коры.

  7. Основные структурно–функциональные блоки мозга и их значение в осуществлении высших психических функций.

  8. Строение зрительного анализатора.

  9. Характеристика и классификация основных видов зрительных агнозий: предметная, оптико–пространственная, симультанная, лицевая, цветовая, буквенная.

  10. Слуховая система: речевой и неречевой слух.

  11. Гностические слуховые расстройства: акустическая агнозия, аритмия, амузия, нарушение интонационной стороны речи.

  12. Представления о произвольных движениях и действиях.

  13. Концепция Н.А. Бернштейна об уровневой организации в построения движений.

  14. Пирамидная система. Основные принципы строения.

  15. Поражения пирамидных путей в подкорковых областях мозга.

  16. Поражения корковых и подкорковых звеньев экстрапирамидной системы.

  17. Классификация апраксий (А.Р.Лурия): кинестетическая, пространственная, кинетическая, регуляторная.

  18. Произвольная регуляция высших психических функций.

  19. Нарушения произвольной регуляции двигательных функций.

  20. Нарушения произвольной регуляции интеллектуальной деятельности.

  21. Виды речи и психологическая структура речи.

  22. Формы речевой деятельности.

  23. Классификация афазий по А.Р. Лурия.

  24. Память как высшая психическая функция.

  25. Основные характеристики памяти.

  26. Модально – неспецифические нарушения памяти.

  27. Нарушения памяти: амнезии, гипермнезии, гипомнезии, парамнезии.

  28. Психологическая структура внимания.

  29. Модально – неспецифические нарушения внимания.

  30. Психологическая структура мышления.

  31. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.

  32. Эмоционально – личностная сфера человека.

  33. Нарушения эмоционально–личностной сферы при поражении локальных поражениях мозга.

34. Корковые нейропсихологические синдромы.

35. Синдромы, связанные с поражением задних отделов мозга.

36. Синдромы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий.

37. Синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга.

38. Синдромы поражения, связанные с поражением глубоких структур мозга.

6. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


6.1. Литература

Основная:



  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. Для студентов вузов – М.: Астрель: Транзиткнига, 2005.

  2. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: УМК «Психология», 2002.

  3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, 2000.

  4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2003.

Дополнительная:



  1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Наука, 1971.

  2. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М.: Теревинф, 2003.

  3. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Наука, 1971.

  4. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций //Собр.соч.: в 6т. М.: Педагогика, 1982г Т.1.

  5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.

  6. Хрестоматия по нейропсихологии. М.: Рос. психол. общество, 1999.

  7. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация. М.: МГУ, 1985.

  8. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб, 1997.

  9. Доброхотова Т.А. Эмоциональная патология при локальных поражениях мозга. М., 1974.

  10. Кок Е.П. Зрительные агнозии. Л.: Наука, 1967.

  11. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М.: МГУ, 1998.

  12. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Наука, 1970.

  13. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. М.: Просвещение, 1966.

  14. Меерсон Я.А. Высшие зрительные функции. Л. Наука, 1986.

  15. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М.: Интелтех, 1994.

  16. Нейропсихологическая диагностика. Учебное пособие. П/ред. Е.Д.Хомской. М., 1994.

  17. Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения. М.: 2002.

6.2. Средства и материально – техническое обеспечение дисциплины


Занятия по данной дисциплине «Основы нейропсихологии» рекомендуется проводить со следующим оборудованием:

1.Персональный компьютер.

2.Проектор с экраном.

3.Иллюстративные материалы: плакаты, макеты.



Дополнения и изменения к рабочей программе

на 2014/ 2015 учебный год

050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия», очная и заочная формы обучения

Дисциплина «Нейропсихология»
В рабочую программу вносятся следующие изменения:


  1. В программу добавлен обновленный список литературы по дисциплине:

Основная литература:

  1. Прищепа И. М., Ефременко И. И.. Нейрофизиология: учебное пособие [Электронный ресурс] / Минск:Вышэйшаяшкола,2013.-288с.-978-985-06-2306-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235775 (дата обращения: 03.09.2014).

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

_4 сентября_2014 г. протокол № 2.


Заведующий кафедрой

медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности



описание: подписьнн

Н.Н. Гребнева


ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ГЛУХИХ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

Рабочая ученая программа

для студентов очной и заочной форм обучения

специальности «Логопедия с дополнительной

специальностью Специальная психология»

Подписано в печать _________________г. Тираж__________экз.

Объем____________п.л. Формат 60х84/16 Заказ №_________



Издательство Тюменского государственного университета

625003, г.Тюмень, Семакова,10
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница