Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП. В.1. психология неблагополучной семьи
специальность: 050706.65 – Педагогика и психология
Ишим 2011
Предисловие
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании кафедры психологии на заседании УМК факультета
Протокол № 1от «12»сентября 2011г. Протокол № 1 от «12»сентября 2011г.
Зав. кафедрой Председатель УМК
С.А.Еланцева Е.В.Слизкова
роспись И.О.Ф. зав. кафедрой роспись И.О.Ф. председателя УМК
СОГЛАСОВАНО
«13»сентября 2011г.
Зав. ОИБО Л.Б.Гудилова
роспись И.О.Ф.зав. ОИБО
ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ с «13»сентября 2011 г.
РАЗРАБОТАНА: О.В. Панфилова, канд. психол. наук, ст.преподавателем кафедры психологии
РЕЦЕНЗЕНТ: Дубровина О.В., кандидат психологических наук, ст.преподаватель кафедры психологии
Периодичность пересмотра: перед началом каждого учебного года.
Содержание
1.
|
Программа дисциплины
|
4
|
|
1.1.
|
Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
|
4
|
|
1.2.
|
Требования к уровню изучения дисциплины
|
4
|
|
1.3.
|
Требования к организации дисциплины
|
5
|
2.
|
Содержание дисциплины
|
6
|
|
2.1.
|
Разделы дисциплины, виды и объем занятий
|
6
|
|
2.2.
|
Содержание разделов дисциплины
|
8
|
|
2.3.
|
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
|
10
|
|
2.4.
|
Материально-техническое обеспечение дисциплины
|
14
|
3.
|
Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов. Методические рекомендации преподавателям и студентам
|
14
|
|
3.1.
|
Организация аудиторной работы студентов
|
14
|
|
3.1.1.
|
Конспекты отдельных лекций
|
15
|
|
3.1.2.
|
Планы практических занятий и методические рекомендации к ним
|
25
|
|
3.2.
|
Организация самостоятельной работы студентов
|
27
|
|
3.2.1.
|
Содержание, формы и сроки выполнения заданий, виды контроля
|
27
|
4.
|
Материалы входного, текущего и итогового контроля. Методические рекомендации преподавателям и студентам
|
28
|
|
4.1.
|
Материалы входного контроля
|
28
|
|
4.2.
|
Материалы текущего контроля
|
28
|
|
4.3.
|
Материалы итогового контроля
|
33
|
5.
|
Терминологический минимум
|
36
|
|
Приложение
|
38
|
-
Программа дисциплины
-
Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
Цель: формирование профессиональной компетентности через становление у студентов целостных представлений по психологии неблагополучной семьи как научной и практической дисциплины для решения профессиональных психолого-педагогических задач, связанных с ранней диагностикой, коррекцией и оказанием психологической помощи неблагополучной семье и ребенку.
Задачи:
-
овладеть знанием базовых психологических представлений в области психологии неблагополучной семьи, что является необходимым условием профессионального становления, формирования экзистенционального и функционального образа Я специалиста;
-
овладеть понятийным аппаратом дисциплины, характеризующим специфику психологии неблагополучной семьи;
-
познакомить студентов с типологией неблагополучной семьи, сформировать представление о «пограничных» семьях, о формах проявления скрытого семейного неблагополучия;
-
сформировать целостное представление об особенностях формирования личности ребенка в неполной семье, в семье разведенных родителей и осиротевшей семье;
-
на основе современного состояния научного знания по психологии неблагополучной семьи познакомить студентов с психологическими проблемами внебрачных детей, формами психологического взаимодействия с неполной семьей;
-
познакомить студентов с психологическим анализом трудностей семейного воспитания: типичными ошибками родителей в воспитании детей;
-
сформировать навыки применения методик первичной диагностики нарушений семейного воспитания и применение полученных результатов обследования для оказания психологической помощи неблагополучной семье и ребенку;
-
научить проводить анализ причин нарушений семейного воспитания и осуществлять их профилактику;
-
сформировать умение с научных позиций анализировать ситуацию, при которой необходимо оказание консультативной помощи по семейным проблемам, решать практические задачи, связанные с консультированием, опираясь на основные принципы и алгоритмы, существующие в современном психологическом знании относительно семьи;
-
овладеть навыками поиска, анализа, систематизации и использования информации применительно к задаче психологического консультирования по вопросам, связанным с семьей.
-
Требования к уровню изучения дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен
знать:
-
основные понятия психологии неблагополучной семьи;
-
типологию неблагополучной семьи;
-
особенности формирования личности ребенка в неблагополучной семье (неполной, семье разведенных родителей, осиротевшей семье и пр.);
-
психологические трудности семейного воспитания, типичные ошибки родителей в воспитании детей;
уметь:
-
применять систематизированные теоретические и практические знания по психологии неблагополучной семьи;
-
проектировать коррекционно-развивающие программы и занятия по работе с неблагополучной семьей с учетом её запроса и проблем в семейных отношениях и воспитании детей;
-
определять критерии эффективности и на их основе оценивать результативность реализованных в профессиональной деятельности коррекционно-развивающих программ и занятий по оказанию психологической помощи проблемной семье;
владеть:
-
техниками применения, обработки и интерпретации конкретных психодиагностических методик, выявляющих специфику функционирования неблагополучной семьи, супружеских, детско-родительских взаимоотношений, особенностей личности всех членов семьи, динамических аспектов их поведения и деятельности, психического развития детей разных возрастов;
-
навыками составления протоколов диагностического обследования неблагополучной семьи, психологического заключения по результатам психодиагностического обследования, коррекционно-развивающих программ, конспектов коррекционно-развивающих занятий, отчетной документации по ведению коррекционно-развивающей работы с неблагополучной семьей.
-
Требования к организации дисциплины
Дисциплина «Психология неблагополучной семьи» читается на очном отделении в 6 семестре (3 курс); на заочном отделении – у ПиП (3,6) в 6 семестре (3 курс), у ПиП (5,6) в 7 семестре (4 курс). Количество часов, отводимое на курс, приведено в таблице 1.
Таблица 1 - Объем дисциплины «Психология неблагополучной семьи» и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Распределение по семестрам в часах
на очном (о/о) и заочном (з/о) отделениях
|
Семестр
|
VI
|
VI
|
VIII
|
о/о
|
з/о
3,6/5,6/
|
о/о
|
з/о
3,6
|
з/о
5,6
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
72
|
220/70
|
72
|
220
|
70
|
Аудиторные занятия
|
36
|
6/12
|
36
|
6
|
12
|
Лекции (Л)
|
20
|
4/6
|
20
|
4
|
6
|
Практические занятия (ПЗ) Семинары (СЗ)
|
16
|
2/6
|
16
|
2
|
6
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Самостоятельная работа студентов (СРС)
|
36
|
214/58
|
36
|
214
|
58
|
Контрольные работы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Курсовые работы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Вид итогового контроля
|
зачет
|
зачет/ зачет
|
зачет
|
зачет
|
Зачет (8 сем)
|
Лекционные занятия носят проблемный и проблемно-информационный характер, могут сопровождаться компьютерными презентациями. Семинарские занятия проводятся в различных формах: научно-практическая конференция, деловая игра, круглый стол, диспут, кейс-метод, метод номинальных групп, решение психолого-педагогических задач, коллоквиум, жужжащие группы, «шесть шляп мышления». Лабораторные занятия для студентов очного и заочного отделения не предусмотрены.
-
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий
Таблица 2 – Разделы дисциплины, виды и объем занятий
№
|
Наименование разделов и тем
|
Объем в часах по видам работ
|
Всего
|
Л
|
ПЗ, СЗ
|
СРС
|
о/о
|
о/о
|
о/о
|
о/о
|
I.
|
Понятие и типы неблагополучных семей
|
28
|
8
|
8
|
12
| -
|
Типология неблагополучных семей
|
6
|
2
|
2
|
2
| -
|
Семьи с открытой формой неблагополучия
|
5
|
2
|
1
|
2
| -
|
Семьи со скрытой формой неблагополучия
|
5
|
2
|
1
|
2
| -
|
«Пограничные» семьи
|
4
|
1
|
1
|
2
| -
|
Формы проявления скрытого семейного неблагополучия
|
4
|
1
|
1
|
2
| -
|
Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
|
4
|
-
|
2
|
2
|
II.
|
Неблагополучная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка
|
28
|
8
|
4
|
16
| -
|
Неполные семьи, их типы
|
4
|
2
|
-
|
2
| -
|
Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
|
5
|
1
|
2
|
2
| -
|
Личность ребенка в семье разведенных родителей
|
4
|
1
|
1
|
2
| -
|
Ребенок в осиротевшей семье
|
3
|
-
|
1
|
2
| -
|
Одинокая мать и ее ребенок. Психологические проблемы внебрачных детей
|
6
|
2
|
-
|
4
| -
|
Формы психологического взаимодействия с неполной семьей
|
6
|
2
|
-
|
4
|
III.
|
Психологический анализ трудностей семейного воспитания
|
16
|
4
|
4
|
8
| -
|
Типичные ошибки родителей в воспитании детей
|
8
|
2
|
2
|
4
| -
|
Отклоняющееся поведение ребенка как следствие неправильного воспитания
|
8
|
2
|
2
|
4
|
|
|
72
|
20
|
16
|
36
|
Таблица 3 – Разделы дисциплины, виды и объем занятий (заочное отделение)
№
|
Наименование разделов и тем
|
Объем в часах по видам работ
|
Всего
|
Л
|
ПЗ, СЗ
|
СРС
|
з/о
3,6/ 5,6
|
з/о
3,6/ 5,6
|
з/о
3,6/ 5,6
|
з/о
3,6/ 5,6
|
I.
|
Понятие и типы неблагополучных семей
|
94/30
|
2/4
|
2/-
|
90/26
| -
|
Типология неблагополучных семей
|
17/8
|
2/2
|
-/-
|
15/6
| -
|
Семьи с открытой формой неблагополучия
|
16/5
|
-/1
|
1/-
|
15/4
| -
|
Семьи со скрытой формой неблагополучия
|
16/5
|
-/1
|
1/-
|
15/4
| -
|
«Пограничные» семьи
|
15/4
|
-/-
|
-/-
|
15/4
| -
|
Формы проявления скрытого семейного неблагополучия
|
15/4
|
-/-
|
-/-
|
15/4
| -
|
Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
|
15/4
|
-/-
|
-/-
|
15/4
|
II.
|
Неблагополучная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка
|
92/28
|
-/2
|
2/2
|
90/24
| -
|
Неполные семьи, их типы
|
16/6
|
-/1
|
1/1
|
15/4
| -
|
Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
|
16/6
|
-/1
|
1/1
|
15/4
| -
|
Личность ребенка в семье разведенных родителей
|
15/4
|
-/-
|
-/-
|
15/4
| -
|
Ребенок в осиротевшей семье
|
15/4
|
-/-
|
-/-
|
15/4
| -
|
Одинокая мать и ее ребенок. Психологические проблемы внебрачных детей
|
15/4
|
-/-
|
-/-
|
15/4
| -
|
Формы психологического взаимодействия с неполной семьей
|
15/4
|
-/-
|
-/-
|
15/4
|
III.
|
Психологический анализ трудностей семейного воспитания
|
34/12
|
2/2
|
2/2
|
30/8
| -
|
Типичные ошибки родителей в воспитании детей
|
17/6
|
-/-
|
2/2
|
15/4
| -
|
Отклоняющееся поведение ребенка как следствие неправильного воспитания
|
17/6
|
2/2
|
-/-
|
15/4
|
|
|
220/70
|
4/8
|
6/4
|
210/58
|
2.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел. 1. Понятие и типы неблагополучных семей
Поделитесь с Вашими друзьями: |