Рабочая учебная программа дисциплины



страница1/4
Дата10.02.2016
Размер0.83 Mb.
  1   2   3   4


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова»



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП. В.1. психология неблагополучной семьи

специальность: 050706.65 – Педагогика и психология

Ишим 2011



Предисловие

УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры психологии на заседании УМК факультета

Протокол № 1от «12»сентября 2011г. Протокол № 1 от «12»сентября 2011г.

Зав. кафедрой Председатель УМК

С.А.Еланцева Е.В.Слизкова
роспись И.О.Ф. зав. кафедрой роспись И.О.Ф. председателя УМК

СОГЛАСОВАНО

«13»сентября 2011г.

Зав. ОИБОЛ.Б.Гудилова



роспись И.О.Ф.зав. ОИБО

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ с «13»сентября 2011 г.

РАЗРАБОТАНА: О.В. Панфилова, канд. психол. наук, ст.преподавателем кафедры психологии

РЕЦЕНЗЕНТ: Дубровина О.В., кандидат психологических наук, ст.преподаватель кафедры психологии

Периодичность пересмотра: перед началом каждого учебного года.

Содержание

1.

Программа дисциплины

4




1.1.

Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

4




1.2.

Требования к уровню изучения дисциплины

4




1.3.

Требования к организации дисциплины

5

2.

Содержание дисциплины

6




2.1.

Разделы дисциплины, виды и объем занятий

6




2.2.

Содержание разделов дисциплины

8




2.3.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

10




2.4.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

14

3.

Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов. Методические рекомендации преподавателям и студентам

14




3.1.

Организация аудиторной работы студентов

14




3.1.1.

Конспекты отдельных лекций

15




3.1.2.

Планы практических занятий и методические рекомендации к ним

25




3.2.

Организация самостоятельной работы студентов

27




3.2.1.

Содержание, формы и сроки выполнения заданий, виды контроля

27

4.

Материалы входного, текущего и итогового контроля. Методические рекомендации преподавателям и студентам

28




4.1.

Материалы входного контроля

28




4.2.

Материалы текущего контроля

28




4.3.

Материалы итогового контроля

33

5.

Терминологический минимум

36




Приложение

38



  1. Программа дисциплины

    1. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

Цель: формирование профессиональной компетентности через становление у студентов целостных представлений по психологии неблагополучной семьи как научной и практической дисциплины для решения профессиональных психолого-педагогических задач, связанных с ранней диагностикой, коррекцией и оказанием психологической помощи неблагополучной семье и ребенку.

Задачи:

  • овладеть знанием базовых психологических представлений в области психологии неблагополучной семьи, что является необходимым условием профессионального становления, формирования экзистенционального и функционального образа Я специалиста;

  • овладеть понятийным аппаратом дисциплины, характеризующим специфику психологии неблагополучной семьи;

  • познакомить студентов с типологией неблагополучной семьи, сформировать представление о «пограничных» семьях, о формах проявления скрытого семейного неблагополучия;

  • сформировать целостное представление об особенностях формирования личности ребенка в неполной семье, в семье разведенных родителей и осиротевшей семье;

  • на основе современного состояния научного знания по психологии неблагополучной семьи познакомить студентов с психологическими проблемами внебрачных детей, формами психологического взаимодействия с неполной семьей;

  • познакомить студентов с психологическим анализом трудностей семейного воспитания: типичными ошибками родителей в воспитании детей;

  • сформировать навыки применения методик первичной диагностики нарушений семейного воспитания и применение полученных результатов обследования для оказания психологической помощи неблагополучной семье и ребенку;

  • научить проводить анализ причин нарушений семейного воспитания и осуществлять их профилактику;

  • сформировать умение с научных позиций анализировать ситуацию, при которой необходимо оказание консультативной помощи по семейным проблемам, решать практические задачи, связанные с консультированием, опираясь на основные принципы и алгоритмы, существующие в современном психологическом знании относительно семьи;

  • овладеть навыками поиска, анализа, систематизации и использования информации применительно к задаче психологического консультирования по вопросам, связанным с семьей.




    1. Требования к уровню изучения дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

  • основные понятия психологии неблагополучной семьи;

  • типологию неблагополучной семьи;

  • особенности формирования личности ребенка в неблагополучной семье (неполной, семье разведенных родителей, осиротевшей семье и пр.);

  • психологические трудности семейного воспитания, типичные ошибки родителей в воспитании детей;

уметь:

  • применять систематизированные теоретические и практические знания по психологии неблагополучной семьи;

  • проектировать коррекционно-развивающие программы и занятия по работе с неблагополучной семьей с учетом её запроса и проблем в семейных отношениях и воспитании детей;

  • определять критерии эффективности и на их ос­нове оценивать результа­тивность реализованных в профессиональной дея­тельности коррекционно-развивающих программ и занятий по оказанию психологической помощи проблемной семье;

владеть:

  • техниками применения, обработки и интерпретации конкрет­ных психодиагностиче­ских методик, выявляю­щих специфику функци­онирования неблагополучной семьи, супружеских, дет­ско-родительских взаи­моотношений, особенно­стей личности всех чле­нов семьи, динамических аспектов их поведения и деятельности, психиче­ского развития детей раз­ных возрастов;

  • навыками составления протоколов диагностиче­ского обследования неблагополучной се­мьи, психологического заключения по результа­там психодиагностиче­ского обследования, кор­рекционно-развивающих программ, конспектов коррекционно-развиваю­щих занятий, отчетной документации по веде­нию коррекционно-раз­вивающей работы с неблагополучной се­мьей.



    1. Требования к организации дисциплины

Дисциплина «Психология неблагополучной семьи» читается на очном отделении в 6 семестре (3 курс); на заочном отделении – у ПиП (3,6) в 6 семестре (3 курс), у ПиП (5,6) в 7 семестре (4 курс). Количество часов, отводимое на курс, приведено в таблице 1.


Таблица 1 - Объем дисциплины «Психология неблагополучной семьи» и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов



Распределение по семестрам в часах

на очном (о/о) и заочном (з/о) отделениях



Семестр

VI

VI

VIII

о/о

з/о

3,6/5,6/


о/о

з/о

3,6


з/о

5,6


Общая трудоемкость дисциплины

72

220/70

72

220

70

Аудиторные занятия

36

6/12

36

6

12

Лекции (Л)

20

4/6

20

4

6

Практические занятия (ПЗ) Семинары (СЗ)

16

2/6

16

2

6

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа студентов (СРС)

36

214/58

36

214

58

Контрольные работы

-

-

-

-

-

Курсовые работы

-

-

-

-

-

Вид итогового контроля

зачет

зачет/ зачет

зачет

зачет

Зачет (8 сем)

Лекционные занятия носят проблемный и проблемно-информационный характер, могут сопровождаться компьютерными презентациями. Семинарские занятия проводятся в различных формах: научно-практическая конференция, деловая игра, круглый стол, диспут, кейс-метод, метод номинальных групп, решение психолого-педагогических задач, коллоквиум, жужжащие группы, «шесть шляп мышления». Лабораторные занятия для студентов очного и заочного отделения не предусмотрены.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий

Таблица 2 – Разделы дисциплины, виды и объем занятий




Наименование разделов и тем

Объем в часах по видам работ

Всего

Л

ПЗ, СЗ

СРС

о/о

о/о

о/о

о/о

I.

Понятие и типы неблагополучных семей

28

8

8

12



Типология неблагополучных семей

6

2

2

2



Семьи с открытой формой неблагополучия

5

2

1

2



Семьи со скрытой формой неблагополучия

5

2

1

2



«Пограничные» семьи

4

1

1

2



Формы проявления скрытого семейного неблагополучия

4

1

1

2



Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье

4

-

2

2

II.

Неблагополучная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка

28

8

4

16



Неполные семьи, их типы

4

2

-

2



Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

5

1

2

2



Личность ребенка в семье разведенных родителей

4

1

1

2



Ребенок в осиротевшей семье

3

-

1

2



Одинокая мать и ее ребенок. Психологические проблемы внебрачных детей

6

2

-

4



Формы психологического взаимодействия с неполной семьей

6

2

-

4

III.

Психологический анализ трудностей семейного воспитания

16

4

4

8



Типичные ошибки родителей в воспитании детей

8

2

2

4



Отклоняющееся поведение ребенка как следствие неправильного воспитания

8

2

2

4







72

20

16

36


Таблица 3 – Разделы дисциплины, виды и объем занятий (заочное отделение)




Наименование разделов и тем

Объем в часах по видам работ

Всего

Л

ПЗ, СЗ

СРС

з/о

3,6/ 5,6

з/о

3,6/ 5,6

з/о

3,6/ 5,6

з/о

3,6/ 5,6

I.

Понятие и типы неблагополучных семей

94/30

2/4

2/-

90/26



Типология неблагополучных семей

17/8

2/2

-/-

15/6



Семьи с открытой формой неблагополучия

16/5

-/1

1/-

15/4



Семьи со скрытой формой неблагополучия

16/5

-/1

1/-

15/4



«Пограничные» семьи

15/4

-/-

-/-

15/4



Формы проявления скрытого семейного неблагополучия

15/4

-/-

-/-

15/4



Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье

15/4

-/-

-/-

15/4

II.

Неблагополучная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка

92/28

-/2

2/2

90/24



Неполные семьи, их типы

16/6

-/1

1/1

15/4



Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

16/6

-/1

1/1

15/4



Личность ребенка в семье разведенных родителей

15/4

-/-

-/-

15/4



Ребенок в осиротевшей семье

15/4

-/-

-/-

15/4



Одинокая мать и ее ребенок. Психологические проблемы внебрачных детей

15/4

-/-

-/-

15/4



Формы психологического взаимодействия с неполной семьей

15/4

-/-

-/-

15/4

III.

Психологический анализ трудностей семейного воспитания

34/12

2/2

2/2

30/8



Типичные ошибки родителей в воспитании детей

17/6

-/-

2/2

15/4



Отклоняющееся поведение ребенка как следствие неправильного воспитания

17/6

2/2

-/-

15/4







220/70

4/8

6/4

210/58


2.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел. 1. Понятие и типы неблагополучных семей

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница