Рабочая тетрадь по дисциплине «обществознание»



Скачать 260,58 Kb.
страница1/8
Дата10.02.2016
Размер260,58 Kb.
#365
  1   2   3   4   5   6   7   8
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Составитель к.и.н. Н.П. Шарапова
Рабочая тетрадь предназначена для студентов всех специальностей 1 курса очной формы обучения факультета среднего профессионального образования, имеющих основное общее образование (9 классов).

Глава 1. Научное познание общества

1.1.Познание окружающего мира.

История воззрений на общество.

1. Что общего у науки и обыденного сознания?



  1. Язык описания явлений окружающего мира;

  2. Методы познания;

  3. Они являются результатами процесса познания;

  4. Критическое отношение к ранее добытому знанию

2. Отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире, называется

  1. Истина; 2) сознание; 3) Мнение; 4) Познание

3. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Цель познания – приобретение любых знаний об окружающем мире.

Б. Ложные знания являются издержками процесса познания.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

4. верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Основным методом получения научного знания выступает научное исследование.

Б. Интуиция играет важную роль в научном познании.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения об истине?

А. существуют вечные, неизменные истины.

Б. Основным критерием истинности является практика.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

6. Высшей формой теоретического познания является



  1. Философия; 3) искусство

  2. Религия; 4) обществознание.

7. Первым трудом по обществознанию считается философский диалог «Государство», автором которого является

  1. Гомер 2) Платон 3) Аристотель 4) Геродот

8. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Познавая законы вселенной, человек в конечном счете познает себя.

Б. Без изучения собственной сущности невозможна успешная социализация индивида.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

9. Запишите понятие, соответствующее определению.

Философское исследование социальной жизни называется __________.

10. Найдите в приведенном списке сходства и отличия социально-гуманитарных и естественных наук.



  1. Изучают явления и процессы окружающего мира;

  2. Рассматривают мотивы и результаты деятельности людей;

  3. Знание единичного важно постольку, поскольку позволяет формировать обобщенные теоретические знания;

  4. Изучают природу;

  5. Изучают общество;

  6. Знание о единичном считаются не менее важными, чем обобщенные теоретические знания;

  7. Имеют целью постижение истины.

Номера, под которыми указаны черты сходства, запишите в первую графу таблицы, отличия – во вторую графу.

Сходства

Отличия







11. Заполните таблицу «Создатели общественных наук». Воспользуйтесь приведенным ниже списком.

Политология

Экономическая теория

Социология

Политическая

география



Культурология
















А) О. Конт Б) Н. Макиавелли В) Д. Рикардо Г) Д. Фрезер Д) Ф. Ратцель

12. Используя материал учебника А.И. Кравченко «Обществознание» (§1), сравните чувственное и рациональное познание. Укажите, заполнив таблицу, их сходства (не менее двух общих характеристик) и отличия (не менее трех).



Чувственное познание

Рациональное познание

сходства

1.

2.

отличия

1.

1.

2.

2.

3.

3.

13. Исходя из своего опыта изучения школьных предметов. Приведите примеры частных и общих методов научного исследования.

Частные методы

Общие методы





































14. Определите. К какому философскому учению – сенсуализму или рационализму относятся приведенные ниже высказывания. Свою точку зрения обоснуйте.

«Все, что недоступно чувствам, непостижимо и для ума» (К.А. Гельвеций, французский философ).

«Я мыслю, следовательно, я существую» (Р. Декарт, французский философ и математик).

1.2. Строение общества. Цивилизация и общество.

1. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. В широком философском смысле обществом называют любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Б. Общество – естественная среда обитания человека.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

2. Назовите понятие, которое характеризует все стороны и причины развития различных обществ.


  1. Формация; 3) Цивилизация;

  2. Культура; 4) Популяция.

3. Верны ли следующие суждения о развитии общества?

А. История всех обществ начиналась с одного уровня – первобытнообщинного строя.

Б. Все общества развиваются одинаковыми темпами.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

4. Древнейшим общественным институтом является?



  1. Производство; 2) семья; 3) государство; 4) религия.

5. Верны ли следующие суждения о цивилизации?

А. Цивилизация – динамическая система, проходящая в своем развитии ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель.

Б. Возраст цивилизаций может насчитывать от одной тысячи до нескольких тысяч лет.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

6. Завершите предложение.

Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма______________________________________________________ ____________________________________________________________

7. Установите соответствие между сферами общественной жизни и явлениями.



Сферы общественной жизни

Явления

А) экономическая

1)драматический театр

Б) политическая

2) кредит

В) социальная

3) сословие

Г) духовная

4) избирательная кампания

Запишите в таблицу, выбранные цифры.

А

Б

В

Г













8. Установите соответствие между теориями общественного развития и их основоположниками.

Теории общественного развития

Основоположники

А) Теория локальных цивилизаций

1) У. Ростоу

Б) Теория общественно-экономических формаций

2) Н.Я. Данилевский

В) Теория стадиального развития

цивилизации



3) К. Маркс.

Запишите в таблицу, выбранные цифры.

А

Б

В

Г













9. В науке существует множество подходов к пониманию цивилизации. Приведите примеры различных определений понятия «цивилизация».

  1. ______________________________________________________ _________________________________________________________________

  2. ______________________________________________________ ________________________________________________________________

  3. ______________________________________________________ ________________________________________________________________

10. Прочитайте отрывок из статьи и выполните задания..

«Переворот во взглядах на историю был связан с выделением К. Марксом и Ф. Энгельсом из всего многообразия социальных связей таких, которые, возникая и существуя независимо от сознания и воли людей, определяют их взгляды, намерения, стремления, поступки, а тем самым и все прочие общественные отношения. Этими объективными, материальными связями были производственные, социально-экономические отношения. В каждом конкретном обществе производственные отношения образуют более или менее целостную систему, которая является…основой… всего социального организма в целом…»Анализ материальных общественных отношений, - писал В.И. Ленин,_ сразу дал возможность подменить повторяемость и обобщить порядки разных стран в одно основное понятие общественной формации…» Поэтому общественно-экономическую формацию можно определить как тип общества, имеющий своей основой определенный способ производства. С развитием производительных сил одна система производственных отношений рано или поздно сменяется другой, более прогрессивной, что влечет за собой смену одного типа общества другим, более высоким». (Юрий Семенов)


  1. На основе теста сформулируйте определение понятия общественно-экономическая формация».

_______________________________________________________

__________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________



  1. Сравните понятия «цивилизация» и «общественно-экономическая формация». В чем их сходства и различия?

Cходства

Различия

1.

1.



















2.

2.



















3.

3.




















Глава 2. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК.

    1. Современное общество. Модернизация.

Глобализация человеческого общества. Мировая система.
1. Какой фактор не оказал решающего влияния на становление современного общества?

  1. промышленная революция; 3) буржуазная революция;

  2. урбанизация; 4) великое переселение народов.

2. Модернизация связана с увеличением в жизни общества роли:

  1. техники; 3) физического труда;

  2. религии; 4) взаимодействия с природой.

3. Основной причиной глобализации является:

  1. распространение на весь мир капиталистической модели развития экономики как наиболее эффективной;

  2. развитие электронных средств массовой информации;

  3. Распространение единого общепринятого разговорного языка»

  4. рост роли и влияния транснациональных корпораций.

4. Термин «постиндустриальное общество» ввел …

  1. К. Маркс 2) О. Шпенглер 3) Д. Белл 4) Ф. Фукуяма

5. Верны ли следующие суждения об общественном развитии?

А. Для традиционного общества характерны медленные, почти незаметные изменения орудий труда на протяжении жизни сотен поколений.

Б. На каждую последующую стадию развития человеческого общества уходит гораздо меньше времени, чем на предыдущую.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

6. Запишите понятие, пропущенное в схеме:




Стадии развития человеческого общества


Постиндустриальное общество

Индустриальное общество

Общество

собирателей

и охотников

7. Прочитайте, приведенный ниже текст. Каждое положение, которого пронумеровано.



  1. Большинство современных ученых полагают, что вселенная возникла в результате большого взрыва около 12-14 млрд. лет назад. 2) Наша Солнечная система, включая Землю, имеет возраст 4.6 млрд. лет. 3) Приблизительно 3,8 млрд. лет назад на Земле появилась жизнь. 4) В древнейших осадочных породах обнаружен чрезвычайно высокий уровень углерода, что, по мнению многих ученых, свидетельствует о деятельности микроорганизмов. 5) Быть может, от этих микроорганизмов произошло все многообразие земной биосферы, в том числе и человек.

Определите, какие положения носят:

А) фактический характер;

Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.



1

2

3

4

5
















8. Вставьте пропущенные слова в таблицу «Сравнение стадий цивилизационного развития».

Позиции для сравнения

Аграрное

общество


Индустриальное

общество


Постиндустриальное

общество


Основной принцип деления общества

Сословно-кастовый


Профессиональный

Важнейшие социальные институты

Армия, церковь

Фирма




Главная отрасль экономики


Промышленность

Сфера услуг

Самая распространенная форма государственного правления

Монархия

Республика, конституционная монархия




9. Установите соответствие между понятиями и определениями.

Понятия

Определения

А) Модернизация

1) Переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения.

Б) Глобализация

2) Процесс глобального преобразования общества и цивилизации на основе развития техники.

В) Урбанизация

3) Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Г) Промышленная революция

4) Исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постоянно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г













10. Прочитайте текст и выполните задания.

«Чем примитивнее животные, тем менее развит у них мозг и сильнее инстинкты. Например, насекомые вообще обходятся без мозга, живут одними инстинктами. В каких случаях происходит ослабление инстинктов? Когда…происходят экологические катастрофы и инстинкты не могут подсказать организму, что делать, чтобы выжить. Скорее всего, эволюция предков современного человека происходила в результате цепи подобного рода потрясений… выживали те особи, у кого был лучше развит мозг, и они давали начало новому виду. Людей спасал и создавал мозг.

Чем меньшую роль в жизни человека играли инстинкты, тем продолжительнее становился период детства, т.е. период учения. Как минимум, он продолжается до 12-14 лет, а в современном обществе… и до 22-23 лет. В этот период огромную роль играют родители и другие взрослые, которые должны ребенку дать то, что не могут дать ослабленные инстинкты, научить его жить. То есть человек становится человеком только в обществе, Но люди предпочитают учиться не на чужих, а на своих собственных ошибках, приобретая личный жизненный опыт. Строго говоря, люди учатся всю жизнь». (А.И. Кравченко).

1)В тексте речь идет о возникновении одного из важнейших социальных институтов. Назовите его. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________


  1. Приведите цитаты из текста, в которых идет речь о роли в развитии человека и общества природных и социальных факторов.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________

  1. Как меняется значение природных и социальных факторов в развитии человека и общества в ходе истории?

______________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

11. Современный этап развития общества характеризуется историческим процессом глобализации. Перечислите признаки глобализации.



  1. ________________________________________________________ __________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________ __________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________ __________________________________________________________________

  4. ________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________ ____________________________________________________________

12. Используя текст учебника (§6), сравните органическую и неорганическую модернизацию. Укажите, заполнив таблицу, их сходства (не менее двух общих характеристик) и отличия (не менее трех).



Органическая модернизация

Неорганическая модернизация

Сходства

1.

2.

Отличия

1.


1.

2.


2.

3.


3.

13. Рассмотрите схему и выполните задания.




Аграрно-сырьевая

периферия






Постиндустриальное ядро

Индустриальная

периферия


Дайте название схеме.__________________________________________

Какие страны входят в каждый сегмент схемы?

Постиндустриальное ядро: _____________________________________ _________________________________________________________________

Индустриальная периферия: ___________________________________ _________________________________________________________________

Аграрно-сырьевая периферия: __________________________________ __________________________________________________________________

Охарактеризуйте суть отношений стран каждой группы друг с другом.

____________________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________



2.2. Деятельность человека

1. Подберите и запишите примеры потребностей, которые человек удовлетворяет в своей деятельности.




Примеры потребностей, удовлетворяемых человеком



Идеальные (духовные, культурные)

____________________ ____________________ ____________________ ________________________________________ ________________________________________



Социальные

____________________ ___________________ ____________________ ____________________ ____________________ _____________________ _____________________ ____________________



Естественные

_________________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ __________________


2. Подумайте, можно ли отнести к духовным перечисленные ниже потребности.

1) потребность в благополучии;

2) потребность в свободе;

3) потребность в поисках смысла жизни;

4) потребность в самовоспитании;

5) потребность в самоутверждении;

6) потребность в положительной оценке.

Ответ: ____________________________________________________

3.Заполните схему.




Структура деятельности















4.Можно ли считать трудом добывание пищи животными, устройство гнезда и логова? Можно ли считать искусством брачные игры и ритуалы зверей и птиц? Можно ли считать политикой защиту ими своей территории и потомства, соблюдение иерархии в стае? Обоснуйте свое мнение, опираясь на знание понятия «деятельность».

__________________________________________________________ __________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________

5.Человеческая деятельность не существует иначе как в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, игровая деятельность – в игровых действиях, деятельность общения – в действиях (актах) общения и т.д. Приведите примеры таких действий для любого из видов деятельности. _______________________________________________________

___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________

6. Внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием, называется

1) действием; 2) потребностью; 3) деятельностью; 4)поступком.

7.Ниже приведены названия потребностей. Все они за исключением одного, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.



Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные, первичные.

Ответ: _________________________________________________

8.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Составьте два предложения, содержащие информацию о деятельности человека.

__________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________

9.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Простейшим, самым доступным видом деятельности является ___________________(1). Она носит условный ______________(2) и реализует потребность ребенка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является ____________(3), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считают _______________ (4). Он обеспечивает не только существование человеческого _________________(5), но является также условием его непрерывного _________________ (6). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным».



Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

А) культура; Б) характер; в) игра; Г) учение; Д) труд; Е) глобализация; Ж) развитие; З) общество; И) признак

Ответ:

1

2

3

4

5

6





















Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»

Скачать 260,58 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница