Рабочая программа учебной дисциплины «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования»



Скачать 218.94 Kb.
Дата22.02.2016
Размер218.94 Kb.
ТипРабочая программа
Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ростовской области

Волгодонский педагогический колледж




Рабочая программа


учебной дисциплины «Теоретические основы содержания

и организации дошкольного образования»

для специальности 050704 Дошкольное образование

среднего профессионального образования

(повышенный уровень)

Волгодонск 2005

Программа одобрена Составлена в соответствии с

на заседании комиссии государственными требованиями

психолого – педагогического цикла к минимуму содержания и уровню

«30» сентября 2004 г. подготовки выпускника по

специальности

050704 Дошкольное образование

Председатель: И.В. Володина

Программа одобрена Зам. директора по управлению образовательным процессом

на заседании методического совета Л.П. Кугукина

«27» сентября 2005 г.
Председатель: Л.П. Кугукина

Составитель: И.В. Володина

Рецензенты:

Г.Н.Бессалова, соискатель кафедры педагогики HUGE? заведующая отделением ГОУ СПО ВПК


Н.В.Елжова, старший воспитатель высшей категории

МДОУ «Красная шапочка»



Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 "Дошкольное образование" (повышенный уровень) среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения: очной, очно – заочной (вечерней), заочной и экстерната.

Главной целью изучения данного курса является знакомство с основными тенденциями развития дошкольного образования в России и за рубежом; программами дошкольного образования, современными образовательными технологиями и альтернативными системами.

Основными задачами курса являются:



  • изучение теоретических основ содержания и организации дошкольного образования в стране;

  • знакомство с современными отечественными и зарубежными образовательными программами и технологиями;

  • овладение навыками самостоятельной работы с научно – методической литературой;

  • развитие способности применять полученные знания в практической деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

  • об основных нормативно – правовых документах, регламентирующих дошкольное образование в России;

знать:

  • основные характеристики современных отечественных и зарубежных программ и технологий;

  • роль, место и функции педагога в реализации конкретных программ дошкольного образования;

  • основные тенденции обновления дошкольного образования в стране;

  • особенности образовательных систем и их основные характеристики;

уметь:

  • анализировать содержание различных образовательно-воспитательных программ, сопоставлять их содержания, выделять в каждой программе наиболее существенные характеристики.

  • анализировать педагогическую и методическую литературу, содержащую теоретические основы и рекомендации по реализации программ воспитания и обучения в дошкольном учреждении, отбирать необходимые дидактические материалы и методические рекомендации в соответствии с конкретными требованиями данной программы;

  • выделять при наблюдении работы в образовательном учреждении специфику содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников, свойственных конкретной программе; особенности педагогических условий и содержания организации жизни детей в соответствии с требованиями программы;

  • наблюдать, анализировать и оценивать роль, место и функции педагога в реализации конкретных программ дошкольного образования;

  • рецензировать программы, технологические системы, видеоматериалы.

В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

Программа включает изучение теоретического и практического материала, а также самостоятельную работу студентов.

На изучение дисциплины отводится 69 часов максимальной нагрузки. Из них: при очной форме обучения 52 часа обязательной нагрузки и 17 часов самостоятельной, при заочной Фоме обучения 34 часа установочных лекций, из них 4 часа лабораторно-практических.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.



Тематический план учебной дисциплины

(вариант I – очная форма обучения)




Раздел, тема

Содержание

Макс. нагрузка

Кол – во аудиторных

часов

Самост. работа

Всего

Лекц.

Лаб.-Практ




Введение

1

1

1







Раздел I.

Современные тенденции обновления дошкольного образования в стране

4

3

3




1

Раздел II.

Вариативные программы и технологии воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста

48

36

20

16

12

Тема 2.1.

Программа «Радуга»

8

6

4

2

2

Тема 2.2.

Программа «Развитие»

6

4

2

2

2

Тема 2.3.

Программа «Детство»

8

6

4

2

2

Тема 2.4.

Программа «Истоки»

6

4

2

2

2

Тема 2.5.

Парциальные программы

10

8

4

4

2

Тема 2.6.

Новые педагогические технологии

10

8

4

4

2

Раздел III.

Альтернативные образовательные системы

16

12

8

4

4

Тема 3.1.

Детские сады М. Монтес-

сори


8

6

4

4

2

Тема 3.2.

Вальдорфский детский сад

8

6

4

4

2




Всего по дисциплине:

69

52

32

20

17


Тематический план учебной дисциплины

(вариант II – заочная форма обучения)




Раздел, тема

Содержание

Макс. нагрузка

Кол – во аудиторных

часов

Самост. работа

Всего

Обязат.- установ.

Практ




Введение

2

1

1




1

Раздел I.

Современные тенденции обновления дошкольного образования в стране

5

1

1




4

Раздел II.

Вариативные программы и технологии воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста

51

19

12

3

32

Тема 2.1.

Программа «Радуга»

7

2

2




5

Тема 2.2.

Программа «Развитие»

7

2

2




5

Тема 2.3.

Программа «Детство»

7

2

2




5

Тема 2.4.

Программа «Истоки»

7

2

2




5

Тема 2.5.

Парциальные программы

11

5

4

1

6

Тема 2.6.

Новые педагогические технологии

12

6

4

2

6

Раздел III.

Альтернативные образовательные системы

11

3

2

1

8

Тема 3.1.

Детские сады М. Монтессори

5

1

1




4

Тема 3.2.

Вальдорфский детский сад

6

2

1

1

4




Всего по дисциплине:

69

24

20

4

45


Содержание учебной дисциплины




Введение


Студент должен:

иметь представление:

знать:

  • задачи, содержание, структуру учебной дисциплины.

Место и роль учебной дисциплины «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования» в системе профессиональной подготовки специалистов дошкольного профиля к практической деятельности.

Задачи, содержание и структура учебной дисциплины, ее межпредметные связи с другими дисциплинами.

Раздел I. Современные тенденции обновления дошкольного

образования в стране
Студент должен:

знать:


  • основные тенденции обновления дошкольного образования в стране;

  • виды образовательных программ для ДОУ и технологии;

уметь:

  • анализировать теоретический материал на основе прочитанной литературы, оперировать имеющимися знаниями.

Современные концепции обновления дошкольного образования в стране. Программа воспитания и обучения как отражение и конкретизация ведущей концепции развития дошкольного образования.

Переход к вариативности программного обеспечения работы дошкольных учреждений. Классификация программ.

Современные педагогические технологии и их влияние на развитие дошкольного образования. Современная образовательная парадигма – ориентация на развитие личности.


Самостоятельная работа:

  1. Анализ вариативных программ.

  2. Анализ современных педагогических технологий.

  3. Анализ образовательных парадигм.


Раздел II. Вариативные программы и технологии воспитания,

обучения и развития детей дошкольного возраста
Студент должен:

знать:

  • роль, место и функции педагога в реализации вариативных программ и технологий;

  • основные характеристики каждой программы;

  • особенности педагогических технологий;

  • специфику содержания, форм, средств, методов обучения и воспитания дошкольников;

уметь:

  • анализировать содержание образовательных программ и технологий;

  • выделять наиболее существенные характеристики;

  • анализировать методическую литературу, отбирать необходимые дидактические материалы и методические рекомендации в соответствии с требованиями конкретной программы.


Тема 2.1. Программа «Радуга»
Авторский коллектив – Т.Н. Доронова, В.В. Гербова и др.
Цель и задачи, выдвигаемые перед воспитателями. Содержание программы воспитательно-образовательной работы с детьми разных возрастных групп: физическая культура, игра, изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятие музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающими миром, математика.

Условия и методика комплексного использования основных средств воспитания и обучения. Радость при удовлетворении ведущих потребностей ребенка – самоутверждения, игры, познания, общения – важнейшее условие повседневной жизни детей.


Тема 2.2. Программа «Развитие»
Авторский коллектив – Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко
Самоценность дошкольного периода развития. Развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Задачи развития умственных способностей. Содержание обучения и различных видов деятельности в разных возрастных группах. Символизация, моделирование и другие приемы развития умственных способностей детей. Структура детской одаренности.

Организация работы в разных возрастных группах.


Тема 2.3. Программа «Детство»
Авторский коллектив – В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.
Цель – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально – личностного. Социально – личностное развитие ребенка, воспитание познавательного и позитивного отношения к окружающему миру. Роль самопознания.


Тема 2.4. Программа «Истоки»

Авторский коллектив – Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, С.Н. Новоселова


Деятельный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей различных возрастных групп дошкольного учреждения.

Направление развития ребенка:



  • социальное развитие;

  • физическое развитие;

  • эстетическое развитие;

  • познавательное развитие;

  • природа и человек;

  • история, география, культура;

  • грамота, развитие речи;

  • овладение иностранным языком;

  • здоровье.


Тема 2.5. Парциальные программы
Парциальные программы (локальные), включающие одно или несколько направлений развития ребенка. Программы «Семицветик» (авторы В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова); «Наш дом - природа» (автор Н.А. Рыжова); «Юный эколог» (автор С.Н. Николаева); «Паутинка» (автор Ж.Л. Васякина); «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева) и многие другие.
Тема 2.6. Новые педагогические технологии
«Детский сад – дом радости» (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова), «ТРИЗ» (Г.С. Альтшуллер, М. Шустерман и др).

«Детский сад – дом радости».

Необходимость обеспечения формирования совокупности основных видов деятельности и развитие индивидуальности.

Методики формирования у детей системы знаний о любом виде деятельности. Самовоспитание и самообразование в дошкольном возрасте.

Технология проведения режима в разных возрастных группах.

Индивидуальная работа с детьми. Игра – ведущая форма самовоспитания. Создание условий для разнообразной самостоятельной деятельности детей. Роль праздников в формировании эмоциональной сферы ребенка.

«ТРИЗ» в детском саду.

Цель ТРИЗа, принципы работы с детьми.

Основные средства работы с детьми: педагогический поиск, разрешение противоречий, решение сказочных задач.

Методы и приемы решения изобретательных задач.

Социо – игровая педагогика. Сказки и игры по развитию творческого воображения Дж. Родари. Игровые технологии.
Самостоятельная работа:


  1. Анализ опыта работы ДОУ по вариативным образовательным программам и технологиям (по материалам экскурсий, педагогической практики, видеофильмов, публикаций статей в научно-методических журналах).

  2. Подготовка презентации парциальных (специализированных) программ по выбору студентов.

  3. Подготовка презентации современных педагогических технологий по выбору студентов.


Раздел 3. Альтернативные образовательные системы

Студент должен:



знать:

  • особенности образовательных систем и их основные характеристики;

уметь:

  • анализировать и сопоставлять концептуальные положения вариативных образовательных программ и альтернативных систем.


Тема 3.1. Детские сады и школы М. Монтессори
Зарубежный практический опыт в работе дошкольного образовательного учреждения.

История педагогики М. Монтессори. Основные положения, характеризующие сущность педагогической теории М. Монтессори. Характеристика дидактического материала.

Методические рекомендации и их использование.

Подготовленная среда, ее значение и использование в работе с детьми. Роль воспитательницы, учительницы в школе Монтессори. Требования к профессиональным умениям.

Гуманизм воспитательно-образовательной системы и деятельности М. Монтессори.

Тема 3.2. Вальдорфский детский сад
История вальдорфской педагогики. Цель и задачи воспитания детей в вальдорфской педагогике.

Организация и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми: рисование, пение, эвритмия и др.

Роль взрослого в организации среды и деятельности ребенка.

Самостоятельная работа:
Анализ альтернативных систем и технологий (по материалам публикаций в научно-педагогических журналах, видеофильмов, экскурсий в ДОУ):

- педагогика М.Монтессори;

- вальдорфский детский сад;

- реализация в России, Ростовской области и г.Волгодонске программы «Сообщество».



ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ





НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

1. Анализ вариативных программ и технологий, составление опорной схемы по структуре вариативных программ.

Проанализировать одну из программ по следующему алгоритму:

  • вид программы;

  • цель программы;

  • методическое обеспечение программы;

  • выводы.

2. Анализ опыта работы ДОУ по вариативным образовательным программам и технологиям (по материалам экскурсий, педагогической практики, видеофильмов, публикаций статей в научно-методических журналах).

Определить соответствие содержания наблюдаемого педагогического процесса требованиям образовательных программ и новых технологий.

3. Презентация парциальных (локальных) программ по выбору студентов.

Подготовить сообщения и материалы для презентации программы, используя видеофрагменты, методические пособия, в которых представлено содержание программы и опыт ее реализации.

4. Анализ альтернативных систем и технологий (по материалам публикаций в научно-педагогических журналах, видеофильмов, экскурсий в ОУ).

Сравнить теоретические положения отечественных вариативных программ и технологий с альтернативными образовательными системами.



Глоссарий

Альтернатива – необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений, направлений: каждая из исключающих друг друга возможностей.
Вариативность – разновидность, видоизменение чего-либо или отдельных частей; возможность изменить, разнообразить традиционное содержание.
Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в высоком призвании человека, ценности личности, ее праве на свободу; человеколюбие.
Гуманизация – процесс, происходящий в обществе, в основе которого лежит мировоззрение, проникнутое уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.
Концепция – система взглядов, определенное понимание явлений и процессов.
Комплексные (общеразвивающие) программы – направлены на формирование универсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Личностный подход – индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью.
Одаренность – высокий уровень развития способностей ребенка.
Парциальные (специализированные или локальные) программы – включают одно или несколько направлений развития ребенка.
Педагогический процесс – целостный учебно – воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.
Педагогическая технология – совокупность способов и средств осуществления педагогических мероприятий, реализации форм педагогической деятельности.
Программа (образовательная) – изложение цели и содержания образовательной педагогической деятельности.
Развитие человека – процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации.
Среда (развивающая предметная) – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Система (педагогическая) – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного влияния на формирование личности.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, имеющих общественное значение.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Тематика курсовых работ





  1. Концепция гуманной педагогики и ее реализация в современном дошкольном образовании.

  2. Формирование гуманного отношения взрослого к ребенку в современных образовательных программах.

  3. Образовательные эффекты социо-игровой педагогики.

  4. Особенности работы с семьей в современных дошкольных учреждениях. (На материале сравнительного анализа образовательных программ и технологий).

  5. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в современных образовательных программах.

  6. Проблема эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении. (На материале сравнительного анализа образовательных программ и технологий).

  7. Изучение педагогических условий развития креативного мышления детей дошкольного возраста. (На материале сравнительного анализа образовательных программ и технологий).

  8. ТРИЗ как средство активизации творческого мышления дошкольников.


Рекомендуемая литература


Основная

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие. – М.1998.

  2. Грюнелиус Э. Вальдорфский детский сад. – М.: Изд-во МПИ Мир книги, 1992.

  3. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. – Спб., 1995.

  4. Закон РФ «Об образовании». – М., 1995.

  5. Истоки: базисная программа развития ребенка – дошкольника. – М., 1997.

  6. Козлова С.А. Я – человек. – М., 1996.

  7. Концепция дошкольного воспитания НИИ дошкольного воспитания// Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. – с. 10.

  8. Крылова Н.М., Иванова В.Т. Детский сад – дом радости. – Пермь, 1990.

  9. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка. – М., 1992.

  10. Монтессори М. Школа для малышей. Ч. 1/ Пер. с нем. М. Буториной; Ред. Е. Хилтунен. – М., 1992.

  11. Парамонова Л. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 6.

  12. Программа «Развитие». – М., 2000.

  13. Радуга: программа и руководство по воспитанию для ДОУ: Учебное пособие для студентов педвузов и колледжей/ Под ред. Ерофеевой Т. – М.: Академия, 1997.

  14. Соломенникова О.А. Программы дошкольных образовательных учреждений

  15. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1984.

  16. Типовое положение о дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 10.

  17. Шустерман М. Новые приключения колобка. – М., 1993.


Дополнительная


  1. Басова Т. ТРИЗ в детском саду//Дошкольное воспитание, - 1995, - №6.

  2. Вариативные программы дошкольных образовательных учреждений и технология их использования. / Составитель О.А. Соломенникова. – М.: АРКТИ, 1999.

  3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. – М., 1994.

  4. Горохова Т. Маленький принц в вальдорфской школе // Педагогика. – 1994. - № 3.

  5. Данилова В. Здравствуй, я пришел // Обруч. – 1997. - № 6. – с. 24.

  6. Журавлева Л.Н., Волобуева О.В. В сказочном царстве, в противоречивом государстве. Волгодонск, «Гвоздь», 1995.

  7. Коглин П. Я благодарна всем // Обруч. – 1997. - № 6. - с. 3.

  8. Колунова Л.А. Организация игровой деятельности в условиях ДОУ

  9. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. – 1997. - №№ 7 – 10,12. – 1998. - №№ 1, 4, 5, 11, 12. – 1999. - №№ 1, 3.

  10. Михайленко Н.Я. Новые программы для детского сада // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 8. – с. 4.

  11. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М., 1993.

  12. Свирская Л. Игры с водой и песком // Обруч. – 1997. - № 6. – с. 22.

  13. Сорокова М. Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори: Учеб. пособие. – М., 1998.

  14. Стеблина Н.М Развитие креативного мышления. Волгодонск, «Гвоздь», 1995.

  15. Стеблина Н.М. Будем изобретать. Волгодонск, «Гвоздь», 1995.

  16. Страунинг П. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. 1997. - № 3. – с. 46.




Каталог: dokumenty -> metod
dokumenty -> Программа государственного экзамена по специальной педагогической подготовке 2015 год
dokumenty -> Отчет о самообследовании рпа минюста России (по состоянию на 1 апреля 2015 года) Москва 2015
metod -> Ростовской области
metod -> Рабочая программа учебной дисциплины «Методика математического развития, теоретические основы методики обучения математике»
metod -> О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ
metod -> Овсянникова а. В. «Особенности начального обучения оперно-камерного певца на современном этапе»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница