Рабочая программа учебной дисциплины психология управления для специальностей: 080507. 65 «Менеджмент организации»



Скачать 123.42 Kb.
Дата27.04.2016
Размер123.42 Kb.


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра Экономика и менеджмент

(наименование кафедры)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Для специальностей:

080507.65 «Менеджмент организации»

Новосибирск 2012


РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
Появление новейших информационных технологий, развитие управленческой мысли, переход к новым социально-экономическим отношениям, складывающимся в постиндустриальном обществе, привели к пониманию того, что на первое место в обеспечении эффективности деятельности любой организации выдвигаются человеческие ресурсы. В связи с этим возрастает роль психологического содержания процесса управления.

В ходе профессиональной деятельности специалисты в области юриспруденции неизбежно участвуют в управленческих взаимоотношениях как в качестве подчиненных, так и в качестве руководителей. Ненормированный рабочий день, сложные психологические ситуации – все это требует умения работать а коллективе (команде, эффективно устанавливать межличностные коммуникации, находить выход из конфликтных ситуаций и т.д. Курс «Психология управления» дает возможность обучающимся приобрести данные навыки.

Курс «Психология управления» формирует у студентов знания и навыки, необходимые для профессиональной деятельности специалиста в рамках управленческих взаимоотношений. Курс базируется на знании диалектики современной философии, общей и социальной психологии, социологии, конфликтологии, теории организации.

Цель курса - ознакомлении студентов с современными представлениями о роли и многоаспектном содержании психологического компонента управленческой деятельности; повышении психологической культуры будущего специалиста для успешной реализации профессиональной деятельности и самосовершенствования.


Задачи курса:



  1. Изучение теоретико-методологических основ психологии управления

  2. Знакомство с различными концепциями, с основными понятиями,

  3. закономерностями психологии управления.

  4. Изучение основных социально-психологических проблем управления и

  5. путей их решения.

  6. Формирование установки студентов на обязательный учет особенностей психологии индивида и группы в управленческой деятельности.

  7. Ознакомление с методами изучения важных социально – психологических характеристик личности и коллектива, профессиональных, межличностных и внутриличностных проблем средствами психологии управления.

  8. Изучение основ психологии руководителя.

  9. Приобретение теоретических и практических навыков участия в конфликте.

Требования к уровню подготовки:

1. Четко видеть психологическую составляющую процесса управления.

2. Знать основные теоретические положения, ключевые понятия психологического управления; психологические критерии эффективности управления, уметь ее анализировать.

3. Разбираться в особенностях психологии индивида и группы.

4. Иметь представление о методиках изучения психологических явлений в

сфере управления.


Раздел 2. Объем (в часах) дисциплины И виды учебной нагрузки




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Тема 1. Психологические аспекты управленческой деятельности

Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи. Понятия: организация, управление, руководство. Управленческие функции. Психологические подходы к определению профессионально-важных качеств руководителя. Уровни управления. Руководитель низового, среднего и высшего звеньев. Психологические требования к руководителям разного типа.


 Тема 2. Социально-психологические параметры управленческой деятельности

Понятие нормы в психологии: эталон, срднестатистическая норма, функциональная норма. Социально-психологическая структура группы. Групповая динамика. Социальные роли. Роли руководителя, межличностные роли: главный руководитель, лидер, связующее звено. Информационные роли: приемник информации, распространитель информации, представитель. Роли, связанные с принятием решения: предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры. Способы поведения как реализация социальной роли «начальника», «подчиненного», «коллеги».

 

Тема 3. Управление собой

Самоуправление и самоорганизация руководителя – основа успешной деятельности. Постановка личных целей и планирование их реализации. Способы поддержания собственной мотивации. Индивидуальный стиль деятельности руководителя. Таймменеджмент: инвентаризация времени, определение основных «ловушек» времени, учет биоритмов и др. составление психологического портрета руководителя как средство углубления рефлексии, самоанализа личности руководителя, коррекции его деятельности. Схема составления психологического портрета. Помощь и самопомощь при состоянии стресса, эмоциональной напряженности.

 

Тема 4. Стили управления

Психологические основы эффективной управленческой деятельности. Социально-психологические особенности руководителя. Понятие «стиля руководства».  Традиционные стили управления: авторитарный, демократический, нейтральный или директивный, коллегиальный, попустительский. Управленческая матрица. Современные способы управления: новаторско-аналитический стиль, соучаствующее (партисипативное) управление. Вероятностная модель эффективности руководства. Факторы, определяющие выбор стиля руководства и оптимизации стиля управленческой деятельности.

 

Тема 5. Руководство и лидерство

Организация как формальное и неформальное объединение людей. Основные теории лидерства. Руководитель и лидер: сходство и различие. Руководство: власть и личное влияние. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность. Авторитет руководителя. Психологические взаимоотношения и межличностное общение в группе. Активные и пассивные психологические черты. Формирование акцентуированных черт (упрямство, непримиримость, самоуверенность, властность). От лидерства к деспотизму.

 
Тема 6. Руководство и власть

Профессионализация психики руководителя. Власть как психологическое явление. Видимые (власть положения, эксперта, личности и зависимости) и невидимые (обладатель ресурсов, социальных связей, информации) источники власти. Социальная направленность доминирования. Виды доминирования: конкурирующее, организующее, заботливое, агрессивное. Способы реализации доминирования.

 

Тема 7. Мотивация поведения личности

Содержание понятий мотива и мотивации. Содержательные (А. Маслоу, Д. Макклелланд, Ф. Херцберг) и процессуальные (В. Врум, Э. Лоулер, Л. Портер) теории мотивации.  Фазы развития личности и формирование отдельных качеств характера. Мотивы и потребности. Жизненные ценности. Иерархия потребностей. Направленность личности. Мотивация управленческой деятельности. Реальнодействующие и смыслообразующие мотивы. Виды мотивов: достижения, аффилиации, власти. Групповая мотивация: «сцепление», солидарность, групповой эгоизм, латентное лидерство. Поведенческие аспекты группового взаимодействия. Основные системы улучшения мотивации.

 

Тема 8. Конфликты и способы их разрешения

Природа и типология конфликтов. Межличностные конфликты, динамика их развития в стандартных ситуациях. Личностные конфликты и их последствия для человека. Способы решения конфликтных ситуаций: соперничество, игнорирование, компромисс, сотрудничество, приспособление. Личности: ситуативно конфликтные и перманентно конфликтные. Типология психологической защиты личности в условиях конфликтной ситуации. Модель бесконфликтного поведения. Переговорный процесс в разрешении конфликта.

 

Тема 9. Подбор и оценка персонала

Психологические исследования деловых и личностных качеств работников. Формирование диагностической программы психологического обследования. Структура личности и структура деятельности как схема психологической диагностики. Проблема природы и развития профессиональных способностей. Способы измерения профессиональных способностей. Способность к приобретению способностей. Принципы подходов к результатам научного анализа возможностей работника: принцип универсальной одаренности, принцип концептуальности, принцип целевой элеминации, принцип дополнения, принцип последовательного приближения. Подбор и оценка персонала. Здоровье руководителя и персонала. Схема осуществления отбора персонала. Источники набора. Резюме.

 

Тема 10. Психологическая природа принятия решений

Принятие решения как мыслительная задача. Компоненты принятия решения. Психологические механизмы поиска решения. Типичные ситуации, в которых руководитель должен принимать решения: планирование, организация деятельности, мотивация, контроль. Подходы к принятию решения: интуитивный, основанный на суждениях, рациональный. Психологические факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений: личностные особенности руководителя и его подчиненных. Коллективные формы принятия управленческих решений: собрание, совещание, переговоры и т.п. деловая игра как способ принятия управленческих решений. Виды деловых игр. Процедура и способ анализа проведения игры.

 

Тема 11. Психология воздействия и убеждения

Теоретические основы психологии воздействия. Способы управленческого воздействия:  внушение, заражение, подражание и убеждение. Типология объектов психологического воздействия. Основные профессиональные умения руководителя: помогать и убеждать, влиять и критиковать, вести и организовывать. Приемы убеждения (информирование, разъяснение, доказательство, опровержение) и обольщения (представление, церемониал).

 

Тема 12. Психология успеха и карьерный рост



Возможности и «барьеры» на пути профессионального роста. Психологическая готовность к профессиональной деятельности. Конфликтующая реальность и пути ее преодоления. Личностные ограничения. Имидж. Психология карьеры: модель карьерного роста, стадии развития и планирование карьеры. Кризисы профессионального становления.
Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Понятие психологии управления: предмет, объект, цель, задачи.

  2. Понятия: организация, управление, руководство.

  3. Управленческие функции.

  4. Психологические подходы к определению профессионально-важных качеств руководителя.

  5. Уровни управления. Руководитель низового, среднего и высшего звеньев. Психологические требования к руководителям разного типа.

  6. Понятие нормы в психологии: эталон, срднестатистическая норма, функциональная норма.

  7. Социально-психологическая структура группы.

  8. Групповая динамика. Социальные роли.

  9. Роли руководителя, межличностные роли: главный руководитель, лидер, связующее звено.

  10. Информационные роли: приемник информации, распространитель информации, представитель.

  11. Роли, связанные с принятием решения: предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры.

  12. Способы поведения как реализация социальной роли «начальника», «подчиненного», «коллеги».

  13. Самоуправление и самоорганизация руководителя – основа успешной деятельности.

  14. Постановка личных целей и планирование их реализации.

  15. Способы поддержания собственной мотивации.

  16. Индивидуальный стиль деятельности руководителя.

  17. Таймменеджмент: инвентаризация времени, определение основных «ловушек» времени, учет биоритмов и др. составление психологического портрета руководителя как средство углубления рефлексии, самоанализа личности руководителя, коррекции его деятельности.

  18. Схема составления психологического портрета.

  19. Помощь и самопомощь при состоянии стресса, эмоциональной напряженности.

  20. Психологические основы эффективной управленческой деятельности. Социально-психологические особенности руководителя.

  21. Понятие «стиля руководства». 

  22. Традиционные стили управления: авторитарный, демократический, нейтральный или директивный, коллегиальный, попустительский. Управленческая матрица.

  23. Современные способы управления: новаторско-аналитический стиль, соучаствующее (партисипативное) управление.

  24. Вероятностная модель эффективности руководства.

  25. Факторы, определяющие выбор стиля руководства и оптимизации стиля управленческой деятельности.

  26. Организация как формальное и неформальное объединение людей. Основные теории лидерства.

  27. Руководитель и лидер: сходство и различие.

  28. Руководство: власть и личное влияние.

  29. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность.

  30. Авторитет руководителя. Психологические взаимоотношения и межличностное общение в группе.

  31. Активные и пассивные психологические черты.

  32. Формирование акцентуированных черт (упрямство, непримиримость, самоуверенность, властность). От лидерства к деспотизму.

  33. Профессионализация психики руководителя.

  34. Власть как психологическое явление.

  35. Видимые (власть положения, эксперта, личности и зависимости) и невидимые (обладатель ресурсов, социальных связей, информации) источники власти.

  36. Социальная направленность доминирования.

  37. Виды доминирования: конкурирующее, организующее, заботливое, агрессивное. Способы реализации доминирования.

  38. Содержание понятий мотива и мотивации. Содержательные (А. Маслоу, Д. Макклелланд, Ф. Херцберг) и процессуальные (В. Врум, Э. Лоулер, Л. Портер) теории мотивации. 

  39. Фазы развития личности и формирование отдельных качеств характера. Мотивы и потребности.

  40. Жизненные ценности. Иерархия потребностей.

  41. Направленность личности. Мотивация управленческой деятельности. Реальнодействующие и смыслообразующие мотивы.

  42. Виды мотивов: достижения, аффилиации, власти.

  43. Групповая мотивация: «сцепление», солидарность, групповой эгоизм, латентное лидерство.

  44. Поведенческие аспекты группового взаимодействия. Основные системы улучшения мотивации.

  45. Природа и типология конфликтов.

  46. Межличностные конфликты, динамика их развития в стандартных ситуациях.

  47. Личностные конфликты и их последствия для человека.

  48. Способы решения конфликтных ситуаций: соперничество, игнорирование, компромисс, сотрудничество, приспособление.

  49. Личности: ситуативно-конфликтные и перманентно конфликтные. Типология психологической защиты личности в условиях конфликтной ситуации.

  50. Модель бесконфликтного поведения. Переговорный процесс в разрешении конфликта.

  51. Психологические исследования деловых и личностных качеств работников.

  52. Формирование диагностической программы психологического обследования.

  53. Структура личности и структура деятельности как схема психологической диагностики.

  54. Проблема природы и развития профессиональных способностей. Способы измерения профессиональных способностей.

  55. Способность к приобретению способностей. Принципы подходов к результатам научного анализа возможностей работника: принцип универсальной одаренности, принцип концептуальности, принцип целевой элеминации, принцип дополнения, принцип последовательного приближения.

  56. Подбор и оценка персонала. Здоровье руководителя и персонала.

  57. Схема осуществления отбора персонала. Источники набора. Резюме.

  58. Принятие решения как мыслительная задача. Компоненты принятия решения. Психологические механизмы поиска решения.

  59. Типичные ситуации, в которых руководитель должен принимать решения: планирование, организация деятельности, мотивация, контроль.

  60. Подходы к принятию решения: интуитивный, основанный на суждениях, рациональный.

  61. Психологические факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений: личностные особенности руководителя и его подчиненных.

  62. Коллективные формы принятия управленческих решений: собрание, совещание, переговоры и т.п. деловая игра как способ принятия управленческих решений.

  63. Теоретические основы психологии воздействия.

  64. Способы управленческого воздействия:  внушение, заражение, подражание и убеждение. Типология объектов психологического воздействия.

  65. Основные профессиональные умения руководителя: помогать и убеждать, влиять и критиковать, вести и организовывать.

  66. Приемы убеждения (информирование, разъяснение, доказательство, опровержение) и обольщения (представление, церемониал).

  67. Возможности и «барьеры» на пути профессионального роста.

  68. Психологическая готовность к профессиональной деятельности. Конфликтующая реальность и пути ее преодоления.

  69. Личностные ограничения. Имидж.

  70. Психология карьеры: модель карьерного роста, стадии развития и планирование карьеры.



Список рекомендуемой литературы:


  1. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. Учебник для ВУЗов изд. 5-е 2006г.

  2. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебник для вузов - 3 изд. 2007г

  3. Титова Л.Г.Деловое общение. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» 2008г.

  4. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самохин С.И., Суханов О.И. Социология и психология управления. – Ростов н\Д.: Феникс, 2009.

  5. Кабаченко Т.С. Психология управления: Уч.пос. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

  6. А Круглова Н.Ю. Антикризисное управление.Уч.пос.-М.:КноРус,2009.Рек. УМО

  7. Веснин В.Р.Менеджмент.Уч.-3-е изд.-М.:Проспект,2009.Доп. МО и науки РФ

  8. Лукашевич В.В. Основы управления персоналом. Уч.пос.-2-е изд.-М.:КноРус,2010.Доп. СУМО вузов России.

  9. Олейников Е.А., Гончаренко Л.П.Риск-менеджмент.Уч.пос.-3-е изд.-М.:КноРус,2008.Рек. НМС.

  10. Пужаев А.В. Управленческие решения.Уч.пос.-М.:КноРус,2010.Доп. УМО

  11. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Антикризисное управление на основе инноваций. Уч.-М.:ТК Велби, Проспект,2007.



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница