Рабочая программа учебной дисциплины «Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом»



Скачать 266.04 Kb.
Дата27.04.2016
Размер266.04 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Тобольске

Кафедра физического воспитания, спорта и методик преподавания

УТВЕРЖДАЮ:


заведующий кафедрой

физического воспитания,

спорта и методик преподавания

____________Н.Я. Ильиных

12 сентября 2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Психодиагностика личности при занятиях физической

культурой и спортом»
Направление подготовки

«44.04.01 Педагогическое образование»


Наименование магистерской программы

«Образование в области физической культуры»


Квалификация (степень) выпускника

Магистр
Форма обучения

Очная-заочная

Тюмень


Издательство

Тюменского государственного университета

2012

1. Цели и задачи освоения дисциплины

1.1. Цель освоения дисциплины «Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом» - усвоение обучающимися определенной суммы знаний по психодиагностике личности, формирование личности специалиста и формирование компетенций для осуществления психодиагностики личности при занятиях физической культурой и спортом.

1.2. Задачи дисциплины:

- обеспечить обучающихся знаниями о психодиагностике личности;

- сформировать у магистрантов представление о психодиагностике, ее значении, содержании;

- сформировать умения проводить диагностику личности при занятиях физической культурой и спортом;

- сформировать способности использовать полученные знания, умения в конкретных видах профессиональной деятельности – учителя физической культуры и тренера.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

- Освоение данной дисциплины строится на основе знаний, полученных при изучении дисциплин: психологии, психологии физической культуры и спорта, теории физической культуры.

- На материале данной дисциплины базируется освоение дисциплин: психология общения в сфере ФКиС, психология управление в спорте; психологическое сопровождение физического воспитания; психологическое обеспечение спортивной деятельности; конфликтология; психология совместной деятельности в спорте.


  1. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки «Физическая культура»


Шифр компетенции и уровень ее освоения

Компетенции






Общекультурные компетенции

ОК-1

(высокий)


ОК-2


(высокий)

ПК-10


(высокий)

ПК-35


(высокий)

Готовность к самостоятельному изучению современных методов исследования личности

- знание:

Знать современные методы и методики исследования личности школьников, спортсменов, их возможности и назначение.



- умение:

- понимать содержание и назначение психодиагностики личности при занятиях ФКиС;

- систематизировать методы исследования личности, объяснить их назначение;

- ставить вопрос о необходимости проведения психодиагностики личности при занятиях ФКиС



- владение:

- навыками комплектования методов и методик исследования для оценки конкретной сферы личности


Способность использовать теоретические и практические знания при организации и проведении психодиагностики личности при занятиях ФКиС

- знание:

- понимать необходимость проведения психодиагностики личности при занятиях ФКиС

-умение:

- различать необходимость применения знаний психодиагностики в соответствии с задачами учебно-тренировочного процесса

владение:

- владеть процедурой постановки вопроса о целесообразности психодиагностики конкретной сферы личности



Профессиональные компетенции

Готовность выполнять научные исследования в области психодиагностики личности и использовать их результаты для разработки рекомендаций по повышению воспитательного воздействия на личность обучаемого.



- знание:

Знать назначение и возможности конкретных методов психодиагностики



-умение:

- предположить необходимость психодиагностики при занятиях ФКиС;



-владение

Владеть технологией разработки практических рекомендаций по результатам психодиагностики

Способность интерпретировать результаты психодиагностики личности при занятиях ФКиС, и выявлять их практическую значимость.

-знание:

- знать нормативные модели психологической подготовленности спортсмена,

- знать личностные профили спортсменов различных видов спорта

-умение:

- оценивать результаты выполненной психодиагностики;

- обнаружить недостатки психологической подготовленности в выявленных результатах психодиагностики

-владение:

Разработать план психодиагностики личности при занятиях ФКиС и реализовать его на практике с учетом складывающихся ситуаций.

Применять методы и методики психодиагностики на практике и давать оценку личности.




В результате освоения дисциплины магистрант должен:

- Знать: содержание психодиагностики, ее назначение, методы психодиагностики, возможности психодиагностики.

- Уметь проводить психодиагностику психических процессов, свойств личности, психического состояния, взаимоотношений в группе. Разрабатывать методические рекомендации для тренера, спортсмена, преподавателя физической культуры по результатам психодиагностики.

- Владеть: навыками выбора соответствующих методикх для психодиагностики психических процессов, свойств личности, психического состояния, взаимоотношений в группе; проводить комплексное изучение личности, и давать рекомендации по результатам психодиагностики.

4. Содержание и структура дисциплины

4.1. Содержание разделов дисциплины (модулей)




Наименование раздела

Содержание раздела

Формируемые компетенции,

Формы контроля



1

2


Теоретические

основы


психодиагностики

Диагностика

свойств, процессов,

состояний,

отношений


Предмет и задачи психодиагностики. Истоки психодиагностики как науки.

История развития психодиагностики в ХХ веке.

Структура психодиагностики. Психодиагностика и смежные направления исследований. Психодиагностический метод и диагностические подходы. Тест как основной инструмент психодиагностики. Психологический диагноз. Диагностика черт личности и «измерение индивидуальности». Психодиагностический процесс. Этика психодиагностического обследования.

Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста.


Измерение познавательных психических процессов.

Ощущения, восприятие, иллюзии восприятия. Психодиагностика сенсорных способностей.

Внимание и его свойства. Непроизвольная память. Произвольная память.

Мышление, характеристика мыслительных операций, структура процесса решения мыслительной задачи. Интеллект человека. Структура интеллекта.

Креативные способности личности. Особенности творческого воображения.

Психологические концепции структуры личности.

Теории и типы темперамента. Влияние темперамента на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность спортсмена. Психосоциотипы, их структура и характеристики.

Структура характера. Акцентуации характера. Самооценка, адекватность самооценки.Уровень притязаний. Способность к самоуправлению, саморегуляции и самоконтролю.Ценностные ориентации личности.

Психологическая диагностика педагогической деятельности и процесса обучения.

Диагностика эмоционально-волевой сферы личности.

Оценка текущего состояния индивида. Теория воли и диагностика волевых качеств. Агрессивность и оценка ее уровня.

Диагностика нервно-психического напряжения.

Психические состояния, их классификация. Особенности психических состояний в условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.

Мотивация. Виды мотиваций в спорте, их диагностика.

Психическая диагностика межличностных отношений.

Межличностные отношения, их диагностика.

Диагностика структуры группы: социометрия, референтометрия.

Межличностные отношения в семье.




ОК-1, ОК-2,
Опрос, беседа, тестирование

ПК-10, ПК-35


Опрос, беседа, тестирование

4.2. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.




Вид учебной работы

Всего часов

10сем

11сем

Общая трудоемкость дисциплины

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

Лекции

Лабораторно-семинарские занятия



Самостоятельная работа (всего)

В том числе:

Подготовка к занятиям

Реферат (3)

Вид контроля – зачет, 2 сем.


72

16
-

16
56





72

16
-

16
56



Разделы дисциплины и виды занятий

№ темы

Наименование раздела и тем дисциплины

Всего

(час.)


Лабор.-практ. занятий

Самос-тоятельная

работа


1.

Раздел 1. Введение в психодиагностику

Тема 1. Введение в психодиагностику



10

2

8

2.

Раздел 2. Диагностика свойств, процессов, состояний, отношений Тема 2. Измерение познавательных психических процессов

14

4

10

3.

Тема 3. Диагностика типологических особенностей личности

12

2

10

4.

Тема 4. Психологическая диагностика педагогической деятельности и процесса обучения

12

4

8

5.

Тема 5. Психодиагностика психических состояний и эмоционально-личностной дезадаптации

12

2

10

6.

Тема 6. Психодиагностика межличностных отношений

12

2

10




Итого:

72

16

56


4.3. Тематический план лабораторно-семинарских занятий


№ раздела

Название и краткое содержание темы

Лабораторно-семинарское

1. Теоретические основы психодиагностики

2. Раздел: диагностика свойств, процессов, состояний, отношений



ТЕМА. 1. Введение в психодиагностику.

Предыстория психодиагностики. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование. Психодиагностика в ХХ1 веке.

Лабораторная работа: Разработать опросные тесты разных типов

Литература: 1, 2, 30, 31, 32

ТЕМА. 2. Диагностика познавательных психических процессов.

Характеристика познавательных процессов (функции, виды, индивидуальные особенности).

Значение когнитивных процессов в познании человека.

Использование результатов психодиагностики в практике спорта.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: Исследование свойств внимания методом корректурной пробы.

Литература: 3, 5, 10, 11

Психологические концепции структуры личности.

Теории и типы темперамента.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности спортсмена

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

1) Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма

2) Освоение компьютерных методик измерения интеллекта.

Литература: 10, 11, 32, 31

ТЕМА. 3. Диагностика типологических особенностей личности:

Темперамент. Характер. Способности. Спортивная мотивация. Ценностные ориентации. Акцентуация характера.
Тема 4. Психологическая диагностика педагогической деятельности и процесса обучения. Психодиагностика педагогических способностей. Диагностика учебной мотивации.

Стратегии формирования и развития психики, знаний и умений. Взаимодействие тренера и спортсмена. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: Статистическая обработка накопленных данных психодиагностики.

Литература: 1, 2, 10, 11, 32.

ТЕМА. 5. Психодиагностика психических состояний.

Психические состояния в спорте. Предстартовые состояния спортсменов. Воля, волевые качества.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Исследование и анализ психических состояний боксеров в условиях соревнований.

Литература: 10, 11.

ТЕМА. 6. Диагностика межличностных отношений.

Положение человека в группе

Особенности межличностных отношений в спорте.

Диагностика межличностных отношений в спорте.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Исследование и анализ совместимости в команде баскетболисток методом компьютерной диагностики.

Литература: 10, 11, 32.

Обсуждение рефератов по курсу.

Подведение итогов изучения курса. Отчет магистрантов об усвоении курса.

Тестирование по предмету.




2 часа

4 часа


2

4

2



4.5. План-график самостоятельной работы магистрантов


№ раздела


Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во

часов


1

Выбор методов и методик для исследования.

6

1

Правила применения психологических методик.

6

1
2

2

2



2
2


Методы исследования в психологии и педагогике.
Методы диагностики психических процессов

Методы диагностики свойств личности

Методы диагностики состояний

Методы исследования взаимоотношений в коллективах, командах

Составление тестовых заданий по дисциплине


8
8

8

6



8
6




ИТОГО:

56




Примерная тематика рефератов

и магистерских диссертаций
1.Теоретические принципы и задачи спортивной психодиагностики.

2.Диагностика функциональных состояний спортсменов.

3.Двигательные методики, их применение в спортивной психологии.

4.Роль психодиагностики в процессе спортивного отбора.

5.Роль психодиагностики в учебно-тренировочном процессе.

6.Роль психодиагностики в процессе соревновательной деятельности.

7.Особенности исследование психических процессов с учетом вида спорта.

8.Характеристика предстартовых состояний спортсменов и их диагностика.

9.Диагностика стилей общения тренера-педагога с воспитанниками.

10. Характеристика коммуникативной компетентности как условия успешной деятельности спортивного педагога и диагностика ее составляющих.



Требования к подготовке реферата:

- объем реферата 10-15 стр.

- реферат должен иметь следующую структуру:

Введение. Три или четыре параграфа.

1.1.

1.2


1.3

1.4


Заключение

Список литературы (10-15 источников).

Реферат может быть печатным или рукописным.

В реферате магистрант должен высказывать свою точку зрения, свое понимание рассматриваемой проблемы.




  1. Образовательные технологии



1. Технология исследования частного случая. Случай – проблемная ситуация. Студенты анализируют выявленную проблему, собирают и оценивают информацию и на ее основе принимают решения о способах решения проблемной ситуации. Приближает учение к практической деятельности.
2. Учебная дискуссия. Обсуждение – спор, столкновение точек зрения. Студенты сами должны принимать решения. Упорядоченный обмен мнениями, суждениями, идеями при поиске истины.

1. Постановка проблемы.

2. Разбивка на группы.

3. Обсуждение проблемы в малых группах.

4. Представление результатов перед группой.

5. Продолжение обсуждения. Подведение итогов.

Основное средство педагога – вопросы по ходу дискуссии.
3. Технологии развития критического мышления.

Цель технологии – формировать свое собственное мнение, выстроить цепь доказательств, выразить себя.

Фазы технологии:


  1. Вызов студентов на решение проблемы.

  2. Осмысление новой информации.

  3. Рефлексия (размышление).


4. Технология «Работа с информационным текстом».

- Парный мозговой штурм. Пара студентов составляют список(текст) что они знают и чего не знают по данной проблеме.

- Групповой мозговой штурм.
5. Технология «Взаимообучение». Группа делится на подгруппы (по 2-3-4 чел). Педагог задает вопрос: «Верите ли вы, что…..». Студенты в группах отвечают на вопросы.

Шаг 1. Разбить группу на подгруппы. Каждой группе дается разный материал для изучения и последующей презентации друг другу.

Шаг 2. Эксперты изучают материал и готовят его к презентации.

Шаг 3. Возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки качества усвоения материала.

Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность.

Вся группа отвечает за то, чтобы каждый усвоил материал.

Затем обсуждается на всей группе ответы подгрупп. Преподаватель подводит итог.
6. Технологии позиционного обучения. Преподаватель делит группу на подгруппы (2-4 чел) и раздает студентам бланки с указанием занимаемой позиции.

Варианты позиций группы:

Группа «Понятие». Задание: перечислить понятия по обсуждаемой теме, дать определение им.

Группа «Схема». Задание: представить схему, отражающую смысловые связи в теме.

Группа « Вопрос». Задание: сформулировать вопросы по теме.

Группа « Практик». Задание: определить возможности использования материала в практической деятельности тренера, педагога.

Группа «Эксперт». Задание: сформулировать позитивные и негативные моменты в деятельности каждой из групп при обсуждении заданий на группе.

Каждая группа по очереди представляет выполнение заданий на общей группе.

И другие могут быть группы.
5.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях



Семестр

Вид занятия

Используемые интерактивные образовательные технологии

Кол-во часов

2


Семинар № 1

Семинар № 2

Семинар № 3
Семинар № 4


Учебная дискуссия

Технология интерактивного обучения

Технология использования частного случая

Технология развития критического мышления




1

1

1


1




Семинар № 5
Семинар № 6


Технология «Работа с информационным тестом»

Технология «Взаимообучение»





1
1







Итого

6 час.


6. Ооценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Тестовое задание для

промежуточного контроля знаний студентов

по дисциплине

Тест для оценки уровня усвоения знаний включает в себя вопрос и варианты ответа. Тестируемый выбирает из предложенных ответов верный.

Вопросы теста.


  1. Психодиагностика – это:

а) область психологической науки и форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием методов распознавания индивидуальных особенностей человека;

б) способ определения особенностей личности по почерку;

в) наука, определяющая по выражениям и особенностям лица человека некоторые особенности личности;


  1. Объект психодиагностики:

а) дифференциальная психометрика;

б) нормативные требования к разработке и использованию методик;

в) наделенные психикой конкретные люди;

3. Тест – это:

а) наблюдение;

б) широкий класс методик, обладающих родством технологического приема;

в) фиксированное во времени испытание для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий;

4. Психологический диагноз – это:

а) совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов методики;

б) результат психодиагностического обследования, логическое заключение и психологических переменных обследуемого;

в) переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых факторов;


  1. Психодиагностическая категория это:

а) широкий класс объектов, которым выносится единый диагноз;

б) наделенные психикой конкретные люди;

в) совокупность психодиагностических методик;


  1. Тестовая норма это:

а) средний уровень развития изучаемого свойства у большой совокупности людей, а также средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства

б) процесс обследования с помощью психологического теста;

в) уровень свойства, который считается необходимым в обществе;


  1. Валидность определяет:

а) стабильность результатов методики;

б) обоснованность методики и степень ее соответствия диагностируемому психическому свойству;

в) эмоциональное состояние индивида;


  1. Репрезентативность предполагает:

а) надежность методики;

б) стандартизация методики;

в) наглядное представление результатов исследования;

10. Надежность методики это:

а) независимость результата теста от воздействия случайных факторов

б) устойчивость результатов отдельных частей теста

11. Стандартизация методики заключается в

а) средства психодиагностической деятельности;

б) совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающие строгую фиксацию компонентов теста;

в) психодиагностическая ситуация;

12.В структуру методики не входят:

а) инструкция

б) набор заданий

в) экспериментатор

13.Тестовая батарея это:

а) графическое представление результатов многофакторного теста в виде ломаной кривой;

б) совокупность групп заданий, объединенных в одну психодиагностическую методику для измерения разных сторон объекта;

в) группа тестов для оценки уровня развития мышления человека.

14. Рисунок несуществующего животного исследует:

а) личностные особенности индивида

б) волевые качества индивида

в) эмоциональная сфера личности



15. Тест MMPI – это:

а) тест достижений

б) личностный опросник

в) проективный тест



16. Опросник Кеттелла – это:

а) тест достижений

б) тест интеллекта

в) личностный тест

17. Тесты достижений предназначены для определения:

а) способности человека работать с различным оборудованием;

б) качества, которые определяют успешность выполнения конкретного вида деятельности;

в) практические достижения человека в каких – либо видах деятельности

18. Коэффициент интеллекта это

а) L-данные;

б) IQ – данные;

в) T - данные;

19. Достоверность теста - это:

а) способность теста защищать информацию от мотивационных искажений испытуемого;

б) однородность заданий с точки зрения измеряемого качества;

в) соответствие заданий измеряемой черте или свойству;

20. Тесты по характеру тестового материала бывают (отметьте неправильный вариант):

а) бланковые

б) индивидуальные

в) компьютерные

21. Метод словесных ассоциаций ввел:

а) В. Вундт

б) В. Штерн

в) Ф. Гальтон

22. Термин «интеллектуальный тест» ввел:

а) А. Бине

б) Дж. Кеттелл

в) Дж. Олпорт


Ключ к итоговому тесту по предмету «Психодиагностика»

2.в



3.а, в

4.б


5 б

6 а


7 а

8. б


9. в

10. а


11. б

12. в


13. б

14. в


15. б

16 в


17. в

18. б


19. а

20. в


21. а

22. б
Вопросы к экзамену по дисциплине «Психодиагностика личности при занятиях ФК иС»




  1. Психодиагностика: понятие и предмет.

  2. Задачи и области применения психодиагностики.

  3. История развития психодиагностики.

  4. Требования, предъявляемые к современным методам психодиагностики.

  5. Методы психодиагностики.

  6. Структура психодиагностической процедуры.

  7. Взаимосвязь психодиагностики и различных теорий личности.

  8. Валидность методики. Методы определения валидности.

  9. Надежность методики. Методы определения надежности.

  10. Виды тестов и область их использования.

  11. Требования, предъявляемые к тестам и к процедуре проведения тестирования.

  12. Стандартизация психодиагностических методик.

  13. Психодиагностика ощущений и восприятия.

  14. Психодиагностика памяти и внимания.

  15. Методы тренировки памяти и внимания.

  16. Психологические тестирования уровня развития мышления.

  17. Психодиагностика интеллекта.

  18. Теории структуры интеллекта и параметры творческой одаренности.

  19. Психодиагностика креативности.

  20. Психологические концепции структуры личности.

  21. Теории и типы темперамента.

  22. Психологическое тестирование темперамента.

  23. Психосоциотипы, их структура и характеристика.

  24. Психологическое тестирование психосоциотипа.

  25. Типология доминирующего инстинкта (вопросник Б.Гарбузова).

  26. Структура характера.

  27. Психологическое тестирование акцентуации и особенностей характера.

  28. Самооценка, адекватность самооценки. Тест самооценки.

  29. Ценностные ориентации личности.

  30. Уровень притязаний. Психологическое тестирование уровня притязаний.

  31. Психологическое тестирование способности к самоуправлению, саморегуляции и самоконтролю.

  32. Психодиагностика педагогических способностей.

  33. Психодиагностика нарушений в развитии.

  34. Психодиагностика готовности ребенка к школе.

  35. Классификация и диагностика психических состояний.

  36. Эмоционально-личностная дезадаптация и ее диагностика.

  37. Психодиагностика мотивационной сферы.

  38. Проективные методики диагностики.

  39. Методы самотерапии и психотерапии.

  40. Теории взаимодействия людей, межличностные взаимоотношения.

  41. Психодиагностика межличностных взаимоотношений.

  42. Диагностика структуры группы.

  43. Психодиагностика межличностных отношений в семье.

  44. Психодиагностика коммуникативной компетентности.

  45. Особенности психодиагностики в спорте.

  46. Диагностика психического состояния спортсмена перед стартом.

  47. Особенности диагностики межличностных отношений в спорте.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



7.1. Основная литература

  1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2003.

  2. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д.,2002.

  3. Юров И.А. Психологическое тестирование в спорте. – М.: Советский спорт, 2006.

  4. Таймазов В.А., Я.В. Голуб. Психофизиологическое состояние спортсмена: методы оценки и коррекции. – СПб [б.и.], 2004.

7.2. Дополнительная литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Книги 1,2. – М., 1982.

  2. Альманах психологических тестов. – 3-е изд. – М., 1996.

  3. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1989.

  4. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. – М., 1985.

  5. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984.

  6. Марищук В.Л., Блудов Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1984.

  7. Организация и проведение психолого-педагогического исследования. Учеб. пособие /Под ред. Г.Д.Бабушкина, Е.П. Каргаполова. – Омск – Ханты-Мансийск, 2001. – 190 с.

  8. Ратанова Т.А. Методы изучения и психодиагностики личности: Учеб. пособие /Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта. – 2-е изд., испр. – М., 2000. – 264 с.

  9. Ананьев Б.Г. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л., 1976.

  10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.

  11. Войтко В.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики //Вопросы психологии. – 1976. - № 4.

  12. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л., 1982.

  13. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Учебное пособие. – М., 1986.

  14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций по психологии. – М., 1988, 1997.

  15. Годфруа Жо. Что такое психология? В 2-х томах. Под ред. Арокелова. – М., 1992.

  16. Джеймс У. Психология /под ред. Л.А.Петровской. – М., 1991.

  17. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.

  18. Ковалев А.Г. Психология личности. – 3-е изд. – М., 1970.

  19. Кондрашенко В.Г. Основы психотерапии. М., 1995.

  20. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника //Психологические особенности формирования личности школьника. – М., 1983.

  21. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1973.

  22. Леонтьев А.Н. Мотивация и ее механизмы /Мотивация, установка и интеллектуальные системы. Новосибирск; 1991.

  23. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М., 1992. Психологическая серия. Выпуск 5.

  24. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – Петрозаводск: Петроком, 1992.

29. Научно-исследовательская работа студентов /Под ред. Г.Д. Бабушкина. – Омск. 2006.

30. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – 2-е изд. – М., 1995.

31.Психодиагностика: теория и практика. Общ. Ред. И вступ. Статья Н.Ф.Талызиной. – М., Прогресс, 1986.

32.Практикум по психодиагностике: Учебно-методическое пособие. – Болашов, 1992.

33.Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1996.

34.Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. – Части 1,2,3. – М.: ВНИИТЭМР, 1990.

35.Соколова Е.Т. Проективные методики исследования личности: Учебное пособие. – М., 1980.

36.Холодная М.А. Психология интеллекта. – М., 1997.

37.Энциклопедия психологических тестов: мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты /под ред. А.Карелина. – М., 1997.
7.3 Периодические издания

1. Учебник: Психодиагностика.

2. Журналы: Вопросы психологии; Психологический журнал.

7.4 Интернет источники: по дисциплине «Психодиагностика личности при занятиях ФКиС»


  1. http://www.aldebarans.ru/psixolog/13925-psixodiagnostika-korrekciya-i-razvitie-lichnosti.html Учебник. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. Н.И.Шевандрин, Владос, 2001.




  1. http://www.kodges.ru/38348-psixodiagnostika-uchebnik-dlya-vuzov.html Психодиагностика: Учебник для вузов. Бурлачук Л. Ф., Питер, 2006.




  1. http://www.booksmed.com/psixiatriya-psixologiya/260-obshhaya-psixodiagnostika-bodalev-uchebnik.html Учебник. Общая психодиагностика. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С., 2000.




  1. http://bankknig.com/knigi/33485-psixodiagnostika.html Учебное пособие. Психодиагностика. Романова Е.С., Питер, 2008.


7.6. Методические рекомендации по организации учебной дисциплины
ЗАНЯТИЕ №1. Тема: Введение в психодиагностику

При обсуждении вопросов первого занятия необходимо обратить внимание студентов:

на результаты деятельности выдающихся зарубежных специалистов по психологическому тестированию (Джеймс Кеттелл; Альфред Бине; Чарльз Спирмен; Ганс Айзенк; и др.) и особенности развития отечественной психодиагностики;

на закономерности конструирования тестов

на необходимость развития специальной (спортивной) психодиагностики


ЗАНЯТИЕ № 2. Тема: Диагностика познавательных психических процессов

В процессе обсуждения характеристики познавательных процессов акцентировать внимание студентов на тех индивидуальных их свойствах, которые оказывают влияние на результат деятельности спортсменов в различных видах спорта.

Содействовать осознанию студентами значимости знаний об использовании результатов психодиагностики в спорте и формированию умений исследования познавательных процессов.

ЗАНЯТИЕ № 3. Тема: Психодиагностика типологических особенностей личности

Проанализировать классификацию современных психологических теорий личности. Обсудить суть трех типов теорий личности: психодинамическиой, социодинамической и интеракционистскиой. Особенности экспериментальных и неэкспериментальных, структурных и динамических, ряда других теорий. Рассмотреть теорию черт личности, особенности фрейдизма, неофрейдизма и гуманистической теории личности. Обсудить содержания концепции личности А.Н.Леонтьева и другие новейшие тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности.

Сформировать у студентов представление о детерминированности индивидуального стиля деятельности спортсмена типом темперамента.



ЗАНЯТИЕ № 4. Тема: Психодиагностика педагогических способностей

Акцентировать внимание студентов на важности формирования у педагога знаний о проявлении психики другого человека. В частности, взаимопонимание между спортсменом и тренером, результативность их деятельности во многом обусловлены педагогическими способностями тренера.

Проанализировать составляющие и детерминированность педагогических способностей.

ЗАНЯТИЕ № 5. Тема: Психодиагностика психических состояний


Обсудить причины возникновения и особенности психических состояний спортсменов на тренировках, перед соревнованиями и после соревнований.

Проанализировать невербальные проявления психических состояний спортсменов.

Обратить внимание студентов на важность формирования умений психорегуляции и волевых качеств у спортсменов, как факторы оптимизации психических состояний.

ЗАНЯТИЕ № 6. Тема: Диагностика межличностных отношений

При обсуждении данной темы обратить внимание студентов:

на отрицательное и положительное влияния группы на личность;

на условия деиндивидуализации личности.

Обсудить факторы срабатываемости среди спортсменов различных специализаций.



7.7 Программное обеспечение:

- мультимедийное сопровождение лекций,

- банк тестовых заданий в системе «АСТ-тест»,

- электронный учебно-методический комплекс дисциплины,

- комплекс психологических тестов,

- компьютерный вариант теста «Психологическая подготовленность спортсмена».





  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Рефлексометры, динамометры. Теппинг-тест. Методика диагностики предстартовой психологической готовности спортсмена и др.



Психологические тесты, опросники, методики Айзенка, Векслера, Кеттелла.

Разработчик: доктор педагогических наук, профессор Г.Д. Бабушкин



Программа одобрена на заседании кафедры _______________2012г., протокол №, ______
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница