Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика высшей школы»



Скачать 144,35 Kb.
Дата10.02.2016
Размер144,35 Kb.
ТипРабочая программа

лого


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа естественных наук



signature_ultimate

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Педагогика высшей школы»
Направление подготовки 011200.68 – Физика,
ОП – Теоретическая физика
Форма подготовки (очная/ заочная) очная

Название школы ДВФУ ШЕН

Название кафедры Кафедра общей физики

курс __1_____ семестр ___1_____

лекции 36___ (час.)

практические занятия____0___час.

семинарские занятия_____0___час.

лабораторные работы____0___час.

консультации 0

всего часов аудиторной нагрузки___36_____ (час.)

самостоятельная работа _ 36________ (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет ______1____ семестр

экзамен__________семестр


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2009 г. №637.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры_общей физики_ «13» сентября 2012 г.

Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доц. В.В. Короченцев.

Составитель: к.п.н., доцент каф. общей физики Иванова Е.Б.
Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)




II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


Аннотация

Современные тенденции развития высшего профессионального образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в высшей школе. Введение системы многоуровневого образования, создание единого образовательного пространства, переход на ФГОС ВПО, реализация компетентностного подхода, обусловливают необходимость совершенно нового подхода к организации обучения. Преподаватель высшей школы должен выполнять не только функцию транслятора научных знаний, но и уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, использовать современные образовательные технологии, направленные на создание творческой атмосферы образовательного процесса.



Целью дисциплины «Педагогика высшей школы» является формирование у магистрантов базовых знаний и умений научного поиска, их практического использования в реальной педагогической деятельности, как необходимой основы формирования всесторонне развитой, социально активной, творчески мыслящей личности.

Задачи курса:



  1. раскрытие предметного содержания и определение главных направлений педагогики высшей школы;

  2. систематизация фундаментальных знаний и анализ основных тенденций современных исследований в области педагогики и высшей школы;

  3. ознакомление магистрантов с основными закономерностями организации образовательного пространства, образовательного процесса и образовательной системы в высшей школе; ознакомление студентов с педагогическими технологиями высшей школы( в частности модульная технология обучения физике)

  4. ознакомление магистрантов с количественными методами оценки межпредметных связей курса физики и других естественнонаучных дисциплин.

Изучение дисциплины осуществляется на основе модульной технологии обучения.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:



  • ОК-1 – способность демонстрировать углубленные знания в области математики и естественных наук;

  • ОК-5 – способность порождать новые идеи;

  • ОК-7 – способность адаптироваться к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности;

  • ОК-10 – способность использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

  • ПК-1 – способность свободно владеть фундаментальными разделами физики, необходимыми для решения научно-исследовательских задач (в соответствии со своей магистерской программой);

  • ПК-2 – способность использовать знания современных проблем физики, новейших достижений физики в своей научно-исследовательской деятельности;

  • ПК-5 – способность использовать свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий, современных компьютерных сетей, программных продуктов и ресурсов Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки;

  • ПК-6 – способность свободно владеть разделами физики, необходимыми для решения научно-инновационных задач (в соответствии с профилем подготовки);

  • ПК-7 – способность свободно владеть профессиональными знаниями для анализа и синтеза физической информации ( в соответствии с профилем подготовки);

  • ПК-8 – способность проводить свою профессиональную деятельность с учетом социальных, этических и природоохранных аспектов;

  • ПК-9 – способность организовать и планировать физические исследования;

  • ПК-10 – способность организовать работу коллектива для решения профессиональных задач.

Все лекции читаются с использованием программы Power Point. 40% лекций проводится с использованием активных и интерактивных методов обучения.

  1. Структура и содержание теоретической части курса


Модуль I. Общие основы педагогики высшей школы (4 часа)

Тема 1 Педагогика высшей школы: предмет, место в системе наук; (2 часа)

Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки. Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Определение предмета педагогики высшей школы. Ее основные категории. Система антропологических наук и место в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. Принципы и методы педагогического исследования. Объект педагогики высшей школы. Предмет педагогики высшей школы. Образование как сфера социальной практики и предмет теории. Понятийный аппарат педагогики высшей школы − воспитание, обучение, образование, развитие, формирование, самовоспитание, самообразование, профессиональная подготовка, повышение квалификации.



Тема 2. Общеметодологические принципы развития высшего образования; структура педагогической деятельности. Система образования. (2 часа)

Системный методологический принцип. Аксиологический методологический принцип. Культурологический принцип. Антропологический методологический принцип. Гуманистический, синергетический и герменевтический принципы. Личностно ориентированная педагогика. Научные подходы к концепции самоорганизации. Синергетика. Герменевтика. Система образования. Структура образовательной системы.



Модуль II. Дидактика высшей школы (9 часов)

Тема 3. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе (1 час);

Общая характеристика процесса обучения. Дидактика как отрасль педагогики. Преподавание. Цель преподавания. Учебная деятельность. Эффективность обучения. Академическая успеваемость обучающегося. Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.



Тема 4. Основные методы, формы и средства обучения в вузе (2 часа);

Методы обучения. Классификация и выбор методов обучения. Активные методы обучения. Традиционные и современные методы. Технические средства и компьютерные системы обучения. Технические средства предъявления информации. Технические средства контроля. Технические средства управления обучением.



Тема 5. Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов (1час);

Виды деятельности студентов для самостоятельной работы. Традиционные (академические) и инновационные (прикладные) методы. Оптимизация самостоятельной работы студентов. Определение основных составляющих, структуры научно-исследовательской деятельности, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности. Формирование НИРС средствами проблемного обучения, практическая организация научно-исследовательской деятельности.

Тема 6. Информатизация образовательного процесса в вузе (1час);

Информационные технологии в учебном процессе вуза. ИТ-образование; Информатизация в сфере естественнонаучных дисциплин. Применение электронных ресурсов для обеспечения взаимодействия участников учебного процесса в вузе.


Тема 7 Принципы организации процесса обучения физике (4 часа)

Классификация и определение принципов обучения. Принцип целостности процесса обучения физике. Принцип информатизации процесса обучения. Принцип индивидуализации. Принцип единства теоретических и экспериментальных умений и навыков. Принцип взаимообратной связи в процессе обучения.

Модуль III Современные образовательные технологии (10 часов)


Тема 8 «Технологии обучения» (2 часа)

Определение технологии обучения. Оператор учебного процесса. Традиционные и современные образовательные технологии. Дидактический маршрут изучения каждого структурного элемента (занятия, темы, модуля) предмета.



Тема 9 «Модуль как единица педагогической системы (2 часа)

Определение понятия модуль в педагогике и других областях знаний. Модуль как единица педагогической системы. Структура и содержание модуля. Формирование учебных модулей по физике.


Тема 10 Модульная технология обучения физике в ВУЗе (3 часа)

Формирование учебного модуля. Содержание модуля. Цели модуля. Технология обучения. Составление учебных модулей по физике.

Тема 11 Психологические основы выбора технологии обучения физике (3 часа)

Теория поэтапного формирования умственных действий. Дополнения к ТПФУД Н.Ф, Талызиной. Факторы эффективности учебного процесса. Теория социального научения А. Бандура.


Модуль IV Количественные методы в педагогике (13 часов)

Тема 12 Межпредметные и внутрипредметные связи и их количественные характеристики; (2 часа)

Определения межпредметной и внутрипредметной связей. Длина связи. Сила связи. Связность курсов. Целостность учебного курса. Расчет количественных характеристик связи.



Тема 13 Графовая модель внутрипредметных и межпредметных связей (3 часа);

Основные понятия теории графов (Граф G порядка P, ребро графа смежные вершины. маршрут длины n. простая цепь. Связный граф Граф с корнем (или корневой граф). Ориентированный граф. Дерево. Лес. Элемент структуры межпредметного содержания образования

Пропускная способность канала связи. Момент времени формирования элемента знаний, умения, или навыка в базовом курсе. Базовый курс, связанный курс. Объект связи; Канал связи. Направление связи. Сруктура внутрипредметного содержания образования курса общей физики. Пропускная способность. Объекты внутрипредметной связи сопутствующие и последующие хронологические связи.

Тема 14 Информационная модель межпредметных связей (4 часа)

Степень абстрагирования. Ранг связности k, коэффициент относительной энтропии Е. Максимальная энтропия конечных элементов графа. Относительная энтропия конечных элементов графа. Вероятность семантической единицы, ступени абстрагирования. Расчет объема информации, заключенной в смысловой структуре. Объем информации. Время восприятия и переработки информации.



Тема 15 Анализ учебных курсов на основе графовой и информационной моделей межпредметной и внутрипредметной связей (4 часа).

Принцип целостности. Целостное содержание курса физики. Физическое понятие и его смысловая структура. Структурная единица учебного материала, учебная информация. Сложность учебного материала. Формирование содержания лекции по физике с учетом информационных ограничений. Анализ школьных и вузовских курсов физики и математики на основе графовой и информационной моделей.




  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Практические занятия не предусмотрены учебным планом


  1. контроль достижения целей курса

Вопросы к экзамену

  1. Система высшего образования в современных условиях.

  2. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе

  3. Основные методы, формы и средства обучения в вузе.

  4. Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов

  5. Инновации в высшем образовании и педагогической деятельности преподавателя вуза

  6. Педагогическая система

  7. Понятие образовательной технологии

  8. Модульная технология обучения

  9. Технологизация и информатизация образовательного процесса в вузе

  10. Сущность процесса воспитания в вузе.

  11. Воспитательная система в вузе.

  12. Субъекты образовательного процесса в высшей школе

  13. Учебная деятельность студента

  14. Психологические основы педагогической деятельности в вузе

  15. Причины возникновения и развития Болонского процесса

  16. Высшее образование в условиях глобализационных процессов, информатизации и перехода к экономике, основанной на знаниях.

  17. Логико-исторический анализ развития высшего образования.

  18. Преподавание: сущность, структура и основные компоненты. Учение как деятельность студента в образовательном процессе.

  19. Классификации методов обучения. Традиционные и активные методы обучения в высшей школе.

  20. Технологии проблемного, модульного обучения, технология обучения как учебного исследования, коммуникативные, игровые технологии.

  21. Закономерности процесса обучения студентов.

  22. Принципы процесса обучения студентов.

  23. Педагогические основы работы куратора в академической группе.

  24. Психологические основы эффективности обучения физике

  25. Количественные методы в педагогике

  26. Межпредметные и внутрипредметные связи в курсе физики.

  27. Графовая модель межпредметной связи

  28. Информационная модель межпредметной связи.



  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Курсовые работы не предусмотрены рабочим учебным планом.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Афремов Л.Л., Гнитецкая Т.Н. Теория внутрипредметных и межпредметных связей: Монография. – Владивосток: Изд. Дальневост. ун-та, 2005.- 176 с.

  2. Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

  3. Гнитецкая Т.Н. Современные образовательные технологии: Монография. – Владивосток. Изд. Дальневост. ун-та, 2004.- 256 с.

  4. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 541 с.

  5. Никифоров В.И., Сурыгин А.И. Теория и практика высшего прфоессионального образования. Термины , понятия и определения: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. – 141с. - http://window.edu.ru/resource/282/73282

  6. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. - Новосибирск: САФБД, 2008. - 260 с. - http://window.edu.ru/resource/341/63341

  7. Мешков Н.И., Садовникова Н.Е. Педагогика высшей школы: Учебно-методическое пособие. - Саранск: Мордовский гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2010. - 80 с. - http://window.edu.ru/resource/764/73764

  8. Попков, В. А. Теория и практика высшего образования - М.: МГУ, 2005. - 475 с.

  9. Куриленко Н.С., Чечет В.В. Интерактивная педагогика: Пособие. – Мн.: ООО «Белый ветер», 2004. – 80 с.

  10. Современные образовательные технологии: Монография. – Владивосток. Изд. Дальневост. ун-та, 2004.- 256 с.

  11. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: Учебное пособие /– Мн. Университетское, 2008. – 256 с.

  12. Капранова, В.А. Образовательные реформы: отечественный и зарубежный опыт / В.А. Капранова : монография. - Минск : БГПУ, 2007. - 183 с.

  13. Попков В.А. Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: Учебное пособие для студентов высших педагогический учебных заведений. – М., 2007.


Дополнительная литература:


  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Адепт, 1998.

  2. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций: В 2 ч. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. –Ч. 2. – 304 с.

  3. Водзинский Д.И. Педагогика высшей школы. – Мн., 2000.

  4. Дидактические тесты: технология проектирвоания: Методическое пособие для разработчиков тестов / Е.В. Кравец, А.М. Радьков, Т.В. Столярова, Б.Д. Чеботаревский; Под общ. ред. А.М. Радькова. – Мн.: РИВШ, 2004. – 87 с.

  5. Жук О.Л. Педагогика: Учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Мн.: БГУ, 2003. – 383 с.

  6. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996.

  7. Основы педагогики: Учеб. Пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 349 с.

  8. Педагогика и психология в высшей школе: Учебное пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д., 2002.

  9. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д, 1998.



  10. Русецкая Т.П. Современные технологии обучения в высшей школе – Мн.: МИТСО, 1998. – 128 с.

  11. Савотина Н. А. Проблемы формирования будущего специалиста //

  12. Сиренко С.Н. Содержательно-методические аспекты личностно-ориентированного образования: Методические рекомендации / C.Н. Сиренко; Под науч. ред. О.Л. Жук. – Мн.: Изд-во МИУ, 2003. – с. 51

  13. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей / Отв. Ред. Ю.А. Кудрявцев. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 102 с.

  14. Смирнов С.Д. Педагогики и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.

  15. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 г. – 224 с.

  16. Чернилевский Д.Б. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – М., 2002.

  17. Щербаков В.В. Педагогические технологии информационного общества. Электронное учеб. пособие /РХТ им. Д.И. Менделеева, 2003. – М., 2004.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница