Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
Московский городской педагогический университет
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Общая педагогика, история педагогики и образования»
Направление подготовки
44.06.01 - Образование и педагогические науки
Направленность (профиль)
Общая педагогика. Теория и история педагогики
Уровень подготовки кадров высшей квалификации
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
Срок получения образования по программе аспирантуры – 3 года
Форма обучения
очная
Москва
2014
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки кадров высшей квалификации 44.06.01 Образование и педагогические науки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.07.2014 № 902
Разработчик:
ГБОУ ВПО МГПУ, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики ИППО В.В. Афанасьев;
ГБОУ ВПО МГПУ, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики ИППО Е.А. Алисов
Рецензенты:
ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики ИППО Р.Г. Резаков.
ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Г.П. Иванова.
Программа одобрена на заседании общеинститутской кафедры теории и истории педагогики.
Протокол № 19 от «19» июня 2014 г.
Зав. кафедрой: ____________________________ профессор А.Я. Данилюк
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий выпускающей кафедрой _____________________ профессор А.Я. Данилюк
Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института педагогии и психологии образования
Протокол № 01 от «25» августа 2014 г.
Директор института педагогики и психологии образования
д.п.н., д.пс.н., профессор, Савенков А.И.
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014
© Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики, 2014
1. Цели и задачи освоения дисциплины: формирование научно-исследовательских компетенций аспирантов в области общепедагогической подготовки.
Задачи:
- подготовка аспирантов к самостоятельному осуществлению системного анализа в предметной области педагогики;
- раскрытие специфики образования как явления культуры и социального института в его исторической и социокультурной динамике;
- раскрытие сущности основных этапов развития педагогического мысли и образования и основных парадигм педагогики;
- Постижение социально-культурной природы научных и других знаний, целей образования и основных факторов его развития и их роли в разработке образовательных технологий.
2. Место дисциплины в структуре ООП: входит в вариативную часть, изучается в 3 семестре, связана с учебными дисциплинами «Методология и методы исследования», «Методы математической статистики в научных исследованиях».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя (ОПК-5);
способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося (ОПК-6);
способностью проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития (ОПК-7);
– готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8)
В результате изучения дисциплины аспирант должен:
Знать
• сущность научно-педагогической парадигмы и тенденции ее трансформации в рамках соответствующего социального времени и пространства;
• теоретические и методологические основы формирования и развития педагогического знания, его социально-культурную природу и сущность;
• социально-культурную сущность образования и основные социально-философские и социологические технологии его трансформации;
• роль государственной идеологии и политики, уровня развития гражданского общества в развитии университетского образования;
• различия между философскими, научными, обыденными и другими знаниями, их значениями и смыслами в предметной области педагогики;
Уметь
• активно использовать усвоенные знания в ходе решения научно-исследовательских и практических задач.
• определять пути приоритетного направления развития педагогических технологий;
• вычленять основы для проектирования педагогической системы;
• определять показатели качества образования и возможности его интеграции в национальную, европейскую и мировую образовательные системы;
Владеть
• методологического анализа педагогических систем.
• использовать существующий культурный потенциал образовательного учреждения, его региональную специфику для управления инновационными образовательными проектами.
• разрабатывать инновационную стратегию развития образования, исходя из анализа существующей социально-культурной ситуации и порождаемого ею типа мышления.
иметь опыт деятельности:
- по планированию, организации, осуществлению целостного педагогического процесса;
- научно-исследовательской деятельности в области образования и социальной сферы;
- преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
УК-1- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
УК-2- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;
ОПК-5- способность моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя;
ОПК-6-способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
ОПК-7- способность проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития
ОПК-8- готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
ПК-1- способность к теоретическому анализу исторического развития образовательных теорий, концепций, систем и практики образования
ПК-2- способность самостоятельно определять исследовательскую задачу, направленную на решение фундаментальных и прикладных проблем в области образования
ПК-3-способность аргументированно излагать и защищать авторскую позицию в научной дискуссии, представлять результаты научного исследования в виде публикаций и выступлений в академической, экспертной и профессиональной среде, в том числе и на иностранном языке
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего часов/
зачетных единиц
|
Семестры
|
Аудиторные занятия (всего)
|
36/0.5
|
3
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
20/0.68
|
20/0.68
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
16/0.36
|
16/0.36
|
|
|
|
Семинары (С)
|
–
|
–
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
–
|
–
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
72/1,5
|
72/1,5
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
Указываются виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
Подготовка к практическим занятиям
|
30/0,84
|
30
|
|
|
|
Подготовка домашних заданий
|
30/0,84
|
30
|
|
|
|
Подготовка к деловой игре
|
16/0,36
|
16
|
|
|
|
Решение профессиональных задач и т.д.
|
30/0,84
|
30
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
36
|
36
|
|
|
|
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы
|
144
|
144
|
|
|
|
4
|
4
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
(элемента модуля)
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Лабораторные занятия
|
Семинары
|
СРС
|
Всего
|
1
|
Методологические основы педагогики.
|
2
|
|
|
|
12
|
14
|
2
|
Образование как феномен культуры и социальный институт. Развитие системы образования в современном мире. Современные педагогические концепции.
|
2
|
|
|
|
12
|
14
|
3
|
Развитие, социализация и воспитание личности
|
2
|
2
|
|
|
12
|
16
|
4
|
Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса
|
2
|
2
|
|
|
12
|
16
|
5
|
Содержание процесса обучения
|
2
|
2
|
|
|
10
|
14
|
6
|
Методы и средства обучения
|
2
|
2
|
|
|
10
|
14
|
7
|
Воспитание в целостном педагогическом процессе.
|
2
|
2
|
|
|
10
|
14
|
8
|
Специфика различных направлений воспитательной деятельности.
|
2
|
2
|
|
|
10
|
14
|
9
|
Педагогические технологии и механизмы воспитания.
|
2
|
2
|
|
|
10
|
14
|
10
|
Информатизация образования и изменение методологического контекста педагогики
|
2
|
2
|
|
|
10
|
14
|
|
Экзамен
|
|
|
|
|
10
|
36
|
|
|
20
|
16
|
|
|
108
|
144
|
5.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
(элемента модуля)
|
Содержание раздела
|
1
|
Методологические основы педагогики.
|
Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
Общее представление о педагогике как гуманитарной науке. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Подходы к исследованию происхождения системы образования и воспитания в социологии и педагогике.
Специфика объекта педагогики. Позиции ученых в определении предмета педагогики. Фундаментальная и прикладная функции педагогики, уровни их реализации.
Генезис и структура педагогической науки и ее основные отрасли. Наиболее значимые для истории человеческой мысли философско-антропологические учения, школы и течения на Западе и в России. Учения софистов о человеке, антропология Сократа, антропология И. Канта, Л. Фейербаха, З. Фрейда, М. Шелера, Э. Кассирера. Немецкая философская антропология ХХ века: М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен, М. Бубер. Проблемы философской антропологии в экзистенциальной философии. Отличительные черты русской философской антропологии: антропологический социоцентризм (Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский). Антропологический подход в рамках религиозно- мистической традиции русской философии: В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, Н.А. Бердяев и др. Преломление философско-антропологических идей в концепции образования Ушинского. Развитие учения о человеке и личности в советский период.
Философия образование как научное направление философии и как методология педагогики. Экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, прагматизм, феноменология диалектический материализм как основания педагогических исследований. Специфика философского уровня осмысления проблем образования. Место и роль философии образования как прикладной сферы философского знания в теории образования. Характер соотнесения и разделения предметов исследования в философии культуры, философии науки, философской антропологии, философии истории и философии образования.
Основные подходы в педагогике соотносительно с педагогическим парадигмами: аксиоматический, синергетический, системный, феноменологический; аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, этнопедагогический подходы.
Понятие цели воспитания, образовательного идеала его социальная обусловленность. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и практики. Цель воспитания и задачи воспитания. Диалектика идеи гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
|
2
|
Образование как феномен культуры и социальный институт. Развитие системы образования в современном мире. Современные педагогические концепции.
|
Знаково-символическая деятельность в образовании как основа культурного исследования и способ вхождения индивида в культуру. Основные черты образования как явления культуры. Взаимосвязь динамики культуры и эволюции образовательной деятельности в трансляции, воспроизводстве и порождение элементов культуры.
Методологический анализ образования как явления культуры и социального института в их социокультурной динамике как задача теоретической педагогики.
Тенденции развития школьных систем в мире (демократизация, диверсификация и дифференциация образования, гуманистическая направленность воспитания, модернизация классно-урочной системы, развитие опытно-экспериментальной деятельности, использование новейших технических средств, интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования).
Дидактические концепции западной педагогики (традиционная, рационалистическая, феноменологическая) и их краткая характеристика.
Функции средней школы на современном этапе. Типология средней школы.
Трактовка целей и задач воспитания в Законах об образовании и инструкциях Министерств образования и науки стран Запада. Приоритеты школьного воспитания. Поликультурное воспитание: концепции, содержание, формы и методы. Воспитание в духе мира. Воспитание нравственности и гражданственности. Формы школьного самоуправления. Взаимодействие школы и семьи в воспитании школьников.
Развитие педагогической теории в нашей стране в 60-70х гг. 20 в. Технологии развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и других. Гуманистическая педагогическая концепция В.В. Сухомлинского.
Реформирование системы образования в 70-80-е годы. Оптимизация процесса обучения в педагогическом наследии Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и др. Развитие теории воспитания в советской педагогике Э.И. Моносзоном, И.С. Марьенко и др. Разработка теории коллектива (И.П. Иванов, Л.И. Новикова и др.). Развитие проблем семейного воспитания детей.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы. Методологические основы реформы образования. Образовательная политика России и идеология. Парадигмы компетентностного и системно-деятельностного подхода как составная часть социально-политического проекта реформирования отечественной системы образования.
|
3
|
Развитие, социализация и воспитание личности
|
Становление идей о биопсихосоциальной сущности человека, их значение для теории образования. Понятие «человек», «личность», «актор», «Субъект». Отечественные концепции человека второй половины ХХ века. Философское понимание природы, генезиса, эволюции человека как метатеоретический уровень в теории образования.
Развитие личности как педагогическая проблема.
Соотношение биологического и социального в развитии личности.
Факторы и условия, детерминирующие формирование личности (А.В.Мудрик). Сущность социализации. Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности. Становление личности в процессе социализации. Процессы приспособления и обособления.
Современные концепции социализации. Понятие адаптации.
Введение в психолого-педагогическую науку мистического знания (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев и др. ).
Характеристика индивидуальных различий учащихся. Типологические особенности учащихся различного возраста. Дифференцированный подход к воспитанию и обучению учащихся.
|
4
|
Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса
|
Дидактика как наука о сущности и закономерностях учебного процесса. Функции дидактики и задачи на современном этапе. История развития дидактических идей, современные концепции и их трактовка.
Сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса. Обучение, научение, учение. Познание и учение. Содержательные компоненты обучения: цель, содержание, формы, методы и средства. Закономерности учебного процесса.
Обучение как двусторонний процесс. Единство преподавания и учения. Функциональные компоненты обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно - деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Личностный характер обучения.
Психологические основы учебного процесса: мотивы учения школьников, их развитие и формирование; познавательный интерес и его место в обучении; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; формирование учебной деятельности.
Основные этапы овладения знаниями: восприятие (сосредоточение внимания, выделение объекта деятельности, уяснение учебной задачи); осмысливание (понимание теории, овладение практическим и теоретическим материалом); формирование и закрепление умений и навыков; применение знаний в практической деятельности.
Основы развивающего обучения.
Современные образовательные технологии. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии. Основные качества современных образовательных технологий. Традиционное обучение. Авторские образовательные технологии. Современные образовательные технологии.
|
|
Содержание процесса обучения
|
Критерии отбора и построения содержания. Формальный (классический) и материальный (реальный) подходы к отбору содержания целостного педагогического процесса в истории и в современной ситуации. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования. Мировая и национальная культура в содержании образования.
Носители содержания целостного педагогического процесса и их характеристика: Федеральный Государственный образовательный стандарт, его содержание и структура; учебные планы, программы, учебники, учебные пособия, учебно-методические комплекты. Базисный учебный план школы как компонент госстандарта. Учебный предмет.
Специфика отбора содержания образования в высшей школе.
|
|
Методы и средства обучения
|
Понятие методов обучения. Классификации методов обучения.
Проблема оценки знаний в современной педагогической теории и практике. Требования к качеству знаний и уровню сформированности способов учебной деятельности учащихся. Переход на систему кредитов.
Специфика методов обучения в вузе.
Основные средства воспитания и обучения. Классификация средств обучения и характеристика каждой группы. Компьютеризация учебного процесса. Новые информационные технологии обучения (НИТО). ЦОР (ЭОР) их классификация. Технология применения цор в среднем и высшем образовании.
|
|
Воспитание в целостном педагогическом процессе.
|
Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Воспитание в широком смысле как «возвращение образования и воспитания в контекст культуры», ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру, гуманитаризацию и гуманизацию образования, создание культурной среды для саморазвития личности. Воспитание в узком смысле. Основные характеристики воспитательной ситуации.
Концепции воспитания. Общие концепции воспитания. Концепции воспитания в современной России. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания. Тенденции и принципы гуманистического воспитания.
Воспитывающая среда и ее роль в формировании и развитии личности. Понятие о воспитательном коллективе, его структура и этапы развития. Методические основы организации и воспитания коллектива.
|
|
Специфика различных направлений воспитательной деятельности.
|
Умственное воспитание, формирование научного мировоззрения. Физическое воспитание, формирование здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Самовоспитание - условие эффективности развития и формирования личности. Самовоспитание как процесс самопознания и самосовершенствования. Педагогическое руководство самовоспитанием.
Семейное воспитание. Семейное воспитание. Функции семейного воспитания. Разнообразие семей и особенности воспитания в них детей. Формы совместной работы учреждений образования и семьи.
Единство нравственного и эстетического воспитания. Диалектика единства нравственного и эстетического воспитания. Природа эстетической ценности. Эстетическое сознание: взгляды, оценки, переживания. Феномен эстетического вкуса. Художественная образованность, знание природа и законов искусства, понимание общечеловеческих художественных ценностей как предпосылки развития вкуса. Признаки сформированности вкуса: критичность и толерантность, видение гармонии части и целого; умение отличить объективные достоинства предмета от своего субъективного предпочтения; владение эстетическими категориями; глубокое знание предмета; широта и разносторонность взглядов, уважительное отношение к вкусам других людей, доброжелательность и культура изложения своего мнения.
|
|
Педагогические технологии и механизмы воспитания.
|
Понятие, состав и структура педагогической технологии. Гуманистические воспитательные системы и технологии. Технологии развития творческого потенциала личности. Воспитательная система: сущность, структура, этапы развития, типология. Гуманистические воспитательные системы: Школа-коммуна (А.С.Макаренко), Школа диалога культур (В.С.Библер), Школа творчества (И.П.Волков), Школа радости (В.А. Сухомлинский), Школа самоопределения (А.Н.Тубельской) и др. Соотношение понятий педагогическая технология, методы воспитания. Технологии личностно-ориентированного воспитания. Психологические механизмы воспитания: генерализация, интериоризация, установка.
|
|
Информатизация образования и изменение методологического контекста педагогики
|
Понятие «социальная реальность» в социальной философии. Социальная реальность как продукт двойного структурирования. П.Бурдье, П.Бергер, Т. Лукман, А.Щюц. Н.Н.Козлова, Н.М.Смирнова. Воспитательные системы как феномены педагогической реальности (М.В.Воропаев). Семиотический анализ коммуникации. Р.Якобсон. М.Ю.Лоттман. Теория резонансной коммуникации. Понятие «фрейма», кризисного управления, психологической операции. Основные задачи ИКТ-виктимологии: формирование информационно-коммуникационной культуры, организация социального воспитания с учетом существующих рисков манипулятивного воздействия, профилактика основных форм игровой аддикции. Содержательные и этические критерии определения воспитания в сфере информационно-коммуникационных технологий. Этические требования к содержанию неявного информационного воздействия.
Возможные типологии ИКТ как средств воспитания. Основные концепции дистанционного обучения. Теория индустриализации О.Петерса, Теория автономии и независимости обучения (Р.М. Деллинг, Ч.А. Ведемейер, М. Дж. Мур), Теория взаимодействия и коммуникации (Б. Холмберг, А. Бэйтс, Д.Сьюарт, А.Смит), Конструктивисткая теория обучения К. Бонк и др.
Отражение в основных концепциях ДО проблемы личностных изменений обучаемых и воспитательной проблематики (С. Пейперт., Л. Гурьева и др.
Понятие «информационно-коммуникационой культуры». Необходимость формирования «информационно-коммуникационной культуры». Содержание «информационно-коммуникационной культуры»: умение чтения художественного кода произведения, соотнесения кода с контекстом, адекватное осознание себя как субъекта с определенными ценностными и культурными позициями. Возрастные уровни информационно-коммуникативной культуры.
Аудовизуальная культура и развитие художественного восприятия по Ю.Н. Усову. Подход А.В. Шарикова к формированию культуры восприятия аудиоэкранной информации. Подходы Л. Мастермана, Р.Кьюби, Р.Хоббс и др.
|
5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины
Наименование
дисциплинарного модуля
|
Количество часов
/зачетных единиц
|
Формируемые компетенции
|
Общее количество компетенций
|
Методологические основы педагогики.
|
14/0,4
|
УК-2
УК-2
ОПК-8
|
3
|
Образование как феномен культуры и социальный институт. Развитие системы образования в современном мире. Современные педагогические концепции.
|
14/0.4
|
УК-2
УК-1
ОПК-5
|
3
|
Развитие, социализация и воспитание личности
|
16/0.5
|
ОПК-5
ОПК-6
ОПК-8
|
3
|
Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса
|
16/0.5
|
ОПК-5
ОПК-6
ОПК-8
|
3
|
Содержание процесса обучения
|
16/0.5
|
ОПК-5
ОПК-6
ОПК-8
|
3
|
Методы и средства обучения
|
16/0.5
|
ОПК-5
ОПК-6
ОПК-8
|
3
|
Воспитание в целостном педагогическом процессе.
|
16/0.5
|
ОПК-5
ОПК-7
ОПК-8
|
3
|
Специфика различных направлений воспитательной деятельности.
|
16/0.5
|
ОПК-5
ОПК-7
ОПК-8
|
3
|
Педагогические технологии и механизмы воспитания.
|
16/0.5
|
УК-1
ОПК-6
ОПК-8
|
3
|
Информатизация образования и изменение методологического контекста педагогики
|
16/0.5
|
УК-2
ПК-1
ПК-2
|
3
|
6. Образовательные технологии
Вид занятия (лекционное, практическое, (лабораторное)
|
Тема занятия
|
Образовательные технологии
(в том числе интерактивные)
|
Объем, ауд.
часов/в том
числе в интерактивной
форме
|
Л
|
Методологические основы педагогики.
|
Лекционная; элементы эвристической беседы;
|
2 (0,1)
|
Л
|
Образование как феномен культуры и социальный институт. Развитие системы образования в современном мире. Современные педагогические концепции.
|
Лекционная; элементы эвристической беседы
|
2 (0,1)
|
Л
|
Развитие, социализация и воспитание личности
|
Лекционная; элементы эвристической беседы
|
2 (0,1)
|
П
|
Развитие, социализация и воспитание личности
|
Выполнение практических заданий;
Анализ результатов научных исследований
|
2 (0,4)
|
Л
|
Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса
|
Лекционная; элементы эвристической беседы
|
2 (0,1)
|
П
|
Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса
|
Выполнение практических заданий;
Анализ результатов научных исследований
|
2 (0,4)
|
Л
|
Содержание процесса обучения
|
Лекционная; элементы эвристической беседы
|
2 (0,1)
|
П
|
Содержание процесса обучения
|
Выполнение практических заданий;
Анализ результатов научных исследований
|
2 (0,4)
|
Л
|
Методы и средства обучения
|
Лекционная; элементы эвристической беседы
|
2 (0,1)
|
П
|
Методы и средства обучения
|
Выполнение практических заданий;
Анализ результатов научных исследований
|
2 (0,4)
|
Л
|
Воспитание в целостном педагогическом процессе
|
Лекционная; элементы эвристической беседы
|
2 (0,1)
|
П
|
Воспитание в целостном педагогическом процессе
|
Выполнение практических заданий;
Анализ результатов научных исследований. Реферат
|
2 (0,4)
|
Л
|
Специфика различных направлений воспитательной деятельности
|
Лекционная; элементы эвристической беседы
|
2 (0,1)
|
П
|
Специфика различных направлений воспитательной деятельности
|
Выполнение практических заданий;
Анализ результатов научных исследований
|
2 (0,4)
|
Л
|
Педагогические технологии и механизмы воспитания
|
Лекционная; элементы эвристической беседы
|
2 (0,1)
|
П
|
Педагогические технологии и механизмы воспитания
|
Выполнение практических заданий;
Анализ результатов научных исследований.
Реферат
|
2 (0,4)
|
Л
|
Информатизация образования и изменение методологического контекста педагогики
|
Лекционная; элементы эвристической беседы
|
2 (0,1)
|
П
|
Информатизация образования и изменение методологического контекста педагогики
|
Выполнение практических заданий;
Анализ результатов научных исследований.
Реферат
|
2 (0,4)
|
7. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине
В основу построения и отбора содержания дисциплины положены ведущие принципы: культуросообразности, открытости, проблемности и др. Утверждение личностно и ценностно ориентированного и компетентностного подходов определяет логику преподавания курса. Оно не может сводиться к прямой трансляции академических знаний. Получаемая информация должна быть востребованной, являться результатом ее самостоятельного освоения аспирантами. Иными словами, аспирант становится субъектом образования, включаясь в совместную с преподавателем деятельность по анализу предлагаемых философских проблем в образовании. В связи с этим особое значение приобретает включение аспирант в контекст изучаемого материала. Для этого лекции и семинары должны носить проблемный, ценностно-ориентированный характер. Целесообразно использовать приемы совместного проектирования занятий, дискуссии по наиболее проблемным аспектам в сфере экспериментальной деятельности.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):
Основная литература
-
Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для вузов по специальностям: «Педагогики и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 400 с.
-
Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: учебник для магистров: учебник для вузов по гуманитар. направлениям и специальностям: рек. М-вом образования и науки РФ / А.Н. Джуринский; Моск. пед. гос. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. – 440 с.
-
Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие для вузов по направлению «Педагогика»: доп. УМО вузов РФ / Л.А. Шипилина. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта: Наука, 2013. – 204 с.
Дополнительная литература
Дополнительная литература
-
Андреев А.Л. Отечественное образование во второй четверти XIX века // Педагогика.- 2006.-№4
-
Андреев А.Ю. Гумбольдтовская модель классического немецкого университета // Новая и новейшая история.- 2003.-№3. – С.48-60
-
Андреев А.Ю. «Национальная модель» университетского образования: возникновение и развитие// Высшее образование в России.-2005.-№1. (Часть 1) – С.156-169; №2 (Часть 2) . – С.110-119
-
Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII – первой половины XIX века. – М., 2005
-
Антология педагогической мысли в России XVIII в. – М., 1985
-
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства. – М., 1985
-
Антология педагогической мысли России второй половины XIX – началаXX в. – М., 1990
-
Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М., 1987
-
Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2-х томах. / Сост. В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш. – М., 1994
-
Аристотель Политика// Древнегреческая философия. – М. – Харьков, 1999.
-
Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке: Перевод с франц. – Екатеринбург, 1999
-
Белова А. «Займусь опять… моим счастливым детством…» Детство дворянских девочек XVIII – середины XIX века//Родина.-2008.-№4.-С.110-113
-
Верже Ж. Средневековый университет: учителя// Alma mater (Вестник высшей школы). - 1997. - №2. - С.43-46
-
Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. – М., 1940
-
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956
-
Домострой. Юности честное зерцало. – М., 2007
-
Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963
-
Заварзина Л.Э. А.Н. Страннолюбский и женское образование в России// Педагогика.-2005.-№4
-
История воспитания и образования в России XVIII века. Ч.2 Материалы для самостоятельного изучения/ Сост. Д.И. Латышина. – М., 1992
-
Киселева М. «Могилянцы» на Московском дворе: книжность или ученость?// Высшее образование в России.- 2006.- №1.-С.157-165
-
Кларин В.М., Петров В.М. Византийская образованность – Золотой мост тысячелетий//Педагогика.-1994.-№1.-С.83-88
-
Ковригина В.А. Иноверческие школы Москвы XVII – первой четверти XVIII века// Педагогика.-2001.-№2.-С.74-79
-
Коменский ЯА. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. – М., 1982
-
Кондратьева Г.В. Репетиторство в XIX веке// Педагогика. - 2008.-№7. – С. 72-77
-
Корнетов Г.Б. Образование для жизни Герберта Спенсера // Школьные технологии. – 2008. - №3
-
Корнетов Г.Б. Педагогическая система И.Ф. Гербарта// Школьные технологии. -2007. -№4.-С.67-75
-
Корнетов Г.Б. Педагогическая система И.Г. Песталоцци // Школьные технологии.- 2007. -№3. – С.48-58
-
Кудряшёв А.В. Московская учительская семинария военного ведомства (1866 – 1885) // Образование в современной школе. – 2008. - №10. – С.59 – 64
-
Курочкина И.Н. Русская педагогика. Страницы становления (VIII – XVIII вв.): Учебное пособие. – М., 2002
-
Локк Д. – М., 2000. – (Антология гуманной педагогики)
-
Любжин А.И. Оставить в покое недостижимое. Педагогическое наследие Н.И. Пирогова// Лицейское и гимназическое образование.-2007.-№1-2.-С.65-70
-
Мальковская Т.Н. Семья и власть в России XVII – XVIII столетий. – М., 2005
-
Новик В.К. Создание системы народных училищ// Педагогика. -2005.-№6
-
Образ человека в зеркале гуманизма/ Сост.Н.В. Ревякина – М., 1999
-
Овчинников А.В. Народное просвещение в годы правления Николая I // Педагогика.- 2003.- №5
-
Овчинников А.В. Реформирование школы в царствование Александра II// Педагогика. -2005.-№5
-
Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. – М., 1985
-
Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII – начала XX в. – М., 1976
-
Плеханов Е.А. Российская приходская школа 60-80-х гг. XIX века// Педагогика.- 2004.-№8
-
Пономарёва В.В., Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. XVIII - начало XX века. – М., 2006
-
Соболевский А.И. Образованность Московской Руси XV-XVII веков// Педагогика.-1998.-№6.-С.61-70
-
Солодянкина О.Ю. Иностранные гувернантки в России (вторая половина XVIII – первая половина XIX века). – М., 2007
-
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения:В 6 томах. – М., 1988-1990
-
Филоненко Т.В., Шипилов А.В. Материальное положение учителей в дореволюционной России// Педагогика – 2004.- №7
-
Чумакова Т. Наука в российских университетах (вторая половина XIX века)// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.103-109
-
Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Часть I. Историческая хрестоматия/ Составители Кошелева О.Е., Мошкова Л.В. – М., 1992
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. www.science.yoread.ru - новости науки: научные открытия, достижения науки, открытия ученых. http://www.science.yoread.ru/
2. www.sciam.ru –журнал «В мире науки».
3. www.psitest.com.ru психологические тесты.
4. www.test.vin.com.ua – коллекция психологических тестов.
5. www.gumer.info - электронная библиотека Гумер.
6. www.zipsites.ru –бесплатная электронная Интернет библиотека.
7. www.anovikov.ru – сайт академика РАО Новикова А.М.
8. www.pavelobraztsov.narod.ru – официальный сайт Образцова П.И.
9. www.pedlib.ru – педагогическая библиотека.
10.www.bim-bad.ru – официальный сайт Бим-Бада Б.М.
11.www.poisknews.ru – «Поиск» - газета российского научного сообщества.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная и научная деятельность аспирантов по освоению дисциплины сопровождается: анализом видеоматериалов, раскрывающих содержание отдельных экспериментальных инноваций; работой с печатными изданиями – периодикой, фрагментами нормативно-правовых документов и научно-практических материалов; презентациями по различным аспектам и проблемам образовательных систем и процессов; наличием в библиотеке пособий, указанных в списке основной литературы, наличие в кабинете для занятий доски, видеопроектора.
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
Московский городской педагогический университет
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ АСПИРАНТОВ
по учебной дисциплине
Общая педагогика, история педагогики и образования
Форма обучения - очная
Направление подготовки - 44.06.01 - Образование и педагогические науки
Направленность (профиль) Общая педагогика. Теория и история педагогики
(уровень подготовки кадров высшей квалификации)
Распределение учебного времени:
Лекции - 20 час.
Практические занятия (в том числе семинарские) – 16 час.
Самостоятельная работа – 72 час.
Всего – 4 з.е.
Москва 2014
1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
Код контролируемой компетенции
(или ее части)
|
Содержание контролируемой компетенции
|
Характеристика (обязательного) порогового
уровня сформированности компетенции
у выпускника вуза
|
Наименование
оценочного средства
|
УК-1;
УК-2;
ОПК-5;
ОПК-6;
ОПК-7;
ОПК-8
|
Знает: сущность научно-педагогической парадигмы и тенденции ее трансформации в рамках соответствующего социального времени и пространства;
теоретические и методологические основы формирования и развития педагогического знания, его социально-культурную природу и сущность;
социально-культурную сущность образования и основные социально-философские и социологические технологии его трансформации;
роль государственной идеологии и политики, уровня развития гражданского общества в развитии университетского образования;
различия между философскими, научными, обыденными и другими знаниями, их значениями и смыслами в предметной области педагогики
| -
выделяет основную проблематику педагогики;
-
понимает основные используемые термины и определения данной предметной области;
-
ориентируется в основных теоретических и практических вопросах и проблемах образования в России и в мире
|
Обсуждение вопросов, рефераты, контрольные работы, экзамен
|
Умеет: активно использовать усвоенные знания в ходе решения научно-исследовательских и практических задач.
определять пути приоритетного направления развития педагогических технологий;
вычленять основы для проектирования педагогической системы;
определять показатели качества образования и возможности его интеграции в национальную, европейскую и мировую образовательные системы
| -
самостоятельно разбирается в постановке и решении педагогических проблем, имеет прочные навыки работы с учебной и научной литературой, электронными образовательными системами, строит самостоятельные теоретические и экспериментальные педагогические исследования
|
Обсуждение вопросов, рефераты, контрольные работы, экзамен
|
Владеет: навыками методологического анализа педагогических систем;
способами использования существующего культурного потенциала образовательной организации, его региональной специфики для управления инновационными образовательными проектами;
навыками разработки инновационной стратегии развития образования, исходя из анализа существующей социально-культурной ситуации и порождаемого ею типа мышления
| -
анализирует личность, ее индивидуально-психологические особенности;
-
организует, рефлексирует и интерпретирует собственный педагогический поиск, понимает пути оптимизации педагогической, учебной и развивающей деятельности обучающихся (воспитанников)
|
Обсуждение вопросов, рефераты, контрольные работы, экзамен
|
2. Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы.
Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой.
Текущий контроль успеваемости студентов проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также в ходе выполнения самостоятельной работы.
Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме сдачи экзамена.
Экзамен сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения за академический период.
3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины при балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения образовательной программы
Технологическая карта дисциплины
Наименование
дисциплины / курса
|
Уровень образования
|
Статус дисциплины в рабочем учебном плане
|
Количество зачетных единиц
|
Форма отчетности
|
Курс, семестр
|
Общая педагогика, история педагогики и образования
|
аспирантура
|
Вариативная часть.
Обязательные дисциплины
|
4
|
экзамен
|
2 курс, 3 семестр
|
Смежные дисциплины по учебному плану:
|
Инновационные процессы в современном образовании
|
ВВОДНЫЙ БЛОК
(проверка сформированности компетенций)
|
Тема или задание текущей аттестационной работы
|
Виды текущей аттестации
|
Аудиторная или внеаудиторная
|
Максимальное/
минимальное количество баллов
|
Доклад, выявляющий степень осведомленности об общих педагогических проблемах современного мира
|
доклад
|
аудиторная
|
10
|
5
|
Итого:
|
10
|
5
|
БАЗОВЫЙ БЛОК
(проверка сформированности компетенций)
|
Тема или задание текущей аттестационной работы
|
Виды текущей аттестации
|
Аудиторная или внеаудиторная
|
Максимальное/
минимальное количество баллов
|
Методологические основы педагогики
|
обсуждение вопросов, реферат, контрольная работа
|
аудиторная
|
10
|
2
|
Образование как феномен культуры и социальный институт. Развитие системы образования в современном мире. Современные педагогические концепции
|
обсуждение вопросов, реферат, контрольная работа
|
аудиторная
|
10
|
2
|
Развитие, социализация и воспитание личности
|
обсуждение вопросов, реферат, контрольная работа
|
аудиторная
|
5
|
3
|
Учебный процесс как часть целостного педагогического процесса
|
обсуждение вопросов, реферат, контрольная работа
|
аудиторная
|
5
|
3
|
Содержание процесса обучения
|
обсуждение вопросов, реферат, контрольная работа
|
аудиторная
|
5
|
3
|
Методы и средства обучения
|
обсуждение вопросов, реферат, контрольная работа
|
аудиторная
|
5
|
3
|
Воспитание в целостном педагогическом процессе
|
обсуждение вопросов, реферат, контрольная работа
|
аудиторная
|
5
|
3
|
Специфика различных направлений воспитательной деятельности
|
обсуждение вопросов, реферат, контрольная работа
|
аудиторная
|
5
|
3
|
Педагогические технологии и механизмы воспитания
|
обсуждение вопросов, реферат, контрольная работа
|
аудиторная
|
5
|
3
|
Итого:
|
55
|
25
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
|
Тема или задание текущей аттестационной работы
|
Виды текущей аттестации
|
Аудиторная или внеаудиторная
|
Максимальное/
минимальное количество баллов
|
Информатизация образования и изменение методологического контекста педагогики
|
Реферат
|
Внеаудиторная
|
15
|
5
|
Итого:
|
15
|
5
|
Примечания: работа, выполненная менее чем на 30 %, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов.
Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 40 баллов
Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации – 40 баллов.
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: конспекты пропущенных лекций.
4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Задание 1. Доклад
Требования к структуре доклада:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого пункта;
3) введение;
4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из иллюстраций, рисунков, схем, конспектов (необязательная часть доклада).
Доклад оценивается преподавателем, исходя из установленных показателей и критериев оценки доклада.
Максимальный балл за данную контрольную точку составляет 4 балла.
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного доклада
Критерии
|
Показатели
|
Новизна текста
2,5 балла
|
- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений
|
Степень раскрытия сущности проблемы
2,5 балла
|
- соответствие плана теме доклада;
- соответствие содержания теме и плану доклада;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы
|
Обоснованность выбора источников
2,5 балла
|
- круг, полнота использования литературных источников по проблеме
|
Соблюдение требований к оформлению
2,5 балла
|
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- культура изложения;
- литературный стиль;
- соблюдение требований к объему доклада
|
Примерная тематика докладов
Поделитесь с Вашими друзьями: |