Рабочая программа учебной дисциплины научно-педагогическая практика основной образовательной программы подготовки



Скачать 167.47 Kb.
Дата14.02.2016
Размер167.47 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИНК


_____________ В.Н. Бориков

«___»________________2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

основной образовательной программы подготовки

научно-педагогических кадров в аспирантуре

по направлению 20.06.01 Техносферная безопасность


Профиль:

05.26.03 – Пожарная и промышленная безопасность (энергетическая, горная, нефтегазовая, химическая, машиностроительная, деревообрабатывающая, транспортная)

Томск 2014

Предисловие
1. Рабочая программа педпрактики составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта № 885, утвержденного "30" июля 2014 г. по направлению подготовки 20.06.01 Техносферная безопасность к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по профилю 05.26.03 – Пожарная и промышленная безопасность (энергетическая, горная, нефтегазовая, химическая, машиностроительная, деревообрабатывающая, транспортная)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры «Экологии и безопасности жизнедеятельности» протокол № ____ от ___________ 2014 г.
Научный руководитель программы

аспирантской подготовки А.И. Сечин


2. Программа педпрактики СОГЛАСОВАНА с институтами, выпускающими кафедрами специальности; СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану.
Зав. обеспечивающей кафедры ЭБЖ С.В. Романенко

1. Цели и задачи практики
Основной целью научно-педагогической практики является формирование у аспирантов достаточного уровня психолого-педагогической культуры, позволяющей эффективно трудиться в области гражданской и профессиональной деятельности и подготовка к эффективной профессиональной педагогической деятельности.

Основные задачи научно-педагогической практики:

- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно исторических факторов в образовании и воспитании;

- знать формы, средства и методы психолого-педагогической деятельности;

- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

- иметь представление о психолого-педагогической культуре региона проживания и будущей профессиональной деятельности,

- закрепление навыков самостоятельной работы в процессе подготовки к проведению практических занятий и деловых игр со студентами;

- привитие навыков педагогического мастерства, умения изложить материал в доступной и понятной форме в закрепленных группах;

- знакомство с опытом преподавания дисциплин ведущими преподавателями.


2. Содержание практики

Аспиранты в процессе практики изучают теоретический раздел.

Тема 1. Предмет, объект и методы психологии.

Возникновение психологии как науки, предмет психологии, основные научные психологические школы, специальные отрасли психологии, основные методы психологического исследования и их варианты, применяемые для сбора первичных данных.

Тема 2. Сознание и психологические процессы.

Психика как субстанция и психика как субстат, сознание как высшая ступень развития психики, взаимодействия сознания и подсознания, основные познавательные процессы.

Тема 3. Психология личности.

Определение личности, темперамент, характер, психический склад, способности и задатки, уровни самосознание, самооценка и уровень притязаний, волевая регуляция поведения, эмоциональные процессы и управление эмоциями.

Тема 4. Педагогическое воздействие на личность.

Образование и воспитание - две стороны педагогического процесса, цели образования и воспитания, средства и методы обучения и воспитания, самообразование и самовоспитание, педагогическая деятельность, содержание и структура педагогического общения, педагогические аспекты профессионального, делового общения.

Тема 5. Общение.

Понятие общения, виды, функции и типы общения, структура и средства общения, общение как познание людьми друг друга, развитие личности в системе межличностных отношений.

Тема 6. Психологические состояния человека.

Феноменология, состав, структура, динамика душевных состояний, трудные состояния человека и процессы саморегуляции, пиковые переживания как способ выхода в новое пространство духовных состояний.

Кроме теоретического раздела изучают:

- содержание, формы, направления деятельности кафедры (документы планирования и учета; протоколы заседания кафедры; планы и отчеты преподавателей; документы аттестации студентов; нормативные и регламентирующие документы кафедры);

- учебно-методические материалы; программы учебных дисциплин, курсы лекций, планы семинарских занятий.



Аспиранты выполняют следующую научно-педагогическую работу:

- посещают занятия ведущих преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам (не менее трех посещений);

- проводят наблюдение и анализ занятий по согласованию с преподавателем учебной дисциплины (не менее двух наблюдений);

- самостоятельно проводят фрагменты (части) занятий по согласованию с преподавателем учебной дисциплины;

- самостоятельно проводят занятия по плану учебной дисциплины (не менее одного занятия);

- проводят внеаудиторные занятия со студентами;

- формируют методический пакет по избранной учебной дисциплине, включающий в себя:

а) тезисы лекции по теме избранной учебной дисциплины с указанием использованной литературы;

б) практические занятия (1-2);

д) список публикаций по теме учебной дисциплины за последний год (книги, журналы, статьи и пр.).

Аспиранты принимают участие в работе кафедры:

- активно участвуют в научно-практических конференциях, семинарах и заседаниях кафедры;

- выполняют отдельные поручения в рамках программы практики.


  1. Результаты освоения программы практики

Процесс проведения педагогической практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ООП по данному направлению подготовки:

а) универсальных:

- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).

б) общепрофессиональных:


  • владением методологией теоретических и экспериментальных исследований в области профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-5).

Аспирант должен знать:

  • порядок реализации основных положений и требований документов, регламентирующих деятельность вуза, кафедры и преподавательского состава по совершенствованию учебно-воспитательной, методической и научной работы на основе государственных образовательных стандартов;

  • порядок организации, планирования, ведения и обеспечения учебно-образовательного процесса с использованием современных технологий обучения;

  • основные принципы, методы и формы организации научно-педагогического процесса в вузе;

  • современные формы и методы оценки образовательных результатов.

Аспирант должен уметь:

  • выполнить анализ и самоанализ учебных занятий;

  • подготовить планы лекционных, практических/лабораторных занятий спланировать и организовать продуктивную познавательную деятельность студентов на занятии и др.;

  • диагностировать индивидуально-психологические особенности студентов, их склонности к предметной, профессиональной деятельности, анализировать затруднения, возникающие у студентов в учебном процессе;

  • определять стратегию индивидуального развития в процессе обучения,

  • осуществлять методическую работу по проектированию дидактических материалов для проведения учебных занятий;

  • разрабатывать диагностические и контролирующие материалы по учебной дисциплине.

Аспирант должен владеть:

  • опытом проведения различных видов учебных занятий;

  • техникой речи и правилами поведения при проведении учебных занятий;

  • навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

  • контекстно-компетентностным и системным психолого-педагогическим подходом при решении различных педагогических задач и проблем.


4. Организация практики

Педагогическая практика проводится под руководством опытных преподавателей и реализуется в виде пробных лекций, проведения упражнений или лабораторно-практических работ по различным дисциплинам для студентов 3, 4 курсов. В указанные сроки аспирант выполняет программу практики, ведет дневник и сдает отчет по педагогической практике. На основании отчета выставляется оценка по научно-педагогической практике.


5. Аттестация педагогической практики

Педагогическая практика считается завершенной при условии выполнения аспирантом всех требований программы практики. Аспиранты оцениваются по итогам всех видов деятельности при наличии документации по практике.

Аспирант должен предоставить по итогам практики:

1) индивидуальный план (прил. 1);

2) дневник практики (прил. 2);

3) учебно-методическую документацию (прил. 3);

4) отчет по практике (прил.4).

В процессе оформления документации аспирант должен обратить внимание на правильность оформления документов:

- индивидуальный план составляется на основе задания на научно-педагогическую практику запланированной работы;

- дневник практики должен быть заполнен и подписан;

- учебно-методическая документация должна иметь подписи преподавателей, ведущих соответствующие учебные дисциплины;

- отчет по практике должен иметь описание проделанной работы; самооценку о прохождении практики; выводы и предложения по организации практики и подпись аспиранта.

Все документы должны быть напечатаны, оформлены в соответствии с правилами делопроизводства и представлены в отдельной папке с титульным листом.

Сроки сдачи документации устанавливаются кафедрой согласно учебному плану.

На основе задания на научно-педагогическую практику аспирант составляет индивидуальный план, который утверждает заведующий кафедрой.

По окончании научно-педагогической практики аспирант наряду с отчетом сдает дневник педагогической практики. В дневнике отражаются результаты текущей работы, выполненные задания. Дневник научно-педагогической практики заполняется лично аспирантом.



6. Отчет по практике

Отчет по научно-педагогической практике сдается руководителю вместе с необходимыми документами. В отчете должно быть отражено следующее:

- виды и результаты проделанной работы;

- перечень и тематика проведенных занятий;

- перечень и тематика посещаемых лекций и практических занятий преподавателей кафедры;

- методика проведения практических занятий (основные методические приемы на примере одного или нескольких занятий);

- список используемой литературы;

- примеры задач, используемых из учебной литературы;

- самостоятельно разработанные задачи;

- контрольные вопросы, тесты;

- список докладов и сообщений с указанием фамилий докладчиков;

- образцы проведенных контрольных работ;

- текст подготовленной лекции;

- краткий отчет о занятии, проведенном в компьютерном классе;

- отчет об иных поручениях.

Отчет по практике сдается в конце декабря текущего года. Форма отчета приведена в приложении 4.

В течение научно-педагогической практики аспирант обязан регулярно встречаться с руководителем практики, сообщать о текущей работе и о результатах работы учебной группы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная


  1. Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогических коллективом: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Ю.П. Ветрова. – Москва.: Книголюб, 2004.

  2. Ерин В.Т. Вопросы взаимодействия преподавателя и студента в учебном процессе. – Новочеркасск: Изд-во НГМА, 1999.

  3. Камышев Э.Н., Иванкина Л.И., Дубинина И.А. и др. Психология и педагогика. Томск: ТПУ, 1998. – 92 с.

  4. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  5. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1999.

  6. Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. Николаенко В.М. М.:ИНФРА-М; 1998. - 175 с.

  7. Психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Изд-во ''Совершенство'', 1998. - 320с.

  8. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пособие. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

  9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Академия, 2001.

  10. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.: ЮНИТИ, 2002.

Дополнительная

  1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: МПА, 1994.

  2. Дружинин В. Психология семьи. – М.: КСП, 1996.

  3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.: Академия, 2002.

  4. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2003.

  5. Педагогика и психология высшей школы / Ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Мир, 1995.

  6. Психология и педагогика. Курс лекций (Под ред. Абульхановой К.А., Васиной Н.В) М.:Совершенство,1998. 320с.

  7. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во ''Центр'',1997. 256с.

  8. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.

  9. Теория и практика образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.

  10. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. – М.: Академия, 2002.

Приложение 1



Индивидуальный план

научно-педагогической практики аспиранта
_________________________________________________________________

(Ф.И.О.)





Содержание разделов работы; основные виды деятельности

Сроки выполнения

Отметка о выполнении












Подпись руководителя аспиранта________________________


Подпись аспиранта________________________________________________

Приложение 2



Форма дневника

Дата

Вид выполняемой работы

Отметка о выполнении

Подпись руководителя
























































































































































































































Приложение 3



Учебно-методическая документация
Отчет - анализ посещенного занятия

1. Преподаватель, проводящий занятие:

_______________________________________________________________________________

(ФИО, степень, звание)

2. Название учебной дисциплины__________________________________________________

3. Форма занятия (семинар, практическое занятие, другое)_____________________________

4. Контингент (факультет, курс, группа)_____________________________________________

5. Тема занятия__________________________________________________________________

6.Основные характеристики качества проведения занятий_____________________________

_______________________________________________________________________________

7.Соответствие содержания занятия теме учебной дисциплины_________________________

8.Методы и формы проведения занятия_____________________________________________

_______________________________________________________________________________

9.Активность студентов на занятии_________________________________________________

10.Общее впечатление от занятия__________________________________________________

11.Пожелания аспиранта по проведению занятия_____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя, проводящего занятие_________________________

Подпись аспиранта ______________________________________________

Дата посещения занятия______________________
Приложение 4

Отчет аспиранта по научно-педагогической практике
1.Проделанная работа____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

2.Соответствие индивидуальному плану____________________________________________

3.Самооценка по проделанной работе (трудности, соответствие ожиданиям, успехи)________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Предложения по проведению практики____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложения:

1) индивидуальный план;

2) дневник практики;

2) учебно-методическая документация;

3) методический пакет по избранной учебной дисциплине.

Подпись руководителя аспиранта _____________________


Подпись аспиранта ________________________
6. Перечень рекомендуемой литературы

Основная



  1. Камышев Э.Н., Иванкина Л.И., Дубинина И.А. и др. Психология и педагогика. Томск: ТПУ, 1998. – 92 с.

  2. Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. Николаенко В.М. М.:ИНФРА-М; 1998. - 175 с.

  3. Психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Изд-во ''Совершенство'', 1998. - 320с.

  4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пособие. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

  5. Дружинин В. Психология семьи. – М.: КСП, 1996.

  6. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1999.

  7. Камышев Э.Н., Иванкина Л.И., Дубинина И.А. и др. Психология и педагогика. Томск: ТПУ, 1998. – 92 с.

  8. Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. Николаенко В.М. М.:ИНФРА-М; 1998. - 175 с.

  9. Психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Изд-во ''Совершенство'', 1998. - 320с.

Дополнительная




  1. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.

  2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: МПА, 1994.

  3. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Мир, 1995.

  4. Психология и педагогика. Курс лекций (Под ред. Абульхановой К.А., Васиной Н.В) М.:Совершенство,1998. 320с.

  5. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во ''Центр'',1997. 256с.



Каталог: 2849
2849 -> Программа государственной итоговой аттестации
2849 -> Рабочая программа учебной дисциплины педагогическая практика основной образовательной программы подготовки
2849 -> Программа государственной итоговой аттестации
2849 -> Программа государственной итоговой аттестации
2849 -> Рабочая программа дисциплины научно-исследовательская работа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки
2849 -> Программа государственной итоговой аттестации основная образовательная программа аспирантов по направлению
2849 -> Рабочая программа учебной дисциплины научно-педагогическая практика основной образовательной программы подготовки
2849 -> Рабочая программа учебной дисциплины педагогическая практика основной образовательной программы подготовки
2849 -> Рабочая программа учебной дисциплины научно-педагогическая практика основной образовательной программы подготовки
2849 -> Рабочая программа учебной дисциплины педагогическая практика


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница