Рабочая программа учебной дисциплины «Методика математического развития, теоретические основы методики обучения математике»



Дата22.02.2016
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа


Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ростовской области

Волгодонский педагогический колледж



Рабочая программа


учебной дисциплины

«Методика математического развития, теоретические основы методики обучения математике»

специальность 050704 Дошкольное образование

Волгодонск

2006
Программа одобрена Составлена в соответствии с

На заседании предметно (цикловой)

комиссии государственными требованиями

психолого-педагогической к минимуму содержания и уровню

«08» 02. 2006 г. подготовки выпускников по специальности

050704 Дошкольное образование

Председатель:

_________________________

Л.П.Кугукина
Программа одобрена Зам. директора по УОП

на заседании методического совета Кугукина Л.П. _________________

«15» 02. 2006 г.
Председатель: Кугукина Л.П.

_________________________

Составитель: Володина И.В.
Рецензенты:

Ф.И.Юровских, преподаватель ГОУ СПО РО «ВПК» высшей категории.

Н.В.Елжова, старший воспитатель высшей категории МДОУ «Красная шапочка».

Пояснительная записка.
Рабочая программа учебной дисциплины "Методика математического развития, теоретические основы методики обучения математике" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 Дошкольное образование и является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната.

Дисциплина «Методика математического развития, теоретические основы методики обучения математике» является составной частью профессиональной подготовки студентов, входит в блок дисциплин предметной подготовки. Содержание дисциплины опирается на знания студентов в области педагогики, психологии и других дисциплин общепрофессиональной подготовки.

Главной целью изучения данного курса является подготовка педагога к обучению детей первоначальным математическим знаниям и умениям, к пониманию математических взаимосвязей и взаимозависимостей, к формированию простейших математических понятий.
Программа включает четыре раздела:


  1. Теоретические основы методики математического развития детей дошкольного возраста.

  2. Дидактические основы математического развития дошкольников.

  3. Методика формирования и развития математических способностей дошкольников.

  4. Организация работы по математическому развитию в дошкольных учреждениях.

Содержание курса учебной дисциплины предусматривает 160 часов максимальной нагрузки, в том числе: 126 часов обязательной нагрузки и 34 часа самостоятельной (для очной формы обучения), 52 часа (для заочной формы обучения), в том числе 44 часа лекционных и 8 часов лабораторно-практических занятий.

По окончании изучения курса студент должен:

знать:


  • цели, задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения детей младенческого, раннего, дошкольного возраста;

  • теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования, психологической и педагогической науки;

  • современные концепции и методические системы математического развития;

  • методику обучения и воспитания;

  • основные математические понятия;

  • особенности и методику развития элементарных математических представлений;

  • научно-методические основы преемственности в работе детского сада и школы;

  • особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях различных типов образовательных учреждений;

  • особенности организации работы по математическому развитию в малокомплектном образовательном учреждении;

  • современные задачи сотрудничества семьи и образовательным учреждением;

  • психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога;

  • основные методы психодиагностики.


уметь:

  • анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты;

  • осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;

  • осуществлять педагогическую диагностику;

  • организовывать учебно-познавательную деятельность детей;

  • создавать предметно-развивающую среду, обеспечивающую условия для математического развития детей.

Изучение курса заканчивается экзаменом, вопросы дисциплины выносятся на междисциплинарный экзамен итоговой государственной аттестации.



Тематический план курса

«Методика математического развития, теоретические основы методики обучения математике»

(вариант I – очная форма обучения)





Раздел, тема

Количество часов

Макс. Учебн. нагрузка

в т.ч. аудиторных

Самос- тоят.

Всего.

Лекц

Лаб.Практ.

Введение

2

2

2

-

-

Раздел I


Теоретические основы методики математического развития детей дошкольного возраста.


10


8


6


2


2

Тема 1.1

Тема 1.2

Тема 1.3


Современные концепции и методические системы математического развития.
Основные математические понятия как теоретическая основа методики.
Особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста.


2

6

2




2

4

2




2

2

2




2

2






Раздел II

Дидактические основы математического развития дошкольников.


54


44


38


6


10


Тема 2.1
Тема 2.2

Тема 2.3


Тема 2.4


Тема 2.5

Тема 2.6


Тема 2.7


Общедидактические принципы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи математической подготовки детей дошкольного возраста.
Методы формирования и развития математических способностей дошкольников.
Средства развития математических представлений у детей в детском саду.
Формы организации работы по математическому развитию в детском саду.
Содержание курса «Математическое развитие дошкольников».

Современные образовательные программы.


4

6



8

8
10

6

12



4

6

6



6
8

4

10


4

6



6

6
6


2

8

2

2

2


2

2


2

2

2







Раздел III

Методика формирования и развития математических способностей дошкольников.


60


46


32


14


14

Тема 3.1

Тема 3.2


Тема 3.3

Тема 3.4

Тема 3.5

Тема 3.6


Тема 3.7

Тема 3.8



Развитие представлений о множестве, числе и счете в процессе обучения.
Методика развития количественных представлений в разных возрастных группах.
Обучение решению арифметических задач.

Методика ознакомления детей с размерами предметов и их измерением.


Развитие у детей геометрических представлений.
Особенности пространственных представлений детей и методика их формирования.
Методика развития представлений о времени.
Формирование и развитие логической сферы дошкольника.

6

8



8

8


8

8

8



6

6

6



6

6


6

6

6



4

6

4



4

4


4

4

4



2

2

2


2

2


2

2

2





2

2


2

2


2

2

2




Раздел IV



Организация работы по математическому развитию в дошкольных образовательных учреждениях.



34


24


14


10


10

Тема 4.1

Тема 4.2

Тема 4.3

Тема 4.4


Тема 4.5

Тема 4.6



Планирование и учет работы по математическому развитию.
Функции диагностики в дошкольном математическом образовании.
Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы.

Соотношение обучения и самостоятельной деятельности детей.

Особенности методики работы в разновозрастной группе.
Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии математических представлений у детей.

6
6

6
4

6

6


4
4

4
4

4

4


2
2

2
4

2

2


2
2

2

2

2


2
2

2

2

2





Итого:

160

124

92

32

36


Тематический план курса

«Методика математического развития, теоретические основы методики обучения математике»

(вариант II –заочная форма обучения)





Раздел, тема

Количество часов

Макс. Учебн. нагрузка

в т.ч. аудиторных

Самос- тоят.

Всего.

Обзорн. Лекц

Лаб.Практ.

Введение

2

1

1

-

1

Раздел I


Теоретические основы методики математического развития детей дошкольного возраста.


10


3


3




7

Тема 1.1

Тема 1.2

Тема 1.3


Современные концепции и методические системы математического развития.
Основные математические понятия как теоретическая основа методики.
Особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста.


2

6

2




1

1

1




1

1

1







1

5

1






Раздел II

Дидактические основы математического развития дошкольников.


54


16


14


2


38


Тема 2.1
Тема 2.2

Тема 2.3


Тема 2.4


Тема 2.5

Тема 2.6


Тема 2.7


Общедидактические принципы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи математической подготовки детей дошкольного возраста.
Методы формирования и развития математических способностей дошкольников.
Средства развития математических представлений у детей в детском саду.
Формы организации работы по математическому развитию в детском саду.
Содержание курса «Математическое развитие дошкольников».

Современные образовательные программы.


4

6



8

8
10

6

12



2

2

2



2
2

2

4


2

2



2

2
2


2

2

2

2

4



6

6
8


4

8





Раздел III

Методика формирования и развития математических способностей дошкольников.


60


16


14


2


44

Тема 3.1

Тема 3.2


Тема 3.3

Тема 3.4

Тема 3.5

Тема 3.6


Тема 3.7

Тема 3.8



Развитие представлений о множестве, числе и счете в процессе обучения.
Методика развития количественных представлений в разных возрастных группах.
Обучение решению арифметических задач.

Методика ознакомления детей с размерами предметов и их измерением.


Развитие у детей геометрических представлений.
Особенности пространственных представлений детей и методика их формирования.
Методика развития представлений о времени.
Формирование и развитие логической сферы дошкольника.

6

8



8

8


8

8

8



6

2

2



2

2


2

2

2



2

2

2


2

2


2

2

2


2

4

6

6


6


6

6

6



4


Раздел IV



Организация работы по математическому развитию в дошкольных образовательных учреждениях.



34


16


12


4


18

Тема 4.1

Тема 4.2

Тема 4.3

Тема 4.4


Тема 4.5

Тема 4.6



Планирование и учет работы по математическому развитию.
Функции диагностики в дошкольном математическом образовании.
Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы.

Соотношение обучения и самостоятельной деятельности детей.

Особенности методики работы в разновозрастной группе.
Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии математических представлений у детей.

6
6

6
4

6

6


4
4

2
2

2

2


2
2

2
2

2

2


2
2


2
2

4
2

4

4





Итого:

160

52

44

8

108


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



ВВЕДЕНИЕ:
Студент должен:

иметь представление:

  • о цели, задачах и структуре курса;

  • о взаимосвязи методики математического развития с другими дисциплинами.

Методика математического развития как научная и учебная дисциплина. Цель, задачи и структура курса "Методика математического развития, теоретические основы методики обучения математике". Место методики математического развития в системе профессиональной подготовки студентов. Взаимосвязь курса с другими дисциплинами.



Раздел I. Теоретические основы методики математического развития детей дошкольного возраста.
Требования к знаниям и умениям:

Студенты должны:

знать:

  • теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования, психологической и педагогической науки;

  • современные концепции и методические системы математического развития;

  • историю развития числа и счета;

  • современное состояние теории и практики дошкольного математического образования;

  • основные математические понятия;

  • психологические основы методической концепции математического развития ребенка дошкольного возраста;

  • о взаимосвязи развития познавательных процессов и математических способностей дошкольников.


уметь:
- оперировать математическими терминами;

- давать характеристику различных видов записи чисел;

- раскрывать сущность позиционной и непозиционной систем счисления.
Тема 1.1. Современные концепции и методические системы математического развития.

Математические знания в современном мире. Традиционное математическое образование в ДОУ. О приоритетных целях дошкольного образования в конце XX и начале XXI века.


Тема 1.2. Основные математические понятия как теоретическая основа методики.

Характеристическое свойство множества. Универсальное множество. Дидактический материал. Подмножество. Отношение между множествами. Отношения. Свойства отношений. Числа. Системы счисления. Геометрические фигуры, их виды. Величины и их измерения. Алгоритмы.


Тема 1.3. Особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

О цели предматематической подготовки ребенка с психологической точки зрения. Компоненты математического мышления (математических способностей). Содержание образования как существенный фактор, влияющий на развитие стиля мышления. О природособранности при обучении дошкольников математике как основе их математического развития. Развитие математических способностей как цель дошкольной математической подготовки.



Практические занятия.

  1. Коллоквиум «Из истории развития числа и счета».

  2. Анализ Концепции дошкольного воспитания.


Самостоятельная работа.


  1. Сделать подборку статей, заметок из периодической печати о роли математики в жизни современного общества.

  2. Составление словаря по темам.


Раздел II. Дидактические основы математического развития дошкольников.
Требования к знаниям и умениям:

Студенты должны:

знать:

  • цели, задачи, средства, формы и методы формирования и развития математических представлений у детей дошкольного возраста;

  • общедидактические принципы осуществления работы по математическому развитию;

  • содержание курса «Математическое развитие дошкольников»;

  • требования ГОС к содержанию математического развития дошкольников;

  • современные программы математического образования дошкольников;

  • дидактическую и методическую классификацию занятий, их количество и продолжительность в зависимости от возраста детей.


уметь:

  • осуществлять отбор содержания математического развития в соответствии с программно-методической документацией;

  • осуществлять анализ раздела «Математическое развитие» современных образовательных программ ;

- осуществлять отбор дидактических принципов в обучении детей элементарным математическим представлениям;

- осуществлять обоснованный выбор методов, средств и форм обучения детей математике;

- осуществлять методический анализ занятия по математике.

Тема 2.1. Общедидактические принципы в обучении детей элементарным математическим представлениям.

Принцип развивающего (воспитывающего) обучения. Принцип научности обучения и связи с жизнью. Принцип доступности обучения. Принцип наглядности обучения. принцип систематичности и последовательности обучения и принцип прочности усвоения знаний. Принцип индивидуального подхода. Принцип сознательности и активности усвоения знаний. Принцип связи с жизнью.


Тема 2.2. Задачи математической подготовки детей дошкольного возраста.

Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. Развитие предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе, и общего умственного развития. Формирование сенсорных процессов и способностей. Расширение словаря детей и совершенствование связной речи. Формирование начальных форм учебной деятельности.



Тема 2.3. Методы формирования и развития математических способностей дошкольников.


Практические, наглядные, словесные, игровые методы обучения и умственного воспитания. Факторы, влияющие на выбор методов. Характерные особенности практического метода. Коллективные и индивидуальные упражнения. Репродуктивные и продуктивные упражнения. Функции дидактических игр. Приемы, используемые при развитии математических представлений, требования к ним.
Тема 2.4. Средства математического развития детей в детском саду.

Перечень средств развития математических представлений у детей. Функции средств математического развития. Выбор средств в зависимости от возраста детей. Наглядно-дидактический материал – основное средство математического развития. Демонстрационный и раздаточный материал, требования к нему. Занимательные игры, упражнения. Педагогические требования к занимательному материалу. Задачи как одно из средств математического развития у детей. Учебно-познавательные книги, их характеристика. Оборудование для самостоятельных игр.


Тема 2.5. Формы организации работы по математическому развитию в детском саду.

Занятие – основная форма математического развития в детском саду. Количество и продолжительность занятий в зависимости от возраста детей. Типы занятий. Классификация занятий по основной дидактической цели. Подготовка педагога к проведению занятия. Методический анализ занятия по математике. Целенаправленная познавательная деятельность вне занятий. Самостоятельная деятельность детей по улучшению и расширению математических представлений в детском саду и в семье. Соотношение обучения и самостоятельной деятельности детей.


Тема 2.6. Содержание курса «математическое развитие дошкольников».

Основные понятия курса математики для дошкольников и особенности их формирования с точки зрения преемственных развивающих технологий. Психологические предпосылки отбора содержания развивающего курса математики для дошкольников. Методические принципы отбора содержания курса «Математическое развитие дошкольников». Требования ГОС к содержанию математического развития дошкольников. Примерная программа курса «Математическое развитие дошкольников».


Тема 2.7. Современные программы математического образования дошкольников.

Об образовательных программах. Анализ разделов «Математическое развитие» вариативных программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Школа 2000», «Программа воспитания и обучения в детском саду», Примерная программа обучения и воспитания в детском саду и др.


Практические задания.

  1. Анализ раздела «Математическое развитие» в современных образовательных программах детского сада (по предложенной схеме):

- проанализировать программные задачи по разделам «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени»;

- последить усложнение и преемственность программных задач по возрастным группам;

- определить взаимосвязь разделов, содержание которых обеспечивает математическую подготовку детей дошкольного возраста к школе.

2. Решение педагогических задач по пройденному материалу.


Самостоятельная работа.
1. Изучить раздел «Математическое развитие» в современных образовательных программах: «Радуга», «Развитие», «Детство», «Школа 2000», Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.

2. Выписать методы и приемы работы по математическому развитию.

3. Работа с книгами, учебными пособиями, статьями:

а) написать план, конспект по прочитанному материалу;

б) выписать примеры, варианты занятий, упражнения по поставленной задаче;

в) составить таблицы, списки дидактических игр, пособий;

г) анализировать и составлять аннотации к прочитанному;

д) подготовить сообщение, доклад, написать реферат по методической литературе.


Контрольная работа.

(для заочной формы обучения)

Анализ раздела «Математическое развитие» реализуемой в детском саду программы (по предложенной схеме)




Возрастные группы

Закрепляются

Вновь даются

знания

умения

знания

умения



Раздел III. Методика формирования и развития математических способностей дошкольников.
Требования к знаниям и умениям:

Студенты должны:

знать:

  • цели, задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения детей младенческого, раннего, дошкольного возраста;

  • методику обучения детей математике;

  • особенности и методику развития элементарных математических представлений в разных возрастных группах;

  • особенности развития у детей представлений о числе и натуральном ряде числа, составе числа;

  • приемы формирования знаний о количестве у детей дошкольного возраста;

  • особенности развития представлений о величине;

  • приемы ознакомления детей с формой геометрических фигур;

  • особенности пространственных и временных представлений детей дошкольного возраста.


уметь:

  • организовывать учебно-познавательную деятельность детей;

  • определять систему работы и анализировать программные задачи для каждой возрастной группы;

  • осуществлять отбор необходимого наглядного материал для формирования математических понятий;

  • использовать теоретический и практический материал в проведении занятий с детьми по развитию математических представлений;

  • готовить и показывать фрагменты занятий;

  • анализировать фрагменты конспектов занятий.



Тема 3.1. Развитие представлений о множестве, числе и счете в процессе обучения.

Характеристика особенностей количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста. Формирование понятия числа в процессе обучения детей счету в разных возрастных группах. О преемственности в изучении натуральных чисел в ДОУ и начальной школе. Натуральные числа. Количественные и порядковые натуральные числа. Правила счета. Принцип построения натурального ряда чисел.



Тема 3.2. Методика развития количественных представлений в разных возрастных группах.

Этапы развития счетной деятельности. Задачи формирования обучения счету в средней, старшей и подготовительной группах. Обучение детей порядковому счету. Знакомство с цифрами. Десяток. Виды заданий, используемых при знакомстве ребенка с нумерацией однозначных чисел. Методика обучения детей сравнению чисел. Изучение состава чисел. Счет групп, счет мерок. Методика ознакомления детей с монетами. Методика знакомства дошкольников с двузначными числами.


Тема 3.3. Обучение решению арифметических задач.

Обучение решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста. Особенности усвоения детьми старшего дошкольного возраста сущности арифметических действий. Последовательность в обучении решению простых задач. Виды арифметических задач для детей дошкольного возраста. Типичные ошибки детей при составлении и решении задач. Недостатки в обучении детей решению задач.


Тема 3.4. Методика ознакомления детей с размерами предметов и их измерением.

Значение ознакомления дошкольников с размерами предметов (величинами). Содержание основных понятий, формируемых на основе измерения. Величина и ее измерение. Этапы знакомства дошкольников с понятием величины. Формирование представлений о величине у детей в разных возрастных группах. Обучение детей элементам измерительной деятельности. Использование измерительной деятельности для развития математических представлений дошкольников. Формирование у детей представлений о массе предмета.


Тема 3.5. Развитие у детей геометрических представлений.

Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур. Значение знаний о форме предметов и геометрических фигур для сенсорного и умственного развития дошкольников. Геометрическая фигура как неразрывная связь количественных и пространственных свойств окружающего мира. Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов. Моделирование как основа обучения геометрическому материалу.


Тема 3.6. Особенности пространственных представлений детей и методика их формирования.

Характеристика программных задач по ориентировке детей в пространстве. Обучение детей пространственным ориентировкам. Формирование умения ориентироваться «на себе», «на предметах». Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям. Формирование умения определять пространственное расположение предметов. Взаимосвязь пространственного и конструктивного мышления. Виды моделирующих действий в системе формирования конструктивного мышления дошкольников.


Тема 3.7. Методика развития представлений о времени.

Особенности восприятия времени детьми разного возраста. Система работы по обучению ориентировке во времени. Задачи формирования временных представлений у детей дошкольного возраста. Ознакомление детей младшего и среднего возраста с частями суток. Ознакомление детей старшей и подготовительной к школе групп с календарем как системой мер времени. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.


Тема 3.8. Формирование и развитие логической сферы дошкольника.

Современный взгляд на соотношение логической сферы ребенка и его математического развития. Основные логические понятия и используемая терминология. Методические приемы знакомства с ними дошкольников. Формирование логических приемов умственных действий. Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе решения математических занимательных задач. Значение занимательного математического материала для развития логической сферы дошкольника. Логические упражнения и задачи – средства занимательной математики.



Практические задания.

  1. Отработка конкретных методических приемов обучения дошкольников математике.

  2. Показ фрагментов занятия для группы детей в5-6 человек.

  3. Анализ и оценка игровых приемов, использованных в фрагментах занятий, дидактических играх и упражнениях.

  4. Определение овладения детьми счетом, фиксация и анализ типичных возрастных ошибок детей.

  5. Анализ программных задач и демонстрация приемов работы по ознакомлению детей в разных возрастных группах с величиной.

  6. Демонстрация методических приемов обучения измерению с помощью условной мерки.

  7. Демонстрация и анализ игровых ситуаций по развитию пространственных представлений.

  8. Анализ фрагментов занятий по развитию ориентировки во времени.

  9. Решение педагогических задач по пройденному материалу.


Самостоятельная работа.

  1. Подготовка фрагментов занятий по математическому развитию.

  2. Составление конспектов занятий с использованием различных игровых приемов.

  3. Подбор дидактических игр по обучению детей счету в разных возрастных группах.

  4. Подготовка теоретического и практического материала по теме: «Обучение детей подготовительной группы решению арифметических задач».

  5. Отобрать, проанализировать и самостоятельно составить 2-3 дидактические игры на ознакомление с размерами предметов.

  6. Составить 2-3 игровых задания для развития у детей пространственных ориентировок.

  7. Изготовление календаря.

  8. Систематизировать дидактические игры или игровые упражнения по одной из программных задач для разных возрастных групп.



Раздел IV. Организация работы по математическому развитию в дошкольных образовательных учреждениях.
Требования к знаниям и умениям:

Студенты должны:

знать:

  • научно-методические основы преемственности в работе детского сада и школы;

  • особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях различных типов образовательных учреждений;

  • особенности организации работы по математическому развитию в малокомплектном образовательном учреждении;

  • современные задачи сотрудничества семьи и образовательным учреждением;

  • психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога;

  • основные методы психодиагностики.


уметь:

  • анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты;

  • осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;

  • осуществлять педагогическую диагностику;

  • создавать предметно-развивающую среду, обеспечивающую условия для математического развития детей.


Тема 4.1. Планирование и учет работы по математическому развитию.

Значение планирования и учета работы по математике в детском саду. Планирование курса математического развития в ДОУ. Виды планирования. Перспективное и календарное планирование. Требования к составлению планов. Требования к составлению конспекта занятия по математике. Внешняя и внутренняя структура математического занятия. Планирование и проведение занятий по математике с детьми дошкольного возраста. Анализ и самоанализ занятия как ведущее методическое умение педагога. Схема самоанализа математического занятия. Схема анализа математического занятия. Планирование индивидуальной работы с детьми. Планирование проверки реализации программных задач и усвоения детьми математических знаний.



Тема 4.2. Функции диагностики в дошкольном математическом образовании.

Уровни организации диагностики математического развития ребенка. Роль и место экспресс-диагностик математического развития ребенка. Системная диагностика как часть процесса развивающего обучения. Диагностика готовности детей к школе по математике. Задания, используемые в экспресс-диагностиках познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений.


Тема 4.3. Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы.

Сущность преемственности в работе школы и детского сада по обучению математике. Характеристика возрастных особенностей детей шести лет. Преемственность как одно из условий непрерывного образования ребенка. О построении системы взаимосвязанных образовательных звеньев. О категории «готовность к школе» с педагогической и психологической точки зрения. Проблема преемственности в современных программах математического образования дошкольников.


Тема 4.4. Соотношение обучения и самостоятельной деятельности детей.

Обучение как целенаправленный процесс в дошкольном образовательном учреждении. Образовательный процесс как процесс, ведущий развитие дошкольника. Место самостоятельной познавательной деятельности детей в системе обучения математике. Что результативнее при организации обучения: целевая направленность или свободная деятельность детей? Требования к организации развивающей среды в ДОУ.


Тема 4.5. Особенности методики работы в разновозрастной группе.

Организация работы по математическому развитию в разновозрастной группе. Планирование работы в разновозрастной группе. Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в процессе математического развития ребенка дошкольного возраста. Индивидуальная работа с ребенком как основа развития его личности. Средства и формы организации индивидуального подхода к обучению дошкольников математике.


Тема 4.6. Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии математических представлений у детей.

Роль семьи в формировании личности. Задачи ДОУ в работе с семьей по математическому развитию ребенка. Установление единства в воспитании. Условия успешной работы дошкольного учреждения семьей. Формы и содержание сотрудничества ДОУ с семьей: индивидуальные формы работы; работа с коллективом родителей; день открытых дверей; беседы; консультации; семинары-практикумы; родительские собрания и конференции; вечера и кружки для родителей; посещение семьи ребенка. Наглядность в работе с семьей.


Практические задания.

  1. Составление перспективного плана работы по математическому развитию.

  2. Составление календарного плана работы.

  3. Составление конспекта занятия по математике.

  4. Составление конспекта занятия по математике в разновозрастной группе.

  5. Анализ перспективного плана.

  6. Анализ календарного плана.

  7. Анализ конспектов занятий.

  8. Анализ и самоанализ занятия по математике.

  9. Анализ программ по математике для 1 класса и подготовительной к школе группы.

  10. Диагностика готовности детей к школе.

  11. «Родительское собрание в детском саду» (учебная игра).

  12. Решение педагогических задач по пройденному материалу.


Самостоятельная работа.


  1. Выписать задачи сотрудничества ДОУ с семьей.

  2. Составить перечень правил взаимодействия с семьей.

  3. Составить тематику бесед с родителями по вопросам формирования у детей математических представлений.

  4. Составить план работы с родителями на год.

  5. Оформить папку-передвижку «Как учить ребенка правильно считать?»


Контрольная работа.

Составить перспективно-тематический план работы по развитию математических представлений у детей во всех возрастных группах с учетом реализуемой программы.

Вопросы к экзамену

по предмету «Методика математического развития,



теоретические основы методики обучения математике»


  1. Основные математические понятия как теоретическая основа методики.

  2. Задачи предматематической подготовки детей.

  3. Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников.

  4. Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе, и общего умственного развития.

  5. Развитие сенсорных процессов и способностей.

  6. Расширение словаря детей и совершенствование связной речи в процессе развития математических представлений.

  7. Формирование начальных форм учебной деятельности.

  8. Общая характеристика предматематической подготовки дошкольников.

  9. Специальные виды деятельности, оказывающие влияние на математическое развитие детей.

  10. Методы предматематической подготовки детей.

  11. Практический метод, его характерные особенности.

  12. Коллективные и индивидуальные упражнения как практический метод.

  13. Репродуктивные и продуктивные упражнения, их характеристика.

  14. Функции дидактических игр, их виды.

  15. Приемы, используемые при развитии элементарных математических представлений.

  16. Средства развития элементарных математических представлений у детей в детском саду.

  17. Функции средств развития элементарных математических представлений.

  18. Наглядно-дидактический материал как основное средство развития элементарных математических представлений.

  19. Требования к демонстрационному и раздаточному материалу.

  20. Занимательные игры, как средство развития элементарных математических представлений, требования к занимательному материалу.

  21. Учебно-познавательные книги, их характеристика.

  22. Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.

  23. Занятие - основная форма развития математических представлений у детей в детском саду.

  24. Классификация занятий по основной дидактической цели.

  25. Самостоятельная познавательная деятельность детей.

  26. Общедидактические принципы в обучении детей элементарным математическим представлениям.

  27. Раздел «математическое развитие» в современных образовательных программах («Радуга», «Детство», «Школа 2100», «Программа воспитания и обучения в детском саду» и др.)

  28. Формирование понятия числа в процессе обучения детей счету в разных возрастных группах.

  29. Обучение решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста.

  30. Формирование у детей представлений о величине и ее измерении.

  31. Содержание основных понятий, формируемых на основе измерения.

  32. Обучение детей элементам измерительной деятельности.

  33. Формирование у детей представлений о массе предмета.

  34. Логические упражнения и задачи – средства занимательной математики.

  35. Обучение детей пространственным ориентировкам.

  36. Ознакомление детей младшего и среднего возраста с частями суток.

  37. Ознакомление детей старшей и подготовительной групп с календарем.

  38. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

  39. Планирование работы по развитию элементарных математических представлений.

  40. Конспект занятий по развитию элементарных математических представлений, его структура.

  41. Педагогическая технология, структура технологической карты.

  42. Функции диагностики в дошкольном математическом образовании.

  43. Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы.

  44. Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии элементарных математических представлений детей.



Примерные темы курсовых и выпускных

квалификационных работ:




  1. Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорной культуры ребенка.

  2. Роль строительно-конструктивных игр в формировании математических представлений.

  3. Рисование как средство сенсорного развития.

  4. Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы.

  5. Занимательный математический материал как средство умственного развития детей дошкольного возраста.

  6. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников.

  7. Значение математических игр и упражнений для умственного развития дошкольников.

  8. Использование проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников математике.

  9. Дидактические игры как средство обучения детей пространственным ориентировкам.

  10. Взаимосвязь развития познавательных процессов и математических способностей дошкольников.

  11. Формирование и развитие конструктивного мышления как средство развития пространственного мышления и математических способностей дошкольников.

  12. Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста.

  13. Работа со способными к математике дошкольниками как методическая проблема.

  14. Индивидуальная работа с ребенком по обучению матемаике как основа развития его личности.

  15. Дидактический материал М.Монтессори как средство повышения эффективности работы по математическому развитию дошкольников.


Основная литература:


  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М., 2004.

  2. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. Р.-на-Д., 2005.

  3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989.

  4. Венгер Л.А. Программа «Развитие». М., 1996.

  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

  7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

  8. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. М., 1987.

  9. «Детство». Программа развития и воспитания в детском саду./ Под ред. Т.И.Бабаевой. С-Пб., 1997.

  10. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. М., 1995.

  11. Доронова Т.Н. Программа «Радуга». М., 1997.

  12. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. М., 1968.

  13. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974.

  14. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М., 1984.

  15. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Непомнящая Р.Л., Вербенец А.М. Математическое развитие дошкольников. СПб.,1998.

  16. Петровский Э.Г. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1992.

  17. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под ред. Л.А. Парамоновой. М., 2004.

  18. Программа «Школа 2000»./ авт. кол. под рук. Р.И.Бунеева. М.,1998.

  19. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.

  20. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. Методические рекомендации. М., 1999г.

  21. Сохина Ф.А. Поздьяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1988.

  22. Смирнова В.Д. Касицына М.А. Дошкольная математика. Учебно-практическое пособие. М., 1999.

  23. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у детей. М., 1980.

  24. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./Под ред. А.А. Столяра. М., 1988.

  25. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М., 2000.


Дополнительная литература:

  1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986.

  2. Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. М., 2000.

  3. Волина В.В. Веселая математика. М., 1998.

  4. Дьяченко О.М. Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. М., 1999.

  5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А.Бугрименко, А.Л.Венгер и др. М., 1992.

  6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М., 1992.

  7. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль, 1998.

  8. Изгаршева В.М. Игрушки и пособия для детского сада. М., 1987.

  9. Красницкая Г.С. Самостоятельные работы учащихся педагогических училищ по курсу «Методика формирования элементарных математических представлений». М., 1997.

  10. Михайлова З.А. Методы формирования элементарных математических представлений. Ж. «Дошкольное воспитание». 1988. № 2.

  11. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1985.

  12. Михайлова З.А. Формирование самостоятельности средствами занимательной математики. Ж. «Дошкольное воспитание». 1991. №5.

  13. Михайлова З.А. Методы формирования элементарных математических представлений. Ж. «Дошкольное воспитание». 1988. №2.

  14. Непомнящая В. Развлечения с использованием занимательного математического материала. Ж. «Дошкольное воспитание». 1989. №6.

  15. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., 1990.

  16. Павлова Н.Н. Как научить детей считать. М., 2000.

  17. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька…: В 2 ч. М., 1983.

  18. Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе. М., 1997.




Каталог: dokumenty -> metod
dokumenty -> Программа государственного экзамена по специальной педагогической подготовке 2015 год
dokumenty -> Отчет о самообследовании рпа минюста России (по состоянию на 1 апреля 2015 года) Москва 2015
metod -> Ростовской области
metod -> Рабочая программа учебной дисциплины «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования»
metod -> О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ
metod -> Овсянникова а. В. «Особенности начального обучения оперно-камерного певца на современном этапе»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница