РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Информационные технологии в учебно-исследовательской и познавательной деятельности»
(курсы по выбору М2)
1. Цели и задачи освоения дисциплины: Целью освоения дисциплины является освоение основных методов и средств применения современных информационных технологий в организации учебно-исследовательской и познавательной деятельности учащихся.
2. Место дисциплины в структуре ОП:
Дисциплина относится к курсам по выбору цикла профессиональных дисциплин. Результаты изучения данной дисциплины являются базовыми для выполнения различных видов работ научно-исследовательского характера, предусмотренных учебным планом, для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при прохождении педагогической практики. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин различных математических дисциплин профессионального цикла, «Информационные технологии», «Теоретические основы информатики», «Методика обучения и воспитания по профилю «Информатика»», «Педагогика», «Современные образовательные технологии».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-
способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21);
-
готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);
-
готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
-
методику обучения основным компонентам учебного материала по информатике;
-
методические требования к системе задач и уметь подбирать систему задач для первичного закрепления изученного материала, для закрепления основных знаний и умений, для контроля знаний и умений, для обобщения и систематизации знаний и умений в области информатики;
-
использовать методику организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста;
Уметь:
-
использовать внутрипредметные связи информатики и ее связи с другими дисциплинами;
-
использовать возможности средств информационно-коммуникационных технологий;
-
разрабатывать и использовать средства проверки, в том числе и с помощью компьютеров;
-
оценивать знания и умения школьников, процесс их развития и воспитания
-
организовывать занятия по информатике для учащихся различных возрастных групп;
-
использовать программную поддержку курса и оценивать ее методическую целесообразность;
-
проводить инструктаж по технике безопасности с целью грамотного и безопасного использования учащимися компьютеров;
-
использовать дидактические возможности технических средств обучения, а также локальную и глобальную сеть в учебном процессе;
-
разрабатывать и использовать средства проверки, объективно оценивать знания и умения школьников;
Владеть:
-
способами изучения учебных возможностей учащихся педагогическими средствами;
-
способами изучения программных и учебно-методических материалов;
-
способами изучения собственных педагогических способностей;
-
способами оценки хода и результатов учебной деятельности;
-
способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
-
способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
-
способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
-
различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
5. Основные разделы дисциплины:
Основные аппаратные и программные средства современных научных исследований.
Особенности учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Методика научного руководства индивидуальными и коллективными исследованиями школьников с учетом области их интересов и уровня развития исследовательской компетентности.
6. Автор – к.п.н., доцент Дергачева Лариса Михайловна.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего часов/
зачетных единиц
|
Аудиторные занятия (всего)
|
24
|
В том числе:
|
|
Лекции
|
6
|
Практические занятия (ПЗ)
|
10
|
Семинары (С)
|
8
|
Самостоятельная работа (всего)
|
84
|
В том числе:
|
|
Указываются виды самостоятельной работы
|
|
Подготовка к коллоквиуму
|
14
|
Подготовка реферата
|
20
|
Подготовка к деловой игре
|
12
|
Решение задач, создание презентации и т.д.
|
30
|
Подготовка к промежуточной аттестации
|
8
|
Вид промежуточной аттестации (контрольная работа)
|
|
Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
108
|
3
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
(элемента модуля)
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Семинары
|
СРС
|
Всего
|
1
|
Структурные компоненты контроля качества среднего общего образования
|
2
|
2
|
2
|
24
|
30
|
2
|
Формы и методы контроля качества среднего общего образования
|
2
|
4
|
2
|
26
|
34
|
3
|
Типы и виды контроля качества среднего общего образования
|
2
|
4
|
4
|
34
|
44
|
5.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)
|
Содержание раздела
|
1
|
Структурные компоненты контроля качества среднего общего образования
|
Структурные компоненты контроля достижения учащимся планируемых результатов: проверка, оценка, учет.
Проверка учебных достижений: выявление, изменение качества, уровня, объема усвоения учебного материала и степени достижения целей обучения. Требования к проверке: индивидуальный характер проверки, системность проверки успеваемости, тематическая направленность, дифференцированный контроль успеваемости, объективность и обоснованность оценивания, единство требований.
Оценка учебных достижений. Формы выражения и фиксации оценки. Комплексность оценки – возможность суммирования результатов. Приоритет самооценки. Количественные критерии оценивания учебных достижений. Качественные критерии оценивания учебных достижений.
Учет числа и характера ошибок и недочетов при оценивании уровня учебных достижений. Учет успеваемости: фиксация, наполнение и хранение информации о результатах достижения учащимся планируемых результатов.
|
2
|
Формы и методы контроля качества среднего общего образования
|
Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.
Методы контроля. Устный контроль: индивидуальный и фронтальный опрос. Письменный контроль: контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест, сочинение, изложение, диктант, письменный зачет, лабораторный контроль-практикум, тестовый контроль.
Формы творческого зачета: ролевая игра, защита творческой работы, отчет о выполнении продолжительного творческого проекта, конференция, персональная творческая выставка, научный доклад.
Автоматизированный контроль с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Групповая система контроля: статическая пара, динамическая пара, вариационная группа.
Мониторинговая технология контроля качества учебных достижений. Рейтинговая система контроля учебных достижений.
|
3
|
Типы и виды контроля качества среднего общего образования
|
Типы контроля: внешний контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, самоконтроль учащегося.
Виды контроля учебных достижений: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый. Предварительный контроль - выявление опорных знаний учащихся. Текущий контроль – оценка качества достижения планируемых результатов по теме. Промежуточный контроль - оценка уровня и качества всего комплекса учебных задач по изученному модулю, разделу, теме. Итоговый контроль – оценка результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Административный контроль - оценка любого параметра учебных достижений учащихся, исходя из задач администрации по анализу учебного процесса и условий образовательной среды.
|
5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)
Наименование дисциплинарного модуля
|
Количество часов
|
Формируемые компетенции
|
Общее количество компетенций
|
Структурные компоненты контроля качества среднего общего образования
|
30
|
ОПК
-2
|
ПК-1
|
|
|
2
|
Формы и методы контроля качества среднего общего образования
|
34
|
|
ПК-1
|
|
ПК
-9
|
2
|
Типы и виды контроля качества среднего общего образования
|
44
|
|
ПК-1
|
ПК-4
|
|
2
|
6. Образовательные технологии
Вид занятия (лекционное, практическое, семинарское)
|
Тема занятия
|
Образовательные технологии
(в том числе интерактивные)
|
Объем, ауд.
часов/в том
числе в интерактивной
форме
|
лекционное
|
Структурные компоненты контроля достижения учащимся планируемых результатов
|
Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
|
2/2
|
практическое
|
Проверка учебных достижений
|
Деловая педагогическая игра
|
2/2
|
семинарское
|
Оценка учебных достижений
|
Групповая эвристическая беседа
|
2/2
|
лекционное
|
Характеристика форм и методов контроля качества среднего общего образования
|
Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
|
2/2
|
семинарское
|
Индивидуальный, групповой и фронтальный контроль качества среднего общего образования
|
Коллоквиум с анализом методических ситуаций
|
2/2
|
практическое
|
Выбор методов контроля результатов обучения старшеклассников
|
Решение ситуационных методических задач
|
2/2
|
практическое
|
Разработка форм творческого зачета старшеклассников
|
Решение ситуационных методических задач
|
2/2
|
лекционное
|
Характеристика типов и видов контроля качества среднего общего образования
|
Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой
|
2/2
|
семинарское
|
Взаимоконтроль учащихся и самоконтроль учащегося
|
Решение ситуационных методических задач
|
2/2
|
практическое
|
Предварительный и текущий контроль учебных достижений учащихся
|
Групповая эвристическая беседа
|
2/2
|
семинарское
|
Промежуточный и итоговый контроль учебных достижений учащихся
|
Коллоквиум с анализом методических ситуаций
|
2/2
|
семинарское
|
Виды контроля качества среднего общего образования
|
Презентация результатов образовательной деятельности
|
2/2
|
Рейтинговая оценка знаний обучающихся
№ п/п
|
Контролируемые разделы дисциплины
|
Код контролируемой компетенции (или ее части)
|
Наименование
оценочного средства для текущего контроля
|
Наименование
оценочного средства для промежуточной аттестации
|
1
|
Структурные компоненты контроля качества среднего общего образования
|
ОПК-2; ПК-1
|
Реферат
|
Коллоквиум
|
2
|
Формы и методы контроля качества среднего общего образования
|
ПК-1; ПК-9
|
Собеседование
|
Контекстные учебные задачи
|
3
|
Типы и виды контроля качества среднего общего образования
|
ПК-1; ПК-4
|
Мультимедийная презентация
|
Контрольная работа
|
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Примерные темы рефератов
-
Выявление опорных знаний учащихся в процессе предварительного контроля.
-
Оценка качества достижения планируемых результатов по теме при текущем контроле.
-
Оценка уровня и качества всего комплекса учебных задач по изученному разделу в ходе промежуточного контроля.
-
Оценка результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования в процессе итогового контроля.
-
Анализ учебного процесса и условий образовательной среды в процессе административного контроля.
-
Взаимоконтроль учащихся.
-
Самоконтроль учащегося.
Примерные вопросы для собеседования
1. Назовите формы контроля и оценки достижений планируемых результатов в старшей школе, которые приводят к поиску новых подходов к организации и содержанию оценочной деятельности.
2. Что является объектом системы оценки результатов образования в старшей школе и как это связано с ФГОС?
3. Какие трудности вы видите по организации и содержанию итоговой оценки аттестации в старшей школе?
4. Каковы компоненты организации и содержания промежуточной оценки и аттестации в старшей школе?
Примерные темы докладов с мультимедийной презентацией
-
Внешний контроль учителя.
-
Взаимоконтроль учащихся, самоконтроль учащегося.
-
Предварительный контроль - выявление опорных знаний учащихся.
-
Текущий контроль – оценка качества достижения планируемых результатов по теме.
-
Промежуточный контроль - оценка уровня и качества всего комплекса учебных задач по изученному модулю, разделу, теме.
-
Итоговый контроль – оценка результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
-
Административный контроль - оценка любого параметра учебных достижений учащихся, исходя из задач администрации по анализу учебного процесса и условий образовательной среды.
Примерные вопросы для коллоквиума
1. В чем вы видите преимущества комплексного подхода к оценке и аттестации в старшей школе, каковы его недостатки?
2. Каковы требования к методам оценки личностных результатов?
3. В чем различия между итоговым оцениваем по предмету не выносимым на аттестацию в старшей школе и оцениванием предметных результатов, выносимых на итоговую аттестацию? Назовите основные компоненты того и другого оценивания.
4. Назовите основные способы оценивания метапредметных результатов в старшей школе.
5. Предложите совокупность показателей качества результатов обучения для школьников по своему предмету. Проведите анализ факторов, влияющих на результаты обучения и выделите наиболее значимые.
Примерные задания к контекстной учебной задаче
-
В практике современной школы принято представлять публичный доклад директора школы о достижениях в качестве образования и его обеспечении. Проанализируйте информацию о формах и методах контроля качества образования в старшей школе. Предложите свой вариант макета публичного доклада директора школы по данному подразделу.
-
В практике современной школы принято представлять публичный доклад директора школы о достижениях в качестве образования и его обеспечении. Проанализируйте информацию о формах и методах контроля качества образования в старшей школе. Оцените информацию с точки зрения соответствия современным тенденциям оценивания и новизны предлагаемых форм и методов.
Примерные задания контрольной работы
-
Промежуточный контроль - оценка уровня и качества всего комплекса учебных задач по изученному модулю, разделу, теме. Составьте аннотированный каталог форм и методов промежуточного контроля по своему предмету в старшей школе по соответствующему научно-методическим периодическим изданиям за последние три года.
-
Итоговый контроль – оценка результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Составьте аннотированный каталог научно-методических публикаций учителей вашей школы за последние три года по итоговому контролю по своему предмету в старшей школе, выделите самые типичные «болевые точки».
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
-
Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
-
Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
-
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В Григорьев. - М.: Просвещение, 2011 . – 223 с.
-
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, - 2010. - 23 с.
-
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей. – 2-е изд., дораб./С.И. Заир-Бек. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
-
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие /И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.основная школа/сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
-
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.
Поделитесь с Вашими друзьями: |