Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в учебно-исследовательской и познавательной деятельности»



страница1/3
Дата10.02.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2   3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины



«Информационные технологии в учебно-исследовательской и познавательной деятельности»

(курсы по выбору М2)
1. Цели и задачи освоения дисциплины: Целью освоения дисциплины является освоение основных методов и средств применения современных информационных технологий в организации учебно-исследовательской и познавательной деятельности учащихся.

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина относится к курсам по выбору цикла профессиональных дисциплин. Результаты изучения данной дисциплины являются базовыми для выполнения различных видов работ научно-исследовательского характера, предусмотренных учебным планом, для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при прохождении педагогической практики. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин различных математических дисциплин профессионального цикла, «Информационные технологии», «Теоретические основы информатики», «Методика обучения и воспитания по профилю «Информатика»», «Педагогика», «Современные образовательные технологии».


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21);

  • готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

  • готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • методику обучения основным компонентам учебного материала по информатике;

  • методические требования к системе задач и уметь подбирать систему задач для первичного закрепления изученного материала, для закрепления основных знаний и умений, для контроля знаний и умений, для обобщения и систематизации знаний и умений в области информатики;

  • использовать методику организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста;

Уметь:

  • использовать внутрипредметные связи информатики и ее связи с другими дисциплинами;

  • использовать возможности средств информационно-коммуникационных технологий;

  • разрабатывать и использовать средства проверки, в том числе и с помощью компьютеров;

  • оценивать знания и умения школьников, процесс их развития и воспитания

  • организовывать занятия по информатике для учащихся различных возрастных групп;

  • использовать программную поддержку курса и оценивать ее методическую целесообразность;

  • проводить инструктаж по технике безопасности с целью грамотного и безопасного использования учащимися компьютеров;

  • использовать дидактические возможности технических средств обучения, а также локальную и глобальную сеть в учебном процессе;

  • разрабатывать и использовать средства проверки, объективно оценивать знания и умения школьников;

Владеть:

  • способами изучения учебных возможностей учащихся педагогическими средствами;

  • способами изучения программных и учебно-методических материалов;

  • способами изучения собственных педагогических способностей;

  • способами оценки хода и результатов учебной деятельности;

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

  • способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

  • способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
5. Основные разделы дисциплины:

Основные аппаратные и программные средства современных научных исследований.

Особенности учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Методика научного руководства индивидуальными и коллективными исследованиями школьников с учетом области их интересов и уровня развития исследовательской компетентности.


6. Автор – к.п.н., доцент Дергачева Лариса Михайловна.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Аудиторные занятия (всего)

24

В том числе:




Лекции

6

Практические занятия (ПЗ)

10

Семинары (С)

8

Самостоятельная работа (всего)

84

В том числе:




Указываются виды самостоятельной работы




Подготовка к коллоквиуму

14

Подготовка реферата

20

Подготовка к деловой игре

12

Решение задач, создание презентации и т.д.

30

Подготовка к промежуточной аттестации

8

Вид промежуточной аттестации (контрольная работа)




Общая трудоемкость часы

зачетные единицы



108

3

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Семинары

СРС

Всего

1

Структурные компоненты контроля качества среднего общего образования

2

2

2

24

30

2

Формы и методы контроля качества среднего общего образования

2

4

2

26

34

3

Типы и виды контроля качества среднего общего образования

2

4

4

34

44


5.2. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Структурные компоненты контроля качества среднего общего образования

Структурные компоненты контроля достижения учащимся планируемых результатов: проверка, оценка, учет.

Проверка учебных достижений: выявление, изменение качества, уровня, объема усвоения учебного материала и степени достижения целей обучения. Требования к проверке: индивидуальный характер проверки, системность проверки успеваемости, тематическая направленность, дифференцированный контроль успеваемости, объективность и обоснованность оценивания, единство требований.

Оценка учебных достижений. Формы выражения и фиксации оценки. Комплексность оценки – возможность суммирования результатов. Приоритет самооценки. Количественные критерии оценивания учебных достижений. Качественные критерии оценивания учебных достижений.

Учет числа и характера ошибок и недочетов при оценивании уровня учебных достижений. Учет успеваемости: фиксация, наполнение и хранение информации о результатах достижения учащимся планируемых результатов.



2

Формы и методы контроля качества среднего общего образования

Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.

Методы контроля. Устный контроль: индивидуальный и фронтальный опрос. Письменный контроль: контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест, сочинение, изложение, диктант, письменный зачет, лабораторный контроль-практикум, тестовый контроль.

Формы творческого зачета: ролевая игра, защита творческой работы, отчет о выполнении продолжительного творческого проекта, конференция, персональная творческая выставка, научный доклад.

Автоматизированный контроль с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Групповая система контроля: статическая пара, динамическая пара, вариационная группа.

Мониторинговая технология контроля качества учебных достижений. Рейтинговая система контроля учебных достижений.



3

Типы и виды контроля качества среднего общего образования

Типы контроля: внешний контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, самоконтроль учащегося.

Виды контроля учебных достижений: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый. Предварительный контроль - выявление опорных знаний учащихся. Текущий контроль – оценка качества достижения планируемых результатов по теме. Промежуточный контроль - оценка уровня и качества всего комплекса учебных задач по изученному модулю, разделу, теме. Итоговый контроль – оценка результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

Административный контроль - оценка любого параметра учебных достижений учащихся, исходя из задач администрации по анализу учебного процесса и условий образовательной среды.


5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Структурные компоненты контроля качества среднего общего образования

30

ОПК

-2


ПК-1







2

Формы и методы контроля качества среднего общего образования

34




ПК-1




ПК

-9


2

Типы и виды контроля качества среднего общего образования

44




ПК-1

ПК-4




2

6. Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практическое, семинарское)

Тема занятия

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме

лекционное

Структурные компоненты контроля достижения учащимся планируемых результатов

Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой

2/2

практическое

Проверка учебных достижений

Деловая педагогическая игра

2/2

семинарское

Оценка учебных достижений

Групповая эвристическая беседа

2/2

лекционное

Характеристика форм и методов контроля качества среднего общего образования

Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой

2/2

семинарское

Индивидуальный, групповой и фронтальный контроль качества среднего общего образования

Коллоквиум с анализом методических ситуаций

2/2

практическое

Выбор методов контроля результатов обучения старшеклассников

Решение ситуационных методических задач

2/2

практическое

Разработка форм творческого зачета старшеклассников

Решение ситуационных методических задач

2/2

лекционное

Характеристика типов и видов контроля качества среднего общего образования

Интерактивная лекция с мультимедийной поддержкой

2/2

семинарское

Взаимоконтроль учащихся и самоконтроль учащегося

Решение ситуационных методических задач

2/2

практическое

Предварительный и текущий контроль учебных достижений учащихся

Групповая эвристическая беседа

2/2

семинарское

Промежуточный и итоговый контроль учебных достижений учащихся

Коллоквиум с анализом методических ситуаций

2/2

семинарское

Виды контроля качества среднего общего образования

Презентация результатов образовательной деятельности

2/2

Рейтинговая оценка знаний обучающихся

п/п

Контролируемые разделы дисциплины

Код контролируемой компетенции (или ее части)

Наименование

оценочного средства для текущего контроля

Наименование

оценочного средства для промежуточной аттестации

1

Структурные компоненты контроля качества среднего общего образования

ОПК-2; ПК-1

Реферат

Коллоквиум

2

Формы и методы контроля качества среднего общего образования

ПК-1; ПК-9

Собеседование

Контекстные учебные задачи

3

Типы и виды контроля качества среднего общего образования

ПК-1; ПК-4

Мультимедийная презентация

Контрольная работа

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Примерные темы рефератов

  1. Выявление опорных знаний учащихся в процессе предварительного контроля.

  2. Оценка качества достижения планируемых результатов по теме при текущем контроле.

  3. Оценка уровня и качества всего комплекса учебных задач по изученному разделу в ходе промежуточного контроля.

  4. Оценка результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования в процессе итогового контроля.

  5. Анализ учебного процесса и условий образовательной среды в процессе административного контроля.

  6. Взаимоконтроль учащихся.

  7. Самоконтроль учащегося.

Примерные вопросы для собеседования

1. Назовите формы контроля и оценки достижений планируемых результатов в старшей школе, которые приводят к поиску новых подходов к организации и содержанию оценочной деятельности.

2. Что является объектом системы оценки результатов образования в старшей школе и как это связано с ФГОС?

3. Какие трудности вы видите по организации и содержанию итоговой оценки аттестации в старшей школе?

4. Каковы компоненты организации и содержания промежуточной оценки и аттестации в старшей школе?

Примерные темы докладов с мультимедийной презентацией


  1. Внешний контроль учителя.

  2. Взаимоконтроль учащихся, самоконтроль учащегося.

  3. Предварительный контроль - выявление опорных знаний учащихся.

  4. Текущий контроль – оценка качества достижения планируемых результатов по теме.

  5. Промежуточный контроль - оценка уровня и качества всего комплекса учебных задач по изученному модулю, разделу, теме.

  6. Итоговый контроль – оценка результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

  7. Административный контроль - оценка любого параметра учебных достижений учащихся, исходя из задач администрации по анализу учебного процесса и условий образовательной среды.

Примерные вопросы для коллоквиума

1. В чем вы видите преимущества комплексного подхода к оценке и аттестации в старшей школе, каковы его недостатки?

2. Каковы требования к методам оценки личностных результатов?

3. В чем различия между итоговым оцениваем по предмету не выносимым на аттестацию в старшей школе и оцениванием предметных результатов, выносимых на итоговую аттестацию? Назовите основные компоненты того и другого оценивания.

4. Назовите основные способы оценивания метапредметных результатов в старшей школе.

5. Предложите совокупность показателей качества результатов обучения для школьников по своему предмету. Проведите анализ факторов, влияющих на результаты обучения и выделите наиболее значимые.



Примерные задания к контекстной учебной задаче

  1. В практике современной школы принято представлять публичный доклад директора школы о достижениях в качестве образования и его обеспечении. Проанализируйте информацию о формах и методах контроля качества образования в старшей школе. Предложите свой вариант макета публичного доклада директора школы по данному подразделу.

  2. В практике современной школы принято представлять публичный доклад директора школы о достижениях в качестве образования и его обеспечении. Проанализируйте информацию о формах и методах контроля качества образования в старшей школе. Оцените информацию с точки зрения соответствия современным тенденциям оценивания и новизны предлагаемых форм и методов.

Примерные задания контрольной работы

  1. Промежуточный контроль - оценка уровня и качества всего комплекса учебных задач по изученному модулю, разделу, теме. Составьте аннотированный каталог форм и методов промежуточного контроля по своему предмету в старшей школе по соответствующему научно-методическим периодическим изданиям за последние три года.

  2. Итоговый контроль – оценка результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Составьте аннотированный каталог научно-методических публикаций учителей вашей школы за последние три года по итоговому контролю по своему предмету в старшей школе, выделите самые типичные «болевые точки».

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

  2. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.

  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В Григорьев. - М.: Просвещение, 2011 . – 223 с.

  4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, - 2010. - 23 с.

  5. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей. – 2-е изд., дораб./С.И. Заир-Бек. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

  6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие /И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.

  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.основная школа/сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.

  8. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница