Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология»



Скачать 261.86 Kb.
Дата23.05.2016
Размер261.86 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Кафедра дошкольной педагогики

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.




ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» заочной формы обучения сроком 5 лет

Составитель: Судакова В.Е., старший преподаватель кафедры

дошкольной педагогики

«УлГПУ им.И.Н.Ульянова»

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).

Ульяновск, 2011



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе развития системы образования одной из главных задач является создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. В то же время достаточно выражены интеграционные тенденции в образовании, поэтому любой педагог должен обладать специальными знаниями и умениями, широким научным кругозором и хорошо ориентироваться в теоретических и прикладных вопросах специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.

Одной из основных целей данной дисциплины является подготовка будущего специалиста к осознанному пониманию специфики психолого-педагогической деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии. В содержании дисциплины рассматриваются закономерности психического развития детей при разных формах дизонтогенеза, определяются содержание, характер, организационные формы психолого-педагогической и социальной помощи детям с ограниченными возможностями развития.

Особую значимость внедрения дисциплины в систему высшего профессионального образования определяет ежегодное увеличение количества детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) воздействии, внедрение различных форм активной дифференцированной помощи детям, имеющим трудности в обучении, школьную и социальную дезадаптацию.
1.1. Цель и задачи дисциплины:

Цель дисциплины:

- формирование знаний о специфике основных категорий специальной педагогики и психологии;

- ознакомление студентов с общими и специальными закономерностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование навыков организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях;

- развитие интереса к проблемам организации коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях.

Задачи дисциплины:

- определение природы и сущности физических и психических дефектов и отклонений в поведении детей дошкольного возраста выявление причин и условий их появления;

- изучение психолого-педагогических закономерностей развития личности детей в условиях ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности;

- выявление ведущих тенденций в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей, этиологии нарушений, социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка;

- ознакомление с основами специальной педагогики и психологии, спецификой обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии и поведении;

- овладение знаниями специфики коррекционно-развивающего образовательного и воспитательного процессов и отдельными умениями коррекционно-развивающей деятельности;

- формирование профессионального гуманистически ориентированного мировоззрения специалиста, понимающего проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья и стремящегося к содействию в их решении.
1.2. Место дисциплины в учебном процессе.

Учебная программа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта, предназначена для подготовки специалистов в области дошкольного воспитания. Дисциплина изучается на 4 и 5 курсах в 8 и 9 семестрах в соответствии с учебным планом. Программа курса рассчитана на 80 часов, из них 18 часов аудиторных занятий (включая 10 часов лекций, 8 часов практических занятий), 62 часа самостоятельной работы студентов.

При составлении программы учтены междисциплинарные связи. При изучении дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в рамках прохождения таких дисциплин, как «Общая психология», «Общая педагогика», «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Детская психология», «Дошкольная педагогика».
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен



знать:

- основные категории специальной психологии и педагогики;

- основные виды дефектов, психофизиологические особенности и категории детей с нарушениями развития;

- формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в физическом, психическом и интеллектуальном развитии;

- психолого-педагогические условия организации образования и воспитания с детьми, имеющими нарушения развития и поведения;

уметь:

- выявлять психофизиологические особенности деятельности и затруднения детей с проблемами в развитии, намечать пути их преодоления;

- составлять психолого-педагогическую характеристику детей с анализом трудностей обучения и результатами индивидуальной коррекционной работы;

- организовывать педагогическое общение с детьми с ограниченными возможностями;



владеть:

- методами и приемами изучения особенностей деятельности и поведения детей, имеющих нарушения развития.



2. ВЫПИСКА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ОПД.Ф.03

Основы специальной педагогики и психологии

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования.

Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие "аномальный ребенок". Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация.



Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.


3. ОБЪЕМ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Очная форма обучения

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

80




Аудиторные занятия

18

8;9

Лекции

10

8

Практические занятия (семинары)

8

9

Лабораторные работы

-




Самостоятельная работа

62




Курсовые работы/рефераты

-




Вид итогового контроля

зачет






3.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (в часах)

п/п

Наименование разделов и тем


Количество часов по формам организации обучения

Лекционные занятия

Семинарские, практические занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа




Раздел 1. Теоретические основы специальной педагогики и психологии













1

Общие основы специальной педагогики. Дидактические основы специального образования.

4







4

2

Общие основы специальной психологии.

2







4

3

Плюсы и минусы интегрированного обучения – дискуссия (деловая игра).




2




10




Раздел 2. Психолого-педагогические основы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья













4

Воспитание и обучение детей с нарушениями умственного развития (умственная отсталость).

2







8

5

Образование детей с задержкой психического развития.




2




10

6

Воспитание и обучение детей с сенсорными нарушениями (слух, зрение).

2







8

7

Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи




2




10

8

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционального развития




2




8




Всего

10

8




62


4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
ЛЕЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ЛЕКЦИЯ 1. Общие основы специальной педагогики. Дидактические основы специального образования (4 часа).

  1. Основные понятия и категории специальной педагогики.

  2. Объект, субъект, предмет и задачи специальной педагогики.

  3. Принципы коррекционно-педагогического процесса.

  4. Формы организации специального образования.

  5. Средства специальной педагогики.

Основные понятия.

Специальная  педагогика. Предмет, субъект, объект,  задачи  специальной  педагогики.  Структура  специальной  педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика,  логопедия,  олигофренопедагогика  и  т.д. Принципы  специального  образования:  принцип  педагогического  оптимизма;  принцип ранней  педагогической  помощи;  принцип  коррекционно-компенсирующей  направленности образования;  принцип  социально-адаптирующей  направленности  образования;  принцип  развития  мышления,  языка  и  компенсации  как  средств  специального  образования;  принцип  деятельностного  подхода  в  обучении  и  воспитании;  принцип  дифференцированного  и  индивидного  подхода;  принцип  необходимости  специального  педагогического  руководства. Индивидуальная форма организации обучения в специальном обучении. Классно-урочная система как одна из основных форм организации учебного процесса. Дополнительные и вспомогательные формы организации педагогического процесса в системе специального образования. Словесные средства и специфика их использования в коррекционно-образовательном процессе с детьми с детьми различными видами нарушений. Средства искусства как средство развития и коррекции. Печатная продукция для различных категорий детей с отклонениями в развитии. Особенности применения наглядных средств в специальном образовании. Дидактический материал – средство обучения и практической деятельности ребенка. Средства словесной наглядности. Технические средства обучения, применяемые для коррекции и компенсации недостатков развития.


ЛЕКЦИЯ 2. Общие основы специальной психологии (2 часа).

  1. Цели и задачи специальной психологии.

  2. Принципы специальной психологии.

  3. Методы специальной психологии.

Основные понятия.

Специальная  психология. Предмет,  объект,  задачи  специальной  психологии.  Структура  специальной  психологии: сурдопсихология, тифлопсихология, лопсихология,  олигофренопсихология и  т.д. Методы  специальной  психологии: изучение  документации  ребенка,  беседа,  наблюдение;  изучение  продукта  деятельности  ребенка;  эксперимент  (обучающий  эксперимент).  Принципы  специальной  психологии:  принцип  детерминизма;  принцип  развития;  принцип единства сознания  и  деятельности. 



РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ЛЕКЦИЯ 3. Воспитание и обучение детей с нарушениями умственного развития (умственная отсталость) (2 часа).

  1. Понятие умственная отсталость и ее причины.

  2. Типы и виды умственной отсталости.

  3. Обучение и воспитание детей с умственной отсталостью.

Основные  понятия.

Умственная отсталость. Причины умственной отсталости: наследственные заболевания, генетические нарушения, внутриутробные инфекции, резус-конфликт, родовые травмы мозга, прижизненные факторы, алкоголизм и наркомания родителей. Типы умственной отсталости: олигофрения и деменция. Формы олигофрении по М.С.Певзнер. Степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия. Специальные учебные заведения для детей с умственной отсталостью. Социально-педагогическая и психологическая помощь.


ЛЕКЦИЯ 4. Воспитание и обучение детей с сенсорными нарушениями (слух, зрение). (2 часа).

  1. Предмет и задачи сурдопедагогики, специфика сурдопсихологии.

  2. Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация.

  3. Педагогическая классификация лиц с нарушениями слуха.

  4. Специальные образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха (ДОУ, школы I и II вида).

  5. Предмет и задачи тифлопедагогики, специфика тифлопсихологии.

  6. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации.

  7. Классификация лиц с нарушениями зрения.

  8. Специальные образовательные учреждения для детей с нарушениями зрения (ДОУ, школы III и IV вида).

Основные  понятия.

Сурдопедагогика. Сурдопсихология. Аудиометрия. Технические возможности компенсации: слуховые аппараты, кохлеарная имплантация. Глухие дети, слабослышащие, позднооглохшие. Тактильная и жестовая речь. Тифлопедагогика. Тифлопсихология. Глаукома, амблиопия, астигматизм, катаракта. Незрячие, слабовидящие. Врожденная слепота, приобретенная слепота. Обучение по системе Брайля.



СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ЗАНЯТИЕ 1. Общее и специальное образование – интеграция и дифференциация (2 часа).

  1. Современное понятие интеграции.

  2. Проблема интеграции детей с особенностями развития.

  3. Модели интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе: проблемы и достижения.

Литература.

    1. Иванова В., Пасторова А. Стоит ли ребенку посещать интегрированный детский сад? // Дошкольное воспитание – 2007. - № 5.

    2. Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика. – М., 2007.

    3. Специальная педагогика. / Под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2001.

    4. Специальная дошкольная педагогика. / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 2001.

    5. Специальная педагогика / Под ред. Назаровой. – М., 2002.

    6. Ямбург Е. А. Школа для всех. Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). – М., 1997.



РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ЗАНЯТИЕ 2. Образование детей с задержкой психического развития (2 часа).

  1. Задержка психического развития (ЗПР) как нарушение психического развития.

  2. Классификация ЗПР:

  3. - ЗПР церебрально-органического происхождения,

  4. - ЗПР конституционального происхождения,

  5. - ЗПР соматогенного происхождения,

  6. - ЗПР психогенного происхождения.

  7. Обратимость дефекта при задержанном типе развития.

  8. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста.

  9. Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР.

Литература.

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. / Под ред. К. С. Лебединской. – М., 1982

  2. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. – СПб., 2008.

  3. Борякова Н. Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР. – М., 1999.

  4. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. – М., 2004.

  5. Дети с ЗПР. / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского. – М., 1984.

  6. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. – М., 1997.

  7. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов-на-Дону, 2000.


ЗАНЯТИЕ 3. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи (2 часа).

  1. Патология речевого развития и характеристика причин, способствующих ее возникновению и закреплению.

  2. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

  3. Психолого-педагогическая классификация детей, имеющих нарушения речи.

  4. Особенности познавательной сферы и личности детей с нарушениями речи. Система коррекционной работы с ними.

Литература.

  1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М., 2005.

  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия.- Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.

  3. Логопедия. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.- СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001

  5. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.


ЗАНЯТИЕ 4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционального развития (2 часа).

  1. Особенности раннего развития детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом.

  2. Психолого-педагогическая помощь родителям детей с РДА.

  3. Возможности развития, образования и социализации детей с РДА,

  4. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.

Литература.

  1. Башина В. М. Аутизм в детстве. – М., 1999.

  2. Каган В. Е. Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. – СПб., 1996.

  3. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего аутизма. – М., 1991.

  4. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов-на-Дону, 2000.

  5. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. – М., 1997.

  6. Никольская О. С., Баенская Е. Р. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997.



5.СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях в виде устного опроса студентов по заданной теме, обсуждения проблемных ситуаций, связанных с темой семинара.



Итоговый контроль осуществляется на зачете, после изучения всех тем дисциплины. Проводится в форме теста.
5.1.Тестовые задания для проведения зачета.

  1. Осуществление социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья жизнедеятельности соответствует такой задаче:

Варианты ответов:

  • Разработка организации условий специального образования;

  • Осуществление абилитации;

  • Разработка и реализация программ профориентации и профессиональной подготовки;

  • Разработка программ реабилитации.

  1. Специальная психология, отрасль психологической науки, изучающая закономерности … деятельности и особенности психической деятельности детей и взрослых:

Варианты ответов:

  • Игровой;

  • Психической;

  • Речевой;

  • Предметной.

  1. Объектом специальной психологии является…

Варианты ответов:

  • Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • Лечение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  • Дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития:

  • Психологическая диагностика нарушений развития.

  1. Основным методом специальной педагогики является…

Варианты ответов:

  • Беседа;

  • Обучающий эксперимент;

  • Анкетирование;

  • Тестирование.

  1. Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид осваивает культурные нормы, становясь полноценным членом общества, определяется как…

Варианты ответов:

  • Социализация;

  • Интеграция;

  • Реабилитация;

  • Компенсация.

  1. Госпитализм является следствием…

Варианты ответов:

  • Генетического отклонения;

  • Отрыва ребенка от матери;

  • Неправильного воспитания;

  • Вирусного заболевания.

  1. Существуют следующие проф.группы для детей с нарушениями речи в ДОУ:

Варианты ответов (выберите несколько вариантов):

  • ФФНР;

  • ОНР;

  • Афазией;

  • Дислалией.

  1. Эмоциональная сфера УО детей характеризуется:

Варианты ответов (выберите несколько вариантов):

  • Незрелостью;

  • Глубиной переживаний;

  • Неустойчивостью;

  • Многообразием эмоций.

  1. В ручной азбуке глухих буквы заменяются…

Варианты ответов:

  • Дактильными знаками;

  • Точкой и тире;

  • Точками;

  • Картинками.

  1. Звучащие мячи используются для развития двигательной активности…

Варианты ответов:

  • Аутистов;

  • УО;

  • Глухих;

  • Слепых.

  1. К тяжелым формам слабоумия относят…

Варианты ответов:

  • Синдром Дауна;

  • Психическую расторможенность;

  • Органическую деменцию резидуального характера;

  • Стойкие психопатические расстройства.

  1. ЗПР, которая обусловлена длительной соматической недостаточностью, относится к…

Варианты ответов:

  • ЗПР психогенного генеза;

  • ЗПР церебрально-органического генеза;

  • ЗПР соматогенного генеза;

  • ЗПР конституционального генеза.

  1. Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, когда речь идет о первоначальном формировании способности к чему-либо, употребляется понятие…

Варианты ответов:

  • Реабилитации;

  • Компенсации;

  • Абилитации;

  • Социализации.

  1. Нарушения, обусловленные патогенными факторами (токсоплазмоз, корь, краснуха и пр.), которые вызывают заболевания матери в период беременности, относятся к …

Варианты ответов:

  • Первичным дефектам;

  • Врожденным дефектам;

  • Приобретенным дефектам;

  • Наследственным дефектам.

  1. К социальным факторам риска НЕ относят…

Варианты ответов (выберите несколько вариантов):

  • Социальную депривацию;

  • Неблагополучную семью;

  • Черепно-мозговые травмы;

  • Генетическую обусловленность.

  1. Ко вторичным дефектам зрительного анализатора относят…

Варианты ответов:

  • Врожденную миопию;

  • Нарушения цветовосприятия;

  • Заболевания сетчатки;

  • Атрофию зрительного нерва.

  1. Умеренная степень УО соответствует…

Варианты ответов:

  • Аутизму;

  • Дислалии;

  • Гемофилии;

  • Имбецильности.

  1. Синдром, основным признаком которого является наличие легких нарушений психического развития, приводящих к расстройствам поведения и снижению обучаемости, называется…

Варианты ответов:

  • Умственная отсталость;

  • Астигматизм;

  • Деменция;

  • Минимальная мозговая дисфункция.

  1. При отсутствии у ребенка необходимых речевых средств в качестве средств обучения используется…

Варианты ответов:

  • изобразительный дидактический материал;

  • музыкальные средства;

  • художественно-речевая деятельность;

  • игры.

  1. В тех случаях, когда имеет место сложные, множественные нарушения, используется следующая форма обучения…

Варианты ответов:

  • Классно-урочная система;

  • Индивидуально-групповая;

  • Индивидуальная.

  1. Зрительное внимание детей с РДА характеризуется…

Варианты ответов (выберите несколько вариантов):

  • Развитие отстает от возрастной нормы;

  • Крайне избирательно;

  • Развивается с опережением возрастных норм;

  • Очень кратковременное, ребенок смотрит как бы мимо.

  1. Своевременное предотвращение негативной тенденции развития детей позволяет реализовать принцип….

Варианты ответов:

  • Ранней педагогической помощи;

  • Социально-адаптированного обучения;

  • Дифференциации и интеграции;

  • Деятельностного подхода.

  1. Задачей специальной педагогики является…

Варианты ответов:

  • Медицинское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • Выявление закономерностей специального образования;

  • Обеспечение вариантов финансирования специального образования;

  • Изучение психологических проблем интеграции.

  1. Разделом специальной педагогики являются все перечисленные, кроме…

Варианты ответов:

  • Логопедия;

  • Сурдопедагогика;

  • Олигофренопсихология;

  • Тифлопедагогика.

  1. Основной (конечной) целью специальной педагогики является…

Варианты ответов:

  • Разработка основ социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • Определение направления деятельности специальных образовательных учреждений;

  • Достижение человеком максимальной самостоятельности в жизнедеятельности;

  • Психологическое обоснование методов коррекции нарушения.

  1. Нарушения слуха и зрения относят к...

Варианты ответов:

  • Производственным травмам;

  • Нарушениям деятельности мозга;

  • Сенсорным нарушениям;

  • Соматическим нарушениям.

  1. Восстановление утраченных учебных умений, навыков познавательной деятельности называется…

Варианты ответов:

  • Медицинская реабилитация;

  • Психологическая реабилитация;

  • Педагогическая реабилитация;

  • Личностная реабилитация.

  1. УО относится к категории недостатков…

Варианты ответов:

  • Психических;

  • Сложных;

  • Социальных;

  • Физических

  1. Психологией особых состояний, проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии развития ребенка, является…

Варианты ответов:

  • Нейропсихология;

  • Педагогическая психология;

  • Патопсихология;

  • Специальная психология.

  1. Особенностями речевого развития УО детей младшего школьного возраста является…

Варианты ответов (выберите несколько вариантов):

  • Сохранение понимания обращенной речи;

  • Понимание скрытого смысла высказывания;

  • Односложность фразы;

  • Бедность активного и пассивного словарного запаса.

  1. В условиях массовой школы ребенок со сниженным слухом должен сидеть…

Варианты ответов:

  • За 1 партой;

  • У окна;

  • В центре класса;

  • За последней партой.

  1. Тифлопсихология изучает…

Варианты ответов (выберите несколько):

  • Особенности развития лиц с нарушениями зрения;

  • Особенности развития психики лиц с нарушениями слуха;

  • Закономерности развития лиц с нарушениями зрения;

  • Закономерности развития лиц с нарушениями слуха.

  1. Для раннего довербального периода речевого развития ребенка характерны…

Варианты ответов (выберите несколько):

  • Лепет;

  • Гуление;

  • Способность к звуковому анализу и синтезу;

  • Простая фраза.

  1. Дети с РДА долгое время не употребляют в речи…

Варианты ответов:

  • Наречия;

  • Имена существительные;

  • Глаголы;

  • Личные местоимения.


5.2.Задания для самостоятельной работы студентов

Студенты самостоятельно изучают и проводят анализ основной и дополнительной психолого-педагогической и методической литературы, ресурсов интернета к семинарским занятиям.

Цель самостоятельной работы – закрепить и углубить знания, полученные на аудиторных занятиях, а также способствовать развитию у студентов творческих навыков и инициативы в изучении дисциплины.

Дополнительные задания для самостоятельной работы:



  1. Составить краткий словарь понятий и терминов по предмету.

  2. Разработать анкету или устный опрос по проблеме интеграции общего и специального образования для семинарского занятия «Плюсы и минусы интегрированного обучения». Провести опрос или анкетирование.

6. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

По результатам освоения дисциплины студенту выставляется зачет.

Условиями получения зачета являются:

1.Посещение лекционных, семинарских занятий.

2.Работа на семинарских занятиях: ответы на поставленные контрольные вопросы, доклады, обсуждения, дискуссии и т. п.

3.Выполнение теста (80% правильных ответов).



Таким образом, «Зачет» получает студент, выполнивший все вышеозначенные условия, проявивший активность и самостоятельность при изучении дисциплины

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Рекомендуемая литература:

  1. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / А. Д. Гонеев ; Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. А.А. Сластенина. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 271,[1] с.

  2. Казакова, Л. А.   Основы специальной педагогики и психологии [Текст] : учеб.-мет. пособие / Л. А. Казакова ; УлГПУ им. И.Н. Ульянова, Каф. педагогики. - Ульяновск : УлГПУ, 2010. - 112 с. : ил.

  3. Нетерина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс [Текст]. – М.: Флинта; НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – [электронный ресурс]. – URL: htpp://www.knigafund.ru

  4. Специальная педагогика : учеб.пособие для пед. вузов / [Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 394,[1] с.

  5. Специальная педагогика : в 3 т.: учеб. пособие для вузов. Т. 1 : История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2007. - 351,[1] с. : ил.

Дополнительная литература

  1. Гонеев, А. Д.   Основы коррекционной педагогики [Текст] / А.Д. Гонеев ; Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А.Сластенина. - М. : Академия, 1999. - 278,[2] с.

  2. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения : метод. пособие / сост. Ю. Ф. Гаркуша. - М. : НИИ Школьных технологий. В. Секачев, 2008. - 190 с. : ил.

  3. Екжанова, Е. А.   Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] : метод. рекомендации / Е.А. Екжанова ; Е.А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2009. - 174, [1] с.

  4. Коррекционная педагогика [Текст] : Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : [Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений] / Под ред. Б.П. Пузанова. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2001. - 155,[2] с.

  5. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : [учеб. пособие для дефектол. фак. пед. вузов] / [Стребелева Е.А. и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. - М. : Академия, 2001. - 311,[1] с.

  6.  Специальная педагогика [Текст] : [учеб. пособие для пед. вузов] / [Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2001. - 394,[1] с.

  7. Стребелева, Е. А.   Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр [Текст] : пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева. - М. : Владос, 2008. - 256 с. : ил.

  8. Титов В.А. Специальная педагогика: Конспект лекций [электронный ресурс]. – М.: Приор-издат, 2004 // www.knigafund.ru


8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1. Программное и коммуникационное обеспечение дисциплины

Для обеспечения освоения данной дисциплины необходимо:

- нормативно-правовые акты в области образования;

- рабочая программа;

- компьютерный класс;

- книжные фонды библиотеки УлГПУ;

- Интернет-ресурсы;

- аудиовизуальные средства – звуковые фильмы, активное использование информационных технологий (презентации, компьютерные слайд-шоу и т.п.).


Литература по разделу «Основы специальной педагогики и психологии» представлена в списках, рекомендованных в качестве основной и дополнительной.

Интернет-ресурсы:

http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Система предоставляет свободный доступ к интегральному каталогу образовательных Интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. В разделе «Библиотека» представлено более 10000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов, а также изданных в университетах, ВУЗах и школах России. В «Каталоге» хранится более 30 000 описаний образовательных Интернет-ресурсов, систематизированных по дисциплинам профессионального и предметам общего образования, типам ресурсов, уровням образования и целевой аудитории. Имеется также «Глоссарий терминов по образованию» и система новостей образования.

http:// www. inclusion. vzaimodeystvie. ru Интернет-проект центра «Взаимодействие» освещающего вопросы необходимости и возможности организации инклюзивного образования. На сайте представлены документы, общие сведения и статьи об организации и осуществлении инклюзивного образования.

http://www.pedlib.ru. - Педагогическая библиотека, в которой представлены учебные пособия, монографии, статьи из периодических изданий, методические пособия по основным разделам: «Педагогика», «Дефектология», «Логопедия», «Психология».

http://www.profile-edu.ru Образовательный сайт, содержащий множество материалов по педагогическим дисциплинам, в разделе «Коррекционная педагогика» содержатся материалы по воспитанию и обучению различных категорий детей с особыми образовательными потребностями.



Рабочая программа учебной дисциплины (практики) «Основы специальной педагогики и психологии»

Составитель: В.Е. Судакова – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 17 с.
Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и в соответствии с учебным планом.
Составитель ________Л.М. Захарова

(подпись)
Рабочая программа учебной дисциплины (практики) одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики "___" __________ 20__г., протокол № ____

Заведующий кафедрой

__________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Рабочая программа учебной дисциплины (практики) согласована с библиотекой

Сотрудник библиотеки

__________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа утверждена на заседании ученого совета факультета педагогики и психологии "___" __________ 20__г., протокол № ____

Председатель ученого совета факультета

__________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа согласована с учебным управлением

"___" __________ 20__г., протокол № ____

Начальник учебного управления.

__________________________________________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата

Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.



Начальник УРИС __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница