Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 6 Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями



Скачать 115,16 Kb.
Дата11.02.2016
Размер115,16 Kb.
#439
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Магнитогорский государственный технический университет

им. Г.И. Носова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.6 Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями

(для специальности 050715.65 «Логопедия»)

Составитель: Николаева Людмила Михайловна

Магнитогорск, 2015



IОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
1.1. Цели курса.

Потребности практики диктуют необходимость разностороннего подхода к подготовке учителя-логопеда, который должен уметь организовать систему коррекционно-педагогического воздействия на детей, координировать и направлять работу педагогического коллектива, как в детском саду, так и в школе по всем разделам «Программ воспитания и обучения…».

Основная цель курса – подготовить студентов к творческому использованию, педагогического передового опыта в работе с детьми, углубить знания студентов об общих и специфических закономерностях аномального развития.


    1. . Задачи курса.

Основные задачи курса: расширить представления об общих педагогических понятиях и категориях, закрепить знания об особенностях речевого и неречевого развития детей с различными видами речевых нарушений, ознакомить с системами коррекционного воспитания.

1.3. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы.

Курс « Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» входит в систему специальных дисциплин и предполагает теоретическую и практическую подготовку студентов к работе с детьми с речевыми дефектами.

Содержание курса базируется на данных смежных дисциплин медицинского, психологического и педагогического циклов, на результатах новейших научных исследований.
1.4.Требования к уровню освоения содержания курса.

В процессе занятий у студентов должно быть сформировано понимание целостности, комплексности и личностной ориентированности коррекционного воспитательного воздействия на общее психическое и речевое развитие ребенка с нарушениями речи.

Важно сформировать у студентов осознание возможностей различных стратегических линий воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях образовательных учреждений компенсирующего и общеразвивающего типа с использованием тех или иных форм интеграции.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Разделы курса.

1.Педагогические основы воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

2.Системы логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

3.Воспитание детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии.

4.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в процессе логопедической работы.

5.Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи.

6.Речевой режим в специальном детском саду.

7.Совместная работа логопеда и воспитателя в группах с разными речевыми диагнозами.

8.Формирование и развитие игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.

9.Физическое воспитание детей с нарушениями речи.

10. Сенсорное воспитание дошкольников с патологией речи.
2.2. Темы и краткое содержание.

Тема 1.Педагогические основы воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Общие и специфические принципы воспитания. Проблемы специального дошкольного воспитания. Характеристика специальных групп.



Тема 2.Система логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями. Логопедическое обследование детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями.



Тема 3.Воспитание детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии.

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с задержками в развитии. Особенности психомоторного развития детей раннего возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Логопедическое, психологическое и педагогическое обследование детей раннего возраста.



Тема 4.Организация и содержание коррекционно- воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи.

Организация и основное содержание логопедической работы в специальных группах разного типа для детей с нарушениями речи. Специфика обучения детей с ФФНР и ОНР на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Разработка перспективного плана коррекционно- воспитательной работы.

Принципы подхода к отбору содержания обучения дошкольников с нарушениями речи.

Тема 5. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в процессе логопедической работы.

Сопоставительный анализ основного содержания программ воспитания правильной речи у дошкольников с нормальным и с нарушенным речевым развитием. Организация, и основное содержание логопедической работы в специальных группах разного типа для детей с нарушениями речи (ФФНР и ОНР).



Тема 6. Речевой режим в специальном детском саду.

Организация речевого режима в ходе режимных моментов и на занятиях воспитателя. Организация речевого общения воспитателя с детьми в процессе их совместной практики.



Тема 7.Совместная работа воспитателя и логопеда в группах с разными речевыми дефектами.

Общее и различие в функциях логопеда, психолога, воспитателя, координация их действий в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Содержание и формы взаимосвязи в работе логопеда, психолога и воспитателя.



Тема 8.Формирование и развитие игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.

Игра как ведущая деятельность. Особенности развития, игровой деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Специфика руководства играми в разных возрастных группах детей с нарушениями речи.



Тема 9. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи.

Общие и коррекционные задачи физического воспитания. Организация физического воспитания в массовом и специальном дошкольном образовательном учреждении. Использование утренней гимнастики, подвижных игр, упражнений с предметами, физкультминуток в коррекционных целях развития общей и мелкой моторики детей с речевыми нарушениями.



Тема 10. Сенсорное воспитание дошкольников с патологией речи.

Роль полноценной сенсорной базы для формирования правильной речи. Обобщение и категоризация чувственного опыта ребенка в слове и через слово. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания детей, нормально развивающихся и страдающих различными нарушениями речи.



2.3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

1.Оптимизация коррекционо-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.

2.Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя.

3.Значение ранней диагностики для коррекции речевых патологий.

4.Понятие системные нарушения речи.

5.Факторы, определяющие развитие психики ребенка.

6.Принципы обучения и воспитания как система обобщенных требований.

7.Общедидактические принципы организации воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.



8.Методы психолого–педагогического обследования детей с речевой патологией.
2.4. Примерная тематика рефератов.

  1. Оптимизация коррекционно–воспитательного процесса работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи.

  2. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя в группах с ФФНР.

  3. Значение физического воспитания и его место в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми с системными нарушениями речи.

  4. Наглядное моделирование в коррекционной работе по развитию мышления и речи у детей с системными нарушениями речи.

  5. Игровая деятельность в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

  6. Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей с патологией речи.

2.5. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу.


  1. Концепция Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

  2. Перечислить специальные и специфические принципы коррекционного воспитания детей с системными нарушениями речи.

  3. Значение теории Выготского для воспитания и обучения детей с патологиями речи.

  4. Система оказания логопедической помощи детям в России.

  5. Системные нарушения речи различной этиологии.

  6. Сопоставительный анализ особенностей развития психики ребенка в норме и патологии.

  7. Принципы методического подхода к воспитанию и обучению дошкольников с системными нарушениями речи.

  8. Общедидактические принципы построения системы коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях.

  9. Подготовка к обучению в школе детей с нарушениями речи.

  10. Система работы по физическому воспитанию в детском саду для детей с речевыми нарушениями.

  11. Система работы по сенсорному воспитанию.

  12. Работа по развитию связной речи на занятиях логопеда (перспективный план).

  13. Речевой режим в детском саду и дома.

  14. Наглядное моделирование при обучении дошкольников с дефектами речи.

  15. Коррекционная работа на занятиях по изодеятельности.

  16. Логопедические игры в воспитательной работе.

  17. Значение игр для развития речи детей.

  18. Значение ранней коррекции для полноценного развития детей с системными нарушениями речи.

  19. Сензитивные периоды в развитии ребенка.

  20. Какое положение занимали дети с нарушениями в развитии в Древней Руси?

  21. Раскройте содержание основных этапов становления и развития логопедической службы в России.

  22. Какова роль речи в психическом развитии ребенка?

  23. Охарактеризуйте содержание и специфику логопедической работы с детьми, имеющими глубокие нарушения речи.

  24. Раскройте взаимосвязь нарушений речи и коммуникативного поведения у детей с речевой патологией.

  25. Охарактеризуйте основные направления дифференцированной лечебно- педагогической работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи.

  26. Раскройте коррекционную направленность воспитания и обучения ребенка с ТНР в семье и основные проблемы его социальной адаптации.




  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ.

п/п


Наименование

разделов курса и

тем

Всего


(часов)

1.1.Аудиторные занятия

Самостоятельная

работа


В том числе

лекции

Семинары

1.

Педагогические основы воспитания детей с речевыми нарушениями.

4

2




2


2.

Системы логопедического и педагогического обследования детей с речевыми нарушениями.

2

-

2

-


3.

Воспитание детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии.

2

-

-

2


4.

Воспитание и обучение детей с речевыми нарушениями в процессе логопедической работы.

4

2

-

2


5.

Организация и

содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи.



6


2


2


2


6.

Речевой режим в специальном логопедическом детском саду.

2


2


-


-


7.

Совместная работа логопеда и воспитателя в группах с разными речевыми дефектами.

4

2

-

2


8.

Формирование и развитие игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.

4

-

-

4


9.

Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи.

4

-

2

2


10.

Сенсорное воспитание дошкольников с патологией речи.

4

-

2

2


ИТОГО:

36

10

8

18


IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА



ДПП.Ф.6 «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями»

(для специальности 050715.65 «Логопедия»)
5.1. Рекомендуемые источники и литература

Основная литература.



  1. Мастюкова, Е. М.   Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : Учеб. пособие для вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; Под ред. В. И.Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 407 с. - Библиогр.: с. 397-403. - Доп. Мин. обр. РФ. - ISBN 5-691-01100-6.

  2. Специальная педагогика : учеб. пособие для пед. вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 395 с. - (Высшее профессиональное образование). - Рек. УМО. - ISBN 5-7695-2401-4.

  3.       Специальная педагогика. В 3 т. Т. 3. Педагогические системы специального образования [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2008. - 398 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр. в конце глав. - Доп. УМО. - ISBN 978-5-7695-4701-0.

Дополнительная литература.

  1. Волкова, Г. А.   Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот / Г. А. Волкова. - СПб. : КАРО, 2007. - 383 с. - (Психологический взгляд). - Библиогр.: с. 368-371. - ISBN 978-589815-865-1.

  2. Детская логопсихология : учеб. пособие для вузов / под ред. В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 175 с. - (Коррекционная педагогика). - Библиогр. в конце прил. - Рек. УМО. - ISBN 978-5-691-01725-4.

  3.    Дети с ограниченными возможностями. Проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании : хрестоматия / ред.-сост.: Н. Д. Соколова [и др.]. - М. : Аспект, 2005.

  4. Игнатьева С. А.   Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие / С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 300 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-01242-8. Аспект, 2005. - 448 с. - ISBN 5-296-00185-0.

  5. Левченко, И. Ю.   Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. - М. : Просвещение, 2008. - 239 с. - Библиогр.: с. 190-200. - ISBN 978-5-09-016590-7.

  6.  Логопатопсихология [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. Р. И. Лалаевой [и др.]. - М. : Владос, 2010. - 462 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-691-01726-1.

  7. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития : пособие для педагогов-психологов. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 223 с. - (Б-ка психолога). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-691-01621-9.

  8. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление : учеб.-метод. пособие / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - 2-е изд., испр. - М. [и др.] : Изд-во МПСИ [и др.], 2003. - 284 с. - (Б-ка педагога-практика). - Библиогр. в конце ст. - Рек. Рос. акад. образования. - ISBN 5-89502-428-9.

  9. Сунагатуллина, И. И.   Специальная психология [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности "Логопедия" очного и заоч. от-ний / И. И. Сунагатуллина ; МаГУ. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2010. - 58 с. - Библиогр.: с. 57-58.

10. Штрасмайер, В.   Обучение и развитие ребенка раннего возраста: 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами в развитии : Учеб. пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений / В. Штрасмайер. - М. : Академия, 2002. - 239 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 229-232.
Каталог: files -> main -> documents -> 2015
2015 -> Методические рекомендации по проведению занятия по дисциплине «Экономика организации»
2015 -> Министерство образованя и науки рт
2015 -> Здоровье и образ жизни
2015 -> Рабочая программа учебной дисциплины психология общения для специальности 38. 02. 01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)
2015 -> Методическая разработка внеаудиторного интегрированного занятия по теме
2015 -> Великие географические открытия
2015 -> Рабочая программа дисциплины «Английский язык»
2015 -> Рабочая программа учебной дисциплины дпп. В. 3 Этика и психология семейных отношений
2015 -> Очарованный странник: кто он?

Скачать 115,16 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница