МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.Ф.6 Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями
(для специальности 050715.65 «Логопедия»)
Составитель: Николаева Людмила Михайловна
Магнитогорск, 2015
IОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
1.1. Цели курса.
Потребности практики диктуют необходимость разностороннего подхода к подготовке учителя-логопеда, который должен уметь организовать систему коррекционно-педагогического воздействия на детей, координировать и направлять работу педагогического коллектива, как в детском саду, так и в школе по всем разделам «Программ воспитания и обучения…».
Основная цель курса – подготовить студентов к творческому использованию, педагогического передового опыта в работе с детьми, углубить знания студентов об общих и специфических закономерностях аномального развития.
-
. Задачи курса.
Основные задачи курса: расширить представления об общих педагогических понятиях и категориях, закрепить знания об особенностях речевого и неречевого развития детей с различными видами речевых нарушений, ознакомить с системами коррекционного воспитания.
1.3. Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы.
Курс « Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» входит в систему специальных дисциплин и предполагает теоретическую и практическую подготовку студентов к работе с детьми с речевыми дефектами.
Содержание курса базируется на данных смежных дисциплин медицинского, психологического и педагогического циклов, на результатах новейших научных исследований.
1.4.Требования к уровню освоения содержания курса.
В процессе занятий у студентов должно быть сформировано понимание целостности, комплексности и личностной ориентированности коррекционного воспитательного воздействия на общее психическое и речевое развитие ребенка с нарушениями речи.
Важно сформировать у студентов осознание возможностей различных стратегических линий воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях образовательных учреждений компенсирующего и общеразвивающего типа с использованием тех или иных форм интеграции.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Разделы курса.
1.Педагогические основы воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
2.Системы логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
3.Воспитание детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии.
4.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в процессе логопедической работы.
5.Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи.
6.Речевой режим в специальном детском саду.
7.Совместная работа логопеда и воспитателя в группах с разными речевыми диагнозами.
8.Формирование и развитие игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.
9.Физическое воспитание детей с нарушениями речи.
10. Сенсорное воспитание дошкольников с патологией речи.
2.2. Темы и краткое содержание.
Тема 1.Педагогические основы воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Общие и специфические принципы воспитания. Проблемы специального дошкольного воспитания. Характеристика специальных групп.
Тема 2.Система логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями. Логопедическое обследование детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями.
Тема 3.Воспитание детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии.
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с задержками в развитии. Особенности психомоторного развития детей раннего возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Логопедическое, психологическое и педагогическое обследование детей раннего возраста.
Тема 4.Организация и содержание коррекционно- воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи.
Организация и основное содержание логопедической работы в специальных группах разного типа для детей с нарушениями речи. Специфика обучения детей с ФФНР и ОНР на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Разработка перспективного плана коррекционно- воспитательной работы.
Принципы подхода к отбору содержания обучения дошкольников с нарушениями речи.
Тема 5. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в процессе логопедической работы.
Сопоставительный анализ основного содержания программ воспитания правильной речи у дошкольников с нормальным и с нарушенным речевым развитием. Организация, и основное содержание логопедической работы в специальных группах разного типа для детей с нарушениями речи (ФФНР и ОНР).
Тема 6. Речевой режим в специальном детском саду.
Организация речевого режима в ходе режимных моментов и на занятиях воспитателя. Организация речевого общения воспитателя с детьми в процессе их совместной практики.
Тема 7.Совместная работа воспитателя и логопеда в группах с разными речевыми дефектами.
Общее и различие в функциях логопеда, психолога, воспитателя, координация их действий в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Содержание и формы взаимосвязи в работе логопеда, психолога и воспитателя.
Тема 8.Формирование и развитие игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.
Игра как ведущая деятельность. Особенности развития, игровой деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Специфика руководства играми в разных возрастных группах детей с нарушениями речи.
Тема 9. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи.
Общие и коррекционные задачи физического воспитания. Организация физического воспитания в массовом и специальном дошкольном образовательном учреждении. Использование утренней гимнастики, подвижных игр, упражнений с предметами, физкультминуток в коррекционных целях развития общей и мелкой моторики детей с речевыми нарушениями.
Тема 10. Сенсорное воспитание дошкольников с патологией речи.
Роль полноценной сенсорной базы для формирования правильной речи. Обобщение и категоризация чувственного опыта ребенка в слове и через слово. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания детей, нормально развивающихся и страдающих различными нарушениями речи.
2.3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
1.Оптимизация коррекционо-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.
2.Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя.
3.Значение ранней диагностики для коррекции речевых патологий.
4.Понятие системные нарушения речи.
5.Факторы, определяющие развитие психики ребенка.
6.Принципы обучения и воспитания как система обобщенных требований.
7.Общедидактические принципы организации воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.
8.Методы психолого–педагогического обследования детей с речевой патологией.
2.4. Примерная тематика рефератов.
-
Оптимизация коррекционно–воспитательного процесса работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи.
-
Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя в группах с ФФНР.
-
Значение физического воспитания и его место в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми с системными нарушениями речи.
-
Наглядное моделирование в коррекционной работе по развитию мышления и речи у детей с системными нарушениями речи.
-
Игровая деятельность в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
-
Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей с патологией речи.
2.5. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу.
-
Концепция Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.
-
Перечислить специальные и специфические принципы коррекционного воспитания детей с системными нарушениями речи.
-
Значение теории Выготского для воспитания и обучения детей с патологиями речи.
-
Система оказания логопедической помощи детям в России.
-
Системные нарушения речи различной этиологии.
-
Сопоставительный анализ особенностей развития психики ребенка в норме и патологии.
-
Принципы методического подхода к воспитанию и обучению дошкольников с системными нарушениями речи.
-
Общедидактические принципы построения системы коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях.
-
Подготовка к обучению в школе детей с нарушениями речи.
-
Система работы по физическому воспитанию в детском саду для детей с речевыми нарушениями.
-
Система работы по сенсорному воспитанию.
-
Работа по развитию связной речи на занятиях логопеда (перспективный план).
-
Речевой режим в детском саду и дома.
-
Наглядное моделирование при обучении дошкольников с дефектами речи.
-
Коррекционная работа на занятиях по изодеятельности.
-
Логопедические игры в воспитательной работе.
-
Значение игр для развития речи детей.
-
Значение ранней коррекции для полноценного развития детей с системными нарушениями речи.
-
Сензитивные периоды в развитии ребенка.
-
Какое положение занимали дети с нарушениями в развитии в Древней Руси?
-
Раскройте содержание основных этапов становления и развития логопедической службы в России.
-
Какова роль речи в психическом развитии ребенка?
-
Охарактеризуйте содержание и специфику логопедической работы с детьми, имеющими глубокие нарушения речи.
-
Раскройте взаимосвязь нарушений речи и коммуникативного поведения у детей с речевой патологией.
-
Охарактеризуйте основные направления дифференцированной лечебно- педагогической работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи.
-
Раскройте коррекционную направленность воспитания и обучения ребенка с ТНР в семье и основные проблемы его социальной адаптации.
-
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ.
№
п/п
|
Наименование
разделов курса и
тем
|
Всего
(часов)
| 1.1.Аудиторные занятия |
Самостоятельная
работа
|
В том числе
|
лекции
|
Семинары
|
1.
|
Педагогические основы воспитания детей с речевыми нарушениями.
|
4
|
2
|
|
2
|
2.
|
Системы логопедического и педагогического обследования детей с речевыми нарушениями.
|
2
|
-
|
2
|
-
|
3.
|
Воспитание детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии.
|
2
|
-
|
-
|
2
|
4.
|
Воспитание и обучение детей с речевыми нарушениями в процессе логопедической работы.
|
4
|
2
|
-
|
2
|
5.
|
Организация и
содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи.
|
6
|
2
|
2
|
2
|
6.
|
Речевой режим в специальном логопедическом детском саду.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
7.
|
Совместная работа логопеда и воспитателя в группах с разными речевыми дефектами.
|
4
|
2
|
-
|
2
|
8.
|
Формирование и развитие игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.
|
4
|
-
|
-
|
4
|
9.
|
Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи.
|
4
|
-
|
2
|
2
|
10.
|
Сенсорное воспитание дошкольников с патологией речи.
|
4
|
-
|
2
|
2
|
ИТОГО:
|
36
|
10
|
8
|
18
|
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Зачет
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
ДПП.Ф.6 «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями»
(для специальности 050715.65 «Логопедия»)
5.1. Рекомендуемые источники и литература
Основная литература.
-
Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : Учеб. пособие для вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; Под ред. В. И.Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 407 с. - Библиогр.: с. 397-403. - Доп. Мин. обр. РФ. - ISBN 5-691-01100-6.
-
Специальная педагогика : учеб. пособие для пед. вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 395 с. - (Высшее профессиональное образование). - Рек. УМО. - ISBN 5-7695-2401-4.
-
Специальная педагогика. В 3 т. Т. 3. Педагогические системы специального образования [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2008. - 398 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр. в конце глав. - Доп. УМО. - ISBN 978-5-7695-4701-0.
Дополнительная литература.
-
Волкова, Г. А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот / Г. А. Волкова. - СПб. : КАРО, 2007. - 383 с. - (Психологический взгляд). - Библиогр.: с. 368-371. - ISBN 978-589815-865-1.
-
Детская логопсихология : учеб. пособие для вузов / под ред. В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 175 с. - (Коррекционная педагогика). - Библиогр. в конце прил. - Рек. УМО. - ISBN 978-5-691-01725-4.
-
Дети с ограниченными возможностями. Проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании : хрестоматия / ред.-сост.: Н. Д. Соколова [и др.]. - М. : Аспект, 2005.
-
Игнатьева С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие / С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 300 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-01242-8. Аспект, 2005. - 448 с. - ISBN 5-296-00185-0.
-
Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. - М. : Просвещение, 2008. - 239 с. - Библиогр.: с. 190-200. - ISBN 978-5-09-016590-7.
-
Логопатопсихология [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. Р. И. Лалаевой [и др.]. - М. : Владос, 2010. - 462 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-691-01726-1.
-
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития : пособие для педагогов-психологов. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 223 с. - (Б-ка психолога). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-691-01621-9.
-
Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление : учеб.-метод. пособие / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - 2-е изд., испр. - М. [и др.] : Изд-во МПСИ [и др.], 2003. - 284 с. - (Б-ка педагога-практика). - Библиогр. в конце ст. - Рек. Рос. акад. образования. - ISBN 5-89502-428-9.
-
Сунагатуллина, И. И. Специальная психология [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности "Логопедия" очного и заоч. от-ний / И. И. Сунагатуллина ; МаГУ. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2010. - 58 с. - Библиогр.: с. 57-58.
10. Штрасмайер, В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами в развитии : Учеб. пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений / В. Штрасмайер. - М. : Академия, 2002. - 239 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 229-232.
Поделитесь с Вашими друзьями: |