Рабочая программа учебной дисциплины ценообразование в маркетинге для подготовки бакалавров по профилю



Дата10.02.2016
Размер0,67 Mb.
ТипРабочая программа



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение

высшего пРофессионального образования

«российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева»
(ФГБОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)


Факультет экономический


Кафедра маркетинга

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

_____________________ В.Ф. Сторчевой

“____”______________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Ценообразование в маркетинге

для подготовки бакалавров по профилю «Маркетинг»

ФГОС ВПО 3-го поколения
Направление: 080200.62 – «Менеджмент»

Курс 3


Семестр 5

Москва, 2014

Составитель Володина Н.Г., д.э.н., доцент

«____» ________ 201_г.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока Б.3.В.ДВ.1 студентам очной формы обучения


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 – «Менеджмент», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 544 и зарегистрированного в Минюсте РФ 15 июля 2010 г. № 17837.
Программа обсуждена на заседании кафедры маркетинга протокол № _______ от « ____ » _____________ 201_ г.

Зав. кафедрой Акканина Н.В., к.э.н., доцент __________________

(подпись)

«____» ________ 201__г.

Рецензент: Телегина Ж.А., д.э.н., доцент.



«____» ________ 201__г.

Проверено:

Начальник отдела менеджмента

качества образования ______________ Л.А. Ефимова

(подпись)


Начальник отдела

разработки и обеспечения

образовательных программ УМУ ______________ Л.М. Сашина

(подпись)


Согласовано:

Декан экономического факультета Тинякова В.И., д.э.н., проф. ______________



(подпись)

«____» ________ 201__г.

Программа обсуждена на заседании Ученого совета экономического факультета, протокол № ______
Секретарь Ученого совета экономического факультета __________________ __________________________________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«____» ________ 201__г.

Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки 080200 – «Менеджмент» протокол» № ______


Председатель учебно-методической комиссии Алексанов Д.С. к.э.н., профессор __________________

(подпись) «____» ________ 201__г.


Заведующий выпускающей кафедрой маркетинга Акканина Н.В., к.э.н.,


доцент __________________ «____» ________ 201__г.

(подпись)

Начальник УИТ _______________ М.Ю. Годов

(подпись)
Отдел комплектования ЦНБ _______________Е.А. Комарова

(подпись)

Копия электронного варианта получена:

Начальник отдела поддержки

дистанционного обучения УИТ ______________

(подпись)
Содержание


1. Цели освоения дисциплины 5

2. Место дисциплины в учебном процессе 5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 6

4. Структура и содержание дисциплины 9

5. Образовательные технологии 21

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 22

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 28

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 29

9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины 30

10. Методические рекомендации преподавателям по организации обучения по дисциплине 31


Аннотация

«Ценообразование в маркетинге» является важнейшей учебной дисциплиной в системе подготовки маркетологов. Она позволяет расширить знания в области формирования, применения и контроля цен, сформировать практические навыки решения сложных вопросов области ценообразования, стоящих как перед экономикой в целом, так и перед конкретной организацией.

Логика курса предполагает рассмотрение теоретических основ ценообразования, формирующих знания о сущности и функциях цен, зависимости ценообразования от типа рынка, стадии жизненного цикла товара. Изучение методологии ценообразования дает возможность сравнить затратный и ценностный подходы к ценообразованию, провести критический анализ опыта применения различных методов ценообразования. При рассмотрении вопросов, связанных с ценовой политикой и стратегией ценообразования, ставятся акценты на наиболее распространенных стратегиях и тактических приемах ценообразования, оценке возможности и последствий их применения. Изучение нормативно-законодательной базы о ценообразования в Российской Федерации, знакомство с методами государственного регулирования цен и особенностями ценообразования в аграрном секторе экономики завершают курс.

1. Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Ценообразование в маркетинге» является приобретение студентами знаний в области формирования, применения и контроля цен, для развития умений и навыков самостоятельной постановки и осмысленного решения прикладных задач в области ценообразования.

2. Место дисциплины в учебном процессе


Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Ценообразование в маркетинге» являются: «Экономическая теория», «Статистика», «Учет и анализ».

Дисциплина «Ценообразование в маркетинге» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Управление маркетингом в АПК», «Маркетинговый анализ и планирование», «Стратегический маркетинг».

Особенностью дисциплины является то, что она носит как теоретический, так и прикладной характер, состоит из 4 разделов, охватывающих 10 тем. Раздел 1 «Теоретические основы ценообразования» предполагает изучение сущности и роли цены, видов цен. Раздел 2 «Методология ценообразования» знакомит с системой методов ценообразования. Раздел 3 «Ценовая политика и стратегии ценообразования» формирует знания о сущности ценовой политики организации, видах стратегий и тактических приемах ценообразования. Раздел 4 «Ценообразование в отдельных сферах и отраслях экономики» посвящен формам и методам государственного регулирования цен, вопросам ценообразования на продукцию сельского хозяйства и продовольствие, их особенностям во внешней торговле.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, представленных в таблице 1.

Таблица 1



Требования к результатам освоения учебной дисциплины

№ п/п

Индекс
компетенции

Содержание
компетенции (или её части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать

уметь

владеть

1

ОК-20

способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности

основные законодательные и нормативные акты в области ценообразования

проводить исследование рынка с целью оценки реакции покупателей на цены, их изменение

навыками оценки эластичности спроса

2

ПК-28

пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования

теоретические основы ценообразования; закономерности формирования стратегии и тактики ценообразования

определять ценовую политику организации

навыками осуществления анализа безубыточности ценовых решений

3

ПК-41

способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета

содержание основных методов ценообразования

выделять основные ценообразующие факторы

навыками применения известных методов ценообразования



4. Структура и содержание дисциплины


4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 час.), их распределение по видам работ семестрам представлено в таблице 2.



Таблица 2

Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам

Вид учебной работы

Трудоёмкость

зач. ед.

час.

в т.ч. в 5 семестре

Общая трудоёмкость дисциплины по учебному плану

3

108

108

Аудиторная работа:

1,50

54

54

лекции (Л)

0,50

18

18

практические занятия (ПЗ)

1,00

36

36

Самостоятельная работа (СРС)

1,50

54

54

домашняя работа (ДР)

0,06

2

2

реферат (Р)

0,27

10

10

самостоятельное изучение разделов (СИР)

0,06

2

2

контрольные работы (Кр)

0,24

9

9

консультации (К)

0,06

2

2

самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям и тестированию и т.д.)

0,06

2

2

Подготовка к экзамену

0,75

27

27

Вид контроля:

Экзамен

4.2 Содержание дисциплины

Таблица 3



Тематический план учебной дисциплины

Наименование тем дисциплины (укрупнённо)

Всего

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа СР

Л

ПЗ

Введение

1

1







Раздел 1 Теоретические основы ценообразования

25

3

10

12

Раздел 2 Методология ценообразования

26

4

8

14

Раздел 3 Ценовая политика и стратегии ценообразования

24

4

6

14

Раздел 4 Ценообразование в отдельных сферах и отраслях экономики

32

6

12

14

Всего за 5 семестр

108

18

36

54

Итого по дисциплине

108

18

36

54


Введение

Цель и задачи курса. Связь курса с другими экономическими дисциплинами. Структура курса "Ценообразование в маркетинге". Роль цены в современной экономике.



Раздел 1 Теоретические основы ценообразования

Тема 1.1 Понятие и сущность цены и ценообразования

Цена и стоимость, их сущность и взаимосвязь. Функции цен.

Понятие и модели ценообразования. Основные участники процесса формирования цен. Принципы ценообразования. Факторы ценообразования.

Тема 1.2 Виды цен

Система цен. Виды цен и их классификация по стадиям движения товара (оптовые цены, розничные цены, закупочные цены, цены и тарифы на услуги), в зависимости от базисных условий поставки товаров, по степени устойчивости во времени (цены с последующей фиксацией, твердые, подвижные и скользящие), по способу получения информации об уровне цены (публикуемые – справочные и расчетные), по способу отражения фактора времени (текущие, относительные – сопоставимые, средние цены), по виду рынка (контрактные - договорные цены, биржевые котировки, аукционные цены), по стадиям продажи (цены предложения, спроса, реализации), по степени регулирования (свободные – рыночные, жестко регулируемые, косвенно регулируемые цены).



Тема 1.3 Состав и структура цены

Элементы цены, структура цены. Себестоимость в составе цены. Прибыль в составе цены. Косвенные налоги в составе цены. Посреднические надбавки в системе цен.



Раздел 2 Методология ценообразования

Тема 2.1 Затратные методы ценообразования

Классификация методов ценообразования. Методы ценообразования ориентированные на производителей (затратные), конкурентов и потребителей. Метод полных затрат, метод определения цены на основе сокращенной себестоимости.



Тема 2.2 Методы ценообразования, ориентированные на конкурентов и потребителей

Эконометрические методы ценообразования: метод удельной цены, корреляционный метод, балловый метод, агрегатный метод. Методы стимулирования реализации продукции: метод максимизации продаж с учетом эластичности спроса, метод максимизации продаж с использованием скидок с цены, метод «психологического» ценообразования. Методы потребительской оценки: метод установления цены на основе ценности товара, метод вмененной потребительской оценки, метод престижных цен, метод следования за лидером, метод применения «неокругленных» цен.



Раздел 3 Ценовая политика и стратегии ценообразования

Тема 3.1 Ценовая политика организации

Сущность ценовой политики. Цели и виды ценовой политики организации. Виды и характер принимаемых организацией решений при реализации политики цен. Влияние цен на финансовые результаты организации.



Тема 3.2 Стратегия и тактика ценообразования

Понятие ценовой стратегии фирмы, цели и задачи. Анализ рынка и выбор ценовой стратегии организации.

Ценовая и неценовая конкуренция. Особенности стратегии ценообразования на рынках, различающихся по видам конкуренции: свободном, монополистическом, олигополистическом, рынке монополистической конкуренции.

Особенности региональных рынков и специфика ценовой стратегии фирмы на нем.

Особенности ценообразования в аграрном секторе экономики, их влияние на ценовую стратегию организации.

Ценообразование на различных стадиях жизненного цикла товара.

Виды ценовых стратегий. Стратегии дифференцированного ценообразования. Стратегии конкурентного ценообразования. Стратегии ассортиментного ценообразования. Основные этапы разработки ценовых стратегий.

Особенности установления цен на новые товары.

Тактика ценообразования. Виды скидок.

Раздел 4 Ценообразование в отдельных сферах и отраслях экономики

Тема 4.1 Государственное регулирование цен

Цели, методы и формы государственного регулирования цен. Законодательная основа государственного регулирования цен. Административные (прямые) и экономические (косвенные) методы воздействия государства на цены. Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен. Ценообразование на продукцию государственных закупок. Опыт ценообразования и регулирования цен в развитых странах.



Тема 4.2 Ценообразование на продукцию сельского хозяйства и продовольствие

Виды цен на сельскохозяйственную продукцию. Факторы, влияющие на цены сельскохозяйственной продукции. Агропродовольственная политика и современные проблемы ценообразования в сельском хозяйстве.



Тема 4.3 Ценообразование во внешней торговле

Классификация мировых цен и информация о мировых ценах. Система контрактных цен на экспортную и импортную продукции. Таможенные платежи в составе внешнеторговых цен. Таможенные пошлины. Таможенный тариф. Таможенный сбор. Таможенная стоимость товара.

4.3 Практические занятия

Таблица 4



Содержание практических занятий и контрольных мероприятий

п/п

раздела

и название практических занятий с указанием контрольных мероприятий

Вид контрольного мероприятия

Кол-во

часов

1

Раздел 1. Теоретические основы ценообразования

тестирование

10

Тема 1.1

Понятие и сущность цены и ценообразования



ПЗ № 1. Функции цены

Опрос по контрольным вопросам, проверка задач и упражнений выполненных дома

2

Тема 1.2

Виды цен


ПЗ № 2. Классификация цен по стадиям движения товара (оптовые цены, розничные цены, закупочные цены, цены и тарифы на услуги), по способу получения информации об уровне цены (публикуемые – справочные и расчетные), по способу отражения фактора времени (текущие, относительные – сопоставимые, средние цены)

Опрос по контрольным вопросам, проверка задач и упражнений выполненных дома

2

ПЗ № 3. Классификация цен по стадиям продажи (цены предложения, спроса, реализации), по виду рынка (контрактные - договорные цены, биржевые котировки, аукционные цены), по степени устойчивости во времени (цены с последующей фиксацией, твердые, подвижные и скользящие)

Опрос по контрольным вопросам, проверка задач и упражнений выполненных дома

2

Тема 1.3

Состав и структура цены



ПЗ №4. Элементы цены, структура цены. Себестоимость в составе цены. Прибыль в составе цены

Текущая контрольная работа по темам 1.1-1.3

2

ПЗ № 5. Косвенные налоги в составе цены. Посреднические надбавки в системе цен

Тестирование по разделу 1

2

2

Раздел 2. Методология ценообразования

тестирование

8

Тема 2.1

Затратные методы ценообразования



ПЗ № 6. Метод полных затрат, метод определения цены на основе сокращенной себестоимости

Опрос по контрольным вопросам, проверка задач и упражнений выполненных дома

2

Тема 2.2

Методы ценообразования, ориентированные на конкурентов и потребителей



ПЗ № 7. Эконометрические методы ценообразования

Опрос по контрольным вопросам, проверка задач и упражнений выполненных дома

2

ПЗ № 8. Методы стимулирования реализации продукции

Текущая контрольная работа по темам 2.1, 2.2

2

ПЗ № 9. Методы потребительской оценки

Тестирование по разделу 2

2

3

Раздел 3. Ценовая политика и стратегии ценообразования

тестирование

6

Тема 3.1

Ценовая политика организации



ПЗ № 10. Влияние цен на финансовые результаты организации

Опрос по контрольным вопросам, проверка задач и упражнений выполненных дома

2

Тема 3.2

Стратегия и тактика ценообразования



ПЗ № 11. Виды ценовых стратегий. Основные этапы разработки ценовых стратегий

Текущая контрольная работа по темам 3.1, 3.2

2

ПЗ № 12. Тактические приемы ценообразования. Виды скидок

Тестирование по разделу 3

2

4

Раздел 4. Ценообразование в отдельных сферах и отраслях экономики

тестирование

12

Тема 4.1

Государственное регулирование цен



ПЗ № 13. Цели, методы и формы государственного регулирования цен. Законодательная основа государственного регулирования цен

Опрос по контрольным вопросам, проверка задач и упражнений выполненных дома

2

ПЗ № 14. Ценообразование на продукцию государственных закупок

Опрос по контрольным вопросам, проверка задач и упражнений выполненных дома

2

Тема 4.2

Ценообразование на продукцию сельского хозяйства и продовольствие



ПЗ № 15. Виды цен на сельскохозяйственную продукцию

Опрос по контрольным вопросам, проверка задач и упражнений выполненных дома

2

ПЗ № 16. Факторы, влияющие на цены сельскохозяйственной продукции

Опрос по контрольным вопросам, проверка задач и упражнений выполненных дома

2

Тема 4.3

Ценообразование во внешней торговле



ПЗ № 17. Система контрактных цен на экспортную и импортную продукции.

Опрос по контрольным вопросам, проверка задач и упражнений выполненных дома

2

ПЗ № 18. Таможенные платежи в составе внешнеторговых цен

Тестирование по разделу 4

2


4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины

Таблица 5



Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины



п/п

раздела и темы

Перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения

Кол-во

часов

1

Тема 1.2 Виды цен

Виды цен в зависимости от способа получения информации

1

2

Тема 3.2 Стратегия и тактика ценообразования

Ценообразование на различных стадиях жизненного цикла товара

1




ВСЕГО




2


4.5 Рефераты

Для подготовки реферата студент может выбрать тему работы из предложенного списка или предложить свою, уточнив её у преподавателя. По согласованию с преподавателем подготовка реферата может быть заменена на выполнение эссе по актуальной статье.



По реферату (эссе) готовится презентация (не менее 5 слайдов) и выступление на 5-10 минут.

Примерные темы рефератов

  1. Государственное регулирование в области ценообразования

  2. Рыночный механизм ценообразования.

  3. Цена как фактор инвестиционной политики.

  4. Цена как фактор уровня жизни населения.

  5. Методика и стратегия ценообразования в маркетинге.

  6. Роль цены в товарной политике фирмы.

  7. Типы рынков и особенности ценовой политики субъектов рынка.

  8. Формирование стратегии ценообразования в сельском хозяйстве.

  9. Организация контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.

  10. Анализ изменения законодательства России по вопросам ценообразования.

  11. Государственное регулирование цен на примере развитой страны.

  12. Проблемы государственного регулирования процесса рыночного ценообразования в России.

  13. Проблемы регулирования ценообразования естественных монополий в России.

  14. Проблемы выбора метода ценообразования.

  15. Ценообразование на товарных биржах.

  16. Ценообразование на рынке определенного вида сельскохозяйственной продукции.

  17. Проблемы тендерного ценообразования.

  18. Ценообразование на аукционах.

  19. Ценообразование сетевых организаций.

  20. Проблемы и значение трансфертного ценообразования в России и на мировом рынке.

  21. Стратегия и практика ценообразования во внешнеэкономической деятельности Российских организаций, связанных с экспортом сельскохозяйственной продукции.

  22. Стратегия и практика ценообразования во внешнеэкономической деятельности Российских организаций, связанных с импортом сельскохозяйственной продукции.

  23. Инфляция и ценообразование в России.

  24. Стратегия и особенности ценообразования во внешнеэкономической деятельности организации.

  25. Характерные черты ценообразования и регулирования цен в промышленно развитых странах.

  26. Реформы системы ценообразования в зарубежных странах.

  27. Роль цены во внешнеторговом контракте.

  28. Анализ мировых и внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию (зерно, хлопок и пр.).

  29. Формирование цен на импортные товары.

  30. Цены во внешнеторговой деятельности организации.



5. Образовательные технологии


Таблица 6

Применение активных и интерактивных образовательных технологий

п/п

Тема и форма занятия

Наименование используемых активных и интерактивных образовательных технологий

Кол-во

часов

1.

Методология ценообразования

Л

Проблемная лекция

2

2.

Метод полных затрат, метод определения цены на основе сокращенной себестоимости

ПЗ

Разбор конкретных ситуаций

2

3.

Эконометрические методы ценообразования

ПЗ

Разбор конкретных ситуаций

2

4.

Методы стимулирования реализации продукции

ПЗ

Разбор конкретных ситуаций

2

5.

Стратегия и тактика ценообразования

Л

Проблемная лекция

2

6.

Виды ценовых стратегий. Основные этапы разработки ценовых стратегий

ПЗ

Разбор конкретных ситуаций

2

7.

Тактические приемы ценообразования. Виды скидок

ПЗ

Разбор конкретных ситуаций

2

8.

Ценообразование на продукцию сельского хозяйства и продовольствие

Л

Проблемная лекция

2

9.

Система контрактных цен на экспортную и импортную продукции.

ПЗ

Разбор конкретных ситуаций

2







Всего:

18

Общее количество часов аудиторных занятий, проведённых с применением активных и интерактивных образовательных технологий составляет 18 часов (33,3% от аудиторных занятий).

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций

Тестирование проводится по каждому разделу дисциплины и служит допуском к сдаче экзамена. Каждый студент должен за 20 минут выполнить 30 заданий. Проходной бал 18, т.е. 60% ответов должны быть правильными


Примерные тестовые задания

1. К внешним факторам ценообразования относятся:

а) конкуренты; (правильно)

б) издержки;

в) потребители; (правильно)

г) государство (правильно).


2. Скользящая цена — это:

а) цена, достигшая прежнего уровня после ее понижения или повышения;

б) цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения контракта; (правильно)

в) цена, учитывающая инфляцию издержек;

г) цена, при которой производственная фирма может лишь возмещать свои издержки.
3. Элементом отпускной цены производителя не является:

а) себестоимость;

б) прибыль;

в) снабженческо-сбытовая надбавка; (правильно)

г) акциз, если товар подакцизный;

д) НДС.


д) нет верного ответа.

4. К методам затратного ценообразования относятся:

а) метод удельного ценообразования;

б) калькулирование по полным затратам; (правильно)

в) параметрические методы;

г) агрегатный метод.

5. Агрегатный метод ценообразования заключается в:

а) определении зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров изделия;

б) суммировании стоимости баллов, присвоенных каждому изделию параметрического ряда;

в) определении зависимости изменения цены от изменения одного основного параметра;

г) суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли (правильно).

6. Организация при выработке ценовой политики должна учитывать факторы:

а) эластичность спроса (чувствительность потребителей к изменению цены); (правильно)

б) реакцию конкурентов; (правильно)

в)стадии жизненного цикла продукции; (правильно)

г) качество продукции; (правильно)

д) прогнозируемый уровень доходов потребителей; (правильно)

е) имидж организации (правильно).

7. Стратегия высоких цен эффективна когда:

а) высокая цена привлекает новых конкурентов;

б) относительное большинство покупателей не реагируют на ценовую чувствительность;

в) высокая цена не привлекает новых конкурентов; (правильно)

г) большинство покупателей воспринимают цену как слишком высокую относительно экономической ценности.

8. Перечислите административные методы государственного регулирования цен:_________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Государственные закупочные интервенции осуществляются с помощью …

а) закупочных интервенционных цен; (правильно)

б) товарных интервенционных цен;

в) закупочных и товарных интервенционных цен;

г) целевых цен.

10. Под базисными условиями поставки понимаются …

а) условия включения в состав контрактной цены расходов, связанных с доставкой товаров от экспортера к импортеру; (правильно)

б) условия включения в состав контрактной цены косвенных налогов;

в) условия транспортировки товаров;

г) условия включения в состав контрактной цены таможенных платежей.



6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине

  1. Понятие и сущность цены.

  2. Роль и функции цены в современной экономике.

  3. Понятие и модели ценообразования.

  4. Основные участники процесса формирования цен.

  5. Принципы ценообразования.

  6. Факторы ценообразования.

  7. Система цен.

  8. Твердые, подвижные, скользящие цены и цены с последующей фиксацией.

  9. Текущие, относительные (сопоставимые) и средние цены.

  10. Элементы цены, структура цены.

  11. Себестоимость в составе цены.

  12. Прибыль в составе цены.

  13. Косвенные налоги в составе цены.

  14. Посреднические надбавки в системе цен.

  15. Классификация методов ценообразования.

  16. Затратные методы ценообразования.

  17. Методы ценообразования ориентированные на конкурентов.

  18. Эконометрические методы ценообразования.

  19. Методы ценообразования ориентированные на потребителей.

  20. Методы стимулирования реализации продукции.

  21. Методы потребительской оценки в ценообразовании.

  22. Сущность ценовой политики.

  23. Цели и виды ценовой политики организации.

  24. Влияние цен на финансовые результаты организации.

  25. Стратегии ценообразования.

  26. Особенности ценообразования в аграрном секторе экономики, их влияние на ценовую стратегию организации.

  27. Ценообразование на различных стадиях жизненного цикла товара.

  28. Стратегии дифференцированного ценообразования.

  29. Стратегии ассортиментного ценообразования.

  30. Стратегии конкурентного ценообразования.

  31. Основные этапы разработки ценовых стратегий.

  32. Особенности установления цен на новые товары.

  33. Классификация тактических приемов ценообразования.

  34. Виды скидок и условия их эффективного применения.

  35. Психологические приемы тактики ценообразования.

  36. Цели и задачи государственного регулирования цен.

  37. Формы и методы воздействия государства на цены.

  38. Законодательная основа государственного регулирования цен.

  39. Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен.

  40. Ценообразование на продукцию государственных закупок.

  41. Механизм ценообразования в сельском хозяйстве.

  42. Виды цен на сельскохозяйственную продукцию.

  43. Факторы, влияющие на цены сельскохозяйственной продукции.

  44. Агропродовольственная политика и современные проблемы ценообразования в сельском хозяйстве.

  45. Государственное регулирование в сфере ценообразования на сельскохозяйственную продукцию.

  46. Классификация мировых цен и информация о мировых ценах.

  47. Система контрактных цен на экспортную и импортную продукции.

  48. Таможенные платежи в составе внешнеторговых цен.

  49. Таможенная стоимость товара.

  50. Установление цен на биржах, аукционах и торгах (тендерное ценообразование).

6.3 Критерии оценки знаний студентов при сдаче экзамена

«5» («отлично») выставляется, когда студент показывает глубокое знание предмета обязательной и дополнительной литературы, аргументировано и логически стройно излагает материал, может применить знания для анализа конкретных ситуаций, профессиональных проблем;

«4» («хорошо») ставится при твердых знаниях предмета, обязательной литературы, знакомстве с дополнительной литературой, аргументированном изложении материала, умении применить знания для анализа конкретных ситуаций, профессиональных проблем;

«3» («удовлетворительно») ставится, когда студент в основном знает предмет, обязательную литературу, может практически применять свои знания;

«2» («неудовлетворительно») ставится, когда студент не усвоил основного содержания предмета и слабо знает рекомендованную литературу.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


7.1 Основная литература

Липсиц, И.В. Ценообразование / И.В. Липсиц. - М.: Юрайт, 2011. – 400 с.



  1. Маховикова, Г.А. Ценообразование: Практикум / Г.А. Маховикова, И.А. Желтякова, Н.Ю. Пузыня. - М.: Эксмо, 2009. - 304 с.

  2. Петранева, Г.А. Цена и ценообразование. – М.: Изд-во МСХА, 2005.- 144 с.

7.2 Дополнительная литература

Бутакова, М.М. Практикум по ценообразованию: учебное пособие / М.М. Бутакова [и др.]. - М.: КНОРУС, 2008. – 296 с.



  1. Есипов, В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / В.Е. Есипов [и др.]. - СПб.: Питер, 2009. – 480 с.

  2. Лев, М.Ю. Ценообразование: Учебник / М.Ю. Лев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 719 с.

  3. Салимжанов, И.К. Ценообразование: учебник / И.К. Салимжанов. - М.: КНОРУС, 2007. - 304 с.

  4. Слепов, В.А. Ценообразование: Учебник / В.А. Слепов [и др.]. — М.: Экономистъ, 2007. – 574 с.

  5. Шуляк, П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие для студентов высших и средних специальных экономических заведений / П.Н. Шуляк. - М.: Дашков и К, 2008. - 196 с.

7.3 Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

  3. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях».

  4. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

  5. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

  6. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

  8. Правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденые Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. № 580.

7.4 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям

Сборник заданий к практикуму по дисциплине «Ценообразование в маркетинге» (составитель Володина Н.Г.).

Сборник заданий к текущим контрольным работам по дисциплине «Ценообразование в маркетинге» (составитель Володина Н.Г.).

Сборник тестовых заданий по дисциплине «Ценообразование в маркетинге» (составитель Володина Н.Г.).

7.5 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Официальный сайт Росстата РФ www.gks.ru.



  1. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ www.mcx.ru.

7.6 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Справочная правовая система «КонсультантПлюс».


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


8.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

Для проведения лекционных и практических занятий необходима аудитория, оснащенная мультимедийным оборудованием, для тестирования - компьютерный класс.

8.2 Требования к специализированному оборудованию

Ноутбук, мультимедийный проектор.

8.3 Требования к программному обеспечению учебного процесса

Программное обеспечение для проведения тестирования с использованием компьютеров.


9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины


Сборник заданий к практикуму включает два раздела: «Краткое изложение используемых методов решения и основных теоретических положений, примеры решения типовых задач» и «Задачи для самостоятельного выполнения». Материал приведен по темам. Решению задач должно предшествовать изучение литературы, приведенной в списке основной и дополнительной литературы рабочей программы учебной дисциплины «Ценообразование в маркетинге», лекционного материала и положений первого раздела данного сборника по соответствующей теме.

Сборник заданий к текущим контрольным работам предполагает выполнение трех контрольных работ. Он включает: задания по определению терминов, при выполнении которых студенту необходимо подобрать каждому из предложенных в списке терминов его определение; упражнения на сравнение для проведения сравнительного анализа различных понятий курса, когда студенту предлагается сформулировать сходства и/или различия между предложенными категориями (при оценке учитывается полнота выявленных признаков и способность студента обосновать предлагаемые положения); задачи, к решению которых предъявляются следующие требования - слушатель должен подробно описать решение, с приведением необходимых формул, выделить полученный результат (при оценке учитывается знание формул, логика решения и понимание студентом полученного результата).

Допуском к экзамену является подготовка реферата, выполнение тестовых заданий, трех текущих контрольных работ и домашних заданий. Последние должны быть выполнены студентом в рабочей тетради в соответствии с требованиями, приведенными во введении сборника заданий к практикуму. При наличии неудовлетворительных оценок по результатам тестирования и контрольных работ, а также из-за пропуска занятий по уважительной причине студент имеет возможность выполнить эти виды работ во время консультаций, назначенных преподавателем после изучения каждых трех тем дисциплины.

10. Методические рекомендации преподавателям по организации обучения по дисциплине


В целях оптимизации учебного времени рекомендуется использовать три сборника заданий: к практикуму (для работы на практических занятиях и выполнения домашних заданий), к текущим контрольным работам, к тестированию. Первый выдается студентам в начале изучения курса, другие используются в момент прохождения контрольных мероприятий.
Программу разработала:

Володина Н.Г., д.э.н., доцент _______________________



(подпись)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница