Рабочая программа учебного курса



Скачать 34.95 Kb.
Дата24.04.2016
Размер34.95 Kb.
ТипРабочая программа
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 546

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ №546 Санкт-Петербурга)


«Рассмотрена»

на заседании МО учителей естественно-технического цикла

Председатель МО

Л.Ю.Маслова __________

протокол №______

от «___» _________20__ г.



«Согласована»

Заместитель директора по УРЛ.А.Сухова __________

«____»________20 г


«Принята»

Решением педагогического совета ГБОУ СОШ №546 Санкт-Петербурга

протокол №______

от «___» _________20__ г.

Председатель

И.Н. Богомолова ______



«Утверждена»

Директор ГБОУ СОШ №546 Санкт-Петербурга

И.Н.Богомолова ______

Приказ № ______

от"__"________20 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

"Физика"

для 7 класса

на 2015-2016 учебный год

(базовый уровень)

Предмет: Физика

Класс: 7а, 7б, 7в, 7г

Ф.И.О. учителя: Бергман Лаурита Витальевна

Количество учебных часов: 68 часов (2 часа в неделю)

Санкт-Петербург

2015

Содержание

Название раздела

Страница

1.Содержание

2

2.Пояснительная записка

3-4

3.Требования к уровню освоения обучающимися результатов курса

5-6

4.Содержание учебного курса

7-8

5.Учебно-тематический план

9

6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

10

7.Календарно-тематический план

11-28

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы с учётом авторской программы по физике Е.М. Гутник, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы (базовый уровень), 2009. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –12-е издание. – М.: Дрофа, 2009; Сборника задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В.И. Лукашик.- 26-е изд. – М.: Просвещение,2012.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что программа строго соответствует Государственному стандарту 2004 года. Содержание изучаемого материала определяется согласно Примерной программе. Требования к уровню подготовки учащихся берутся из соответствующего раздела Стандарта.

По учебному плану учебный материал рассчитан на 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю и 35 учебных недель. Авторская программа рассчитана на 68 часов. Исходя из этого календарно-тематический план составлен на 68 часов.

Программой предусмотрено проведение:


  • контрольных работ - 4;

  • лабораторных работ - 10.

Рабочая программа имеет целью познакомить учащихся с первоначальными сведениями о строении вещества, о взаимодействии тел. Продолжается курс изучением давления твердых тел, жидкостей и газов. Заканчивается знакомством с понятиями «работа», «мощность», «энергия».Учащиеся должны в процессе изучения курса физики научиться решать качественные, количественные и экспериментальные задачи, делать простые опыты и проводить лабораторные эксперименты.

Она способствует решению следующих задач изучения физики на ступени основного общего образования:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

-формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Данная программа составлена для реализации курса «Физика» 7 класса, который является частью курса «Физика» 7-9 классов и разработан в логике принципа развивающего обучения и освобождения ее от избытка конкретного материала.

Ключевая идея курса заключается в том, что законы природы объективны и познаваемы; знание законов физики дает возможность понимать и объяснять явления, происходящие в природе, суть технических достижений, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения.

Специфика курса физики требует особой организации учебной деятельности школьников в форме проведения уроков с демонстрационными опытами, лабораторными работами.

Физическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона физического образования связана с формированием у учащихся навыков практической деятельности: проведения опытов, решения экспериментальных задач, овладения правилами работы с простейшим физическим оборудованием, правилами техники безопасности при работе с физическим оборудованием, духовная — служит интересам человека, имеет гуманитарный характер и призвана способствовать решению глобальных проблем современности и развитию человека.

Без базовой физической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как наука и практика взаимосвязаны: требования практики - движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки.

Обучение физике даёт возможность развивать у учащихся интеллект, воспитывать нравственность и готовность к труду, формировать научную картину мира.

Физическое образование вносит свой вклад в развитие гуманистических черт личности, формирование творческих задатков.

Новизна данной программы определяется тем, что она предназначена для учащихся с разноуровневой подготовкой, больше выделено часов на изучение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (вместо 24 часов выделяется 26 часов), а так же на изучение темы «Работа, мощность, энергии»( вместо 13 часов выделяется 16 часов), так как они является трудными для усвоения учащимися 7 класса.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, игровых, технологий КСО. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: учебно-исследовательской, проектной, олимпиадной.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме тестирования, контрольных работ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать


  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.


Цели изучения курса – выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.



  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Содержание курса физики 7 класса

68 часов (2часа в неделю)


Физика и физические методы изучения природы. (4ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.



Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.



Лабораторные работы и опыты.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.



Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.



Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.



Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.



Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.



Лабораторные работы.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.



Давление твердых тел, газов, жидкостей. (25 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.



Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы.

Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.



Работа и мощность. Энергия. (12 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Учебно-тематический план 7

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Лабораторные работы

контрольные работы

1.

Введение.

2

1




2.

Первоначальные сведения о строении вещества.

5

1




3.

Взаимодействие тел.

19

4

2

4.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

26

2

1

5.

Работа, мощность, энергия.

16

2

1




Итого

68

10

4


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 12-е издание. – М.: Дрофа, 2009.

2.Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В.И. Лукашик.- 26-е изд. – М.: Просвещение,2012.

3.Гутник Е.М. Физика. 7 кл. : Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е.М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

4. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А. В. Перышкина / авт.-сост. В. А. Шевцов. – Волгоград: Учитель, 2005.

5. Физика: нестандартные занятия, внеурочные мероприятия. 7-11 классы / сост. М. А. Петрухина. – Волгоград: Учитель, 2007.

6.Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1979.

 7. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе/ Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. — М.: Просвещение, 1991.

8. Рабиза Ф. В. Опыты без приборов. Научно-популярная лит-ра / Рис. Ю. Жигалова. – М.: Дет. Лит, 1988.

Компьютер



  • Мультимедийный проектор

  • Цифровые образовательные ресурсы

  • Интернет-ресурсы:

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57c0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/x11_099.swf- те

  • www.openclass.ru

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/

  • http://old.internet-school.ru(интернет-школа просвещение.ru)

  • www.skillopedia.ru (видеоуроки)

  • http://festival.1september.ru/

  • компьютерные презентации к урокам



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница