Рабочая программа Семья и семейные ценности 10 класс (элективный курс) Разработана Перейма Л. В. г. Торжок 2014 год



Скачать 136.53 Kb.
Дата24.04.2016
Размер136.53 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 1»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО зам. директора по УВР директор

Руководитель: ______ ________Л.Г. Корзанова _______ Н.Ю. Евтинова

«__» ________ 2014 г. «__» ________ 2014 г. «___» _________ 2014 г.


Рабочая программа
Семья и семейные ценности

10 класс (элективный курс)

Разработана

Перейма Л.В.


г. Торжок

2014 год
Пояснительная записка

Семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их развития и воспитания. Семья является основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка. Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах. В «Конституции Российской Федерации» установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения направлен на развитие личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных ценностей. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, к другим людям, к обществу, природе. В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, в том числе и российский социум, приоритетным становится вопрос о ценностях, формирующихся «в условиях семейного социума» (Г.Н. Филонов). Семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов России, российского общества и государства. Сегодня важным становится вопрос о научно обоснованной стратегии поиска концептов, средств и механизмов, позволяющих задействовать весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на формирование семейных духовно-нравственных ценностей. Анализ научной литературы, образовательной практики, опыта семейного воспитания показал, что данная проблема носит многоаспектный характер – философский, социологический, психологический, педагогический, методический

Сегодняшние реалии, данные социологических и психологических исследований подтверждают, что назрела необходимость подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни, воспитания у учащихся ценностного отношения к семье. Важным инструментом, посредством которого ученые разных стран стремятся решить данную проблему, является формирование семейных ценностей.

Цель: формирование у обучающихся социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству; бережного отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей; воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа.

Задачи программы:


  • совершенствование системы воспитания по формированию семейных ценностей для обеспечения эффективности образовательной деятельности образовательных учреждений Тверского региона, реализующих программы дошкольного, начального, общего, среднего и дополнительного образования детей, в соответствии со стратегией развития российского образования;

  • развития личности, органически сочетающей в себе стремление к формированию семейных ценностей, к самореализации и уважение к правам и интересам членов общества; высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества;

  • создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника на основе семейных, традиционных культурных и религиозных ценностей российского народа;

  • снижение уровня асоциальных проявлений среди школьников.


Ожидаемые практические результаты:

  • содействие семье в реализации воспитательной функции, повышение воспитательного потенциала современной семьи и семейной политики, укрепление авторитета института семьи и его базовых ценностей;

  • создание совместной воспитательной платформы для профилактики семейных и социальных патологий;

  • формирование способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих ценностей и естественных прав человека;

  • развитие способностей к самооценке и самосовершенствованию;

  • психологическое благополучие ребёнка в семье;

  • оптимизация отношений между детьми и родителями.

Направления работы по программе сформулированы исходя из идей личностно-ориентированного подхода, с определением субъектов образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как самостоятельной ценности.

Формы работы: интеллектуальные, ролевые игры; беседа с элементами дискуссии; практические занятия; семинары; лекции; работа в библиотеке; разработка и презентация социальных проектов и т.п.).

Содержание программы

Курс "Семья и семейные ценности" рассчитан на 34 часа: Включает в себя введение, 4 основных разделов ("Брак и семья", "Основы семейных отношений", "Семья и дети", "Семейное законодательство") и заключение.

В первом разделе "Брак и семья" характеризуются факторы, обуславливающие необходимость для молодежи готовиться к браку и семейной жизни. К ним относятся сложность процесса создания семьи, изменение образа жизни и функций семьи, новый характер взаимоотношений. Раскрывается понятие "готовность к браку". Учащиеся знакомятся со структурой и динамикой развития семьи. Особенно освещаются функции семьи.

В разделе "Основы семейных отношений" раскрываются устои, нравственные основы, психологический климат, эстетика быта, последствия нарушений семейных отношений. Особенно рассматриваются семейные роли, качества семьянина, семейные правила. Большое внимание уделяется последствиям нарушений семейных отношений, раскрываются типичные "зоны" конфликтов.

Третий раздел программы – "Семья и дети" – имеет педагогическую направленность. В нем рассматривается влияние родителей на детей и детей на родителей, влияние на подрастающее поколение уклада жизни семьи, особенности семейного воспитания, его трудности, типичные ошибки и пути их устранения.

Последний раздел "Семейное законодательство" включает в себя всего 2 урока. Это обусловлено тем, что на протяжении всего курса учащиеся знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса, соответствующие темам уроков. Урок по семейному праву дополняет уже имеющиеся сведения и обобщает их.


Используемая литература:

1. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004.

2. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

3. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

4.Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.


  1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. /Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

  2. Баранова О.В., Иванова М.В., Ковалева Е.Б., Харченко В.Д. Учебно-методический комплекс: Основы психологии семейной жизни (программа курса для учащихся старшей ступени общеобразовательной школы, рекомендации по проведению теоретических и практических занятий, приложение) – Иркутск: Иркутский институт повышения квалификации работников образования. 2007. – 129с.

  3. Моргулец Г.Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей /Г.Г. Моргулец. – Волгоград: Учитель,2011. – 183 с.

  4. Брак. Психология семьи. Молодая семья проблемы. Конфликты молодой семьи. /http://www.realove.ru/main/family?id=263#ixzz1igM9xa8g.

  5. Примечание: для разработки уроков используются статьи из журналов "Школьный психолог", "Вопросы психологии", "Семья и школа", "Справочник классный руководитель" и др.

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Семья и семейные ценности».



Тема лекционно-практического занятия

Количество часов

Тип урока

Характеристика

деятельности

учащихся

или виды


учебной деятельности

Краткая аннотация содержания занятия



Планируемые

результаты

освоения

материала

Тема практического занятия (ПЗ) или тренингового занятия (ТЗ) Кол-во часов


Дата проведения

План

факт

ВВЕДЕНИЕ

1

Рождение семьи. Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак.

2

Урок - лекция

Лекция об основных понятиях и существующих взглядах на брак и семью. Развитие семейного института с исторической точки зрения.

Погружение в предмет







2

Культура общения юноши и девушки.

1

Урок-беседа

Сексуальная свобода и социальный контроль. Последствия ранних половых связей.










3

Идеальная семья – какая она. Модель моей будущей семьи.

2

Практическое занятие

Составление модели семьи, основываясь на свой опыт и представления. Обсуждение и защита моделей.

ПЗ – изучение уровня осведомленности в вопросе. Выявление способности высказывать свое мнение.







БРАК И СЕМЬЯ

3

Готовность к браку



1

Урок – беседа

Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность

ПЗ – исследование установок и ожиданий от брака (диагностика)







4

Функции семьи

Семейная система




2

Урок – семинар

Структура семьи, классификации, основные черты семьи, нарушение структуры семьи, дисфункциональная структура.

ТЗ - фрагменты тренинга "Моя семья в настоящем и будущем







5

Динамика семьи Особенности современной семьи, ее структура, динамика.

2

Урок- беседа

Стадии развития семьи, переходные периоды, модель развития семьи вокруг ребенка, особенности российской семьи










6

Генеалогия своей семьи.

2

Урок исследование

Род, родословная, история фамилии.

Составление генеалогического древа своей семьи







7

Основные ценности семьи.

2

Урок – беседа

Понятие семейных ценностей. Типы ценностей.










ОСНОВЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

8

Молодая семья: начало супружества. Особенности молодой семьи

3

Урок – лекция

Как образуется семья. Проблемы с которыми сталкиваются молодожены после свадьбы. Быт молодой семьи.

Планирование бюджета. Распределение обязанностей . доверие друг к другу.








9

Семейные роли. Профилактика супружеских конфликтов.

2

Урок – беседа

Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Структура семейных подсистем

ПЗ – Психогимнастика. Предлагаются упражнения на формирование адекватного образа мужчины и женщины, осознание полоролевой идентификации







10

Семейные правила. Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический

2

Урок - семинар

Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. Семейные мифы

ПЗ – семейные ценности, традиции семьи.







11

Нарушения функционирования семейной системы Профилактика супружеских конфликтов.

2

Урок – беседа

Факторы и стрессоры, осложнения отношений: нарушение представлений о семье и ее членах, нарушение межличностной коммуникации, нарушение механизмов интеграции, структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи

ТЗ – арт-терапия "Идеальная семья"







12

Развод и его последствия.

2

Урок – консультация

Консультация специалиста.










СЕМЬЯ И ДЕТИ

13

Здоровье семьи.

2

Урок – консультация

Консультация специалиста.










14

Детско-родительские отношения

2

Урок – беседа

Виды отношений: сотрудничество, паритет, соревнование, конкуренция, антагонизм.

Стили семейных отношений: попустительство, авторитаризм, демократия. Смысловая направленность отношений. Ответственность.



ТЗ – "Дети и родители"







СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

15

Семейный кодекс.

1

Урок – консультация

Рассмотрение основных положений Семейного Кодекса










16

Правовое регулирование семейных отношений.

1

Урок – беседа













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

17

Моя семья.

1

Практическое занятие

Составление плана к устному сочинению.










18

Программа моей жизни.

1

Практическое занятие

На этом практическом занятии каждый учащийся составляет перспективную программу своей жизни.










19

Итоги курса

1




Обмен впечатлениями о прохождении курса











База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница