Рабочая программа «Психология для дошкольников»



Скачать 223.67 Kb.
Дата08.06.2016
Размер223.67 Kb.

Пояснительная записка


Рабочая программа «Психология для дошкольников» направлена на поиск эффективных путей формирования психологического здоровья дошкольников. Прежде всего следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье».

Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.

Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие:


  • поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;

  • социально приемлемые способы самоутвержде­ния и самовыражения;

  • положительный эмоциональный фон, оптими­стический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

  • равномерное и своевременное развитие основ­ных психических процессов, устойчивая позна­вательная активность;

  • доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соот­ветствует возрастным нормам.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие » можно определить как устойчивое эмоционально-положительное "самочувст­вие ребенка, основой которого является удовлетворе­ние основных возрастных потребностей: биологиче­ских и социальных. Один из основных показателей эмоциональное благополучия детей — физическое здо­ровье.

Относясь к сфере эмоционального развития, эмо­циональное ощущение становится тем базисом, ко­торый «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наобо­рот, ослабляя и даже блокируя ее.

Термин «психологическое здоровье» введен в на­учный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин под­черкивает неразделимость телесного и психического в человеке. В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего пси­хологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им при­сущи оптимизм, эмоциональное спокойствие, способ­ность радоваться, самодостаточность и умение адапти­роваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Обобщенный портрет психологически здорового че­ловека — это прежде всего творческий, жизнерадост­ный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном раз­витии.

Ключевым словом для его описания является «гар­мония» или «баланс». Прежде всего это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, кос­мосом. По мнению И.В. Дубровиной, основу психо­логического здоровья составляет полноценное психи­ческое развитие на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориен­тации на абсолютные ценности (добро, красота, ис­тина). Таким образом, если у человека нет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.

Обеспечение психологического здоровья в дошко­льном возрасте возможно с помощью реализации пси­хологической поддержки детей.



Задачи психологической поддержки:

  1. обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей;

  2. обучение рефлексивным умениям;

  3. формирование потребности в саморазвитии.

Основными педагогическими формами и метода­ми формирования психологического здоровья детей являются:

    1. проведение специально разработанных психоло­гических занятий с детьми;

    2. упражнения;

    3. психологические игры;

    4. этюды;

    5. решение проблемно-практических ситуаций;

    6. элементы арттерапии;

    7. игры-драматизации;

    8. подвижные игры;

    9. чтение и анализ сказок;

    10. беседы и др.

В старшем дошкольном возрасте формируют­ся нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные от­ношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей (М. Лисина). Поэтому в рабочую программу включены задачи по развитию коммуникативной сферы ребенка, преодолению конфликтности, форми­рованию дружеских отношений. Тревожность, страхи также существенно препятствуют адекватному обще­нию, развитию личности ребенка и являются предме­том коррекции-Наблюдения за игровой и повседневной деятель­ностью детей показывают, что часто дети неадекват­ным образом выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть); имеют недостаточ­но развитую выразительность движений, что являет­ся существенным барьером в установлении контактов с другими людьми, доброжелательных взаимоотно­шений, умения конструктивно общаться. Поведение ребенка 6 лет еще не устойчиво: он умеет выражать некоторые эмоции, умеет выразить сочувствие своим товарищам и взрослым, однако не всегда делает это в общении и повседневной жизни. В связи с этим в про­грамму включена работа по овладению детьми язы­ком эмоций. Не все дети умеют конструктивно общаться со свер­стниками, что является причиной возникновения на­рушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя они хорошо знакомы с нравственными нормами по­ведения, но в общении забывают пользоваться пра­вилами, бывают импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу. Именно поэтому рабочая программа включает в себя раздел по преодолению конфликтности в общении детей через решение проблемных задач, практических ситуаций.

Анализ причин отвержения ребенка сверстника­ми наряду с импульсивностью позволяет назвать и присутствие вербальной агрессии, поэтому задача пре­одоления вербальной агрессии также включена в дан­ную программу. Развитие произвольного поведения, преодоление импульсивности являются существенной предпосылкой формирования дружеских взаимоотно­шений в группе детского сада и отражены в програм­ме.

В старшем дошкольном возрасте начинается ста­новление самооценки, которое происходит под влия­нием семьи, сверстников, личного опыта, взрослых. Соответственно, в программу включена работа по развитию уверенности в себе, веры в собственные силы.

Становлению адекватной самооценки у ребенка, развитию нормальных взаимоотношений со сверст­никами способствует формирование эмпатии — спо­собности эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чув­ства. Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Глухой к другим людям оста­нется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитаний — эмоциональная оценка собственных поступков...» Таким образом, видна взаимосвязь между формированием чувства эмпатии и становлением адекватной самооценки у ребенка.

Развитие эмпатии также включено в задачи работы по формированию психологического здоровья стар­ших дошкольников. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятель­ностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения, а также прини­мают участие в становлении любой творческой дея­тельности ребенка.

Этот феномен приобретает особое значение на седь­мом году жизни ребенка в связи с проблемой форми­рования школьной зрелости детей. Ребенок, готовый к школе, должен уметь произвольно управлять свои­ми эмоциями, иметь развитые способности к само­контролю. Поэтому в программе формирования психологического здоровья детей седьмого года жизни выделяется отдельная задача управления собствен­ными эмоциональными состояниями. В исследовании Я.З. Неверович (1955) было обнаружено, что эмоции не только выражают особенности мотивов поведения ребенка, но и играют существенную роль в реализа­ции этих мотивов. Полученные в этом исследовании данные свидетельствуют о том, что внутренняя де­терминация детской деятельности мотивами осуще­ствляется не непосредственно, а с помощью особого психологического механизма регулирования, назван­ного механизмом «эмоциональной коррекции» пове­дения.

Эмоции, носящие негативный характер, при оп­ределенных условиях способствуют возникновению отрицательных смысловых установок, перестройка которых, по мнению А.Н. Леонтьева и Л.В. Запо­рожца, возможна лишь при изменении места чело­века в системе общественной деятельности. Будучи даже не всегда осознаваемыми, эти установки тор­мозят готовность человека действовать активно и в нужном направлении, подавляют его творческий потенциал.

Так, свойственные ребенку положительные эмоцио­нальные реакции (удовольствие, радость, восхище­ние, симпатия, сострадание) способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, доброжелатель­ность, жизнерадостность, великодушие. Если же за­крепляются отрицательные переживания (раздраже­ние, недовольство, отчаяние, разочарование, страх), это может способствовать появлению таких черт лич­ности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т. д.

В связи с этим, на седьмом году жизни продолжа­ется работа над закреплением в эмоциональной сфере детей положительных эмоций, а также по коррек­ции негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность.

Закрепившись, негативные состояния начинают регулировать психическую деятельность и поведе­ние ребенка нежелательным образом, приводят к заниженной самооценке, негативизму, упрямству. Дети подготовительной к школе группы продолжа­ют нуждаться в адекватизации самооценки, поэто­му выработка положительной самооценки ребенка продолжает оставаться одной из центральных задач программы/

Проблема повышенной тревожности детей старше­го дошкольного возраста также крайне актуальна. По данным исследований, у некоторых детей подготови­тельной группы тревожность не снижается, а даже по­вышается, особенно учебная тревожность. Это связано в первую очередь, с психотравмирующим характером познавательного общения в ДОУ и в семье при подго­товке к школе.

Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастают беспомощность, страх, скованность, робость, ощущение неуверенности в себе. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремле­нием к внешней похвале, одобрению, участию, а так­же готовностью соглашаться с мнениями других.

Следовательно, необходимо продолжать работу по формированию у детей уверенности в собственных силах.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяю­щихся условиях без потерь для своего психологиче­ского здоровья. Следовательно, огромное значение на седьмом году жизни приобретают умение детей кон­структивно общаться, развитие дружеских взаимоот­ношений. Решению этой проблемы посвящен четвер­тый блок программы — тренинг социальных навыков ребенка.

Особое значение на седьмом году жизни приобрета­ет работа по формированию нравственного сознания и самосознания личности. Это одно из важнейших ново­образований данного возраста. Данная работа, ввиду ее особой важности, выделена в программе в специ­альный раздел — развитие нравственного сознания и поведения детей.

Поскольку не всегда созданы оптимальные усло­вия для поддержания благоприятного эмоционально­го самочувствия детей в их ближайшем окружении (нарушения внутрисемейных отношений, межлич­ностных отношений ребенка со сверстниками и др.), для более эффективного формирования психологи­ческого здоровья дошкольников была разработана и представлена система работы психолого-педагогической службы ДОУ с родителями и с педа­гогами.



Содержание программы
Задачами рабочей программы являются:

  1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка поло­жительными эмоциями.

  2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.

  3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая само­оценка).

  4. Обучение детей способам выражения эмоций, выра­зительным движениям.

  5. Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возмож­ностях преодоления эмоциональных трудностей до­школьников.

  6. Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Рабочая программа по формированию психологического здоровья детей дошкольного возраста состоит из четы­рех блоков работы. Каждый блок програм­мы в свою очередь включает в себя четыре раздела, объединенных общей тематикой. В рамках каждого раздела выделены задачи работы с дошкольниками по формированию психологического здоровья.

1-й блок. Овладение детьми языком эмоций

1-й раздел. Мимика.

Задачи:


  • Развивать умение детей произвольно регулировать движения мышц лица.

  • Формировать представление дошкольников об изо­бражении эмоциональных состояний (по фотографи­ям, рисункам, схемам).

  • Расширять представления детей об эмоциях (ра­дость, грусть, удивление, страх, злость, стыд).

  • Учить детей передавать эмоциональные состояния, используя различные мимические средства.

  • Учить детей по мимике понимать чувства других людей.

  • Учить детей помогать сверстникам преодолевать негативные эмоциональные состояния, возникающие в повседневной жизни.

2-й раздел. Пантомимика.

Задачи:


  • Развивать выразительность движений в пантоми­мике.

  • Учить распознавать эмоциональные состояния че­ловека по его пантомимике (жестам, позе).

  • Учить с помощью пантомимики передавать эмо­циональное состояние (радости, грусти, гнева, злости, страха, стыда, удивления).

  • Учить выражать в жестах определенные физиче­ские состояния (жарко, холодно, тяжело и т. д.).

  • Учить детей выражать средствами пантомимики внутренние переживания.

3-й раздел. Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

Задачи:


  • Знакомить детей с различными способами повыше­ния настроения (изодеятельность, игровая деятель­ность).

  • Учить старших дошкольников приемам релакса­ции.

  • Учить детей понимать взаимосвязь изменений в природе и настроении человека.

  • Учить детей передавать положительные эмоции, по­лученные в результате общения с близкими людьми.

  • Развивать положительные эмоции и учить пре­одолевать конфликтность в общении со сверстни­ками.

  • Учить детей поднимать настроение своим сверстни­кам и себе в повседневной жизни.

4-й раздел. Обучение детей адекватному выраже­нию эмоций (соответственно ситуации).

Задачи:


  • Развивать умение детей адекватно выражать свое отношение к партнеру.

  • Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

  • Учить детей помогать сверстникам преодолевать чувства, мешающие конструктивно общаться.

  • Развивать умение детей адекватно выражать нега­тивные чувства.

  • Развивать у детей умение осознавать собственные чувства,

  • Формировать умение принимать помощь взрослого и положительно ее оценивать.

2-й блок. Коррекция агрессивности

1-й раздел. Коррекция драчливости у дошколь­ников.

Задачи:


  • Учить детей открытому проявлению эмоций соци­ально приемлемыми способами.

  • Учить детей находить альтернативу физическим воздействиям в речи.

  • Помогать детям осознавать зависимость отношения к ним окружающих от их собственного поведения.

  • Учить снимать эмоциональное напряжение физиче­скими действиями с неодушевленными предметами (с помощью боксерской груши, подушки).

2-й раздел. Снятие конфликтности в общении детей.

Задачи:


  • Формировать у дошкольников представление о важности контакта глаз при общении. - Способствовать выражению в рисунке положитель­ного отношения к сверстникам.

  • Учить детей преодолевать конфликтность при раз­деле сладостей, игрушек.

  • Способствовать осознанию детьми важности выбора адекватных форм общения.

3-й раздел. Снятие вербальной агрессии.

Задачи:


  • Учить детей доброжелательно обращаться друг к другу в процессе общения и игры.

  • Учить детей выделять особенности других людей, быть внимательными к ним.

  • Показывать значение использования имени в обра­щении к человеку в различных ситуациях.

  • Учить детей пользоваться различными формами приветствия в повседневной жизни.

  • Учить детей выражать социально приемлемыми способами вербальную агрессию.

4-й раздел. Преодоление импульсивности.

Задачи:


  • Развивать произвольное поведение в двигательной деятельности, общении, проявлении эмоций.

  • Учить детей находить альтернативу конфликтному поведению.

  • Способствовать преодолению импульсивности в по­вседневной жизни.

  • Учить детей оценивать и (в случае необходимости) изменять свое поведение в процессе общения с окру­жающими людьми.


3-й блок. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

1-й раздел. Снятие тревожности.

Задачи:


  • Учить детей снимать психоэмоциональное напря­жение.

  • Формировать чувство доверия к окружающим. Развивать чувство юмора, оптимистический взгляд на мир.

  • Способствовать двигательному раскрепощению. Оказывать ребенку психологическую поддержку во всех видах деятельности.

2-й раздел. Коррекция страхов.

Задачи:


  • Способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.

  • Формировать у дошкольников уверенность в себе через преодоление ситуаций, связанных с чувством страха.

  • Развивать умение преодолевать страх общения с не­знакомыми людьми.

  • Учить выражать в рисунке собственные страхи и преодолевать их.

3-й раздел. Формирование адекватной положи­тельной самооценки. Задачи:

  • Способствовать осознанию детьми особенностей своей внешности.

  • Помогать детям осознавать собственные интересы, вкусы и желания.

  • Способствовать осознанию детьми необходимости самовоспитания для овладения положительными ка­чествами личности.

  • Помогать каждому ребенку осознавать свои «силь­ные стороны».

  • Учить детей отмечать и признавать достоинства своих товарищей.

  • Способствовать формированию положительной са­мооценки у детей.

4-й раздел. Формирование у детей уверенности в собственных силах. Задачи:

  • Формировать у дошкольников адекватное отноше­ние к ошибкам, неудачам.

  • Учить детей адекватно оценивать свои действия.

  • Развивать у дошкольников способность говорить о себе, оценивать свои лучшие стороны.

  • Учить детей планировать свою деятельность для достижения поставленной цели.

  • Способствовать осознанию важности приложенных усилий для достижения результата.

4-й блок. Формирование социальных навыков у ребенка

1-й раздел. Развитие умения понимать и прини­мать позицию другого человека. Задачи:



  • Дать представление о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников.

  • Дать представление о возможности переживать по­ложительные эмоции от общения с другими людьми.

  • Развивать умение понимать чувства и переживания другого человека.

  • Развивать наблюдательность, внимание по отноше­нию к своим товарищам.

  • Учить детей посредством мимики и пантомимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

  • Развивать чувство сопереживания, желание прий­ти на помощь.

  • Формировать чувство сопереживания взрослому, умение связать его состояние со своим поведением.

2-й раздел. Овладение коммуникативными на­выками. Задачи:

  • Способствовать развитию чувства уважения в обще­нии, привычки пользоваться вежливыми словами.

  • Способствовать преодолению застенчивости в об­щении. >

  • Учить детей договариваться о совместных дейст­виях.

  • Формировать чувство ответственности за своих то­варищей.

3-й раздел. Развитие эмпатии.

Задачи:


  • Побуждать к проявлению сочувствия и сопережи­вания родным и близким людям.

  • Воспитывать чуткое отношение к окружающим.

  • Побуждать к проявлению сочувствия к окружаю­щим, переживающим трудные ситуации.

  • Формировать в сознании детей важность проявле­ния сочувствия к заболевшему товарищу.

  • Учить детей радоваться самим и разделять чувство радости с другими людьми.

4-й раздел. Развитие дружеских взаимоотноше­ний.

Задачи:


  • Учить детей различать хорошие и плохие поступки.

  • Способствовать развитию умения избегать кон­фликтных ситуаций, придерживаясь определенных правил поведения.

  • Способствовать развитию умений налаживать отно­шения с товарищем после ссоры.

  • Учить детей сотрудничать со сверстниками в про­цессе деятельности.

  • Формировать у детей потребность в конструктив­ном поведении в конфликтной ситуации.

  • Учить выражать дружеские чувства по отношению к сверстникам.

5-й блок. Формирование у дошкольников нравственного сознания и повеления

1-й раздел. Формирование нравственного сознания

Задачи:


  • Обучать детей общению со взрослыми в духе добра и взаимопонимания.

  • Развивать у дошкольников саморегуляцию пове­дения.

  • Формировать у детей оценочное отношение к по­ступкам.

  • Формировать у детей представления о важности и полезности совместного воспитания мальчиков и де­вочек.

2-й раздел. Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.

Задачи:


  • Развивать умения оценивать свои поступки и по­ступки товарищей.

  • Способствовать стремлению детей избавиться от вредных, недостойных привычек.

  • Обучать пониманию относительности в оценке чув­ства.

3-й раздел. Формирование умений детей конст­руктивно общаться со сверстниками.

Задачи:


  • Подвести детей к тому, что непонимание людьми чувств друг друга может быть причиной конфлик­тов.

  • Развивать умение детей конструктивно общаться со сверстниками при недостатке пособий для деятель­ности.

  • Формировать навыки конструктивного общения в конфликтных ситуациях.

4-й раздел. Развитие взаимопонимания и забот­ливого отношения к близким людям.

Задачи:


  • Способствовать преодолению трудностей в отноше­ниях с близкими.

  • Побуждать детей к проявлению сочувствия и сопе­реживания родным и близким людям.

  • Формировать осознанное отношение к соблюдению культуры отношений с близкими людьми,

Тематика осуществляемых мероприятий с детьми, воспитателями и родителями логично взаимосвяза­на. Соответственно, в работе психологической службы ДОУ выделяются три основных направления: органи­зация коррекционно-развивающей работы с детьми; занятия с родителями с элементами тренинга и кон­сультирование воспитателей.

Критерием эффективности работы со старшими дошкольниками по программе формирования пси­хологического здоровья является овладение детьми следующими нормами здоровьесберегающего пове­дения:

  • Умение по выражению глаз определять самочув­ствие человека, его настроение.

  • Умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения.

  • Умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку.

  • Умение радоваться самим и разделять чувство радости других людей.

  • Умение словесно выражать свои желания, чув­ства.

  • Умение посредством пантомимики выражать свои эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина).

  • Умение понимать собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям,

  • Умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта.

Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы работы с дошкольника­ми: психогимнастические, творческие, сюжетноролевые игры, игры-драматизации, различные этюды и коррекционно-развивающие упражнения. Особая роль отводится индивидуальным, подгрупповым за­нятиям с детьми, проведение которых не влияет на изменение сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм.

Представленный ниже перспективный план рас­крывает работу с детьми старшего дошкольного возраста, но формированию психологического здоровья в течение учебного года.



перспективный план работы

с дошкольниками по формированию

психологического здоровья


Месяц

Формы работы с детьми

Кол-во часов

СЕНТЯБРЬ

Занятие «Учимся владеть языком эмоций»

4

Упражнение «Повторяй за мной»

2

ОКТЯБРЬ


Игра «Лото настроений» Игра «Кубик»

2

Игра «Расколдуй девочку»

Решение проблемно-практической ситуации «Подними на­строение сверстнику»



4

Этюды «Я так устал», «Остров плакс», «Гневная гиена», «Два сердитых мальчика», «Упражнение «Покажи, как»

2

Этюды «Страх», «На улице», «Ваське стыдно», «Круглые глаза» проблемно-практической ситуации «Встреча с дру­гом»

2

НОЯБРЬ

Занятие - Сделаем страх смешным» Беседа «Как можно поднять себе настроение»

2

Релаксационное упражнение «Цветок», Игра Поварята

2

Этюд «Поссорились и помирились» Решение проблемно-практической ситуации «Умей попро­сить о помощи»'

2

Решение проблемно-практических задач «Потерялась».

«Знакомство», «У тебя сломали дом» -



2

ДЕКАБРЬ

Занятие «Поможем себе победить злость» Упражнения «Выбиваем пыль», «Кулачок» Решение проблемно-практических задач «Не будем драть­ся».

4

Упражнения - Спина к спине», «Разговор»

Решение проблемно-практических ситуаций «Как поделить сладости», - Самая важная профессия-



2

Рисование «Мои друзья»

Упражнение «Опиши своих маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата-..» .



2

Занятие «Доставим радость близким!» Игры «Карлики и великаны». «Возьми себя в руки». «Зам­ри»

2

ЯНВАРЬ

Беседа «Как можно назвать человека по имени» Упражнения «Стойкий солдатик», «Знакомство»

2

Беседа «Как можно поздороваться» Решение проблемно-практической ситуации «Поприветст­вуем гостей»

2







Февраль

Занятие «Как стать уверенным в себе» Игры «Воробьиная семья», «Брыкающаяся лошадка». «Пчелкины песни» Арттерапия по А.И. Захарову"

4

Упражнения «Ладонь в ладонь», «Доверительное падение». «Слепой и поводырь»

2

Этюд «Один дома»

Подвижные игры «Медвежонок», «Мышь и мышеловка»



2

Игра-драматизация «0 храбрых зайчатах, которые думали, что они трусливые» Занятие « - Я такой!»

2

МАРТ

Занятие «Воспитай уверенность в себе» Игры «Имя». «Зеркало» Упражнение «Нарисуй себя»

2

Упражнения «Назови свои сильные стороны», "Скажи по-другому» Рисование «Я в будущем»

2

Сочинение сказки о ребенке, не похожем на него. Решение проблемно-практической ситуации «Мои рисунки*

2

Упражнение «Закончи предложение» Рисование «Как мы боремся с трудностями» Решение проблемно-практической ситуации «Я расту»

2

АПРЕЛЬ

Занятие «Как понять другого»

Чтение и анализ сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» -

Творческая игра «Угадай, кто это?»


2

Игры «Прорви круг». «Нарисуй узор» Решение проблемно-практической ситуации «Упал»

2

Игры «Слепой и поводырь», «Липучки». «Клеевой дождик»,«Только вместе»

Беседа «Ты обиду не держи, поскорее расскажи»



2

Упражнения «Сделаем по кругу друг другу подарок», «Веж­ливые слова»

Решение проблемно-практической ситуации «Присоединись к товарищу.



2

МАЙ

Занятие «Почему мы обижаем близких нам людей

2

Занятие «Учимся общаться друг с другом»

Беседа «Как вести себя, если поссорился?»



2

Занятие «Я считаю тебя хорошим»

Прослушивание и обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Два

товарища»

Беседа «Как правильно дружить?»



2

Занятие «С кем я дружу»

Рисование с ограниченным количеством карандашей Беседа «Чуткое и внимательное отношение друг к другу»



2

Итого:




72

* обозначенные данным значком формы работы, проводятся на протяжении всего месяца



;

Для формирования психологического здоровья очень важно влияние ближайшего окружения, по­скольку чувства человека обусловлены его взаимоот­ношениями с другими людьми, стилем, характером и качеством общения в семье, коллективе, детском саду.



Поэтому в рабочей программе представлен материал работы с ро­дителями, который включает в себя как традицион­ные, так и нетрадиционные формы, такие как игры- тренинги, деловые игры, «круглые столы», заседания клуба с элементами тренинга и др.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница