Рабочая программа по воспитанию и развитию детей раннего возраста



Скачать 273.06 Kb.
Дата21.04.2016
Размер273.06 Kb.
ТипРабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА)


2012
В рабочей программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства по всем сферам развития ребенка (физическая, познавательно-речевая, социально-личностная, художественно-эстетическая).

Рабочая программа разработана на основе целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с учетом психофизических особенностей детей раннего дошкольного возраста, в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22 реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Группы для детей раннего возраста имеет общеразвивающую направленность. В группе раннего возраста осуществляется дошкольное образование в соответствии с целями, задачами основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования основана на сочетании научно-обоснованных и хорошо показавших себя на практике технологий, методик, методов и приемов, с твердой установкой на взаимодействие с семьей и социумом с целью индивидуализации условий жизнедеятельности каждого ребенка.



Специфика образования детей в МБДОУ основана на признании:

  • самоценности дошкольного периода детства, его роли в развитии личности. Базис личностной культуры в дальнейшем должен обеспечить ребенку приобретение любых специальных знаний и умений, возможность освоения самых сложных видов деятельности. При этом очень важно в этот период создать условия для усвоения ребенком творческого способа получения знаний из разных сфер жизни.

  • семьи как первой школы развития и общения для ребенка, где дети с ранних лет могут усвоить целостную систему нравственных ценностей, культурных норм и традиций.

Ведущие цели основной общеобразовательной программы дошкольного образования – формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

  • Обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущими из которых является игра и общение.

  • Способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе, создать равные качественные условия для воспитания, обучения и развития всех детей, на основе формирования таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

  • Обеспечить воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье на основе адекватных возрасту форм совместной и самостоятельной деятельности в виде игр, бесед, чтения художественной литературы, наблюдений и др.

  • Способствовать совершенствованию и обогащению речи, развитию ребенка как субъекта познания на основе организации интеллектуально-творческой деятельности для самостоятельного получения необходимой информации о явлениях и объектах ближайшего окружения (природного, социального) и вызова положительного эмоционального отношения, необходимого для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе.

  • Формировать у ребенка представления о художественно-эстетическом образе, умение творить прекрасное в повседневной жизни через включение в процесс воспитания и развития видов искусств - литературы, музыки, изобразительного искусства, народного фольклора, обеспечивающих самореализацию ребенка в различных видах творческой продуктивной деятельности.

  • Осуществить раннее выявление проблем в развитии ребенка, необходимую коррекцию нарушений в физическом и (или) психическом развития детей на основе максимально полного использования потенциала семей.

  • Оказание консультативной и методической помощи семье по вопросам воспитания, обучении и развития детей; обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения, оказания им психологической поддержки.

Среди задач, которые необходимо решать - сопровождение одаренных детей, для этого необходимо обеспечить:



  • разработку индивидуальных образовательных программ;

  • формирование адекватной самооценки;

  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

  • профилактику неврозов;

  • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;

  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

При реализации целей и задач образовательной программы учитывается специфика образования детей дошкольного возраста, основанная на признании:



  • самоценности дошкольного периода детства, его роли в развитии личности. Базис личностной культуры в дальнейшем должен обеспечить ребенку приобретение любых специальных знаний и умений, возможность освоения самых сложных видов деятельности. При этом создаются условия для усвоения ребенком творческого способа получения знаний из разных сфер жизни;

  • семьи как первой школы развития и общения для ребенка, где дети с ранних лет могут усвоить целостную систему нравственных ценностей, культурных норм и традиций.

Главным результатом реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является создание условий для развития коммуникативных, регуляторных, познавательных, творческих способностей ребенка, формирования его ключевых компетенций.


Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего дошкольного возраста.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Для успешной реализации целей и задач рабочей программы определенного объема содержания образования учитываются следующие функции:



Образовательная – предполагает передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей в интересах человека, общества, государства. Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.

Оздоровительная – приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами: нормы нагрузки, вариативность видов непосредственно образовательной деятельности, оптимальный технологический режим образовательного процесса, уровневый подход, возможность индивидуального выбора.

Коррекционная – осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Консультативная – оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям), по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Рабочая программа:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • сочетает и взаимоувязывает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей раннего дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей раннего дошкольного возраста;

  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми раннего дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них являются игра, общение.

Образовательный процесс строится на принципах:



  • гуманистическая ориентированность педагогического процесса как система воззрений, признающая ценность человека, характеризующаяся защитой его достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием жизнедеятельности соответствующих социальных институтов;

  • принятие ребенка как ценности, что подразумевает признание за ним права на существование его таким, каков он есть, полно реализовать способности и потенциальные возможности ребенка; право на ошибку: без проб и ошибок невозможно стать творческой личностью, иначе весь процесс познания станет просто репродуктивной деятельностью;

  • сензитивность периодов развития ребенка, т.е. наиболее благоприятных этапов для становления определенных функций, осознания, усвоения и реализации каких-либо способов или видов деятельности, а также норм, форм и условий человеческой жизнедеятельности;

  • опора на ведущую деятельность того или иного периода развития ребенка, которая определяет его психическое развитие, обусловливает возникновение и формирование психологических новообразований;

  • ориентация на активную деятельность ребенка, которая основана на интересе, личностном смысле, формирует ответственность, разносторонние мотивации, вызывает положительные эмоции в процессе и результате выполняемых действий, что в совокупности стимулирует дальнейший личностный рост дошкольника;

  • опора на зону ближайшего развития ребенка как поле познавательной, физической, творческо-продуктивной деятельности ребенка, определяемое расхождением между уровнем актуального развития (т.е. освоенного ребенком) и уровнем потенциального развития (которое может быть достигнуто под руководством взрослого и во взаимодействии со сверстниками);

  • осознание единства эмоционального и познавательного развития, проявляющегося в становлении жизненной позиции в результате взаимодействия деятельностной, эмотивной и личностной составляющих;

  • рефлексивный учет той или иной фазы личностного роста ребенка – адаптации, индивидуализации, интеграции при подборе форм и методов взаимодействия взрослого и ребенка;

  • определение совместной деятельности взрослых и детей как движущей силы развития ребенка; ориентация на творческую направленность этого развития;

  • формирование ценностных ориентиров взаимодействия дошкольника с окружающим миром, с людьми и самим собой с опорой на развернутое оценочное мнение взрослого о значении тех или иных явлений и поступков окружающих;

  • осуществление оценочной деятельности взрослыми, сопровождающей процесс личностного развития дошкольника, ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

  • предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.

Поэтому в рабочей программе определили цель и задачи для детей раннего возраста.

Исходя из уровня образованности детей, государственного социального заказа определена цель программы: создание оптимальных условий для полноценного и своевременного развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, как основы социального и индивидуального становления личности; создание единого образовательного пространства, успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса для развития самостоятельности ребенка в разных видах деятельности.


Из основной цели вытекают следующие задачи.
Задачи физического развития:

  • Охранять и укреплять здоровье детей. Формировать у них привычку к здоровому образу жизни, содействовать полноценному физическому развитию.

  • Организовывать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и психологический комфорт ребенка.

  • Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.

  • Воспитывать потребность в самостоятельной двигательной активности.


Задачи познавательно-речевого развития:

  • Развивать речь как средство общения, создавать условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться обращения к взрослому или сверстнику.

  • Обогащать понимаемый и активный словарь ребенка, применяя общеупотребительные существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги,

  • Поддерживать у детей естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения.

  • Накапливать и обогащать эмоциональный опыт ребенка в процессе восприятия объектов и явлений окружающей действительности.

  • Уделять особое внимание формированию у малышей познавательного и бережного отношения к миру.

  • Вызвать у детей интерес к конструированию из разных видов конструктивного материала.

  • Побуждать детей к практическому использованию построек.

  • Познакомить детей с простейшими способами конструирования (накладывать одну деталь на другую, приставлять детали друг к другу, обстраивать предмет).


Задачи социально-личностного развития:

  • Развивать уверенность в себе и в своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность.

  • Закладывать основы доверительного отношения к взрослым, формировать доверие и привязанность к воспитателю.

  • Закладывать основы доверительного отношения к сверстникам.

  • Развивать целенаправленность деятельности в игре. Способствовать обогащению игрового опыта ребенка. Создавать благоприятные возможности для реализации ребенком собственных игровых целей.


Задачи художественно-эстетического развития:

  • Развивать целенаправленную деятельность в лепке, аппликации, рисовании, конструировании.

  • Вызывать интерес к рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

  • Создавать благоприятные условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.

  • Подводить детей к пониманию, что очертания, пятна, линии могут что-то изображать. Поддержать попытки сравнивать и называть эти изображения по ассоциации со знакомыми предметами, животными. Побуждать детей вносить дополнения в вылепленные изделия и рисунки.


Задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса:

  1. Обеспечить включение родителей в образовательный процесс на основе согласования целей, задач, прогнозируемого результата, применение различных форм консультативной помощи и поддержка каждой семьи с целью развития творчески самостоятельной личности;

  2. Обеспечить единство форм содержания образования детей через партнерское взаимодействие всех специалистов ДОУ.

Проанализировав социальный заказ через изучение нормативно-концептуальных документов, опроса родителей. Изучение документов и наблюдение за детьми группы помогли определить составляющие образованности:



    1. ребенок умеет самостоятельно занять себя осмысленной деятельностью в течение 10-20 мин.;

    2. у ребенка есть желание и потребность выражать с помощью речи свои впечатления, мысли, интересы;

    3. ребенок достаточно самостоятелен в быту – хочет и умеет самостоятельно есть, одеваться, умываться и т.д;

    4. ребенок с готовностью откликается на предложение взрослого почитать ему, рассказать сказку или какую-нибудь историю, и сам выступает с подобной инициативой по отношению к взрослому.

Для реализации поставленных задач при организации образовательного процесса предусматривает следующие приемы:



    1. развивающие игры: настольно-печатные, динамические, элементы театрализованных игр, мунипулятивные, сюжетно-ролевые;

    2. целевые прогулки;

    3. развлечения;

    4. праздники;

    5. чтение, прослушивание сказки;

    6. элементы трудовой деятельности в природе.

Формы работы, с детьми раннего возраста по эмоционально-чувственной сфере:

  • игры, направленные на оптимизацию эмоционально-чувственной сферы малышей:

- на накопления эмоций;

- на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;

- игры преодоления негативных эмоций;

- игры на снятия эмоционального напряжения, релаксацию.



  • занятия по психогимнастике.

Образовательная деятельность осуществляется в специально организованном обучении, совместной и самостоятельной деятельности.

В группе используются разные виды непосредственно образовательной деятельности: интегрированные, комплексные, тематические, проблемно-поисковые, игровые.






По месту проведения

По виду

По организации детского коллектива

Ранний возраст

Музыкальный зал.

Группа.


Участок группы.

Спортивная площадка.



Тематические.

Комплексные.

Интегрированные.

Обобщающие.

Контрольно-проверочные.

Фронтальные.

Подгрупповые.

Индивидуальные.




Организация образовательной деятельности в МБДОУ планируется в соответствии с федеральными, государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и определена двумя частями, требованиями САНиПиН.


Образовательный план разработан в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании», 29.12.2012 № 273-ФЗ, вступивший в силу с 01 сентября 2013 года;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Конституция РФ;

  • Семейный кодекс РФ;

  • Гражданский кодекс РФ;

  • Приоритетный национальный проект «Образование»;

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. 2012 г.

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23.11.09 г. № 655

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. 2010 г.

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23.11.09 г. № 655

  • Санитарно-зпидемиологические требования к устройству, содержанию работы ДОУ СанПиН 2.4.1. 1249-03 от26.03.2010г.

Образовательный план разработан в соответствии с комплексной программой «От рождения до школы» под редакцией Е.А. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

Непосредственно образовательная деятельность проводится с сентября по июнь, июль-август, в связи с набором новых детей в группу занятия не проводятся, идёт период адаптации детей к условиям ДОУ.

В адаптационный период проводятся коммуникативные игры и другие разнообразные формы работы с детьми, которые помогают детям установить положительные контакты со взрослыми и сверстниками, обследуют ребенка по показателям изложенными картах нервно-психического развития детей (речевое развитие, сенсорное развитие, игра, движения, навыки), организуют наблюдения за протеканием адаптационного периода каждого воспитанника, заполняют адаптационные листы по результатам наблюдения.


Общий объем обязательной части образовательной программы, рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • самостоятельную деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.


Расчет объема обязательной части рабочей программы:

10,5 часов – 100% времени пребывания ребенка (режим работы) в ДОУ.

Время, необходимое для реализации рабочей программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группе в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.

Дневной сон детей: – 3.30 часа, т.е. 7.00 часов × 60 мин. = 420 мин. / 100% - время для реализации рабочей программы.


Время, необходимое для реализации части, рабочей программы, формируемой участниками образовательного процесса составляет – 20% составляет – 84 мин. (1час 24 мин.)
Таким образом, время, необходимое для реализации обязательной части рабочей программы определено – 336 мин. (5 часов)

Часть основной общеобразовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса
Часть основной общеобразовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса определена:

  • с учетом специфики социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс Содержание предусмотрено осуществлять через организацию совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности. Ведущее место здесь принадлежит развивающим играм, чтению художественной литературы, продуктивным видам деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной), активному исследованию социального и природного мира, а также грамотно организованной развивающей предметно-пространственной среде, где дети могут заниматься самостоятельно, по собственной инициативе. Предполагается индивидуальная, подгрупповая и групповая формы организации работы с детьми.

  • основной общеобразовательной программы ДОУ (определен лицензией) на основе парциальных программ. Для этого дополнительно определено 5-6% содержания образования к непосредственно образовательной деятельности детей и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (обязательной части основной общеобразовательной программы).


Совместная деятельность взрослого и детей

Совместная деятельность участников образовательного процесса (взрослых и детей) по решению образовательных задач отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности) обеспечивается организацией образования детей в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах работы с воспитанниками.


Самостоятельная деятельность детей

В свободной деятельности детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивается выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;


Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Основная общеобразовательной программы дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования, включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Одним из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программы дошкольного образования - учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей также должны решаться интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

При проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо обеспечить интегративных подход и к организации развивающих уголков активности детей.

«Интеграция развивающих уголков активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе.

Образовательный процесс в МБДОУ:

- строится на свободном выборе педагогами программ, средств, форм, методов воспитания и обучения, обеспечивающих развитие ребенка, с обязательным выполнением федеральных государственных требований, с учетом уровня и направленности реализуемых образовательных программ дошкольного образования, возрастных и индивидуальных особенностей, способностей детей;

- обеспечивает каждому ребенку как личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать физические, личностные, интеллектуальные качества, свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться в различных видах детских деятельностей;

В основе концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом воспитатели:


    • имеют представление о зоне актуального развития и проектируют зону ближайшего развития каждого ребенка;

    • формируют обстановку и предоставляют материалы для развития;

    • ставят перед каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого;

    • поддерживают в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.


На основе такого подхода дети:

  • активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;

  • проходят через закономерные стадии развития;

  • обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;

  • неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Условиями успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:



    • развивающее образовательное пространство для повышения роли жизненных ценностей у детей;

    • единство педагогических воздействий и взаимодействия со стороны всех, кто участвует в воспитании и образовании, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее психическое самочувствие, успешное развитие детей.

Осуществление образовательного процесса в ДОУ направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего окружения через разнообразные виды детских деятельностей.

Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной, образовательной деятельности.

Реализация содержания образования:


    • обеспечивает возможность отражения знания ребенка о себе, о других, о родственных отношениях, о деятельностных взаимосвязях с миром ближайшего окружения;

    • раскрывает способы познания себя, и других через самоощущение себя в мире природы, в мире людей и предметов;

    • ориентировано на становление самооценки ребенка, на развитие его способности к идентификации, самоанализу и освоению культурных образцов;

    • учитывает приоритет практической деятельности (деятельностно-коммуникативная составляющая образованности), в ходе которой дети получают необходимую информацию (предметно-информационная составляющая образованности), постепенно овладевая ценностно-ориентационной составляющей образованности;

    • осуществляется на основе компетентностного подхода, направленного на формирование у ребенка новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей, готовности эффективно интегрировать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;

    • имеет яркую воспитывающую направленность, т.е. способствует формированию толерантности, уважения к традициям и обычаям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения и др.

Использование разнообразных организационных форм образовательной деятельности предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; создание условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения; на конструировании диалогово-дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и детей.

В соответствии с этим одновременно с развитием физических, личностных, интеллектуальных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.

Основой формирования компетенций ребенка раннего дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.



Самостоятельная деятельность детей. Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). В свободной деятельности детей, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивается выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. В реальном образовательном процессе реализация образовательных областей (содержания образования), определенных ФГТ, обеспечивается развивающей средой, в создании которой максимально должны учитываться интересы и потребности ребенка, предоставляться возможность ребенку продвигаться в своем развитии.

Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГТ, но и необходимостью организации уголков активности на принципах развития и интеграции.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.
Функции образовательной среды ДОУ

Основные закономерности воспитания и обучения детей возраста позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии



Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом. Предметная среда, предназначенная для обеспечения возможностей овладения детьми новыми способами деятельности, выполнения новых действий, развития познавательных способностей, должна постоянно содержать в себе признак новизны и проблемности. Она должна быть насыщенной, разнообразной, меняющейся, эмоционально привлекательной.
Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Хорошая предметно-пространственная среда моделирует функциональное развитие деятельности ребенка тем, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску.

Функция сохранения психологического здоровья

Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.

Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Зоны развивающей активности детей

Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько зон, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.


Предметно-пространственная среда в группе решает следующие задачи:

    1. Обеспечение условий для развития эмоционально-чувственной сферы детей.

    2. Поддержание речевой активности, обеспечение ее дальнейшего роста.

    3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.

    4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.


Пространство групповой комнаты условно разделено на уголки:

      1. Уголок театрально-речевого развития «Ветерок».

      2. Уголок «Мы познаем мир».

      3. Уголок сенсорного развития «Мир в цвете».

      4. Уголок конструктивной деятельности «Маленький строитель».

      5. Уголок физического развития «Жизнь в движении».

      6. Уголок социально-личностного развития «Радость».

      7. Уголок развития и становления сюжетно-ролевой игры «Игра, как маленькая жизнь».

      8. Уголок музыкального развития «С песенкой по жизни».

      9. Уголок изобразительной деятельности «Умелые ручки».

Изменение в предметно-развивающей среде происходит в соответствии изучаемой темы, сезонных изменений, общественных и традиционных праздников и традиций группы, в соответствии с моделью изменения предметно-развивающей среды в течение года.


Система оценки достижения планируемых результатов
Психолого-педагогическая диагностика как процедура оценки результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Цель психолого-педагогической диагностики: своевременное внесение коррективов в процесс реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развития детей, выстраивание индивидуальных траекторий развития детей, которые по каким-либо причинам (длительное отсутствие в детском саду, наличие трудностей и др.) не могут успешно осваивать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Сроки, длительность: 5 дней в сентябре и мае, при необходимости – январь, февраль (3 дня) – диагностика сопровождения.

Педагогическая часть диагностики состоит из диагностических методик для детей, опросников для воспитателей, карт наблюдения за ребенком.


Принципы, на которых строится психолого-педагогическая оценка результатов освоения содержания рабочей программы:

  1. Сравнение ребенка с его собственными, «вчерашними» достижениями.

  2. Осуществление диагностики в естественной, привычной для ребенка ситуации.

  3. Оценка осуществляется по показателям успешности ребенка в разных видах детских деятельностей.


Психолого-педагогический оценка результатов освоения программы, используемый в МБДОУ, должен отвечать ряду требований:

  • Оценка по показателям успешности, отражающим успешность ребенка в разных видах деятельности.

Каталог: upload -> maps
maps -> О программах дошкольного образования
maps -> «Расскажем детям о Великой Отечественной войне» Цель
maps -> Программа управленческой деятельности заведующей мбдоу «Детский сад комбинированного вида №7
maps -> Младший дошкольный возраст (3-5 лет)
maps -> Проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры
maps -> Ознакомление с художественной литературой посредством музыкального воспитания дошкольников. Музыкальный Еланцева С. Н
maps -> Управленческий проект «Информационно – коммуникационные технологии (икт) в управлении детского сада»
maps -> Общая аналитическая справка об итогах опытно – экспериментальной работы «Особенности формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в условиях реализации фгт»
maps -> «Закономерности психического развития ребенка»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница