Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кукольный театр» Направление: художественно-эстетическое



Скачать 230.5 Kb.
Дата22.02.2016
Размер230.5 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №19 г.Томска




Согласовано НМС
Зам. директора по УР

МАОУСОШ №19


_________Е.В. Осипова
«____»_________20___г.


УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУСОШ № 19
___________Т.В.Богомолова

«___» _________ 20___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Кукольный театр»
Направление: художественно-эстетическое

Тип программы: образовательная, ориентированная на достижение результатов определённого уровня.

Срок реализации – 4 года

Механизмы реализации программы: театральная студия

Автор-составитель:

Ефимова Лидия Алексеевна,

учитель начальных классов

высшей категории




г. Томск

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка
Программа « Кукольный театр» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

За основу взята программа Татьяны Кузнецовой “Театр кукол», Р.Я.Бекоевой  «Уроки основ театрального искусства в начальной школе и их роль в духовно-нравственном развитии и воспитании ребёнка», И.И.Троицкой «Образовательная программа театральной студии Волшебная Рампа», А.П.Ершовой « Уроки театра на уроках в школе».

Программа «Кукольный театр» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – всё это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театрального творчества приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребёнку нравится играть, особенно со сверстниками.

Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду. Группа, занимающаяся первый год, выступает не ранее, чем в середине второго полугодия. Более опытные артисты дают не более пяти представлений в год. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся.

Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начала ребенка.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы  над художественным чтением.

Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.



Цель программы – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.
Задачи:

- развитие коммуникативных навыков, самопознание и саморазвитие через коллективную и индивидуальную творческую деятельность;

- развитие творческой фантазии и воображения;

- развитие восприятия, внимания, памяти;

- формирование навыков театральной речи, художественных навыков при изготовлении кукол и декораций;


- развитие творческих способностей.

- формирование партнерских отношений в группе, умению общения друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию;

- развитие речи обучающихся.
Общая характеристика курса

Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет.



Сроки реализации программы: 4 года.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа: 1 класс – 33 занятия по2 часа; 2-4 классы – 35 занятий по 2 часа.



Формы занятий

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – ознакомление с литературным произведением, распределение ролей, показ педагогом способа действия и т.д., так и практические занятия – подготовка и проведение кукольных спектаклей, игры-импровизации, драматизация знакомых сказок. Доминантной формой обучения является игровая деятельность (специальные театральные игры, этюды, упражнения по ритмопластике и культуре речи). Структура занятия зависит от цели, каждое новое занятие несет в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Заканчивается занятие всегда эмоционально-занимательными или подвижными играми. Перед началом занятия проводится пальчиковая гимнастика.


Планируемые результаты освоения программы.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:



Личностные:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий кукольным театром для личного развития.

  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды.



Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

  •  соотносить свои действия с поставленной целью

  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства 

и способы работы для его получения
Познавательные :

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании произведений.


Коммуникативные :

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Содержание курса

При творческом подходе педагога к урокам или занятиям театральное творчество не только активизирует интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе.

Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

Основные содержательные линии:



1. Разновидности театров (беседа).

Виды театров:


- театр картинок;
- театр игрушек;
- «Волшебные пальцы»;
- теневой театр;
- драматический театр;
- балет.

2. Кукольный театр.

Из истории возникновения (теневой, перчаточный, тростевые куклы, марионетки).



3. Посещение театральных постановок .

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей, выезд в театр кукол, драматический, музыкальный театры. Дети учатся различать понятия «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.



4. Обсуждение спектаклей (зарисовки).

5. Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссёр, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.).

Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссёра, что позволяет развивать творческое начало ребёнка.



6. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы (беседа о ширме, о работе на ней).

7. Выбор и работа над произведениями пьесы (выразительное чтение произведения учителем, беседа).

Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля, лучше любую сказку, сделать режиссёрскую разработку: продумать, сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые будут разыгрываться.



8. Распределение ролей. Чтение произведения учащимися.

При распределении ролей желательно ребят подобрать по голосам.



9. Отработка чтения каждой роли (за столом).

10. Интонация. Настроение, характер персонажа.

11. Изготовление кукол.

На втором году обучения нужно подключить ребят к изготовлению кукол. Дети должны понимать, что куклу можно сделать «добрую» и «злую», что её можно одеть по-разному, что одна и та же кукла может стать и бедной крестьянкой и царицей.

Самый приемлемый вариант кукол – это так называемые перчаточные, т.е. куклы, которые надевают на руку как перчатку: головку - на указательный палец, а руки – на большой и средний. Верховые куклы: мешочная (кульковая), на кулачке пальчиковая, ручная, механическая и др.. Низовые куклы: марионетка, прыгающая и др.. Настольные куклы: плоские, картонные, из поролона, из коробок, из природного материала, из перчаток и др.. Куклы: игрушки, «с живой рукой», театр масок, теневой театра и др.. Изготовление и оформление разных видов пальчиковых и ручных кукол.

12. Обучение работе над ширмой.

Каждая репетиция должна начинаться с физических упражнений. Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями. Это тоже кропотливый и непростой труд. Дети быстро устают, когда идет подготовительный период работы над спектаклем, а без игры голосом, без изображения характеров кукольных героев невозможно приступить к репетициям за ширмой.


Формы и методы оценивания результатов:

Результаты выполнения программы каждым ребёнком отслеживаются и оцениваются с помощью промежуточной (1 полугодие) и итоговой (конец учебного года) аттестации. Аттестация предполагает различные формы участия в кукольном концерте, спектакле, конкурсах, викторинах, познавательных программах, подготовке номера.


Примерный репертуарный план.

В.Сутеев – «Мышонок и карандаш»;


Русская народная сказка « Петух и собака»;

В.Т.Смирнова - «Как слоненок пошел учиться»; «Огородники» Кукольный концерт

Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко - «Вот это фокус»; «Огородники»; «Лисица- ученица»; «Рукавичка».

А. Медведева. – «Пых».

Е. Кроссовский - «Друзья».

Кукольный концерт с участием разнообразных видов кукол.

Русские народные сказки в обработке: «Колобок на новый лад», «Маша и медведь», «Лиса и волк»

Первый год обучения

Основной формой занятий 1 года обучения являются театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства. Наряду с играми вводятся специальные упражнения актерского тренинга.


К концу первого учебного года учащиеся должны:

- знать происхождение кукол, виды кукол;

- уметь распределять дыхание во время произношения текста;

- уметь произносить скороговорки,

- владеть вождением перчаточной куклы;

- уметь переносить образ героя в рисунок.


Распределение учебных часов


Тема

Теоретич. занятия

Практич. занятия

Театр. Происхождение куклы. Виды кукол

2




Перчаточная кукла. Театр Петрушки.

1

1

Что может быть куклой. Любимые игрушки.




4

Игровые уроки.




32

Театры города. Знакомство с театром «Скоморох» и другими.


2

4

Основы театральной культуры.

Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссёр, замысел, автор, пьеса, сценарий).

2




Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы (беседа о ширме, о работе за ней).


1

1

Актёрское мастерство. (Выбор и работа над пьесой)

2

2

Изготовление декораций для спектакля.




4

Репетиционная работа




6

Показ спектаклей




2

Итого:

66 часов


Календарно-тематическое планирование. (1-ый год обучения)

(1 занятие – 2 часа)


Дата

п/п

Тема занятия

Основные виды деятельности обучающихся





1


Вводное занятие.

Возникновение театра.



Решение организационных вопросов.

Знакомство со словом Театр (здание, представление). Кукольный театр.

Виды кукол. Просмотр мультфильмов.





2

Происхождение куклы. Виды кукол.

Знакомство с куклами

Куклы театра теней, картинные куклы, пальчиковые, перчаточные, куклы – марионетки, тростевые куклы, паркетные.






3

Азбука театра.

Что может быть куклой.

.


Вера человека в существование духов, театр кукол в Древней Греции. Анимация с помощью рук. Понятие символа через световую гамму: розовый-девочка, голубой-мальчик, чёрный-зло и т.д.





4

Любимые игрушки

Оживление игрушки. Придумывание этюдов.



Рассказ о любимой игрушке, фантазирование, разыгрывание ситуаций с игрушкой. Разыгрывание с игрушками сказок-малюток, действие словом и игрушкой, общение с партнёрами и зрителем.





5

Любимые сказки. Сказочные рисунки.

Рассмотреть иллюстрации к сказкам Совершенствуем средства выразительности в передаче образа

Дать понятие, что иллюстрации - средство выразительности. Игра «Узнай сказку»







6

Игровой урок


Игровой тре­нинг, знакомство, формирование партнерских отношений в группе, самодисциплины, умения организовывать себя, игры на коллективизм и согласованность






7

Перчаточные куклы. Театр Петрушки.

Знакомство с историей возникновения театра Петрушек, история Пульчинеллы, Полишинеля, Панча, Петрушки.




8

Основы театральной культуры.


Познакомить с главными театральными профессиями: актёр, режиссёр, художник, композитор. Просмотр мультфильмов обсуждение их с детьми.




9

Упражнения, этюды, игры..

Упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, воображения.

Игра «Буратинки», «Каша-малаша»

(Кукляндия – стр.49)





10

Упражнения на развитие голоса и речи.

Упражнения на дыхание.Игра «У бабушки в деревне»

(Кукляндия – стр.52)






11

Упражнения на силу голоса, артикуляцию, расширение словарного запаса.

Упражнения: «Звонок», №Муха», «Найди слово» (Кукляндия –стр.53)




12

Игры и этюды на создание игрового образа.

Игры и этюды на развитие выразительной пантомимики.Этюды: назови предмет, назови действие.

(Кукляндия стр.54,55)






13

Этюды на развитие выразительной мимики.


Игры-импровизации: «В гостях у Кузи», «Моё настроение», «Волшебное зеркало»

(Кукляндия –стр.56)






14

Создай образ.


Импровизация выдуманных и заданных образов. Танец облаков, Барыня, Хороводная игра, Оркестр.

(Кукляндия стр.58)






15

Психологические игры.



«Переглядки», « Тропический ливень», «Глаза в глаза»

(Кукляндия стр.61)






16

Игры на развитие слухового внимания.

«Посидим, послушаем», «Звуки леса», «Дождик»

(Кукляндия стр.62)






17

Игры на координацию речи и движения.

«Ипподром», «Рыбки-камешки»

(Кукляндия стр.62)






18

Игры – сказки.


Сказки-импровизации, инсценирование.

(К. стр.63)






19

Культура и техника речи.


Учить пользоваться интонациями (произнести фразу с разными интонациями), скороговорки, игры со скороговорками.

(испорченный телефон)






20

Основы театральной культуры.

Игры-занятия: Путешествие с театральным билетом, О чём рассказала театральная программка.




21

Выбор пьесы для спектакля и обсуждение её с детьми.

Выразительное чтение пьес учителем. Обсуждение её с детьми: - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении




22

Распределение ролей.


Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Изобразить героя в рисунке.






23

Деление пьесы на этюды и пересказ их детьми.

Пересказ выбранной сказки. Деление сказки на этюды. Работа над постановкой голоса.




24

Репетиция отдельных эпизодов.


Учимся умению вживаться в свою роль, учить с помощью интонации передавать настроение, чувства персонажа.




25

Репетиция эпизодов разным составом.

Дети наблюдают за действиями в одной роли разных исполнителей, оценивают их.




26

Вождение куклы.

Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.




27

Репетиция пьесы.



Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.





28

Создание эскизов декораций. Изготовление декораций к спектаклю.

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.




29

Репетиционная работа.

Работа над отдельными эпизодами сказок.



Практическое занятие.

Репетиция отдельных эпизодов спектакля.






30

Работа с текстом пьесы целиком.


Назначение ответственных за смену декораций и реквизита.

Музыкальное оформление пьесы.

Изготовление программок к спектаклям.





31

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения персонажей.

Выявить речевые характеристики персонажей, работа над чёткостью речи.




32

Репетиция всей пьесы целиком с декорациями и музыкальным оформлением.

Практическое занятие




33

Премьера спектаклей.

Коллективная практическая работа.



Показ спектакля учащимся начальных классов.

Итого: 33 занятия по 2 часа в неделю

Второй год обучения

Задачи:

  • Создать условия для реализации творческих способностей учащихся.

  • Способствовать формированию речевой деятельности учащихся, умений и навыков правильной речи.

  • Учить ребенка взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевать навыками коллективного творчества.

Главная задача программы во 2 классе – формирование у ребенка представления о составляющих сценического образа. Большое значение на этом этапе занятий приобретает внимание к пластическому решению того или иного образа, роли костюма или его деталей и т.д. Упражнение под музыку на этом этапе предполагает передачу сказочных образов, отличающихся особой характерностью.

Одной из задач второго этапа является формирование у младших школьников навыков эстетической оценки. С этой целью все выполняемые на занятиях упражнения обсуждаются (при этом дети условно делятся на две группы, каждая из которых поочередно выполняет функции то актеров, то зрителей). Основным критерием, по которому оцениваются детские работы на этом этапе, является достоверность (правдивость исполнения).

Театрально-исполнительская деятельность строится на освоении и вычислении языка действий как особо выразительного материала театрального искусства. Дети привыкают обращать внимание на особенности действий, совершаемых людьми: особенности пластики, взгляда, речи, костюма и мимики. Учатся схватывать и по-разному выполнять какое-то одно заданное действие – просить, утешать, слушать, выяснять и т.п. Ученики приобретают умение «оживлять» куклу. Необходимо применять упражнения для тренировки произвольного слухового и зрительного внимания. Предметом внимания должны стать и отличия, особенности исполнения одного и того же задания разными детьми.

Тренировка внешнего поведения должна выработать также доброжелательное отношение к работе своих одноклассников, что особенно важно именно в этот возрастной период (поддерживать, внушить уверенность, заинтересованность, а не заглушить зарождающуюся потребность пробовать, делать).

Таким образом, во 2-м классе работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, когда «ты интересен всем, все интересны тебе».

Продолжается работа над развитием речевого аппарата:



  • Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти навык четкого произношения звуков (см.упр. для 1 класса). Скороговорки;

  • Постановка дыхания ,массаж мышц мелкой моторики рук, участвующих в процессе работы с куклой.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • - анализировать пьесу;

  • - давать характеристику героям;

  • - анализировать роль, определять характер;

  • - переносить образ с эскиза на куклу;

  • - использовать выразительные возможности куклы;

  • - сочинять сказки, рифмовать.


Распределение учебных часов


Тема

Теоретич. занятия

Практич. занятия

Развитие сценической речи

4

10

Пластическая выразительность через поиск характера

4

10

Творческая деятельность




10

Формирование навыка коллективной работы




10

Подготовка и показ спектаклей




22

Итого:

70 часов

Календарно-тематический план. (2-ый год обучения)

( 1 занятие – 2 часа)


Дата

п/п

Тема занятия

Основные виды деятельности обучающихся




1

Вводное занятие. Внимание – основа основ.

Игры и упражнения на развитие внимания.




2

Память – помощник внимания.

Театрализованныеные игры.



Скороговорки, упражнения на развитие памяти. ( Упражнения из первого года обучения)




3

Таинственные превращения.

Дать первоначальное представление о «превращении и перевоплощении», как главном явлении театрального искусства.




4

Кто работает в театре? Знакомимся с театральными профессиями.

Презентация проекта «Создание спектакля»




5

Что можно увидеть в театре? Что такое репертуар?


Беседа, упражнения.




6-7

Особенности работы на ширме.

Тренинг




8-9

Учимся со сцены говорить.

Импровизация.



Упражнения, тренинг.

Театр – экспромт.






10

Учим правила передвижения куклы.

Упражнения на ширме.




11

Особенности спектаклей для кукольного театра.

Чтение русских народных сказок и сравнение их со спектаклями аналогичного названия. Знакомсто с драматическими произведениями, понятиями диалог, монолог.




12

Театральные жанры.

Выбор для спектакля пьесы.



Трагедия, комедия, драм, мелодрама – театральные жанры.

Чтение текстов спектаклей. Обсуждение.

Выбор понравившихся текстов.

Какова главная мысль пьесы? Какие картины представляете при чтении?







13

Распределение ролей. Чтение произведений учащимися.


Распределение ролей по желанию учеников.

Определить сколько действующих лиц.

Каков характер персонажа.





14

Искусство декламации.



Дикция. Темп. Ритм.

Отработка чтения каждой роли.

Прочитать чётко, проговаривая все звуки в словах. Определить логические ударения, паузы в словах.





15

Обучение работе на ширме.

Правильно надеть куклу на руку: голову – на указательный палец, руки куклы – на большой и средний пальцы. Проводить куклу над ширмой на руке, согнутой в локте.

Тренинг.





16

Изготовление декораций, костюмов для кукол.

Обновить или изготовить костюмы для кукол в соответствии со спектаклем.




17-18

Генеральная репетиция.

Репетиция на ширме с использованием бутафории, музыки




19-20

Показ спектакля.

Показ спектаклей разными группами для учащихся 1,2 классов




21

Анализ показанных спектаклей.

Обсуждение с детьми наиболее удачно сыгранных эпизодов в спектакле. Анализ ошибок, предложения по их устранению.




22

Выбор спектакля.

Чтение пьес учителем. Обсуждение темы. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношений.




23

Распределение ролей и чтение произведения учащимися.

Постановка голоса, интонации.

Детальный разбор спектакля.






24-25

Отработка чтения каждой роли.

Дикция. Темп. Ритм.

Отработка чтения каждой роли.

Прочитать чётко, проговаривая все звуки в словах. Определить логические ударения, паузы в словах.





26-27

Изготовление бутафории и кукол для спектакля.

Ремонт кукол, изготовление одежды для кукол в соответствии со спектаклем.




28-31

Репетиции на ширме отдельных эпизодов спектакля.

Заучивание текста наизусть.




32-33

Генеральная репетиция.

Распределение технических обязанностей.

Прохождение спектакля целиком с использованием соответствующей декорации, музыки.






34

Показ спектакля.

Показ спектаклей разными группами для учащихся 1,2 классов и предшколы.




35

Заключительное занятие.

Подведение итогов, награждение лучших «кукольников».

Обсуждение плана работы на следующий учебный год.




Третий год обучения

В 3 классе теоретически и практически осваивается понимание того, что поведение, действие куклы на ширме- выразительный язык актера. А далее, что актер - главное чудо театра.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию, к его особенностям при работе с куклой. Дети привыкают фантазировать о возможности разного поведения в схожих предлагаемых обстоятельствах и о выполнении одних и тех же действий в разных предлагаемых обстоятельствах. Этой тренировке воображения служат и упражнения с голосом и речью: говорить медленно, тихо, быстро, басом, высоко могут разные люди в разных обстоятельствах.

В 3 классе следует закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей. Полезно второй раз сходить на уже знакомый спектакль, дать детям возможность заметить все различное и одинаковое. Здесь же можно использовать этюды на «вежливого», хорошего зрителя и на зрителя плохого. Работа над любым этюдом может включить в себя распределение функций сочинителя, режиссера, актеров, художника.

Основными направлениями в работе в III классе являются достоверность, правдивость исполнения, выраженные в целенаправленных действиях в предлагаемых обстоятельствах. С этой целью детям дается ряд упражнений , развивающих именно эти навыки:


  • Домысливание предлагаемых обстоятельств;

  • Рассказ о герое от его собственного лица;

  • От лица персонажа, вступившего с ним в конфликт;

  • Придумывание событий до этюда и после него;

  • Характеристика героя по его собственной речи и т.д.

Таким образом, у школьников постепенно формируется представление о характере как особом поведении. На этом этапе ребенок уже должен уметь рассматривать поступок как действие, через которое проявляется характер героя.

Развитие театрального образования в III классе происходит на основе углубления и расширения знакомства школьников с драматургией и театральной терминологией, ее специфическими и жанровыми особенностями: действие, акт, диалог, монолог, режиссер, драматург, художник, костюм, декоратор, поза.



К концу третьего года обучения дети должны:

- знать историю театра кукол;

- уметь определять идею произведения;

- владеть темпо-ритмом, интонационной окраской голоса;

- владеть техникой вождения кукол.

Распределение учебных часов


Тема

Теоретич. занятия

Практич. занятия

Развитие сценической речи

1

6

Пластическая выразительность через поиск характера

1

3

Изготовление перчаточных кукол для спектаклей.




10

Формирование навыка коллективной работы




10

Показ спектаклей




4

Итого:

35 занятий по 2 часа



Календарно-тематический план. ( 3-ий год обучения, 1 занятие – 2 часа)


№ п/п

Тема

Осовные виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

1

Обновление и закрепление полученных знаний и умений.

Работа над вниманием.



игры, упражнения

1

2

Работа над памятью.

игры, упражнения

1

3

Работа над развитием воображения.

игры, творческие задания

1

4

Работа над развитием наблюдательности.

творческие задания

1

5

История возникновения театра.

опрос

1

6

Театральный коллектив.

лекция, упражнения

1

7

Выбор сценического материала.

совместный поиск

1

8

Работа с художественным словом.

тренинг

2

9

Интонация, выразительность.

тренинг

1

10

Знакомство с понятием роли.

беседа

1

11

Действие - есть движение.

тренинг

1

12

Движение куклы на ширме.

тренинг, творческие задания

2

13

Декорации для спектакля.

лекция, упражнения, пробы

1

14

История костюма. Как изменить внешний облик куклы.

лекция

1

15

Ролевое поведение куклы .

тренинг

2

16

Творческие работы.

репетиционный период

15

17

Контрольный урок.

показ коллективной творческой работы

2

Итого: 35 занятий по 2 часа



4-й год обучения

На четвертом году обучения главным критерием восприятия является способность ребенка оценить выразительность и оригинальность каждого задания. С этой целью школьникам предлагается одно и то же задание выполнять различными составами, выявляя при этом разницу исполнения. Театрально-исполнительская деятельность школьников в IV классе разворачивается на материале исполнения роли по драматургическому заданию. Осваивается взаимосвязь образа, текста, задачи, действия. Раскрывается значение импровизации-игры в театральном искусстве, без которой оно не существует, но которую можно оценить. Ученики знакомятся с влиянием истории, среды, характера, ситуации, на логику поведения персонажа.

Работа строится на этюдах, связанных с игровым воплощением драматургического задания:


  • Шумы по ремаркам,

  • Монологи,

  • Логика действия в диалоге,

  • Обыгрывание элементов костюма,

  • Логика поведения и костюм,

  • Этюды по пьесе,

  • Импровизация при заданных обстоятельствах,

  • Элемент – «перемена отношения».

В четвертом классе закладываются практические навыки для подготовки детей к восприятию целостного образа спектакля, как коллективного творчества; посильное участие во всех этапах подготовки, включая оформление. Дети подбирают и создают костюм для куклы, декорацию, реквизит, шумовое оформление к спектаклю, к своим эскизным постановкам.

Формируются навыки творческой дисциплины: чувство «боли» за коллективный труд и осознание необходимости своего участия в нем; знание текста роли (не только своей, но и партнеров), готовность в любой момент помочь своему товарищу, а при необходимости и заменить его.


К концу 4 класса дети приобретают возможность пользоваться в речи терминами: словесные действия, подтекст, ассоциации, событие, сценическая задача, замысел, характер, амплуа, тираж, трагедия, комедия, драма.

Заключительным этапам занятий является выпуск спектакля с афишей, программой, в котором дети демонстрируют полученные навыки.



В течение четырех лет обучения по театральной программе происходит развитие психологических особенностей личности (характера, способностей), формирование эмоционально-волевых качеств и познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления, воображения)

Распределение учебных часов


Тема

Теоретич. занятия

Практич. занятия

Элементы речевой выразительности

1

6

Образ героя. Характер и отбор действий

1

6

Театральное образование




4

Жест, мимика, движение, речь -слагаемые действия




3

Формирование навыка коллективной работы




10

Творческий отчет




4

Итого:

35 занятий по 2 часа





Календарно-тематический план. ( 4-ый год обучения, 1 занятие – 2 часа )

№ п/п

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

1

Продолжение работы над сценическим материалом. Обоснование выбора.

беседа, чтение, тренинг

1

2

Миниатюра.

постановки

1

3

Миниатюра с применением кукол разных видов.

постановки

1

4

Движение кукол в миниатюре.

практич.работа

1

5

Миниатюра с использованием речи.

постановки

1

6

Выбор своей миниатюры.

практич.работа

1

7-9

Репетиционный период.

репетиции

3

10

Контрольный урок.

показ работы

1

11

История театра в России.

История скоморошества.



лекция, пробы

1

12 

История народного костюма. Стилизация русского народного костюма.

лекция,

творч. занятия



1

13

История сценического костюма.

лекция, практич.занятия

1

14

Ролевой костюм

практич.работа

1

15

Грим и мимика кукол.

практич.работа

1

16

Рождение кукольного спектакля.

Выбор и его обоснование.



беседа, чтение, тренинг

1

17

Распределение ролей.

практика, пробы

1

18,19

Работа над текстом. Деление текста на эпизоды и пересказ их детьми.

тренинг

2

20

Подбор нужных кукол, их одежда.

практическое занятие

1

21-22

Работа над отдельными эпизодами..

практич.занятие

2

23-25

Репетиция отдельных картин с применением элементов декорации.

практич.занятие

3

26-33

Сводная работа над спектаклем.

Репетиционная работа.



практич.занятие

1

34,35

Контрольный урок.

показ спектаклей

2

Итого: 35 занятий по 2 часа
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • ноутбук,

  • телевизор;

  • музыкальная фонотека;

  • аудио и видео кассет;

  • СД– диски;

  • куклы перчаточные;

  • ширма;

  • пальчиковые куклы;

  • сценарии сказок, пьес, детские книги.


Литература:

1. Юрий Алянский Азбука театра, Л., издательство «Детская литература», 1990

2. Театр, где играют куклы. Репертуарно-методическая библиотечка №9, М.,1999

3. Е Раугул Театр в чемодане, С-П, «Литера», 1998

4. Домашний кукольный театр., М,»РОСМЭН», 1999

5. Т.Н.Караманенко Кукольный театр – дошкольникам.,М, «Просвещение», 1982

6. Уроки театра на уроках в школе.Методические рекомендации, М, 1992Школьный театр в начальной школе. Библиотечка «Первого сентября», М,2007

7. Куличенко Г.П. Маленькие секреты большого успеха.,Томск, 1997

8. А.В.Роготнёва Изобразительное искусство и художественный труд на основе театральной деятельности. Методическое пособие, Томск, «Пелинг»,2000

9. Ю.И.Рубина Театральная самодеятельность школьников., М.,»Просвещение»,1983

10. Куклы для домашнего театра, издательство «ВНЕШСИГМА», 1999

11. В.Г.Еценков Кукольный театр в школе. Методическое пособие для педагогов и родителей. Новосибирск, Издательская компания Лада,2001

12. И.И.Троицкая Образовательная программа театральной студии «Волшебная рампа», Нижний Новгород,2006

13. М.И.Родина Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. С-П, «Музыкальная палитра», 2008


Список литературы для детей:

  1. Андрианова-Голицына И.А.«Я познаю мир». Детская энциклопедия, М., ООО «Издательство» 2000.

  2. Генов Г.В. Театр для малышей. М.: просвещение, 1968

  3. Детская энциклопедия. 1999, №3, Кукольный театр. – ЗАО «Аргументы и факты».

  4. «Игры, ребусы, загадки для младших школьников». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия Холдинг, 2004 .

  5. Лопатина А., Скребцова М. «600 творческих игр для больших и маленьких». М.: «Амрита-Русь», 2004

  6. Смирнова Н.И. « И …оживают куклы», М. «Дет. Лит.» 1982 г.

  7. Театр своими руками. – С-Пб: Акцидент, 1995

  8. Театр кукол своими руками. – М. 2001.

  9. И.А.Генералова. Театр. Пособие для дополнительного образования. Образовательная система «Школа 2100». 2,3,4 классы, М.,»БАЛАНС», 2004.

Каталог: files -> img
img -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
img -> Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви
img -> Программа развития универсальных учебных действий 1 Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта
img -> Компетентность ресурс качественного образования
img -> Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
img -> Российская федерация федеральный закон
img -> Внеурочная деятельность в профильных классах


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница