Рабочая программа по учебному предмету «мои профессиональные планы»



Скачать 151,12 Kb.
Дата25.04.2016
Размер151,12 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45 г. Липецка

имени Героя Советского Союза Павла Андреевича Папина

Рассмотрено Утверждена

на заседании МО учителей приказом по МБОУ СОШ №45

художественно-эстетического цикла г. Липецка

физической культуры и ОБЖ от 31.08.2015 № 182

протокол от 31.08.2015 №1



Рабочая программа

по учебному предмету

«МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ»

для учащихся 9 классов

2015-2016 учебный год

Учитель: Ролдугина И.П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2013 №2643, от 24.01.2012 №39, от 23.06.2015 №609).

Программа курса «Твоя профессиональная карьера» для учащихся 8-9 классов, под редакцией С.Н. Чистяковой, В.П. Бондаревой, Т.И. Шалавиной и др.-М., Просвещение,2008 г.

  Выбор данной программы мотивирован тем, что она соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, уровню познавательных способностей обучающихся данных классов.

Особое место данного предмета обусловлено тем, что предмет призван помочь учащимся сориентироваться в сложном мире труда; поможет им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.

Изучение данного предмета тесно связано с такими дисциплинами, как технология, психология, физика, черчение, экономика.      

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Предмет «Мои профессиональные планы» в 9 классах направлен на достижение следующих целей:


  • актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

  • развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях

В ходе их достижений решаются следующие задачи:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании

  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

  

Информация о внесенных изменениях в программу:

Рабочая программа сокращена до 34 часов в год, так как реализуется только в 9 классах, 1 час в неделю, согласно учебному плану МБОУСОШ №45 г. Липецка за счет регионального компонента.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



  1. ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии. Дневник выбора профессии . Вводный инструктаж.

Практическая работа: знакомство с дневником выбора профессии.



  1. МНОГООБРАЗИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий, Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Правила выбора профессии. Классификация профессий. Профессиограмма, профессиография.

Практическая работа: составление словаря профессий.



  1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ

«Образ Я» как система представлений о себе. Структура «Образа Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Методы изучения личности. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки

Практическая работа: составление «дерева» психологических качеств личности, методика «Кто я?», методика определения уровня самооценки.



  1. СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ («хочу»-«могу»-«надо»)

«Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу»-человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо»-потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.

Практическая работа: ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по действующим группам (предлагается перечень профессий).

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности»

Диагностические процедуры: карта интересов; опросник профессиональной готовности.

Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)
Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.

Диагностические процедуры: методика самооценки индивидуальных особенностей.

Практическая работа: выявление и оценка уровня интеллектуального развития учащихся.

Социальные проблемы труда («надо»)

Общественное разделение труда, Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация.

Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.

Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.

Развивающие процедуры: игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».

Практическая работа: определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, умственный, физический (предлагается перечень профессий). Письменная работа на тему: « Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.

Социально-психологический портрет современного профессионала.

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профес­сиональная мобильность. Психология принятия решений.

Развивающие процедуры: деловая игра «Мэрия».



  1. СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темперамент, его роль в профессиональном становлении личности

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).

Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Диагностические процедуры: опросник В.М. Русалова

Развивающие процедуры: сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».

Практическая работа: анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.

Характер, его роль в профессиональном становлении личности

Характер, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление черт характера

Диагностические процедуры: методика независимых характеристик.

Развивающие процедуры: Сюжетно-ролевая игра «Проявление характера в профессиональных ситуациях».

Практическая работа: анализ особенностей поведения людей, имеющих разные черты характера, в конкретных ситуациях.

Эмоциональные состояния личности, ее волевые качества

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.

Диагностические процедуры: методика «Незаконченные предложения». Опросник «Какая у меня воля?».

Развивающие процедуры: ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.

Практическая работа: самонаблюдение за динамикой настроения, выполнение упражнений по воспитанию воли.


  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА

Способность к запоминанию

Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.

Диагностические процедуры: методика «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).

Развивающие процедуры: сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания

Способность быть внимательным

Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития памяти.

Диагностические процедуры: методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

Способность оперировать пространственными представлениями

Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.

Диагностические процедуры: методика «Сложение фигур».

Развивающие процедуры: выполнение задания «Магическая фигура», методика «Кубики».

Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями

Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.

Диагностические процедуры: методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации».

Развивающие процедуры: методики «Способы использования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлые и будущие состояния предмета».

Человек среди людей

Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.

Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.

Диагностические процедуры: опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия».

Развивающие процедуры: элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай человека».



  1. ПОДГОТОВКА К БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЕ (6 часов)

Профессиональные и жизненные планы

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональная пригодность. Степени профпригодности. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Развивающие процедуры: деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».

Практическая работа: анализ личного профессионального плана.

Здоровье и выбор профессии

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.

Практическая работа: работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.

Пути получения профессии

Система начального профессионального образования (НПО). Типы Учреждений НПО, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.

Средние специальные учебные заведения (ССУЗы), их типы, условия приема и обучения.

Типы высших учебных заведений (ВУЗы), условия приема и обучения студентов. Возможности квалификационного роста.

Практическая работа: письменная работа «Мой путь в профессию».

Профессиональная карьера

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.

Развивающие процедуры: деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».


  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности.

Практическая работа: профессиональные пробы профессий типа «Человек-человек», «Человек – техника», «Человек- знаковая система», «Человек – художественный образ», «Человек – природа»



  1. ОБОБЩЕНИЕ(1 час)

Оценка способности школьника к выбору профессии

Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах).

Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.

Практическая работа: определение способности школьников к выбору профессии.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате прохождения программного материала учащийся должен иметь представление о:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда;

  • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
    Знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии;

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

  • понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
    Уметь:

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

9 класс



Темы

Количество часов




1.

Введение

1

2.

Многообразие мира профессий

2

3.

Внутренний мир человека и система представлений о себе

2

4.

Секреты выбора профессии («хочу», «могу», «надо»)

6

5.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

3

6.

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

5

7.

Подготовка к будущей карьере

6

8.

Профессиональные пробы

9

9.

Обобщение

1




Итого:

35

ЛИТЕРАТУРА



  1. Программа курса «Твоя профессиональная карьера»,  авт.  С.Н.Чистякова, Т.И. Шалавиной,  М.А. Холодная,  В.П. Бондарева и др.- М., Просвещение, 2008.

  2. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. Для учителя/  С.Н.Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавиной,  А.И. Цуканов; под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2010

  4. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю. Просихина. –М.: Глобус, 2007.

  5. Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. / авт. –сост.: Л.Н.Бобровская, О.Ю. Просихина и др.; под ред. Рождественской. – М.: Глобус, 2008.

  6. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников».- СПб.: Речь, 2007.

  7. Профориентация старшеклассников: Сб. учеб. – метод. Материалы/ сост. Т.В. Черникова – Волгоград: Учитель, 2005.

  8. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры , упражнения, Опросники. – М.: ВАКО, 2005.

  9. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко/авт.-сост. А.Н. Бобровская.-Волгоград: Учитель, 2009.

Каталог: content -> files -> about school -> rab program
files -> Тип личности и болезнь
files -> Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования
files -> Дмитрий Калинский 5 шагов к счастливому я генетика счастья
files -> Проект VIII открытая научно-практическая конференция в области художественного образования детей «АртЕкатеринбург-2014» резолюция
files -> Создание условий для становления профессиональной субъектности у студентов в учебном процессе вуза
files -> Концептуальные основы просвещения в области семьеведения
files -> Детский суицид: профилактика и коррекция
files -> Учебное пособие для диспетчеров еддс муниципальных
rab program -> Рабочая программа по учебному предмету «технология» для учащихся 10-11 классов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница