Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности воспитанников третьего года жизни



страница1/8
Дата20.04.2016
Размер1.61 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности воспитанников третьего года жизни. Рабочая программа педагога.

Екатеринбург. – 2013 г.


Составитель: Жураева Ю.А. воспитатель.
Редактор: Шпанькова Н.П. заместитель заведующего по ВМР.

В рабочей программе определены, ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства по всем сферам развития ребенка.


Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, потребностей и возможностей воспитанников, в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации. Рабочая программа разработана на основе Основной общеобразовательной программы дошкольного образования /под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010, с учетом социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и др. условий, в которых осуществляется образовательный процесс отраженных в «Примерной региональной программе образования детей дошкольного возраста».

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей младшего дошкольного возраста. Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному, физическому, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.

Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………….……..…………….…5


    1. Возрастные особенности контингента воспитанников группы раннего возраста…………………………………………….…………………6

    2. Индивидуальные особенности контингента воспитанников группы раннего возраста………………………………………………………..7

    3. Приоритетные направления деятельности………………………………………………………………………………………………………..

    4. Цели и задачи деятельности группы раннего возраста по реализации основной общеобразовательной программы………………………..11

    5. Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий12

    6. Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста………………………………………………..13

    7. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические)………………..21

    8. Принципы и подходы к формированию Программы……………………………………………………...……………………………………..22

2. Организация режима пребывания воспитанников группы раннего возраста……………………………………………………………29

2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности воспитанников группы раннего возраста в зависимости

от их возрастных и индивидуальных особенностей, предусматривающей личностно-ориентированный подход

к организации всех видов детской деятельности…………………………………………………………………………..29

2.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников,

их индивидуальными и возрастными особенностями………………………………………………………………..…………34

3. Содержание образовательного процесса………………………………………………………………………………………………………34

3.1. Комплексно-тематическое планирование……………………………………………..………………………………………………34

3.2. Перспективный план воспитательно-образовательной работы с воспитанниками…………………………………………………..37

тема «Детский сад»………………………………………………………..………………………………………………………………..37

тема «Осень»………………………………………………………………………………………………………………………………..41

тема «Я в мире человек»……………………………………………………………………………………………………………………….44

тема «Мой дом»…………………………………………………………………………………………………………………………………48

тема «Мониторинг детского развития»……………………………………………………………………………………………51

тема «Новогодний праздник»…………………………………………………………………………………………………………54

тема «Зима»……………………………………………………………………………………………………………………………………..59

тема «Мамин день»………………………………………………………………………………………………………………………….63

тема «Народная игрушка»……………………………………………………………………………………………………….…….67

тема «Мониторинг детского развития»………………………………………………………………………………………………….70

тема «Весна»…………………………………………………………………………………………………………………………………….74

тема «Лето»………………………………………………………………………………………………………………………………...…78

4. Планируемые результаты освоения воспитанниками группы раннего возраста основной общеобразовательной

программы дошкольного образования……………………………………………………………………………………………82

5. Система мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов освоения основной

общеобразовательной программы дошкольного образования……………………………………………………………………………..88


  1. Пояснительная записка

Пояснительная записка построена с учетом следующей нормативно-правовой базы:



  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ №655 от 23 ноября 2009 года).

  • Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

  • Международная Конвенция "О правах ребенка" (1989).

  • Об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Федеральный закон РФ.

  • Семейный кодекс Российской Федерации.

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года

  • О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий. Письмо Минобразования России от 02.06.98 № 89/34-16.

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049-13.

  • Федеральный Закон от 5 декабря 2006 г. № 207–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей».

  • Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 №313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03).

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 года № 03-1883 «О методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования».

  • «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития» (от 24.03.95 г.

№ 42/19-15)

  • «О практике проведения диагностики развития в системе дошкольного воспитания» (от 07.04.99 г. № 70/23-16).

  • Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 518



    1. Возрастные особенности контингента воспитанников группы раннего возраста

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.



Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
   Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
1.2. Индивидуальные особенности контингента воспитанников группы раннего возраста
В группе 24 воспитанника, из них 16 мальчиков,8 девочек. Все воспитанники из социально-благополучных семей. Осуществляется гендерный подход.

Физическое направление развития воспитанников

Многие воспитанники могут самостоятельно одеться, раздеться, умыться, пользоваться носовым платком. Некоторые воспитанники владеют элементарной культурой поведения за столом во время еды. Воспитанники стремятся осваивать новые движения на физкультурных занятиях.



Познавательно-речевое направление развития воспитанников.

Многие воспитанники проявляют желание строить самостоятельно. Используя игрушки, составляют предложения в форме диалога, проявляют инициативу в общении с воспитателем и младшим воспитателем, но в основном используют в общении со сверстниками неречевые, вербальные средства. Ориентируются в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Дети общаются друг с другом.


Социально-личностное направление развития воспитанников.

Некоторые воспитанники владеют способами игровой деятельности, охотно подражают показываемым ему игровым действиям. При помощи и контроле взрослого выполняют отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.


Художественно-эстетическое направление развития воспитанников.

У воспитанников интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Работы схематичны, детали отсутствуют. В лепке воспитанники могут создавать изображение путем отщипывания пластилина. Начинают проявлять интерес и изобретательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).




1.3. Приоритетные направления деятельности
- в группе раннего возраста отработка системы по созданию условий для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников;

- повышение компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом, вовлечение семьи в планирование, организацию и оценку результата реализации программы


Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье, находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Задачами этой работы являются следующие параметры:

1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.

3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

4.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться  следующими  принципам:

-целенаправленность, систематичность, плановость;

-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики  каждой семьи;

-возрастной характер взаимодействия с родителями;

-доброжелательность, открытость.

Ожидаемые результаты работы с родителями – это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах; увеличение  количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам ДОУ; возрастание интереса к мероприятиям , проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.

Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.

Необходимо использовать следующие формы работы детского сада с семьей: беседы, родительские собрания, анкетирование, посещение на дому, выставки, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды, консультации, присутствие родителей во время адаптационного периода в группе, укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», « Я умываюсь».

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики, особенно это важно в период, когда родители впервые приводят малыша в детское учреждение. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.

Задача модернизации  взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие  отношений «Ребёнок-педагог – родитель».

Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы  взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. 

Они построены по типу игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога.  Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.

Основной задачей  информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей это в первую очередь -  общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей  способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п.

Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок. Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.

Принцип взаимодействия с родителями носит  целенаправленный, систематичный, плановый характер. К взаимодействию с родителями необходимо подходить дифференцировано с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, необходимо учитывать и возрастной характер взаимодействия с родителями при этом соблюдая доброжелательность и открытость.

Взаимодействие педагога с родителями - сложный процесс, который требует специальной подготовки воспитателей. В организации союза "родители - педагоги" важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающий авторитаризм.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-методической литературе из области педагогики. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры.

Взаимодействие детского сада и семьи следует рассматривать как двусторонний процесс: "Детский сад - семье" - процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи: "Семья - детскому саду" - процесс, характеризующийся включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничества. Необходимы современные знания о семье, причем этими знаниями должны владеть все сотрудники детского сада, они должны стать основой для профессионального взаимодействия.

Воспитывать детей, без определенных знаний по педагогике и психологии почти невозможно. И одна и основных задач педагога восполнить их недостаток всеми возможными способами.



1.4. Цели и задачи деятельности группы раннего возраста по реализации основной общеобразовательной программы

Цель: определить содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направить на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

  • Укреплять и сохранять здоровье детей. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Развивать основные движения.

  • Формировать элементы наглядно-образного мышления.

  • Развивать восприятие, внимание, память детей.

  • Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

  • Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.

  • Воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям.

  • Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи.

  • Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

  • Формировать первоначальное представление о количественных и качественных различиях предметов.

  • Учить разнообразно действовать с предметами: собирать однородные по названию предметы, отбирать игрушки разного цвета, величины, формы.

  • Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.

  • Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.

  • Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям.

  • Развивать художественное восприятие детей, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.


1.5. Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий

Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий


Обязательная часть

Направления развития детей

Комплексная программа – «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2010 г.

Образовательная область

Программы, методические пособия, технологии

Физическое развитие

Физическая культура

Лайзане С.Я. Физкультурные занятия в детском саду, 2009.


Здоровье

Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. Бересневой З.И., 2005.

Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие, 2007.

Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье, 2008.


Познавательно-речевое развитие

Коммуникация

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет, 2009

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2009

Познание



Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий, 2006.


Чтение художественной литературы


Комплексная программа – «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2010 г.


Социально-личностное развитие

Социализация

Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации, 2005.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации, 2006.



Труд



Безопасность

Авдеева М.А., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., Основы безопасности детей дошкольного возраста. - М.: АСТ ЛТД, 1998

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду»

Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации, 2005



Художественное творчество

Комплексная программа – «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2010 г. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников, 2005.

Швайко Т.С. Занятия по ИЗО в детском саду, 2005.




1.6. Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Содержание центров развития

Условия

Виды и содержание деятельности

  • «Центр воды и песка»

Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия: совочки, лопатки, ведерки, игрушки.

  • Соответствующая высота размещения оборудования.

  • Располагается рядом или вместе с «Лабораторией», а также в непосредственной близости от « Центра познания» и «Центра природы»

  • Игры-опыты с водой: «Узнаем, какая вода», «Налей и отмерь», «Игра с мыльной пеной», «Тонет или плавает»,

  • Игра-ситуация «Плывут кораблики» (материал: бумажные кораблики, емкость с водой, шапочки матросов)

  • «Центр природы»

Оборудование для игр с песком на прогулке ( ведерки, лопатки, формочки, совочки, ситечки и т. д.

Коллекции камней, ракушек, семян.

Игротека экологических развивающих игр.

Картины-пейзажи по времени года.

Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония.

Муляжи овощей и фруктов ( огурец, помидор, морковь, яблоко).

Календарь погоды.

Календарь природы.



  • Располагается вблизи «Лаборатории».

  • Свободный доступ к объектам и материалам.

  • Подбираются растения, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования.

  • Растения размещают по принципу тене- и солнце- любия.

  • Дидактические игры: «Что растет на огороде» (муляжи и (или) картинки с изображением овощей)

«Овощной магазин»

«Кто за елкой»

«Найди, о чем расскажу», «Опиши, что угадаю», «Чьи детки», «хохлатка».


  • «Центр конструирования»

Конструкторы разного размера.

Мягкие (поролоновые) крупные модули.

Фигурки людей и животных для обыгрывания: наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы («Зоопарк», «Птичий двор»), рыбки, игрушечные насекомые, люди и т. д.

Схемы построек.

Игрушки бытовой тематики.

Крупные объемные геометрические формы.

Строительный материал из коробок разной величины.


  • Определить свободное пространство для сооружений из крупного «строителя».

  • Располагать вблизи уголка сюжетно-ролевых игр, для того чтобы можно было использовать постройки в играх.

  • Компоновать в коробку геометрические формы вместе с материалами для обыгрывания.

  • Игры-ситуации: «Стройка» (строительный материал, игрушечные машины); «Лесенка для белочки» (игрушечная белочка, кубики, кирпичики); «Построим дом для мишки и зайчика» (игрушечные мишка и зайчик, кирпичики, призмы) «Строим дом» (строительный материал: кубики, кирпичики, машины).

  • «Центр ряженья»

Одежда для ряженья (для надевания на себя) – узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, ленты, косынки и т. д.

Зеркало (в рост и полроста ребенка).

Аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках.

Бижутерия из различных (но не опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов.



  • Рядом с уголком «Ряженья» рационально расположить «Центр игры» и тематический набор «Парикмахерская».

  • Эстетичность и разнообразие костюмов для ряженья.

  • Деятельность по развитию самостоятельности, навыков самообслуживания (раздевания-одевания).

  • Театрализованная деятельность, игровые импровизации.

  • Деятельность по формированию представления о полоролевых отличиях мальчиков и девочек.

  • «Центр двигательной активности»

Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: валик мягкий укороченный (длинна 30 см, диаметр 30 см); коврики, дорожки массажные со следочками ( для профилактики плоскостопия) 180 х 40 см; горка детская; шнур длинный; мешочки с песком.

Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей; мяч резиновый (диаметр 10-15 см); мяч-шар надувной (диаметр 54-65 см); шарик пластмассовый (диаметр 4 см).

Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики, погремушки, шишки, шары, палки, ленты.

Сухой бассейн.

Игрушки-качалки.

Мягкие легкие модули, туннели.

Разноцветные флажки, ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, мячи большие и теннисные.


  • «Центр игры»

Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей.

Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения).

Игрушки, изображающие предметы труда и быта.

Дидактическая кукла (40-50 см). Кукла снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.).

Куклы, изображающие представителей различных профессий (клоун, врач, солдат и др.).

Игрушки-двигатели (каталки разной формы, каталки-гремушки, коляски и тележки; автомобили (15-20 см) и пр.).

Модули-макеты игрового пространства.

Кукольный уголок.

Спальня.

Кухня.

Ванная комната.

Прачечная.

Парикмахерская.

Магазин.

Больница.

Гараж.


  • Периодическая сменяемость пособий.

  • Свободное пространство для двигательной деятельности.

  • Максимальный уровень размещения пособий.

  • Рациональное сочетание пособий и движений, не допускать их однообразия.

  • С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчика, мишку, лисичку) целесообразно расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т. д.)

1.Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке.

2.Для накопления опыта игровых действий использовать действия по впечатлениям от сказок, книг, иллюстраций, бесед.

3.Организация наблюдений и целевых прогулок.

4.Игрушки размещаются по тематическому принципу.

5.Все игрушки должны находиться в свободном доступе.

6.Включать игровые персонажи в режимные моменты.

7.Чем меньше дети, тем крупнее мебель для кукол и другое оборудование.

8.Использовать в «Центре игры» разные виды игрушек:

-реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов.

-прототипические-условно производящие детали предметов.

-предметы-заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении.

9.В качестве заместителей можно использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

10.Игровые материалы размещаются в низких по высоте стеллажах, пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках.

11.Одна и та же игровая ситуация может по разному осуществляться в течение года.

12.Для побуждения ребенка к интересным и полезным действиям объединять 2-3 предмета в подсказывающую игровую ситуацию.




  • Подвижные игры: «Кошки-мышки»; «Мы солдаты»; «Достань морковку»; «Беги к тому, что назову», «Огуречик», «Ветер и листочки», «По ровненькой дорожке», «Обезьянки-шалунишки», «У медведя во бору», «С мишкой», «Зайка беленький сидит», «Кто быстрее добежит до стульчика», «Пройди по дорожке», «Беги к тому, что назову», «Веселые колокольчики», «Поезд», «Автомобили», «Самолеты», «Мы едем, едем, едем», «Воробушки и автомобиль».

Примерная тематика сюжетных игр-ситуаций.

1.Игры с куклами:

-кормление кукол;

-купание;

-укладывание спать;

-куклы одеваются на прогулку;

-обед для кукол;

-кукла заболела;

Основные игровые действия.

Кормить куклу-купать; купать-укладывать спать; укладывать спать-петь колыбельную; готовить кукле обед-кормить ее; одевать на прогулку-гулять с ней.

2.Игры с машинами и другим транспортом:

-машина едет по улице;

-мойка машины;

-ремонт машины;

-легковая машина везет гостя;

-трактор работает в поле.



Роли. Шофер, пассажир; работник бензозаправки; летчик, машинист, капитан.

Основные игровые действия.

Машину нагружают грузом-машина везет груз; пассажиры входят в автобус-выходят из автобуса на остановках; машину осматривают-ремонтируют; самолет летит –приземляется.



Роли. Артист, дрессировщик.

Основные игровые действия.

Показывать прыжки зверей через предметы.

-игры в магазин(овощной, хлебный, магазин одежды, обувной магазин, мебельный магазин).

Роли. Покупатель, продавец, шофер.

Основные игровые действия.

Привозить товар-разгружать; взвешивать на весах-продавать; резать продукты ножом-взвешивать на весах; покупать товар.

-Игры в больницу: (прием в кабинете врача, прививки, аптека).

Роли. Врач, больной, медсестра, фармацевт.

Основные игровые действия.

Ехать в автобусе-выходить на остановке, кормить животное-гулять с ним.



Роли. Мастер, клиент.

Основные игровые действия.

Привозить в ремонт- ремонтировать (стучать, шить, включать).

-Игры в парикмахерскую(стрижка волос, прически, маникюр).

Роли. Мастер (например, по маникюру, парикмахер).

Основные игровые действия.

Мыть голову шампунем – вытирать; причесываться – смотреться в зеркало; стричь; красить ногти.



  • «Цент музыки»

Игрушки - музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, погремушки, бубенчики, барабан, рожок, дудочка, мерлитон, металлофон, свистульки, констаньеты, деревянные ложки, шуршащие султанчики, шарманка –балалаечка, балалаечка, гармошечка, игрушечный рояль и пр.).

Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шарманки, шумелки, стучалки.

Магнитофон.

Народные игрушки.

Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки и открытки)


  • Групповая комната, спальня могут быть оформлены звуковым дизайнером, например, записями колыбельных песен, плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста травы. Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений можно использовать во время режимных моментов.

  • Дудочки, свистульки, рожки используются индивидуально каждым ребенком и моются после каждого использования.

1.Игры-ситуации: «Волшебная дудочка», «В лесу»

2.Дидактические игры: «Лисичка, пляши», «Гром и дождик», «Кто в домике», «Солнышко и дождик», «Идем-бежим», «Елочная песенка», «Петрушкин концерт»

3.Игры-экспериментирования со звуковыми предметами.


  • «Центр книги»

Детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов. 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые детьми) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания, например: произведения про мишку, рядом с книжкой становится игрушечный мишка.

Сюжетные картинки.

Портреты писателей и поэтов.


  • Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников.

  • Размещать около источника света (окна).

  • Располагать рядом с «Центром театра», вдали от шума и игровых уголков.

Игры-инсценировки:
- «Калачи из печи» (игрушечная курочка); убранство для русской избы – половички, печь, горшок, противень, калачи, баранки; русский народный костюм)

- «Стоит в поле теремок» (Русский народный костюм; убранство в русском народном стиле – лавочки, самовар, скатерть и др.; фигурки настольного театра – мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь)

- По мотивам потешки «Бежала лесочком лиса с кузовочком».

Рассматривание иллюстраций в книгах.



  • «Центр творчества»

Произведения народного искусства: глиняные игрушки, Деревянные матрешки, предметы быта ( нарядная посуда, украшенная одежда); альбом с рисунками или фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства.

Репродукции картин, иллюстраций из детских книг по теме, которую запланировали на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.

Бумага тонкая и плотная, рулон простых белых обоев, картон

Цветные карандаши ( 6 основных цветов), гуашь ( 6 основных цветов)

Круглые кисти (беличьи, колонковые № 10-14), подставка под кисти.

Емкости для промывания ворса кисти от краски.

Готовые формы для выкладывания и наклеивания.

Рисунки-иллюстрации знакомых детям предметов, животных объектов.

Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров.

Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем



  • Высота размещения: рост ребенка + согнутая в лотке рука.

  • Располагать вблизи окна.

  • Соседствует со спокойной «зоной» деятельности детей.

  • Все экспозиции картин и репродукции располагают на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; картины не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия, они должны быть выполнены в техниках и жанрах, дающих детям представления о различных графических языках.

  • Наличие в группе множества привлекательных, разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной деятельности

  • «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету» (карандаши, корзины, мячики красного и зеленого цвета) «Пошел дождик» «Украсим ковер для бабушки» «Нарядное деревце» «Рукавичка для мишки» «Найди такую же картинку, рисунок, цвет, карандаш»; «Неваляшки- яркие рубашки»; «Найди такую же сосульку»; « Подбери посуду к чаю»; «Найди такую же тарелку (чашку)» (по цвету, размеру), «Украсим тарелочку».

  • Игровые упражнения на развитие мелкой моторики: «Выложи узор из сосулек», «Солнышко».

  • Разные виды продуктивной деятельности.

  • «Уголок уединения»

Отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, рассчитанный на 1-2 детей.

Стул или пуфик.

Книги.

Мягкие игрушки, мозаики, разрезанные картинки.



  • Определенная изолированность от остальных центров.

  • Спокойный музыкальный фон (по возможности и желанию ребенка)

Спокойная деятельность на выбор ребенка: рассматривание иллюстраций в книгах, слушание музыки, складывание разрезанных картинок, мозаики и пр.

  • «Домашняя зона»

Диван, кресла.

Журнальный столик.

Семейные фотоальбомы.

Любимые детские игрушки.



  • Создание атмосферы семейного комфорта.

  • Возможность проведения в этой зоне «посиделок» с родителями, включению родителей в процесс

Различные виды совместной деятельности воспитывающих взрослых (педагогов, родителей) и детей: беседы, рассматривание альбомов, слушание музыки, рукотворчество, чаепития и пр.

1.7. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические)

Рабочая программа направлена на:

- разностороннее развитие воспитанников, учитывая психофизиологические закономерности их развития;

- развитие эмоционально-аффективной сферы, способности ребенка понимать эмоциональные состояния свои и других людей, выражать эмоции и чувства вербально, не вербально (в движении, мимикой, голосом, в творчестве), на формирование групповой сплоченности и эмоциональной открытости;

- развитие социально-коммуникативных умений, способности сопереживать другому, на овладение социально приемлемыми способами самовыражения в ситуациях общения, расширение представлений ребенка о себе и своих возможностях, способствует формированию социально-уверенного поведения;

- поддержку основных линий развития ребенка, отвечающих своеобразию возраста, учитывающих сензитивность разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании. Образовательная деятельность строится на развитии воображения и основанного на нем творчества (творческого отношения к действительности); исходных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления); речи и речевого общения; произвольности, регуляции поведения и др.), призвана обеспечивать проектируемый уровень общего психофизического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства и на стадии его завершения;



- базисное содержание образовательного процесса в дошкольных учреждениях с учетом региональной специфики (географически условий, национальных и культурных традиций), предусматривает вариативность его реализации, способствует развитию инициативы и творчества педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Реализацию содержания образовательной программы рекомендуется осуществлять не столько в организованных формах обучения (занятиях), сколько через организацию работы с детьми вне занятий, в совместной и самостоятельной деятельности. Ведущее место здесь должно принадлежать развивающим играм, чтению художественной литературы, продуктивным видам деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной), активному исследованию социального и природного мира, а также грамотно организованной развивающей предметно-пространственной среде, где дети могут заниматься самостоятельно, по собственной инициативе.

Оптимальным условием развития ребенка является социально-педагогическая культура педагога, раскрывающаяся в такой категории, как «взаимодействие». Сущностно-содержательные характеристики этого процесса фиксируют степень личностной включенности педагога в образовательный процесс, ведущей к осознанной заинтересованности в ребенке как самоценности. Именно от системы отношений «ребенок-взрослый» зависят направленность и смысловое содержание всего педагогически организованного деятельностного комплекса.



1.8. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа должна:

  • соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • сочетать принципы научной обоснованности и практической примерности;

  • соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.


2. Организация режима пребывания воспитанников группы раннего возраста
2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности воспитанников группы раннего возраста в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей, предусматривающей личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности
Режим работы ДОУ – пятидневная рабочая неделя, 10,5 часов в день, с 7.00 до 17.30,кроме выходных и праздничных дней.

Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Медицинский работник осуществляет прием детей в группу. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание, в ДОУ не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в изоляторе) до прихода родителей или направляют в лечебное учреждение.

После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней (за исключением выходных и праздничных дней), воспитанник принимается в ДОУ только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка-реконвалесцента на первые 10-14 дней.

Режим дня в ДОУ соответствует возрастным особенностям детей и способствует гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей составляет 6 часов, до 3-х лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 часов. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет.

Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводятся в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДОУ.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часов. Для детей от 2 до 3 лет дневной сон организуется продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном воспитатель укладывает первыми и поднимает последними. Во время сна детей в спальне обязательно присутствует воспитатель (или его помощник).

Самостоятельная деятельность для детей до 3 лет (игры, подготовка к ОД, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 часов.

При реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей от 2 до 3 лет ОД проводится не более 90 минут в неделю (коммуникация, дидактические игры, развитие движений, музыка) продолжительностью не более 10 мин. Допускается образовательная деятельность в первой и во второй половине дня (по 8-10 минут) (Изменения №1 к СанПиН 2.4.1.2660 – 10 пункт 12.9). В теплое время года образовательная деятельность осуществляется на участке во время прогулки.

В середине ОД проводится физкультминутка. Перерывы между ОД составляют не менее 10 минут.

Образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимают не менее 50% общего времени реализуемой образовательной программы.

В середине года (декабрь) для воспитанников дошкольных групп организовываются недельные каникулы, во время которых проводятся образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыка, физкультура, художественное творчество).

В дни каникул и в летний период ОД не проводится. Проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивается продолжительность прогулок.

Для снижения утомляемости воспитанников при проведении ОД обеспечивается гигиенически рациональная организация рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Ребенок, носящий очки, должен заниматься в них.


Объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах

общеразвивающей направленности


Структура обязательной части общеобразовательной программы дошкольного образования

Возрастная группа

2-3 года

Удельный вес в режиме сокращенного дня

(10.5 часов)



Объем (мин/%)

мин

%

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

30

8,0


Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

158


43


Самостоятельная деятельность детей

180

49

ИТОГО:

368

100



Расчет объема обязательной части рабочей программы с учетом возрастных особенностей детей

Общее время пребывания ребёнка рассчитывается исходя из режима работы ДОУ - 10.5 часов = 630 минут.

Время, необходимое для реализации рабочей программы, составляет от 65 до 80% времени пребывания детей в группах с 10,5 часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей, от времени на дневной сон:


  • Ранний возраст (630мин – 170 мин (время на сон)) – 20% = 368 мин. 100% - время для реализации рабочей программы. Время на самостоятельную деятельность составляет – 180 мин., время на ОД составляет 30 мин.

Объем части формируемой участниками образовательного процесса основной общеобразовательной

программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности



Структура обязательной части общеобразовательной программы дошкольного образования

Возрастная группа

2-3 года

Удельный вес в режиме сокращенного дня

(10.5 часов)



Объем (мин/%)

мин

%

ИТОГО:

90

20


Расчет объема части формируемой участниками образовательного процесса

Время необходимое для реализации части формируемой участниками образовательного процесса составляет 20% от времени на реализацию рабочей программы.

Ранний возраст (2-3 года) 20% от 450 мин. составляет 90 мин. (1 час 30 мин).

Ежедневная организация жизни и деятельности детей

(обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса)


Время

Режимные моменты

Вид деятельности

Формы деятельности

Мин

%

Возрастная категория детей – 3 год жизни (группа раннего возраста)

7.00 – 8.10

Прием детей на свежем воздухе
Подготовка к зарядке
Зарядка

Самостоятельная
Совместная

ОДвРМ
ОДвРМ



Наблюдения, рассматривание, обсуждение.

Самообслуживание

Настольные игры, пальчиковые, артикуляционные игры

Подвижные упражнения и игры



70

11


8.10 – 8.40

Подготовка к завтраку, завтрак

Совместная

Гигиенические процедуры


30

4,5

8.40 – 9.00

Образовательная д-ть по подгруппам

ОД

Игры: тематические, сюжетно-ролевые дидактические, подвижные. Упражнения, чтение художественной литературы, беседы, развлечения.

Игры по интересам



20

(9/9)


3

9.00 – 9.10

Двигательная активность

Самостоятельная

10

1,5

9.10 – 9.30

Игровая деятельность

Совместная

20

3

9.30 – 11.15

Подготовка к прогулке

Дневная прогулка


Приход с прогулки



ОДвРМ

Совместная

Самостоятельная

ОдвРМ


Самообслуживание

Трудовая деятельность

Игры, п/игры, с/р игры, индивидуальная работа, игры по интересам воспитанников


105

15,5

11.15 – 12.00

Подготовка к обеду. Обед

Совместная

Самостоятельная



Гигиенические процедуры

45

5,1

12.00 – 15.00

Подготовка ко сну

Дневной сон



Совместная

Гигиенические процедуры, релаксационная минутка под музыку

180

28

15.00 – 15.25

Подъем. Ленивая гимнастика. Гигиенические процедуры

ОдвРМ

Гимнастика пробуждения, воздушные ванны, гигиенические процедуры

25

3,7

15.25 – 15.50

Подготовка к полднику Полдник

Совместная

Гигиенические процедуры

25

3,7

15.50 – 16.30

Образовательная д-ть по подгруппам

Игры


НОД

ОдвРМ


Самостоятельная

Чтение художественной литературы. Игры по интересам: дидактические, с/ролевые, рассматривание книг

40

6

16.30 – 17.30

Подготовка к прогулке

Совместная

Самостоятельная



Самообслуживание, игры по интересам

60

15

Итого

630 мин

100%

Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
2012 -> Управление образования администрации Красногорского района
2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета
2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2012 -> Образовательная программа дошкольного образования
2012 -> Дошкольная педагогика как наука


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница