Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в средней группе «Ромашка» на 2015-2016 учебный год



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.79 Mb.
  1   2   3
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №81 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Утверждаю:

Рекомендована к использованию заведующий ГБДОУ№81

Педагогическим советом _____________ Т.Ю.Захарова

Протокол № 1 от 31.08.2015. Приказ № 55/3 от 31.08.2015

.

Рабочая программа

по реализации основной образовательной программы дошкольного образования

в средней группе «Ромашка»

на 2015-2016 учебный год

Воспитатели: Громова С.В.

Ларионова Ю.А.

Санкт-Петербург

2015 год

Содержание

Пояснительная записка

Список детей

1.

1.1 Возрастные особенности детей 4-5 лет



1.2 Организация жизни и воспитания детей

2. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности. График проведения образовательной совместной деятельности с детьми.

3. Содержание психолого-педагогической работы

3.1 Образовательная область «Познавательное развитие»

3.2 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

3.2.1 Формирование основ безопасного поведения

3.2.2 Элементарное трудовое воспитание

3.2.3 Социализация

3.3 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

3.4 Образовательная область «Физическое развитие»

3.5 Образовательная область «Речевое развитие»

4. Перспективный план работы с родителями воспитанников

Список используемой литературы

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования ГБДОУ № 81, разработанной на основании основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ № 81 для создания благоприятных условий, для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки ребёнка в жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей.


Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

  2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

  3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.

  4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:



  1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

  3. Самостоятельная деятельность детей;



  1. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.


Основные принципы дошкольного образования:

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского возраста;

  2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);

  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  5. Сотрудничество Организации с семьей;

  6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:



  1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;

  2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  3. Максимальное использование разнообразных видов деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;

  4. Креативность (творческая организация) процессов воспитания и обучения;

  5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющее развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;

  6. Уважительное отношение к результатам детского творчества;

  7. Обеспечение развития ребёнка в целях воспитания и обучения;

  8. Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

  9. Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающее умственные и физические перезагрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста.

Решения обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребёнка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, и степень приобретённых им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьёй должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, речевому, познавательному и художественно-эстетическому.

Нормативной основой рабочей программы являются Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.


    1. Возрастные особенности детей 4-5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинаю выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а так же планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста воспитание детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти, дети запоминают 7-8 названий предметов начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речи детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится внеситуативной.

Изменяется содержание общение ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важна эта похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появление ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности? Конструированием по замыслу; планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.


    1. Организация жизни и воспитания детей

I. Режим дня в средней группе «Ромашка»

Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребёнка в детском саду.

В режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть замещено самостоятельной деятельностью детей, однако для эффективного решения программных задач желательно читать детям ежедневно. Для детей 4-5 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного составляет 10-15 минут.

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.  Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период  увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 11 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактикиутомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

 Общественно-полезный труд детей средней группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, и т.п.). Его продолжительность  не превышает 10-15 минут в день.



РЕЖИМ ДНЯ

Режимные моменты

Время

Дома:

Подъем, утренний туалет



6.30-7.30

В ГБДОУ:

Прием и осмотр детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность



7.00-8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20-8.55

Совместная и самостоятельная деятельность. Подготовка к занятиям

8.55-9.05

9.25-10.05

Непрерывная образовательная деятельность: 2 отрезка по 20 минут с перерывом не менее 10 минут

1

2





9.05-9.25

10.15-10.35

Второй завтрак

10.05-10.15

Подготовка к прогулке, прогулка (подвижные игры, наблюдения, труд, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей

10.35-12.15


Возвращение с прогулки

12.15-12.20

Подготовка к обеду, обед

12.20-12.50

Подготовка к дневному сну, дневной сон

12.50-15.00

Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика, воздушные, водные процедуры, игры, досуг

15.00-15.30

(15.05-15.25)

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

Игры, совместная деятельность воспитателя с детьми, труд, самостоятельная деятельность детей


16.00-16.30


Подготовка к прогулке, прогулка (игры, трудовые поручения, наблюдения)

16.30-19.00

Дома: Прогулка

18.30-19.30

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин

19.30-20.00

Спокойные игры, гигиенические процедуры, чтение художественной литературы

20.00-21.00

Укладывание спать, ночной сон

21.00-6.30 (7.30)


II. Перечень основных видов непрерывной образовательной деятельности

По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.



Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.




Базовая образовательная область

Вид образовательной деятельности

Периодичность

Физическое развитие

  • Физкультура

2 раза в неделю

Познавательное развитие


  • Формирование элементарных математических представлений

  • Формирование целостной картины мира

1 раз в неделю


1 раз в неделю



Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование

  • Лепка

  • Аппликации

  • Конструирование (ручной труд)

  • Музыка

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели


2 раза в неделю

Речевое развитие


  • Развитие речи

  • Чтение художественной литературы

1 раза в неделю

1 раза в неделю




График проведения непрерывной образовательной деятельности с детьми

Образовательная область

Непосредственно-образовательная деятельность

Время

Понедельник

Физическое развитие

  1. Развитие речи

9.05-9.25

Художественно-эстетическое развитие


  1. Лепка

10.15-10.35

Вторник

Познавательное развитие

1. Формирование элементарных математический представлений

9.05-9.25

Художественно-эстетическое развитие


  1. Музыкальное воспитание

10.15-10.35

Среда

Физическое развитие

1. Аппликация/конструирование

9.05-9.25

Художественно-эстетическое развитие/ Познавательное развитие

2. Физическая культура

10.15-10.35

Четверг

Познавательное развитие

  1. Ознакомление с окружающим миром.

9.05-9.25

Художественно-эстетическое развитие

  1. Музыкальное воспитание

10.15-10.35

Пятница

Речевое развитие


  1. Рисование

9.05-9.25

Художественно-эстетическое развитие

  1. Физическая культура

10.15-10.35


III. Содержание психолого-педагогической работы

3.1. Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: научить объяснять окружающий мир в процессе выполнения заданий по осмыслению своего опыта; способствовать развитию дошкольников; знакомство с родным языком. (см. программу)

Задачи: формировать навыки общения (взаимодействия), активизировать и обогащать словарный запас, а также развивать моторику, внимание и мышления; осознавать смысл произносимых детьми слов.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста решается задача расширения знаний детей о ближайшем окружении, постепенного перехода от выделения ярко выраженных качеств и свойств (цвет, форма, величина и т.д.) к установлению более сложных связей и отношений, сущностных характеристик, лежащих в основе первых родовых понятий (игрушки, обувь, одежда, инструменты и пр.). Необходимо научить детей рассматривать предметы, выделяя особенности их строения; пользоваться всеми простейшими способами сенсорного анализа для адекватного их применения в разных видах деятельности (игре, труде, изобразительной деятельности и пр.). Для воспитания бережного отношения к предметному миру нужно помочь ребенку освоить соответствующий словарь, научиться точно и ясно формулировать в речи свои суждения, предположения.

Ознакомление с трудом няни, повара, шофера, продавца, врача и др. дает возможность приобщить ребенка к современному миру, расширить его контакты со взрослыми, научить общаться с незнакомыми людьми. Задача педагога – познакомить детей с конкретными трудовыми процессами, помочь увидеть их направленность на достижение результата труда и удовлетворение потребностей людей, научить вычленять компоненты трудовых процессов (цель и мотив труда, предмет труда, инструменты оборудования, трудовые действия, результат), сформировать первое представление о некоторых видах труда и профессиях, побуждать к отражению полученных впечатлений в играх. Важно научить ребенка переносу приобретаемых знаний о труде взрослых и трудовых умений на собственную трудовую деятельность. На этой основе происходит первичная социализация ребенка, освоение ценностных ориентиров, определяющих отношение к окружающим людям и предметному миру.

Продолжается формирование представлений детей о растительном и животном мире, о сезонных явлениях в природе. Воспитатель прививает интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой, бережно относиться к растениям и животным: осторожно обходить кусты, цветы; срезанные или в небольшом количестве сорванные растения ставить в воду; спокойно вести себя возле птиц и других животных; проявлять заботу о живых существах.

Большое внимание уделяется формированию у детей интереса к себе, своим близким. Дети получают начальные сведения о ближайшем социальном окружении, осваивают правила безопасности жизнедеятельности.


Месяц


ФЭМП

Формирование картины

целостной

мира

Окружающий мир

Экология

Сентябрь


«Сравнение двух групп предметов по величине»

«Части суток»

«Геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник»


«Детский сад»

«Незнайкин клад)» (Свойства материалов)

«Во саду ли в огороде»

«Откуда овощи в магазине»

«Фрукты на прилавках»


1.Что нам осень принесла

2.«У медведя во бору, грибы ягоды беру»



Октябрь


«Сравнение двух групп предметов разных по форме»

«Значение итогового числа 3»

«Сравнение двух групп предметов по величине»

«Пространственное направление от себя: вверху, внизу, сзади»



«В мире стекла»

«Люблю берёзку русскую»

«Труд взрослых» «Откуда овощи в магазине»

«Фрукты на прилавках»



1.Прохождение экологической тропы

2.Знакомство с декоративными птицами



Ноябрь


«Счёт в пределах

«Образование числа 4»

«Порядковое значение числа 4»

«Образование числа 5»




«Откуда хлеб пришел»

«Путешествие в прошлое» (бумага)

«Как животные готовятся к зиме»

Путешествие в прошлое» предмета (стул)

«Одежда» (спец. одежда, сезонная одежда)


1.«Осенние посиделки» (домашние животные)

2.«Скоро зима». Жизнь диких животных в лесу





Декабрь


«Порядковое значение числа 5»

«Равенство и не равенство двух групп предметов»

«Знакомство с цилиндром

«Счёт и отсчёт в пределах 5»



«Здравствуй зимушка, зима»

«Все работы хороши…» (профессии людей)

«Подкормка зимующих птиц»

Праздник Новый год



1.Дежурство в уголке природы

2.Почему растаяла Снегурочка?

3.Живая иголочка (экскурсия)


Январь


«Далеко, близко»

«Сравнение трёх групп предметов по величине»

«Закрепление знакомых геометрических фигур»

«Сравнение предметов по их пространственному расположению»



«Обитатели скотного двора»

«Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает…»

«Лесные обитатели –звери»

«Книжка в гости к нам-пришла» Свойство бумаги



1.Зимующие птицы, стайка Снегирей

2.В гости к деду –Природоведу(экологическая тропа зимой)




Февраль


«Сравнение трёх предметов по ширине»

«Ориентировка в пространстве»

«Закрепление последовательности частей суток»


«Дом в котором ты живёшь»

«Мой родной город»

«Папы разные нужны- папы разные важны»

«В мире стекла» Свойства стекла



1.Знакомство с домашним животным –кролик

2.Посадка лука




Март


«Сравнение предметов по величине в пределах 5»

«Сравнение трёх предметов по высоте»

«Геометрические фигуры: куб, шар»

«Знакомство с цилиндром»



«Моя мама лучше всех»

«Цветы на

подоконнике»

Уголок


«Как звери встречают весну»

1.«Мир комнатных растений»

2. «В гости к хозяйке луга»



Апрель

«Сравнение цилиндра с шаром и кубом»

«Количественный и порядковый счёт в пределах 5»

«Сравнение предметов по цвету. Форме, величине»

«Ориентировка в пространстве»



«В окно повеяло весною…»(Весеннее пробуждение природы)

«В мире пластмассы»

«Путешествие в прошлое» Человек создающий предметы

«Птицы»


1.Всё о птицах. Птичьи домики

2.«Экологическая тропа весной»



Май


Закрепление программного материала

Сажаем растения

«Шестиногие малыши» насекомые

«Весенние цветы»

«Времена года»




1.Значение растения. Лекарственные растения. Растения нашего участка

2. Наш фитоогород (находка лекарств, растений)

3.Экскурсия «Поздняя весна»


Июнь


Закрепление программного материала.

Тематические недели: «В гостях у сказки»

«Ах лето»

«Мы спортсмены сильные и ловкие» «Профессия строитель»


1.Насекомые летом: бабочка, жук, муравей, кузнечик, пчела

2.Превращения лягушонка



Июль


Закрепление программного материала.

Тематические недели: «Звуки природы»

«В стране веселых мячей»

«Мои добрые друзья»

«Раз кирпичик - два кирпичик»



1.Экологические игры

Закрепление: дерево, куст, трава, дикие или домашние животные, живая и неживая природа

2.Птичий двор


Август


Закрепление программного материала.

Тематические недели: День сказок А.С. Пушкина

День рождения Феи цветов

«Укрощение велосипеда»

«Дом моей мечты»





  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница