Рабочая программа по развитию речи Ступень обучения (класс)



Скачать 310.77 Kb.
Дата22.02.2016
Размер310.77 Kb.
ТипПрограмма
Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный университет путей сообщения»

МГУПС (МИИТ)

Гимназия

Принято:

Научно-методический совет гимназии

протокол № __

от « __ » августа 2015 г.








Утверждаю

Директор гимназии

__________Мирушина О.И.

Приказ № ____

от «___» августа 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию речи

Ступень обучения (класс): начальное общее образование (2 КЛАСС)

Количество часов: 34

Уровень: базовый

Учителя: Косова Екатерина Владимировна, Родионова Наталья Анатольевна

Программа разработана на основе авторской программы Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение», 2 класс. Изд. «Вентана-Граф», М. 2014г.


Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

Протокол №___ от «___» августа 2015 г.

Заведующий кафедрой

________________ Астахова Н.В.

Москва, 2015

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Возраст обучающихся – 6 - 10 лет

Срок реализации – 4 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс развития речи призван ввести ребенка в мир художественной литературы. Развитие речи пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии и красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

В начальной школе анализ образных средств языка должен проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственная идея, художественная форма, композиция.

Курс развития речи не предполагает знакомства детей особенностями творчества писателей, так как у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса развития речи в среднем и последующих звеньях школы, вводится постепенно. Таким образом, развитие речи в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.



Задача уроков развития речи заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие во внутреннем плане.

При обучении развитию речи знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).



Отличительной особенностью программы развития речи является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:


  • Личностные результаты – общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;

  • Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников

  • Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.

В коммуникативной сфере:

  • Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;

  • Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.

  • Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.

В познавательной сфере:

  • умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;

  • умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;

  • умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;

  • приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;

  • развитие чувства прекрасного;

  • умение следовать плану в своём учебном труде


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Обучающиеся должны:

- владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

Обучающиеся должны уметь:

- устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль и выражать ее своими словами;

- составлять план к прочитанному - полный, краткий, картинный;

- вводить в пересказы элементы описания, рассуждения и цитирования;

- составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий) прочитанного текста (с изменениями лица рассказчика, от имени одного из персонажей), придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Обучающиеся должны знать;

- наизусть не менее 15 произведений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- названия, темы и сюжеты 2-3 произведений, больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

- не менее 6-7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения (усвоить их смысли уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно кстати употребить их).

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг.

Данные занятия должны способствовать решению задать обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:



  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и тому подобное).

Пребывание в литературных глубинах вместе с учащимися позволяет педагогу внимательно всмотреться в него, открыть его ему и для себя. А, открыв, не выпускать его из поля своего доброжелательного и требовательного внимания.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения.

Развитие навыка чтения.

Формирование основного способа чтения – чтение целыми словами – за счет перечитывания текста с различными заданиями, а также через систему упражнений, направленных на развитие целостных приемов чтения, чтения словами с ориентировкой на знак ударения, за счет установки на целостное и одновременно дифференцированное восприятие буквенного состава слова. Обучение шепотному чтению как переходной форме к чтению про себя.

Развитие навыка правильного осознанного чтения текста. Упражнения в темповом чтении отрывков из произведений. Соотнесение темпа чтения с содержанием прочитанного.

Развитие речевых умений.

Выразительное чтение текста целыми словами. Передача различных интонаций в зависимости от речевой задачи. Озаглавливание текста, деление его на части с помощью картинного плана, выделение опорных слов для составления пересказа. Передача впечатлений от прочитанного своими словами. Нахождение в тексте слов для составления коллективного описания предметов, ситуации, героя.



Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

Развитие внимания к образности слова в художественном тексте, умения чувствовать и понимать выразительность художественного слова, мелодику языка, звукопись, рифмы и ритм стихотворных произведений.

Акцентирование внимания на образный язык произведений словесного искусства, используя целенаправленные упражнения на сопоставление двух рядов представлений: образных и реальных (непосредственных).

Развитие художественно-творческих способностей детей на основе чтения художественных текстов и опыта собственной творческой деятельности.

Сравнение художественного и нехудожественного текстов, нахождение их отличительных особенностей. Поощрение детей, создающих собственные литературные сочинения.

Стимулирование наблюдений детей за природой, окружающим миром, взаимоотношениями людей, формирование нравственно-эстетического отношения к окружающему. Побуждение детей к записи своих впечатлений, созданию небольших литературных произведений на основе своих наблюдений и общения с миром природы и искусства. Составление загадок, сочинение стихотворений, небольших рассказов.

Второй год обучения.

Развитие навыка чтения.

Обучение осознанному правильному плавному чтению целыми словами небольших по объему (200-250 слов) текстов. Введение чтения «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки.



Развитие речевых умений.

Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте, различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя. Определение основной мысли произведения. Составление картинного плана, пересказ по картинному плану, самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Обучение самостоятельному чтению небольших детских книг, умение правильно называть книгу (фамилию автора и название), определять тему чтения и жанр. Знание элементов книг: титульный лист, оглавление, внутритекстовая иллюстрация. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения. Детская периодика.

Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

Формирование эмоциональной отзывчивости: выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного и того же произведения, а также различных произведения (сказок разных народов, героев народных былин). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание авторского и своего отношений к героям произведения.



Развитие художественно-творческих способностей детей на основе чтения художественных текстов и опыта собственной творческой деятельности.

Сочинение потешек, скороговорок, небольших сказок и историй. Пересказ произведений от лица одного из персонажей. Коллективная творческая работа по созданию проектов «Мир сказок», «Природа и фантазия», «Былинные герои». Подготовка и проведении уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.



Третий год обучения.

Развитие навыка чтения.

Обучение осознанному чтению целыми словами вслух и «про себя» небольших произведений или глав из произведений. Умение читать текст выразительно, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (тон, паузы, темп, логическое ударение).



Развитие речевых умений.

Осознание последовательности и смысла событий, вычленение главной мысли текста, знание структуры текста: начало, развитие, концовка. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана текста. Подробный и выборочный пересказы текста по готовому плану и самостоятельно. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием. Отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности. Знание элементов книг: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей).

Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведений (композиция текста, язык произведений, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей. Определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.



Развитие художественно-творческих способностей детей на основе чтения художественных текстов и опыта собственной творческой деятельности.

Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений. Творческая работа по составлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.

Создание проектов по изученным произведениям: «Дорогами сказок», «Город героев» и т.п. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Четвертый год обучения.

Развитие навыка чтения.

Развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного.

Обучение приемам чтения «про себя» на небольших по объёму текстах с постепенным увеличением объёма и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного). Интенсивное развитие двух видов чтения – вслух и «про себя», овладение беглым чтением разнообразных по объёму и жанрам произведений.

Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.



Развитие речевых умений.

Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения, овладению приемами выразительной речи и чтения. Организация практикумов по выразительному чтению:

- проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания, силы голоса, дикции;

- овладение правилами литературного произношения слов, словесным ударением;

- работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением, мелодикой речи и чтения). Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с разным подтекстом.

Самостоятельное выявление смысла прочитанного, установление смысловых частей текста. Подробный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации, нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием.

Ориентировка в книгах по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочным аппаратом справочных пособий, сносками, ориентировка в понятиях «абзац», «подзаголовок», «красная строка».

Развитие способности полноценно воспринимать художественные произведения.

Выявление особенностей речи действующих лиц произведения, сопоставление их поступков, отношения к окружающим, выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам.

Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую среду (сравнений, эпитетов, метафор, гипербол, фразеологических оборотов).

Практическое различение художественных и научно-популярных текстов.

Коллективное слушание произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях.

Развитие художественно-творческих способностей детей на основе чтения художественных текстов и опыта собственной творческой деятельности.

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.

Составление творческих пересказов: от имени одного из героев, с вымышленным продолжением произведения о судьбе героя, составление рассказов о случае из жизни по собственным наблюдениям с включением элементов описания или рассуждения.

Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

  • С уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов, составление повествовательного текста. Аннотация к прочитанному произведению. Запись описания пейзажа или портрета персонажа. Творческие работы «Проба пера».

  • С уроками изобразительного искусства: сопоставление текста и иллюстраций, иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям. Знакомство с художниками-иллюстраторами. Использование красок для передачи своего отношения к героям прочитанного произведения. Коллективное творчество по темам.

  • С уроками музыки: музыкальные образы и характеры героев литературных произведений, музыкальное выражение настроения авторов, персонажей произведений, музыкальное оформление инсценировок произведений. Знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений. Составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения.

  • С уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества.

  • С уроками окружающего мира: наблюдения за красками и звуками природы, сравнение личных наблюдений и литературных описаний картин природы, проведение уроков развития речи на природе.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для достижения поставленной цели и выполнения задач в распоряжении педагога по курсу «Развитие речи» имеются самые разнообразные формы проведения занятий: уроки на природе, игры, беседы, исследовательская работа (книги, музеи, экспедиции), встречи, дискуссии, репетиции, праздники (семейно-клубного типа), конкурсы и турниры, концертные выступления, гастрольные поездки, свободное общение.

В результате, развивая интерес ребёнка к родному языку, чтению, к литературе, знанию, педагог имеет возможность разностороннего поиска связующих нитей между книгой и окружающей ребёнка жизнью.

Разнообразие форм помогает педагогу органично расставлять акценты на истинных нравственных ценностях, обеспечивающие нужное восприятие их ребёнком, а также ненавязчиво направлять его к осознанию себя и каждого человека неповторимым созданием природы, к необходимости ценить, беречь, развивать и укреплять свои достоинства, т.е. совершенствоваться.

В качестве дидактических материалов используются специально подобранные по теме литературные тексты разного характера и жанров.

Условия реализации образовательной программы.

Исходя из концепции курса «Развитие речи», важнейшим условием реализации программы является организация урока, обеспечивающего каждому ученику возможность работать в соответствии с его уровнем развития.

Постоянная комната для занятий, праздников и свободного общения.

Библиотека с непременным включением в неё толковых, энциклопедических, этимологических, орфоэпических и др. словарей.

Необходимый инвентарь для работы над книгой по её изучению и ремонту (для воспитания вкуса и культуры в этой области деятельности).

Аудио-, видео- и звукоусилительная аппаратура для учебных целей; фоно- и видеотеки.

Возможность систематических встреч с искусствоведом и филологом.

Возможность экскурсионной работы с ребятами, познавательных экспедиций, творческих встреч со специалистами.

Фонд поощрительных призов по итогам года: лучшему чтецу, победителю турнира; за наивысший КПД в течение года; за лучшую самостоятельную работу; самому любознательному; настойчивому; инициативному; специальные призы за другие особые качества, проявленные в течение года; наградные знаки за успешную добросовестную работу в течение 4-х лет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. – М., 1989.

2. Бизам Д., Герцег Я. Многоцветная логика. – М., 1978.

3. Богуславская З.М., Смирнова О.Е. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

4. Ванюхина Г. Речецветик. – Екатеринбург, 1993.

5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

7. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М., 1991.

8. Гачев Г. Книга удивлений… или образы в науке. – М., 1991.

9. Детские подвижные игры народов СССР. – М., 1989.

10. Дюнн М. Всё о детской вечеринке. – М., 1995.

11. Зак А. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. – М., 1994.

12. Занимательное азбуковедение / Сост. В.В. Волина. – М., 1991.

13. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990.

14. Капинос В.И. и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. – М., 1991.

15. Кэрролл Л. Логическая игра. – М., 1991.

16. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

17. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. – М., 1991.

18. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М., 1986.

19. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений. – М., 1996.

20. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. – М., 1975.

21. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М., 1988.

22. Непомнящий В.С.. Поэзия и судьба // Пушкин. Избранные статьи в 2-х т. – М., 2000.

23. Найденов Б.С. и др. Методика выразительного чтения. – М., 1977.

24. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. Сб. научных трудов. – М., 1974.

25. Практикум по выразительному чтению. – М., 1960.

26. Программа для внеклассной работы по художественному чтению // Программы… – М., 1982.

27. Развесёлый разговор. Музыкальные скороговорки. – М., 1994.

28. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978.

29. Розенталь Д.Э. Культура речи. – М., 1964.

30. Соловейчик С.. Час ученичества. – М., 1972.

31. Соловьева Н.М., Т. Ф. Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. – М., 1983.

32. Смирнов В.Ф., Чирва А.Н. Путешествие в страну тайн. – М., 1993.

33. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991.

34. Тучнин М.П. Как задать вопрос. – М., 1993.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи 2 класс.

п/п

Содержание учебного материала

(тема урока)

Тип урока

УУД

Планируемые предметные результаты

Освоения материала

Вид контроля

Примерная дата

1

Произведения о Родине.

Комбинированный

урок


Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения




Понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Устный

опрос


1 неделя сентября

2

Устное народное творчество. Былины.

Комбинированный урок.

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.



Понимание роли чтения. Овладение основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных

литературоведческих понятий.



Устный

опрос


2 неделя сентября


3

Произведения о детях и для детей.

Б. Заходер.

«Перемена».


Комбинированный урок.

Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.

Умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков

героев.


Устный

опрос


3 неделя сентября

4

И. Крылов.

Басни.


Комбинированный урок.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности



Овладение техникой чтения вслух и про себя.


Устный

опрос


4 неделя сентября

5

В Берестов «Прощание с другом»


Урок закрепления нового материала


Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.




Формирование понятий о добре и зле, нравственности.

Устный

опрос


1 неделя

октября


6

Произведения Н. Носова

Урок закрепления нового материала


Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности.



Использование разных видов чтения.

Осознание значимости чтения для личного развития.



Устный

опрос


2 неделя

октября


7

Произведения

Братьев Гримм.



Комбинированный урок.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.




Формирование потребности в систематическом чтении.

Устный

опрос


3 неделя

октября


8

А. Твардовский «Начало осени».


Урок

слушания



Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Готовность использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.



Использование разных видов чтения


Устный

опрос


4 неделя октября


9

С. Есенин

«Пороша».



Урок изучения нового материала


Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.



Овладение техникой чтения вслух и про себя.

Устный

опрос


5 неделя октября


10

Немецкая сказка «Бабушка Метелица»

Урок

слушания



Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Способность к самоорганизованности.




Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.

Устный

опрос


2 неделя

ноября



11

Русская народная сказка

«Снегурочка».

В. Даль «Девочка Снегурочка»

Сравнение.



Комбинированный урок.

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность доводить начатую работу до ее завершения.




Овладение основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Устный

опрос


3 неделя

ноября



12

Стихи русских поэтов.


Комбинированный урок.


Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.



Использование разных видов чтения


индивидуальный

опрос


4 неделя

ноября


13

«Царство Мороза Ивановича».


Урок-проект

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.




Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов

Устный

опрос


1 неделя

декабря


14

Рассказы

А. Гайдара для детей.



Урок закрепления и систематизации

знаний.


Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможности успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем.



Формирование первоначальных этических представлений

Устный

опрос


2 неделя

декабря


15

Проверь себя. Тест.


Урок

проверки знаний



Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.



Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Тест

3 неделя

декабря


16

Пословицы,

загадки, скороговорки.



Урок-игра.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Формирование духовно-нравственных ценностей многонационального российского общества. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.



Формирование успешности обучения литературному чтению.

Устный

опрос


4 неделя

декабря


17

К. Паустовский «Барсучий нос»


Урок

слушания


Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.



Формирование понятий о добре и зле, нравственности.

Устный

опрос


3 неделя

января


18

Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».


Урок

слушания


Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем.

Использование разных видов чтения


Устный

опрос


4 неделя января


19

Знакомство с зарубежными сказками.

Комбинированный урок.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении их проблем.



Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Устный

опрос


5 неделя

января


20

Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг».


Комбинированный урок.

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.



Использование разных видов чтения


Устный

опрос


1 неделя

февраля


21

Рассказы, стихи о семье.


Комбинированный урок.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

Понимание роли чтения.

Устный

опрос


2 неделя

февраля


22

И. Панькин

«Легенда о матерях».




Урок

слушания


Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.




Умение участвовать в обсуждении различных текстов.

Устный

опрос


3 неделя

февраля


23

С. Михалков «А что у вас?»


Комбинированный урок.

Умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.




Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.

Устный опрос

4 неделя

февраля


24

Проверь себя (комплексная разноуровневая работа).


Урок

проверки знаний.



Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями.




Осознание значимости чтения для личного развития.

Письменная работа

1 неделя

марта


25

Н. Сладков Из цикла «Лесные шорохи»

Комбинированный урок.

Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой

работе.



Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Устный опрос

2 неделя

марта


26

Произведения о Дне Победы.


Комбинированный урок.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Умение участвовать в обсуждении различных текстов.

Устный опрос

3 неделя марта


27

Н. Сладков «Проталина»

Комбинированный урок.

Умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Наличие мотивации к работе на результат. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе.




Использование разных видов чтения


Устный опрос

4 неделя

марта



28

«Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину»


Комбинированный урок.

Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной формах.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем.



Использование разных видов чтения

Устный опрос

2 неделя

апреля


29

Н. Сладков «Весенний разговор»

Комбинированный урок.

Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.



Формирование потребности в систематическом чтении.

Устный опрос

3 неделя

апреля


30

Русская народная сказка «Хаврошечка».


Комбинированный урок.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении проблем.


Формирование понятий о добре и зле, нравственности.

Устный опрос

4 неделя

апреля


31

Сказки А. С. Пушкина.

Викторина.



Урок-игра

Умение работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.



Формирование успешности обучения литературному чтению.

Устный

опрос


1 неделя

мая


32

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».


Комбинированный урок.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе.




Осознание значимости чтения для личного развития.

Понимание роли

чтения.


Устный опрос

2 неделя

мая


33

Проверь себя. Тест.


Комбинированный урок.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения



Осознание значимости чтения для личного развития

Тест

3 неделя

мая


34

"По страницам книг"

Урок-игра

Умение работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.



Формирование успешности обучения литературному чтению.

Устный опрос

4 неделя

мая

Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница