Рабочая программа по предмету «опс» для 9 класса на 2015-2016 учебный год. Ступень основного общего образования



Скачать 183.28 Kb.
Дата23.05.2016
Размер183.28 Kb.
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Чертановка

 


РАССМОТРЕНО

на заседании Педагогического

совета МОУ СОШ с. Чертановка

Протокол № 1 от 12.08.2015г



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 МОУ СОШ с.Чертановка

Карягина Н.П.

________________


УТВЕРЖДАЮ

 

Директор МОУ СОШ с. Чертановка



Кудряшова О.Е.

 _______________



 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по предмету «ОПС» для 9 класса



на 2015-2016 учебный год.
Ступень основного общего образования,

34 часа, базовый уровень
Составитель: учитель русского языка и литературы Автонеева Альбина Анатольевна

 

Чертановка 2015г.


Оглавление.


1.Пояснительная записка………………………….3

2.Содержание курса…………………………………5

3.Учебно-методическая литература………………7

4.Учащиеся должны знать…………………………7

5.Учащиеся должны уметь…………………………7

6.Формы занятий в рамках данного курса………8

7.Виды контроля…………………………………….9

8.Тематическое планирование…………………….9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Профессиональное самоопределение - процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о себе, своих способностях и возможностях, о мире труда, положительной трудовой направленности.

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности.

В настоящее время существует проблема профессионального самоопределения .По данным Центра профессионального самоопределения Р А О- готовность к ситуации самоопределения оказывается недостаточной даже у учащихся 11 класса. Около 23 выпускников совершают выбор направления продолжения образования под влиянием случайных факторов.

Профессиональное самоопределение должно быть направлено на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализоваться в ней.



ЦЕЛИ

- сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии с учётом своих склонностей и способностей;

-актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

ЗАДАЧИ

-сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессиональных качеств;

-повысить уровень психологической компетентности учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия и пробуждение потребности в самосовершенствовании;

-сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

-формировать способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования;

-выявление интересов, склонностей и способностей школьников.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1.Внутренний мир человека и система представлений о себе. (2 часа)

Личность. Общее представление о личности .Формирование и развитие личности. Структура личности. Сущность концепции «Я». Структура «образа Я» - знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Понимание «собственного Я». Самооценка. Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении личности. Уровень притязаний. Определение уровня самооценки и уровня притязаний - «Методика определения уровня самооценки». «Моторная проба» (Шварцландера).

2. Склонности и интересы в профессиональной деятельности(3 часа).

Сущность понятий «интерес» и «склонности». Общие представления о склонностях и интересах. Учёт интересов и склонностей при выборе профессии. Выявление и оценка профессиональных интересов и склонностей с помощью методики «Карта интересов» (модифицированная методика Голомштока). Определение профессиональных склонностей.

3.Способности, условия их проявления и развития(2 часа)

Способности , задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. Общие и специальные способности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.

4.Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении(6 часов)

Психические процессы. Общая характеристика психических процессов. Совершенствование психических процессов.

Память .Виды и особенности памяти. Развитие памяти, способность к запоминанию.

Восприятие, его виды и свойства. Воображение и его виды. Развитие пространственного восприятия и воображения.

Мышление. Виды мышления. Определение типа мышления- тест »Тип мышления». Развитие мышления.

Внимание. Функции и виды внимания. Развитие внимания, способность быть внимательным.

5Природные свойства нервной системы и их проявление в профессиональной деятельности(7 часов).

Природные свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента .Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и его влияние на выбор профессии .Определение типа темперамента-«Личностный опросник» (Айзенка). Характер. Типология характеров. Формирование характера. Характер и его проявления в деятельности. Определение черт характера.

Понятие о воли. Развитие воли у человека. Волевые качества личности в профессиональной деятельности. Волевая регуляция поведения.

Виды и роль эмоций в жизни человека .Эмоциональное состояние личности. Влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность.

6. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.(2 часа)

Сущность понятий» мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении. Определение ведущих мотивов деятельности- методика « Мотивы выбора профессии».

7.Многообразие мира профессий. Возможности личности в профессиональной деятельности (6 часов)

Основные признаки профессиональной деятельности. Классификация профессий. Профессия, специальность , должность. Выбор профессии. Правила выбора профессии. Здоровье и профессия. Профессиограммы и психограммы. Возможности личности в профессиональной деятельности. Профпригодность, профессионально важные качества. Определение степени выраженности интересов к разным группам (типам) профессий-« Дифференциально-диагностический опросник» (Климова) Выявление отношения к различным видам деятельности- «Опросник профессиональных предпочтений». Определение профессионального личностного типа- тест Холланда. Составление профессиограммы.

8.Человек среди людей (2 часа).

Понятие и виды общения. Общение и деятельность. Межличностные отношения в профессиональной деятельности. Понятия «сработанность» и «совместимость». Конфликты и пути их преодоления. Определение стиля поведения в конфликтной ситуации - методика «Стратегия поведения личности в конфликтной ситуации» (Томаса )

9.Профессиональная консультация (4 часа).

Пути получения профессии. Продолжение образования, трудоустройство. Составление « Индивидуальной карты» по профессиональной консультации. Групповая профконсультация ( тренинг, игра )

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. М.,2000

2 Материалы к программе « Профессиональное самоопределение» В. Д. Симоненко. Волгоград. 2005

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

-социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения;

-ситуацию выбора профессии;

-возможные ошибки и затруднения при выборе профессии;

-правила выбора профессии;

-понятие о профессиях, специальностях, должностях,

-отрасли экономики;

-способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии;

-сущность и этапы выполнения профессиональных проб;

-требования к выполнению и оформлению творческого проекта « Выбор профессии»



УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ

-анализировать профессиональную деятельность по основным признакам;

-составлять формулу профессии;

-соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

-составлять план подготовки к профессиональному самоопределению;

-анализировать профессиограммы и психограммы;

-выполнять профессиональные пробы

-пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства;

-выполнять и защищать творческий проект «Выбор профессии»;

-заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению



УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда.

Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий ,помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.

КЛЮЧЕВЫМИ ПОНЯТИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

профессия, карьера, жизненные цели, личный профессиональный план, профессиограмма, профессиональная пригодность, призвание, технология поиска работы ,автобиография, деловое общение



ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ ДАННОГО КУРСА:

лекции, беседы, диагностические процедуры, сюжетно-ролевые игры;

в ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся у учащихся знания;

диагностические процедуры, тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями;

сюжетно- ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего жизненного пути и профессионального определения.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ:

-тесты;


-контрольные задания;

-кроссворды;

-карточки-задания;

-анкеты;


-упражнения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п.п


Количество

часов


Название темы



Практическое

занятие


Дата

проведения



Фактически

всего










1

3



1

1

1





ОТРАСЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.

1.Отрасли общественного производства.

2.Классификация профессий.

3.Профессиограмма.



+

+


3.09

10.09


17.09




2

2


2


ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ.

1.Внутренний мир человека и система представлений о себе.



+

24.09

1.10





3

3


1

2



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ.

1.Профессиональные интересы и склонности.

2.Определение интересов и склонностей.


+

8.10

15.10


22.10




4

3

1

2


МОТИВЫ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ.

.1 Мотивы , ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

2.Определение ценностных ориентаций.


+


29.10

12.11


19.11




5

4

2

2



СПОСОБНОСТИ, УСЛОВИЯ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.

1.Способности, условия их проявления и развития.

2.Коммуникативные и организаторские способности.


+

26.11

3.12


10.12

17.12





6.

4

1

1



1

1


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ.

  1. Способность к запоминанию.

  2. Ощущение и восприятие.

  3. Способность быть внимательным.

  4. Способность оперировать пространственными представлениями.

+

+

+



+

24.12

14.01


21.01

28.01





7

4

2

2



ПРИРОДНЫЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

1.Природные свойства нервной системы.

2Темперамент в профессиональном становлении.


+

4.02

11.02


18.02

25.02





8

3

2

1



СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

1.Секреты выбора профессии.

2.Пути освоения профессии.


+

3.03

10.03


17.03





9

3

2

1



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ.

1.Профессиональная пригодность.

2.Здоровье и выбор профессии.





24.03

7.04


14.04




10.

4 4

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА.

+

21.04

28.04


5.05

12.05





11

1 1

ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ




19.05




Итого

34
















№ урока кол-во часов

Название темы

Вид урока

Содержание деятельности учителя (методы обучения)

Уровень подготовки учащихся

Содержание нового материала

Словарь темы

1/3

Отрасли общественного производства

Урок получения новых знаний

1.практический, словесный, наглядный,

2.формирование, закрепление, применение ЗУН,

3. частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,

4.инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий,

5.просвещение,активизация, воспитание и углубление знаний


Знать определение «профессия», «профессиограмма».

Понимать различия в деятельности людей разных профессий.



Уметь отличать профессии, специальности , должности, соотносить их к определённому классу.

Использовать приобретённые знания и умения определение названия своей будущей профессии, специальности в ней; выяснение возможностей профессионального роста по вертикали / должности/

Понятия

«профессия»,

«специальность»,

«должность».

Классификация профессий. Формула профессий.

Профессиограмма.

Игра «Угадай профессию»


Профессия,

Специальность,

Должность,

Профессиограмма,




2/2

Внутренний мир человека и система представлений о себе

Урок-практикум

1.практический, словесный, наглядный,

2.формирование,закрепление, применение ЗУН,

3. частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,

4.инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий,

5.просвещение,активизация, воспитание и углубление знаний


Знать определение «самооценка», «уровень притязаний».

Понимать, что от уровня самооценки часто зависит уровень притязаний личности

Уметь определить уровень самооценки, уровень притязаний.

Использовать приобретённые знания и умения построения своей системы «я-концепция»


Понятия

«личности», факторы, влияющие на формирование личности.

Самооценка, система самопознания.

Уровень притязания



Самооценка, сознание, «я-концепция», «образ-я», «уровень притязания»

3/3

Профессиональные

интересы и склонности



Урок-практикум

1.практический, словесный, наглядный,

2.формирование,закрепление, применение ЗУН,

3. частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,

4.инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий,

5.просвещение,активизация, воспитание и углубление знаний


Знать определение «интерес, склонности».

Понимать различия выше указанных понятий.

Уметь отличать интересы и склонности, определять направленность интересов.

Использовать приобретённые знания и умения :развитие своих интересов и склонностей с целью целенаправленного профессионального самоопределения

Понятия

«интерес», «склонности». Виды интересов. ДДО. Карта интересов



Профессиональные интересы и склонности

4/3

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

Урок-практикум

1.практический, словесный, наглядный,

2.формирование,закрепление, применение ЗУН,

3. частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,

4.инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий,

5.просвещение,активизация, воспитание и углубление знаний


Знать определение «мотивы», «потребности».

Понимать роль мотивов в профессиональном росте.

Уметь давать характеристики всем видам мотивов. потребностей.

Использовать приобретённые знания и умения выделение личных мотивов и потребностей, их грамотного формирования и развития


Понятия

мотивы, ценностные ориентации, классификация мотивов, определение познавательного и профессионального мотива



Мотивы, потребности

5/4

Способности, условия их проявления и развития.

Урок-практикум

1.практический, словесный, наглядный,

2.формирование,закрепление, применение ЗУН,

3. частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,

4.инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий,

5.просвещение,активизация, воспитание и углубление знаний


Знать

определение «способности»,условия развития способностей, виды способностей, определение вида специальных способностей.



Понимать

знания способностей, задатков в успешном профессиональном самоопределении.



Уметь отличать общие и специальные способности.

Использовать приобретённые знания и умения развитие общих и специальных способностей

Понятия

«способность», условия развития способностей, виды способностей, определение уровня специальных способностей



Способности, задатки, талант, гениальность

6/4

Психологические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

Урок-практикум

1.практический, словесный, наглядный,

2.формирование,закрепление, применение ЗУН,

3. частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,

4.инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий,

5.просвещение,активизация, воспитание и углубление знаний


Знать

определение психологических процессов.



Понимать

роль психологических процессов в успешном профессиональном самоопределении.



Уметь

охарактеризовать каждый психологический процесс с точки зрения значимости его для определённой группы профессий



Использовать приобретённые знания и умения

Грамотно оценивать свои психологические процессы с ориентацией на будущую профессию



Психологические процессы, их виды и характеристики с точки зрения значимости профессий. Определение уровня психических профессий.

Восприятие, ощущение, представление, память, внимание, мышление

7/4

Природные свойства нервной системы.




1.практический, словесный, наглядный,

2.формирование,закрепление, применение ЗУН,

3. частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,

4.инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий,

5.просвещение,активизация, воспитание и углубление знаний


Знать

определения «характер», «темперамент»



Понимать, что характер и тип темперамента напрямую влияют на выбор той или иной профессии.

Уметь

отличать характер человека по типу темперамента, уметь определять личностные качества для каждого типа темперамента.



Использовать приобретённые знания и умения

«воспитание»своего характера, соответствующего избранной профессии



Понятия

Характер, качество

характера,

отношение

личности к

действительности.

Темперамент и

нервная система.

Формула

темперамента






8/3

Сущность профессионального самоопределения

Урок-практикум

1.практический, словесный, наглядный,

2.формирование,закрепление, применение ЗУН,

3. частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,

4.инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий,

5.просвещение,активизация, воспитание и углубление знаний


Знать

определение «цель и смысл жизни», «профессиональное самоопределение», знать типы учебных заведений, этапы профессионального самоопределения.



Понимать

как цель в жизни помогает в выборе путей получения профессии



Уметь

применять формулу оптимального выбора профессии.



Использовать приобретённые знания и умения

Выбора оптимального учебного заведения для получения желаемой профессии



Цель и смысл жизни, этапы профессионального самоопределения, пути освоения профессий, формула оптимального выбора профессий

Цель жизни, профессиональное самоопределение

9/3

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность. Здоровье и выбор професси

Урок-практикум

1.практический, словесный, наглядный,

2.формирование,закрепление, применение ЗУН,

3. частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,

4.инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий,

5.просвещение,активизация, воспитание и углубление знаний


Знать

определение «карьера», профессиональный план, профессиональная пригодность.



Понимать

как влияет профессиональная пригодность на реализацию профессионального плана и карьеры.



Уметь

определять медицинские противопоказания и неблагоприятные факторы к профессии.



Использовать приобретённые знания и умения

своевременного грамотного самоизучения с целью безошибочного определения степени профессиональной пригодности и построения личного профессионального плана



Карьера, типы карьеры, профессиональный план, медицинские противопоказания, степень профессиональной пригодности

Карьера, призвание, профессиональная пригодность

10/4

Профессиональная проба

Урок-практикум

.практический, словесный, наглядный,

2.формирование,закрепление, применение ЗУН,

3. частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,

4.инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий,

5.просвещение,активизация, воспитание и углубление знаний


Знать

определение «профессиональная проба».



Понимать

суть профессии, требования к ней.



Уметь

определять правильный выбор профессии.



Использовать приобретённые знания и умения

Для правильного выбора профессии, умения анализировать полученный опыт




Профессиональная проба

Профессиональная проба

11/1

Обобщение полученных знаний




















База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница