Рабочая программа по основам светской этики в 4 классе М. Т. Студеникин «Основы светской этики»



Дата21.05.2016
Размер22,9 Kb.
ТипРабочая программа
МБОУ Софринская СОШ №2


Рабочая программа по основам светской этики

в 4 классе
(М.Т.Студеникин

«Основы светской этики»).


Пояснительная записка.
Во все времена актуальна проблема передачи духовно-нравственных ценностей от одного поколения к другому. Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:

-развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию;

-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения и выстраивание конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

-воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная образовательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», состоящая из нескольких модулей, один из них – «Основы светской этики».

Модуль «Основы светской этики» предполагают изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Основной задачей реализации содержания модуля является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике.

Модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, окружающим миром. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей.

Модуль «Основы светской этики» призван воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине – России. Также на уроках светской этики формируются семейные ценности и традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, уважительное отношение к старшим. Происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. На уроках развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. Особое внимание обращается на формирование дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, иных культурных ценностей.

Место предмета в учебной программе.
На изучение учебного модуля «Основы светской этики» отводится 34 учебных часа (1 час в неделю) в 4 классе.
Содержание курса.
Введение в предмет.

Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник, его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.



Россия – Родина моя.

Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Древние города России, их памятники культуры. Патриотизм.



Этика и этикет.

Понятия этики и морали (нравственности). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.



Вежливость.

Понятия вежливости, уважения. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.



Добро и зло.

Понятие добра и зла. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.



Дружба и порядочность.

Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы Друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.



Честность и искренность.

Понятие честности и искренности. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности. Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.

Гордость и гордыня.

Понятие гордости и гордыни. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.



Обычаи и обряды русского народа.

Что такое обычай и обряд? Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.



Терпение и труд.

Значение слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.



Семья.

Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровно-родственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.



Семейные традиции.

Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.



Сердце матери.

Роль матери в семье. День матери в России. Традиции празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким.



Правила твоей жизни.

Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.



Праздники народов России.

Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение. Мусульманские праздники: Рамадан-байрам, Курбан-байрам, Буддийские праздники.



Защитники Отечества.

23 февраля – День защитника Отечества. Состав вооруженных сил Российской Федерации. Страницы боевой славы Родины с 13 до 20 веков: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в 17 веке, подвиги полководца А.В.Суворова, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.



Итоговое повторение.

Основные знания и умения по этике и этикету.


Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты:

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-формирование семейных ценностей;

-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Метапредметные результаты:

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовнсть признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметные результаты:

-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-понимание значения нравственности в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

--первоначальные представления об исторической роли этики в российской культуре;

-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

-осознание ценности человеческой жизни.


Материально-техническое обеспечение курса.


  1. М.Т.Студеникин. Программа курса «Основы светской этики».

  2. М.Т.Студеникин. «Основы светской этики». Учебник для 4 класса.

  3. М.Т.Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики». 4 класс.

  4. Интернет-ресурсы для интерактивной доски.



Календарно-тематическое планирование уроков по основам светской этики в 4 классе.


№№ п/п

Дата проведения

Тема урока

1-2.




Вводный урок.


3-4.




Россия – Родина моя.


5-6.




Этика и этикет.


7-8.




Вежливость.


9-10.




Добро и зло.


11-12.




Дружба и порядочность.

13-14.




Честность и искренность.

15-16.




Гордость и гордыня.

17-18.




Обычаи и обряды русского народа.

19-20.




Терпение и труд.

21-22.




Семья.

23-24.




Семейные традиции.

25-26.




Сердце матери.

27-28.




Праздники твоей жизни.

29-30.




Правила народов России.

31-32.




Защитники Отечества.

33-34.




Итоговые занятия.

Каталог: uploads -> 3000 -> 2910 -> section -> 275654 -> rabochie programy -> nachalka
3000 -> Курсы повышения квалификации за последние 5 лет (с указанием года) 1 Авдакова
3000 -> Законом РФ «Об образовании»
3000 -> Дыхательная гимнастика в детском саду
3000 -> Конспект нод в старшей группе «Богатыри земли русской»
3000 -> Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 11 класса
3000 -> Рабочая программа по истории (история России) (базовое изучение) 9 М, И, а классы
3000 -> На заседании с Управляющим советом Директор мбоу сош №12 педагогического совета мбоу сош №12 М. С. Шилова мбоу сош №12 Председатель ус школы от №66/24 от 31. 08. 2015 г
3000 -> Проявление агрессивности у детей дошкольного возраста Детская агрессивность
nachalka -> Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Познавательная экология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница