Рабочая программа по основам православной культуры 9-11 классы



Скачать 76.15 Kb.
страница1/3
Дата21.04.2016
Размер76.15 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Грязновская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Курской области



Согласовано Утверждено

Заместитель директора по УВР Директор МКОУ « Грязновская ____________ Е.Г. Сысоева средняя общеобразовательная школа»

___________ В.П. Мазалова

Приказ от «____» _________ 2013 г. №___

Рабочая программа


по основам православной культуры

9-11 классы





Составила: Плюхина Марина Николаевна


2013 – 2014 учебный год.

Пояснительная записка

Учебно-методические материалы

  Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности и традиции отечественной духовной культуры народов России. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с православием, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная тесно связана с национальными культурами не только русского народа, но многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части.

Требования российского законодательства к содержанию «образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано, в частности, на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства, должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний, образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…» (Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 14. «Общие требования к содержанию образования»).

Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований, особенно – требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы – задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграцию в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество.

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений, их самостоятельность в разработке и реализации образовательной программы (Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 14.5) позволяют органам управления образованием на федеральном и региональном уровнях, общеобразовательным учреждениям на местах своевременно и адекватно удовлетворять социальный заказ населения на образовательные услуги. В том числе – на изучение православной культуры. Свобода и плюрализм в образовании не допускают насильственной унификации всех аспектов образовательной деятельности, обеспечивают педагогическое творчество и мировоззренческое самоопределение в обучении.

Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реализации государственной политики в решении задач воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.

Изучение православной культуры в светской школе будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества. Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации как традиционной религии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского народа, так и других народов в составе Российского государства. Программа предусматривает специфику Курского региона и соответственно других регионов, если преподавание будет осуществляться в других регионах России. Это обеспечивается выделением специальных или свободных тем в программе.

Соблюдение принципа светскости.

Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, является принцип светского характера образования. Изучение православной культуры относится к светскому образованию, типу религиоведческого образования конкретной этнокультурной, этноконфессиональной и цивилизационной направленности (православная культура русского народа и российского общества в целом, культура православных стран и народов в прошлом и в современности). Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях обеспечивается:

1) культурологическим, неиндоктринальным содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры;

2) правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием в соответствии с конкретными параметрами социального заказа на православное культурологическое образование;

3) организационно-правовой независимостью государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий;

4) методическим контролем служб учредителя государственных и муниципальных образовательных учреждений (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания православной культуры.

Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию.

Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образованием организовывать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законных представителей), других участников образовательного процесса.

Текущий методический контроль служб учредителя (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания курсов православной культуры должен обеспечивать реализацию их учебно-воспитательного потенциала в интересах всех участников образовательного процесса и необходимое качество образования.

При этом методические службы должны иметь в виду, что программа написана таким образом, что позволяет учителю самостоятельно осуществлять выбор материала. И это особенно относится к старшей ступени. Здесь можно разрешить учителям разработать программы изучения православной культуры с учетом конкретных условий каждого класса. И крайне важно для методических служб иметь в виду необходимость коррекции каждым учителем православной культуры учебной программы в зависимости от времени начала изучения курса. И если учащиеся приступили к изучению курса не с 1 класса, то необходимо вносить изменения в программу, позволяющие приступить к освоению курса в соответствующем классе. В связи с этим в старших классах такие корректировки должны быть достаточно существенными.

Изучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях православной культуры предполагает организацию взаимодействия и сотрудничества государственных научных и образовательных учреждений, органов управления образованием с православными религиозными организациями и образовательными учреждениями в области разработки содержания образования, учебно-методического обеспечения для достижения необходимого качества предъявляемых знаний, недопущения искажений в представлении школьникам различных аспектов учебного материала, относимого к содержанию православной культуры.

Цель курса:

духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.

Основные задачи курса:

1. Помочь каждому ребенку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, традиционного образа жизни.

2. Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.

3. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием христианской церкви, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

4.  Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

5. Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение для российской культуры. Приобщать детей к освоению православного искусства.

6. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.

7. Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

Содержание курса

Основой содержания курса православной культуры выступают сведения из Библии и жизни Православной Церкви. Причем в младшем возрасте предполагается практическое знакомство с литургическим годом, которое со временем должно перейти во внеклассную работу. На протяжении всего курса сообразно возрасту ребенка изучается Библия как богооткровенное знание, а не как выражение человеческой мудрости, собрание мифов, сказаний и т.п. В связи с этим изложение Священного Писания опирается на святоотеческое понимание. Вместе с тем знание Библии позволяет правильно понять сущность тех форм культуры, в основе которых лежит христианское мировоззрение.

Содержание представлено в следующих разделах курса:

I. Православная христианская картина мира: 1. Бог. 2. Мир и его творение.


3. Человек в православной картине мира. 4. Православное мировоззрение. 5. Православное христианство и другие религии. 6. Православие и философия.
7. Православие и наука. 8. Православие и культура.

II. История православной религии и культуры: 1. Ветхий Завет. 2. Новый Завет. 3. Служение апостольское. 4. Становление и развитие христианской церкви. 5. Поместные церкви и Вселенская церковь.

III. Православие – традиционная религия русского народа: 1. Понятие о Церкви. Церковная служба. 2. Православие – культурообразующая религия в России. 3. История Русской Православной Церкви. 4. Жития (биографии) наиболее известных святых земли Русской. Роль православия в судьбе нашего Отечества.

IV. Православная культура и религии мира: 1. История Ветхого Завета. 2. История Нового Завета. 3. История (христианство, ислам, буддизм, Римский католицизм, протестантизм) мировых религий. 4. История христианских поместных церквей. 5. Гностицизм. Оккультизм. 6. Деструктивные секты: их угроза человеку и обществу.

V. Письменная культура православия (православная словесность): 1. Священное Писание и Священное Предание в православной культуре. 2. Библия. Переводы. Библия как величайшее явление мировой культуры. 3. Церковно-славянский язык как богослужебный язык и язык русской культуры. 4. Православная литература. Основные жанры. 5. Жития святых – самые читаемые русскими людьми литературные произведения.

VI. Художественная культура православия: 1. Православная храмовая архитектура. 2. Церковный храм и его устройство. 3. Православная икона. Иконопись. Иконография. 4. Музыкальная культура православия. Колокольный звон. 5. Шедевры православной художественной культуры. Прикладное искусство. 6. Православная литература.

VII. Нравственная культура православия: 1. Смысл и сущность православной морали. 2. Отношение к Богу, человеку и миру в православии, отличие от других вероисповеданий. 3. Десять заповедей Божиих в Ветхом Завете. 4. Заповеди блаженства в Новом Завете. 5. Православная нравственная культура во всех сферах жизни общества.

VIII. Главные православные праздники: 1. Главные православные праздники (их содержание и история возникновения). 2. Церковные обряды. 3. Единство православия и народной культуры в праздниках (церковные и народные традиции, их взаимосвязь). 4. Культура православных праздников. Культура убранств. Культура проведения.

IX. Региональный компонент: 1. История православия в Курском крае. 2. Святые Курского края. 3. Храмы Курского края. 4. Православная культура Курского края. 5. Бытовая культура.

X. Православный образ жизни: 1. Православный образ (уклад) жизни. 2. Православный календарь. Праздники. Посты. 3. Семья как «малая церковь». «Домострой». 4. Труд. 5. Православная община. 6. Родина и защита Отечества. 7. Жизнь православного мирянина. Православное монашество.

Формы, методы и средства преподавания православной культуры

Курс предполагает множество форм, методов и средств обучения, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, осваивающими его.

Среди форм обучения, наряду с классно-урочными занятиями, должны быть и внеклассные занятия – посещение храмов, экскурсии в монастыри и храмы, посещение святынь, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т.д.

С особой осторожностью и тщательностью, педагогической корректностью следует подходить к выбору инновационных форм изучения православной культуры. Плодотворным в этом плане может оказаться использование таких форм проведения урока, получивших распространение в практике учителей-мастеров, как путешествие в предмет (вводные уроки вначале изучения «Основ православной культуры»), погружение в историческую эпоху («Крещение Руси. Распространение православия»); экспедиция по святым местам, урок-портрет, посвящается выдающимся деятелям русского православия Феодосию Печерскому, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадтскому и другим деятелям Церкви; урок-эссе, раскрывающий религиозно-философские искания выдающихся деятелей науки, культуры (Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, В.И. Киреевского, А.С. Хомякова, К.Д. Ушинского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и др.); урок-раздумье («Духовно-нравственные понятия православия», «Человек в православном понимании»); урок-экспертиза («Сравнительный анализ культурно-исторических различий между западным и восточным христианством»); проблемная лаборатория старшеклассников («Основные обязанности человека по отношению к обществу», «Катастрофические последствия распада семьи с точки зрения Православной Церкви и православной этики»); научная конференция представляет исследовательские проекты старшеклассников по духовным проблемам («Возвращение к православию как основе духовной и культурной жизни русского народа»); духовный университет старшеклассников «Православная архитектура», «Православие и изобразительное искусство», «Православие и русская музыка», «Принятие православия и становление русской литературы» и другие отделения университета; межвозрастные уроки (уроки, которые с помощью учителя готовят и проводят старшеклассники в младших и средних классах, межпредметные интегрированные уроки («Героические подвиги русских христиан: Александра Невского и Дмитрия Донского – защитников земли русской», «Преподобный Андрей Рублев – великий деятель русской культуры», «Связь русской живописи с православной традицией», «Использование элементов православной музыки в творчестве великих композиторов XI–XX вв.», «Связь русской православной и светской литературы» и т.д.); учебная встреча с православными философами на уроке (И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, Г.П. Федотов и др.); урок вопросов и ответов: учащиеся задают педагогу проблемные вопросы по ранее изученному материалу с целью систематизации полученных знаний.

В изучении православной культуры используется вся система современных методов обучения, соответствующих сущности православия, содержанию образования и воспитания. Это предполагает не ограничиваться только словесным изложением материала, но продуктивно использовать активные методы обучения, включать детей в процесс изучения православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения и т.п.

Многообразными должны быть и средства обучения. Так изучение книг Ветхого и Нового Завета вводит детей в мир вечных истин и всегда современных идей, высочайших нравственных идеалов, в художественной форме предлагает читателям увлекательные исторические и бытовые сюжеты, раскрывает сложные и неоднозначные ситуации, знакомит с историей, обычаями, образом мысли народов древнейших цивилизаций.

Кроме книг Священного Писания в разрабатываемом курсе предполагается использовать произведения святоотеческой литературы, исследования по истории православия, образцы житийной литературы. При этом особое внимание надо обратить на житийную литературу, любимую в Древней Руси. В жизнеописаниях святых показаны примеры моральных исканий человека и проявления его гражданской сути: защита Отечества – Дмитрий Донской и Александр Невский; духовное возрастание – Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский; верность Родине – патриарх Гермоген; забота о ближних – Тихон Задонский; семейные добродетели – Петр и Феврония Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.

Большую роль играет изучение православного церковного и светского искусства: архитектура, иконопись, изобразительное искусство, художественная литература, предания, сказки, образцы музыкального и поэтического творчества. Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая воедино мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы.

Актуальна проблема оценивания знаний учащихся. Опыт показывает, что наиболее правильным будет предоставление учителю права на максимальную гибкость в этом вопросе, многообразие форм оценивания.

       Предлагаемая программа предназначена для широкого возрастного диапазона: дошкольников, школьников, учащихся профтехучилищ и средних специальных учебных заведений. В связи с этим курс строится на концентрической основе с постепенным расширением знаний и смещением акцентов в изучении материала с внешних описательных сюжетов в сторону его содержательного осмысления. И если в дошкольном возрасте и начальных классах детям рекомендуется сообщить элементарные сведения о православной культуре , для чего возможно и даже разумно в основу ее изучения положить православный литургический круг, то в средних и старших классах основной упор должен быть сделан на личностное осмысление мира и человека, через живое и заинтересованное изучение богатейшего исторического, духовного и культурного наследия православного христианства.

Каждый годовой цикл в школьном обучении предусматривает 35 занятий, из расчета одно занятие в неделю. Учитывая психологические особенности детей, можно условно выделить 4 возрастные группы, в которых преподавание курса будет иметь свою специфику, и, соответственно, программа будет делиться на 4 раздела.

Раздел I. Средняя группа (10–15 лет) – 5–9 классы. Православие и религии мира.

Раздел II. Старшая группа (16–17 лет) – 10–11 класс . Православная религия – традиционная духовная культура России.

 

9 класс



История Русского Православия в Новое время

(время великих испытаний) (XVIIIXX) вв.


№ урока

Тема урока

1

Государственно-религиозные отношения в России в первой половине XVIII века. Двойственный характер реформ Петра I. Петр I и Русская Православная Церковь.

2

Проникновение протестантизма в Россию. Упразднение патриаршества, учреждение Духовной коллегии (Святейший Правительствующий синод). Феофан (Прокопович)

3

Просветительская деятельность Русской Православной Церкви:.

4

Святые Русской православной церкви в XVIII веке: Димитрий Ростовский, Митрофаний Воронежский. Тихон Задонский.

5

Монастыри России XVIII в. Духовное возрождение. Паисий Величковский.

6

Политика государства по отношению к Церкви во второй половине XVIII века. Православие и русская культура. Митрополит Платон (Левшин).

7

Значение православия в жизни российского государства и русских людей. Православие и воинское служение: святой адмирал Ф.Ушаков, генералиссимус А.Суворов. Отношения народа к церкви. Духовный подвиг блаженной Ксении Петербургской. Отношение интеллигенции к церкви.

8

XIX век и православие в России. Отношение государства и церкви в XIX веке. Личная вера русских императоров.

9

Святые земли русской XIX в.: прп. Серафим Саровский.

10

Миссионерская деятельность церкви: митрополит Иннокентий и др.

11

Великие богословы России XIX в.: Митрополит Филарет Московский. Епископ Феофан Затворник, епископ Игнатий (Брянчанинов).

12

Монастыри России в XIX веке. Оптина Пустынь как один из центров духовной жизни в России. Старчество как феномен русской религиозной жизни. Св. прп. Амвросий Оптинский.

13

Развитие атеизма в России. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и др. Опасность духовного оскудения русского общества.

14

Православная интеллигенция XIX века: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский.

15

Славянофилы: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский и др.

16

Великие русские православные ученые: К.Д. Ушинский, К.П. Победоносцев, В.С. Соловьев, Д.И. Менделеев и др.

17

Русская Православная Церковь на рубеже XIX – начала XX вв. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Святой великомученик император Николай II.

18

Возрождение православной мысли в трудах крупнейших русских мыслителей начала XX в.: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, С.Л. Франка, В.И. Вернадского и др. Молодежное православное движение.

19

Поместный Собор Русской православной церкви в 1917 году.

20

Духовное оскудение русского общества, как одна из причин гражданского противостояния в России в XX веке. Русская православная церковь при Советской власти. Начало гонений и массовых репрессий против православных христиан, русского народа. Патриарх Тихон. Скорбный путь патриарха.

21


Православная церковь в годы гражданской войны.

22

Гонения на церковь после гражданской войны. Подвиг мученичества Русской православной церкви. Новомученики и исповедники российские. Икона «Собор новомучеников российских». Свидетельства об этой эпохе.

23

Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны. Восстановление патриаршества. Патриарх Сергий (Страгорский). Патриарх Алексий (Симанский). Серафим Вырицкий. Маршал Жуков и старец Нектарий. Восстановление православной церкви в период войны и в послевоенное время.

24

Новый этап борьбы против православной церкви после смерти
И.В. Сталина.


25

Развитие русской православной церкви в 70–80 годы. Поместный Собор Русской православной церкви 1988 года и празднование 1000-летия Крещения Руси.

26

Русская зарубежная церковь до Второй мировой войны.

27

Русская зарубежная церковь после Второй мировой войны. Русская зарубежная культура. Воссоединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Зарубежной церкви.

28

XX век. Трагедия русского православия. Трагические последствия борьбы с церковью для всех сторон жизни русского народа: экономической, социальной, духовной, нравственной, культурной.

29

Православные традиции в творчестве советских художников, композиторов и поэтов: Г.Свиридов и др.

30

Русская православная церковь в наши дни. Необходимость восстановления полноты православной жизни. Пути преодоления религиозной катастрофы.

31

Главные направления деятельности Русской православной церкви: духовная, миссионерская, социальная, образовательная. Роль православия в жизни нашего государства, общества, культуры, семьи, человека.

32

История православия в Курском крае в XVIII веке.

33

Развитие православной церкви в Курской губернии XIX – начала XX вв.

34

История иконы Божией Матери «Знамение» Курская Коренная.

35

Гонения на православную церковь после 1917 г. Возрождение православной церкви с конца 80-х годов XX века.

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница