Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами



Дата11.06.2016
Размер6.98 Mb.
ТипРабочая программа
c:\users\user\сканированные\scan10001.bmp

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

- Конституция РФ;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

- Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание. 5-11 классы – М.: Просвещение, 2008.

В программе отражена специфика преподавания предмета в условия введения нового государственного стандарта

Тематическое планирование рассчитано на 34 часа (1 час в неделю).

Рабочая программа, являясь нормативно-управленческим документом, конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта по обществознанию с учётом уровня подготовки обучающихся, методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса. В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала.

Цели изучения:

- закладывание у учащихся основ знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах;

- введение учащихся в мир общественных отношений;

- способствование определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии;

- формирование у учащихся представления о себе как гражданине общества.

Задачи изучения:

- содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

- воспитание гражданственности и любви к Родине;

- создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

- выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

- помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Обучение ведется по учебнику «Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 7 класса/ А.И. Кравченко, Е.А. Певцова – М.: Русское слово. 2008».

Формы организации учебной деятельности: практикумы, сюжетноролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.

Формы контроля: тестирование; задания на выявление операционных жизненных ситуаций; моделирование жизненных ситуаций.

Основные формы организации учебных занятий: познавательные уроки; викторины; комбинированные уроки.

Характеристика курса
Программа по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.

Место и роль социального знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Обществознание – учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета – общественной жизни – обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. Обществознание как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Обществознание в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.



Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;

- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Исходя из заявленных целей выдвигаются следующие образовательные задачи преподавания курса обществознания:

- ознакомление школьников с отечественными и зарубежными системами правовых отношений в обществе;

- раскрытие закономерностей общественной жизни;

- выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;

- определение влияния политических процессов на повседневную жизнь человека;

- утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида и его самоценности;

- формирование демократической системы ценностей подрастающего поколения;

- создание условий для раскрытия творческих способностей личности;

- развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;

- моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций;

- выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;

- развитие нестандартности мышления, креативности и творческих способностей;

- понимание ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию;

- передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности.



Характеристика содержания основного общего образования по обществознанию. Отбор учебного материала для содержания примерной программы по обществознанию для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Структура курса и последовательность предъявления материала. Образовательно-воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием различных моделей построения содержания курса для основной школы. Последовательность, предложенная в программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса на этом этапе обучения. При распределении тем программы каждый класс рассматривается как относительно самостоятельная ступень в подготовке учеников и в то же время как звено в развертывании целостной и относительно завершенной, т.е. охватывающей все основные элементы, социальной картины мира.

Начинать изучение содержания программы по обществознанию как самостоятельного учебного предмета целесообразно, как показывает опыт, с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений. При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 7 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 7 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности, и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.



Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.



Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

2) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

3) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

4) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

5) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований.



Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

1) познавательной:

- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

2) ценностно-мотивационной:

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

3) трудовой

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

4) эстетической:

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

5) коммуникативной:

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.



Требования к уровню подготовки обучающихся:

По окончанию изучения курса «Обществознания» ученик должен знать:

- основные обществоведческие понятия: общество, авторитет, герб, наследственность, государство, деятельность, добро, добродетель, кодекс, конституция, нравственность, образование, общение, патриотизм, познание, референдум, самооценка, федерация, флаг, хобби, товар, труд, сознание, семья, субъект РФ, чувство, экономика, эмоция, эрудиция.

- общее и особенное в политической жизни современной России;

- основные задачи и исторические формы образования;

- основы конституционного строя Российской Федерации;

- сущность и строение культуры;

-.особенности подросткового возраста, важного для становления личности;

- значение и назначение самопознания.

Ученик должен уметь:

- давать определения основным обществоведческим понятиям, выделяя их характерные признаки;

- объяснять сущность человека;

- уметь объяснить сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;

- объяснять сущность семьи как основной ячейки общества;

- объяснять роль и значение школы;

- объяснять труд как основу жизни;

- объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.

Ученик должен владеть навыками:

- конспектирования текстовой информации и выделения главного;

- использования дополнительных источников социальной информации (газет, журналов, Интернет сети);

- схематизации материала, либо анализа предложенной схемы;

- правильного применения специальных терминов и объяснения понятий;

- монологического связного воспроизведения информации;

- выявления сходных и отличительных черт в общественных явлениях;

- презентации собственных суждений, сообщений.

Содержание программы

Введение(1 час): Что такое общество. Подростки как общественная группа.

Глава 1. Личность подростка (11 часов)

1. Переходный возраст: Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст – период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста. Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст – отрезок жизни между детством и зрелостью.

2. Задачи и трудности подросткового возраста: Задачи подросткового возраста. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов. Проблемы подросткового возраста.

3. Быть взрослым: Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста.

4. Физические изменения подростков: Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков.

5. Психологический портрет личности: темперамент и характер: Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.

6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства: Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции – низший, чувства – высший тип психических реакций.

7. Самооценка подростка: Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение.

8. Выдающаяся личность: Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого. Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности. Одаренные дети. Социальная среда в развитии умственной одаренности. Роль поощрения одаренности в ее развитии.

9. Лидер и его качества: Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение. Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, – основа искусства общения.

10. Контрольно-обобщающий урок по главе 1: Подросток. Переходный возраст. Задачи подросткового возраста. Период взросления. Факторы физического изменения подростков. Психологический портрет личности. Самооценка подростка. Лидер и его качества.

Глава 2. Подросток в социальной среде (8 часов)

11. Социальная среда подростка: Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков – ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков. Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.

12. Подросток в группе: Общество – совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление. Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления.

13. Межличностные отношения: Межличностные отношения – отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Взаимопонимания в межличностных отношениях.

14. «Мы» и «они»: «Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» – те к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» – кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» – два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга. Опасность превращения в неприязнь, а затем – в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные». Различия между «своими» и «чужими».

15. Мир знакомых и незнакомых людей: Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».

16. Социальный портрет молодежи: Молодежь – большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи. Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи.

17. Контрольно-обобщающий урок по главе 2: Социальная среда, конформизм, «значимые другие», взаимопонимание, знакомые, незнакомые, «я», «другие», «чужие», «чужаки», молодежь.



Глава 3. Подросток и закон (5 часов)

18. Юридические границы подросткового возраста: Наличие прав и обязанностей – юридическая характеристика человека. Деление подростков две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет). Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями. Соотношение прав и обязанностей. Ответственность.

19. Подросток как гражданин: Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством. Обязанности граждан Российской Федерации.

20. Подросток и его права: Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни. Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права – права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.

21. Опасный путь преступной жизни: Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой. Административные нарушения и меры административной ответственности. Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками полиции.

22. Контрольно-обобщающий урок по главе 3: Права, обязанности, ответственность, паспорт, гражданство, гражданин; права и обязанности граждан. Права ребенка. Преступления; уголовная ответственность; административные нарушения.



Глава 4. Образ жизни подростка (6 часов)

23. Подросток в обществе риска: Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого. Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания.

24. Проблема одиночества: Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество – сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества – удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии.

25. Подростковая культура: Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни. Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых. Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.

26. Образ жизни: Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни отражение как характерных, так и отличительных черт поведения. Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).

27. Досуг и отдых: Досуг и отдых – составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура. Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня. История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки. Музеи. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев.

28. Развитие спорта: Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта. Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.

29. Контрольно-обобщающий урок по главе 4: Здоровье, алкоголизм, наркомания. Одиночество, подростковая депрессия. Формальные группы, неформальные группы, подростковая культура. Образ жизни. Досуг, отдых, культурный досуг. Спорт, профессиональный спорт, любительский спорт.



Глава 5. Подросток и его жилая среда (3 часа)

30. Город и село: Город – особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды. Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков.

31. Мой дом, мое жилище: Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная. Дом – человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище. Требования к современному жилищу – дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений. Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.

32. Итоговое повторение и обобщение: Город, урбанизация, мегаполис, село, качество жизни, пригородные зоны, город-спутник. Дом, жилище, среда обитания, соседи.



33. Резерв времени (1 час).

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Обществознание»

7 класс

п/п

Тема,

раздел

Кол-во часов

Основные элементы содержания

Формы, виды контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Введение (1 час)

1

Введение

1

Что такое общество, подростки как часть общества

Беседа с учащимися

Читать и пересказывать с. 5

3.09




Глава 1. Личность подростка (11 часов)




2

Переходный возраст

1

Возраст в хронологическом плане; физическом и психологическом плане; социальном плане. Подростковый возраст – период перехода от детства к юности. Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст – отрезок жизни между детством и зрелостью.

Работа с учебником

§ 1, вопросы к параграфу

10.09




3

Задачи и трудности подросткового возраста

1

Задачи подросткового возраста. Задачи развития подростка. Подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

Беседа с учащимися

§ 2, вопросы 3 и 4 к параграфу

17.09




4

Быть взрослым


1

Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста.

Письменная работа на уроке

§ 3, практикум на с. 24

24.09




5

Физические изменения подростков

1

Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Самооценка. Неравномерность развития подростков.

Тестовые задания по работе с учебником

§ 4, задание 2 к параграфу

1.10




6

Психологический портрет личности: темперамент и характер

1

Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту. Характер человека.

Работа в группах по карточкам

§ 5, написать мини-сочинение

8.10




7

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

1

Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека. Эмоции.

Работа в группах

§ 6, задания в конце параграфа

15.10




8

Самооценка подростка

1

Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Роль самовоспитания в становлении личности.

Выступления учащихся

§ 7, практикум в конце параграфа

22.10




9-10

Выдающаяся личность

2

Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого. Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности. Одаренные дети. Социальная среда в развитии умственной одаренности. Роль поощрения одаренности в ее развитии.

Тестирование по работе с учебником.

§ 8, вопросы к параграфу подготовить рассказ о выдающейся исторической личности

29.10

12.11





11

Лидер и его качества

1

Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие.

Работа в группах по заданиям.

§ 9, заполнение психологического теста

19.11




12

Контрольно-обобщающий урок по главе 1

1

Подросток. Переходный возраст и его задачи возраста. Период взросления. Факторы физического изменения подростков. Психологический портрет личности. Качества лидера.







26.11




Глава 2. Подросток в социальной среде (8 часов)

13

Социальная среда подростка

1

Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности. Ближайшая и дальняя среда подростков. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков. Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков.

Беседа

§ 10, вопросы на с. 68

3.12




14

Подросток в группе

1

Общество – совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы.

Работа с учебником

§ 11, практикум на с. 74.

10.12




15

Межличностные отношения

1

Межличностные отношения – отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Взаимопонимания в межличностных отношениях.

Работа с источниками

§ 12, творческое задание

17.12




16

«Мы» и «они»

1

«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений. «Мы» и «они» – два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные». Различия между «своими» и «чужими».

Составление таблицы

§ 13, практикум на с. 83

24.12




17

Мир знакомых и незнакомых людей

1

Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Отношения с близкими знакомыми и друзьями, отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».

Беседа

§ 14, вопросы к параграфу

14.01





18

Социальный портрет молодежи

2

Молодежь – большая социальная группа. Возрастные границы молодежи. Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст. Младшая, средняя и старшая группы молодежи. Проблемы молодежи в современном обществе. Ценности современной молодежи.

Работа с документом (Гражданский Кодекс РФ)

§ 15, задания к параграфу

21.01

28.01





19

Контрольно-обобщающий урок по главе 2

1

Социальная среда, конформизм, «значимые другие», взаимопонимание, знакомые, незнакомые, «я», «мы», «они», «другие», «чужие», «чужаки», молодежь.

Тестовые задания




4.02




Глава 3. Подросток и закон (5 часов)

20

Юридические границы подросткового возраста

1

Наличие прав и обязанностей – юридическая характеристика человека. Деление подростков две категории людей: малолетних и несовершеннолетних. Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Соотношение прав и обязанностей. Ответственность.

Составление таблицы «Юридическая ответственность»

§ 16, заполнить таблицу

11.02




21

Подросток как гражданин

1

Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Обязанности граждан РФ

Работа с документом (Конституция РФ)

§ 17, выучить права и обязанности граждан

18.02




22

Подросток и его права

1

Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Право на защиту от эксплуатации. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права. Право на получение образования.

Работа с документом «Конвенция о правах ребенка»

§ 18, составить таблицу «Права ребенка»

25.02




23

Опасный путь преступной жизни

1

Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Организованная преступность. Административные нарушения и меры административной ответственности. Правила поведения подростка при задержании сотрудниками полиции.

Работа с учебником и документом (Уголовный Кодекс РФ)

§ 19, задания на с. 118

4.03




24

Контрольно-обобщающий урок по главе 3

1

Права, обязанности, ответственность, паспорт, гражданство, гражданин; права и обязанности граждан. Права ребенка. Преступления; уголовная ответственность; административные нарушения.

Тестовые задания с развернутым ответом




11.03




Глава 4. Образ жизни подростка (6 часов)

25

Подросток в обществе риска

1

Рост факторов риска в современном обществе. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого.

Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательное влияние СМИ; алкоголизм и наркомания.



Работа с учебником

§ 20, вопросы в конце §

18.03




26

Проблема одиночества

1

Одиночество. Причины появления одиночества в юности. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии.

Самостоятельная работа с учебником

§ 21, подготовить сообщения

1.04




27

Подростковая культура

1

Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура, ее особенности. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения. Молодежная одежда. Молодежная музыка.

Выступления с сообщениями

§ 22, практикум на с. 137

8.04




28

Образ жизни

1

Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Образ жизни отражение как характерных, так и отличительных черт поведения. Образ жизни у разных народов и категорий населения.

Работа с текстом учебника, составление таблицы

§ 23, заполнить таблицу

15.04




29

Досуг и отдых.

Развитие спорта

1

Досуг и отдых – составная часть повседневного образа жизни людей. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев. Возникновение и история спорта. Зарождение современных видов спорта. Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский.

Работа по группам

§ 24, 25, вопросы к §







30

Контрольно-обобщающий урок по главе 4

1

Здоровье, алкоголизм, наркомания. Одиночество, подростковая депрессия. Формальные группы, неформальные группы, подростковая культура. Образ жизни. Досуг, отдых, культурный досуг. Спорт, профессиональный спорт, любительский спорт.

Тестовые задания с кратким и развернутым ответом




22.04




Глава 5. Подросток и его жилая среда (3 часа)

31

Город и село


1

Город – особая среда обитания. Возникновение первых городов. Современные города. Город и урбанизация.

Село. Сельская местность. Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков.



Работа с учебником, составить таблицу

§ 26-27, подготовить сообщения по следующей теме

29.04




32

Мой дом, мое жилище

1

Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.

Дом – человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище. Взаимоотношения с соседями.



Выступления с сообщениями

§ 28-29

6.05




33

Итоговое повторение и обобщение

1

Город, урбанизация, мегаполис, село, качество жизни, пригородные зоны, город-спутник. Дом, жилище, среда обитания, соседи.

Беседа




13.05





34

Резерв времени

2










20.05

27.05





Учебно-методическое обеспечение

Рабочая программа составлена на основании:

Сборника нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.

Примерных программ основного общего образования. Обществознание: 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.

Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание. 5-11 классы – М.: Просвещение, 2008.



Учебно-методический комплект для обучающегося:

Кравченко, А.И. Обществознание. Учебник для 7 класса /А.И. Кравченко, Е.А. Певцова – М.: Русское слово. 2008.

Рабочая тетрадь по обществознанию для 7 класса / Е.А. Певцова – М.: Русское слово. 2008.

Дополнительная литература для учащихся:

Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию /Е. В. Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

Сазонова Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах /Г. Г. Сазонова. – М.: Виктория Плюс, 2007.

Список литературы для учителя:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Конституция Российской Федерации.

Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс /И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М.: Айрис-Пресс, 2010.

Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания: учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений: в 2 ч. /Л. С. Бахмутова. – М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

Бекешев, К. А. Обществознание: учеб. пособие /К. А. Бекешев. – М.: Проспект, 2010.

Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии: для средн. профессион. образования /Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями /Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.

Методическое пособие к учебнику «Кравченко, А.И. Обществознание. Учебник для 7 класса /А.И. Кравченко, Е.А. Певцова – М.: Русское слово. 2008.

Сычев, А. А. Обществознание: учеб, пособие /А. А. Сычев. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

/Т.Т.Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. – М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.

Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя /Т. И. Тюляева. – М.: Астрель, 2010.

Информационно-коммуникативные средства:

Обществознание. Рекомендации. Разработки /Н. Ю. Бухарева [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2010. – (Методики. Материалы к урокам). – 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).

Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов /сост. Н. А. Скобелина. – - Волгоград: Учитель, 2010. – (Сетевой тестовый контроль). – 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).

Обществознание. Курс лекций: учеб, пособие /А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. – М.: Книжный мир, 2010. – 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).



Интернет-ресурсы:

http://www.gov.ed.ru – Русский образовательный портал.

http://www.school.edu.ru – Федеральный российский общеобразовательный портал.

http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».

http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

http://www.uroki.ru – образовательный портал «Учеба».

http://www.vestnik.edu.ru – сайт журнала «Вестник образования».

http://www.profkniga.ru – сайт издательского дома «Профкнига».

http://www.1september.ru – сайт издательского дома «1 сентября».

http://festival.1september.ru/ – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»).

http://www.opasno.net/ – Энциклопедия безопасности.

http://rusolymp.ru – портал Всероссийской олимпиады школьников.

history.standart.edu.ru – сайт поддержки модернизации историко-обществоведческого образования.



http://mon.gov.ru/ – Министерство науки и образования науки РФ.

http://www.school.edu.ru;



http://www.prosv.ru – сайты российского школьного образования.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница