Рабочая программа по математике для 4 класса является приложением к основной образовательной программе начального общего образования мбоу всош



Скачать 125.44 Kb.
Дата04.06.2016
Размер125.44 Kb.
ТипРабочая программа

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 4 класса является приложением к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ ВСОШ.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной Минобрнауки РФ (Москва, 2007 г.), и соответствует требованиям и рекомендациям образовательной программы «Школа России», Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геомет­рический материал. При этом основу начального курса со­ставляют представления о натуральном числе и нуле, о че­тырех арифметических действиях с целыми неотрицательны­ми числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознаком­ление с величинами и их измерением.

Курс предполагает также формирование простран­ственных представлений, ознакомление учащихся с различ­ными геометрическими фигурами и некоторыми их свой­ствами, с простейшими чертежными и измерительными при­борами.

Включение в программу элементов алгебраической про­педевтики позволяет повысить уровень формируемых обоб­щений, способствует развитию абстрактного мышления уча­щихся.

Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:



  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:

  • обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;

  • создание условий для общего умственного развития учащихся на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;

  • развитие творческих возможностей учащихся;

  • формирование и развитие познавательных интересов.

Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

  • сознательное усвоение учащимися различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобран­ных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычисли­тельных приемов на основе изученных теоретических положе­ний (переместительное свойство сложения, связь между сложе­нием и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);

Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспе­чивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответ­ствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).

Важнейшее значение придается постоянному использова­нию сопоставления, сравнения, противопоставления связан­ных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с последо­вательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебно­го материала и создает хорошие условия для совершенство­вания формируемых знаний, умений и навыков.

Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отноше­ний) – важнейшего метода математики.

Курс является нача­лом и органической частью школьного математического об­разования.

Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).

Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.
В связи со спецификой контингента учащихся: в школу приходят учиться подростки, имеющие большие пробелы в знаниях, перерывы в учёбе - изучение материала проходит в форме индивидуального обучения. Согласно учебному плану на изучение предмета при индивидуальной форме обучения отводится 0,25 часа в неделю и 0,5 часа в неделю в классах ЦВСНП.

Контроль усвоения программы проводится в форме контрольных работ в конце каждого полугодия.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Числа от 1 до 1000

Числа однозначные, двузначные, трёхзначные. Классы и разряды. Арифметические действия с нулём. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений. Группировка слагаемых. Переместительное свойство сложения. Таблица сложения. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них. Приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные. Приёмы письменного деления на однозначное число. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).


Числа, которые больше 1000

Нумерация. Разряды и классы. Чтение и запись чисел. Значение цифры в записи числа. Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение в 10, 100, 1000 раз. Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в числе. Класс миллионов, миллиардов. Точка, прямая, луч, числовой луч, отрезок. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки. Построение прямого угла на клетчатой бумаге.


Величины

Площадь. Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Вычисление площади прямоугольника. Площадь геометрической фигуры. Измерение площади фигуры с помощью палетки. Длина. Единицы длины. Соотношения между единицами длины. Масса. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между единицами массы. Сравнение предметов по массе. Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Соотношения между единицами времени.


Сложение и вычитание

Письменные приёмы сложения и вычитания. Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов. Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Нахождение суммы нескольких слагаемых. Сложение и вычитание величин. Решение задач на увеличение (уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме).



Умножение и деление

Умножение и его свойства. Умножение на 0, на 1. Арифметические действия с нулём. Письменные приёмы умножения. Умножение четырёхзначного числа на однозначное. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Нахождение неизвестного множителя. Деление как арифметическое действие. Деление многозначного числа на однозначное. Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. Решение задач на пропорциональное деление. Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули. Среднее арифметическое. Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Задачи на движение. Виды треугольников. Построение треугольников с помощью угольника. Построение треугольника с помощью циркуля и линейки. Умножение числа на произведение. Перестановка и группировка множителей. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Умножение числа на сумму. Письменное умножение на двузначное число. Письменное умножение на трёхзначное число. Письменное деление на двузначное число. Деление на двузначное число, когда в частном есть нули. Деление с остатком.0


Систематизация и обобщение изученного

Нумерация. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Арифметические действия. Сложение и вычитание. Умножение и деление. Порядок выполнения действий. Геометрические фигуры.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс

Индивидуальная форма обучения




Наименование темы

Общее

кол-во часов на тему

Контрольные работы

1

Числа от 1 до 1000





1

2

Числа, которые больше 1000





3

Величины





4

Сложение и вычитание




1

5

Умножение и деление





6

Систематизация и обобщение изученного







Итого

105

4


4 класс

Индивидуальная форма обучения (ЦВСНП)




Наименование темы

Общее

кол-во часов на тему

Контрольные работы

1

Числа от 1 до 1000


2

1

2

Числа, которые больше 1000


3

3

Величины


3

4

Сложение и вычитание

3

1

5

Умножение и деление


4

6

Систематизация и обобщение изученного

2




Резерв

0,5







Итого

17,5

2



ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРЕЕМСТВЕННУЮ СВЯЗЬ С КУРСОМ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
Нумерация
Обучающиеся должны знать:

- названия и последовательность чисел в натуральном ряду;

- как образуется каждая следующая счетная единица, названия и последовательность классов.

Обучающиеся должны уметь:

- читать, записывать, упорядочивать, сравнивать числа в пределах тысячи; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);

- устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
Понимать смысл каждого арифметического действия.

Обучающиеся должны знать:

- названия и обозначения арифметических действий. Названия компонентов и результата каждого действия;

- связь между компонентами и результатом каждого действия;

- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);

- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.



Обучающиеся должны уметь:

- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);

- находить числовые значения буквенных выражений вида а ± 3, 8 ∙ r, b : 2, a ± b, c ∙ d,

k : n при заданных числовых значениях входящих в них букв;

-выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, в том числе, с нулем и числом 1;

- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа в пределах 10000. в том числе, с нулем и числом 1 с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

- решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 – х = 1450, х · 12 = 2400,

х : 5= 420, 600 : х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

- решать задачи в 1-3 действия.


Величины
Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, способах их измерений.

Обучающиеся должны знать:

- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;

- связи между такими величинами как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.

Обучающиеся должны уметь:

- читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм - грамм час - минута, минута - секунда, километр - метр, метр - дециметр, дециметр - сантиметр, метр - сантиметр, сантиметр - миллиметр);

- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

- узнавать время по часам;

- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая ), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник ,прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).

Обучающиеся должны знать:

- виды углов: прямой, острый, тупой;

- виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равносторонний, равнобедренный, разносторонний;

- определение прямоугольника (квадрата);

- свойство противоположных сторон прямоугольника, сторон квадрата.

Обучающиеся должны уметь:

- описывать взаимное расположение предметов на плоскости;

- измерять длину отрезка;

- вычислять периметр треугольника, прямоугольника, квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

- оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз);

- строить на клетчатой бумаге заданный отрезок, прямоугольник (квадрат) по заданным измерениям с помощью линейки, угольника;

- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.


Работа с текстовыми задачами
Обучающиеся должны уметь:

- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

- решать учебные задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1-2 действия);

- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.


Работа с данными
Обучающиеся должны уметь:

- читать несложные готовые таблицы;

- заполнять несложные готовые таблицы;

- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ


  1. Моро М.И. Математика 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Моро М.И., Волкова С.И. Тетради по математике № 1, № 2 4-й класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2010

  3. Бантова М.А. Математика 4 класс: методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.

  4. Волкова С.И. Математика. Контрольные работы.1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009.

  5. Волкова С.И. Математика 4 класс: проверочные работы – М.: Просвещение, 2010.

  6. Итоговая аттестация по окончании начальной школы: интегрированные тесты: окружающий мир, русский язык, математика /авт.-сост. Е.А. Болотова, Т.А. Воронцова. – Волгоград: Учитель, 2010

  7. Канчурина Р.Г. Математика. 1 – 4 классы: диагностический контроль – Волгоград: Учитель, 2010

  8. Математика : итоговые и тематические контрольные работы и тесты. 3 – 4 классы /авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград : Учитель, 2005

  9. Математика. 1 – 4 классы : индивидуальные карточки для учащихся, задачи-головоломки, материал для устного счёта, задания для самостоятельных работ с конструированием/ авт.-сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2008.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница