Рабочая программа по курсу «Выбор профессии» для 8 классов «Моя профессиональная карьера»



Скачать 44.96 Kb.
Дата25.04.2016
Размер44.96 Kb.
ТипРабочая программа
«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №2108 «Альфа»

_______ /Рогатин Д.В./

«___» __________ 2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Выбор профессии»

для 8 классов - «Моя профессиональная карьера»,

для 9 классов - «Профессиональное самоопределение»,

1 час в неделю (34 ч в год)

Разработана:

учителем технологии

ГБОУ СОШ №2108 «Альфа»

Савиной Еленой Владимировной

Москва 2013 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Основные положения

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений: Твоя профессиональная карьера: 8-9 классы (под ред. Чистяковой С.Н.). Программа рассчитана на два года обучения (1 час в неделю – 8 класс, 1 час в неделю – 9 класс). Общее количество часов, отводимое на курс, при 1-часовой недельной нагрузке — 34 ч.

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.

Самая важная проблема юности, по определению И.С. Кона, - выбор профессии и социально-нравственное самоопределение. В сущности, это разные аспекты одного и того же процесса. 

Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван курс «Моя профессиональная карьера» и курс «Профессиональное самоопределение».

По определению психологов, фокус мировоззренческих поисков юности - проблема смысла жизни. Задавая себе вопрос о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений своей деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности.

Цели курса:


  • актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

  • развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

Распределение времени на изучение отдельных частей курса является примерным и может изменяться в зависимости от конкретных особенностей региона.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры.

В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.



Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Примерный перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

«Согласовано»
Зам.директора по УВР
_________ /Горина Т.А./
«____» __________ 2013 г.


«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ №2108 «Альфа»
_________ /Рогатин Д.В./
«____» __________ 2013 г.



Календарно-тематический план

курса «Моя профессиональная карьера»,

курса «Профессиональное самоопределение»

Тема

Количество часов

Дата

VIII класс

1. Вводное занятие

1




2. Внутренний мир человека и возможности его познания

2




3. Многообразие мира профессий

1




4. Представление о себе и проблема выбора профессии

2




5. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»)

2




6. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2




7. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

2




8. Социальные проблемы труда («надо»)
8.1. Разделение труда (1 ч)

1




8.2. Содержание и характер труда (1 ч)

1




8.3. Процесс и условия труда (1 ч)

1




9. Социально-психологический портрет современного профессионала

2




10. Анализ профессий
10.1. Основные признаки профессиональной деятельности (1 ч)

1




10.2. Классификация профессий (1 ч)

1




11. Беседа о профессиях типа «человек — человек» (торговое дело, работа с детьми)

1




12. Беседа о профессиях типа «человек — техника» (деревообработка, швейное дело)

1




13. Беседа о профессиях типа «человек — природа» (ветеринар, растениеводство)

1




14. Беседа о профессиях типа «человек — знаковая система» (выполнение канцелярских работ)

1




15. Беседа о профессиям типа «человек — художественный образ»

1




16. Здоровье и выбор профессии

1




17. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

2




18. Темперамент в профессиональном становлении личности

2




19. Ведущие отношения личности и типы профессий

1




20. Эмоциональные состояния личности

2




21. Волевые качества личности

1




Обобщающий урок - дискуссия: Уникальность и неповторимость личности каждого человека.

1




Итого

34




Тема

Количество часов

Дата

IX класс

1. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда
1.1. Способность к запоминанию (2 ч)

2




1.2. Способность быть внимательным (1 ч)

1




1.3. Способность оперировать пространственными представлениями (1 ч)

1




1.4. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями (2 ч)

2




1.5. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности (1 ч)

1




1.6. Индивидуальные стили кодирования информации (1 ч)

1




1.7. Индивидуальные стили переработки информации (1 ч)

1




2. Неисчерпаемость человеческих ресурсов

2




3. Человек в новых социально-экономических условиях

3




4. Человек среди людей

4




5. Современный рынок труда и его требования к профессионалу

3




6. Пути получения профессии

1




7. Моя профессиональная карьера

4




8. Профессионально-важные качества личности (ПВК).

2




9. Профконсультационные услуги

2




10. Подготовка и защита профориентационного проекта

3




Обобщающий урок

1




Итого

34





Содержание курса

VIII класс

1. Вводное занятие — 1 ч.
      Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера».
      Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.
      2. Внутренний мир человека и возможности его познания — 2 ч.
      Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
      Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.
      Методы изучения личности.
      Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.
      3. Многообразие мира профессий — 1 ч.
      Труд в жизни человека и общества.
      Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
      Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
      Практическая работа. Составление словаря профессий.
      4. Представление о себе и проблема выбора профессии — 2 ч.
      «Образ „Я“» как система представлений о себе. Структура «образа „Я“» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
      Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».
      Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального „я“»).
      5. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») — 2 ч.
      «Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
      Общее понятие о профессии, специальности, должности.
      Личный профессиональный план.
      Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).
      6. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») — 2 ч.
      Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
      Индивидуальные интересы.
      Профессиональные намерения.
      Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности.
      Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

7. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») — 2 ч.
      Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.
      Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.
      Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.

8. Социальные проблемы труда («надо») — 3 ч.
      8.1. Разделение труда (1 ч).
      Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.
      Профессионализация. Специализация. Квалификация.
      Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
      8.2. Содержание и характер труда (1 ч).
      Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.
      Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).
      8.3. Процесс и условия труда (1 ч).
      Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.
      Практическая работа. Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.

9. Социально-психологический портрет современного профессионала — 2 ч.
      Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений.

10. Анализ профессий 2 ч.
      10.1. Основные признаки профессиональной деятельности (1 ч).
      Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.
      Формула профессии. Понятие о профессиограмме.
      Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».
      10.2. Классификация профессий (1 ч).
      Способы классификации профессий.
      Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
      Практическая работа. Составление формул профессий.

11. Беседа о профессиях типа «человек — человек» (торговое дело, работа с детьми).

12. Беседа о профессиях типа «человек — техника» (деревообработка, швейное дело).

13. Беседа о профессиях типа «человек — природа» (ветеринар, растениеводство).

14. Беседа о профессиях типа «человек — знаковая система» (выполнение канцелярских работ).

15. Беседа о профессиям типа «человек — художественный образ».

16. Здоровье и выбор профессии — 1 ч.
      Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
      Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда..

17. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности — 2 ч.
      Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).
      Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.
      Диагностические процедуры. Теппинг-тест

18. Темперамент в профессиональном становлении личности — 2 ч.
      Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
      Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.
      Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.
 
      Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.

19. Ведущие отношения личности и типы профессий — 1 ч.
Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).
Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру.

20. Эмоциональные состояния личности — 2 ч.
      Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
      Диагностические процедуры. Опросник оценки тревожности, методика «Незаконченные предложения».
      Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.

21. Волевые качества личности — 1 ч.
      Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.
      Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
      Диагностические процедуры. Опросник для оценки настойчивости.
      Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.

IX класс

1. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда — 9 ч.
      1.1. Способность к запоминанию (2 ч).
      Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.
      Диагностические процедуры. Методики для выявление объема зрительной, слуховой памяти.

      Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания

      1.2. Способность быть внимательным (1 ч).
      Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.
      Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Корректурная проба».

      1.3. Способность оперировать пространственными представлениями (1 ч).


      Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.
      Диагностические процедуры. Методика «Сложение фигур».
    
      1.4. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями (2 ч).
      Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.
      Диагностические процедуры. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации».
      Развивающие процедуры. Методика «Путешествие в прошлые и будущие состояния предмета».
      1.5. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности (1 ч).
      Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности.
      Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности.
      Диагностические процедуры. Методика «Решение серии арифметических задач»
      Развивающие процедуры. Решение задачи «9 точек», методика «Разрыв привычных связей».
      1.6. Индивидуальные стили кодирования информации (1 ч).
      Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.
      Диагностические процедуры. Методика «Пиктограмма».
      Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Метафоры», «Живые скульптуры», «На что похоже?», «Немой художник», «Перевоплощение».
      1.7. Индивидуальные стили переработки информации (1 ч).
      Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.
      Диагностические процедуры. Методики «Свободная сортировка».
2. Неисчерпаемость человеческих ресурсов — 2 ч.
      Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.
      Развивающие процедуры. Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной цивилизации».
      Практическая работа. Составление индивидуальной программы самовоспитания.
3. Человек в новых социально-экономических условиях — 3 ч.
      Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация.
      Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.
      Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство.
      Экологические проблемы и их решение.
      Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.

      4. Человек среди людей — 4 ч.


      Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.
      Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.
      Диагностические процедуры. Опросники «Потребность в общении», «Эмпатия».
      Развивающие процедуры. Элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях).

      5. Современный рынок труда и его требования к профессионалу — 3 ч.


      Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.
      Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.
      Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.
      Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.
      Занятость населения. Безработица.
      Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.
      Развивающие процедуры. Деловая игра «Планирование рекламной кампании».

6. Пути получения профессии —1 ч.
      Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.
      Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.
      Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
      Возможности квалификационного роста.
      Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».

7. Моя профессиональная карьера — 4 ч.
      Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
      Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
      Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
      Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».
      Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.

8. Профессионально-важные качества личности (ПВК). Изучение уровня сформированности ПВК – 2 ч.

Индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта — соматические, конституциональные и др.

Основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности.

Уточнение представлений о профессионально важных качествах; отработка эффективных моделей педагогического общения, самодиагностика и развитие профессионально важных качеств ("Поведение в конфликтах" и др), индивидуальные и групповые упражнения по теме занятия.



9. Профконсультационные услуги — 2 ч.
      Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.

10. Подготовка и защита профориентационного проекта – 3 ч.

Оборудование

1. Индивидуальные опросные листы для проведения диагностических методик

2. Информацию об образовательных учреждениях города, региона, страны.

3. Документация для абитуриента.

4. Примерные варианты договоров об образовании, трудового договора.

5. Материалы для подготовки к вступительным экзаменам.

      Рекомендуемая литература

      Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1998.


      Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1999.
      Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.
      Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.
      Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.
      Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. — М., 1998.
      Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990.
      Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
      Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996.
      Коломинский Я. Л. Человек — психология. — М., 1986.
      Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. — Минск, 1990.
      Кабаков В. С., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. — Л., 1990.
      Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. — М., 1986.
      Кучевская Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.
      Мир профессий: В 6 т. — М., 1985—1989.
      Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.
      Павлютенков Е. М. Кем быть? — Киев, 1989.
      Переход к рынку: концепция и программа. — М., 1990.
      Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М., 1987.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница