Рабочая программа по истории (история России) (базовое изучение) 9 М, И, а классы



Скачать 355,92 Kb.
Дата01.03.2016
Размер355,92 Kb.
#13854
ТипРабочая программа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Электросталь Московской области




УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «СОШ №13 с УИОП» ____________

В.Н.Лелюк

Приказ № 160-о от 29.08.2015 г.



М.П.


Рабочая программа по истории (история России)

(базовое изучение)



9 М, И, А классы

Составитель: Потехина Ирина Петровна,

учитель истории и обществознания

высшей категории

2015

Пояснительная записка



Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой школы МАОУ «СОШ № 13 с УИОП» на основании авторской программы «История России. 6-9 кл.» под ред. Данилова А.А. ( История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011). Программа соответствует линии учебников по истории России, которые включены в Федеральный перечень учебников. В соответствии с образовательной программой школы история в 9-х классах преподаётся на базовом уровне.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:



  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2);

  3. приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5);

  4. приказ министра образования Московской области от 26.05.2015 № 2758 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2015-2016 учебный год».

  5. Информационное письмо Министерства образования Российской Федерации от 21.06.94. № 616/11 «О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»;

  6. Авторская программа «История России. 6-9 кл.» под ред. Данилова А.А. (см. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011)

  7. Методические рекомендации по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. – АСОУ, 2012.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы в процессе обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся:

1) цели образования: освоение знаний об исторических личностях, о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности в период XX – начала XXI в.;

2) цели формирования ключевых компетенций:

- овладение научными методами исторического познания, умением работать с различными источниками исторической информации;

- овладение принципами постановки и решения познавательных проблем методом исторического анализа, анализа целей и результатов;

- овладение умением объяснять общее и различное, сопоставлять различные суждения;;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе в период новейшего времени в личной жизни, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран, к их культуре.

Задачи:


  • завершение формирования ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися основными знаниями по истории России XX — начала XXI в., понимание ими места и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XX в. и гордости за героические свершения предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XX — начала XXI в. (с учётом особенностей данных источников);

  • формирование у школьников умения применять знания по истории России XX — начала XXI в. для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

В соответствии с образовательной программой школы история в 9-х классах преподаётся на базовом уровне. Курсы «Всеобщая история» и «История России» изучаются синхронно.

Образовательная программа МАОУ "СОШ № 13 с УИОП" на изучение курса история России предусматривает 34 часа. Авторская программа предусматривает 68 часов. В связи с объёмом учебного времени, отводимого на изучение курса истории России, внесены следующие изменения



Темы

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов по рабочей программе

Тема 1. Россия на рубеже XIX - XX вв.

10

7

Тема 2. Великая российская революция 1917-1921 гг.

9

5

Тема 3. СССР на путях строительства нового общества.

12

6

Тема 4. Великая Отечественная война

8

4

Тема 5. СССР в 1945-1964 гг.

8

4

Тема 6. СССР в 1964-1991 гг.

9

4

Тема 7. Россия в конце XX- начале XXI вв.

7

3

Резерв

5




Итоговое повторение




1

Итого

68

34

Основное содержание программы

Россия в новейшее время (XX - начало XXI вв.)

(34 ч)


Периодизация и основные этапы отечественной истории XX — начала XXI в.

Российская империя в начале XX в.

Российская империя на рубеже веков и её место в мире. Задачи и особенности модернизации страны.

Экономическое развитие страны. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Денежная реформа С. Ю. Витте. Монополистический капитализм. Иностранный капитал в России. Аграрный вопрос.

Российское общество в начале XX в. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Характеристика русской буржуазии, её неоднородность. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. Поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль в государстве. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция. Образ жизни городского и сельского населения.

Политическое развитие России в начале XX в. Характеристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость её реформирования. Император Николай II, его политические воззрения. Необходимость преобразований. Либеральная (земская) программа политических преобразований. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Нарастание противоречий между властью и обществом. «Зубатовский социализм». Либеральные проекты П. Д. Святополк-Мирского.

Основные направления внешней политики России на рубеже XIXXX вв. Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Русско-японская война 1904—1905 гг.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне. Сближение России и Англии. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.

Общественное движение в России в начале XX в. Характеристика консервативного движения. Радикализация либерального движения. Возникновение социалистических партий. II съезд РСДРП, принятие программы и устава. Большевики и меньшевики: суть разногласий. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Г. В. Плеханов. Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Ф. Азеф.

Первая российская революция (1905—1907 гг.). Причины, движущие силы, характер революции. Развитие революционного процесса. Советы рабочих депутатов. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Реформы политической системы. Становление российского парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. М. Пуришкевич). Деятельность I и II Государственных дум. Итоги и значение революции.

Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение.

Политическая и общественная жизнь в России в 19071914 гг. Новый избирательный закон. III Государственная дума. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. IV Государственная дума.

Культура России в начале XX века. Духовное состояние русского общества в начале XX в. Просвещение. Открытие российских учёных в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Декаданс. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Изобразительное искусство: традиции реализма и новые стилевые направления. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство (С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин). Русский балет. Русские сезоны С. П. Дягилева. Первые шаги российского кинематографа. Российская культура начала XX в. — составная часть мировой культуры.

Россия в Первой мировой войне. Международные противоречия на рубеже XIX—XX вв. Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Причины войны, цели и планы воюющих сторон. Начало войны. Отношение народа и партий к войне. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Брусиловский прорыв. Перестройка экономики. Человек на фронте и в тылу. Обострение внутриполитической ситуации. «Распутинщина». Прогрессивный блок. Нарастание оппозиционных настроений.

Россия в 1917—1921 гг.

Революционные события 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Причины Февральской революции и её начало. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Двоевластие. Временное правительство и Советы. Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Национальный вопрос после Февраля. Политические партии, их лидеры. Альтернативы развития страны после Февраля. Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. «Апрельские тезисы». Выработка новой стратегии и тактики РСДРП (б). Апрельский и Июньский кризисы власти. Образование первого коалиционного правительства. А. Ф. Керенский. I Всероссийский съезд Советов. Июльский кризис власти. Курс большевиков на вооружённое восстание. Государственное совещание. Выступление генерала Корнилова и его последствия. Социально-экономическая ситуация в стране. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде. Л. Д. Троцкий. II съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Установление новой власти в Москве и на местах.

Становление советской власти. Создание новых органов государственной власти. В. И. Ленин. Уничтожение национального и сословного неравенства. Созыв и роспуск Учредительного собрания. III съезд Советов. Борьба в советском руководстве по вопросу о сепаратном мире с Германией, брестский мир: условия, экономические и политические последствия. Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Принятие Конституции 1918 г.

Гражданская война в России. Причины и основные этапы Гражданской войны, её участники. Первые выступления против советской власти. Формирование Белого движения, его политическая программа. Создание Красной Армии. Выступление Чехословацкого корпуса. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств. Формирование Восточного фронта. Уфимская директория. А. В. Колчак. Контрнаступление Красной Армии. Красный террор.

Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое войско донское атамана Ц. Н. Краснова. Добровольческая армия генерала А. И. Деникина. Формирование Южного фронта. Белый террор. Движение зелёных. Н. И. Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина.

Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере.

Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации. Война с Польшей, её классово-политический смысл и итоги. Разгром генерала П. Н. Врангеля. Национальные окраины в Гражданской войне.



Экономическая политика красных и белых. Политика «военного коммунизма». Сельское хозяйство в период «военного коммунизма». Экономическая политика белых. Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля. Положение населения в годы войны. Причины поражения белых и победы красных. Последствия Гражданской войны.

Экономический и политический кризис в конце 1920-х — начале 1921 г. Массовые крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Политические и экономические требования. Переход к новой экономической политике.



СССР в 1922—1941 гг.

Образование Союза Советских Социалистических Республик. Предпосылки объединения социалистических республик. Альтернативные проекты объединения. Первая Конституция СССР. Национальная политика и межнациональные отношения.

Политическая жизнь в 1920-е гг. Сращивание государственного и партийного аппарата. Утверждение однопартийной политической системы. Обострение внутрипартийных разногласий и борьба за лидерство в партии и государстве. И. В. Сталин. Достижения и противоречия нэпа. Экономические итоги нэпа. Советское общество в годы нэпа. Экономические противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений. Причины свёртывания нэпа.

Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 1920-е гг. Кризис нэпа, его причины.

Советская модель модернизации. Индустриализация: цели, методы, источники. Первая пятилетка: цели, итоги, социальные проблемы. Второй пятилетний план: задачи и особенности. Итоги первых пятилеток. Коллективизация сельского хозяйства: причины, формы, методы, экономические и социальные последствия.

Особенности советской политической системы. Однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата. Роль партии в жизни государства. Роль идеологии, контроль над обществом. Формирование культа личности Сталина. Массовые репрессии и их последствия. Конституция 1936 г.

Изменение социальной структуры советского общества. Рабочий класс: источники пополнения, производственные навыки, жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной психологии крестьян. Ограничение административных и гражданских прав. Формирование пролетарской интеллигенции. «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики. Номенклатура — верхний слой сойотской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.

Культура и духовная жизнь в 19201930-е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности. Создание системы народного образования. Власть и интеллигенция. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Развитие советской науки. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Политика власти в отношении религии и церкви. Русская культура в эмиграции.

Особенности и основные направления внешней политики Советского государства в 19201930-е гг. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Укрепление позиций страны на международной арене. Соглашения со странами Востока. Усиление международной напряжённости в конце 1920-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего положения в стране. Создание и деятельность Коминтерна. Ноны й курс советской дипломатии. Участие СССР в деятельности Лиги Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Война в Испании и политика СССР. Дальневосточная политика СССР. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Мюнхенское соглашение. Советско-англо-французские переговоры. Сближение СССР и Германии.

СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского соглашения.

Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и её последствия.

Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчёты.

Подготовка Германии к нападению на СССР.



Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия Советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий.

Оборонительные сражения летом — осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой.

Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги.

Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.



Тыл. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Оккупационный режим на занятых германскими войсками территориях. Человек на войне (полководцы и солдаты, труженики тыла). Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага;/ партизанское движение.

Битва на Курской дуге, её итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.

Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.

Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция.

Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция.

Разгром японских войск в Маньчжурии.

Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы.

Советские полководцы. Г. К. Жуков. К. К, Рокоссовский. А. М. Василевский. И. С. Конев. И. Д. Черняховский.

Великая Отечественная война 1941 —1945 гг. в памяти парода, произведениях искусства.



СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг.

СССР в 1945—1952 гг. Восстановление хозяйства. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Голод 1946—1947 гг. Жизнь и быт людей.



Послевоенное общество. Противоречия социально-политического развития. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.

Идеология и культура. Идеологические кампании 1940-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.

Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных отношений. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии.

Советское общество в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг.

Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущёв. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР.

Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущёва. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное строительство.

Развитие науки и образования. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957 г.). Первый пилотируемый полёт в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских учёных в важнейших областях науки. С. П. Королёв. М. В. Келдыш. И. В. Курчатов. А. Д. Сахаров. Реформа школы 1958 г.

Духовная жизнь. Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И. Г. Эренбург. В. Ф. Панова. А. Т. Твардовский. Д. А. Гранин. В. Д. Дудинцев. Р. И. Рождественский. Е. А. Евтушенко. А. А. Вознесенский. А. И. Солженицын.

Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, театра, живописи, кинематографии.



Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира».

Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущёва. Причины отставки Н. С. Хрущёва.



СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг.

Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущёва от власти в октябре 1964 г. Альтернативы развития страны в середине 1960-х гг. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение контрреформ в политической сфере. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Укрепление роли армии и органов безопасности. Конституция СССР 1977 г.

Экономическое развитие. Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Нарастание негативных тенденций

и экономике. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Особенности социальной политики.



Советская культура в середине 1960-х середине 1980-х гг. Развитие среднего и высшего образования. Усиление идеологического контроля в различных сферах культуры. Инакомыслие, диссиденты. Достижения и противоречия художественной культуры. Повседневная жизнь людей.

Литература. А. И. Солженицын. В. С. Гроссман. И. А. Бродский. Ф. А. Абрамов. В. М. Шукшин. В. Г. Распутин. Ю. В. Трифонов. Советский театр. Г. А. Товстоногов. Ю. П. Любимов. А. В. Эфрос. М. А. Захаров. О. Н. Ефремов. Г. Б. Волчек. «Магнитофонная революция». В. С. Высоцкий. Б. Ш. Окуджава. Советская музыка. Г. В. Свиридов. Л. Г. Шнитке. Балет. М. М. Плисецкая. Р. X. Нуриев. Оперное искусство. И. К. Архипова. Е. В. Образцова. Г. П. Вишневская. Кинематограф. С. Ф. Бондарчук. Л. И. Гайдай. Г Н. Данелия. Г. М. Козинцев. С. И. Ростоцкий. Э. А. Рязанов. М. М. Хуциев.



СССР в системе международных отношений в середине 1960-х середине 1980-х гг. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряжённости в отношениях Мосток — Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма.

СССР в годы перестройки (1985—1991)

Реформа политической системы. Предпосылки изменения государственного курса в середине 1980-х гг. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачёв. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. возрождение российской многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь и годы перестройки.

Экономические реформы 1985—1991 гг. Состояние экономики СССР в середине 1980-х гг. Стратегия ускорения социально-экономического развития. Экономическая реформа 1987 г. и причины её незавершённости. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик и её последствия.

Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. Демократизация. Политика гласности. Перемены и повседневная жизнь людей в городе и селе. Изменения в культуре и общественном сознании. Возрастание роли средств массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических

репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики.



Внешняя политика. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского договора. Итоги и последствия политики нового мышления.

Нарастание социально-экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий в СССР. Образование новых политических партий и движений. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.

Российская Федерация в 90-е гг. XX в.

Вступление России в новый этап истории. Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 1990-е гг.

Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 1990-е гг.

Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы России накануне и после распад СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг.

Духовная жизнь. Исторические условия развития культуры Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительно искусство. Средства массовой информации. Традиционны религии в современной России.

Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение России в мире. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 г. Россия и Восток. Отношения России со странами СНГ и Балтии. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг. Страны СНГ и Балтии в 1990-е гг. Русское зарубежье в 1990-е гг.

Российская Федерация в 2000—2008 гг.

Отставка Б. Н. Ельцина. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение политической стабильности, гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России.



Развитие экономики и социальной сферы. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России.

Культура и духовная жизнь общества в начале XXI в. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Российская культура в международном контексте. Власть, общество, церковь. Воссоединение Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью.

Президентские выборы 2008 г. Президент России Д. А. Медведев. Общественно-политическое развитие страны на современном этапе. Государственная политика в условиях мирового экономического кризиса.

Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI в. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе международных отношений.

Формы организации образовательного процесса: в разработках уроков используются различные методики проведения уроков с учетом возрастных особенностей учащихся; большое внимание уделено системе работы по формированию сложных понятий, самостоятельной работе учащихся; контрольные задания, разноуровневые тесты помогают оперативно осуществлять проверку знаний учащихся; материал подобран таким образом, чтобы учитель мог дифференцированно выбрать соответствующие задания с учетом уровня подготовленности учащихся. Реализация учебной программы планируется в ходе проведения таких типов урока, как: урок изучения нового материала, комбинированный, урок- практикум и др.

Технология обучения: активное использование следующих методов обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, работа с текстом) , наглядные (иллюстрации, схемы, таблицы), практические (работа с дополнительными историческими источниками). К числу методов, влияющих на степень самостоятельности мышления обучаемых, относятся репродуктивные и продуктивные (проблемные, поисковые, эвристические и т.д.) методы. Проблемное обучение в свою очередь предполагает формулирование проблемных вопросов, решение проблемных задач, моделирование проблемных ситуаций.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся. Ключевые компетенции направлены на получение знаний, умение решать проблемы, организовывать свои приемы получения знаний, на поиск информации, умение работать с документами, на сотрудничество в группах и адаптацию в современном обществе. Формирование учебно-познавательных компетенций предполагается осуществлять через использование компьютерных технологий, работу с различными историческими источниками. Формирование коммуникативных компетенций связано с организацией работы в группах, умением выступать с докладами, сообщениями, с умением вести диалог. Информационные компетенции предполагается формировать через самостоятельную работу с различными источниками информации: учебниками, словарями, картами, атласами и т.д., через организацию самостоятельной работы с учетом возрастных особенностей и умственных способностей обучающихся. Формирование здоровьесберегающих компетенций связано с использованием индивидуальных средств и методов обучения. Коммуникативные компетенции формируются в ходе организации самостоятельной и индивидуальной работы, самоконтроль, устные ответы, сообщения. Формирование ценностно-смысловых компетенций связано с осуществлением индивидуальной и творческой деятельностью при работе на уроке и во внеурочное время при выполнении творческих заданий (сочинение, презентация).

Виды и формы контроля: 1)устные (фронтальные и индивидуальные) и письменные (тестовый контроль); 2) групповые, индивидуальные; 3) текущие и итоговые; 4)с использованием компьютерных технологий; 5) работа с историческими картами, подготовка презентаций.

Требования к уровню подготовки обучающихся

  • получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XX — начале XXI в.;

  • научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: первая российская революция, Великая российская революция 1917—1921 гг., нэп, индустриализация, коллективизация, формирование однопартийной диктатуры в СССР, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства СССР после войны, реформы Н. С. Хрущёва и А. Н. Косыгина, «застой», перестройка, распад СССР, экономические и политические реформы 1990-х гг., стабилизация 2000-х гг.;

  • уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (период правления Николая II, революция и Гражданская война, нэп, 1930-е гг., участие СССР во Второй мировой войне, поздний сталинизм, «оттепель», период правления Л. И. Брежнева, перестройка, президентство Б. Н. Ельцина,
    В. В. Путина, Д. А. Медведева);

  • приобрести опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Николая II, П. А. Столыпина, А. Ф. Керенского, В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, лидеров Белого движения, И. В. Сталина, Г. К. Жукова, Н. С. Хрущёва, Л. И. Брежнева, М. С. Горбачёва, Б. Н. Ельцина, В. В. Путина, героев Великой Отечественной войны и ведущих представителей русской культуры XX в.;

  • уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XX в.

Календарно-тематическое планирование



№ урока

Наименования разделов и тем

Плановые сроки

прохождения



Скорректи-рованные

сроки


прохождения



















Введение (1 час, 1 час в неделю)













1

Введение.

02.09.

2015


03.09.

2015


01.09.

2015








Тема 1. Россия на рубеже XIX - XX вв. (7 часов, 1 час в неделю)













2

Государство и российское общество в конце XIX - начале XX в. Экономическое развитие страны

09.09.

2015


10.09.

2015


08.09.

2015





3

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

16.09.

2015


17.09.

2015


15.09.

2015





4

Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.

23.09.

2015


24.09.

2015


22.09.

2015





5

Первая российская революция. Реформы политической системы

30.09.

2015


01.10.

2015


29.09.

2015





6

Духовная жизнь «Серебряного века»

07.10.

2015


08.10.

2015


06.10.

2015





7

Россия в Первой мировой войне

14.10.

2015


15.10.

2015


13.10.

2015








Тема 2. Великая российская революция 1917-1921 гг. (5 часов, 1 час в неделю)













8

Свержение монархии. Россия весной – летом 1917 г. Октябрьская революция

21.10.

2015


22.10.

2015


20.10.

2015





9

Формирование советской государственности

28.10.

2015


29.10.

2015


27.10.

2015





10

Гражданская война в России.

11.11.

2015


12.11

10.11.

2015





11

Экономическая политика красных и белых. Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

18.11.

2015


19.11.

2015


17.11.

2015








Тема 3. СССР на путях строительства нового общества. (6 часов, 1 час в неделю)













12

Переход к нэпу.

Образование СССР.



25.11.

2015


26.11.

2015


24.11.

2015





13

Политическое развитие и внешняя политика СССР в 20-е гг.

02.12.

2015


03.12.

2015


01.12.

2015





14

Духовная жизнь СССР

в 20-е гг.



09.12.

2015


10.12.

2015


08.12.

2015





15

Социалистическая индустриализация.

Коллективизация сельского хозяйства



16.12.

2015


17.12.

2015


15.12.

2015





16

Политическая система СССР в 30-е гг.

Духовная жизнь СССР в 30-е г.



23.12.

2015


24.12.

2015


22.12.

2015





17

Внешняя политика СССР в 30-е гг.

13.01.

2016


14.01.

2016


12.01.

2016








Тема 4. Великая Отечественная война (4 часа, 1 час в неделю)













18

СССР в Великой Отечественной войне (1941-1942 гг.)

20.01.

2016


21.01.

2016


19.01.

2016





19

СССР в Великой Отечественной войне (1942-1943 гг.)

27.01.

2016


28.01.

2016


26.01.

2016





20

Советский тыл в Великой Отечественной войны. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

03.02.

2016


04.02.

2016


02.02.

2016





21

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

10.02.

2016


11.02.

2016


09.02.

2016








Тема 5. СССР в 1945-1964 гг. (4 часа, 1 час в неделю)













22

Восстановление экономики.

Политическое развитие



17.02.

2016


18.02.

2016


16.02.

2016





23

Идеология и культура. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.

24.02.

2016


25.02.

2016


24.02.

2016





24

Изменения политической системы. Экономика СССР в 1953-1964 гг

02.03.

2016


03.03.

2016


01.03.

2016





25

«Оттепель» в духовной жизни .

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия



09.03.

2016


10.03.

2016


09.03.

2016








Тема 6. СССР в 1964-1991 гг. (4 часа, 1 час в неделю)













26

Консервация политического режима.

Экономика «развитого социализма



16.03.

2016


17.03.

2016


15.03.

2016





27

Общественная жизнь в середине 60-х - середине 80-х гг. XX в. Политика разрядки: надежды и результаты

23.03.

2016


24.03.

2016


22.03.

2016





28

Реформа политической системы. Экономические реформы 1985-1991 гг.

06.04.

2016


07.04.

2016


05.04.

2016





29

Политика гласности: достижения и издержки. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

13.04.

2016


14.04.

2016


12.04.

2016








Тема 7. Россия в конце XX- начале XXI вв. (3 часа, 1 час в неделю)













30

Российская экономика на пути к рынку. Политическая жизнь в 1992-1999 гг.

20.04.

2016


21.04.

2016


19.04.

2016





31

Духовная жизнь России. Строительство обновленной Федерации

27.04.

2016


28.04.

2016


26.04.

2016





32

Геополитическое положение и внешняя политика России.

04.05.

2016


05.05.

2016


03.05.

2016





33

Россия в начале XXI в.

11.05.

2016


12.05.

2016


10.05.

2016





34

Итоговый повторительно-обобщающий урок

18.05.

2016


19.05.

2016


17.05.

2016








Итого

34

34

34




Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX-начало XXI века. 9 кл. М.: Просвещение, 2014

  2. Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России: 9 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта «История России. XX-начало XXI в.ека. 9 класс»/ Е.В. Симонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008

  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.Тематическое планирование к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю. История России. XX-начало XXI века. 9 кл.

  4. О.Н. Журавлева тесты по истории России: 9-й кл.: к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю. История России. XX-начало XXI века. 9 класс», М.: Экзамен, 2005

  5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России. XX век.» (9 класс): Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999

  6. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 кл.

  7. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории, 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2002

  8. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Тюляева Т.И. История России. XX век: 9-11 кл.: Учебно-метод. пособие.- 2-е изд.-М.: Дрофа, 1999

  9. Интернет-ресурсы:

- histrf.ru

- исторический-сайт.рф

- history.atomlink.ru

- rulex.ru

- all-photo.ru

- tsushima.org.ru


СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания № 1

школьного методического

объединения учителей общественных наук

от 26.08.2015 г.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР ____________/С.И. Нарижная/

27.08.2015 г.




Каталог: uploads -> 3000 -> 2189 -> section
3000 -> Курсы повышения квалификации за последние 5 лет (с указанием года) 1 Авдакова
3000 -> Законом РФ «Об образовании»
3000 -> Дыхательная гимнастика в детском саду
3000 -> Конспект нод в старшей группе «Богатыри земли русской»
3000 -> Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 11 класса
3000 -> На заседании с Управляющим советом Директор мбоу сош №12 педагогического совета мбоу сош №12 М. С. Шилова мбоу сош №12 Председатель ус школы от №66/24 от 31. 08. 2015 г
3000 -> Проявление агрессивности у детей дошкольного возраста Детская агрессивность
section -> Тема занятий
section -> Перечень реализуемых программ по учебным предметам, элективным курсам, предметным кружкам

Скачать 355,92 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница