Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 10-11 класса составлена на основе «Закона об образовании рф»



страница1/10
Дата14.02.2016
Размер1.36 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение


города Москвы

«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»
(ГБПОУ КГТиТ № 41)


Рабочая программа по учебной дисциплине

«История» (базовый уровень)

(10-11 класс)

МОСКВА

2014

1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы МАОУ лицея № 17.

Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 10-11 класса составлена на основе «Закона об образовании РФ», Федерального Государственного образовательного стандарта и «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2012); Федерального перечня учебников на 2014-2015 уч.год, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, а также с учетом требований к новым образовательным результатам (формирование УУД).

Программа соответствует требованиям к результатам среднего общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения:

- ФГОС СОО, утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413),

а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2012

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2012 года, Примерной программы по истории для общеобразовательных учреждений 10 -11 классы. /Автор-составитель Н.В. Загладин, Н.А. Симония «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в.», 2012. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин, Н.А. Симония «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в.», 2010; Примерной программы среднего (полного) общего образования. история. 10 - 11 классы / Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина, Е.А. Гевуркова; под общей ред. М.В. Рыжакова, - М., 2012. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Н.Сахаров «История России. С древнейших времен до конца XVПв.» и А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России. XVIII - X.», 2010 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.

Настоящая программа составлена на 70 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа базового уровня исторического образования в полной (средней) школе

ориентирована на изучение истории с древнейших времен до наших дней в течение двух лет (10 - 11 классы) рассчитана на 138 часов. В учебном плане объем учебного времени, отведенный для изучения всеобщей истории, составляет 56 часов для федерального компонента (по 28 часов в каждом классе), истории России 80 часов (по 40 часов в 10 и 11 классе). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения - 2 часа.



2. Цель изучения учебного предмета:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;


овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

На старшей ступени школы предполагается продвижение обучающихся в учебной деятельности (интеграция знаний, углубление аналитических навыков, расширение опыта самостоятельной и творческой работы), личностном развитии, профессиональной ориентации.

На базовом уровне приоритетным является совершенствование общеисторической, историко-культурной подготовки старшеклассников, упрочение их гражданских убеждений. Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:



  • воспитание учащихся в духе патриотизма и любви к своему Отечеству как обществу и государству, обладающих неповторимой многонациональной историей и культурой;

  • воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества;

  • формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • формирование умений, анализировать текст учебника, исторического источника, сопоставлять данные из разных источников (включая электронные ресурсы и Интернет), решать проблемные задания, использовать исторические термины и понятия, знание важнейших дат исторических событий для углубления, расширения и обобщения знаний, определять место и роль России в мире;

  • развитие способностей синхронизировать события мировой и российской истории, рассматривать историю как многофакторный процесс, уважать общечеловеческие ценности (достижения в науке, искусстве, литературе ит.д.);

Рабочая программа включает три раздела.

  1. целевой - пояснительная записку, в которой дается общая характеристика учебного предмета, раскрываются особенности содержания курса и последовательность изложения материала, место предмета в учебном базисном плане, а также требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Всеобщая история» и «История России» (базовый уровень) - личностные, метапредметные и предметные;

  2. содержательный.

  • содержание курса по классам с указанием тем и количества часов, отводимых на их изучение;

  • поурочно-тематическое планирование по классам с определением межпредметных связей и характеристики основных видов деятельности ученика;

  1. организационный - материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


3. Структура учебного предмета.

Курс «История. Всеобщая история» и «История. История России» входит в предметную область «Общественные науки». Учебники Н.В. Загладин, Н.А. Симония «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в.». 2011 г. и А.Н.Сахаров «История России. С древнейших времен до конца XVIIв.» и А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России. XVIII - ХТХвв.», 2011 содержат материал, необходимый для изучения предмета на базовом уровне в средней (полной) школе. Содержание курса соответствует традиционным принципам. научности, актуальности, наглядности, соблюдения преемственности в образовании, системности вопросов и заданий, их практической направленности; позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам развития человеческого общества, особенностям развития отдельных регионов, проследить динамику исторического развития, его основные этапы; показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, возможности ее альтернативного развития в переломные моменты их истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период.

Основу школьного курса истории составляют следующие содержательные линии.


  1. Историческое время.

Б. Историческое пространство.

  1. Историческое движение.

Г. Человек в истории.

Развивающий потенциал курса связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления, формированию историко-политической и гуманитарной культур учащихся, развитию их способности, понимать историческую логику общественных процессов, специфику возникновения и отличительные черты различных социальных систем. Акцент делается на развитие навыков самостоятельной индивидуальной работы, раскрытие творческих возможностей - это прежде всего исследовательская и проектная деятельность. Предусмотрена так же коллективная деятельность на уроке - проведение дискуссий, где каждый учащийся может отстаивать свою точку зрения, обосновывать и аргументировать свое мнение, приводить примеры.

При изучении курса «Всеобщая история» и «История России» в средней (полной) школе необходимо использовать межпредметные связи, что широко представлено в параграфах учебников и в поурочно-тематическом планировании курса. Прежде всего, следует опираться на знания учащихся по обществознанию и отечественной истории, а также по литературе,

географии, искусству и т.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Требования к результатам обучения всеобщей истории в старшей школе предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретенных в процессе освоения курсов «Всеобщая история» и «История России»



Личностные результаты

  • гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;

  • гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты

  • сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования;

  • сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию. теории, концепции, факты;

  • развитию и роли личности, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

  • владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук

  • способность продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать

и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.

Предметные результаты

  • овладение целостными представлениями об историческом развитии человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

  • владение комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

  • сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

  • владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

  • сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;

  • владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;

  • сформированность умений оценивать различные исторические версии;

  • сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

  • владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 10 - 11 классов по истории в единстве ее содержательных и деятельностных компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в полной (средней) школе учащиеся должны овладеть следующими действиями.

  1. Работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий, синхронность и асинхронность событий.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами.

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать факты по различным признакам;

  1. Работа с историческими источниками.

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

  • осуществлять критический анализ источников, характеризовать их информационные особенности.

  1. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

  1. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

  1. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • осуществлять сопоставительный анализ исторических версий и оценок, характеризовать лежащие в их основе взгляды, позиции;

  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • для комплексного анализа истоков и сущности современных событий;

  • при работе с материалами СМИ;

  • для конструктивного диалога с людьми различной этносоциальной, религиозной

принадлежности;

  • в деятельности по сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА

Введение (1 ч)

Особенности изучения всемирной истории в старших классах. Основные концепции исторического развития человечества. цивилизационный и стадиальный подходы к изучению истории. Структура курса всеобщей истории. основные этапы мировой истории.

Тема 1. Древнейшая и древняя история человечества (5 ч)

Начальные этапы становления человеческого общества. От человека умелого к человеку разумному. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Эволюция древнего человека. Антропология как наука о происхождении и эволюции человека. Археологические источники эволюции древнего человека. австралопитек, питекантроп. Человек разумный. неандерталец и кроманьонец. Становление родового общества. Родоплеменные отношения. Формирование духовной культуры первобытных людей. Магические обряды и первобытные верования. Зарождение первобытного искусства. Расселение человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Хозяйственнокультурные типы. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Переход от использования каменных орудий к металлическим. Достижения людей эпохи неолита.

Цивилизации Древнего Востока. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Города- государства шумер. Достижения древних шумер. Вавилонское царство. Материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества древнейших цивилизаций Междуречья.

Восточная деспотия Древнего Египта.

Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные группы и сословия в древних обществах. Религиозно-философские учения. буддизм, конфуцианство. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Культурное наследие древних цивилизаций.

Античное Средиземноморье. Полисная политико-правовая организация и социальная структура Древней Греции. Демократическое и олигархическое устройство полисов. Особенности политического устройства спартанского государства. Афинская демократия при Перикле.

Образование империи Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства. Эллинизм как синтез древнегреческих и восточных цивилизационных элементов. Достижения древнегреческой культуры. Древний Рим. Возникновение Римской республики. Государственное устройство римской республики. Патриции и плебеи. Римская армия.

Римская империя в I - III в. Принципат Августа. Политический, экономический и социальный кризис Римской империи. Римское культурное наследие. Влияние древнегреческих образцов на культуру Рима. Особенности древнеримской культуры. Античный мир - колыбель европейской цивилизации.

Наследие Древней Греции и Древнего Рима в современном мире.

Античная цивилизация и варварский мир. Древнегреческая колонизация. Античные города Северного Причерноморья. политическое устройство, хозяйство. Кочевые общества. скифы, сарматы, хунну. Кочевой образ жизни.

Поздняя Римская империя и варвары. Жизнь и быт германских племен. «Военная демократия». Реформы Диоклетиана. Доминат. Реформы Константина. Раздел Римской империи на Восточную и Западную. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. Взаимодействие древних цивилизаций и мира варваров. Романизация населения Северной Италии, Г аллии и Испании.

Первые века христианства. Возникновение христианства. Монотеистическая религия. Нравственные и социальные идеалы христианства. Создание христианской церкви. Деятельность апостолов. Организация христианской церкви в первые века ее существования. Преследования христиан императорской властью. Распространение христианства в Римской империи и за ее пределами. Миланский эдикт императора Константина. Превращение христианства в господствующую религию Римской империи. Борьба церкви с ересями. Вселенские соборы.

Тема 2. Средние века (7 ч)

Европа в раннее Средневековье (V—X вв.). Зарождение средневековой цивилизации. Периодизация европейской средневековой истории. Влияние античной цивилизации на средневековое общество.

Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Завоевания франков в Галлии и рождение Франкского королевства. Усиление королевской власти при Хлодвиге. Принятие франками христианства. «Ленивые короли» и усиление власти майордомов. Основание династии Каролингов. Создание Папского государства.

Империя Карла Великого. Принятие императорского титула Карлом Великим и его значение. Управление империей. Верденский раздел и распад империи Карла Великого.

Западная Европа в период формирования сеньориального порядка и политической раздробленности. Основные черты сеньориального порядка. Сословное деление средневекового общества.

Средневековая Европа в X - XV вв. Внутренняя колонизация.

Успехи в земледелии, ремесленном производстве и торговли средневековой Европы в XI - XIV вв. Средневековые города. Коммунальное движение XI - XIII вв. Цеха и гильдии. От раздробленности к централизованным монархиям.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница