Рабочая программа по дисциплине Педагогическая рефлексия для аспирантуры



Скачать 152.79 Kb.
Дата20.04.2016
Размер152.79 Kb.


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»


Кафедра педагогики и психологии

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор ФГБОУ ВПО «ШГПИ»

Дзиов А.Р.

«__»_____________2011г.



Рабочая программа
по дисциплине Педагогическая рефлексия
для аспирантуры

(специальности: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования;

13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням

образования); 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования)

Составитель: Сидоров С.В.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №___от

Зав. кафедрой_________________ Качалова Л.П.


Шадринск

2011


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: формировать знания о процессе педагогической рефлексии, умения продуктивной рефлексивной деятельности.

Задачи:

- обеспечить глубокое осмысление единство теоретической и практической педагогической компетентности бакалавра;



- формировать потребность в самоанализе, саморазвитии и профессиональной самореализации;

- ориентировать студентов на рефлексивное осуществление педагогического процесса, на развитие рефлексивных умений у обучающихся.





  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

- ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

- способы профессионального самопознания и саморазвития;

способы организации рефлексивного педагогического процесса

- правовые основы реализации педагогической деятельности и образования.

уметь:

- системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

- использовать методы педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;



владеть:

- навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


Общая трудоемкость

52




Аудиторные занятия

26




Лекции

12




Практические занятия (семинары)

14




Лабораторные работы

-




Самостоятельная работа

26




Курсовые работы/рефераты

-




Вид итогового контроля

зачёт





  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ






п/п

Разделы дисциплины

Лек-

ции

Сем.

зан.

Лаб

раб

1.

Рефлексия как общенаучная категория.


2

2




2.

Генезис проблемы рефлексии.


2

2




3.

Педагогическая рефлексия: структурно-содержательная характеристика

2

2




4.

Рефлексивная компетентность педагога.

2

2




5.

Рефлексивные технологии в образовательном процессе школы.


2

2




6.

Рефлексивно-педагогические технологии в системе педагогического образования

2

2




7.

Проектирование рефлексивной педагогической деятельности




2










12

14



4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


Рефлексия как общенаучная категория.

Рефлексия в психологии, социологии, философии и педагогики. Рефлексия как форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов. Рефлексия как мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний. Рефлексия как самонаблюдение, внутреннее восприятие, постижение психических процессов посредством внутреннего чувства, источник познания.


Генезис проблемы рефлексии.

Зарождение представлений и первые упоминания о рефлексии как процессе самопознания и самоанализа в древнегреческой и древнеримской философии (Анаксагор, Гераклит, Декарт, Платон, Аристотель, Плотин). Развитие учений о рефлексии в философии Средневековья (Р. Декарт). Эмпирическая (Дж. Локк), логическая (Лейбниц), трансцендентальная (Шеллинг, Гегель) и абсолютная стадия эволюции понятия «рефлексия».


Педагогическая рефлексия: структурно-содержательная характеристика

Развитие проблемы рефлексии в педагогических исследованиях. Педагогическая рефлексия как способность субъекта педагогического процесса осознавать, анализировать, подвергать критическому осмыслению то, как его действия и поступки воспринимаются другими, способствуют реализации задач обучения и воспитания. Роль рефлексии в педагогической деятельности. Рефлексивная культура учителя: структурно-содержательный аспект, критерии и этапы формирования. Рефлексивное мышление педагога. Рефлексивное позиционирование.


Рефлексивная компетентность педагога.

Педагогические возможности рефлексии. Рефлексивная компетенция как профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности.

Рефлексия как метакомпетентность. Рефлексивная компетентность, её структура.
Рефлексивные технологии в образовательном процессе школы.

Рефлексивное обучение и воспитание. Стимулирование саморазвития учащихся в рефлексивном педагогическом процессе. Закономерности и принципы рефлексивного обучения учащихся. Рефлексивная деятельность как средство саморазвития учащихся. Рефлексивная модель обучения и воспитания школьников. Рефлексия в формировании мотивации самореализации учащихся. Рефлексия в процессе профессионально-личностного саморазвития педагога. Рефлексия в технологии самокоррекции педагогической деятельности.


Рефлексивно-педагогические технологии в системе педагогического образования. Технология формирования рефлексивных качеств. Рефлексивно-педагогические технологии в образовательном процессе. Технологическое обеспечение процесса формирования рефлексивной компетенции будущего учителя. Технология педагогического сопровождения процесса формирования педагогической рефлексии начинающих учителей. Технология формирования педагогического имиджа начинающих педагогов на основе актуализации рефлексии.



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная:

  1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004.

  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для всех. – СПб: Издательство «Питер», 2000.

  3. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. - М.: Гардарики, 2005.- 287с.

  4. Личностно-ориентированный подход: теория и практика /Под ред. Л.П. Качаловой.-Шадринск, 2004.-116с.

  5. Педагогическая рефлексия. Технология рефлексивного обучения : коллективная монография / под ред. Л.П. Качаловой, Е.В. Телеевой. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2008. – 116 с.


Дополнительная:

  1. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семенов И.Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения. - Новосибирск: ИИФФ СО АН СССР, 1991.

  2. Бессонова И.Г. Модель формирования профессиональной рефлексии будущего педагога //Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 1.

  3. Белич В.В. Познавательная рефлексия. - Челябинск: ЧИУУ, 1991.-127с.

  4. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности //Современная дидактика: теория – практике /Под ред. И.Я. Лернера, И.К.Журавлева. – М., 1993. – 176с.

  5. Вазина К.Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен - М.: ВЛАДОС, 2006.- 295с.

  6. Вульфов Б.З., Харькин В.Н., Педагогика рефлексии. ИЧП «Издательство Магистр», М., 1995. - 111с.

  7. Бохорский Е.М., Солодилова О.П. Развитие рефлексии как условие формирования теоретического мышления //Психология и школа. 2003. №3

  8. Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика. - М., 2006. -96с.

  9. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения // Педагогика, 2004.- № 2.– С.72–79.

  10. Давыдов В.В., Неверкович С.Д., Самоукина Н.В. О функциях рефлексии в игровом обучении // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 76-86.

  11. Дорофеева Н.В. Психологические условия рефлексивного развития на ранних этапах онтогенеза // Психология обучения. 2007. №9. С.18 – 34.

  12. Елисеев В.К. Становление рефлексивной культуры студента как субъекта педагогической деятельности //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2005. - № 1. – С. 26-30.

  13. Зак А.З. Различия в мышлении детей /Учебно-методическое пособие. - М.: Изд. Российского открытого университета, 1992.

  14. Карпов А.В. Рефлексия в структуре когнитивной организации процессов принятия решения /Российский психологический журнал. Т. 2. №3. С 48-67.

  15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М., 2005.

  16. Краевский В.В. Методологическая рефлексия //Советская педагогика. – 1998. - № 2. – С. 72–79.

  17. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат. - М.: Педагогика, 1990.

  18. Левченко А.В. Здоровый образ жизни как рефлексивная деятельность // Проблема сущности человека и типа личности: материалы V-й региональной межвуз.конф.-Челябинск: ЧГПУ, 2005.-191с.

  19. Левина И.И., Сушкова Ф.Б. Педагогическая рефлексия - начальный этап преодоления затруднений в педагогической деятельности //Психология обучения. 2007.- №2

  20. Лефевр В.А. Рефлексия. – М.: Когито-центр, 2003. – 496с.

  21. Липатникова И.Г. Рефлексивная деятельность как один из путей индивидуального развития учащихся //Начальное образование.-2006.- № 2. – С. 15.

  22. Лукьянова М.В. Рефлексивность как характеристика развития личности школьника //Педагогическое образование и наука. – 2006. - № 5. – С. 61-63.

  23. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития.- М.: Академия, 2002.-256 с.

  24. Метаева В.А. Рефлексия как метакомпетентность [Текст] / В. А. Метаева // Педагогика. – 2006. – №3. – С. 57–61.

  25. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Моск. психолого-социальный институт, 1998.

  26. Носов Н.А. Виртуал и рефлексия //Рефлексивные процессы и управление. №1. Т. 3. 2003. С.58-63.

  27. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы //Рефлексивные процессы и управление. 2001. Т. 1, № 1.

  28. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности /Под ред. В.В. Давыдова, В.В. Рубцова; Психологический институт, Российская Академия образования, 1995.

  29. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. – М., 1990..

  30. Рыбакова Т. Психологический потенциал интерактивных методов //Высшее образование в России. 2004.- №12

  31. Пинегина Н.М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: автореф. дис ...канд. психол. наук /Н.М.Пинегина. – Калуга, 1999. – 24с.

  32. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации мышления и самообразования личности //Вопросы психологии. – 1983. – № 2. – С. 35-42.

  33. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие. – Спб.: Питер, 2004.

  34. Сластенин В.А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя //Педагогическое образование и наука. – 2005. - № 3. – С. 37-42.

  35. Слободчиков В.И. Индивидуальное сознание и рефлексия //Рефлексия в науке и образовании. – Новосибирск, 1986 – 120с.

  36. Современный психологический словарь /Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2006.

  37. Чудновский В.Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни //Мир психологии. – 2001. – № 2. – С. 181-188.

  38. Шаврина, О.Ю. Педагогическая рефлексия учителя – Уфа: Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН, Стерлитамак: СГПИ, 2000. – 148с.

Интернет-ресурсы


  1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. [Электронный ресурс] – http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=5327&p (дата обращения 11.05.2011).

  2. Гимпель Л.П. Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Открытый класс: сетевые образовательные сообщества [веб-сайт]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/stories/147528 (дата обращения 31.05.2011).

  3. Захарченко М.В. Рефлексия в педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37918.php (дата обращения 31.05.2011).

  4. Пискунова Е.В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2005. – Вып. 1 (45). Серия: Психология. – С. 62-66. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/piskunova_e._v._62_66_1_45_2005.pdf (дата обращения 01.06.2011).

  5. Рефлексия. Педагогическая рефлексия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-reflection-teacher-reflection (дата обращения 01.06.2011).

  6. Сидоров, С.В. Теоретические предпосылки проектирования рефлексивной компетентности / С.В. Сидоров, А.Г. Гаврилов // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – №1. – С. 253-256. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru/MNKO/archive/2010/1/nko20101.pdf (дата обращения 15.05.2011).

  7. Сидоров, С.В. Рефлексивное посещение урока как средство развития методической компетентности начинающего учителя [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров // Эйдос: интернет-журнал. – 2010. – 23 апреля. –
    Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2010/0423-2.htm (дата обращения 28.05.2011).

  8. Сидоров, С.В Воспитательное мероприятие: работа над ошибками [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров // Педагогический мир (PEDMIR.RU): электронный журнал. – 2010. – 5 июля. – Режим доступа: http://pedmir.ru/1700 (дата обращения 10.07.2010).

  9. Сгонникова Е.М. Педагогическая рефлексия и формирование конфликтологической компетенции / Е. М. Сгонникова // Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 60. – С. 70-75. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0060(03_24-2008)&xsln=showArticle.xslt&id=a10&doc=../content.jsp (дата обращения 20.05.2011).

5.2. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Наглядные пособия:

Слайд-презентации: http://sv-sidorov.ucoz.com/index/materialy_lekcij/0-8)


6.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения дисциплины необходимы:

Литература, наглядные пособия, методические материалы, представленная в соответствующих списках (см. выше).

Тесты для контроля усвоения дисциплины.

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Виды и формы организации самостоятельной работы студентов


Виды самостоятельной работы

Формы контроля

Подготовка сообщения

Устный контроль

Написание эссе

Письменный контроль

Работа над проблемными вопросами, подготовка к учебной дискуссии

Устный контроль, работа во время учебной дискуссии

Написание реферата

Письменный контроль

Подготовка игры, мини-спектакля

Игровая форма контроля

Письменный анализ понятий, составление таблиц, схем

Письменный, устный контроль

Письменные ответы на проблемные вопросы

Письменный, устный контроль

Проектирование

Защита проекта

Подбор примеров по теме

Письменный, устный контроль

Проведение сравнительного анализа

Письменный, устный контроль

Составление, решение педагогических задач

Письменный, устный контроль

7.2. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ


Современные представления о рефлексивной компетентности.

Рефлексия как мыследеятельность.

Рефлексивная компетентность: основные подходы к структуре и содержанию.

Особенности рефлексивных педагогических технологий.

Психологический аспект педагогической рефлексии.

Рефлексивная деятельность школьника в учебном процессе.

Рефлексия ребёнка в процессе усвоение нравственных норм.

Рефлексивное управление учением.

7.3. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
Блок 1. Рефлексия как общенаучная категория.

Рефлексия в психологии, социологии, философии и педагогике.

Рефлексия как форма теоретической деятельности человека.

Рефлексия как мыслительный процесс.

Рефлексия как самонаблюдение, внутреннее восприятие.
Блок 2. Генезис проблемы рефлексии.

Зарождение представлений и первые упоминания о рефлексии как процессе самопознания и самоанализа в древнегреческой и древнеримской философии.

Развитие учений о рефлексии в философии Средневековья.

Эмпирическая, логическая, трансцендентальная и абсолютная стадия эволюции понятия «рефлексия».


Блок 3. Педагогическая рефлексия: структурно-содержательная характеристика

Развитие проблемы рефлексии в педагогических исследованиях.

Роль рефлексии в педагогической деятельности.

Структура, содержание, критерии и этапы формирования педагогической рефлексии.

Рефлексивное мышление педагога.

Рефлексивное позиционирование.


Блок 4. Рефлексивная компетентность педагога.

Педагогические возможности рефлексии.

Рефлексивная компетенция как профессиональное качество личности педагога.

Рефлексия как метакомпетентность.

Рефлексивная компетентность, её структура.
Блок 5. Рефлексивные технологии в образовательном процессе школы.

Стимулирование саморазвития учащихся в рефлексивном педагогическом процессе.

Закономерности и принципы рефлексивного обучения учащихся.

Рефлексивная деятельность как средство саморазвития учащихся.

Рефлексивная модель обучения и воспитания школьников.

Рефлексия в формировании мотивации самореализации учащихся.

Рефлексия в процессе профессионально-личностного саморазвития педагога.

Рефлексия в технологии самокоррекции педагогической деятельности.


Блок 6. Рефлексивно-педагогические технологии в системе педагогического образования.

Технология формирования рефлексивных качеств.

Рефлексивно-педагогические технологии в образовательном процессе.

Технологическое обеспечение процесса формирования рефлексивной компетенции будущего учителя.

Технология педагогического сопровождения процесса формирования педагогической рефлексии начинающих учителей.

Технология формирования педагогического имиджа начинающих педагогов на основе актуализации рефлексии.


Педагогические ситуации: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для всех. – СПб: Питер, 2000.



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница