Рабочая программа по дисциплине «История и философия науки» ( Б1) Направление подготовки



Скачать 395.95 Kb.
Дата01.06.2016
Размер395.95 Kb.
ТипРабочая программа
Министерство образования и науки РФ

Государственный научный центр Российской Федерации

Федеральное государственное унитарное предприятие

Государственный научно-исследовательский институт генетики и селекции промышленных микроорганизмов

(ФГУП «ГосНИИгенетика»)

«Утверждаю»

И.о. Директора ФГУП ГосНИИгенетика

Бебуров М.Ю.


2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «История и философия науки» (Б1.Б1)

Направление подготовки 06.06.01 - Биологические науки

Уровень высшего образования: Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации

Форма обучения: очная

Годы обучения: 1

Семестры: 1-2

Лекционный курс: 18 часов

Семинарские занятия: 40 часа

Самостоятельная работа: 86 часов

Трудоемкость: 4 зач. Ед.

Всего часов: 144

Вид аттестации: кандидатский экзамен по специальности

Москва 2015


Рабочая программа составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;

программы - минимум кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки», утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 г. № 274.

Составители рабочей программы:

зав.кафедрой философии РХТУ им. Д. И. Менделеева,

д. филос. наук ______________ Черемных Н.М.

профессор кафедры философии РХТУ им. Д. И. Менделеева,

к. филос. н., ________________ Клишина С.А.

2
з

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В дисциплине «История и философия науки» углубленно изучаются основные разделы философии науки; общие закономерности возникновения и развития науки; основные современные концепции науки; этапы становления и развития науки как вида человеческой деятельности и социального института;

история важнейших событий в биологии; основные категории и дефиниции, связанные с историей биологии; теоретические концепции и подходы, доминирующие в истории науки на современном этапе.

Для более глубокого изучения теоретических основ дисциплины, а также приобретения навыков научно-практической, научно-исследовательской работы рекомендуются:

- активная работа на лекциях (запись лекции) и семинарских занятиях (подготовка собственных конспектов, анализ источников, изучение монографий);



- самостоятельная работа с учебной и научной,

периодической справочной литературой, электронными источниками информации;



- написание научных статей, тезисов с использованием приобретенных знаний и навыков по философии и методологии науки;

-.

2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП ВО


2.1. Учебная дисциплина (модуль) относится к дисциплинам (модулям) базовой части части Блока 1 учебного цикла.

2.2.Знания, умения и навыки, сформированные при изучении данной учебной дисциплины, необходимы для успешного прохождения итоговой государственной аттестации: сдачи кандидатского минимума по истории и философии науки..

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часа ( 3 зач. ед), из которых 18 - лекции и 90 часов - практические занятия и самостоятельная работа.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС-3+ ВО по данному направлению подготовки

- универсальных компетенций (УК-2) – способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



ЗНАТЬ – Основные концепции современной философии науки, основные стадии эволюции науки, функции и основания научной картины мира;

УМЕТЬ – использовать положения и категории философии науки для анализа и оценивания различных фактов и явлений;

ВЛАДЕТЬ – навыками анализа основных мировоззренческих проблем, в том числе междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития
4. Содержание и структура учебной дисциплины

Курс «История и философия науки» состоит из трех разделов – « Общие проблемы истории и философии науки», «Философия БИОЛОГИИ» и «История БИОЛОГИИ».




Вид учебной работы

Кол-во час

Зач. ед.

Лекции

18

0,5

Семинары (С)

40

1,1

Самостоятельная работа

86

2,.4


Вид итогового контроля: экзамен







Итого

144

4



4.1 Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Общие проблемы истории и философии науки
Тема 1. Наука и ее роль в обществе

Проблема определения науки. Три аспекта бытия науки: наука как специфический вид познавательной деятельности, как знание и как социальный институт. Логико-эпистемологический, социологический, культурологический и аксиологический подходы к исследованию науки. Научное и вненаучное знание. Идеалы научности: классический и современный. Научное знание как система, его особенности и структура. Критерии научности знания: рациональность, предметность, системность, эмпирическая и логическая обоснованность, общезначимость, интерсубъективность. Динамика идеалов научного знания – от классических к современным. Ценность научной рациональности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Соотношение науки и философии. Основные исторические формы философии науки. Синкретическая наука, натурфилософия. Позитивистская версия философии науки: позитивизм, махизм, логический позитивизм. От логической модели науки к истории науки. Связь философии науки с историко-научными исследованиями. Эволюционный стиль мышления и его роль в современной науке. Экстернализм и интернализм. Религиозная версия философии науки. Экзистенциалистская версия философии науки. Диалектическая модель философии науки.Функции философии науки. Специфика понятийного аппарата философии и науки.
Тема 2. Наука и другие формы человеческой деятельности

Отличие науки от других форм деятельности и культуры. Наука и мифология. Особенности мифологического сознания. Роль мифологии в становлении философии и науки. Отличительные от мифологии черты науки. Наука и религия, эволюция их взаимоотношений.

Наука, техника, производство. История взаимоотношений науки и практики: от позиционирования науки как чистого знания к инновационной экономике. Наука в современном информационном обществе.

Наука и искусство. Влияние науки на художественное творчество и его восприятие. Влияние искусства на науку. Принцип симметрии в науке и искусстве.

Наука и мораль. Истина и добро, их соотношение. Нравственное значение науки и ее роль в формировании и совершенствовании общественной морали. Проблема нравственной ответственности ученого за социальные последствия сделанных им открытий.
Тема 3. Генезис науки и основные этапы ее развития

Проблема начала науки. Историко-культурные предпосылки естественнонаучных знаний. Наука и практика. Два способа формирования научного знания: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Древняя вавилонская и греческая математика. Преднаука и наука в собственном смысле. Проблема периодизации истории науки и подходы к ее решению.

Духовная революция античности. Природа как “фюзис” и “космос”. Наука и “тэхнэ”. Ремесленная практика и возникновение теоретического отношения к миру. Первые научные программы античной натурфилософии: математическая, атомистическая, аристотелевская. Средневековая наука: от созерцательной позиции ученого к креативной: манипуляции с природными объектами в алхимии, астрологии, магии. Развитие логических норм научного мышления и организация науки в средневековых университетах. Наука эпохи Возрождения. Пантеизм и его влияние на науку эпохи Возрождения.

Новое понимание природы и идея опытного естествознания. Формирование экспериментального метода и попытки его синтеза с математическим описанием природы. Эксперимент как “пытка” природы. Однородность пространства и времени как предпосылка экспериментального метода. Формирование научной картины мира Нового времени. Классическая механика как первая естественнонаучная теория (Галилей, Ньютон). Институциализация науки. Наука как профессиональная деятельность. Становление дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки.

Революция в естествознании конца XIX – начала XX в. и становление идей и методов неклассической науки. Квантово–релятивистская механика и ее роль в преобразовании науки. Понятие субъекта познания в неклассической науке. Вероятностный детерминизм. Идеалы и нормы неклассической науки.

Основные черты постнеклассической науки: идеи синергетики, целостности, коэволюции. Аксиологическая нагруженность новой науки.


Тема 4. Методы научного исследования

Понятие научного метода. Объективное и субъективное в научном методе. Основная функция метода. Методология как общая теория метода“. Методологический негативизм” и “методологическая эйфория”. Становление методологии научного познания в истории человеческой мысли. Уровни научного познания.

Классификация методов. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение и т.д. Отличие научного наблюдения от обыденного. Отличие эксперимента от наблюдения. Единство теории и эксперимента. Структура и функции эксперимента. Виды эксперимента. Воспроизводимость эксперимента. Методы теоретического познания. Моделирование как один из важнейших методов современной науки. Виды моделирования: предметное, знаковое, мысленное, компьютерное. Мысленный эксперимент. Идеализация и ее роль в построении теории.

Многоуровневая концепция методологического знания. Всеобщие (философские) методы как наиболее общие регулятивы исследования (диалектический, аналитический, структуралистский, интуитивистский, феноменологический, герменевтический и др.). Общенаучные методы: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия и др. Общенаучные методы и общенаучные понятия. Частнонаучные методы познания. Специфика методов и средств в разных науках. Применение математических методов в естествознании. Методы междисциплинарного исследования.


Тема 5. Структура научного познания. Основания науки

Эмпирический и теоретический уровни знания. Особенности эмпирического исследования. Эмпирический язык науки. Специфика эмпирического объекта. Способы обоснования эмпирического знания.

Внутренняя структура эмпирического уровня: данные наблюдения и эмпирические факты. Фактуализм и теоретизм. Проблема объективности эмпирического факта. Структура эмпирического факта. Эмпирические законы. Соотносительность эмпирического и теоретического знания. В.И. Вернадский о роли эмпирических фактов и эмпирических обобщений в науке.

Рациональный момент в познании и его формы: понятия, суждения, умозаключения. Эмпирические и теоретические понятия. Частнонаучные, общенаучные и всеобщие (философские) понятия. Роль интуиции в научном познании. Структура теоретического уровня знаний: законы и теории.

Проблема и гипотеза как необходимые моменты построения теории. Механизм возникновения научных проблем. Постановка и решение проблемы. Роль гипотез в научном познании. Условия возникновения и обоснования научных гипотез.

Логика научного открытия. Историческая обусловленность фундаментальных открытий.

Теория как наиболее развитая форма научного знания. Связь эксперимента с теорией: конвенционализм, тезис Дюгема-Куайна. Принцип наблюдаемости. Строение научной теории: теоретическая модель и теоретический закон. Понятие идеализированного объекта. Теоретическая модель как система абстрактных (идеализированных) объектов. Способы образования идеализированных объектов: абстрагирование и идеализация. Типы научных теорий.

Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования. Научная картина мира, ее исторические формы и функции. Частнонаучные картины мира (физическая, химическая, биологическая, астрономическая и т.д.). Философские основания науки. Значение философских предпосылок на эмпирическом и теоретическом уровне знания.


Тема 6. Динамика научного знания

Две стратегии реконструкции научного знания: «презентизм» и «антикваризм». Основные модели развития науки. История науки как кумулятивный поступательный процесс. Закон трех стадий О. Конта. Идеи непрерывности и преемственности как основания кумулятивной модели. Проблема научного открытия (Э. Мах, П. Дюгем). Научная революция в контексте кумулятивной модели. Роль принципа соответствия в обосновании кумулятивистской модели.

История науки как развитие через научные революции (А. Койре). Методологическая концепция К.Р. Поппера. Фальсификационизм и фаллибилизм. Концепция научных революций Т. Куна. Парадигма как способ деятельности научного сообщества. Понятие нормальной науки. Научная революция как смена фундаментальных оснований науки. Методология исследовательских программ И. Лакатоса. Анархистская концепция науки П.Фейерабенда.

История науки как совокупность индивидуальных частных ситуаций. "Кейс стадис" как метод исследования. Тематический анализ науки (Дж.Холтон). Проблема непрерывности истории науки в "кейс стадис".

Роль традиций в науке. Т. Кун о нормальной науке как науке традиционной. Парадигма как основание традиции. Понятие о дисциплинарной матрице. Виды научных традиций. Знание явное и неявное (М. Полани). Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Разнообразие новаций.

Научные революции как вид новаций. Типы научных революций: построение новых теоретических концепций, разработка новых методов исследования, открытие новых "миров". Научные революции и смена типов научной рациональности.


Тема 7. Особенности современного этапа развития науки

Структура современной науки. Науки естественные, гуманитарные, социально-экономические и технические. Науки фундаментальные и прикладные.

Основные характеристики современной, постнеклассической науки. Саморазвивающиеся системы и современные научно-исследовательские стратегии. Системно-интегративные тенденции в современной науке и технике.

Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Ноосфера и техносфера. Идея коэволюции. Роль науки в преодолении глобальных кризисов. Экологический императив.

Перспективы развития науки. Научно-технический прогресс: новое понимание. Компьютерная цивилизация. Сциентизм и антисциентизм. Проблема “конца” науки.
Тема 8. Наука как социальный институт

Становление науки как социального института. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы («невидимые колледжи», республика ученых XVII века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки). Профессионализация науки. Научные школы. Основные признаки научной школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Научные парки как одна из форм организации научной деятельности. Понятие научной элиты. «Малая наука» и «Большая наука».

Социальный статус ученого и признание его роли в обществе. Мотивация научного труда. Проблема «утечки мозгов», «внутренняя эмиграция» как результат недооценки роли науки в обществе.

Место науки в современной мировой системе. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки. Наука в свободном обществе (П. Фейерабенд).

Наука и ценности. Основные исторические формы взаимодействия науки и ценностей. Ценность науки и ценности в науке. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.

Этическое измерение науки. Идеалы научности и этические нормы. Этос науки (Р. Мертон, Г. Моор). Проблема ограничения свободы исследований. Социальная ответственность ученого. Новые этические проблемы науки в XXI веке.

Тема 9. Философия техники

Предпосылки зарождения философии техники. Качественные изменения характера технического и технологического развития в конце XIX - начале XX столетий и новая философия техники.

Технологический оптимизм и технический пессимизм: апология и критика технического прогресса (М. Хайдеггер, Н.А. Бердяев).

Специфика технических наук, их отношение к естественным, общественным наукам и математике. Инженерная деятельность как профессия. Виды инженерной деятельности: изобретательство, конструирование, проектирование. Проблема смысла и сущности техники. Основные направления философии техники. Связь философии техники с философией науки. Социокультурный контекст технического прогресса. Технологический детерминизм. Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры.


Раздел 2. Философские проблемы экологии, биологических и сельскохозяйственных наук.
Тема 1. Предмет философии биологии и его эволюция.

Природа биологического познания. Сущность и специфика философско-

методологических проблем биологии. Основные этапы трансформации представлений о

месте и роли биологии в системе научного познания. Эволюция в понимании предмета

биологической науки. Изменения в стратегии исследовательской деятельности в

биологии. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни. Философия биологии в

исследовании структуры биологического знания, в изучении природы, особенностей и

специфики научного познания живых объектов и систем, в анализе средств и методов

подобного познания. Философия биологии в оценке познавательной и социальной роли

наук о жизни в современном обществе.


Тема 2. Биология в контексте философии и методологии науки ХХ века.

Проблема описательной и объяснительной природы биологического знания в

зеркале неокантианского противопоставления идеографических и номотетических наук

(20-е – 30-е годы). Биология сквозь призму редукционистски ориентированной

философии науки логического эмпиризма (40-е–70-е годы). Биология глазами

антиредукционистских методологических программ (70-е–90-е годы). Проблема

«автономного» статуса биологии как науки. Проблема «биологической реальности».

Множественность «образов биологии» в современной научно-биологической и

философской литературе.

Тема 3. Сущность живого и проблема его происхождения.

Понятие «жизни» в современной науке и философии. Многообразие подходов к

определению феномена жизни. Соотношение философской и естественнонаучной

интерпретации жизни. Основные этапы развития представлений о сущности живого и

проблеме происхождения жизни. Философский анализ оснований исследований

происхождения и сущности жизни.

Тема 4. Принцип развития в биологии.

Основные этапы становления идеи развития в биологии. Структура и основные

принципы эволюционной теории. Эволюция эволюционных идей: первый, второй и

третий эволюционные синтезы. Проблема биологического прогресса. Роль теории

биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма.


Тема 5. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.

Биология и формирование современной эволюционной картины мира.

Эволюционная этика как исследование популяционно-генетических механизмов

формирования альтруизма в живой природе. Приспособительный характер и генетическая

обусловленность социабельности. От альтруизма к нормам морали, от социабельности – к

человеческому обществу. Понятия добра и зла в эволюционно-этической перспективе.

Эволюционная эпистемология как распространение эволюционных идей на исследование

познания. Предпосылки и этапы формирования эволюционной эпистемологии.

Кантовское априори в свете биологической теории эволюции. Эволюция жизни как

процесс «познания». Проблема истины в свете эволюционно-эпистемологической

перспективы. Эволюционно-генетическое происхождение эстетических эмоций. Высшие

эстетические эмоции у человека как следствие эволюции на основе естественного отбора.

Категории искусства в биоэстетической перспективе.

Тема 6. Проблема системной организации в биологии.

Организованность и целостность живых систем. Эволюция представлений об

организованности и системности в биологии (по работам А.А.Богданова,

В.И.Вернадского, Л.фон Берталанфи, В.Н.Беклемишева). Принцип системности в сфере

биологического познания как путь реализации целостного подхода к объекту в условиях

многообразной дифференцированности современного знания о живых объектах.

7. Тема Проблема детерминизма в биологии.

Место целевого подхода в биологических исследованиях. Основные направления

обсуждения проблемы детерминизма в биологии: телеология, механический детерминизм,

органический детерминизм, акциденционализм, финализм. Детерминизм и

индетерминизм в трактовке процессов жизнедеятельности. Разнообразие форм

детерминации в живых системах и их взаимосвязь. Сущность и формы биологической

телеологии: феномен «целесообразности» строения и функционирования живых систем,

целенаправленность как фундаментальная черта основных жизненных процессов,

функциональные описания и объяснения в структуре биологического познания.

Тема 8. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и

ориентаций культуры.

Тема 9. Философия жизни в новой парадигматике культуры
.Воздействие современных биологических исследований на формирование в системе культуры новых онтологических объяснительных схем, методолого-гносеологических установок, ценностных ориентиров и деятельностных приоритетов.

Потребность в создании новой философии природы, исследующей закономерности

функционирования и взаимодействия различных онтологических объяснительных

схем и моделей, представленных в современной науке.

Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей

целостности, развития, системности, коэволюции.

Исторические предпосылки формирования биоэтики. Биоэтика в различных

культурных контекстах. Основные принципы и правила современной биомедицинской

этики. Социальные, этико-правовые и философские проблемы применения биологических

знаний. Ценность жизни в различных культурных и конфессиональных дискурсах.

Исторические и теоретические предпосылки биологической интерпретации

властных отношений. Этологические и социо-биологические основания современных

биополитических концепций. Основные паттерны социабельного поведения в мире живых

организмов и в человеческом обществе. Проблемы власти и властных отношений в

биополитической перспективе.

Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной

инженерии, клонирования.

Тема 10. Предмет экофилософии.

Экофилософия как область философского знания, исследующая философские

проблемы взаимодействия живых организмов и систем между собой и средой своего

обитания. Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины: от экологии

биологической к экологии человека, социальной экологии, глобальной экологии.

Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую

установку современной культуры. Экофилософия как рефлексия над проблемами среды

обитания человека, изменения отношения к бытию самого человека, трансформации

общественных механизмов.



Раздел 3. История биологии

Тема 1. Человек и природа в социокультурном измерении.

Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Генезис

экологической проблематики. Экофильные и экофобные мотивы мифологического

сознания. Античная экологическая мысль. Экологические воззрения средневековья и

Возрождения. Экологические взгляды эпохи Просвещения. Экологические идеи Нового

Времени. Дарвинизм и экология. Учение о ноосфере В.И.Вернадского. Новые

экологические акценты XX века: урбоэкология, лимиты роста, устойчивое развитие.

Современные идеи о необходимости нового мирового порядка как способа решения

глобальных проблем современности и обеспечения перехода к стратегии устойчивого

развития. Историческая обусловленность возникновения социальной экологии. Основные

этапы развития социально-экологического знания. Предмет и задачи социальной

экологии, структура социально-экологического знания и его соотношение с другими

науками. Специфика социально-экологических законов общественного развития, их

соотношение с традиционными социальными законами. Социальная экология как

теоретическая основа преодоления экологического кризиса.

Тема 2. Экологические основы хозяйственной деятельности.

Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования,

основные этапы ее. Особенности хозяйственной деятельности с учетом перспективы

конечности материальных ресурсов планеты. Основные направления преобразования

производственной и потребительской сфер общества с целью преодоления экологических

трудностей. Направления изменения системы приоритетов и ценностных ориентиров

людей в условиях эколого-кризисной ситуации. Пути преодоления конечности

материальных ресурсов при одновременном поступательном развитии общества.

Тема 3. Экологические императивы современной культуры.

Современный экологический кризис как кризис цивилизационный: истоки и

тенденции. Направления изменения биосферы в процессе научно-технической революции.

Принципы взаимодействия общества и природы. Пути формирования экологической

культуры.

Духовно-исторические основания преодоления экологического кризиса. Этические

предпосылки решения экологических проблем. Экология и экополитика. Экология и

право. Экология и экономика. Концепция устойчивого развития в условиях глобализации.

Экология и философия информационной цивилизации. Критический анализ основных

сценариев экоразвития человечества: антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм,

теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм. Смена доминирующих регулятивов культуры

и становление новых конститутивных принципов под влиянием экологических

императивов. Новая философия взаимодействия человека и природы в контексте

концепции устойчивого развития России.

Тема 4. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем

человечества.

Роль образования и воспитания в процессе формирования личности. Особенности

экологического воспитания и образования. Необходимость смены мировоззренческой

парадигмы как важнейшее условие преодоления экологической опасности. Научные

основы экологического образования. Особенности философской программы «Пайдейя» в

условиях экологического кризиса. Практическая значимость экологических знаний для

предотвращения опасных разрушительных процессов в природе и обществе. Роль средств

массовой информации в деле экологического образования, воспитания и просвещения

населения.



4.2. Разделы дисциплины и виды занятий.

№ п/п

Раздел дисциплины

Часов

Аудит. занятия

Лек-ции

Семинары

Самостоятельная работа



1.

Общие проблемы истории и философии науки

22

10

12




1.1

Введение. Наука и ее роль в обществе. Наука как социальный институт

4

2

2

2

1.2

Наука и другие формы человеческой деятельности

4

2

2

2

1.3.

Генезис науки и основные этапы ее развития

4

2

2

2

1.4

Структура и методы научного познания

6

2

4

2

1.5

Динамика научного знания

4

2

2

2




2

Философия биологии

12

2

10




2.1

Биология и философские проблемы ее развития

10

2

8

8

3

История биологии

24

6

18




3.1

Становление биологии как науки

8

2

6

8

3.2

Сущность живого и проблема его происхождения

6

2

4

8

3.3


ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ НАУКИ. Перспективы развития ГЕНЕТИКИ.

8

2

6

16




Написание реферата










18




Подготовка к экзамену










18




Всего часов

58

18

40

86




Итого

144

4.3. Содержание и организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа рассматривается как одна из форм обучения, которая предусматривается Государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по указанным специальностям. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы аспирантов и соискателей является обучение навыкам работы с учебной и научной литературой и практическими материалами, необходимыми для изучения курса философии и развитие у них способностей к самостоятельному анализу полученной информации.

В процессе изучения дисциплины аспирант (соискатель) выполняет следующие виды

самостоятельной работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- подготовка и написание реферата;

- подготовка индивидуального задания (устного ответа, доклада) к семинару;

- подготовка и выполнение творческой научно-исследовательской работы или теста (для промежуточного контроля знаний);

- подготовка к коллоквиумам, круглому столу, аспирантской конференции.

- подготовка к кандидатскому экзамену.


Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Трудоемкость

Час

Зач.ед

Раздел 1-3

Конспектирование учебно-научной литературы из списка основной литературы

38

1,05

Раздел 1-3

Подготовка к докладам

12

0,35




Подготовка к реферату

18

0,5




Подготовка к кандидатскому экзамену

18

0,5




Итого

86

2,4

4.3.1.Темы рефератов

1. Основные этапы развития представлений о сущности живого и проблеме

происхождения жизни.

2. Философский анализ оснований исследований происхождения и сущности

жизни.

3. Структура и основные принципы эволюционной теории.



4. Биология и формирование современной эволюционной картины мира.

5. Эволюционная этика как исследование популяционно-генетических

механизмов формирования альтруизма в живой природе.

6. Приспособительный характер и генетическая обусловленность

социабельности.

7. Понятия добра и зла в эволюционно-этической перспективе.

8. Предпосылки и этапы формирования эволюционной эпистемологии.

9. Кантовское априори в свете биологической теории эволюции.

10. Эволюция жизни как процесс «познания».

11.. Проблема истины в свете эволюционно-эпистемологической перспективы.

12. Эволюционно-генетическое происхождение эстетических эмоций.

13. Категории искусства в биоэстетической перспективе.

14. Организованность и целостность живых систем. Эволюция представлений

об организованности и системности в биологии (на выбор по работам: А.А.Богданова,

В.И.Вернадского, Л.фон Берталанфи, В.Н.Беклемишева).

15. Принцип системности в сфере биологического познания.

16. Проблема детерминизма в биологии.

17. Основные направления обсуждения проблемы детерминизма в биологии:

телеология, механический детерминизм, органический детерминизм, акциденционализм,

финализм.

18. Детерминизм и индетерминизм в трактовке процессов жизнедеятельности.

19. Разнообразие форм детерминации в живых системах и их взаимосвязь.

20. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и

ориентаций культуры.

21. Философия жизни в новой парадигматике культуры.

22. Воздействие современных биологических исследований на формирование в

системе культуры (на выбор: новых онтологических объяснительных схем; методолого-

гносеологических установок; ценностных ориентиров и деятельностных приоритетов.

23. Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей

целостности, развития, системности, коэволюции.

24. Исторические предпосылки формирования биоэтики.

25. Биоэтика в различных культурных контекстах.

26. Основные принципы и правила современной биомедицинской этики.

27. Социальные, этико-правовые и философские проблемы применения

биологических знаний.

28. Ценность жизни в различных культурных и конфессиональных дискурсах.

29. Исторические и теоретические предпосылки биологической интерпретации

властных отношений.

30. Этологические и социо-биологические основания современных

биополитических концепций.

31. Основные паттерны социабельного поведения в мире живых организмов и в

человеческом обществе.

33. Проблемы власти и властных отношений в биополитической перспективе.

34. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и

клеточной инженерии, клонирования.

35. Экофилософия как область философского знания.

36. Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины.

37. Экофилософия как рефлексия над проблемами среды обитания человека.

38. Человек и природа в социокультурном измерении.

39. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.

40. Экофильные и экофобные мотивы мифологического сознания.

41. Новая философия взаимодействия человека и природы в контексте

концепции устойчивого развития России.
4.3.2. Методические указания к написанию реферата:

Реферат – письменная работа объемом 15-18 печатных страниц, выполняемая

аспирантами и соискателями в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

Реферат (от лат. referrer – докладывать, сообщать) – краткое точное изложение

сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий

или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения

и выводы по рассматриваемому вопросу.

Однако реферат – не механический пересказ работы, а изложение ее существа.

В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от

аспирантов и соискателей требуется аргументированное изложение собственных мыслей

по проблеме. Тему реферата может предложить преподаватель или сам аспирант, в последнем случае она должна быть согласована с преподавателем.

В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.

Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора.

Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Функции реферата: информативная (ознакомительная); поисковая; справочная;

сигнальная; индикативная; адресная коммуникативная.

Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует.

Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

Структура реферата

Титульный лист (заполняется по единой форме).

После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

Основная часть реферата может иметь две или несколько глав, состоящих из 2-3

параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение

главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны

ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо

неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблица –

обязательно сделайте ссылку на того автора, у кого вы взяли данный материал.

Заключение содержит главные выводы и итоги из текста основной части, в нем

отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

Приложение может включать копии открыток, иллюстрации по теме реферата, таблицы, схемы, дополнительные сведения, не вошедшие в основной текст.

Библиография (список литературы) – здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания. Также следует указать все Интернет-ресурсы, которыми

воспользовались для написания реферата.
4.3.3.Темы докладов
1. Научное и вненаучное знание. Идеалы научности.

2. Наука как знание и как специфическая деятельность.

3. Объект и предмет науки.

4. Натурфилософия и ее роль в истории науки и философии.

5. Логический позитивизм и его влияние на историю науки.

6. Религиозная версия философии науки.

7. Роль эволюционных идей в современной науке.

8. Диалектическая версия философии науки.

9. Наука в современном информационном обществе.

10. Предмет философии науки. Философия науки и история науки.

11 Наука и мифология. Наука и религия. Современное христианство и наука.

12. Наука, техника, технология. Наука в современном информационном обществе.

13. Наука и искусство.

14 Наука и мораль. Проблема нравственной ответственности ученых за социальные последствия сделанных ими открытий.

15. Наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила.

. Проблема периодизации истории науки.

16. Античность: природа как “фюзис” и “космос”.

17. Атомистическая программа античности.

18. Аристотелевская научная программа. Логика как органон науки.

19. Университеты Средневековья и их роль в становлении науки.

20. Ф. Бэкон и Р. Декарт о научном методе.

21. Становление теоретической науки: Галилей и Ньютон.

22. Особенности неклассической рациональности XX века.

23. Первые научные общества и их роль в институализации науки.

24. Квантово-релятивистские теории и их роль в революционном преобразовании науки.

25. Спор Бора и Эйнштейна о природе научного знания и его значение.

26. Постнеклассическая наука: основные особенности и новые научные программы

27. Особенности постнеклассической рациональности конца XX – начала XXI вв.

28. Аксиологические факторы в неклассической науке и их роль.

29. Понятие научного метода и его функции в науке.

30. “Методологический негативизм” и “методологическая эйфория”.

31. Общенаучные методы и их роль в современной науке.

32. Мысленный эксперимент и его особенности.

33. Роль математического моделирования в научном познании.

34. Особенности эксперимента в современной науке.

35. Системный метод и его роль в современном познании.

36. Методы построения научной теории.

37. Эвристика – наука или пропедевтика к науке?

38. Частные методы в естествознании.

39. Синергетика и концеция устойчивого развития.

40. Эмпирический язык науки.

41. Структура эмпирического факта.

42. Эмпирические факты науки и эмпирические факты вненаучного наблюдения.

43. Научная проблема: механизм возникновения, постановка и решение.

44. Гипотеза и теория: связь и отличие.

45. Структура и содержание научной теории.

46. Типы научных теорий.

47. Позитивистская программа интерпретации эмпирического и теоретического знания.

48. Научная картина мира, ее исторические формы и функции в научном познании.

49. Роль философских предпосылок в эмпирическом и теоретическом знании.

50. Логика научного открытия и логи. Кумулятивистская модель истории науки.

51. Модель эволюции науки в философии О. Конта.

52. Принцип соответствия научного знания и его роль в науке.

53. Образ науки и ее эволюции в книге Т. Куна «Структура научных революций».

54. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

55. Модель эволюции науки в концепции К. Поппера.

56. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

57. «Кейс стадис» как метод исследования.

58. Традиции и новации в развитии науки.

59. Научные революции и смена типов научной рациональности.

60. Саморазвивающиеся системы и современные научно-исследовательские стратегии.

61. Философский анализ глобального эволюционизма.

62. Системный анализ и научное знание.

63. Коэволюционная парадигма и ее роль в современной науке.

64. Синергетическая парадигма: поиски и решения.

65. Роль науки в преодолении глобальных кризисов.

66. Научно-технический прогресс: новое понимание.

67. Компьютерная цивилизация. Что дальше?

68. Будет ли конец науки?

69. Классификация наук: современные подходы.

подтверждения его истинности.

70. Социокультурный контекст науки.

71. Свободна ли наука от ценностей?

72. Проблема ценностного статуса современной науки.

73. Социальные формы организации научной деятельности.

74. Научные школы и их роль в получении нового знания.

75. Понятие научной элиты.

76. Идеалы научности и этические нормы.

77. Государственное регулирование науки и его границы. Наука в свободном обществе.

78. Ответственны ли ученые за социальные последствия применения научных открытий?

79. Социально-психологические аспекты научной деятельности.

80. История Нобелевской премии. Нобелевские лауреаты России.

81. Предмет философии техники.

82.Философия науки и философия техники.

83.Техника и общественные отношения.

84. Антропология и философия техники.

85.Технология и политика.

86.Техника в глобализирующемся мире.

87.Человек и техника в концепции О. Шпенглера.

88.М. Хайдеггер: техника как раскрытие потаенного бытия.

89.Теория решения изобретательских задач и эвристика

90.Сущность и структура инженерного творчества

91.Техника и культура.

92.Особенности поведения технических систем в свете теории диссипативных структур

И. Пригожина.

93. Роль методов моделирования и формализации в техническом творчества

94. Технические системы и семиотика.

95. Проблема движения социальной информации средствами коммуникационных систем в современном мире.

96.Философские аспекты взаимодействия химии и экологии.

97.Экология в структуре глобальных проблем современности.

98.Позитивные и негативные проблемы взаимодействия химии и экологии.

99.Социальные аспекты экологизации (эволюционная экология, экология и геология, радиоэкология, инженерная экология, экология человека и др.)


5. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

5.1. Основная литература.
Бернал Дж. Наука в истории общества.– М., 1956.

Борзенков В. Г. Философия науки. На пути к единству науки. Учебное пособие. – М., 2008.

Вернадский В. И. О науке. – Дубна, 1997. – Т. 1.

Границы науки: О возможности альтернативных моделей познания. – М., 1991.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.

Знание за пределами науки. – М., 1996.



Илларионов С. В. Из лекций по философии науки // Эпистемология и философия науки, 2006.– №3.

Ильин В. В. Критерии научности знания. – М., 1989.

Ильин В. В. Философия науки.– М., 2003.

Истина в науках и философии. Под ред. И. Т. Касавина и др. – М.: Альфа., 2010.



Касавин И. Т. Философия науки: несчастная дочь, счастливая падчерица // Эпистемология и философия науки, 2006. – №3.

Круглый стол в журнале «Вопросы философии»: Философия науки: проблемы и перспективы // Вопросы философии, 2006.– № 10.



Клишина С. А. Философия науки. Наука и ценности.– М., 2004.

Косарева Л. А. Предмет науки.– М., 1977.

Маркова Л. А. Наука, история и историография XIX– XX в.в.– М., 1987.

Мотрошилова Н. В. Нормы науки и ориентации ученого // Идеалы и нормы научного исследования. – Минск, 1981.

Научная деятельность: структура и институты. – М., 1980.



Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. – М., 2006.

Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (Материалы круглого стола) // Вопросы философии, 2003. – №12.



Норман Г. Э. Карл Поппер о ключевых проблемах науки XX века // Вопросы философии, 2002. – № 5.

Псевдонаучное знание в современной культуре (Материалы круглого стола) // Вопросы философии, 2001. – № 6.



Сачков Ю. В. Фундаментальные науки как стратегический ресурс развития // Вопросы философии, Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. Учебник для аспирантов и соискательи ученой степени кандидата наук; М., ((Гадарики)) 2006.

Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А.. Философия науки и техники. – М., 1996.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. – М., 2006.

Философия естественных наук. – М., 2006.

Философия социальных и гуманитарных наук. – М., 2006.

Философия науки. Учебное пособие для вузов. Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект. 2007.

Томсон М. Философия науки. – М., 2003.

Философия науки. Эпистемология: актуальные проблемы. Под ред. В.А. Лекторского. – М.: ИФ РАН, 2010. Вып.15.

Философия науки. Онтология науки. Под ред. А.Н. Павленко. – М.: ИФ РАН, 2009, вып.14.

Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии, 1992. – № 2.

Чайковский Ю. В. История и прогноз //Вопросы философии, 2011. – № 1.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Под ред. И.Т. Касавина. –М.: Канон, 2009.



Черникова И. В. Современная философия науки как междисциплинарное знание // Эпистемология и философия науки, 2004. – Т. 1, – № 1.

Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание. – СПб., 2000.

Koyre A. Etude d`histoire de la pensee scientifique. – Paris, 1966 .
5.2.Дополнительная литература.
Башляр Г. Новый рационализм. – М.,1987.

Бэкон Ф. Вторая часть сочинения, названная новый органон, или истинные указания для ис- толкования природы //Соч.: В 2-х т. Т.2. М.,1972. С.5-222.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. М.,1990. С.707-735.

Виндельбанд В. Избранное. – М., 1995.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат //Витгенштейн Л. Философские работы.

Часть 1. М., 1994. С.5-73.



Гадамер Г.-Х. Философия и герменевтика // Гадамер Г.-Х. Актуальность прекрасного. М.,

1991. С.9-15.



Гайденко П.П.. История новоевропейской философии в ее связи с наукой.– М., 2000.

Горелов ЛА. Концепции современного естествознания м. – М., 2011.

Заренков Н.А. Теоретическая биология. – М., 1988

Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину

в науках // Декарт Р. Соч.: В 2-х т. Т.1. М., 1989. С.250-296.

Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

С.7-154.


Койре А. (перевод с анг.) Очерки истории философской мысли (о влиянии философских концепций на развитие научных теорий). – М., 2008.

Кун Т. (пер. с анг.) Структура научных революций. – М., 2006.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.– М., 1995.

Микешина Л.А. Философия науки: современная эпистемология. Научные знания в динамике культуры. – М., 2005.

На пути к теоретической биологии. – М., 1970.



Поппер К .Р. Логика социальных наук // Эволюционнная эпистемология и логика социаль­

ных наук: Карл Поппер и его критики. – М., 2000. С.298-313.

Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. – М.,2002.С.153-186; 200-247.

Пуанкаре А. Ценность науки. – М.,1983. С.153-282.

Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. – М., 1957. С.39-87; 269-368.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

Рузавин Г.И. Логика и основа аргументации.– М., 2003.

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.

Томпсон М. Философия науки (пер. с анг.).М., 2003.

Тулмин С. Человеческое понимание. – М., 1984.

Уайтхед А. Наука и современный мир // Избранные работы по философии. –

М., 1990. С.56-271.

Уотсон Дж. Молекулярная биология гена. – М., 1967

Фейерабенд П. Избранные труды о методологии науки. – М., 1986.

Философия науки: методология и история конкретных наук. – М., 2007.

Философия науки: проблемы и перспективы //Вопросы философии. 2006. №2.
5.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, ресурсы Интернет

Список Интернет-ресурсов:



http://www. philosophy.ru /catalog.html;

http://filosof.historie.ru

информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru




6.Порядок проведения аттестаций. Шкалы оценок

6.1. Шкала академических оценок освоения дисциплины (модуля)


Виды оценок

Оценки

Академическая оценка по 100-балльной шкале (экзамен)

0…39

40…60

61…80

81…100

Академическая оценка по 4-балльной шкале (экзамен)

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

6.2. Система оценки достижений обучающегося по дисциплине (модулю)



п/п

Виды учебных

мероприятий

(указываются мероприятия согласно учебному плану)

Наименование учебных

мероприятий

Максимальное

количество баллов за

мероприятие

1-2 семестр

1

Посещение лекционных занятий

Лекция №№1-9

10

2

Работа на практических занятиях




40

3

Самостоятельная работа аспиранта




50

4

Итоговая аттестация

экзамен

100



6.3. Вопросы к экзаменам для сдачи кандидатского минимума

1. Определение науки. Наука как знание и как специфическая деятельность. 2. Идеалы и критерии научного знания.

3. Наука как социальный институт. Функции науки в обществе.

4. Наука и мифология. Наука и искусство.

5. Предмет философии науки. Исторические формы связи философии и науки.

6. Практические и историко-культурные предпосылки естествознания. Преднаука и наука.

7. Первые научные программы в античной натурфилософии.

8. Особенности средневековой науки. Наука и университеты.

9. Научная картина мира в Новое время. Механицизм и его границы.

10. Неклассическая наука XIX-XX вв. и ее основные особенности.

11. Постнеклассическая наука, ее основные черты и научные программы.

12. Роль ценностей в современной науке.

13. Синергетика как наука и метод исследования.

14. Методы в научном познании, их роль и классификация.

15. Методы эмпирического исследования. Особенности современного эксперимента.

16. Структура и функции научной теории.

17. Соотношение эмпирического и теоретического в научном знании.

18. Проблема и гипотеза как моменты построения научной теории.

19. Основания науки. Роль научной картины мира и философии в построении теории.

20. Основные модели развития науки.

21. Научные революции и смена типов рациональности.

22. Структура современной науки. Науки естественные, гуманитарные, социально-экономические и технические. Науки фундаментальные и прикладные.

23. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

24. Наука как социокультурный феномен. Наука и ценности.

25. Биология как наука. Объекты и предмет биологии.

26. Биология и химия.

27. Фундаментальные понятия биологии.

28. История генетики.

29. Этические проблемы генетики и молекулярной биологии.

30. Биология и медицина, их взаимодействие..

31. Кибернетика и биология..

32. Греческая натурфилософия и медицина..

33. Алхимия и ятрохимия как феномены средневековой и ренессансной культуры.

34. Флогистонная теория Г. Шталя, ее место и роль в истории химии и медицины..

35. Революция в химии, произведенная А. Лавуазье.

36. Проблема редукции в биологии.

37. Основные законы в биологии..

38. Проблема телеологии в биологии и генетике.

39. Дарвинизм: за и против.

40. Эволюция понятия «структура» в биологии.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница