Рабочая программа по дисциплине дв 1 Психология сознания и бессознательного (индекс) (наименование) направление



Скачать 201.42 Kb.
Дата14.02.2016
Размер201.42 Kb.
ТипРабочая программа
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель

Центра

академических образовательных программ



к.э.н.,доцент Миронова О.А.

___________________ 2013г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Б2. ДВ 1 Психология сознания и бессознательного

(индекс) (наименование)

НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЯ

030300.62 (шифр) (наименование)

АКАДЕМИЯ/ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА


ПСИХОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

(код) (наименование)




ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ


Очная форма

форма обучени

Заочная форма

Всего часов на освоение учебного материала по учебному плану

108

108

Число аудиторных занятий всего

24

6

Число лекций с разбивкой по семестрам

8 – 5с.




2 -5с




Число практических занятий с разбивкой по семестрам

16 – 5с.




4 -5с.




Число интерактивных занятий с разбивкой по семестрам

10 -5с.




2 -5с.




Часов самостоятельной работы

84

102

Число контрольных работ с разбивкой по семестрам

-




1 -5с.




Число курсовых работ с разбивкой по семестрам

-




-




Число зачетов с разбивкой по семестрам

1 -5с.




1 -5с.




Число экзаменов с разбивкой по семестрам

-




-




Число кредитов

3

3

Число модулей

1

-

Автор рабочей программы Ларионова Е.А

(подпись) (Ф.И.О.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:

1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «_Психология» от __21 декабря 2009 г.____

(дата утверждения)

2..Учебного плана направления подготовки _____Психология________________от _1 июля 2013 г.

(название) (дата утверждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

КАФЕДРОЙ:



Психологии и управления персоналом Пищик В.И.

(наименование) (подпись зав. каф.) (Ф.И.О.)


Протокол заседания кафедры №_____1_________ от ___30.08.13г.____________________________________
УМС:____Академии Управления________Пивоваров И.В._________________________________________

(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.)


ПротоколУМС№___________1____ от ________31.08.13г.________________________________________

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: формирование теоретических научных представлений о сознании и бессознательном человека

Ззадачи:

  1. Освоение студентами основных теоретических положений психологии сознания

  2. Развитие способности студентов к видению психологической реальности человека в контексте сознательного и бессознательного

  3. Развитие способности студентов к профессиональному анализу сознательных и бессознательных проявлений человека.

  4. Развитие способности к организации самостоятельной психодиагностической деятельности.


2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть компетенциями

ОК – 2, ПК -7:

пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

знать:


  • научную парадигму исследования сознания и бессознательного в психологии

  • научные направления исследования сознания и бессознательного в рамках психоанализа,

  • пути восстановления сознательного контроля поведения и бессознательных феноменов.


уметь:

  • владение приемами анализа бессознательных проявлений индивида

  • проводить психодиагностическое исследование сознательной и бессознательной сфер человека;

  • пользоваться справочной литературой;.

  • построить стратегии анализа бессознательных проявлений человека.


3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА

3.1 Лекции





№ п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. часов

О/З


1

Тема 1 Сознание как предмет психологии



Зарождение представлений о сознании человека в науке. Исследования в области сознания таких зарубежных психологов, как Р.Декарт, Б.Спиноза, И. Кант, Г.Т.Фехнер, В.Вундт, В.Джемс и других. Исследования глубинной психологии: З. Фрейд, К.Г.Юнг, А. Адлер. Отечественная психология: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, Д.К.Узнадзе и многие другие, - о проблемах соотношения сознания и поведения человека. Джеймс о феноменах линии времени и потока сознания . К. Андреас о методе сущностных трансформаций.


2/0,5

2

Тема 2 . Определение сознания в психологии


Сущность и отличительные особенности сознания. Исследование сознание сквозь призму ассоционистской схемы, его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. Определение сознания и трудности, связанные с разными подходами к этой проблеме в психологии. Сознание как синоним психического. Исследование сознания в бихевиоризме (Уотсон, Бандура).Теория сознания французской социологической школы ( индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человека сознания общества, под влиянием которого его психика социализируется и интеллектуализируется). В.Вундт и основные законы душевной жизни в контексте характеристики сознания.

2/1

3

Тема 3 Психология сознания и метод ее исследования


Сознание как предмет психологического исследования. Психология сознания как наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются. Исследование происходящего в содержании сознания другого человека психолог может проводить только над самим собой, поставив себя в те же условия и пронаблюдать себя. Понятие и суть интроспекции как метода исследования сознания Интроспекция не происходит сама собой и требует особой деятельности, в которой требуется долгая тренировка.


2/0,5

4

Тема 4. Бессознательное проявление в психике и поведении человека



Психика человека как совокупность сознания, и бессознательного. Сознание и бессознательное как гармоничное единство. Зона ясного осознания человека. Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся за «порогом» сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни.

С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют охранительную функцию( разгрузка мозга от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости).

Исследование бессознательного в работах психоаналитиков.

Характеристика сновидений.

Характеристика неосознаваемых внешних репрезентаций бессознательного.

Психосоматические феномены как проявления бессознательного человека.



2/1

ИТОГО:

8/2

    1. Практические занятия





№ п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов

О/З


1

Тема 1. Сознание как предмет психологии


    1. Исследования Р.Декарта в области сознания.

    2. Характеристика сознания в работах В.Вундта.

    3. Исследования в области данной проблемы зарубежных психологов: Б.Спиноза, В.Джемс и

Г.Т.Фехнер.

4.Исследования сознания в работах Л.С.Выготского.

5. Исследования сознания в трудах Д.Узнадзе.


2/1

2


Тема 2. Определение понятия «сознание» в психоанализе.


1. Сознание в работах З.Фрейда.

2. Сознательный выбор у А.Адлера.

3. Сознательные процессы в следованиях К.Г.Юнга.

4. Э Фромм о сознательном.

5. К.Хорни: сознательный выбор и контроль человека.


2/0,5

3
Тема 3 Психология сознания как наука.

1.Психология сознания как наука о свойствах сознания.

2. Психология сознания как наука о его элементах.

3. Психология сознания как наука о связях между элементами сознания.

4. Психология сознания как наука о законах, которым сознание подчиняется.



2/1

4

Тема 4 Представления о понятии «осознанность» в психологии


1.Основные направления развития и формирования сознательных процессов психики человека.

2.Понятие «осознанность» в психологических исследованиях.

3.Самосознание человека: определение понятия и характеристика.

4.Саморегуляция и самоконтроль как формы проявления сознания.



2/1

5

Тема 5 Понятие бессознательного в психологии.


1.Понятие бессознательного в работах З.Фрейда.

2.Исследование коллективного бессознательного в трудах К.Г.Юнга.

3.Соотношение индивидуального и коллективного бессознательного.

4.Теория Самости Х.Кохута о бессознательных процессах человека.



2/-

6

Тема 6. Проективные методики как инструмент исследования бессознательного.


1.Дефиниция проективных методик в психологии и принцип их действия.

2.Классификация проективных методик в психологии.

3.Характеристика проективных методик:

- ТАТ,


-тест Роршаха,

-РНЖ,


-Тест Люшера,

-методика «Незаконченные предложения»

-Тест Розенцвейга.



4/0,5

7

Тема 7. Особенности интерпретации результатов проведения проективных методик

Проведение в группе и интерпретация методики «Дом. Дерево. Человек».


2/-

ИТОГО:

16/4

3.3 Интерактивные занятия




№ п/п

Тема занятия

Краткое содержание и вид интерактивного занятия

Кол. часов

О/З


1

Категориальный анализ научной терминологии психологии сознания и бессознательного

Дискуссия на тему: « Соотношение эмоциональных и сознательных реакций в поведении человека».

2

0,5

2

Психодиагностика сознательных проявлений индивидуальности человека

Создание и освещение презентации на заданную тему.

4

0,5

3

Сравнительная характеристика соотношения бессознательных репрезентаций индивида и процесса осознания.

Создание и освещение презентации на заданную тему.

4

1

ИТОГО:

10

2


  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА






Темы и разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку

Количество

часов


Форма контроля

1

2

ОФ






1

Работа со словарем. Составить словарь основных рабочих терминов «Психологии сознания и бессознательного».

6

8

Отчет

2

Виды состояний сознания человека.

6

8

Отчет

3

«Простейшие элементы» сознания: теория В.Вундта.

6

8

Отчет

4

Составить перечень проективных психодиагностических методик.

6

8

Отчет

5

Провести проективную методику и интерпретировать ее данные.

6

8

Отчет

6

Подготовить сообщение на тему: «Самосознание человека: понятие и характеристика»

6

8

Отчет

7

Подготовить сообщение на тему: «Приемы осознания в процессе саморегуляции человека»

6

8

Отчет

8

Работа с этическим кодексом психолога

6

8

Отчет

9

Подготовить сообщение на тему: «Я-концепция человека в системе самосознания человека: понятие и характеристика»

6

8

Отчет

10

Подготовить сообщение на тему: «Архетипы в психологии : понятие и характеристика»

6

8

Отчет

11

Работа по теме: «Оговорки как репрезентации бессознательного человека.

6

8

Отчет

12

Работа по теме: Работа со сновидениями

6

8

Отчет

13

Работа по теме: Метод ассоциаций: понятие и характеристика

8

6

Отчет




Итого:


84

102





  1. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ И УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.



  1. Истоки и история возникновения представлений о сознании человека

  2. Понятие и характеристика «бессознательного состояния» в психологии.

  3. Понятие и характеристика сна.

  4. Измененные состояния сознания.

  5. Классификация стратегий сознательных изменений.

  6. Понятие общественного сознания.

  7. Сознание в исследованиях В.Вундта.

  8. Поток сознания У.Джеймса.

  9. И.Кант о сознательном человека.

  10. Понятие «Оно» в работах З. Фрейда.

  11. Понятие «Тень» в трудах К.Г.Юнга.

  12. Феномен Самости в психологических исследованиях.

  13. Феномен «кллективного бессознательного» в психологии.

  14. Эго-состояния индивида в контексте трансактного анализа Э.Берна.



  1. ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ


Компетенции:

-понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

-прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
Задание 1. Составить программу психодиагностического исследования при помощи проективных методик.

Задание 2. Разработать рекомендации по созданию программы саморегуляции эмоциональных состояний человека.

Задание 3. Продемонстрировать навыки интерпретации данных проективного психодиагностического исследования.

Задание 4. Провести психодиагностическое исследование волевых качеств личности, как демонстрирующих возможности сознательной, волевой регуляции человека.




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


7. 1. Основная литература



п/п




Перечень литературы


1

Знаков В.В. Психология понимания. Проблемы и перспективы. – Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2013. Электронная библиотека «IPRbooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

2

Журавлев А.Л., Позняков В.В., Резников Е.Н., РОЩИН С.К., Соснин В. А. Когнитивная психология. Учебное пособие. _ Пер Се, 2012. Электронная библиотека «IPRbooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

3

Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Просвещение,2009.

4

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Прсвещение,2009.

5
Фрейд З. Психология бессознательного. Сб. произведений. М.: Просвещение,2012.

6

Философский энциклопедический словарь Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. - М.: Сов. Энциклопедия, 2010.




7.2 Дополнительная литература




п/п






Перечень литературы





1

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Просвещение, 2012.


2

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Просвещение, 2009.


3

Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: МГУ, 2009.


4

Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2012.

5

Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком. 2011

6

Юрицкий В.Л. «К.Г.Юнг Архетипы». Пре Се, 2013


  1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (УМК, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ, ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ)



№ п/п

Перечень

1

http://psycology.ru/ – сайт, посвященный общим вопросам психологии

2

http://ppf.uni.udm.ru/ – сайт Института Педагогики, Психологии и Социальных Технологий

3

http: www.koob.ru – электронная библиотека психологической литературы

4

http://www.ippd.univers.krasu.ru/ – сайт Института Психологии и Педагогики Развития

5

http://psycology.net.ru/ – сайт «Мир психологии»

6

http://www. ihtik.lib.ru / – Библиотека Ихтика

7

Электронная библиотека «IPRbooks»

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ


2-й учебный год (2014/2015) действия рабочей программы














Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20__

3-й учебный год (______/______) действия рабочей программы














Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20__

4-й учебный год (______/______) действия рабочей программы














Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___
5-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___
Каталог: site -> files -> site library file
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности» направление подготовки 080100. 62
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная психология» для студентов очной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология социальной работы» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение и восприятие» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы психогенетики» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память»
site library file -> Рабочая программа дисциплины дв. 1 Гештальт-психология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница