Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений



Скачать 170,78 Kb.
Дата22.02.2016
Размер170,78 Kb.
ТипРабочая программа
c:\users\п1\desktop\новая папка (2)\новая папка\тит лист рум 7кл чтен.jpg
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках/ под ред. Воронковой В. В. – М: Гуманит. изд. центр Владос,2001.

Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.



ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

- формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

- развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;

- развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения

- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

      С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

      Начиная с 7 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность.



Коррекционно-образовательные задачи:

- знакомить с произведениями устного народного творчества: сказками, загадками, былинами, песнями, пословицами и поговорками, литературными сказками, художественными произведениями и отрывками из художественных произведений классиков русской литературы.

- совершенствовать технику чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающими со знаками препинания).

- отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц; описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста, составлять характеристики героев с помощью учителя.

- учить выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения, различать оттенки значений слов в тексте.

- закреплять умения подробно и кратко пересказывать прочитанное.

- учить конструировать развернутое высказывание, осуществлять контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его содержания или после.

- закреплять навыки заучивания наизусть.



Коррекционно-развивающие задачи:

- осуществлять литературное чтение, в процессе которого обучать систематизации знаний в области русской и современной литературы.

- формировать правильное произношение, регулировать темп чтения.

- обогащать и активизировать словарь учащихся; расширять кругозор, объем эмоциональной, оценочной лексики.

- развивать устную речь (умения высказывать свою мысль, связно передать содержание и т. п.).

- развивать и корректировать восприятие учащихся, исправлять недостатки образного мышления.

- развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства (в произведениях учащиеся должны научиться видеть красивое и безобразное; борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различать тружеников и бездельников; защитников Отечества и его врагов и т. п.).

- развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений, умение пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении и т. п.

- развивать и корректировать память и логическое мышление.

- вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки.



Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к чтению и формировать любовь к художественному слову, русской и современной литературе, устному народному творчеству.

- воспитывать морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведений (воспитание честности, чести и достоинства, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости, мужества, смелости и др.).

- осуществлять патриотическое воспитание при чтении произведений о прошлом и настоящем нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах (воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время, готовности к защите Родины в случае необходимости).

- осуществлять гражданское воспитание учащихся (воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни; воспитание чувства ответственности за судьбу страны).

- проводить работу по трудовому воспитанию (привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться).

- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, дисциплинированность, соблюдение предъявляемых требований, приучать к самостоятельности.

- формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умения внимательно слушать взрослых и детей, вести диалог и т.д.).

При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 7- х классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). В 7 классе- 103 часа в год, 3 часа в неделю.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Контроль за техникой чтения осуществляется в конце каждой четверти.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Внеклассное чтение

Знание основных сведений из жизни писателей.

Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.

Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.

Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- характеризовать главных действующих лиц;

- пересказывать содержание прочитанного.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 10 стихотворений.


2. Содержание программы учебного курса.
I четверть

Устное народное творчество.

Урок внеклассного чтения.

Русская народная сказка «Сивка бурка».

Русская народная сказка «Журавль и Цапля».

Русская народная сказка «Умный мужик».

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

Народные песни. Пословицы. Загадки

Из произведений русской литературы XIX века.

А.С.Пушкин. Биографические сведения.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Cалтане…».

Просмотр мультфильма по одноименной сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

А.С. Пушкин «Зимний вечер».

А.С. Пушкин « У Лукоморья».

М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения.

М.Ю. Лермонтов «Бородино».



И.А.Крылов. Жанр басня. Особенности басен Крылова.

Басня «Кукушка и Петух».

Басня «Волк и Журавль».

Басня «Слон и Моська».



Н.А.Некрасов. Биографические сведения;

«Несжатая полоса»,

«Генерал Топтыгин»

Проверка техники чтения.

Урок внеклассного чтения.

II четверть

Л.Н.Толстой. Биографические сведения.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

Просмотр фильма по одноименной повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

А.П.Чехов. Биография писателя;

«Хамелеон».

Урок внеклассного чтения.

В.Г.Короленко. Биографические сведения.

Повесть «Дети подземелья».

Проверка техники чтения.

Тестирование по пройденному материалу. В.Г.Короленко «Дети подземелья».



III четверть

Из произведений русской литературы XX века.

М.Горький. Биографические сведения.

Отрывки из повести «Детство».

Отрывки из повести «В людях».

Обобщающий урок по творчеству М. Горького



М.Исаковский

«Детство», «Ветер», «Весна»

Урок внеклассного чтения.

К. Паустовский. Биографические сведения.

Рассказ «Последний черт».



М. Зощенко «Великие путешественники»

Урок внеклассного чтения.



К.Симонов. Биографические сведения.

К.Симонов «Сын артиллериста»



В.Катаев. Биографическая справка. «Флаг»

Н. Рыленков. Биографическая справка.

«Деревья»,

«Весна без вещуньи-кукушки»,

«Все в танцующей дымке». Библиотечный урок.

Обобщающий урок по творчеству Н. Рыленкова

Проверка техники чтения. Вспоминаем прочитанное.

Литературные игры

IV четверть

Ю.Коваль. Биографическая справка.

«Капитан Клюквин»,

«Картофельная собака»

Ю.Яковлев «Багульник».

Библиотечный урок.



Р.Погодин. Биографическая справка.

«Время говорит - пора»



А.Алексин. Биографическая справка.

«Двадцать девятое февраля»



К.Ваншенкин. Библиографическая справка.

«Мальчишка».

Урок внеклассного чтения. Моя любимая книга. «Снежки».

Обобщающий урок по теме «Русские писатели XX века».

Проверка техники чтения. Тестирование по пройденному материалу
3. Календарно-тематическое планирование.

1 четверть

№ п/п

Наименование раздела и тем.


Кол.

часов


дата

1

Устное народное творчество

1




2

Русская народная сказка «Сивка бурка»

1




3

Русская народная сказка «Журавль и Цапля»

1




4

Русская народная сказка

«Умный мужик»



1




5

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

1




6

Народные песни. «Ах, кабы на цветы не морозы…»

1




7

Народные песни. «По улице мостовой»

1




8

Пословицы и загадки.

1




9

Заключительный урок по теме «Устное народное творчество»

1




10

Внеклассное чтение.

1




11

А.С.Пушкин. Биографические сведения.

1




12

А.С. Пушкин «Сказка о царе Cалтане…»

3




13

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

1




14

А.С. Пушкин « У Лукоморья»

1




15

Заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина.

1




16

М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения

1




17

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

2




18

И.А.Крылов. Жанр басня. Особенности басен Крылова.

1




19

Басня «Кукушка и Петух»

1




20

Басня «Волк и Журавль»

1




21

Басня «Слон и Моська»

1




22

Заключительный урок по творчеству И.А.Крылова.

1




23

Внеклассное чтение.

1




2 четверть


№ п/п

Наименование раздела и тем.


Кол.

часов


дата

1

Н.А.Некрасов. Биографические сведения.

1




2

Н.А. Некрасов

«Несжатая полоса»



1




3

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин»

2




4

Заключительный урок по творчеству Н.А.Некрасова.

1




5

Внеклассное чтение.







6

Л.Н.Толстой. Биографические сведения.

1




7

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

6




8

Заключительный урок по творчеству Л.Н.Толстого .

1




9

А.П.Чехов. Биография писателя.

1




10

А.П. Чехов «Хамелеон».

2




11

Заключительный урок по творчеству А.П.Чехова.

1




12

Внеклассное чтение.Волшебные сказки.

1



3 четверть




№ п/п

Наименование раздела и тем.


Кол.

часов


дата




В.Г.Короленко. Биографические сведения.

1







В.Г.Короленко «Дети подземелья».

5







Заключительный урок по творчеству В.Г.Короленко.

1







Внеклассное чтение.

1







М.Горький. Биографические сведения.

1







М. Горький «Детство».

4







М. Горький «В людях».

2







Заключительный урок по творчеству М. Горького

1







М.Исаковский «Детство».

1







М. Исаковский «Ветер»

1







М. Исаковский «Весна»

1







Заключительный урок по творчеству М. Исаковского.

1







Внеклассное чтение.

1







К. Паустовский. Биографические сведения.

1







К. Паустовский «Последний черт».

2







М. Зощенко. Биографические сведения.

1







М. Зощенко «Великие путешественники»

2







Урок внеклассного чтения «Смешные рассказы Зощенко»






4 четверть




№ п/п

Наименование раздела и тем.


Кол.

часов


дата

1

К.Симонов. Биографические сведения.

1




2

К.Симонов «Сын артиллериста»

2




3

В.Катаев. Биографическая справка. «Флаг»

2




4

Н. Рыленков. Биографическая справка

1




5

Н. Рыленков. «Деревья»

1




6

Н. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки»,

1




7

Н. Рыленков. «Все в танцующей дымке»

1




8

Ю.Коваль. Биографическая справка. «Капитан Клюквин»

1




9

Ю. Коваль «Картофельная собака»

2




10

Ю.Яковлев. Биографическая справка

1




11

Ю.Яковлев «Багульник»

2




12

Р.Погодин. Биографическая справка.

1




13

Р.Погодин. «Время говорит - пора»

2




14

А.Алексин. «Двадцать девятое февраля»

1




15

К.Ваншенкин. Библиографическая справка. «Мальчишка».

1




16

К. Ваншенкин «Снежки».

1




17

Внеклассное чтение.

1





4. Формы и средства контроля
Текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных и практических работ, письменных проверочных работ, тестирования.

Итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме теста или контрольного чтения.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по четвертям и итогам года.
5. Учебно-методические средства обучения.

Учебник

«Чтение для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Сост. А.К.Аксенова. - М.: «Просвещение», 2010 г».


Методическая литература

1

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.

2

Калмыкова И.Р. Мы читаем и играем: Книга для учащихся младшего школьного возраста. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 72с.

3

Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.

4

Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика»)

5

Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей. – СПб.:КАРО, 2010. – 160с.

6

Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с.

7

Сказочная игротека: праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет/Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2009. – 221с.


Медиатека.

  1. Мультфильмы по басням Крылова

  2. Аудио записи с народными песнями.

  3. Фильм «Кавказский пленник»

  4. Мультфильм «Сказка о царе Салтане…»

Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница