Рабочая программа по биологии составлена на основе



страница1/3
Дата23.02.2016
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
c:\users\нина\desktop\2014-11-29\00078.jpg

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе:

  1. Федерального закона об образовании Российской Федерации ( в действующей редукции)

  2. Основной образовательной программы основного общего образования (рассмотрено на педагогическом совете протокол №1 от 26.08.2013г. и утвержден приказом директора №72/26 от 31.08.2013г

  3. Учебного плана МБОУ «Старотимошкинская средняя бщеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год (приказ директора МБОУ «Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа» №88-8 от 01.09.2014г.

  4. Примерной программы основного общего образования по биологии

  5. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (утвержден приказом Минобрнауки России от 05.03.2004г. №1089)

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, «Программы основного общего образования по биологии для 6 класса общеобразовательных учреждений» Автор: Н. И. Сонина, А.А. Плешакова, В.Б. Захарова 6-11 классы, М.: Дрофа 2010г.

Программа соответствует требованиям федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования. Учебник: Биология: «Живой организм», учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, В.И. Сонина. М.: Дрофа, 2013г./

В учебном плане МБОУ «Старотимошкинская СОШ» на 2014-2015 учебный год на изучение биологии отводится 35 часов в год, 1 часа в неделю.

Программа по биологии предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Развитие компетентностной личности, путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности.

В целях выполнения содержательной части программного материала возможно уплотнение.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;

  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; развитие коммуникативных способностей учащихся и нравственных качеств

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе и при общении со сверстниками, взрослыми;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Программа придерживается содержанию авторской программы Н.И. Сонина, А.А. Плешакова, В.Б. Захарова. применение полученных знаний и умений: умение наблюдать за явлениями в природе и объяснять их, принимать решение по экологической безопасности для своего здоровья, ориентироваться в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде, обладание коммуникативными навыками.



Межпредметные связи: биология, экология, география, химия

Особенности организации учебного процесса системно-деятельностный подход
Формы контроля используемые учителем- самостоятельная работа, тест, взаимопроверка учащихся и оценивание партнера, самопроверка учащихся с последующей самооценкой наличной оценочной карте
Содержание программы курса биологии 6 класс

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11 ч.).

Тема 1. 1. Основные свойства живых организмов (1 ч.).

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.



Тема 1. 2. Химический состав клеток (1ч.).

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

 Лабораторная работа


  1. «Определение состава семян пшеницы».

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (2ч.).

Клетка -  элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.



Вирусы – неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.1

Лабораторная работа:

  1.  «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)».

Тема 1.4. Деление клетки (2ч.).

Деление клетки -  основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.1

Демонстрация  микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.

Тема 1.5. Ткани растений и животных (2ч.).

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.



Лабораторные работы:

  1. Ткани растительных организмов.

  2. Ткани животных организмов.

Тема 1.6. Органы и системы органов (3 ч.).

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции.  Простые и сложные листья. цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторные работы:


  1. Изучение органов цветкового растения.

  2. Распознавание органов у животных.

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (1ч.).

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Живые организмы и окружающая среда.



Раздел 2. Жизнедеятельность организма (20 ч.).

Тема 2.1. Питание и пищеварение (4ч.).

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании.  Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.



Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. Дыхание (2 ч.).

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.



Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа  в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2ч.).

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных.  Кровеносная система, её строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).



Практическая работа:

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

          Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Тема 2.4. Выделение (2ч.).

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

 Тема 2.5. Опорные системы (1ч.).

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная ситема позвоночных.



Лабораторная работа:

  1. Разнообразие опорных систем животных.

       Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6. Движение (1ч.).

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных  и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.



Лабораторные работы:

  1. Движение инфузории – туфельки.

  2. Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (3ч.).

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система. Особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8. Размножение (3ч.).

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.



Практическая работа:

  1. Вегетативное размножение комнатных растений.

        Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.9. Рост и развитие (2 ч.).

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.



Лабораторные и практические работы:

  1. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

        Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

Раздел 3. Организм и среда (3ч.).

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (1ч.).

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимодействие живых организмов.



Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети.

Тема 3.2. природные сообщества (1ч.).

Природное сообщество  и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.



Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.

Обобщение 1 час

УЧЕБНО  - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

пп


Тема

Количество часов по программе Н.И. Сонина

Часов по программе

демонстраций

Лабораторных опытов

В том числе практических работ

В том числе контрольных работ

1

РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (11 ЧАСОВ)
Тема 1.1 ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ(1час)

11

11













2

Тема 1.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ. Состав и организация клеток, деление клетки (5часов)




5

1


Л/Р №1


П/Р №1




3

Тема 1.3. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ. Органы растений и системы органов животных( 4 часов)




4




Л/Р №2

Л/Р №3


Л/Р №4








4

Тема 1.4. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ.(1 час)




1










Т

5

Раздел 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ. (20 часов)

Тема 2.1. питание (4 часа)



20

4

3

Л/Р №5

Л/Р №6








6

Тема 2.2 ДЫХАНИЕ (2 часа)




2

3










7

Тема 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 часа)




2

2










8

Тема 2.4 ВЫДЕЛЕНИЕ (2часа)




2










Т

9

Тема 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (1 час)




1

1










10

Тема 2.6. ДВИЖЕНИЕ (1 час)




1




Л/Р №7







11

Тема 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3 часа)




3

4










12

Тема 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (3 часа)




3







П/Р №2




13

Тема 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (2 часа)




2




Л/Р №8







14


Раздел 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 часа)

Тема 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ФАКТОРЫ СРЕДЫ-глобальные факторы экологии (1час)



4

1

2










16

Тема 3.2. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час)




1

1










17

ОБОБЩЕНИЕ 1 час




1










Т




Итого: 35.часов




35

17

8

2





Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен



знать/понимать

признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий.
учебно-методическимйкомплекс:

1. Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова. Биология: планируемые результаты, система заданий 5-9 классы /работаем по новым стандартам/, пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М: Просвящение.- 2013г. 157с.

2. О.П. Дудкина, Биология: развернутое тематическое планирование по программе Н.И. Сонина, А.А. Плешакова, В.Б. захарова 6-11 классы.- Волгоград « Учитель»,- 2011г. 182с.

3.Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 класы.- М. «Дрофа» 2010г.

4. Н.И.Сонин. , учебник «Биология. Живой организм» 6 класс.-М. Дрофа, 2013г

5 Предметная программа основного общего образования.



Дополнительная литература


  1. Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе. – М.: Дрофа, 2005. – 156с.

  2. Онищенко А.В.. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. – Санкт-Петербург: «Виктория плюс», 2013г. – 128с.

  3. Электронные пособия:

Интернет.ресурсы:InternetUrok.ru, http//ww.priroda.ru, http//ww college.ru/biology/, http//bio.1september.ru
Критерии оценивания различных видов работ:

 

 Критерии оценки устного ответа:



 

Отметка

Критерии оценки

«5»

- Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

- Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Ответ полностью самостоятельный.


«4»

- Конкретный ответ на поставленный вопрос.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.



«3»

- Ответ неконкретный, излишне пространный.

-  Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.


-  Допущены две существенные ошибки.

«2»

- Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

 

Критерии оценки лабораторных работ:

 


Отметка

Критерии оценки

«5»

- ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда.

«4»

- ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

«3»

- ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;

«2»

- ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;

 

Оценка практических умений учащихся

 

1.      Оценка умений проводить  опыты

 

Отметка

Критерии оценки

«5»

-  правильно определена цель опыта;

-  самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

-  научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.


«4»

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки:

- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

- в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные.



«3»

-  правильно определена цель опыта;

-  самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

-  научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.


«2»

- не определена самостоятельно цель;

- не подготовлено нужное оборудование;

- допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.


 

Оценка умений проводить наблюдения

 


Отметка

Критерии оценки

«5»

- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

- выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

- логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.


«4»

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

- допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.


«3»

- допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
выделены лишь некоторые;

- допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.



«2»

допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

 

 


Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница