Рабочая программа Направление 032400 Антропология и этнология Профиль подготовки: «Социальная антропология»



Скачать 300.97 Kb.
Дата22.04.2016
Размер300.97 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

Исторический факультет

УТВЕРЖДАЮ


Декан

исторического факультета

________________ В.П. Зиновьев

«____» ________________ 2014 г.


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ФЕДЕРАЛИЗМА В ЭТНИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Рабочая программа
Направление 032400 Антропология и этнология

Профиль подготовки:

«Социальная антропология»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Томск 2014



1. Цели освоения учебной дисциплины

Целью дисциплины «Международный опыт федерализма в этническом измерении» является формирование у студентов знания о стратегиях регулирования межэтнических отношений в современных федеративных государствах Запада и России в контексте решения проблем ксенофобии и дискриминации в поликультурном обществе и умения применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Задачи, реализуемые в рамках учебной дисциплины:


  • ознакомление студентов с теоретическими подходами к изучению феномена этнофедерализма и его оценками в научном и политическом пространстве стран Запада и России;

  • формирование знания об опыте федеративного строительства в контексте регулирования этносоциальных и этнополитических проблем, его идеологических основ и практической составляющей;

  • выработка навыков научно-исследовательского и прикладного анализа этнополитических проблем в контексте федеративного строительства в странах Запада и России.


2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел «Б.1» «Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению 032400 «Антропология и этнология».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра, читаемых в 1–4 семестрах по истории России, всеобщей истории, политологии, этнополитологии, этносоциологии, этнокультурному составу мира, теории этноса, этничности и национализма.

Данная учебная дисциплина входит в совокупность дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, ориентированных на приобретение студентами базовых общекультурных и профессиональных компетенций.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

–  основные понятия и термины, имеющие отношение к проблематике этнофедерализма;

– основные стратегии регулирования межэтнических отношений и особенности их реализации в территориальных и «этнических» федерациях.

–  содержание и направленность процессов государственного строительства в федеративных государствах Запада и России в контексте решения этнополитических проблем.

Уметь:

–  выделять этнические аспекты проблемы политической дестабилизации и дезинтеграции государственных систем в странах Запада и России;



–  раскрывать специфику опыта территориальных и этнических федераций в решении проблемы согласования интересов различных этнических, лингвистических, расовых групп;

–  выявлять достижения и издержки в политике регулирования этнополитических проблем в федеративных государствах Запада и России.

Владеть:

– основами теории и методологии в области этнофедералистики, способностью использовать эти знания в научно-исследовательской деятельности и на практике (при анализе социально значимых проблем и процессов);

– базовыми знаниями в области отечественной и зарубежной федералистики, позволяющими понимать, интерпретировать, критически анализировать процессы федеративного строительства в странах Запада и России, определять тенденции и перспективы их развития.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032400 «Антропология и этнология»:

а) общекультурные (ОК):

– готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);

– обладанием культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

– готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважением к людям, толерантностью к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-9);



б) профессиональные (ПК):

– способностью использовать теории и методологии антропологии и этнологии (ПК-2);

– готовностью к составлению обзоров, рефератов, аннотаций и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-7);

– готовностью к участию в проектах, направленных на противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных меньшинств, сохранение культурного наследия (ПК-21).


4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часов (36 аудиторных).


п/п



Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы (в час.)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям)

В том числе

Лекции

Практи-ческие занятия

СРС




1.

Раздел 1. Введение в научно-понятийное пространство и предметную область учебной дисциплины



















Тема 1. Международный опыт федерализма в этническом измерении: предметная область научных исследований и содержание учебной дисциплины.







2




2

Проблемная лекция

Семинар 1. Феномен этнофедерализма и его оценка в отечественной и зарубежной науке.










2

4

Семинар-обсуждение; эссе


2.

Раздел II. Страны Северной Америки (США, Канада) в свете этнофедералистских исследований



















Тема 1. Федерализм в США и Канаде: стратегии регулирования межэтнических отношений.







4




2

Лекция в диалоговом режиме

Семинар 1. Этнические противоречия и этническая политика в США.










4

2

Семинар-дискуссия

Семинар 2. Квебек в системе канадского федерализма.










2

4

Семинар-обсуждение

3.

Раздел III. Федеративная политика в странах Западной и Юго-Восточной Европы в контексте решения этнополитических проблем



















Тема: 1. Страны Западной Европы (Швеция, Бельгия): этнокультурный состав населения и принципы федерализма.







2




2

Проблемная лекция



Семинар 1. Бельгия: переход к федеративному типу государственного устройства как средство решения этнополитических проблем.










4

4

Семинар-обсуждение


Тема 2. Система этнического федерализма СФРЮ: исторический опыт и наследие.







2




2

Проблемная лекция


Семинар 2. Этнический фактор и современное государственное устройство бывших республик СФРЮ.










4

4

Круглый стол

4.

Раздел IV. Этническое измерение российского федерализма



















Тема 1. Специфика федеративного устройства СССР и современной российской федеративной системы в контексте регулирования межэтнических отношений.







2




2

Лекция в диалоговом режиме

Тема 2. Этнический фактор в современных концепциях реформирования государственного устройства России.







2




2

Лекция в диалоговом режиме

Семинар 1. Федеративное строительство в России в 1990-е – 2000-е гг. (этнополитический аспект).










4

6

Аналитический доклад

5

Письменная работа по пройденному материалу.










2

2







Всего:







14

22

36





5. Образовательные технологии

В данном учебном курсе в рамках лекционных занятий используются лекции-презентации, проблемные лекции, лекции в диалоговом режиме. Работа на практических занятиях организуется в формате: семинар-обсуждение, семинар-дискуссия, круглый стол.

Программа самостоятельной работы (СРС) студентов предусматривает чтение и анализ учебно-методической и научно-исследовательской литературы по курсу, подготовку эссе, аналитических докладов, рефератов, итоговой письменной работы; подготовку к зачету.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

По разделу 1. Введение в научно-понятийное пространство и предметную область учебной дисциплины.

Формы самостоятельной работы студентов: чтение и анализ учебно-методической и научно-исследовательской литературы в ходе подготовки к лекционному и семинарскому занятиям по представленному к разделу списку; написание эссе.

Тема 1. Международный опыт федерализма в этническом измерении: предметная область научных исследований и содержание учебной дисциплины.

Форма проведения занятия: лекция в диалоговом режиме. В ходе лекционного занятия вводятся элементы диалога: во второй части занятия на основе прослушанного лекционного материала студентам предлагается выделить и обсудить общее в теоретических подходах к изучению феноменов этноса и нации и соотнести эти подходы с проблемой изучения процессов становления и функционирования «этнических» федераций.

Семинар 1. Феномен этнофедерализма и его оценка в отечественной и зарубежной науке.

В ходе семинарского занятия происходит обсуждение теоретических подходов к изучению феномена этнофедерализма в отечественной и зарубежной науке, выявляется общее и особенное в оценках роли этнофедераций в решении этнополитических и этносоциальных проблем.

После освоения материала в рамках аудиторных занятий предполагается написание эссе на тему «Этничность и федерализм: возможность сочетания или абсолютная несовместимость?»

Требования и рекомендации, предъявляемые к эссе.

Структура эссе должна включать следующие обязательные разделы:



  • введение (суть и обоснование темы),

  • основная часть (аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала),

  • заключение (обобщения и выводы).

Во введении важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. Также рекомендуется дать краткие определения ключевых терминов и понятий, которые будут использоваться в тексте.

Основная часть должна содержать теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Эта часть работы предполагает развитие авторской аргументации и анализа поставленной проблемы, исходя из имеющегося конкретно-исторического материала и существующих позиций. Каждый из пунктов должен быть посвящен рассмотрению одной главной мысли.

В заключении делаются выводы, желательно показать научное и практическое значение рассматриваемой проблемы.

Объем эссе не должен превышать 1-2 страниц.



По разделу 2. Страны Северной Америки (США, Канада) в свете этнофедералистских исследований.

Формы самостоятельной работы студентов: чтение и анализ учебно-методической и научно-исследовательской литературы в ходе подготовки к лекционным и семинарским занятиям по представленному к разделу списку.

Тема 1. Федерализм в США и Канаде: стратегии регулирования межэтнических отношений.

Форма проведения занятия: лекция в диалоговом режиме. В ходе лекции организуется обсуждение вопросов о стратегиях регулирования межэтнических отношений и особенностях их реализации в территориальных и «этнических» типах федераций на примере США и Канады.

Семинар 1. Этнические противоречия и этническая политика в США.

Первая часть семинара (2 час.) отводится для рассмотрения проблеме борьбы этнических и этнорасовых групп в США за гражданское равноправие, вопросов эволюции этнической политики США, ее законодательной базы и институциональной основы. Вторая часть семинара посвящена «индейскому вопросу» в США в ХХ-ХХI вв. (2 час.). На занятии организуются просмотр документального фильма и дискуссия по теме «Индейские общины в политической системе США».

Выходные данные фильма:

Название: «Мы должны остаться. Вундед-Ни»/ «We Shall Remain. Wounded Knee». Производство: США. Год выпуска: 2009. Жанр: Документальный.


Директоры: Рик Бернс/Ric Burns, Крис Эйр/Chris Eyre.

Семинар 2. Квебек в системе канадского федерализма. В ходе семинарского занятия рассматриваются вопросы о роли этнического фактора в создании и становлении канадского федерализма, о статусе Квебека как основе для конфликта между англоканадским и франкоканадским населением страны, попытке решения вопроса в рамках федеративного строительства.

Завершается занятие обсуждением вопроса о достижениях и издержках канадской системы федерализма.

По разделу 3. Федеративная политика в странах Западной и Юго-Восточной Европы в контексте решения этнополитических проблем.

Формы самостоятельной работы студентов: изучение учебно-методической и научно-исследовательской литературы в ходе подготовки к лекционным и семинарским занятиям по представленному к разделу списку; подготовка сообщения к круглому столу.

Тема: 1. Страны Западной Европы (Швеция, Бельгия): этнокультурный состав населения и принципы федерализма.

Форма проведения занятия: проблемная лекция. Осуществляется постановка вопроса о проблемах и перспективах согласования этнополитических и этнокультурных интересов в европейских федеративных государствах (на примере Швеции и Бельгии).

Семинар 1. Бельгия: переход к федеративному типу государственного устройства как средство решения этнополитических проблем.

На примере Бельгии организуется обсуждение вопросов о проблеме сосуществования различных этносов в рамках одного государственного образования, политическом кризисе бельгийского федерализма и перспективах сохранения единства бельгийской нации и государства. В заключение занятия студенты должны сделать вывод о роли этнического фактора в процессах строительства Бельгийской федерации и, наоборот, роли «этнофедерации» в урегулировании этнополитических конфликтов в стране.

Тема 2. Система этнического федерализма СФРЮ: исторический опыт и наследие.

Форма проведения занятия: проблемная лекция. На примере СФРЮ продолжается рассмотрение проблемы согласования этнополитических и этнокультурных интересов в федеративных поликультурных государствах, ставится вопрос о «жизнеспособности» этнических федераций.

Семинар 2. Этнический фактор и современное государственное устройство бывших республик СФРЮ. Занятие проводится в формате круглого стола. На обсуждение выносится вопрос о роли этнополитического фактора в распаде СФРЮ и создании новых независимых государств: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония,  Косово, Сербия, Черногория, о роли этниполитического и этнокультурного факторов во внутриполитической жизни этих государств на современном этапе. Все участники стола (на примере одного из указанных государств) должны выразить аргументированное мнение по поводу обсуждаемого вопроса.

По разделу 4. Этническое измерение российского федерализма.

Формы самостоятельной работы студентов: изучение учебно-методической и научно-исследовательской литературы в ходе подготовки к лекционным и семинарскому занятиям по представленному к разделу списку; подготовка аналитического доклада.

Тема 1. Специфика федеративного устройства СССР и современной российской федеративной системы в контексте регулирования межэтнических отношений.

Тема 2. Этнический фактор в современных концепциях реформирования государственного устройства России.

Форма проведения занятий: лекции в диалоговом режиме. На основе прослушанного лекционного материала студентам предлагается выделить и обсудить идеологические основы и практическую составляющую процессов федеративного строительства в СССР и РФ, обсудить оценки российской системы федерализма в научном и политическом дискурсе современной России; сформулировать собственные оценки эффективности решения межэтнических противоречий путем создания и сохранения в рамках федерации субъектов, основанных по этногосударственному и этнотерриториальному принципам.

Семинар 1. Федеративное строительство в России в 1990-е – 2000-е гг. (этнополитический аспект).

Работа на семинарском занятии предполагает представление и обсуждение аналитических докладов, посвященных изучению условий формирования и становления современной российской федеративной системы, определению тенденций и перспектив ее развития; анализу достижений и издержек федеративного строительства в России.



Темы докладов

  1. Специфика федеративного устройства СССР и современной российской федеративной системы.

  2. Современные концепции реформирования государственного устройства России (этнический аспект).

  3. Федеративное строительство в России в 1990-е – 2000-е гг.: тенденции и перспективы.

  4. Этнические риски российского федерализма.

  5. Принципы этнонациональной политики РФ на современном этапе.

  6. «Русский вопрос» в контексте этнонациональных и федеративных отношений в РФ.

Требования к докладу:

  1. Структура и форма:

    • представление названия доклада;

    • постановка проблемы;

    • освещение основного содержания;

    • обобщение, подведение итогов/выводы;

    • четкая, логичная и доказательная речь;

    • ссылки на прочитанных авторов;

    • продолжительность 8-12 мин.

  1. По содержанию:

    • наличие конкретно-исторического материала (события, даты, имена и т.п.);

    • понимание тенденций политического и социально-экономического развития;

    • знание исторического контекста, умение сравнивать явления, события, процессы;

    • обозначение собственной позиции /точки зрения по отношению к прочитанному.


Формы итогового контроля:

  1. Письменная работа по пройденному материалу. На заключительном занятии студенты пишут письменную работу по любой из трех предложенных тем.

Варианты тем письменных работ:

  1. Оценки этнофедерализма в отечественной и зарубежной науке (общее и отличия).

  2. Достижения и издержки в политике регулирования этнополитических проблем в федеративных государствах Запада и России (сравнительный аспект).

  3. Этнофедерации и их опыт в решении проблем ксенофобии, дискриминации, сохранения языкового и этнокультурного наследия народов в поликультурном обществе.



  1. Подготовка аналитического реферата по тематике дисциплины.

Список тем рефератов:

  1. Конфликтный потенциал этнического федерализма (на примере стран Запада и России).

  2. Федерализм и разрешение этнополитических конфликтов в современной Европе.

  3. Федеративное государство и сепаратизм: страны Запада и Россия.

  4. Особенности становления и развития российской системы федерализма.

  5. Федерализм и защита прав этнокультурных меньшинств.

Требования к оформлению реферата:

  1. Формат бумаги А4, титульный лист, поля, размер шрифта не менее 12; объем текста 10-12 страниц.

  2. Продуманная структура:

  • оглавление (содержание),

  • введение (введение в проблему, цель и задачи работы, характеристика используемой литературы),

  • основная часть (деление на разделы: главы, параграфы),

  • заключение (общие выводы).

  1. Авторский текст, ссылки внизу страницы.

  2. Список литературы (от 5 до 10 наименований).

Реферат сдается на проверку до зачетной недели.


  1. Зачет в конце семестра.

Список вопросов к зачету:

  1. Этнофедералистика: предметная область исследования.

  2. Понятие федеративного государства, типология федераций.

  3. Нация: понятие, теоретические подходы к исследованию.

  4. Этнос как объект и субъект политики.

  5. США: принципы федеративного устройства и этническая политика.

  6. Индейские общины в политической системе США.

  7. Канада: история и особенности федеративного строительства.

  8. Квебек в системе канадского федерализма.

  9. Бельгия: этнокультурный состав населения и принципы федерализма.

  10. Федеративное строительство в Бельгии как средство решения этнополитических проблем.

  11. Швейцарский федерализм как модель функционирования многонационального государства.

  12. История и особенности этнического федерализма СФРЮ.

  13. Государственное устройство Союзной Республики Югославии в контексте этнополитических проблем.

  14. Этнический фактор и государственное устройство Республики Босния и Герцеговина.

  15. Этнические аспекты федеративного устройства СССР и современной российской федеративной системы.

  16. Современные концепции реформирования государственного устройства России (этнополитический аспект).

  17. Федеративное строительство в России в 1990-е – 2000-е гг. в свете этнополитических проблем: тенденции и перспективы.

  18. Федерализм и его роль в предотвращении и разрешении этнополитических конфликтов.

  19. Этнофедерализм в свете решения проблем ксенофобии и дискриминации в поликультурном обществе.

  20. Этнофедерализм и проблема сохранения языкового и этнокультурного наследия народов в многонациональных государствах.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Бойко Ю.П. Национальный фактор в становлении европейских федераций: исторические корни и современные реалии // Право и образование. 2008. № 6. С. 84-89.

  2. Веретевская А.В. Модели формирования наций в условиях полиэтничности // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин: Сб. науч. тр. Центр персп. методологий социально-гуманит. исслед.; Редкол.: Ильин М.В. (гл. ред.). МОСКВА, 2010. С. 146-159 [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16221647.

  3. Добрынин Н.М. Российский федерализм. Генезис, эволюция. Избранные публикации : в 2 т. Ин-т проблем освоения Севера Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, Ин-т государства и права Тюмен. гос. ун-та. Новосибирск: Наука, 2008. 316 с. (Т.1), 493 с. (Т.2).

  4. Доронин А.В. Миф нации: приглашение к дискуссии // Вестник Удмуртского университета. 2011. № 5-3. С. 146-152. [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16558345.

  5. Сидоренко А.И. Сецессия: способен ли федерализм предотвратить угрозу? // Власть. 2010. № 5. С. 68-72 [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=14314154.

  6. Столяров М.В. Теория и практика федерализма. Курс лекций о федеративном государстве: учебно-методический комплекс. М. Изд-во РАГС 2008. 671 с.

  7. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология. Политические функции этничности. М., 2011. 376 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/kollektivn/etnopolito/etnopolito1.html.

  8. Фарукшин М.Х. Этнофедерализм: российский и зарубежный дискурс // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 10. С. 40-51.

  9. Федерализм и этническое разнообразие в России: сборник статей Фонд Фридриха Эберта, Центр региональных политических исслед. МГИМО (У) МИД РФ, Междунар. центр конверсии (Бонн); под ред. И. Бусыгиной и А. Хайнеманн-Грюдера. М.: РОССПЭН, 2010. 212 с.

  10. Язькова А. Несвоевременные заметки о федерализме. Теория и практика федерализма: международный опыт // Вестник Европы. 2009. № 26-27 [Электронный ресурс] - URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2009/26/ia6.html.


Дополнительная литература:

К разделу 1:

  1. Алексеев Р.А. Общетеоретические начала федерализма: понятие и признаки // Вопросы политологии. 2012. № 1. С. 86-93.

  2. Ачкасов В.А. Конфликтный потенциал этнофедерализма // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2008. Т. 4. № 2. С. 27-43. [Электронный ресурс] - URL: http://www.politex.info/content/view/430/30/

  3. Бойко Ю. Тенденции российского и европейского федерализма // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2007. № 2. С. 77-84 [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13038356.

  4. Кочетков В.В. Национальная и этническая идентичность в современном мире // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2012. № 2. С. 144-162.

  5. Малахов В.С. Национализм как политическая идеология [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки] М.: КДУ, 2010. 316 с.

  6. Медведев Н.П. Этнос, нация и политика: еще раз о сущности понятий // Вопросы политологии. 2011. № 3. С. 69-81.

  7. Национализм в мировой истории / [Р. Г. Суни и др.] ; под ред. В. А. Тишкова и В. А. Шнирельмана ; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2007. 600 с.

  8. Постсоветская этнофедералистика. Библиографический указатель (Составитель В.Р. Филиппов). М.: [б.и.], 2002. 80 с.

  9. Сафонов А.Л., Орлов А.Д. Нация и этнос: разграничение понятий в контексте глобализации // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 6. С. 26-32. [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17800583.

  10. Сидоренко А. Федерализм и управление этнополитическим конфликтом // Государственная служба. 2009. № 3. С. 102-104.

  11. Сидоренко А.В. Роль федерализма в предотвращении и разрешении этнополитических конфликтов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 62. С. 173-182 [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=11694885.

  12. Сидоренко А.В., Грибанова Г.И. Федерализм и разрешение этнополитических конфликтов в современном обществе // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2007. Т. 3. № 3. С. 5-25.


К разделу 2:

  1. Минькова Н.Р. Федерализм США и России: исторический аспект. М.: Экономика, 1997. 62 с.

  2. Мелкумов А.А. Канадский федерализм: теория и практика. М.: Экономика, 1998. 220 с.

  3. Ли Д.П. Федерализм в России и США: сравнительный анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2004. № 1. С. 158-171 [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=9913431

  4. Тарр А. Симметрия и асимметрия в американском федерализме // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2007. Т. 3. № 1. С. 5-34 [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12502786

  5. Федорец М.Н. Особенности становления и развития американского федерализма // Политика и общество. 2013. № 4. С. 401-409.

  6. Александрова А.П. Американский федерализм как форма организации правовой системы государства // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 323-325 [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17568779.

  7. Захаров А.А. Федеративное государство и сепаратизм: канадский вариант // Полис. 2002. № 3. С. 129-141.

  8. Клоков В.Т. Научно-практический семинар «Квебек в системе канадской федерации» {Саратов, 30-31 января 2008 г.) // Вопросы филологии. 2008. № 1. С. 142-144.

  9. Лексин И. Договорное регулирование федеративных отношений в Канаде // Федерализм. 2007. № 4 (48). С. 155-168.

  10. Сарматин Е.С. Квебекский сепаратизм в контексте российских реалий: общее и особенное // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 3. С. 141-146 [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16909812

  11. Ившина И.Н. Проблемы асимметрии канадского федерализма // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2006. № 14. С. 66-76.

  12. Данилов С.Ю. Эволюция канадского федерализма// Федерализм. 2008. № 1 (49). С. 177-186.

  13. Загрязкина Т.Ю. Квебек в пространстве франкофонии // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 4. С. 9-32.

  14. Захаров А.А. Федеративное государство и сепаратизм: канадский вариант // Полис. 2002. № 3. С. 129-141.

  15. Уханкин В.В. Некоторые аспекты конституционно-правового обеспечения целостности канадской федерации // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1. С. 538-544 [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13089575.


К разделу3:

  1. Авраменко С.Л. Швейцарский федерализм на рубеже тысячелетий: монография; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России. М.: [МГИМО]. 2003. 176 с.

  2. Барсуков А.М. Бельгия: кризис государства в сердце Европы // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343. С. 34-37 [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15640277.

  3. Барсуков А.М. Перспективы выхода из кризиса и сохранения единства Бельгии // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 3. С. 104-107 [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17090970.

  4. Барсуков А.М. Политический кризис бельгийского федерализма // Вопросы политологии. 2012. № 1. С. 108-112.

  5. Бирюков С.В. Бельгийский федерализм как модель кризиса европейского федерализма // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2009. № 4. С. 21-37.

  6. Бойко Ю.П. «Нация-союз» и «нации-союз» - два проявления европейского федерализма // Юридический мир. 2008. № 7. С. 57-62.

  7. Бойко Ю.П. Федеративные государства: европейский опыт // История государства и права. 2008. № 7. С. 33-35.

  8. Герасимова О.Е. Проблема сосуществования различных этносов в рамках одного государственного образования (на примере Бельгии) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 4. № 22. С. 32-37 [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=13050468.

  9. Мартынова М.Ю. Государство и этнос. Роль государства в этнических процессах зарубежной Европы. Отчет о НИР № 96-06-80077 (Российский фонд фундаментальных исследований) [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/download/32028634.htm.

  10. Новиков С.С. Решение национального вопроса в Югославии // Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 4. С. 192-197 [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18788822.

  11. Опыт европейского федерализма. История и современность: [Сборник] РАН. Ин-т всеобщей истории; Отв. ред. Е. Ю. Полякова. М.: Б. м., 2002. 291 с.

  12. Орлинская О.М. Бельгийский и швейцарский опыт строительства федеративных отношений: сравнительный анализ //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2011. № 2. С. 234-238. [Электронный ресурс] - URL: http://vestnik-mgou.ru/web/llibrary/files/incoming/2/2011/2/st42.pdf.

  13. Оффе К. Этнополитика в восточноевропейском переходном процессе //Полис . 1996. № 3. С. 86-93.

  14. Погорельская С.В. Бельгия и Европа. Бельгийский федерализм - лаборатория европейского единства // Актуальные проблемы Европы. 2009. № 3. С. 175-193.

  15. Сидоренко А.В. Босния и Герцеговина: в поисках выхода из «навязанного» федерализма // Власть. 2009. № 7. С. 138-141. [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12798087.

  16. Сидоренко А.В. Югославская трагедия: двадцать лет спустя // Власть. 2012. № 2. С. 130-136. [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17443692.

  17. Фадеева Т.М. Европейский федерализм: современные тенденции. Научно-аналитический обзор // Рос. АН. ИНИОН; Отв. ред. А. А. Твердохлеб. М.: 2000. 83 с.

  18. Фарукшин А.М. Швейцарский федерализм и защита прав меньшинств // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2005. Т. 147. № 1. С. 81-87. [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=9483131.

  19. Чимирис Е.С. Политика Европейского союза в международных конфликтах на примере попыток урегулирования отношений между Сербией и Черногорией // Полис. 2007. № 4. С. 174-187.


К разделу 4:

  1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994. 318 с.

  2. Аринин А.Н. К новой стратегии развития России. Федерализм и гражданское общество. М., 2000. 283 с.

  3. Государственная национальная политика и государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации в 2011 году: В 2-х т. М., 2011. Т. 1. 197 с. Т.2. 627 с.

  4. Грошева Г.В. Идея «Республики» и региональное самосознание населения Хакасии и Горного Алтая на рубеже ХХ – ХХI вв. (на примере проблемы укрупнения субъектов Российской Федерации) // Материалы Международной научной конференции «III Исторические чтения Томского государственного педагогического университета», 11-12 ноября 2010 г. г. Томск. – Томск: Издательство ТГПУ. С. 453-458.

  5. Грошева Г.В. Историческое сознание как объект этнополитики (из опыта научного и политического моделирования этничности в республике Хакасия конца ХХ – начала ХХI вв.) // История и политика в современном мире. Материалы международной научной конференции (МГГУ им. М.А. Шолохова, 24-25 сентября 2010 г.). – М.: Изд-во МГГУ, 2010. С. 288 – 300.

  6. Грошева Г.В. Региональная идентичность на уровне этногосударственных субъектов Российской Федерации на рубеже XX – XXI веков. Вестник ТГПУ, Томск, 2012. № 9 (24) С. 66-74.

  7. Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск, 2005. 426 с.

  8. Добрынин Н.М. Федерализм. Историко-методологические аспекты. Новосибирск, 2005. 366 с.

  9. Миллер А.И. История понятия «нация» в России // Отечественные записки. 2012. № 1. С. 162-186 [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19422948.

  10. Национальная политика России: история и современность. М.: Русский мир, 1997. 680 с.

  11. Паин Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. М: Институт социологии РАН, 2004. 328 с.

  12. Перегудов С.П. «Русский вопрос» в контексте этнонациональных отношений в РФ // Полис. 2013. № 3. С. 74-86.

  13. Российская нация : становление и этнокультурное многообразие / Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая ; под ред. В. А. Тишкова . М.: Наука, 2011. 461 c.

  14. Сидоренко А.В. Этнический вызов российскому федерализму // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. № 1. С. 100-115 [Электронный ресурс] - URL:. http://elibrary.ru/item.asp?id=12590025.

  15. Смищенко Р.С. Принципы этнонациональной политики Российской Федерации на современном этапе // Известия Алтайского государственного университета. История. 2008. № 4-1. С.

  16. Становление российского федерализма проблемно-тематический сборник // Рос. АН, ИНИОН. М., 2000. 234 с.

  17. Старостенко К.В. Государственная национальная политика в России в условиях этнополитического многообразия // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 14. С. 294-299 [Электронный ресурс] - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15255633.


Интернет-ресурсы:

При изучении дисциплины рекомендуется также обратиться к веб-ресурсам:



Официальные сайты органов государственной власти:

Бельгийское федеральное правительство: http://www.belgium.be/

Органы государственной власти субъектов РФ: http://www.gov.ru/main/regions/region.html/

Официальная Россия: Органы государственной власти РФ – http://www.gov.ru/

Официальный сайт федеральных учреждений Швейцарии – http://www.admin.ch/

Правительство Канады: http://www.gc.ca/

Федеральное правительство США: http://www.usa.gov/

Электронные библиотеки:

Библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru/

Всемирная история: http://historic.ru/books/

Всемирная электронная библиотека: http://www.universalinternetlibrary.ru

Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru/

Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ): http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/



Электронные исторические журналы и альманахи:

Актуальные проблемы Европы: http://www.inion.ru/index.php?page_id=349

Вестник Европы: http://magazines.russ.ru/vestnik/

Восточная Европа. Перспективы: http://www.newprospects.ru/

Вся Европа.ru: http://www.mgimo.ru/publish/3170/

Демоскоп Weekly: http://demoscope.ru/weekly/2012/0517/index.php

Дружба народов: http://magazines.russ.ru/druzhba/2006/2/

Неприкосновенный запас: http://magazines.russ.ru/nz/

Новая и новейшая история. Журнал: http://www.openweb.ru/nnh/

Политекс: http://www.politex.info/

Современная Европа: http://www.soveurope.ru/

США v Канада: экономика, политика, культура: http://www.iskran.ru/journal.php



8. Материально техническое обеспечение дисциплины

Оргтехника (компьютер, проектор, экран), авторский комплект компьютерных презентаций, Научная библиотека ТГУ.



Список презентаций:

«Этнофедералистика: предметная область исследования» (Раздел 1)

«Административно-территориальное устройство Канады» (Раздел 2)

«Этнокультурный состав населения и федеративное устройство Бельгии и Швейцарии» (Раздел 3)

«Этнический фактор в государственном устройстве Российской Федерации» (Раздел 4)

Автор программы:

Грошева Галина Васильевна – кандидат исторических наук, с.н.с. Лаборатории социально-антропологических исследований.
Рецензент:

Луков Евгений Викторович - кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории ТГУ.


Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета ТГУ.
Председатель комиссии, доцент ______________ В.Ю. Соколов

Протокол № ___ от «____»_____________2014 г.





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница