Рабочая программа курса «Психология»



Скачать 28.47 Kb.
Дата24.04.2016
Размер28.47 Kb.
ТипРабочая программа
Утверждаю» __________________

Директор ГБОУ СОШ №494

О.Я. Бортникова

«01» сентября 2013

Рабочая программа

курса «Психология»

10а-11а класс

Учитель

_______________/А.С. Миняев/

Рассмотрено на заседании

М/О учитель Протокол №1 от

«___» августа 2012 г.

2013-2014 уч. год

Учитель: Миняев Алексей Сергеевич

Год составления: 2013/2014учебный год

Класс: 10 -11

Общее количество часов по плану: 68 часов

Количество часов в неделю: 1 час

Пояснительная записка

Преподавание психологии предполагает сотрудничество подростков и старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.

Целями преподавания психологии в гимназии являются:


  • Развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы, миром людей и миром культуры.

  • Повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).

  • Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

    • формирование общих представлений учащихся о психологии как науке;

    • оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;

    • развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);

    • развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);

    • раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);

    • развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;

    • обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся.

Рабочая учебная программа “Основы психологии” составлена на основе:

  • программы уроков психологии (А.В. Микляева, 2003);

  • программы учебного курса по психологии для 10 класса (под ред. И.В. Дубровиной, 2003).

  • программы профессионального самоопределения для подростков “Я и моя профессия” (Г.В. Резапкина, 2000)

  • адаптированной программы элективного курса “Основы имиджелогии” для учащихся 10-11 классов (С.В. Кирдянкина, 2006).

Программа рассчитана на 4 года обучения (8-11классы, 34 часа ежегодно). Курс психологии рассчитан на подростков 12-16 лет, соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов подростков и юношей.

Программа включает в себя четыре взаимосвязанных блока: “Встречи с самим собой” -блок психологии самопознании (8 класс), “Я среди других людей” - блок психологии общения (9 класс),“На пороге взрослой жизни” - блок этики и психологии семейной жизни (10 класс), “Коды доступа к успеху” - блок психологии профессионального самоопределения и основ имиджелогии (11 класс).

Преподавание психологии предусматривает теоретическую подготовку, а также ориентировано на обращение к тем проблемам (внедирективной форме), которые важны для подростков и юношей в силу возрастных особенностей развития. В 8-9 класс это: отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов и т.д.

Возраст учащихся 10-11 классов благоприятен для завершения развития психологической готовности к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному. Поэтому с ними в учебной работе по психологии основное внимание уделяется формированию их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.

Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:


  • гуманизация образования

  • интеграция предметов

  • дифференциация и индивидуализация обучения

  • природосообразность материала

  • доступность образования

  • логичность и системность изложения материала

  • полнота и завершенность содержательных линий.

Урок психологии подчиняется, с одной стороны,общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения:

Учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.

Еженедельные уроки психологии позволяют учащимся сориентироваться в особенностях“психологического” взаимодействия, его целях и результатах.

Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.

Занятия содержат игровые элементы.

Ведется индивидуальная работа в тетради,которые после уроков сдаются и хранятся у педагога-психолога, что снижает вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради. Это обеспечивает детям определенную степень психологической безопасности.

Работы в тетради проверяются и оцениваются: записывается мнение, реплика, риторический вопрос, размышление психолога как индивидуальная обратная связь.

Работа на занятиях проходит за партами, но при изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.

В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового и юношеского возраста:

Ритуал приветствия (придумывается группой на первом занятии в каждом учебном году). Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании –это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.

Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.

Ритуал завершения занятия (см. ритуал приветствия).

Опыт работы по программе курса позволил выбрать следующие методические приемы:


  • устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;

  • “универсализация” трудностей через использование проективных форм “Один мальчик...”, “Большинство людей...”;

  • обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;

  • тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;

  • контроль “уровня достижений” в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в “поле опыта” учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).

Механизм оценивания результатов:

1. Владение фактами:

- установление причин фактов

- установление взаимосвязей между фактами

- отличие основных фактов и фактов второстепенных

2. Владение проблематикой:

- формулирование проблем по теме

- умение отыскать возможные пути решения проблемы

3. Владение понятиями:

- раскрытие содержания понятий

- установление взаимосвязей между понятиями

- практическое применение понятий

4. Владение правилами и приемами:

- формулирование правил, требований, приемов

- раскрытие содержания правил, требований, приемов

- характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов

5. Проверка навыков:

- моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение

- выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение

- самоанализ результатов выполнения подобных действий



10 класс – первый раздел (первые часы в неделю)



Название раздела, темы

Количество часов

1

Введение. Что такое самоопределение.

1

2

Юность – пора самоопределения

6

2.1

На пороге взрослой жизни

1

2.2

Сверстник своего поколения

1

2.3

Время в жизни человека

1

2.4

Временная перспектива и ее свойства

1

2.5

Мировоззрение и смысл жизни

1

2.6

Жизненные цели

1

3

Психология семейной жизни

20

3.1

Я – мужчина. Я – женщина

1

3.2

Психологические различия между полами. Стереотипы

1

3.3

Семья. Брак. Функции современной семьи. Моя семья

3

3.4

Нравственные основы семьи

1

3.5

Любовь в семье

1

3.6

Супружеские отношения. Совместимость супругов

2

3.7

“Трудные дети” и “трудные родители”

1

3.8

Кинотерапия “Бабуся”

4

3.9

Семейные роли

1

3.10

Дети в семье. Мои права в семье

3

3.11

Дом – полная чаша.

1

3.12

Кризисы семейной жизни

1

4

Нарушения процесса самоопределения

6

4.1

Психологические барьеры самоопределения

1

4.2

Стресс и фрустрация

2

4.3

Психологические зависимости – способы бегства от действительности

3

5

Я – состоявшаяся личность

1




Итого:

34

11 класс – второй раздел (вторые часы в неделю)



Название раздела, темы

Количество часов

1

Профессиональное самоопределение

17

1.1

Профессия. Работа. Рабочий день, рабочее место

3

1.2

Классификация профессий. Диагностика

2

1.3

Ошибки в выборе профессии

1

1.4

Склонности. Способности. Диагностика. Профпригодность

2

1.5

Характер. Тип темперамента. Диагностика

2

1.6

Личный профессиональный план. Диагностика

2

1.7

Тип личности. Методика Голланда

2

1.8

Выбор вуза

1

1.9

Строим карьеру

2

2

Знакомство с основами имиджелогии

13

2.1

Ведение в имиджелогию

1

2.2

Имидж человека: ведущие типы и элементы

1

2.3

“Я – концепция”

2

2.4

Основы физиогномики и основные принципы языка тела

2

2.5

Психологическая теория цветовой гармонии

1

2.6

Роль макияжа в создании имиджа

1

2.7

Одежда и ее роль в формировании имиджа

1

2.8

Основы психологии общения

2

2.9

Имидж лидера

1

2.10

Имиджирование – путь к успеху

1

3

Навыки самопрезентации

3

4

Заключительный урок

1

Список РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы

  1. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.

  2. Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 1997.

  4. Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.

  5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983.

  6. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. – СПб., 2001.

  7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.

  8. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988.

  9. Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? – М.: Эксмо, 2007.

  10. Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. – Киев, 2002.

  11. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск, 1997.

  12. Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.

  13. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2002.

  14. Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.

  15. Моисеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. Воронеж, 1997.

  16. Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997.

  17. Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. – М., 2002.

  18. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.

  19. Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.

  20. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.

  21. Прихожан А.М. Психология неудачника. – М., 1996.

  22. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи… М., 1996.

  23. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

  24. Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. А.А. Кронина. – М., 1993.

  25. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

  26. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.

  27. Фромм Э. Искусство любви // Исследование природы любви. – М., 1991.

  28. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.

  29. Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.

  30. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.

  31. Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире / Г.Я. Юзефович, В.Н. Соколова. – М., 1991.

  32. Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1958.

Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница