Рабочая программа элективного предмета «Психология общения»



Скачать 170,42 Kb.
Дата28.04.2016
Размер170,42 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Антипаютинская школа-интернат среднего (полного) общего образования

Рассмотрена Утверждена

на заседании МО СПС директор МКОУ АШИ:

протокол №7 от 15.05. 2015г ______________________

от «____» ______2015 г.

Рабочая программа элективного предмета

«Психология общения»

для обучающихся 10 классов

Автор: педагог-психолог

Кудрявцева Ульяна Ланивна

с. Антипаюта

2015-2016 учебный год

программа разработана в 2009 году

Пояснительная записка
Юность – это переход от беззаботного, зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Актуальной в данный период становится не только проблема выбора профессии, но и дальнейшего жизненного пути. К сожалению, многие наши выпускники, выйдя из стен родной школы, сталкиваются с трудностями, с которыми не всегда способны самостоятельно справиться. Часто юноши и девушки бросают учебные заведения вследствие ошибочного выбора будущей профессии и учебного заведения, порой студенты-первокурсники испытывают трудности адаптации к условиям проживания в студенческих общежитиях, вступают в конфликты с сокурсниками. Таким образом, вчерашние школьники, вступив в новую самостоятельную жизнь, оказываются не всегда готовыми к тем трудностям и проблемам, которые их поджидают.

Программа элективного предмета «Психология общения» призвана помочь в обучении учащихся методам бесконфликтного общения, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в обществе.

Данная программа разработана на основе примерных программ по психологии общения Арбузовой Е.Н., Анисимова А.И., Шатровой О.В. «Практикум по психологии общения», Доценко Е.Л. «Психология общения», с добавлением некоторых разделов социальной психологии и психологии семьи.



Цель предмета:

Обучение старшеклассников основам конструктивного общения и поиску оптимальных путей разрешения конфликтных ситуаций, повышение коммуникативной культуры обучающихся.



Задачи предмета:

  • Развитие адекватной самооценки обучающихся;

  • Формирование толерантного отношения к окружающим людям в процессе межличностного взаимодействия, культуры общения и поведения;

  • Развитие у обучающихся навыков вербального и невербального общения;

  • Обучение способам конструктивного разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций;

  • Развитие у старшеклассников умений преодолевать барьеры в общении, распознавать манипуляции.


Сроки реализации программы

Курс реализовывается в течение учебного года, рассчитан на 34-36 часов. Регулярность занятий – один раз в неделю.


Методы, формы обучения:

методы активного социально-психологического обучения (социально-психологический тренинг, деловая игра), групповая дискуссия, лекционное изложение материала, психодиагностическое тестирование, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, исследовательская работа, работа в малых группах, самостоятельная работа.


Предполагаемые результаты

Результатом обучения можно будет считать формирование у обучающихся таких умений и качеств личности, как:



  • способность грамотно строить свои взаимоотношения с окружающими;

  • умение рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития;

  • умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;

  • умение конструктивными способами разрешать конфликтные ситуации;

  • уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка;

  • толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни.


Инструментарий для оценивания результатов

После изучения каждого блока тем проводится контрольная работа в форме теста, промежуточные практические работы.

Итогом данного курса станет тренинг по развитию коммуникативных способностей, на котором обучающиеся будут отрабатывать полученные практические навыки.

Обучающиеся 10 класса по окончании учебного года пишут итоговую контрольную работу.




Учебно-тематический план

№ темы

Название темы



Общее кол-во часов

В том числе

Вид занятий

Дата проведения

теоретические

практические

1

Структура, функции, средства и виды общения.

1

1




Лекция-беседа




2

Модели общения. Специфика общения с аудиалами, визуалами, кинестетиками.

1

0,5

0,5

Лекция-беседа, практикум




3

Практическая работа: «Определение ведущей репрезентативной системы»

1




1

Практикум, работа в парах




4

Коммуникативная составляющая общения. Психологические барьеры в общении.

1

1




Лекция-беседа




5

Умение слушать собеседника.

2

1

1

Лекция, тестирование, работа в парах




6

Рефлексивное и нерефлексивное слушание.

1

0,5

0,5

практикум




7

Перцептивная составляющая общения: факторы, эффекты, механизмы межличностного восприятия.

1

1




Лекция-беседа




8

Тренинг эмпатии.

1




1

тренинг




9

Невербальное общение.

3

1

2

Лекция, тренинг




10

Межличностное общение и взаимоотношения.

1

0,5

0,5

Мини-тренинг




11

Любовь и взаимоотношения на этапе добрачного ухаживания.

1

1




Лекция-беседа




12

Общение и межличностные взаимоотношения в семье и браке.

1

0,5

0,5







13

Кризисы семейных отношений.

1

0,5

0,5







14

Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений.

1




1

Групповая дискуссия




15

Интерактивная составляющая общения. Группа и коллектив.

2

1

1

Лекция, исследовательская работа




16

Роли и лидерство в группах.

1

1




лекция




17

Тренинг формирования лидерских качеств.

1




1

тренинг




18

Структура и типы конфликтов.

1

1




лекция




19

Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия с ними.

1

0,5

0,5

Анализ ситуаций




20

Правила поведения в конфликтах.

1

0,5

0,5

Анализ ситуаций, контрольный тест




21

Манипуляции и способы противостояния им. Техники отказа собеседнику.

2

1

1

Работа в парах, мини-тренинг




22

Тренинг общения: развитие коммуникативных навыков.

7




7

Тренинг, элементы групповой дискуссии




23

Обобщение пройденного материала. Зачет.

1




1

Контрольная работа







Всего:

34

13,5

20,5








Содержание изучаемого курса
Тема 1. Введение. Структура, функции, средства и виды общения.

Знакомство с целями, задачами и структурой курса. Понятие «общение». Значение общения в жизни человека. Многообразие форм общения.

Структура общения: коммуникативная сторона общения, перцептивная сторона общения, интерактивная сторона общения. Функции общения.

Средства общения: язык, интонация голоса, мимика, поза, взгляд, жесты, расстояние между собеседниками.

Виды общения: «контакт масок», примитивное, формально-ролевое, деловое, межличностное, манипулятивное общение.
Тема 2. Модели общения. Специфика общения с аудиалами, визуалами, кинестетиками.

Модели общения в психологических теориях: психоаналитическая теория (процесс общения и взаимодействия людей производится их детским опытом); трансактный анализ (три основные позиции общения: Ребенок, Родитель, Взрослый, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня – или одна из них может преобладать в поведении человека); синтоническая модель общения (НЛП). Характеристика ведущих репрезентативных систем – визуальной, аудиальной, кинестетической, дискретной.


Тема 3. Практическая работа «Определение ведущей репрезентативной системы».

Определение ведущей и вспомогательной репрезентативной систем (работа в парах) с использованием беседы.

Исследование ведущей репрезентативной системы по тесту «Ведущая репрезентативная система».

Сравнение результатов беседы и тестирования.


Тема 4. Коммуникативная составляющая общения. Психологические барьеры в общении.

Понятие «коммуникация», «коммуникативной компетентности».

Фазы коммуникации. Причины неэффективной коммуникации. Понятие «барьер в общении». Виды барьеров в общении. Методы преодоления барьеров в общении.
Тема 5. Умение слушать собеседника.

Игра «Вера Коркина» (по типу «Глухой телефон»).

Понятие «Слушание», соотнесение понятий «слушать» и «слышать» собеседника. Причины неумения слушать. Виды слушания: неэффективное (притворное, эгоистичное, нейтральное, враждебное), эффективное (пассивное, активное, эмпатическое).

Особенности и техника активного слушания. Техника пассивного слушания.

Правила эмпатического слушания.
Тема 6. Рефлексивное и нерефлексивное слушание.

Тест «Умеете ли вы слушать?», обсуждение результатов.

Понятие «нерефлексивное слушание», приемы нерефлексивного слушания.

Понятие «рефлексивное слушание», приемы рефлексивного слушания: выяснение, отражение чувств, перефразирование, резюмирование.

Практическая работа в парах.
Тема 7. Перцептивная составляющая общения: факторы, эффекты, механизмы межличностного восприятия.

Понятие и структура перцептивной стороны общения.

Факторы межличностного восприятия: фактор превосходства, фактор привлекательности, фактор отношения к окружающим.

Эффекты межличностного восприятия: эффект «ореола», эффект «первого впечатления», эффект «последней информации», эффект «проецирования».

Механизмы межличностного восприятия: эмпатия, идентификация, стереотипизация, аттракция.

Практическая работа в группах.


Тема 8. Тренинг эмпатии.

Изучение и отработка практических навыков использования эмпатии в общении с собеседником в тренинговой форме.


Тема 9. Невербальное общение.

Понятие «невербальное общение». Происхождение и значение невербальных средств общения в межличностном взаимодействии людей.

Многообразие жестов как невербальных средств общения. Деление коммуникационных жестов на группы врожденных и приобретенных жестов, многообразие значений жестов.

Тест «Уровень владения невербальными компонентами в процессе общения».

Тренинг общения по теме: «Невербальные средства общения».
Тема 10. Межличностное общение и взаимоотношения.

Понятие «межличностное общение». Значение межличностного общения в жизни человека.

Основные закономерности развития межличностных взаимоотношений. Особенности установления знакомств с новыми людьми. Типы отношений: знакомые, друзья, близкие люди. Разрыв отношений.

Работа в парах: «Конструктивное разрешение межличностных противоречий».


Тема 11. Любовь и взаимоотношения на этапе добрачного ухаживания.

Задачи этапа добрачного ухаживания. Психология любви и влюбленности. Трехкомпонентная теория любви: интимность, страсть, обязательство. Понятие любви по Э.Фромму.

Теории выбора брачного партнера: психоаналитическая теория (перенос, воссоздание модели родительской семьи), семейная психотерапия (выбор партнера с учетом порядка рождения в семье).
Тема 12. Общение и межличностные взаимоотношения в семье и браке.

Понятие «семья», «брак» и их соотношение. Понятие «жизненный цикл семьи».

Стадии жизненного цикла семьи и задачи развития семьи на каждой стадии: 1) молодая семья, 2) семья с маленьким ребенком, 3) семья с ребенком-школьником, 4) семья с ребенком-подростком, 5) семья как «стартовая площадка» для ребенка, 6) семья, выполнившая свою родительскую функцию.
Тема 13. Кризисы семейных отношений.

Понятие «кризис семейных отношений», значение кризисов в супружеских отношениях.

Влияние родительской семьи, бытовые проблемы. Кризис первой беременности, рождение первого ребенка. Проблемы воспитания детей. Проблемы детей подросткового возраста, кризис среднего возраста, измена и ревность. «Синдром опустевшего гнезда».

Контрольный тест по теме «Общение в семье и браке».


Тема 14. Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений.

Просмотр отрывка из т/с «Любовь – не то, что кажется».

Электронная коммуникация как один из способов установления взаимоотношений, значение Интернета в жизни современного человека.

Групповая дискуссия: «Преимущества и недостатки общения через интернет». Подведение итогов дискуссии.

Оборотная сторона взаимоотношений через интернет. Понятие психологической зависимости от электронных средств коммуникации.
Тема 15. Интерактивная составляющая общения. Группа и коллектив.

Понятие «интерактивная сторона общения». Структура интерактивной стороны общения.

Соотношение понятий «группа» и «коллектив». Особенности взаимодействия людей на разных стадиях развития коллектива.

Исследование межличностных взаимоотношений в классах с помощью социометрии Дж.Морено (работа в группах).


Тема 16. Роли и лидерство в группах.

Понятие социометрической структуры группы. Социометрические статусы в группе: «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «отвергаемые», «изолированные».

Лидерство. Функции лидерства. Формальный и неформальный лидер.
Тема 17. Тренинг формирования лидерских качеств.

Изучение и отработка практических навыков формирования лидерских качеств в тренинговой форме.


Тема 18. Структура и типы конфликтов.

Понятие «конфликт», значение конфликта.

Структура конфликта. Конфликтные ситуации, инцидент. Фазы конфликта.

Типы конфликтов: межличностный, внутриличностный, межгрупповой, межнациональный.

Тест «30 пословиц».
Тема 19. Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия с ними.

Типы личностей по Д.Г.Скотт и модели конструктивного взаимодействия с ними: тип «Паровой каток» («Шермановский танк»), тип «Снайпер» («Скрытый агрессор»), тип «Разгневанный ребенок» («Взрывной человек»), тип «Жалобщик», тип «Молчун» («Тихоня»), тип «Сверхпокладистый».


Тема 20. Правила поведения в конфликтах.

Стили поведения в конфликте: соперничество, избегание (уход), приспособление, компромисс, сотрудничество.

Самостоятельная работа: «Анализ и решение конфликтных ситуаций».
Тема 21. Манипуляции и способы противостояния им. Техники отказа собеседнику.

Понятие «манипуляция», проявление манипуляции в повседневной жизни. Типы манипуляторов и способы противостояния им: активный, безразличный, пассивный, соревнующийся, льстивый.

Техники отказа: прямолинейное «нет», рефлексивное «нет», обоснованное «нет», отсроченное «нет», компромиссное «нет», дипломатичное «нет» или «нет» в мелочах.

Практическая работа в парах.


Тема 22. Тренинг общения: развитие коммуникативных навыков.

Отработка навыков общения в тренинговой форме, обобщение полученных практических знаний.


Тема 23. Обобщение пройденного материала. Зачет.

Повторение изученного материала за курс «Психология общения».



Итоговая контрольная работа .


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. учебные пособия по психологии общения, психологии семьи

  2. рисунки, схемы анализа рисунков; видеоматериалы

  3. технические средства обучения (интерактивная доска, компьютер).



Литература
Преподавателю:

  1. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения. – Спб.: Речь, 2008. – 272 с.

  2. Вердербер Р.Психология общения. Полный курс. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.-412с.

  3. Доценко Е.Л. Психология общения: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. - 296 с.

  4. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/под ред. Посысоева Н.П. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-328с.

  5. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-640с.

  6. Психология общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А.Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 440 с.

  7. Развитие культуры общения в подростковой среде/авт.-сост. Рудякова О.Н. – Волгоград: Учитель, 2011.-151с.

  8. Скотт Д.Г. Конфликты, пути их преодоления. – Киев: Внештогиздат, 1991.

  9. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб.пособие/под ред. Лабунской В.А. – М.: Гардарики, 1999.- 397с.


Обучающемуся:

  1. Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике.- М.: ООО «Чистые пруды», 2005.-32 с.

  2. Вердербер Р.Психология общения. Полный курс. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.-412с.

  3. Искусство быть вместе: Психология семейных отношений.

  4. Психология общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А.Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 440 с.

  5. Фромм Э. Искусство любить

Каталог: files -> docs -> obrazovanie
docs -> Фгбоу впо “Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова
obrazovanie -> Рабочая программа по учебному предмету «История» основного общего образования для 6 классов
obrazovanie -> Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» для 9 класса
obrazovanie -> Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» для 8 класса
obrazovanie -> Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» среднего общего образования для 10-11 класса
obrazovanie -> Рабочая программа по физике 7 класс (умк е. М. Гутник, А. В. Перышкин из сборника Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 11 кл. /сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. М.: Дрофа, 2011)
obrazovanie -> Рабочая программа по физике 10-11 класс Профильный уровень
obrazovanie -> Рабочая программа по учебному предмету «Литература» основного общего образования для 6 класса
obrazovanie -> Рабочая программа по учебному предмету «Литература» основного общего образования для 9 класса
obrazovanie -> Рабочая программа по учебному предмету «История» для 7 класса


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница