Рабочая программа для студентов специальности «Психология» заочной формы обучения



страница1/6
Дата04.06.2016
Размер1.46 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6


c:\users\psy-e\desktop\1!1! идо\титулы\основы проф консультирования.jpg
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Шевцова Т.С.
«Основы психологического консультирования»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности «Психология» заочной формы обучения

Тюменский государственный университет

2014

Шевцова Т.С. Основы психологического консультирования. (Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030300.65 «Психология», заочная форма обучения). Тюмень, 2014, ___ стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы психологического консультирования. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: зав.кафедрой, д.психол.н., проф. Е.Л. Доценко

© Тюменский государственный университет, 2014.

© Шевцова Татьяна Станиславовна, 2014.




Раздел 1. Пояснительная записка

    1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Основы психологического консультирования» разработан на основе имеющейся отечественной и зарубежной психологической и психотерапевтической литературы в соответствии с общими целями ООП ВПО. Основная цель курса - развитие целостного мировоззрения и ориентации применительно к консультированию и немедицинской психотерапии.

В процессе обучения в рамках заявленной цели к решению предложены следующие задачи:



  • представить концепцию и мировоззрение рассматриваемых направлений в области психологического консультирования;

  • показать как методы, теория и практика могут быть интегрированы в общий подход к психологическому консультированию и терапии;

  • разграничить концепции интервьюирования, консультирования и психотерапии;

  • поднять важную проблему этических критериев в профессиональной психологической помощи.

  • обучить методам и приемам психологического консультирования.

В теоретическом разделе курса предлагаются к рассмотрению различные направления и подходы в психологическом консультировании и психотерапии, описание целей, задач, методов и техник работы с клиентом.

Целью теоретического раздела является знакомство с различными направлениями, познание и создание феноменологических основ консультативной деятельности, активизация ценностей и смыслов консультативной деятельности, осознание миссии консультанта.

Основная цель семинаров – развитие интеллектуального, эмоционального, личностного потенциала студентов. Студенты самостоятельно разрабатывают и реализуют проекты профессиональных встреч в рамках определенной тематики. В проведении семинара они решают следующие задачи:

- осуществляют поиск информации в соответствии с темой, целью и задачами семинарских занятий;

- структурируют свою работу (семинар может быть проведен в пять этапов: 1 – определение степени осведомленности аудитории в выбранной теме, 2 – информирование, 3 – закрепление познания, 4 – самоанализ, 5 – обратная связь группы участников семинара);

- выбирают форму занятия (работа в малых группах, со всей группой, индивидуальная работа);

- определяют метод работы (лекция-диалог, дискуссия, создание проблемных ситуаций, ролевая или деловая игра, демонстрация упражнения);

- анализируют информацию, соотносят с целями и задачами семинара;

- осваивают роли ведущего (модератора), использующего различные психотехнологии активизации мотивов деятельности аудитории. Учатся адекватно оперировать научными и профессиональными понятиями.

- используют мультимедийные технологии для демонстрации материала.

Цель лабораторных занятий – обретение личного опыта психолога-консультанта и клиента. Лабораторные практикумы направлены на решение таких задач как:

- развитие способности активного и эмпатического слушания,

- чтение вербальных и невербальных знаков, свидетельствующих о состоянии клиента.

- сбор и анализ информации,

- выработка и проверка гипотез относительно проблемы клиента,

- определение желаемого результата клиента,

- расширение спектра способов выхода из затруднительной ситуации,

-моделирование деятельности по достижению цели;

- составление плана дальнейших действий клиента;

- договор о реализации намеченной деятельности.

На лабораторных занятиях происходит освоение уже имеющихся психотехнологий. Студенты учатся делать адекватный выбор различных методов, технологий и психотехник и использовать их в практике психологического консультирования. Поощряется создание новых, уникальных методов работы с клиентом.

В совместной со студентами работе преподаватель демонстрирует индивидуальную психологическую консультацию (весь процесс или фрагменты с использованием эффективных микротехник). Студентам предлагаются психологические ролевые игры, упражнения, задания для обретения собственного клиентского и профессионального опыта. Самостоятельный анализ работы и обратная связь группы – обязательная форма завершения лабораторного практикума.

При подготовке к тестированию (см. Приложение № 1) и экзамену студенты могут обратиться к учебному пособию Т.С. Шевцовой «Психотерапевтические методы и подходы к решению консультативных задач»

Курс рассчитан на 108 часов, из них: 18 – лекционные, 36 - семинары и 54 - практические, 72 часа - самостоятельной работы. Курс завершается сдачей экзамена.

Знание теории, наработка и умелое использование выше перечисленных навыков проявляется в самостоятельной работе студентов (см. Приложение № 2) и является основанием к экзамену.



    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Основы психологического консультирования» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.В.4).



Для освоения дисциплины «Основы психологического консультирования» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения тем и ключевых позиций следующих дисциплин:

«Общая психология»:

Социокультурная регуляция деятельности. Человек как социальный индивид. Понятие социального факта. Социальные позиции, нормы, санкции, ожидания. Социальная роль как совокупность социальных ожиданий. Общее представление о процессе присвоения социальных ролей. Ролевое поведение и общение. Социализация индивида как процесс присвоения культурного опыта. Конкретные характеристики индивидуального сознания. Значение и личностный смысл. Понятие высшей психической функции. Строение и развитие высших психических функций. Их основные свойства и закономерности формирования. Понятие интериоризации.

Строение индивидуальной деятельности человека. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Понятия потребности и мотива. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Строение потребностно-мотивационной сферы, специфика потребностей человека. Виды мотивов, критерии их классификации. Процессы целеобразования и поиска средств решения задач. Проблема возникновения мотивов (потребностей) в ходе выполнения деятельности. Представление о ведущих деятельностях, их смене в онтогенезе. Функции мотива и их влияние на продуктивность выполнения действий. Взаимосвязи действий и операций в процессе формирования и выполнения навыка. Виды операций. Психофизиологические функции. Уровни построения движений.

Человек как субъект познания. Деятельность, сознание, познание. Образ (представление) мира как условие деятельности в нем и основа его познания. Познание и мотивация. Познавательная потребность. Познание как процесс, познавательные действия. Проблема адекватного познания реальности. Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов. Специфические познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Чувственная ткань и предметное значение образа. Перцептивный образ и понятийный смысл. Универсальные (“сквозные”) психические процессы: память, внимание, воображение.

«Общий психологический практикум (наблюдение и беседа)»:

Наблюдение в деятельности специалистов в системе «человек - человек». Психические феномены, оцениваемые методом наблюдения: поведение, речь, эмоции. Характеристика представлений о типах темперамента в различных теориях. Гуморальная, конституциональная, факторная, типов ВНД теории. Характеристика сенсорных репрезентативных систем: аудиальной, визуальной, кинестетической. Наблюдение при взаимодействии с различными группами людей (родители, учителя, ребенок, пациент, клиент).

Техника наблюдений. Цели наблюдения, программа, учет в наблюдении зависимых и независимых факторов. Наблюдаемые признаки и способы их регистрации. Роль личности наблюдателя при наблюдении. Эффекты ореола, Хоторна, Розенталя, первого впечатления и т.д.

«Психология развития и возрастная психология»:

Возрастная периодизация психического развития человека. Варианты периодизации психического развития в работах Холла и Гетчинсона, Меймана, Клапареда, Пиаже, Фрейда, Эриксона, Выготского, Эльконина, Божович. Понятие ведущей деятельности. Роль социальной среды в развитии ребенка. Понятие личности. Движущие силы развития личности. Критические возраста: «предопределенность» или «создание ситуации извне»?

Детство как предмет психологического исследования. Специфика психического развития ребенка. Стратегии исследования психического развития ребенка: культурно-историческая концепция Л. С. Выгодского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина и др. Зарубежные теории детского развития: 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др. Соотношение понятий развитие, формирование, созревание, становление. Общая схема соотношения основных понятий по вопросу совершенствования и изменений личностных особенностей.

Подростковый возраст. Ведущая деятельность - интимно-личностное общение (Эльконин) или общественно-полезная деятельность (Фельдштейн). Половое созревание и проблемы межличностного общения. Учеба и общение в деятельности подростков. Особенности формирования познавательной сферы личности подростка. Кризис подросткового возраста. Особенности социальной ситуации развития подростка. «Чувство взрослости» как личностное новообразование возраста.

Юность. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная, характерные особенности и индивидуальные проявления. Жизненная перспектива и формирование мировоззрения. Отношение к труду и выбор профессии Развитие морального сознания (концепция Л Кольберга)

Молодость и зрелость. Психологические тенденции развития психических процессов в молодости и зрелости (по Б. Г. Ананьеву). Противоречия молодости. Психология молодости, авторство собственного образа жизни. Жизненные сценарии личности. Основные варианты и фазы развития профессионала. Критические ситуации возраста и способы их преодоления. Психология взрослого человека.

Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека. Геронтология.

В поисках смысла жизни. Смысл жизни - понятие и определение. Индивидуальное понимание смысла жизни в их соотношении с достижениями определенных целей Самоактуализация по А. Маслоу и смысл жизни. Этические и психологические аспекты смысла жизни, единство и специфика.

«Психология личности»:

Понятие, структура и функции «Я-концепции» по Р. Бернсу. Модальности всех «Я». Образ «Я». Основные компоненты образа «Я». Самосознание и самооценка. Общее представление о психологических защитах. Механизмы психологической защиты. Базовые защитные установки. Общее представление о копинг-стратегиях. Соотношение копинг-механизмов и механизмов психологической защиты. Копинг-поведение и копинг-стратегии. Представление о копинг-ресурсах. Высшие личностные ресурсы. Процессы смыслообразования в системе жизнеобеспечения личности.



«Социальная психология»:

Социально-психологические проблемы межличностных отношений. Роль межличностных отношений в процессе совместной деятельности. Потребности, психологические ресурсы и чувства людей в межличностных отношениях. Социальная перцепция, межличностная коммуникация и интеракция.

Конфликтное взаимодействие. Конфликт как вид социального взаимодействия индивидов. Конфликт - острый способ разрешения значимых противоречий, возникающий в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Структура конфликта: участники, основа или почва, представления о ситуации, инцидент, мотив конфликта, конфликтное поведение. Конструктивные и деструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Стили поведения в конфликтной ситуации.

«Психология общения»:

Межличностные отношения. Отношения как структура общения. Семантическая природа межличностного пространства. Имплицитные теории межличностных отношений. Определение себя, другого и отношений с другим человеком. Контроль над определением отношений. Характеристики межличностных отношений (содержание, разнообразие, качество, частота и повторяемость, взаимозависимость партнеров, близость, обязательность). Виды отношений. Понятие эмоциональных отношений. Аттракция. Динамика отношений (закономерности возникновения, развития, стабилизации и распада). Конструктивные и деструктивные межличностные отношения. Повышение конструктивности межличностных отношений. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.

Межличностная коммуникация (коммуникативная сторона общения). Коммуникация как обмен информацией. Цифровая и аналогическая формы коммуникации. Амбивалентность при переходе с одной формы коммуникации на другую. Вербальные (значение и смысл слов), невербальные (мимика, взгляд, поза, жестикуляция, проксемика) и паралингвистические (интонация, темп, паузы и др.) средства передачи информации. Типология вербальных средств передачи информации. Типология средств невербальной экспрессии. Понятие коммуникативной цепи. Описательный и побудительный аспекты коммуникации. Метакоммуникация как послание о природе взаимоотношений между общающимися. Метакоммуникация и проблема осознания себя и других. Конгруэнтность и инконгруэнтность в общении, их источники. Понятие двойной связи (парадоксальные послания). Средства общения, снижающие и повышающие эффективность коммуникации. Роль обратной связи в общении. Различия между обратной связью и интерпретацией. Критерии полезной обратной связи. Связь коммуникации и интеракции. Субъективные и объективные феномены деформаций общения. Признаки наличия деформаций в общении. Причины деформаций в общении. Классификации видов деформаций общения: по ценностям, по целям, по средствам (Доценко), трудности, дефицитность, дефектность и деструктивность в общении (Куницына и др.)

Конструктивное (эффективное) общение. Понятие конструктивного общения. Представления о характеристиках эффективного коммуникатора в разных подходах в психологии. Модель эффективного коммуникатора в гуманистической психологии (целеполагание, способность ставить ясные цели общения; сензитивность, снижение порогов чувствительности к эмоциональным состояниям, смысловым оттенкам – как своим, так и партнеров по общению; инструментальная гибкость как расширение диапазона идей и доступных приемов, используемых средств взаимодействия; личностная сила, способность управлять психическими состояниями; душевный потенциал, духовные опоры; конгруэнтность).

«Теории личности»:

Структура личности. Психологические защиты. Внутриличностная динамика. Понятие комплекса. Формирование комплексов; методы работы с комплексами. Комплексы как основные строительные элементы личности. Особые виды комплексов. Значение социального фактора в развитии личности. Влияние ближайшего окружения на формирование личности ребенка в раннем детстве. Нормальное детское чувство неполноценности: причины возникновения. Комплекс неполноценности. Нормальная и невротическая компенсация. Гиперкомпенсация. Бегство в болезнь. Целевая природа активности человека. Любовь условная и безусловная. Любовь и симбиотическая привязанность.

Гуманистический психоанализ – К. Хорни (конструктивная теория невроза) Деформации личности (классификация). Признаки невроза. Причины невроза (базовый невротический конфликт человек-мир). Типы реакций на базовый невротический конфликт: движение к людям; движение против людей; движение от людей. Особенности каждого типа реакций: потребности, запреты, ценности, самоотношение, субъективный выход. Психологические защиты. Последствия неразрешенных внутренних конфликтов.

Трансактный анализ – Э.Берн Понятие и виды трансакций. Понятие Эго-состояний, структура личности. Уровни общения: ритуалы, времяпрепровождение, игры, подлинная близость. Игры: понятие и виды. Структура игры. Понятие жизненного сценария. Виды сценариев. Структура сценария. Формирование сценария в детстве. Семейный сценарий. Общие принципы работы с клиентами в трансактном анализе.

Гуманистическая психология – А. Маслоу Общие принципы гуманистической психологии. Пирамида потребностей А. Маслоу. Самоактуализация как врожденная потребность. Возможные причины ее нереализации. Характеристики самоактуализирующейся личности. Способы самоактуализации. Основы трансперсональной психологии с точки зрения А. Маслоу.

Гуманистическая психология – К. Роджерс. Я-концепция и ее составляющие: Я-реальное и Я-идеальное. Самооценка. Формирование Я-концепции и возможности ее коррекции. Понятие личностного роста. Параметры и этапы личностного роста. Условия личностного роста. Особенности работы с клиентом в личностно-ориентированной психотерапии, принципы работы. Эмпатийное слушание. Влияние личности психотерапевта на процесс психотерапевтической работы.

Леонтьев А. Н. Личность как иерархия мотивов; проблема выбора между мотивами. «Старшие» мотивы – ценности.

Рубинштейн С.Л. Формирование и проявление личности в деятельности. Рассмотрение личности в развитии, в функционировании, в изменении. Личность как субъект.

Психология личности - В.Н. Мясищев. Личность как совокупность отношений. Отношения как система связей личности с различными сторонами действительности. Виды отношений: оценочные; интерес как особое интеллектуальное отношение; отношение к деятельности. Эмоциональное и морально-правовое отношение.

Психология личности - Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выгодский. Психология установки Д. Узнадзе. Установка как главное психическое образование. Интегральный характер установки.

«Основы профессионального общения»:

Профессиональное общение как искусство. Основные параметры профессионального общения, критерии профессионализма в общении. Необходимые состояния в профессиональном общении, связь состояние-контекст, состояние-семантическое пространство, навыки аттракции и установления контакта, владение голосом в процессе общения, влияние других невербальных факторов на процесс и результат общения, овладение невербальной стороной общения. Профессиональное общение как искусство общения в любой ситуации (глобальный житейский навык). Психолог – как эффективный коммуникатор. Инструменты профессионального общения психолога: владение пантомимой, голосом, взглядом, паузой, дистанцией, пристройками, внешностью, аксессуарами, обстановкой.

Профессиональное общение как умение управлять общением. Понятность речи. Способность донести свою мысль и воодушевить слушателей. Публичное общение и его секреты. Навыки конструктивности и выхода из конфликтных ситуаций. Конфликт как тип межличностных отношений. Принцип конфликтообразования, универсальные причины конфликта. Принцип конфликтонезависимости. Что необходимо уметь, чтобы с Вами было невозможно конфликтовать. Психолог - конфликтолог и конфликтмейкер. Как и когда быть тем или/и другим? Когда необходимо уметь быть конфликтмейкером, а не конфликтологом? Конфликт как ресурс. Позитивные и негативные (конструктивные и деструктивные) конфликты. В чем особенности профессии «психолог», чего люди ждут от психолога? Что для людей является критерием профессионализма психолога, что является в сознании обывателя образом настоящего профессионала–психолога?

Освоение дисциплины «Основы психологического консультирования» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин магистратуры.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать методологию и методы консультативной деятельности психолога; понимать цели консультирования, использовать для их достижения методы изученных ранее дисциплин; знать законы личностной психодинамики и видеть их проявления в конкретном поведении личности; технологии конструирования психотерапевтических приемов в соответствии с актуальными проблемами клиента;

Уметь: интегрировать свои профессиональные знания о личности, мотивации, ценностях, психическом здоровье, а также проявлять общую эрудицию в процессе консультирования; устанавливать и поддерживать «терапевтический» контакт с клиентом; устанавливать гибкие конструктивные взаимоотношения с клиентом; изучить состояние дел, определить проблемное поле, поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией функций консультанта; точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения, видеть несоответствие между вербальной и невербальной информацией; присоединяться к личности клиента, совместно определять и реализовывать коррекцию отношения, поведения и деятельности клиента; оказывать психологическую помощь и поддержку; критически оценивать информацию, корректно интерпретировать и излагать результаты психологической беседы; определять и применять психологические средства воздействия, адекватные задачам; проводить целеполагание совместно с клиентом; рефлексивно анализировать условия, процесс и результаты консультирования; использовать психотехнические средства, способствующие эффективной личностной психодинамике; помогать клиенту формировать позитивное отношение к себе и окружающим людям.

Владеть: культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; владеть инструментарием, методами организации и проведения психологического обследования; методами психологического наблюдения и психодиагностики, приемами организации и планирования консультативной деятельности; владеть различными методами психологического консультирования и психокоррекции;
2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр - 7. Форма промежуточной аттестации - экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц 216 часов.


3. Тематический план

Таблица 1.



Тема


недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них

в

интер активной



форме

Итого количество баллов

Лекции

Лабораторные занятия

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Модуль 1. Общая теория психологического консультирования

1

Предмет, методы и задачи курса «Основы психологического консультирования».

1

0,5



2

3

6

11,5

8

0-15

2

Определение психологической помощи и ее содержание.

2

0,5


2

3

6

11,5

8

0-3

3

Проблема этических критериев в профессиональной психологической помощи.

3

0,5


2

3

6

11,5

8

0-3

4

Цель консультирования. Этапы консультирования, цели и задачи каждого этапа.

4

0,5


2

3

6

11,5

8

0-3

5

Концепция мировоззрения.

5

0,5

2

3

6

11,5

4

0-3

6

Возможность интеграции методов и подходов в общий теоретический подход к психологическому консультированию и немедицинской психотерапии.

6

0,5


2

3

6

11,5

4

0-3




Всего




3

12

18

36

69

40

0-30

Модуль 2. Структура и компоненты процесса консультирования

7.

Условное разграничение концепций интервьюирования, консультирования и психотерапии.

7

0,5


2

3

6

11,5

6

0-15

8

Этапы и фазы консультирования.

8

0,5

2

3

6

11,5

6

0-3

9

Пятишаговая модель интервью.

9

0,5

2

3

6

11,5

6

0-3

10

Основные микротехники внимания и воздействия: внимательное поведение, визуальный контакт, язык жестов, тон голоса, физическое расстояние, время.

10

0,5


2

3

6

11,5

8

0-3

11

Консультирование и терапия как процесс межличностного влияния и воздействия.

11

0,5


2

3

6

11,5

8

0-3

12

Личностные и профессиональные характеристики консультанта.

12

0,5


2

3

6

11,5

6

0-3




Всего




3

12

18

36

69

40

0-30

Модуль 3 Подходы к решению типовых консультативных проблем

13

Клиентцентрированная терапия.

История возникновения. Карл Роджерс и клиентцентрированная терапия. Основные навыки эмпатического слушания: повтор и поддержка, пересказ, отражение чувств, фокусировка, резюме. Упражнения в ключе клиентцентрированной терапии.



13

2

2

3

6

13

8

0-25

14

Гештальт - терапия:

комплекс эффективных микротехник

Слово «Гештальт» и Гештальт-психология. Кому адресована гештальт-психология. История и география ГТ: Перлз и «контр-культура». Некоторые базовые принципы. Методы и техники: вербальные и невербальные. Третий путь между психоанализом и бифевиоризмом. Многомерный человек. Отдельные техники Гештальта. Упражнения из Гештальт-терапии



14

2

2

3

6

13

8

0-3

15

Логотерапия: направленность в будущее

Поиск смысла жизни. Теория и методы, разработанные В. Франклом: перемена отношения, парадоксальные намерения, переключение, убеждение. Упражнения по логотерапии.



15

2

2

3

6

13

8

0-3

16

Трансактный анализ в психологическом консультировании

Эго-состояния личности: ид-эго, эго, супер-эго. Структурный анализ личности. Содержание эго-состояний. Поведенческая психодиагностика эго-состояний. Патологические состояния: редукция, контаминация, размытость границ, исключенное состояние. Симбиотические отношения партнеров. Организация взаимодействия с т.з. ТА: дополнительные, комплиментарные, параллельные трансакции, условно пересекающиеся, пересекающиеся; переопределяющие (тенденциальные, блокирующие трансакции). Структурирование времени. Игнорирование. Жизненные позиции. Игры как взаимодействие со скрытыми транзакциями, «рэкетные» чувства. Игра как подтверждение функционирования сценария. Рекомендации по проведению консультирования. Упражнения: анализ ситуации с т.з. ТА; рекомендации клиенту



16

2

2

3

6

13

8

0-3

17

Нейро -лингвистическое программирование

Базовые положения. Четыре стадии обучения. Правила изменения. Коммуникации, раппорт. Репрезентативные системы. Присоединение на уровне репрезентативных систем. НЛП-паттерны. Триединое правило эффективного коммуникатора: сенсорная открытость, знание цели, техническая гибкость. Трехпозиционное описание. Фундаментальные принципы сознания и общения, эриксоновские принципы. Зависимости. Якорение, процесс накладывания эффективных якорей. Логические уровни любой идеи. Логические уровни изменения. Транс. Квадратный транс Декарта. Исследование линии времени. Выявление глубинной цели. Модальности и субмодальности: формирование убеждений. Базовые принципы. Работа с образом и метафорой. Упражнения.



17

2

2

3

6

13

8

0-3

18

Диалогический подход

Условия, уровни диалогического консультирования. Три основные признака диалога: эмпатическое слушание, безусловное принятие собеседника, вненаходимость. Ошибки стихийного диалогического консультирования. Принципы работы консультанта. Основные признаки состоявшегося Диалога-Встречи в ходе развития диалога.



18

2

2

3

6

13

8

0-3




Всего




12

12

18

36

78

48

0-40




Итого (часов, баллов): 216




18

36

54

108

216

128

0 – 100




Из них в интерактивной форме




10

36

54

28

128

128

0 – 100



Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Разработка и апробация программ

Письменные работы

Участие в практических видах работ



Итого количество баллов

Разработка проекта семинара

Использование технических средст

Проведение семинара

семинара


Протокол консультирования

Анализ самостоятельной работы

тест

реферат



комплексные ситуационные задания





Активное участие в лекции-диалоге





Модуль 1. Общая теория психологического консультирования

1.
















0-15





0-15

2.















0-1

0-2

0-3

3.






















0-1

0-2

0-3

4.






















0-1

0-2

0-3

5.






















0-1

0-2

0-3

6.






















0-1

0-2

0-3

Всего



















0-15

0-5

0-10

0-30

Модуль 2. Структура и компоненты процесса консультирования

7.

0-5

0-5

0-5


















0-15

8.






















0-1

0-2

0-3

9.






















0-1

0-2

0-3

10






















0-1

0-2

0-3

11






















0-1

0-2

0-3

12






















0-1



0-2

0-3

Всего

0-5

0-5

0-5













0-5

0-10

0-30

Модуль 3 Подходы к решению типовых консультативных проблем

13.










0-6

0-4

0-15










25

14.






















0-1



0-2

0-3

15.






















0-1

0-2

0-3

16.






















0-1

0-2

0-3

17.






















0-1

0-2

0-3

18.






















0-1

0-2

0-3

Всего










0-6

0-4

0-15




0-5

0-10

0-40

Итого

0-5

0-5

0-5

0-6

0-4

0-15

0-15

0-15

0-30

0-100



Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1. Общая теория психологического консультирования

1.

Предмет, методы и задачи курса «Основы психологического консультирования».

реферат

Активное участие в лекции-диалоге

1

6

0-15

2.

Определение психологической помощи и ее содержание.

реферат

Активное участие в лекции-диалоге

2

6

0-15

3.

Проблема этических критериев в профессиональной психологической помощи.

реферат

Активное участие в лекции-диалоге

3

6

0-15

4.

Цель консультирования. Этапы консультирования, цели и задачи каждого этапа.

реферат

Активное участие в лекции-диалоге

4

6

0-15

5.

Концепция мировоззрения.

реферат

Активное участие в лекции

5

6

0-15

6.

Возможность интеграции методов и подходов в общий теоретический подход к психологическому консультированию и немедицинской психотерапии.

реферат

Активное участие в лекции-диалоге

6

6

0-15




Всего по модулю 1:

36

0-30

Модуль 2. Структура и компоненты процесса консультирования

7

Условное разграничение концепций интервьюирования, консультирования и психотерапии.

Разработка проекта семинара Проведение семинара

Использование технических средств

комплексные ситуационные задания



7

6

0-15

8

Этапы и фазы консультирования.

Разработка проекта семинара Проведение семинара

Использование технических средств комплексные ситуационные задания

8

6

0-15

9

Пятишаговая модель интервью.

Разработка проекта семинара Проведение семинара

Использование технических средств комплексные ситуационные задания

9

6

0-15

10

Основные микротехники внимания и воздействия: внимательное поведение, визуальный контакт, язык жестов, тон голоса, физическое расстояние, время.

Разработка проекта семинара Проведение семинара

Использование технических средств комплексные ситуационные задания

10

6

0-15

11

Консультирование и терапия как процесс межличностного влияния и воздействия.

Разработка проекта семинара Проведение семинара

Использование технических средств комплексные ситуационные задания

11

6

0-15

12

Личностные и профессиональные характеристики консультанта.

Разработка проекта семинара Проведение семинара

Использование технических средств комплексные ситуационные задания

12

6

0-15




Всего по модулю 2:

36

0-30

Модуль 3 Подходы к решению типовых консультативных проблем

13

Клиентцентрированная терапия.


Протокол консультирования

Тест


Анализ самостоятельной работы

13

6

0-15

14

Гештальт - терапия: комплекс эффективных микротехник



Протокол консультирования

Тест


Анализ самостоятельной работы

14

6

0-15

15

Логотерапия: направленность в будущее



Протокол консультирования

Тест


Анализ самостоятельной работы

15

6

0-15

16

Трансактный анализ в психологическом консультировании

ТА; рекомендации клиенту



Протокол консультирования

Тест


Анализ самостоятельной работы

16

6

0-15

17

Нейро -лингвистическое программирование



Протокол консультирования

Тест


Анализ самостоятельной работы

17

6

0-15

18

Диалогический подход



Протокол консультирования

Тест


Анализ самостоятельной работы

18

6

0-15




Всего по модулю 3:

36

0-40




ИТОГО:

108

0-100


  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1.

Психотехники и тренинги




+

+













+




+




+

+

+

+

+

+

+

2.

Психические состояния



















+







+

+

+



















3

Психология стресса



















+







+

+

+






















  1. Содержание дисциплины.


Модуль 1. Общая теория психологического консультирования

Предмет, методы и задачи курса «Психологическое консультирование». Определение психологической помощи и ее содержание. Проблема этических критериев в профессиональной психологической помощи. Цель консультирования. Этапы консультирования, цели и задачи каждого этапа. Концепция мировоззрения. Возможность интеграции методов и подходов в общий теоретический подход к психологическому консультированию и немедицинской психотерапии.




Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница