Рабочая программа для студентов специальности 050103. 65 География с дополнительной специальностью биология очной формы обучения



страница1/6
Дата27.04.2016
Размер0.81 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г.Ишиме








Педагогическая практика

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности

050103.65 – География с дополнительной специальностью биология

очной формы обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая практика является важным составляющим компонентом системы профессиональной подготовки педагогов высшей квалификации и проводится на базе общеобразовательных школ, лицеев, детских оздоровительных лагерей и центров, учреждений дополнительного образования, учреждений социальной защиты населения, общественных организаций.

Программа педагогической практики составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего педагогического образования и Положением о педагогической практике ИГПИ им. П.П.Ершова.



Цели педагогической практики определяются особенностями перехода к новой образовательной парадигме. Главное назначение современной педагогической практики состоит прежде всего в создании условий для развития будущих педагогов как субъектов образовательного процесса: самостоятельно мыслящих и действующих учителей и воспитателей, творческих, инициативных педагогов, эффективно самореализующихся и самоутверждающихся в профессиональной сфере. Поэтому первой, определяющей целью педагогической практики является развитие личностного потенциала будущих педагогов, их индивидуальности, субъектности.

Внешние проявления личностной активности детерминируются внутренними факторами, одним из которых является мотивация. Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности – необходимость современного момента, когда снижена престижность учительского труда в обществе, когда далеко не все поступающие в педагогические вузы приходят в них по призванию. Но мотивация профессии может появиться во время учебы в вузе, и как показывает опыт, именно во время педагогической практики. Многие молодые люди и девушки “находят себя” в общении с воспитанниками, в педагогическом творчестве. Создание для студентов “ситуаций успеха” во время первых педагогических опытов – непростая задача, требующая от руководителей практики подлинного мастерства наставника. Итак, второй целью педагогической практики является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации педагогической деятельности.

Принцип единства создания и деятельности – философско-психологическое обоснование педагогической практики. Выход будущего педагога, в определенной степени теоретически подготовленного, в педагогическую реальность необходимо для апробации и закрепления общепрофессиональных и специальных психолого-педагогических знаний, умений и навыков. В этом состоит третья цель педагогической практики.

Система педагогических практик для специальностей 032100 “Математика”, 032900 “Русский язык и литература”, 033100 “Физическая культура”, 033200 “Иностранный язык”:

3 курс – психолого-педагогическая практика в общеобразовательных учреждениях в качестве помощника классного руководителя;

3 курс – педагогическая практика в детских и молодежных оздоровительных центрах и лагерях в качестве вожатых, воспитателей; для специальности 033100 “Физическая культура” – в спортивных лагерях в качестве вожатых, воспитателей, помощников тренера и тренеров;

4 курс – педагогическая (учебно-воспитательная) практика в качестве учителя-предметника и классного руководителя;

4,5 курс – педагогическая (учебно-воспитательная) практика в качестве учителя-предметника и классного руководителя.

Для студентов, обучающихся по специальностям 032400 “Биология” и 032500 “География”, 030600 “Технология и предпринимательство” система педагогических практик выглядит так:

3 курс – педагогическая практика в общеобразовательных учреждениях в качестве помощника классного руководителя;

4 курс – педагогическая (учебно-воспитательная) практика в качестве учителя-предметника и классного руководителя;

5 курс – педагогическая (учебно-воспитательная) практика в качестве учителя-предметника и классного руководителя.

Педагогическая практика является базой для экспериментальной работы студентов при выполнении ими исследовательских проектов: курсовых, выпускных квалификационных и дипломных работ.

В научной литературе с организацией производственной практики связывается подлинная профессиональная подготовка, обращенная к реальности практической деятельности. Исследования показывают, что качественный и количественный скачок в развитии педагогических способностей у студентов связан с прохождением практики (4). Указывается на заметное изменение отношения (в положительную сторону) к предметам психолого-педагогического цикла (5). Полагается, что педагогическая практика актуализирует высшие уровни самоорганизации будущего педагога (6).

Организация педагогической практики на протяжении многих лет является болевой точкой педагогического образования и объектом непрекращающейся критики за примитивизм, формализм, игнорирование научных подходов к ее организации. Предлагаемые нововведения, в лучшем случае, являются обобщением опыта отдельного учебного заведения. "Содержание и структура практической подготовки студентов, - пишут В.А.Болотов, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков, Н.А.Шайденко, - неоднократно изменялись, но педпрактика так и не получила своего научного обоснования.

Фактически она свелась к ситуативному "погружению" студента в жизнь конкретной школы, где в лучшем случае можно освоить лишь отдельные приемы деятельности учителя. Иными словами, есть отдельные практики, но нет целостной системы подготовки"(2).

Одним из существенных недостатков педагогической практики является "растаскивание" практической деятельности студентов преподавателями ВУЗа по своим научным дисциплинам (3). Требование выполнения на практике предметных заданий и предоставления предметных отчетов несомненно мешает восприятию и осознанию целостности профессиональной деятельности. Возможно и другое негативное следствие "растаскивания" - крен в сторону определенной кафедры, дисциплины, которая активнее принимает участие в организации практики (как правило, - это методики преподавания предмета). В первом случае, студентов дезориентирует различие в требованиях, предъявляемых преподавателями разных кафедр (в том числе к анализу урока), во втором случае, требования одной дисциплины (ее угол зрения, взгляд на профессиональную деятельность) начинают рассматриваться как основополагающие. Как нам видится, выходом из подобного положения вещей может стать кооперация представителей разных учебных дисциплин, раскрывающая перед студентом как многогранность, так и целостность педагогической деятельности.

Анализ работ, посвященных проблемам педагогической практики, выявляет несколько ее важнейших функций.

Во-первых, педпрактика предоставляет возможность применения студентами теоретических знаний. Трудности применения полученных знаний в своей деятельности видятся основными в работе начинающих педагогов. Практика выступает связующим звеном между теоретическим знанием и практической деятельностью.

Во-вторых, педпрактика рассматривается как пространство, где происходит интеграция знаний разного характера и типа в деятельности будущего педагога. Констатируется, что изучение педагогического процесса на предшествующих этапах проходит последовательно, по частям, на практике же он выступает как целостное, неразложимое явление. Используя аналогию с производственными процессами, можно сказать, что на педпрактике происходит "сборка" отдельных "блоков" и "частей" психолого-педагогического знания в целостную структуру, обслуживающую профессиональную деятельность. Знания, осваиваемые последовательно и отдельно, должны "встроиться" в педагогическую деятельность.

На педпрактике происходит становление новой позиции студента - позиции субъекта самостоятельной педагогической деятельности, субъекта новых для него отношений с детьми и коллегами. Преподаватели призваны оказать поддержку и помощь студенту-практиканту в принятии и освоении новой позиции.

Педпрактика дает возможность попробовать себя на месте педагога в условиях максимально приближенных к действительности. Организация практики создает условия и пространство для самоопределения будущих учителей, для открытия ими границ собственных способностей и возможностей, условия для трансформации образов складывающихся "профессиональное Я-реальное" и "профессиональное Я-идеальное", их соотнесения и выявления механизмов преодоления разрыва. Эффективно организовать практику - значит обеспечить условия развития профессиональной позиции будущего педагога.



ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


  1. Подготовка к практике.

  2. Активное наблюдение

  3. Посещение уроков

  4. Проведение уроков.

  5. Обсуждение уроков.

  6. Проведение внеурочных мероприятий.

  7. Взаимодействие с учениками.

  8. Взаимодействие с педагогами.

  9. Взаимодействие с коллегами-студентами.

  10. Индивидуальное обучение детей.

  11. Образовательная продукция учеников.

  12. Собственная педагогическая продукция.

  13. Соответствие результатов поставленным целям.

  14. Соответствие деятельности современным дидактическим требованиям.

  15. Рефлексия деятельности.

Педагогическая практика – один из важнейших этапов профессиональной деятельности.

Основными компонентами педагогической деятельности студентов является:



  1. Педагогический анализ условий деятельности (формирование умения научно обосновать свои действия; стремление проникнуть в причинно-следственные связи внутри педагогического процесса).

  2. Планирование (исходя из анализа конкретной ситуации, уровня обученности и воспитанности учащихся студент намечает общую цель и конкретные задачи педагогического взаимодействия, проектирует способы и варианты педагогического взаимодействия).

  3. Реализация (осуществление намеченных целей педагогического взаимодействия с детьми; умение управлять деятельностью детей и собственной).

  4. Педагогический самоанализ (в основе лежит сопоставление запланированных и реально осуществимых действий).


СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ

Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница