Российская Федерация
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет
Институт психологии и педагогики
Кафедра общей и социальной педагогики
И.Н.Емельянова
Теории обучения и воспитания в начальной школе.
Дидактика начального образования.
(Модуль 1. Теории обучения и воспитания)
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 050100.62 Педагогическое образование,
профиля подготовки «Начальное образование», очной формы обучения
Тюменский государственный университет
2011
И.Н. Емельянова Теории обучения и воспитания. Дидактика начального образования. (Модуль 1. Теории обучения и воспитания). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.62 «Педагогическое образование», профиля подготовки «Начальное образование», очной формы обучения. Тюмень, 2011. 18 с.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Теории обучения и воспитания. Дидактика начального образования. (Модуль 1. Теории обучения и воспитания) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmk.ru, свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: И.Н. Емельянова, д.п.н., профессор
© Тюменский государственный университет, 2011
© И.Н.Емельянова
-
Пояснительная записка
(Модуль 1. Теории обучения и воспитания)
1.1. Цель дисциплины – повышение уровня педагогической компетентности будущего учителя, создания условий для формирования у студентов ориентированной основы деятельности в решении профессиональных задач обучения в начальной школе
Основные задачи дисциплины:
-
Сформировать теоретические представления о целях, содержании, структуре, движущих силах и организационных формах современного образовательного процесса;
-
Научить выделять закономерности, современную систему принципов обучения и моделировать способы их реализации образовательном процессе;
-
Создать условия для формирования умения интерпретировать сущность методов, форм, средств обучения и учиться моделировать условия их реализации в образовательном процессе;
-
Создать условия для формирования умения критически и конструктивно анализировать и оценивать основные идеи, концепции, практическую деятельность.
(Общая цель ООП ПО по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Начальное образование» – воспитание и развитие качеств личности специалиста, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, объективному назначению и содержанию педагогической деятельности, то есть подготовка «педагога-профессионала, компетентного не только в узкоспециальной предметной области, но и в вопросах профессионального и социального взаимодействия и являющегося подлинным субъектом своей жизни и деятельности». В связи с этим данный курс предусматривает задачу – заложить основы педагогического мышления будущих специалистов, сформировать способность осмысливать педагогическую действительность, способность проектировочной деятельности на основе системного подхода; научить принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами целостного педагогического процесса).
-
Место дисциплины (Модуль 1. Теории обучения и воспитания) в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Теории обучения и воспитания. Дидактика начального образования» относится к циклу Б.3 Профессиональный цикл, базовая часть, модуль 04 «История, теория, методика и технологии начального образования».
Таблица 1.
Взаимосвязь с предшествующими дисциплинами ООП
п/п
|
Наименование дисциплины
|
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающихся, необходимым при усвоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин
|
Дисциплины цикла Б.3 Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная ) часть
|
1
|
Возрастная психология
|
Знание психолого-педагогических особенностей детей младшего и младшего подросткового возраста, владение понятиями «память», «мышление», «воображение», «ощущение», «восприятие», «осознание»
|
2
|
Общие основы педагогики
|
Знание факторов, влияющих на формирование личности, Российских и международных документов по образованию, основ методологии и педагогики и методов педагогических исследований; владение понятиями «образование», « личность», «методология», «педагогика»
|
3
|
Основы воспитания
|
Знание проблем и особенностей воспитания младшего школьника, закономерностей, принципов, форм, методов воспитания; владение понятиями «воспитание», «коллектив», «социальная среда»
|
4
|
Основы дидактики
|
Знание философских и научных основ дидактики, ее функций; владения понятиями «дидактика», «дидактическая система»
|
1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения дисциплины (Модуль 1. Теории обучения и воспитания)
В результате освоения дисциплины (Модуль 1. Теории обучения и воспитания) выпускник должен обладать следующими компетенциями:
Общекультурные компетенции:
ОК 1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК 2 – способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
ОК 3 – способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
ОК 4 – способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
ОК 8 – готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;
ОК 14 – готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
ОК 15 – способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
Общепрофессиональные компетенции:
ОПК 2 - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
Профессиональные компетенции:
ПК 2 - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
ПК 3 – способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
ПК 4 – способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
В результате освоения дисциплины студент должен:
1. Знать:
- категориальный аппарат теории воспитания и обучения;
- основные нормативные документы, регламентирующие организацию учебно – воспитательного процесса;
- закономерности, принципы, основные модели и методы обучения и воспитания;
- сущность инновационных процессов в современной российской школе.
2. Уметь:
- проводить доступные педагогические исследования;
- разрабатывать учебно-программную документацию;
- разрабатывать конспекты урока;
- анализировать урок с позиции системного подхода;
- анализировать педагогические ситуации.
3. Владеть:
- знаниями о сущности, содержании и структуре процесса обучения;
- основными методами и приемами организации учебно-воспитательного процесса;
- основными методами проверки и оценки знаний, умениями диагностики обучения.
-
Структура и трудоемкость дисциплины (Модуль 1. Теории обучения и воспитания)
Семестр 4. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость модуля составляет 2 зачетные единицы, общее количество часов – 72, из них 17 ч. – лекции, 17 ч. – семинарские занятия, 38 ч. – самостоятельная работа студентов.
Таблица 2
3. Тематический план
№
|
Тема
|
недели семестра
|
Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
|
Итого часов по теме/
в том числе в интерактивной форме
|
Итого количество баллов
|
Лекции*
|
Семинарские (практические) занятия*
|
Лабораторные занятия*
|
Самостоятельная работа*
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Модуль 3 Теории воспитания
|
1
|
Теория коллектива
|
|
2
|
2
|
|
4
|
8/ 4
|
0-6
|
2
|
Теория самовоспитания
|
|
2
|
2
|
|
4
|
8 / 4
|
0-6
|
3
|
Теория нравственного воспитания
|
|
2
|
2
|
|
4
|
8 / 4
|
0-6
|
4
|
Теория эстетического воспитания
|
|
2
|
2
|
|
4
|
8/ 4
|
0-4
|
5
|
Теория трудового воспитания
|
|
2
|
2
|
|
4
|
8 / 4
|
0-4
|
6
|
Теория гражданского воспитания
|
|
2
|
2
|
|
4
|
8/ 4
|
0-4
|
7
|
Системы воспитания школы
|
|
2
|
2
|
|
4
|
8/ 4
|
0-4
|
8
|
Проект «Воспитательные системы»
|
|
3
|
3
|
|
10
|
16/6
|
0-10
|
|
Всего
|
|
17
|
17
|
|
38
|
72 /34
|
0-40
|
Таблица 3
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы
|
Устный опрос
|
Письменные работы
|
Технические формы контроля
|
Информационные системы и технологии
|
Итого количество баллов
|
коллоквиумы
|
собеседование
|
ответ на семинаре
|
лабораторная работа
|
контрольная работа
|
тест
|
реферат
|
эссе
|
программы компьютерного тестирования
|
комплексные ситуационные задания
|
электронные практикум
|
проекты
|
Модуль 1 Теории обучения и воспитания
|
1.1
|
|
|
0-2
|
|
|
0-2
|
|
|
|
0-2
|
|
|
0 – 6
|
1.2
|
|
|
0-2
|
|
|
0-2
|
|
|
|
0-2
|
|
|
0 – 6
|
1.3
|
|
|
0-2
|
|
|
0-2
|
|
|
|
0-2
|
|
|
0 – 6
|
1.4
|
|
|
|
|
|
0-2
|
|
|
|
0-2
|
|
|
0 – 4
|
1.5
|
|
|
|
|
|
0-2
|
|
|
|
0-2
|
|
|
0 – 4
|
1.6
|
|
|
|
|
|
0-2
|
|
|
|
0-2
|
|
|
0 – 4
|
1.7
|
|
|
|
|
|
0-2
|
|
|
|
0-2
|
|
|
0 – 4
|
1.8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 -10
|
0 -10
|
Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0-40
|
Таблица 4
Планирование самостоятельной работы студентов
№
|
Модули и темы
|
Виды СРС
|
Неделя семестра
|
Объем часов
|
Кол-во баллов
|
Аудиторная
|
Внеаудиторная
|
Модуль 3 Среда воспитания
|
1.1
|
Теория коллектива
|
|
Разработка рекомендаций для классного руководителя
|
|
8
|
0 – 6
|
1.2
|
Теория самовоспитания
|
|
Разработка программы самосовершенствования
|
|
8
|
0 – 6
|
1.3
|
Теория нравственного воспитания
|
|
Написание эссе
|
|
8
|
0 – 6
|
1.4
|
Теория эстетического воспитания
|
|
Аннотация статей
|
|
8
|
0 – 4
|
1.5
|
Теория трудового воспитания
|
|
Аннотация статей
|
|
8
|
0 – 4
|
1.6
|
Теория гражданского воспитания
|
|
Разработка модели гражданского воспитания
|
|
8
|
0 – 4
|
1.7
|
Системы воспитания школы
|
Сравнительный анализ систем воспитания
|
|
|
8
|
0 – 4
|
1.8
|
Проект «Воспитательные системы»
|
|
Разработка проекта
|
|
16
|
0 -10
|
|
Всего по модулю 3
|
|
|
|
72/34
|
0-40
|
4 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1.
|
Методические системы и технологии начального образования
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
Содержание и планы практических занятий
Модуль 1 Теории воспитания
Поделитесь с Вашими друзьями: |