Рабочая программа для студентов направления 050100. 62 Педагогическое образование, профиля подготовки «Начальное образование»



Скачать 379,5 Kb.
страница1/5
Дата22.02.2016
Размер379,5 Kb.
#10958
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5

Российская Федерация

Министерство образования и науки

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменский государственный университет

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной педагогики

И.Н.Емельянова


Теории обучения и воспитания в начальной школе.

Дидактика начального образования.

(Модуль 1. Теории обучения и воспитания)
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 050100.62 Педагогическое образование,

профиля подготовки «Начальное образование», очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011

И.Н. Емельянова Теории обучения и воспитания. Дидактика начального образования. (Модуль 1. Теории обучения и воспитания). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.62 «Педагогическое образование», профиля подготовки «Начальное образование», очной формы обучения. Тюмень, 2011. 18 с.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Теории обучения и воспитания. Дидактика начального образования. (Модуль 1. Теории обучения и воспитания) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmk.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: И.Н. Емельянова, д.п.н., профессор

© Тюменский государственный университет, 2011
© И.Н.Емельянова


  1. Пояснительная записка

(Модуль 1. Теории обучения и воспитания)

1.1. Цель дисциплины – повышение уровня педагогической компетентности будущего учителя, создания условий для формирования у студентов ориентированной основы деятельности в решении профессиональных задач обучения в начальной школе

Основные задачи дисциплины:

  1. Сформировать теоретические представления о целях, содержании, структуре, движущих силах и организационных формах современного образовательного процесса;

  2. Научить выделять закономерности, современную систему принципов обучения и моделировать способы их реализации образовательном процессе;

  3. Создать условия для формирования умения интерпретировать сущность методов, форм, средств обучения и учиться моделировать условия их реализации в образовательном процессе;

  4. Создать условия для формирования умения критически и конструктивно анализировать и оценивать основные идеи, концепции, практическую деятельность.

(Общая цель ООП ПО по направлению 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Начальное образование» – воспитание и развитие качеств личности специалиста, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, объективному назначению и содержанию педагогической деятельности, то есть подготовка «педагога-профессионала, компетентного не только в узкоспециальной предметной области, но и в вопросах профессионального и социального взаимодействия и являющегося подлинным субъектом своей жизни и деятельности». В связи с этим данный курс предусматривает задачу – заложить основы педагогического мышления будущих специалистов, сформировать способность осмысливать педагогическую действительность, способность проектировочной деятельности на основе системного подхода; научить принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами целостного педагогического процесса).

    1. Место дисциплины (Модуль 1. Теории обучения и воспитания) в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Теории обучения и воспитания. Дидактика начального образования» относится к циклу Б.3 Профессиональный цикл, базовая часть, модуль 04 «История, теория, методика и технологии начального образования».

Таблица 1.



Взаимосвязь с предшествующими дисциплинами ООП


п/п

Наименование дисциплины

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающихся, необходимым при усвоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин

Дисциплины цикла Б.3 Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная ) часть

1

Возрастная психология

Знание психолого-педагогических особенностей детей младшего и младшего подросткового возраста, владение понятиями «память», «мышление», «воображение», «ощущение», «восприятие», «осознание»

2

Общие основы педагогики

Знание факторов, влияющих на формирование личности, Российских и международных документов по образованию, основ методологии и педагогики и методов педагогических исследований; владение понятиями «образование», « личность», «методология», «педагогика»

3

Основы воспитания

Знание проблем и особенностей воспитания младшего школьника, закономерностей, принципов, форм, методов воспитания; владение понятиями «воспитание», «коллектив», «социальная среда»

4

Основы дидактики

Знание философских и научных основ дидактики, ее функций; владения понятиями «дидактика», «дидактическая система»

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения дисциплины (Модуль 1. Теории обучения и воспитания)

В результате освоения дисциплины (Модуль 1. Теории обучения и воспитания) выпускник должен обладать следующими компетенциями:



Общекультурные компетенции:

ОК 1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК 2 – способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК 3 – способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

ОК 4 – способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК 8 – готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;

ОК 14 – готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

ОК 15 – способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.

Общепрофессиональные компетенции:

ОПК 2 - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

Профессиональные компетенции:

ПК 2 - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

ПК 3 – способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

ПК 4 – способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

В результате освоения дисциплины студент должен:



1. Знать:

- категориальный аппарат теории воспитания и обучения;

- основные нормативные документы, регламентирующие организацию учебно – воспитательного процесса;

- закономерности, принципы, основные модели и методы обучения и воспитания;

- сущность инновационных процессов в современной российской школе.

2. Уметь:

- проводить доступные педагогические исследования;

- разрабатывать учебно-программную документацию;

- разрабатывать конспекты урока;

- анализировать урок с позиции системного подхода;

- анализировать педагогические ситуации.



3. Владеть:

- знаниями о сущности, содержании и структуре процесса обучения;

- основными методами и приемами организации учебно-воспитательного процесса;

- основными методами проверки и оценки знаний, умениями диагностики обучения.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины (Модуль 1. Теории обучения и воспитания)

Семестр 4. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость модуля составляет 2 зачетные единицы, общее количество часов – 72, из них 17 ч. – лекции, 17 ч. – семинарские занятия, 38 ч. – самостоятельная работа студентов.

Таблица 2

3. Тематический план



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме/

в том числе в интерактивной форме



Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Модуль 3 Теории воспитания

1

Теория коллектива




2

2




4

8/ 4

0-6

2

Теория самовоспитания




2

2




4

8 / 4

0-6

3

Теория нравственного воспитания




2

2




4

8 / 4

0-6

4

Теория эстетического воспитания




2

2




4

8/ 4

0-4

5

Теория трудового воспитания




2

2




4

8 / 4

0-4

6

Теория гражданского воспитания




2

2




4

8/ 4

0-4

7

Системы воспитания школы




2

2




4

8/ 4

0-4

8

Проект «Воспитательные системы»




3

3




10

16/6

0-10




Всего




17

17




38

72 /34

0-40



Таблица 3
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикум

проекты

Модуль 1 Теории обучения и воспитания

1.1







0-2







0-2










0-2







0 – 6

1.2







0-2







0-2










0-2







0 – 6

1.3







0-2







0-2










0-2







0 – 6

1.4
















0-2










0-2







0 – 4

1.5
















0-2










0-2







0 – 4

1.6
















0-2










0-2







0 – 4

1.7
















0-2










0-2







0 – 4

1.8


































0 -10

0 -10

Всего





































0-40

Таблица 4

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

Аудиторная

Внеаудиторная

Модуль 3 Среда воспитания

1.1

Теория коллектива




Разработка рекомендаций для классного руководителя




8

0 – 6

1.2

Теория самовоспитания




Разработка программы самосовершенствования




8

0 – 6

1.3

Теория нравственного воспитания





Написание эссе




8

0 – 6

1.4

Теория эстетического воспитания




Аннотация статей




8

0 – 4

1.5

Теория трудового воспитания




Аннотация статей




8

0 – 4

1.6

Теория гражданского воспитания




Разработка модели гражданского воспитания




8

0 – 4

1.7

Системы воспитания школы

Сравнительный анализ систем воспитания







8

0 – 4

1.8

Проект «Воспитательные системы»




Разработка проекта




16

0 -10




Всего по модулю 3










72/34

0-40


4 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Методические системы и технологии начального образования

+

+

+

+

+

+

+

+




  1. Содержание и планы практических занятий


Модуль 1 Теории воспитания


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ

Скачать 379,5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница