Рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» очной формы обучения «подготовлено к изданию»



Скачать 333.15 Kb.
Дата22.02.2016
Размер333.15 Kb.
ТипРабочая программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ / Л.М. Волосникова /

__________ _____________ 2011г.


КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.68 «Психология»

очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы Раева Т.В.

«8» июня 2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии

«8» июня 2011 г. протокол № 14.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ___14______стр.

Зав. кафедрой ______________________________/ Е.Л. Доценко /

«8» июня 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики

«22» июня 2011г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/ А.В. Арефьева /

«22» июня 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А. Федорова /

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной психологии
РАЕВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011


Т.В. Раева Клинические основы психологического консультирования и психотерапии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.68 «Психология», очной формы обучения. Тюмень, 2011, _17__ стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Клинические основы психологического консультирования и психотерапии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.




ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой общей и социальной психологии д.пс.н., профессор Е.Л. Доценко.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Раева Т.В., 2011.


Раева Т.В.

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ

Учебно-методический комплекс

для студентов направления 030300.62 «Психология»

Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________

Издательство Тюменского государственного университета

625003, г. Тюмень, Семакова, 10




1. Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи дисциплины:
Цель курса: данного курса является углубление и систематизация знаний студентов о сущности, задачах и методах психологического консультирования, формирование навыков клинического мышления при оказании психологической помощи.

Это предполагает решение следующих задач:



  1. Сформировать представление об основных факторах, способствующих проведению эффективного психологического консультирования и психотерапии.

  2. Научить студентов самостоятельно распознавать основные трудности и ошибки в психологическом консультировании и психотерапии.

  3. Сформировать навыки терапевтического контакта, распознавания переноса и контр-переноса, преодоления сопротивления терапии.

  4. Познакомить с клинико-психопатологическими, социальными и биологическими аспектами психических болезней, проявлениями и динамикой у конкретных больных.

  5. С помощью практических занятий помочь обучающимся выработать ряд навыков, необходимых для распознавания основных психических расстройств (симптомов), объединения их в психопатологические синдромы; разграничения личностных проблем от тех или иных психических заболеваний.

  6. Отработка навыков опроса больного, имеющего психические расстройства, общения с ним, формирования взаимопонимания и доверия, овладение правилами ведения психотерапевти­ческой беседы.


1.2. Место дисциплины в учебном процессе: курс «Клинические основы психологического консультирования и психотерапии» относится к разделу М.2 «Дисциплины по выбору», входящему в учебный план направления 030300.68 «Психология».

За время обучения у студентов должно сформироваться особое мировоззрение, клиническое мышление, основой которого является представление о сложности, противоречивости природы психики и поведения человека, об отсутствии каких-либо обыденных норм и догм, в рамках которых клиент может быть однозначно оценен. Подобные взгляды у психолога-профессионала означают не только определенное отношение к людям вообще, а, следовательно, и к клиентам, но и умение использовать эти взгляды, опираясь на данные психологических и психопатологических исследований, на работы классиков практической и научной психологии.

Для эффективного усвоения курса студенты должны освоить представление о базовых целях и задачах работы психолога («Практикум по методам психологии»), об основных закономерностях формирования, развития и функционирования личности («Научные школы и теории в современной психологии»), о психологическом консультировании и коррекции в целом («Теория и практика консультативного процесса», «Основные направления и школы психологического консультирования»).

Освоение дисциплины является основой и развитием для последующих курсов: «Психотехники построения жизненного пути», «Консультирование в стиле коучинг», «Психотерапия психозов и пограничных состояний», «Психотерапия зависимостей», «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования».



1.3. Компетенции выпускника магистратуры:

  1. совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК- 1);

  2. самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК- 2);

  3. активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

  4. свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК -4);

  5. принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуация (ОК- 6);

  6. адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК -7);

  7. позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК -8);

  8. использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК - 10)

  9. оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК - 11)

  10. анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био - психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8);

  11. профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9);

  12. выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);

  13. овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ПК-11);

  14. сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);

  15. диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17);

  16. комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19);

  17. формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20);

  18. разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21);

  19. выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-24);

  20. решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур (ПК-37);

  21. использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-40).

  22. умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ПК-44)

  23. установлению и поддержанию «терапевтического» контакта с клиентом; совместному с клиентом определению целей и стратегии консультативной работы (ПК-51)

  24. определению главной проблемы в сложившейся ситуации и ее операционализации (делению на конкретные задачи); выявлению причинно-следственных связей (ПК-52)

  25. определению и применению психологических средств воздействия, адекватных задачам консультирования (ПК-53)

  26. рефлексивному анализу условий, процесса и результатов консультирования, а также собственного их ресурсного обеспечения (ПК-54)

  27. побуждению к развитию у клиента навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями (ориентации на личностный рост клиента) (ПК-55)

  28. ориентироваться в механизмах изменений организационной/групповой/семейной системы (ПК-60)

  29. отдавать себе отчет (осознавать) цели и их возможные последствия тех или иных вмешательств в систему организационных/групповых/семейных (ПК-61)

В результате изучения курса «Клинические основы психологического консультирования и психотерапии» студент должен:

  • знать: определение психологического консультирования и психотерапии, цели и задачи консультирования и психотерапии (в т.ч. В различных направлениях), виды психологического консультирования, отличие психологического консультирования от психотерапии, типы проблемных ситуаций, решаемых в процессе консультирования и психотерапии клиентов с психическими расстройствами, индивидуально-психологические и клинические аспекты, влияющие на процесс консультирования и психотерапии, требования к профессиональной подготовке и к личности психолога-консультанта, общую структуру процесса консультирования и психотерапии, этапы психотерапии клиентов с различными психическими расстройствами, экологичность процесса консультирования и психотерапии, этику и деонтологию консультанта.

  • уметь: организовывать пространство для консультирования и психотерапии, устанавливать контакт с клиентом, имеющим психические расстройства разной степени выраженности, поддерживать консультативный контакт, отслеживать невербальное поведение клиента с учетом имеющихся психических нарушений, выяснять и анализировать проблему клиента на основе клинического мышления, ставить цели консультативной и психотерапевтической работы, вырабатывать пути их достижения, применять техники и методики в процессе консультирования и психотерапии адекватно поставленным целям, оценивать полученные результаты, отслеживать и при необходимости корректировать собственное состояние в процессе работы.

  • владеть: методами клинической диагностики и приемами психологического консультирования и психотерапии пациентов с психическими расстройствами.


2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр – 3. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
3. Тематический план.

Таблица 1.
Тематический план




Тема


недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Формы контроля

Лекции*

Семинарские (практические) занятия

В том числе интерактивные формы

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8




Модуль 1.






Психодинамический подход в психологическом консультировании и психотерапии

1




4

4

4

устный опрос



Когнитивно-поведенческий подход в психологическом консультировании и психотерапии

1-2




4

4

4

устный опрос

3

Экзистенциально-гуманистический подход в психологическом консультировании и психотерапии

2




4

4

4

устный опрос




Модуль 2.









Психологическое консультирование при переживании горя, утраты и суициде. Кризисная психотерапия

3




2

2

8

комплексные ситуационные задания



Возможности интегрирования различных методов и подходов в психологическом консультировании и психотерапии

3-4




2

2

6

комплексные ситуационные задания



Психотерапия, ее значение в лечении психозов, пограничных расстройств и соматических заболеваний

4




4

4

6

комплексные ситуационные задания




Всего

72




20

20

32







Итого (часов, баллов):

72




20

20

32






Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные




Модуль 1













1

Психодинамический подход в психологическом консультировании и психотерапии

сравнительный анализ источников, работа в малых группах

подготовка сообщений

1

4

2

Когнитивно-поведенческий подход в психологическом консультировании и психотерапии

работа в малых группах

самостоятельное изучение материала,

подготовка сообщений



1-2

4

3

Экзистенциально-гуманистический подход в психологическом консультировании и психотерапии

работа в малых группах

самостоятельное изучение материала

2

4




Всего по модулю 1:





Модуль 2













4

Психологическое консультирование при переживании горя, утраты и суициде. Кризисная психотерапия

работа в малых группах

самостоятельное изучение материала, подготовка сообщений

3

8

5

Возможности интегрирования различных методов и подходов в психологическом консультировании и психотерапии

работа в малых группах

самостоятельное изучение материала, подготовка сообщений

3-4

6

6

Психотерапия, ее значение в лечении психозов, пограничных расстройств и соматических заболеваний

работа в малых группах, самостоятельное изучение материала

подготовка сообщений

4

6




Всего по модулю 2:







ИТОГО:

32



4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Психотехники построения жизненного пути

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Консультирование в стиле коучинг

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Психотерапия психозов и пограничных состояний

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Психотерапия зависимостей

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования

+

+

+

+

+

+

+

+

+


5. Содержание дисциплины.
Модуль 1.

Темы:

«Психодинамический подход в психологическом консультировании и психотерапииhttp://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.psy.msu.ru%2Fabout%2Flab%2Ftrud%2Fprogram_psy_stress.pdf&lr=55&text=%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%90.%D0%91.%2C%20%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%90.%D0%A1.%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2&l10n=ru&mime=pdf&sign=e8da99b1879189bd117979ad4624f807&keyno=0 - YANDEX_29». «Когнитивно-поведенческий подход в психологическом консультировании и психотерапии». «Экзистенциально-гуманистический подход в психологическом консультировании и психотерапии»
Знаниевый компонент.

Терапевтический климат (физические и эмоциональные компоненты). Ограничения в психологическом консультировании и психотерапии. Психоаналитическое понимание сущностей и целей терапевтических изменений. Эго-функции здоровой личности с позиций современной Эго-психологии (отношение к реальности, регуляция и контроль инстинктивных влечений, объектные отношения, психологические защиты, функции автономности). Психоаналитический подход к неврозам и личностным расстройствам. Классический психоанализ как процесс. Понятия переноса, контрпереноса, инсайта и катарсиса в психологическом консультировании. Психоаналитическое консультирование и психотерапия (драйвы, негативные или чрезмерные аффекты, травматические ситуации детства, защита, компромиссное образование). Психоаналитическая психология самости. Развитие Эго и самости как ценностные ориентации в Эго-психологии. Современная теория процесса психоаналитического консультирования и психотерапии. Рационализм и научение как концептуальные ценности бихевиоризма. Бихевиоральный подход в психологическом консультировании и психотерапии. Когнитивный подход к консультированию и психотерапии. Характеристики, общие для различных направлений когнитивного-поведенческого подхода. Процессуальные характеристики и условия проведения рационально-эмотивной терапии, ее основные техники. Ценностный подход к проблеме человеческого существования в гуманистической психологии. Гуманистический подход к проблеме расстройств личности. Клентцентрированные подходы к процессу психологического консультирования и психотерапии, основные понятия. Теоретические модели психологической помощи, основанные на клиентцентрированном подходе. Основные уровни беседы в консультировании (по Дж. Бьюдженталю). Экзистенциальный подход И. Ялома и Р.Мэя. Логотерапия В. Франкла.



Практический компонент. Умеет использовать техники конфронтации, работы с сопротивлением и интерпретации в психологическом консультировании и психотерапии. Может снять психологическое напряжение у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди. Владеет техниками когнитивной и поведенческой психотерапии. Использует принципы клиентцентрированного подхода в работе с клиентом.

Ценностный компонент. Понимает ценность психического и психологического здоровья для полноценного функционирования личности и общества в целом. Уважает свободу выбора клиента. Понимает и принимает этические нормы и принципы психолога-консультанта. Концептуальные ценности психодинамического подхода в психологическом консультировании и психотерапии, рационально-эмотивной и клиентцентрированной терапии.

Основные понятия. Психологическое консультирование и психотерапия, психодинамическое направление, перенос, контр-перенос, психологические защиты, типы личностной организации, катарсис, научение, иррациональные когниции, эмпатия, конгруэнтность, самоактуализация.
Перечень вопросов, выносимых на обсуждение

  1. Каковы цели и задачи консультирования и психотерапии в различных психотерапевтических направлениях?

  2. В чем особенности позиций психолога и клиента в процессе консультирования и психотерапии в рамках психодинамического, когнитивно-поведенческого и гуманистического подходов?

  3. В чем состоят особенности терапевтического климата (физические и эмоциональные компоненты)?

  4. Какие существуют ограничения в психологическом консультировании и психотерапии? Составьте сводную таблицу.

  5. Чем отличается психоаналитический подход к неврозам и личностным расстройствам от других направлений?

  6. Какие характеристики являются общими для различных направлений когнитивного-поведенческого подхода? Обоснуйте свой выбор.

  7. Проанализируйте теоретические модели психологической помощи, основанные на клиентцентрированном подходе. В чем их сходства и различия?

  8. Составьте рейтинг личностных характеристик психолога, необходимых для успешной работы в психологическом консультировании.

  9. Составьте список навыков и умений психолога, необходимых для успешной работы на основе модели Дж. Бьюдженталя. Обоснуйте свой выбор.

  10. В чем заключаются особенности экзистенциального подхода в психологическом консультировании и психотерапии? Сравните различные направления.


Модуль 2.

Темы:

«Психологическое консультирование при переживании горя, утраты и суициде. Кризисная психотерапия», «Возможности интегрирования различных методов и подходов в психологическом консультировании и психотерапии», «Психотерапия, ее значение в лечении психозов, пограничных расстройств и соматических заболеваний».
Знаниевый компонент.

Особенности психологической помощи клиентам при переживании горя, утраты и суициде. Временные периоды переживания горя. Психологические и психопатологические симптомы горя. Психологическое консультирование клиентов с суицидальными тенденциями. Современные аспекты суицидологи. Психологические характеристики склонных к суицидальному поведению клиентов. Кризисная психотерапия как процесс и ее основные техники. Понятие кризиса, типы кризисов. Цели кризисной интервенции. Подходы в психологическом консультировании (проблемно-ориентированный, личностно-ориентированный, решение-ориентированный, духовно-ориентированный). Модели психологического консультирования (консультативная, психотерапевтическая). Работа с образами и символами в психологическом консультировании и психотерапии. Условия результативности психологического консультирования. Психотерапия, ее значение в лечении психозов, пограничных расстройств и соматических заболеваний. Возможности использования психодиагностических методик (тестовых и проективных), в т.ч. для установления контакта. Связь метода психотерапии с личностными особенностями пациентов. Возможности интегрирования различных методов и подходов в психологическом консультировании и психотерапии.



Практический компонент. Умеет устанавливать и поддерживать консультативный контакт с клиентом, находящемся в кризисной ситуации, выяснять содержание проблемы, ее проявления при различных уровнях психической патологии, умеет ставить консультативную цель, использовать образы и символы в процессе работы, формировать психотерапевтические «мишени» совместно с клиентом, учитывать личностные особенности клиента при выборе психотерапевтической техники.

Ценностный компонент. Понимает ценность психического и психологического здоровья для полноценного функционирования личности и общества в целом. Уважает свободу выбора клиента. Понимает и принимает этические нормы и принципы психолога-консультанта.

Основные понятия. Консультативный контакт, кризисная интервенция, горе, суицид, контекст, психозы, уровни проявления проблемы, психосоматические расстройства, психотерапевтические «мишени», психотерапевтические стратегии.
Перечень вопросов, выносимых на обсуждение

  1. Выделите основные подходы в психологическом консультировании. Каковы особенности каждого из них?

  2. Каковы модели психологического консультирования?

  3. Что такое консультативный контакт? Каким образом он устанавливается и поддерживается с клиентами, имеющими психические расстройства разной степени выраженности?

  4. Как осуществляется работа с образами и символами в психологическом консультировании и психотерапии?

  5. Каким образом можно использовать психодиагностические методики для установления контакта и других этапах психотерапии?

  6. В чем заключаются ообенности психологической помощи клиентам при переживании горя, утраты?

  7. Что необходимо знать про суицидальное поведение? Какие вопросы для выявления суицидальных тенденций необходимо задать клиенту?

  8. Какие вопросы для выявления ресурсов необходимо задать клиенту, проживающего кризисную ситуацию?

  9. Как может проявляться проблема на различных уровнях? Какие вопросы для выявления этих проявлений необходимо задать клиенту?

  10. Какие вопросы для выявления стратегии переживания проблемной ситуации необходимо задать клиенту?

  11. На что необходимо обращать внимание в невербальном поведении клиента с различными психическими расстройствами?

  12. Как можно интегрировать различные методы и подходы в психологическом консультировании и психотерапии


6. Планы семинарских занятий.

Практическая часть курса предполагает обсуждение самостоятельно подготовленного студентами материала (см. Знаниевый компонент и Вопросы для обсуждения, представленные в содержании каждого модуля), а также моделирование различных ситуаций консультирования и их групповой анализ (в роли психолога-консультанта может выступать как преподаватель курса, демонстрирующий различные виды работы, так и сами студенты).

На семинарских занятиях используются три основных метода работы по формированию профессиональных навыков консультанта:


  1. Моделирование различных ситуаций консультирования в демонстрационном режиме.

Преподаватель демонстрирует работы с клиентом (клиентом является один из членов учебной группы) с дальнейшим обсуждением и разбором использованных методов и приемов.

  1. Моделирование различных ситуаций консультирования в общей группе («Метод аквариума»).

Один из студентов выступает в роли консультанта, второй – в роли клиента. Работа демонстрируется всей учебной группе с дальнейшим обсуждением и разбором использованных методов и приемов, а также удачных и неудачных моментов консультирования.

  1. Моделирование различных ситуаций консультирования в малых группах.

Консультирование проводится студентами в малых группах по 3 человека, где первый студент выступает в роли консультанта, второй – в роли клиента, а третий – в роли наблюдателя, который письменно фиксирует основные моменты консультирования и дает обратную связь консультанту. По завершению работы в малых группах проводится обсуждение и разбор использованных студентами методов и приемов, а также удачных и неудачных моментов консультирования.

7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).
Лабораторные занятия проходят на базе психиатрических стационаров (областной клинической психиатрической больницы, отделения пограничных состояний, областном наркологическом диспансере). Лабораторные работы включают в себя клинические разборы пациентов, анализ случая из клинической практики преподавателя, психопатологический анализ литературных героев, самостоятельную работу с пациентами.
8. Примерная тематика курсовых работ.

Курсовые работы не предусмотрены учебным планом по этой дисциплине.


9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
Вопросы к экзамену


    1. Психологическое консультирование, определение понятия, цели консультирования,

отличие от психотерапии.

    1. Структура процесса консультирования.

    2. Принципы и виды психологического консультирования.

    3. Условия результативности психологического консультирования.

    4. Требования к личности консультанта – модель эффективного консультанта.

    5. Система ценностей консультанта.

    6. Средства воздействия консультанта.

    7. Роль психологической триады К. Роджерса в индивидуальном консультировании.

    8. Процесс психологического консультирования.

    9. Процедуры консультирования.

    10. Навыки поддержания консультативного контакта.

    11. Ограничения в психологическом консультировании.

    12. Начало беседы с клиентом. Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди.

    13. Техники на завершающей стадии консультирования.

    14. Типы вопросов, используемых консультантом.

    15. Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения.

    16. Оценивание результатов психологического консультирования.

    17. Понятия переноса, контрпереноса, инсайта и катарсиса в психологическом консультировании.

    18. Работа с образами и символами в психологическом консультировании.

    19. Этические принципы в психологическом консультировании.

    20. Психологическое консультирование при переживании горя, утраты и суициде. Кризисная интервенция.

    21. Психодинамический подход в психологическом консультировании, сущность, цели, задачи, основные методы.

    22. Когнитивно-поведенческий подход в психологическом консультировании, сущность, цели, задачи, основные методы.

    23. Экзистенциально-гуманистический подход в психологическом консультировании, сущность, цели, задачи, основные методы.

    24. Возможности интегрирования различных методов и подходов в психологическом консультировании.


10. Образовательные технологии.

Все семинарские занятия ведутся в интерактивной форме. Кроме того, на семинарских занятиях и при самостоятельной подготовке активно используется работа в малых группах, что развивает не только профессиональные, но и коммуникативные компетенции студентов. В рамках семинарских занятий также используется проектный метод работы, позволяющий студентам выполнять комплексные ситуационные задания, направленные на обобщение изученного материала. На лабораторных занятиях студенты самостоятельно работают с клиентами в клинике.


11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

11.1. Основная литература:

  1. Бэндлер P., Гриндер Д. Структура магии. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.

  2. Бюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001

  3. Кочунас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. – М.: академический проект; ОППЛ, 2003

  4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер,2000

  5. Флемминг Фанч. Преобразующие диалоги: Учебник по техникам практическим для содействия. личностным изменениям - Киев , 1997.


11.2. Дополнительная литература:

  1. Абрамова Г.С. Графика в психологическом консультировании / Г.С. Абрамова; - М.: ПЕР СЭ, 2001

  2. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: «Деловая книга», 1998г.

  3. Айви А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймек-Даунинг /- М., 2000

  4. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс,2000

  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер,2001.

  6. Берн Ш. Гендерная психология – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001

  7. Бойко В.В. . Энергия эмоций. В.В. Бойко. – СПб.:Питер, 2004.

  8. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Издательство «Институт психотерапии», 2000

  9. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.,1988

  10. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. //Вопросы психологии. – 1990. - №6. – С.

  11. Братченко С.Л. Диалог /С.Л. Братченко, Д.А. Леонтьев // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, 2007. №2 (11). С. 23-28

  12. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования - СПб.: Питер, 2002

  13. Бэндлер P., Гриндер Д. Из лягушек — в принцы. Вводный курс НЛП тренинга. М.: Флинта, 2000.

  14. Василюк Ф.Е. Психология переживания – М.: Изд-во МГУ, 1984.

  15. Гидденс Э. Трансформация интимности./ Э.Гидденс. – СПб.: Питер, 2004.

  16. Горшкова Е.Г. Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса. Практическое руководство. / Е.Г. Горшкова, О.В. Бухаркова. – СПб.: Речь, 2006

  17. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти.- М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005

  18. Карелин А. А. К22 Снег на листьях или психотехнология успеха. - М.: "КСП+", 2000.

  19. Квале Стейнар. Исследовательское интервью. – М.:Смысл, 2003

  20. Киршбаум Э. И., Психологическая защита./ Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева.– 3-е изд. – М.: Смысл, СПб.: Питер, 2005

  21. Кочунас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000

  22. Ленгле А. Эмоции и экзистенция. Пер. с нем. – Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007г.

  23. Ленгле А.Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей: Пер с нем.- М.: Генезис, 2005

  24. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности./ Д.А. Леонтьев. – М., 1993.

  25. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности/ Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2000. – Т21. - №1, С. 15-25

  26. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 3-е изд. Доп.,- М.: Смысл, 2007

  27. Леонтьев Д.А. Симбиоз или адаптация или автономия и трасценденция выбор личности в непредсказуемом мире.// Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И. Яцуты. Кемерово: ИПК «Графика», 2002, С. 3 – 34

  28. Линде Н.Д. Что это такое – психологическая проблема //Психология в вузе, 2005. №2. С. 79-103

  29. Лосева В.К. Психосексуальное развитие ребенка / В.К. Лосева, А.И. Луньков; - М.: А.П.О., 1995

  30. Мадди С. Теории личности: Сравнительный анализ / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Речь», 2002

  31. Малкина –Пых И.Г. Техники психоанализа и терапии Адлера. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004

  32. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы./ А.Маслоу. – СПб., 1997

  33. Маслоу А. Психология бытия/ А. Маслоу. – М., 1997

  34. Мастерство психологического консультирования./ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2007

  35. Мэй Р. Искусство психологическое консультирования.как давать и обретать душевное здоровье/ Пер с англ. М.Будыниной, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002

  36. Мэй Р. Сила и невинность. – М.: Смысл, 2001

  37. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. Л., 1960

  38. Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. – М.: МГППУ, 2008

  39. Носсрат Пезешкиан. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. Издательство: Генезис, Москва 2004.

  40. Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001

  41. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. Пер с англ. – М.: Изд-во Март, 1996

  42. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – СПб.: Речь - 2004

  43. Психологическое пространство личности. Сборник статей.- Петр-Камч.: Изд-во КГПУ.-2004

  44. Рагулина М.В. Ценностно-смысловое содержание понятия «аутентичность» как системного качества личности / Вестник Томского государственного университета. – Томск, 2007г. - №296. – С. 206-212

  45. Ревич И.М. Человечность как философско-антропологическая проблема: учебное пособие /И.М. Ревич – Изд. 2-е перераб. И доп. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного гуманитарного университета,2005.

  46. Робин Ж-М, Гештальт-терапия. Перевод с французского И.Я. Розенталь под редакцией Хломова Д.Н., Кедровой Н.Б.- М.:Институт Общегуманитарных Исследований, 2007

  47. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека./К.Роджерс. – М., 1994

  48. Роджерс К. Клиентцентрированная терапия. – М.: Рефл-бук, 1997

  49. Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. Учебное пособие. –М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003

  50. Сандомирский М. Психосоматика и телесная психотерапия. Практическое руководство.- М.:Независимая фирма «Класс», 2007

  51. Семенов И.Н. Рефлексия: Философские и психологические аспекты изучения/ И.Н. Семенов, Е.Р. Новикова // Мысли о мыслях. - Новосибирск,1995. – Т.1

  52. Тиллих П. Мужество быть / П. Тиллих; пер с англ. О. Седаковой; // Символ - №28,1992

  53. Тхостов А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов; М.: Смысл, 2002

  54. Ухтомский А.А. Доминанта /А. А. Ухтомский; - СПб: Питер,2002

  55. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии.- М., 1991

  56. Франкл В. Человек в поисках смысла./ В.Франкл. – М., 1990

  57. Фрейд З. Психология бессознательного./ З.Фрейд. – М.: Просвещение, 1989

  58. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни/ З.Фрейд //Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990

  59. Фрейджер Р., Личность: теории, упражнения, эксперименты. / Р. Фрейджер, Дж.Фейдимен.– СПб.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2004

  60. Фромм Е. Человеческая ситуация – ключ к гуманистическому психоанализу. // Искусство любить./ Пер. с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева. 2-е изд. – СПб.: Азбука-классика, 2005

  61. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э.Фромм. – М.: Республика, 1994.

  62. Фромм Э. Искусство любить/ Пер. с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева. 2-е изд. – СПб.: Азбука-классика, 2005

  63. Хломов Д. Философия гештальт-подхода. Методическое пособие. / Д. Хломов, Е.Р. Калитеевская / Изд-во Московского Гештальт Института.-2008

  64. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия./ Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская/ Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003

  65. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000


12. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Мультимедийное оборудование.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница