Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» очной формы обучения «подготовлено к изданию»



Скачать 326.8 Kb.
Дата22.02.2016
Размер326.8 Kb.
ТипРабочая программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

____________Л.М. Волосникова

«___»________________2013 г.

Детская и семейная Психотерапия
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.62 «Психология»

очной формы обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»

Автор работы: _______ М.В. Богданова

«15» сентября 2013 г.

Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии

«18» сентября 2013 г., протокол № 2



Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»

Объем 16 стр.

Зав. кафедрой _________ Е.Л.Доценко

«18» сентября 2013 г.


Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики

«15» октября 2013 г., протокол № 2



Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель УМК ___________ А.В. Арефьева

«15» октября 2013 г.


«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. отделом БПЛ ____________ Л.И. Локоман

«14» ноября 2013 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зав. методическим отделом УМУ _________ И.Ю. Фарафонова

«___»__________2013 г.

Богданова М.В. Детская и семейная психотерапия: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013, 16 стр.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология».

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Детская и семейная психотерапия: [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой общей и социальной психологии д.пс.н., профессор Е.Л. Доценко.


© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013.

© Богданова М.В., 2013.






Богданова М.В.

Детская и семейная Психотерапия
Учебно-методический комплекс

для студентов направления 030300.62 «Психология»

очной формы обучения

Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________


Издательство Тюменского государственного университета

625003, г. Тюмень, Семакова, 10




1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи курса
Цели и задачи

Стратегическая цель изучения дисциплины – дать целостное, систематизированное представление о семейной терапии, различных школах и направлениях, особенностях ведения семьи в различных подходах. 
Основные задачи курса: 
1. Сформировать представления о семье и семейных отношениях как целостном, исторически сложившемся образовании, имеющем свои специфические особенности жизнедеятельности. 
2. Дать представления об основных теоретических подходах в семейной терапии 
3. Задать общую логику работы с семьей 
4. Сформировать умение составлять план семейной терапии. 
1.2. Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Детская и семейная психотерапия» относится к циклам дисциплин направления, установленным вузам в рамках профессионального цикла вариативной части программы подготовки бакалавра по направлению «Психология», является курсом по выбору.




Для изучения дисциплины студентом необходимо владеть знаниями по курсам «Возрастная психология», «Психология семьи». 
1.3 Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны: 
приобрести знания: 
• об индивидуальном здоровье как состоянии телесного, душевного и духовного благополучия; 
• о здоровом образе жизни как способе жизнедеятельности, который способствует формированию, сохранению и укреплению здоровья; 
• о последствиях нездорового образа жизни (табакокурения, алкоголизации, беспорядочных сексуальных связей, гипокинезии, неправильного питания, бездумного провождения свободного времени и др.); 
овладеть умениями и навыками: 
комплексной диагностики особенностей семейных отношений;  первичные навыки проведения семейной психотерапии;
2. Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр 8. Форма промежуточной аттестации – зачет., Лекций 16 часов, семинаров 32 часа, самостоятельная работа – 51 час. Всего 99 часов.

3. Тематический план

Таблица 2.

Тематический план




Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские занятия

В т.ч. интерактивные

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа







1

2

3

4

5




6

7

8

9




Модуль 1

























1.

Тема 1: Основы семейной психотерапии

1-я

2

4







4

10

0-10

2.

Тема 2: Жизненный цикл семьи 

3-я

2

4

2




4

10

0-10

3.

Тема 3. Нарушения функционирования семьи 

5-я

2

4

2




4

10

0-10




Всего




6

12

4

-

12

36

0-30




Модуль 2

























1.

Тема 4. Общие вопросы семейной психотерапии 

7-я

2

4

2




4

10

0-10

2.

Тема 5. Основные направления семейной психотерапии

9-я

2

4







4

10

0-10

3.

Тема 6. Теоретические подходы в семейной психотерапии

11-я

2

4







7

13

0-10




Всего




6

12

2

-

15

39

0-30




Модуль 3

























1.

Тема 7. Теоретические подходы к детской психотерапии

13-я

2

4

2




8

14

0-14

2.

Тема 8. Учет возрастных особенностей в психотерапии детей

15-я

2

4

2




8

14

0-14




Всего




6

12

6

-

24

42

0-40




Итого (часов, баллов):




16

32

12

-

51

99

0 – 100



Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1

Тема 1

Проведение самостоятельного исследования, подготовка клинического разбора

Реферат, спец.задания

1-я

4

0-6

1.2

Тема 2

Проведение самостоятельного исследования, подготовка клинического разбора

Реферат, спец.задания

3-я

4

0-6

1.3

Тема 3

Проведение самостоятельного исследования, подготовка клинического разбора

Реферат, спец.задания

5-я

4

0-6




Всего по модулю 1:




18

Модуль 2
















2.1

Тема 4

Проведение самостоятельного исследования, подготовка клинического разбора

Реферат, спец.задания

7-я

4

0-6

2.2

Тема 5

Проведение самостоятельного исследования, подготовка клинического разбора

Реферат, спец.задания

9-я

4

0-6

2.3

Тема 6

Проведение самостоятельного исследования, подготовка клинического разбора

Реферат, спец.задания

11-я

4

0-6




Всего по модулю 2:




18

Модуль 3
















3.1

Тема 7

Проведение самостоятельного исследования, подготовка клинического разбора

Реферат, спец.задания

13-я

4

0-6

3.2

Тема 8

Проведение самостоятельного исследования, подготовка клинического разбора

Реферат, спец.задания

15-я

4

0-6




Всего по модулю 3:

32

16




ИТОГО:




48



4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Производственная практика

+

+

+

+

+

+

+

+

+



Преддипломная практика

+

+

+

+

+

+

+

+

+


5. Содержание дисциплины

Тема 1. Основы семейной психотерапии. 
Роль и место семейной терапии в контексте, современной психологии. История развития семейной психотерапии. Семейная психотерапия и смежные дисциплины. Определение понятий: метод, направление, школа, техники семейной психотерапии. 
Опорные понятия темы: семья, семейная терапия, метод, школа, техники терапии. 

Тема 2. Жизненный цикл семьи 
Определение понятия «семья». Функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, функция духовного общения, функция первичного социального контроля, сексуально-эротическая. Динамика семьи. Этапы жизненного цикла семьи. Тип нарушений функционирования семьи. 
Опорные понятия темы: 
Функции семьи, Этапы жизненного цикла 

Тема 3. Нарушения функционирования семьи 
Цели и задачи изучения семьи. Показания и противопоказания к семей-ной терапии. Основные подходы в изучении семьи: эклектический (модель «Мак-Мастера»); проблемный, факторный подход, индуктивная таксономия. Диагностические проблемы получения информации о семье: проблема полноты информации и преодоления барьера, интимности, проблема изменчивости психологической информации о семье; проблема разбросанности данных. Поэтапная методика изучения семьи и ее роли в возникновении и течении нервно-психических расстройств. 
Опорные понятия темы: 
Подходы в изучении семьи, поэтапное изучение семьи. 

Тема 4. Общие вопросы семейной психотерапии 
История развития семейной психотерапии. Семья как базисная человеческая система. Понятие «холон». Индивидуальный, родительский холоны и холон сиблингов. Понятие о системах и подсистемах. Границы систем. Этапы терапии. Этапы присоединения. Позиция психолога по отношению к членам семьи: тесная близость, промежуточная позиция, отстраненная позиция. Понятие о дисфункциональных семьях. 
Опорные понятия темы: «холон», границы, близость, позиции членов семьи, дисфункциональные семьи. 

Тема 5. Основные направления семейной психотерапии 
История развития стратегической семейной психотерапии. Стратегиче-ские конструкции семейной терапии. Цели терапии. Понятие о симптомах. Метафора – как выражение семейной проблемы. Понятие об иерархиях в семейной структуре. Особенности оценки семейных отношений в стратегической семейной психотерапии. Принципы, на которые опираются при выяснении сути проблемы. Основные цели вмешательства при стратегической семейной терапии. 
Опорные понятия темы: 
Симптом, иерархия, цели вмешательства. 

Тема 6. Теоретические подходы в семейной психотерапии 
История возникновения экзистенциальной семейной психотерапии. По-нятие о браке и семье в экзистенциальной школе семейной терапии. Игра для подготовки к браку. Создание необходимого контекста для проведения семейной терапии. Языки экзистенциальной семейной терапии: язык боли и бессилия, язык предположений, язык возможностей, язык расставания. Основные направления работы в данной школе психотерапии: избавление от симптома: перемена стиля жизни; передача власти семье, стадии терапии: предтерапия, свидание с незнакомцем: средняя стадия; центральная рабочая стадия, стадия полного альянса; тупик; тяжелый тупик. 
Опорные понятия темы: 
Избавление от симптома, свидание с незнакомцем, полный альянс, тяжелый тупик.

Тема 7. Теоретические подходы к детской психотерапии

Специфика психотерапии детей. Виды детских проблем. Выстраиванием отношений психотерапевта с ребенком. С кем заключается психтерапевтический контракт. Виды терапии.

Тема 8. Учет возрастных особенностей в психотерапии детей

Виды терапии в зависимости от возраста ребенка. Возможности групповой работы в психотерапии детей. Игра как диагностический и терапевтический инструмент. Сказкотерпаия. Песочная терапия.
6. Планы семинарских занятий.

Занятие 1. 
Тема: Жизненный цикл семьи. 
Вопросы для обсуждения 
1. Период ухаживания 
2. До рождения детей 
3. Рождение детей и взаимоотношения с ними 
4. Фаза стабилизации 
5. Дети покидают дом 

Задание для выполнения на семинарском занятии: 
1. Составить схему наблюдения за семьей, выделить критерии для изу-чения различных сторон взаимодействия членов семьи и определения этапа ее жизненного цикла. 

Занятие 2. 
Тема: Общие вопросы семейной психотерапии 
Вопросы для обсуждения 
1. Цели и задачи семейной психотерапии 
2. Этапы семейной психотерапии 
3. Диагностика в работе с семьей 
Задание для выполнения на семинарском занятии: 
Проанализируйте цели и задачи психолога, его тактику на различных этапах работы с семьей. Сделайте выводы. 

Занятие 3. 
Тема: Основные направления семейной терапии 
Вопросы для обсуждения 
1. История развития семейной терапии. 
2. Особенности психоаналитической теории. 
3. Особенности теории систем (межличностная ориентация). 
4. Эклектическая ориентация. 
Задания для выполнения на семинарском занятии: 
1. Сопоставьте взгляды терапевтов психоаналитической теории, тео-рии систем и эклектической ориентации. Найдите общее и раз-личное в их представлениях. 
2. Проанализируйте направления семейной психотерапии в зависимости от целей, на которые они направлены. 
Занятие 4. 
Тема: Теоретические подходы в семейной терапии. 
Вопросы для обсуждения 
1. Теоретические конструкты и основная идея стратегической семей-ной терапии. 
2. Структура первой встречи в стратегической семейной терапии. 
3. Классификация заданий. 
4. Семья как базисная человеческая система. 
5. Понятие подсистем и границ в структурной семейной терапии. 
6. Эволюция паттернов взаимодействия. 
7. Семейная терапия, основанная на опыте. 
8. Понятия: индивидуальность, свобода выбора, личностный рост. 
9. Понятие семейной системы и ее динамика. 
10. Системная семейная терапия Боуэна. 
11. Основные положения нарративной терапии и ее цели. 
12. Основные положения интегративной семейной психотерапии 
Задание для выполнения на семинарском занятии: 
Написание рефератов или кроссвордов по ниже приведенным темам.

Занятие 1. 
Тема: Жизненный цикл семьи. 
Вопросы для обсуждения 
1. Период ухаживания 
2. До рождения детей 
3. Рождение детей и взаимоотношения с ними 
4. Фаза стабилизации 
5. Дети покидают дом 

Задание для выполнения на семинарском занятии: 
1. Составить схему наблюдения за семьей, выделить критерии для изу-чения различных сторон взаимодействия членов семьи и определения этапа ее жизненного цикла. 

Занятие 2. 
Тема: Общие вопросы семейной психотерапии 
Вопросы для обсуждения 
1. Цели и задачи семейной психотерапии 
2. Этапы семейной психотерапии 
3. Диагностика в работе с семьей 
Задание для выполнения на семинарском занятии: 
Проанализируйте цели и задачи психолога, его тактику на различных этапах работы с семьей. Сделайте выводы. 

Занятие 3. 
Тема: Основные направления семейной терапии 
Вопросы для обсуждения 
1. История развития семейной терапии. 
2. Особенности психоаналитической теории. 
3. Особенности теории систем (межличностная ориентация). 
4. Эклектическая ориентация. 
Задания для выполнения на семинарском занятии: 
1. Сопоставьте взгляды терапевтов психоаналитической теории, тео-рии систем и эклектической ориентации. Найдите общее и раз-личное в их представлениях. 
2. Проанализируйте направления семейной психотерапии в зависимости от целей, на которые они направлены. 
Занятие 4. 
Тема: Теоретические подходы в семейной терапии. 
Вопросы для обсуждения 
1. Теоретические конструкты и основная идея стратегической семей-ной терапии. 
2. Структура первой встречи в стратегической семейной терапии. 
3. Классификация заданий. 
4. Семья как базисная человеческая система. 
5. Понятие подсистем и границ в структурной семейной терапии. 
6. Эволюция паттернов взаимодействия. 
7. Семейная терапия, основанная на опыте. 
8. Понятия: индивидуальность, свобода выбора, личностный рост. 
9. Понятие семейной системы и ее динамика. 
10. Системная семейная терапия Боуэна. 
11. Основные положения нарративной терапии и ее цели. 
12. Основные положения интегративной семейной психотерапии 
Задание для выполнения на семинарском занятии: 
Написание рефератов или кроссвордов по ниже приведенным темам.

7. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
Задания для самостоятельной работы: провести сеанс сесмейной или детской психотерапии.
Требования к проведению и презентации клинического разбора

Клинический разбор представляет собой доклад исследования, проведенного студентом с клиентом, имеющим невротические или поведенческие нарушения. Исследование строится в рамках определенной психологической школы, например – психоаналитической. Тогда, диагностические методы, применяемые в исследовании, должны быть традиционные для психоанализа (например, метод свободных ассоциаций, психоаналитическое интервью и т.п.), психологическое консультирование и/или психокоррекция также должна быть проведена с позиций психоанализа.

Доклад должен включать в себя:

1. Теоретическую часть и отвечать на вопросы – как в данной психологической школе рассматривается невроз, каковы причины его возникновения, какие диагностические и психокоррекционные методы характерны для этой школы



2. Практическую часть:

  • обоснование выбранных диагностических методик

  • результаты и их интерпретация

  • описание консультативного и/или психокоррекционного приема

  • по возможности – анализ в динамике и посткоррекционная диагностика.

  • после доклада проводится групповая дискуссия.


Требования к реферату

Реферат имеет целью закрепление и проверку знаний, полученных студентами в процессе самостоятельного изучения учебного материала, углубление теоретических, развитие концептуальных и форми¬рование конкретных знаний по проблеме сохранения и развития индивидуального здоровья и формирования основ культуры здоровья личности. 
Структура реферата в общем виде включает: 
• титульный лист 
• содержание 
• введение 
• основную часть 
• заключение 
• список литературы 
• приложения 
Титульный лист является первым листом реферата и оформляется по соответствующей форме. 
К содержанию реферата предъявляются следующие требо¬вания. Со-держание должно включать перечень всех имеющихся в тексте наименова-ний разделов, подразделов и пунктов с соответствующими номерами. Справа от наименований разделов, подразделов и пунктов работы необходимо указывать номера страниц, на которых они начинаются. 
Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, степень ее научной новизны, анализируется объект и предмет исследования, определяется цель и задачи работы, отражается информационная база, методы сбора материала которыми пользовался студент при написании реферата работы. Объем введения 1-2 страницы. 
Основная часть работы посвящена обзо¬ру теоретических положений по выбранной проблематике и может включать от трех до пяти пара-графов. В данной части студенту необходимо раскрыть анализируемую проблему, основываясь на известные исследования в этой области. Если определения или текст переписаны без изменений, то необходимо сделать ссылку на источник. Объем основной части от 15 до 20 страниц. 
В заключении делаются основные выводы по основной части работы, отмечаются проблемы, с которыми столкнулся студент при изучении выбранной темы. Объем должен составлять 1-2 страницы. 
Список литературы должен содержать не менее 10 монографий или учебников и 10 статей, расположенные в алфавитном порядке, и включать в себя все материалы, используемые студентом в процессе написания работы. 
Приложения могут содержать тексты, схемы, таблицы, рисунки, дан-ные статистики, не вошедшие в контрольную работу. Приложения оформляются по необходимости. Совокупный объем реферата – не менее 20 и не более 35 страниц. 
Требования к оформлению реферата 
Контрольная работа оформляется на стандартных листах формата А4 в рукописном или машинописном вариантах. Поля: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 3 см, левое – 1,5 см. Для машинописных вариантов: шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал полуторный, расстояние между буквами обычное, отступ красной строки 1 см. 
Каждая структурная часть реферата начинается с нового листа. Названия структурных частей располагаются на отдельных строках, пишутся симметрично основному тексту и отделяются от него двумя межстрочными интервалами. Заголовки не подчеркиваются, точка в конце названия не ставится. 
Оформление таблиц и рисунков. На таблицу или рисунок должна быть сделана ссылка в тексте непосредственно перед самой таблицей (рисунком). Нумерация таблиц сквозная в рамках главы (первая цифра номера таблицы указывает на номер главы, вторая на порядковый номер таблицы в главе). Порядок нумерации рисунков аналогичен нумерации таблиц. 
Между таблицей и рисунком (двумя таблицами и двумя рисунками) должен содержаться текстовый материал. Размещение двух графических объектов подряд не допускается. 
Оформление ссылок на источники. Ссылка на источник указывает но-мер источника в списке литературы и номер страницы в источнике в квад-ратных скобках. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу (титульный лист и содержание не нумеруются, но считаются, таким образом, введение начинается с 3-ей страницы). 
Порядок сдачи и защиты реферата 
Реферат должен быть сдан до зачетной недели, так как руководитель имеет право проверять его в течение 7 дней, поэтому сдача рефератов в за-четную неделю не допускается. После проверки руководитель может отправить реферат на доработку и сформулировать замечания. После исправления студент должен представить вместе с исправленной работой перечень замечаний руководителя. Если к работе замечаний нет, она до-пускается к защите. В процессе защиты студенту необходимо ответить на вопросы руководителя, касающиеся содержания работы.
Вопросы к зачету
1. Роль и место семейной терапии в контексте современной психологии. 
2. Семейная терапия и смежные дисциплины. 
3. Функции семьи. 
4. Этапы жизненного цикла семьи. 
5. Показания и противопоказания для семейной терапии. 
6. Цели и задачи изучения семьи. 
7. Основные подходы к изучению семьи. 
8. Поэтапная методика изучения семьи. 
9. История развития семейной терапии. 
10. Классификация подходов к семейной терапии. 
11. Психоаналитическая семейная терапия. 
12. Нарушения представлений о семье и ее членах. 
13. Структурная семейная терапии. 
14. Понятия: «холон», «система», «подсистема». Границы подсистем. 
15. Этапы структурной семейной терапия. 
16. Цели структурной семейной терапии. 
17. Дисфункциональные семьи и их особенности. 
18. Стратегическая семейная терапия. 
19. Метафора – как выражение семейной проблемы в стратегической се-мейной терапии. 
20. Иерархии в семейной структуре в стратегической семейной терапии. 
21. Цели вмешательства в стратегической терапии. 
22. Особенности применения прямых заданий в стратегической терапии. 
23. Парадоксальные задания в стратегической терапии. 
24. Терапия тяжелым испытанием в стратегическом контексте. 
25. Структура первой встречи в стратегической семейной терапии. 
26. Понятия: индивидуальность, свобода выбора, личностный рост в се-мейной терапии, основанной на опыте. 
27. Цели терапии, основанной на опыте. 
28. Понятие о семейной системе и ее динамике в системной семейной терапии. 
29. Системная семейная терапия Боуэна. 
30. Нарративная семейная терапия. 
31. Интегративная модель семейной терапии. 
32. Особенности использования техники «симуляция симптома». 
33. Особенности использования техники «пари с подростком». 
34. Парадоксальные техники семейной терапии. 
35. Техника: «парадоксальное письмо» 
36. Техника: «предписанное бездействие». 
37. Молодая семья. Особенности ее функционирования 
38. Особенности функционирования семьи с ребенком преддошкольного, дошкольного и школьного возраста 
39. Особенности функционирования семьи подростка 
40. Этапы повторного брака 
41. Методики, использующиеся для диагностики семьи 
42. Оценка семейных отношений в структурной семейной терапии 
43. Особенности применения стратегической семейной терапии 
44. Способы присоединения в структурной семейной психотерапии 
45. Особенности использования техники «стратегические альянсы» 
46. Особенности использования техники «отпуск». 
47. Особенности использования техники «обмен ролями» 
48. Техника: семейная скульптура 
49. Техника: семейная хореография 
50. Особенности применения «ролевой карточной игры»

Тематика рефератов 
1. Семья как психотерапевт 
2. Супружеское разочарование и его влияние на ребенка 
3. Особенности формирования самооценки в условиях семьи 
4. Для чего нужна семейная терапия? 
5. Стрессы, воздействующие на современную семью 
6. Конфликты в семье и пути их преодоления 
7. Влияние семьи на становление личности 
8. Особенности семей с детьми, болеющими бронхиальной астмой 
9. Семья и больной ребенок 
10. Проблемы семейного благополучия 
11. Семья в отсутствии семьи 
12. Проблемы не полных семей 
13. Семейные игры 
14. Влияние личности терапевта на эффективность семейной терапии. 
15. Возможности интегративного подхода в работе с трудными случаями. 
16. Диагностика семьи как системы: особенности, трудности, задачи, пути решения. 
17. Формирование супружеской пары. Факторы, влияющие на выбор брачного партнера 
18. Супружеское общение: современные подходы к ее изучению. 
19. Качественные характеристики супружеских отношений: совместимость, удовлетворенность браком, устойчивость брака и пр. 
20. Проблемы общения между супругами. 
21. Семья как система смыслов. 
22. Мифология пола человека. 
23. Условия формирования гармоничной личности в семье. 
24. Проблема любви в современной психологии. Отличие любви от влюбленности, привычки, невротической зависимости. 
25. Проявления любви до брака и в браке. 
26. Проблема построения гармоничных супружеских отношений (Как прожить жизнь и не надоесть друг другу). 
27. Влияние самооценки на взаимоотношения в семье. 
8. Образовательные технологии.

При реализации программы дисциплины «Неврозы и нарушения поведения» используются различные образовательные технологии. Аудиторные занятия проводятся в виде: а) лекций разных типов (лекция-диалог, проблемная лекция и др.) с использованием мультимедиа; б) практических занятий (знакомство с различными методами диагностики неврозов, контрольные работы, обсуждение рефератов, ролевые игры, презентации); в) семинаров (обсуждаются основные проблемы неврозологии, разборы клинических случаев, проводятся встречи с ведущими психотерапевтами г.Тюмени).



Самостоятельная работа слушателей подразумевает работу под руководством преподавателя (консультации и помощь в написании рефератов); проведение самостоятельного исследования и представление его на клиническом разборе; индивидуальную работу студента в компьютерном классе Института психологии, педагогики, социального управления (работа с Интернет-ресурсами), работу в Информационно-библиотечном центре ТюмГУ.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

Основная литература:

  1. Кочюнас, Р.. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов/ Р. Кочюнас. - 7-е изд.. - Москва: Академический проект: Фонд "Мир", 2010. - 463 с.  БПЛ(25)

  2. Основные направления современной психотерапии [Электронный ресурс] / М.: Когито-Центр, 2001. - 376 с. - 5-89353-030-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56398  (дата обращения 25.01.2013).

  3. Основы психотерапии. Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «Психология» (бакалавр) [Электронный ресурс] / М.: Директ-Медиа, 2013. - 126 с. - 978-5-4458-3444-1. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210551 (дата обращения 25.01.2013).


Дополнительная литература:

  1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс,2000

  2. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования - СПб.: Питер, 2002

  3. Бюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001

  4. Грюнвальд, Б. Б. Консультирование семьи: [Электронный ресурс] : практич. рук-во : пер. с англ./ Б. Б. Грюнвальд, Г. В. Макаби. - Москва: Когито-Центр, 2004. - 416 с.

  5. Иванова, И. Н.. Основы психокоррекции и психотерапии: учеб. пособие/ И. Н. Иванова; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. - 260 с.

  6. Кочунас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000

  7. Малкина –Пых И.Г. Техники психоанализа и терапии Адлера. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004

  8. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. Пер с англ. – М.: Изд-во Март, 1996

  9. Робин Ж-М, Гештальт-терапия. Перевод с французского И.Я. Розенталь под редакцией Хломова Д.Н., Кедровой Н.Б.- М.:Институт Общегуманитарных Исследований, 2007

  10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека./К.Роджерс. – М., 1994

  11. Роджерс К. Клиентцентрированная терапия. – М.: Рефл-бук, 1997

  12. Сандомирский М. Психосоматика и телесная психотерапия. Практическое руководство.- М.:Независимая фирма «Класс», 2007

  13. Старшенбаум, Г. В. Психолог-Терапевт. Интерактивный: учебник [Электронный ресурс] / Г. В. Старшенбаум. - М.: Директ-Медиа, 2011. - 152 с. - 9785998979194 . Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=70340  (дата обращения 25.01.2013).

  14. Фромм Э. Искусство любить/ Пер. с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева. 2-е изд. – СПб.: Азбука-классика, 2005

  15. Хозиева, М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии/ М. В. Хозиева. - Москва: Академия, 2002. - 320 с.

  16. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия./ Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская/ Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003

  17. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000



9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

http://medpsychology.narod.ru/Knigi/MEDPSY.htm

http://www.psychological.ru/default.aspx?p=22&0a1=559&0o1=0&0s1=0

http://psycholog-school.ru/articles/baby-neurosises.php

http://www.i-u.ru/biblio/archive/burlachok_psi/01.aspx

http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8121.php


10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Для проведения занятий используются следующее оборудование и программные продукты:

- АПК «Mind Reader»,

- автоматизированная программа «Психофизиолог»,



- комплекты диагностических методик.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница