Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 "Психология" очной и заочной форм обучения



страница1/3
Дата01.06.2016
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра медико-биологических дисциплин и

безопасности жизнедеятельности

Н.Н. Гребнева, М.В. Плотникова

Нейрофизиология

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.62 "Психология"

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2013


Гребнева Н.Н., Плотникова М.В. Нейрофизиология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов направления 030300.62 "Психология" очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2013, 23 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Учебно-методический комплекс направлен на формирование необходимых компетенций по курсу «Нейрофизиология» и содержит пояснительную записку, тематический план, необходимые понятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Нейрофизиология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

Зав. кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности


Гребнева Н.Н., д.б.н., профессор

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Гребнева Н.Н., Плотникова М.В., 2013

1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Нейрофизиология» предназначена для создания у студентов целостного представления о строении и функционировании материальной основы психики - центральной нервной системы. В результате его освоения будущие психологи должны уяснить неразрывную взаимосвязь структуры и функции, знать основные морфологические субстраты психических функций.

Целью дисциплины является изучение студентами психологами механизмов деятельности мозга – непременное условие понимания закономерностей функционирования всех систем организма, ибо запуск, контроль, регуляция деятельности этих систем осуществляется прежде всего структурами мозга.

В ходе изучения дисциплины студенты ознакомятся с историей исследования мозга, основными этапами его эволюционного и онтогенетического развития; с основными методами изучения функций мозга; функциями нервной и глиальной клеток; физиологией нервного импульса и синаптической передачи; основами нейрохимии; особенностями функционирования нервных центров.


1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

«Нейрофизиология» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б2.01). Дисциплина осваивается в 2-ом семестре.

Для успешного освоения дисциплины студентам необходимы знания из школьного курса «Анатомия, физиология, гигиена человека».

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для таких курсов как Анатомия и физиология ЦНС, Физиология ВНД и сенсорных систем, Психофизиология, Нейронные механизмы психики, Психогенетика, Психиатрия, Неврология и дефектология; а также для таких дисциплин, как Общая психология, Психодиагностика, Зоопсихология и сравнительная психология, Психология развития и возрастная психология, Введение в клиническую психологию, Дифференциальная психология.


1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:



общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);



профессиональными компетенциями (ПК):

способностью и готовностью к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13).
Карта компетенций дисциплины Нейрофизиология


Код

Формулировка компетенции

Результаты обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий

Оценочные средства

минимальный

базовый

повышенный







ОК-2

способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии

Знает:

иерархию структурных элементов материи на примере организма человека;

механизмы взаимодействия физических, химических и биологических процессов в нервной системе;

биологические основы психики, социального поведения человека

онтогенетические закономерности овладения культурой


Обладает минимальным уровнем знаний о биологических основах психики человека

Знает механизмы взаимодействия физических, химических и биологических процессов в нервной системе;

биологические основы психики, социального поведения человека



Знает иерархию структурных элементов материи на примере организма человека;

механизмы взаимодействия физических, химических и биологических процессов в нервной системе;

биологические основы психики, социального поведения человека

онтогенетические закономерности овладения культурой



лекции, семинарские занятия, реферат

контрольная работа, защита реферата

Умеет:

работать с изображениями структур головного и спинного мозга, их взаимным расположением и связями между анатомическими структурами их функционированием и психическими функциями



Обладает минимальным уровнем умений работать с изображениями структур головного и спинного мозга

Умеет работать с изображениями структур головного и спинного мозга, их взаимным расположением и связями между анатомическими структурами их функционированием

Умеет работать с изображениями структур головного и спинного мозга, их взаимным расположением и связями между анатомическими структурами их функционированием и психическими функциями

Практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа, интерактивные формы

реферат, отчет по лабораторной работе

Владеет:

системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях



Владеет системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой в минимальном объеме

Владеет системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой в достаточном объеме

Владеет системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой

семинарские занятия, реферат, интерактивные формы

ответ на семинаре, заслушивание и обсуждение рефератов

ПК-7

способностью и готовностью к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях

Знает строение и функциональную организацию мозговых субстратов познавательной и мотивационно-волевой сферы, сознания, психомоторики, функциональных состояний в норме и при психических отклонениях

Знает строение и функциональную организацию мозговых субстратов ВПФ в минимальном объеме

Знает строение и функциональную организацию мозговых субстратов познавательной и мотивационно-волевой сферы, сознания, психомоторики, функциональных состояний в норме

Знает строение и функциональную организацию мозговых субстратов познавательной и мотивационно-волевой сферы, сознания, психомоторики, функциональных состояний в норме и при психических отклонениях

лекции, семинарские занятия, реферат

контрольная работа, защита реферата

Умеет выявлять признаки нарушения функций нервной системы, их проявления в расстройствах познавательной и мотивационно-волевой сферы, сознания, психомоторики, функциональных состояний

Умеет выявлять признаки грубых нарушения функций нервной системы

Умеет выявлять признаки грубых нарушения функций нервной системы, их проявления в расстройствах познавательной и мотивационно-волевой сферы, сознания, психомоторики, функциональных состояний

Умеет выявлять признаки нарушения функций нервной системы, их проявления в расстройствах познавательной и мотивационно-волевой сферы, сознания, психомоторики, функциональных состояний

Практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа, интерактивные формы

реферат, отчет по лабораторной работе

Владеет навыками исследования функционального состояния нервной системы

Владеет навыками исследования функционального состояния нервной системы в минимальном объеме

Владеет навыками исследования функционального состояния нервной системы в достаточном объеме

Владеет навыками исследования функционального состояния нервной системы, способен творчески их применять для решения нестандартных задач

семинарские занятия, реферат, интерактивные формы

ответ на семинаре, заслушивание и обсуждение рефератов

ПК-13

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях

Знает основные виды и механизмы нарушений психической деятельности при функциональных и органических поражениях мозга

Знает основные виды и механизмы нарушений психической деятельности при функциональных и органических поражениях мозга в минимальном объеме

Знает основные виды и механизмы нарушений психической деятельности при функциональных и органических поражениях мозга в достаточном объеме

Знает основные виды и механизмы нарушений психической деятельности при функциональных и органических поражениях мозга

лекции, семинарские занятия, реферат

контрольная работа, защита реферата

Умеет применять полученные знания для решения научных и практических задач в прикладных областях психологии

Умеет применять полученные знания для решения практических задач в прикладных областях психологии в минимальном объеме

Умеет применять полученные знания для решения практических задач в прикладных областях психологии

Умеет применять полученные знания для решения научных и практических задач в прикладных областях психологии

Практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа, интерактивные формы

реферат, отчет по лабораторной работе

Владеет навыками использования физиологических знаний в различных отраслях психологии

Владеет навыками использования физиологических знаний в различных отраслях психологии в минимальном объеме

Владеет навыками использования физиологических знаний в различных отраслях психологии в достаточном объеме

Владеет навыками использования физиологических знаний в различных отраслях психологии

семинарские занятия, реферат, интерактивные формы

ответ на семинаре, заслушивание и обсуждение рефератов

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • Знать:

основные методы изучения строения и функций нервной системы, строение и функции нервной клетки, основные закономерности функционирования нервных сетей и нервных центров, морфофункциональную организацию центральной нервной системы, устройство и функции вегетативной нервной системы.

  • Уметь:

Применять полученные знания при изучении функционирования психики в норме и патологии.

  • Владеть:

навыками работы с рисунками, муляжами, планшетами и таблицами методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, владеть основными методами и приемами исследования функций нервной системы.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 2. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Из них 18 лекционных, 18 практических и семинарских, 18 лабораторных, 54 самостоятельной работы. Предусмотрено выполнение контрольной работы.


3. Тематический план.

3.1. Для студентов очной формы обучения.

Таблица 2.

Тематический план



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

из них в интерактивной форме, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Модуль 1

1.

Введение

1

1

1

1

6

1

9

0-6

2.

Возбудимые ткани

2-3

2

2

2

4

2

10

0-8

3.

Общий план строения нейрона

4-5

1

1

1

4

2

7

0-6




Всего_____4__4__4'>Всего




4

4

4

14

5

26

0-20

Модуль 2

4.

Строение мембраны. Мембранный транспорт

6-7

2

2

2

6

2

12

0-11

5.

Мембранные потенциалы

8

1

1

1

4

2

7

0-9

6.

Синапс и синаптическая передача. Медиаторы

9-10

2

2

2

5

1

11

0-10

7.

Глиальные клетки

11

2

2

2

5

1

11

0-10




Всего




7

7

7

20

6

41

0-40

Модуль 3

8..

Рефлекс. Рефлекторный принцип работы ЦНС

12-13

2

2

2

4

3

10

0-10

9.

Нервные сети и закономерности их работы

14-16

4

4

4

10

3

22

0-20

10.

Нервные центры и законы их функционирования

17-18

1

1

1

6

1

9

0-10




Всего




7

7

7

20

7

41

0-40




Итого (часов, баллов):




18

18

18

54




108

0 – 100




из них часов в интерактивной форме




6

15







18








Таблица 3.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикум

другие формы




Модуль 1

1.




0-1

0-1







0-2

0-2
















0-6

2.

0-2

0-1

0-1

0-2

0-2






















0-8

3




0-1

0-1

0-2




0-2



















0-6

Всего

0-2

0-3

0-3

0-4

0-2

0-4

0-2
















0-20

Модуль 2

4.

0-2

0-1

0-1

0-2

0-2

0-1

0-2
















0-11

5.

0-2

0-1

0-1

0-2

0-2

0-1



















0-9

6

0-2

0-1

0-1

0-2

0-1

0-1

0-2
















0-10

7

0-2

0-1

0-1

0-2

0-1

0-1

0-2
















0-10

Всего

0-8

0-4

0-4

0-8

0-6

0-4

0-6
















0-40

Модуль 3

8

0-2

0-1

0-1

0-2




0-2

0-2
















0-10

9

0-4

0-2

0-2

0-2

0-4

0-4

0-2
















0-20

10

0-2

0-1

0-1

0-2

0-2

0-2



















0-10

Всего

0-8

0-4

0-4

0-6

0-6

0-8

0-4
















0-40

Итого

0-18

0-11

0-11

0-18

0-14

0-16

0-12
















0 – 100


Таблица 4.

Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные







Модуль 1

1

Введение

работа с литературой, источниками;

проверочный тест по модулю;

реферат;

подготовка заданий для семинарских занятий



Составление презентации (по выбору)

1

6

0-6

2

Возбудимые ткани

2-3

4

0-8

3

Общий план строения нейрона

4-5

4

0-6




Всего по модулю 1:










14

0-20

Модуль 2

4

Строение мембраны. Мембранный транспорт

работа с литературой, источниками;

подготовка конспектов;

проверочный тест по модулю

реферат;


подготовка заданий для семинарских занятий

Составление презентации (по выбору)

6-7

6

0-11

5

Мембранные потенциалы

8

4

0-9

6

Синапс и синаптическая передача. Медиаторы

9-10

5

0-11

7

Глиальные клетки

11

5

0-11




Всего по модулю 2:










20

0-40

Модуль 3

8

Рефлекс. Рефлекторный принцип работы ЦНС

работа с литературой, источниками

подготовка конспектов;

проверочный тест по модулю;

реферат;


подготовка заданий для семинарских занятий

Составление презентации (по выбору)

12-13

4

0-10

9

Нервные сети и закономерности их работы

14-16

10

0-20

10

Нервные центры и законы их функционирования

17-18

6

0-10




Всего по модулю 3:










20

0-40




ИТОГО:




54

0 – 100


3.2. Для студентов заочной формы обучения

Таблица 5.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница