Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» очной формы обучения «подготовлено к изданию»



Скачать 441.93 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2016
Размер441.93 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Л.М. Волосникова

__________ _____________ 2013 г.
Экспериментальная психология

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.62 «Психология»

очной формы обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»

Авторы работы ___________________И.А. Видт __________________ В.В. Гришин

«15» сентября 2013 г.


Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии

«18» сентября 2013 г., протокол № 2



Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»

Объем 15 стр.

Зав. кафедрой _________________ Е.Л. Доценко

«18» сентября 2013 г.


Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики

«15» октября 2013 г., протокол № 2


Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель УМК ________________ А.В. Арефьева

«15» октября 2013 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зав. отделом БПЛ ____________________ Л.И. Локоман

«12» ноября 2013 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зав. методическим отделом УМУ_____________ И.Ю. Фарафонова

«______»_____________2013 г.



Видт И.А., Гришин В.В. Экспериментальная психология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300.62 «Психология» Тюмень, 2013


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Экспериментальная психология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

заведующий кафедрой общей и социальной психологии Доценко Е.Л.

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Видт И.А., Гришин В.В., 2013.

1.Пояснительная записка


    1. Цели и задачи курса

Цель курса – обеспечение освоения студентами представлений о сущности научно-исследовательской работы, знаний и умений по организации и проведению и описанию результатов научных исследований.

Задачами изучения курса являются:

Знакомство студентов с основными категориями и понятиями экспериментальной психологии.

Освоение студентами классических и современных подходов к решению некоторых психологических проблем.

Освоение и применение на практике студентами методов экспериментального исследования психики животных, сознания, поведения человека.

Формирование у студентов основ профессионального мышления психологов.


    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «Экспериментальная психология» предназначен для студентов 3-го курса Института психологии и педагогики. Данная дисциплина реализуется в рамках направления 030300.65 «Психология» и относится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины», федеральный компонент.

В результате освоения дисциплины «Экспериментальная психология» студент должен:



  • Знать: основные понятия экспериментальной психологии, историю становления экспериментальной психологии, представления о различных экспериментальных планах (доэкспериментальные, экспериментальные, квазиэкспериментальные), иметь представление о сущности научно-исследовательской работы, принципам организации, проведения и описания результатов научных исследований.

  • Уметь: самостоятельно работать с научной литературой по проблеме исследования, организовать и провести научное исследование, описать результаты научных исследований,написать научную статью по результатам исследования.

  • Владеть: навыками поиска и работы с научной литературой по проблеме исследования, организации и проведения научного исследования, описания и интерпретации результатов научных исследований, написания научной статьи по результатам исследования

1.Структура и трудоемкость дисциплины.



Семестр 6. Форма промежуточной аттестации: экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов.
2.Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план




Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские (практические занятия)*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*







1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1






















1.

Введение в методологию науки

1-3

6

6

4

19

35

0-15

2

Методология психологического исследования

4-6

6

6

4

19

35

0-15




Всего

1-6

12

12

8

38

70

0-30




Модуль 2






















1.

Методология психологического исследования

7-9

6

6

4

19

35

0-13

2

Эксперимент как метод психологического исследования

10-12

6

6

2

19

33

0-21




Всего

7-12

12

12




38

68

0-34




Модуль 3






















1.

Эксперимент как метод психологического исследования

13-17

10

10

2

20

42

0-36




Всего

13-17

10

10

2

20

42

0-36




Итого (часов, баллов):




34

34

16

96

180

0 – 100

*- если предусмотрены учебным планом ООП.
Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


темы

Устный опрос

Письменные работы

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

ответ на семинаре

Деловая игра

констект

Задание для сам работы

отчет

Программа

STATISTICA



Модуль 1

Введение в методологию науки

0-3

0-6




0-6







0-15

Методология психологического исследования

0-3

0-6

0-2




0-4




0-15

Всего

0-6

0-12

0-2

0-6

0-4




0-30

Модуль 2

Методология психологического исследования

0-3

0-6




0-4







0-13

Эксперимент как метод психологического исследования

0-3

0-6

0-10




0-2




0-21

Всего

0-6

0-12

0-10

0-4

0-2




0-34

Модуль 3

Эксперимент как метод психологического исследования

0-6

0-8

0-6




0-6

0-10

0-36

Всего

0-6

0-12

0-6




0-6

0-10

0-100

Итого

0-18

0-32

0-18

0-10

0-12

0-10

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1

Введение в методологию науки




Задание для сам работы

1-3

19

0-6

1.2

Методология психологического исследования

Конспект

отчет





4-6

19

0-6




Всего по модулю 1:




0-12

Модуль 2
















2.1

Методология психологического исследования




Задание для сам работы

7-9

19

0-4

2.2

Эксперимент как метод психологического исследования

Конспект

отчет





10-12

19

0-12




Всего по модулю 2:




0-16

Модуль 3
















3.1

Эксперимент как метод психологического исследования

Конспект

Отчет


Программа

STATISTICA









20

0-18




Всего по модулю 3:




0-18




ИТОГО:

96

46




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

1.

Курсовая работа

+

+

+

2.

Производственная практика

+

+

+

3

Преддипломная практика

+

+

+

4

Выпускная квалификационная работа

+

+

+

  1. Содержание дисциплины.

Тема 1. Введение в методологию науки

Наука как особая форма психологического познания. Основные парадигмы исследования в психологии. Идеографический и номотетический подходы к исследованию. Использование сложившихся нормативов научного мышления и критерии научности. Эмпирический и теоретический уровень познания. Научное сообщество, личность ученого.

Соотношение понятий “факт” и “явление”. Различные философские подходы к интерпретации понятия “факт”. Требования, предъявляемые к научному факту. Проблема взаимовлияния рационального и эмпирического, теории и регистрируемых фактов. Различие эмпирических и теоретических понятий, описательные и объяснительные термины.

Понятие метода науки. Требования, предъявляемые к научному методу. Основные методы психологии (классификации Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинина, Е.Л. Доценко). Эксперимент как один из методов психологии. Специфика психологических экспериментов (в отличие от естественно-научных и поведенческих). Психологическое понимание причинности. Взаимосвязи теоретической интерпретации и схемы исследования. Возможности и ограничения экспериментального метода.

Познание как процесс. Логика научного исследования. Эмпирический, теоретический и прикладной этапы процесса научного познания. Основные этапы исследования. Цели и задачи теоретических и эмпирического этапа исследования. Основные проблемы, возникающие на всех этапах проведения исследования. Проблема поиска темы (идеи) эксперимента. Технология обзора литературы по теме и выяснения степени разработанности проблемы. Принципы формирования выборки испытуемых. Стратегии отбора испытуемых в группы.

Тема 2. Методология психологического исследования

Объект и предмет психологии. Психическое и физическое в определении предмета психологии. Принятие решения с позиций логического позитивизма и философии прагматизма. Поведение в качестве предмета научной (экспериментальной) психологии. Вопрос о субъекте поведения. Личность, поведение, ситуация как ведущие концепты психологической науки. Понимание поведения в терминах взаимодействия личности и ситуации.

Понятие переменных. Виды переменных и способы их контроля. Виды независимых переменных. Понятие уровней независимых переменных. Специфика субъектных независимых переменных. Операционализация переменных как условие реализации экспериментального метода. Проблема репрезентативности "психологических" переменных и опытных данных.

Понятие гипотезы исследования. Требования к выдвижению гипотез. Индуктивные, дедуктивные и комбинированные по характеру выдвижения гипотезы. Теоретические, эмпирические и статистические гипотезы. Экспериментальные и альтернативные гипотезы. Виды гипотез с различным количеством переменных. Экспериментальные и квазиэкспериментальные гипотезы.

Проблема определения качества эксперимента. Мысленные образцы экспериментов (по Р. Готтсданкеру): безупречный эксперимент, идеальный и бесконечный эксперименты, эксперимент полного соответствия. Оценка реальных экспериментов на основе их сравнения с мысленными образцами. Понятие валидности и ее виды. Угрозы внутренней и внешней валидности (по Д. Кемпбеллу). Эффект смешения и способы его контроля. Понятие репрезентативности и ее виды.

Специфика человека как субъекта и объекта исследования. Эффекты влияния экспериментатора и испытуемого на ход и результаты исследования. Способы контроля эффектов. Этические требования к психологу во время проведения эмпирических исследований на животных и человеке. Согласие на участие испытуемых в эксперименте. Этика отношений в научном сообществе. Этические стандарты Российского психологического общества и Американской психологической ассоциации.



Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница